Главная страница
Навигация по странице:

  • Петражицкий Д.И. Теория государства и орава в связи с теорией нравственности

  • (.А. ШТМШИЙ с. У. ШТЯШСШ

  • 1.1. ПЕТРАЖНЦКИЙ

  • Нарушение правовых и нравственных обязанностей [неисполнение нравственных и правовых обязанностей и

  • 11.11. ОЕШНЩШ

  • Уважение закона принадлежит законодательному сословию


    Скачать 1.36 Mb.
    НазваниеУважение закона принадлежит законодательному сословию
    Дата26.07.2021
    Размер1.36 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла33__33__33__33__33__33__33__33__33__33__33_KhRESTOMATIYa_RAD_KO_.doc
    ТипЗакон
    #225385
    страница12 из 24
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   24

    | Решающее значение атрибутивной функции в праве
    [исполнение требований нравственности и права]

    Петражицкий Д.И. Теория государства и орава в связи с теорией нравственности

    Сообразно атрибутивной природе правовых эмо-| импульс в пользу исполнения правового долга

    IT характер давления в пользу того, чтобы другой кроне, управомоченному, было доставлено то, что ему 433



    (.А. ШТМШИЙ

    с.
    У. ШТЯШСШ




    дение требований нравственности — не подлежит принудительному осуществлению. Сторонники психо­логической теории права усматривают эту разницу в том, что правовые, душевные переживания имеют дву­сторонний повелительно-предоставительный харак­тер, а нравственные — только односторонний пове­лительный характер. Наряду с этим у защитников этих теорий мы встречаем учение о том, что то или иное содержание совершенно безразлично для правовых представлений: как явление, имеющее чисто формаль­ные признаки, право приравнивается к действитель­но совершенно безразличным в нравственном отно­шении явлениям и предметам. У сторонников взгляда на право, как орудие государственной власти, мы находим сравнение права с орудиями повседневной и технически-промышленной жизни, напр., с топором, которым можно и исполнить полезную работу, и убить человека, или с динамитом, который может послужить и созидательным, и разрушительным целям [..^.Одна­ко наиболее ярким показателем того, как противопо­ложны могут быть воззрения на отношение между правом и нравственностью, служат взгляды на право Л.Н. Толстого, который считает право безусловным злом и явлением безнравственным, так как оно при­бегает к принуждению, т. е. насилию над человеком. Но, с другой стороны, с тех пор как возникли общие размышления о праве, всегда высказывался взгляд, что подлинное существо права безусловно этично, как бы ни уклонялись отдельные, фактически действую­щие правопорядки от требований нравственности. Это учение о далеко не безразличном, а глубоко нрав­ственном характере права в его подлинной сущности особенно энергично и последовательно отстаивалось школой естественного права. Среди современных нам теорий права, наряду с вышеуказанными учениями, видящими свою задачу в противопоставлении права нравственности, можно указать и учения, настаиваю­щие на том, что в своей основе право имеет нрав­ственный характер. Если у нас со стороны Л.Н. Тол­стого нравственный характер права подвергся, может 4/4 быть, наиболее решительному отрицанию, то и самый

    выдающийся наш философ, B.C. Соловьев, выступил с особенной энергией на защиту нравственной связи между правом и нравственностью. Связь эту стараются расторгнуть не только те, кто, подобно Л.Н. Толстому, исходит из абсолютного значения нравственных начал, но и те, кто, подобно Б.Н. Чичерину, исходит из прямо противоположного утверждения об абсолютном значе­нии правового начала. B.C. Соловьев в своем этюде «Право и нравственность», который в переработанном виде вошел и в его основное философское сочинение «Оправдание добра», одинаково восстал против всех учений, расторгающих союз между правом и нравствен­ностью. Вместе с тем он привел неопровержимые дока­зательства в пользу того, что подлинное существо права обладает нравственным характером. Однако это корен­ное свойство права, роднящее его с нравственностью, определяется различными учеными далеко не одинако­во. Одни учат, что право заключает в себе тот минимум нравственных требований, который обязателен для всех; другие готовы даже доказывать, что все несогласное с требованиями нравственности в действующих правопо-рядках не есть право; наконец, третьи считают, что толь­ко в процессе культурного развития — углубления че­ловеческого самосознания и творчества новых обще­ственных форм может быть достигнута полная гармония права и нравственности.

    Уже перечисленные и кратко охарактеризован­
    ные нами теории права показывают, как глубоки про­
    тиворечия во взглядах относительно существа права
    и основных его свойств, высказываемые в современ­
    ной научно-правовой и философской литературе.
    Противоречия эти будут делаться все более много­
    численными и разносторонними, чем дальше мы
    будем рассматривать различные учения о праве.
    Такое состояние современных научно-правовых те­
    орий очень часто вызывает крайне пессимистичес­
    кое отношение к самой науке о праве. Однако доста­
    точно установить причину неудовлетворительного
    состояния современного научного знания о праве,
    Чтобы убедиться в том, что пессимизм здесь совер­
    шенно неуместен. 4/5





    61КШЯШШЙ

    Если различные ученые и мыслители приходят к прямо противоположным решениям основных вопро­сов, касающихся существа права, то это объясняется тем, что не выяснен и не решен предварительный вопрос о характере самой науки о праве. Последняя слагалась под различными влияниями, созданными посторонними для нее научными течениями и не имев­шими прямого отношения к ее основным свойствам. Эта зависимость науки права от самых разнообразных идейных течений и привела к тому, что, в ней накопи­лась такая масса противоречащих друг другу теорий.

    Наиболее часто наука о праве обосновывается и построяется на тех идеях и на том материале, которые вырабатываются в догматической юриспруденции. Это вполне понятно, так как разработкой науки о праве заняты, главным образом, юристы, интересы которых сосредоточены в догматическом изучении и исследо­вании права. У нас типичным примером такого обосно­вания и ориентировки науки о праве на идеях и мате­риале, доставляемых догматической юриспруденцией, может служить «Общая теория права» Г.Е. Шершене-вича. Книга Г.Е. Шершеневича выросла из общей час­ти его «Курса гражданского права»; отделы ее, посвя­щенные праву, воспроизводят в существенных чертах высказанное автором при систематическом исследова­нии и изложении гражданско-правовой догматики. Правда, сам Г.Е. Шершеневич, несомненно, стремился дать более широкое общефилософское и антрополого-социологическое обоснование своей общей теории права. Устанавливая свою задачу, он указывает на то, что «философия права не может быть построена но одних юридических науках, и что «право, в его целом, есть понятие социологическое, а не юридическое». Но выполнение этой задачи не удалось Г.Е. Шершеневи-чу, и в его книге мы не находим «права в его целом», а только ту сторону его, которая интересует юриста-1 догматика. Как по методу, так и по материалу «Общая теория права» Г.Е. Шершеневича оказалась ориенти­рованной по преимуществу на юридической догмати­ке. Поэтому и понимание сущности права в ней чисто 4/0 юридико-догматическое; оно ограничено представле-

    п. кшшесш

    нием о том, что к праву относятся только те нормы, которые подлежат ведению судебных инстанций, т. е. главным образом гражданское и уголовное право; на­против, большая часть государственного и междуна­родного права и все; обычно-правовые нормы, относи­тельно применения которых не состоялось еще судеб­ного решения, исключены, согласно этому взгляду, из сферы права.

    Наряду с ориентировкой науки о праве на догма­тической юриспруденции мы находим в научно-пра­вовой литературе и ориентировку ее на других специ­альных научных дисциплинах: в одних случаях ее ори­ентируют на социологии, в других — на психологии. К периоду особой популярности у нас социологии, т. е. к концу семидесятых годов, относится замечатель­ная по своей последовательности разработка основных проблем науки о праве с социологической точки зре­ния, представленная С.А. Муромцевым в его сочине­нии «Определение и основное разделение права». В об­щем, та же социологическая точка зрения на право положена в основание и получившего у нас большое распространение сочинения В.М. Коркунова «Лекции по общей теории права», но в нем менее последова­тельно проведено чисто социологическое истолкование правовых явлений, так как сделаны большие уступки и >ридико-догматическому направлению. Напротив, те­перь, когда громадное значение придается психологии, п психологическое истолкование всего, что касается человека, считается многими по преимуществу науч­ным, наибольшее внимание обращает на себя психо­логическая теория права. У нас она представлена луч­ше, чем в других западно-европейских литературах, слагодаря замечательному труду Л.И. Петражицкого «Теория права и государства в связи с теорией нрав­ственности». Само собой понятно, что, как только ме­няется научная дисциплина, которая служит для ори-вггировки науки о праве, тотчас же изменяется и взгляд пи то, к какой области явлений надо причислить право. Тмким образом, в зависимости от признания той или иной области научного знания исходной для построе­ния науки о праве одни ученые причисляют право к 47/



    и. пешими

    государственно-повелительным явлениям, другие — к социальным, а третьи — к явлениям психическим. С другой стороны, в соответствии с различными точ­ками зрения на характер самой науки о праве решает­ся и вопрос о том, где провести границу между право­выми и неправовыми явлениями. Вполне естественно, что ученые, придерживающиеся взгляда на право как на социальное явление, считают, по преимуществу, правовым все то, что составляет социальную сторону права, все же, не относящееся к ней, они так или ина­че исключают из области права. Напротив, сторонни­ки психологической теории права ограничивают об­ласть права лишь душевными переживаниями, а все остальное в праве они объявляют не правом; для боль­шей же убедительности своей новой классификации явлений, связанных с правом, они отвергают всю ста­рую терминологию и придумывают свои собственные новые термины. Этим путем и получается вся та масса крайне противоречивых решений основных вопросов относительно существа права, на которую мы указали выше, как на наиболее характерную особенность со­временного состояния научного знания о праве.

    Все выше рассмотренные теории права, несомнен­но, свидетельствуют о том, что науку о праве можно ориентировать и на догматической юриспруденции, и на социологии, и на психологии. Но возможность ори­ентировки науки о праве на столь противоположных научных дисциплинах, как по их предмету исследова­ния, так и по их методу, заставляет признать эту воз­можность лишь фактически осуществляемой, а не на­учно оправдываемой. В самом деле, если эти ориенти­ровки могут производиться на таких не похожих друг на друга областях знания, как, напр., социология и психология, то ни одна из них не является правильной. Однако все-таки они осуществимы, и порознь каждая из них приводит к очень интересным научным резуль татам. Только все вместе они превращают науку о прав< | в собрание взаимно противоречащих и исключающих друг друга теорий и взглядов. Все эти факты заставля ют нас прийти к заключению, что ориентировка науки о праве на какой-нибудь одной специальной дисцин

    51 ШПШКИЙ

    лине гуманитарно-научного знания методологически неправильна; ввиду же того, что эта ориентировка на каждой из гуманитарных наук все-таки возможна и приводит к известным научным результатам, хотя лишь частично верным, — естественно сделать предположе­ние, что науку о праве следует ориентировать на всей совокупности гуманитарных наук. Очень важным до­водом в пользу этого методологического требования может служить и то соображение, что право не может быть отнесено только к одной стороне культурной жизни человека, т. е. или к государственной организа­ции, или к общественным отношениям, или к душев­ным переживаниям, так как оно одинаково связано со всеми ими.

    Однако чрезвычайно легко выставить требование ориентировать науку о праве на всей совокупности гуманитарно-научного знания, но осуществить его очень трудно. Гуманитарные науки не представляют из себя единую и цельную область научного знания, а состоят из простой суммы наук о человеке и его куль­турной жизни. Если мы будем последовательно или попеременно ориентировать науку о праве на каждой отдельной дисциплине, относящейся к области гума­нитарных наук, стремясь притом не оставить ни одной из них в стороне, то мы получим не синтетически цель­ный, а лишь эклектический, сборный результат. Дей­ствительно, элементы эклектизма довольно сильны в научной литературе о праве: особенно много их в те­оретических построениях Н.М. Коркунова; присут­ствие их сказывается в некоторых уступках социо­логическому направлению в «Общей теории права» I.E. Шершеневича; один Л.И. Петражицкий вполне последователен в проведении психологической точки врения на право, что и приводит его часто к парадок­сальным выводам. Но, помимо эклектизма, идя по пути ориентировки науки о праве на всех гуманитарных на­уках, мы натолкнемся на совершенно неразрешимое противоречие: ведь наука о праве является тоже одной им гуманитарных наук и в принципе должна быть при­чинна равноправной со всеми ими; следовательно, если мы будем ориентировать науку о праве на каждой из 4/а

    1.1. ПЕТРАЖНЦКИЙ

    II ПЕТРДЖИЦКНН


    ся осуществляемойатрибутивной функции, независимо от того, какие мотивы побудили обязанного к заботливо му усмотрению: сознание долга или личный интерес:, стремление заслужить одобрение, получить орден или иную награду и проч.; но притязание управомоченного направлено здесь на психическое, внутреннее поведо ние, а не чисто внешние акты. Следует вообще ясно различать два совершенно различных вопроса: вопрос о том, что требуется от обязанного для управомоченноп > (куда относятся разные внешние и внутренние дей ствия), вопрос о том, какое значение имеют мотивы, побуждения, по которым совершается требуемое (внуг реннее или внешнее действие) [...].

    Нарушение правовых и нравственных обязанностей

    [неисполнение нравственных и правовых обязанностей и вызываемые этим реакции в области нравственней и правовой психики]

    Петражицкий Л.И. Теория государства и орава в связи с теорией нравствевввсти

    Для познания характерных свойств и причинных тенденций правовой и нравственной психики важно, далее, изучение психических процессов, вызываемых нарушением правовых и нравственных обязанностей в психике нарушителя и окружающих.

    Некоторые последствия нарушения долга, соответ ственно общим, родовым, свойствам всех этически переживаний, как правовых, так и нравственных, я ляются общими для права и нравственности.

    Так, действующие вследствие таких или иных, данный момент боле сильных, эмоциональных влеч ний («искушений») вопреки своему этическому (пра­вовому или нравственному) сознанию, вопреки «голи су совести», переживают внутренние эмоциональны и коллизии, приступы и усиления этических, авторитет но-порицательных по адресу избираемого поведен н I эмоций и соответственные внутренние беспокойства отрицательные чувства (страдания), парализующая и

    отравляющая, соответственно своей силе, удоволь­ствия, доставляемые удовлетворением оказавшихся более сильными эмоциональных влечений и т. д [...]. Но, затем, сообразно специфическому различию эмоций правовой и нравственной психики, имеются и специфические различия в области реакций на нару­шения.

    Особенно важные для общей познавательной ори­ентировки в мир права и нравственности различия этого рода касаются психики окружающих и прежде всего и главным образом психики противостоящих обязанным: в области права в качестве субъектов под­лежащего права, в области нравственности в качестве адресатов (дестинаторов) соответственного поведения. Здесь следует отметить существование двух следу­ющих тенденций (психологических законов), специаль­но свойственных праву в отличие от нравственности. 1. стремление достигнуть осуществления права независимо от желания или нежелания обязанного.

    Вследствие атрибутивной природы правовых эмо­ций то, к чему обязана одна сторона, сознается предо­ставленным с высшим авторитетом другой стороны, как ничто ей должное и подлежащее доставлению незави­симо от доброй воли и усмотрения обязанного.

    Сообразно с этим за обязанным не признается свобода усмотрения исполнить или не исполнить. С дру­гой стороны должно быть доставлено то, что ей причи­тается, и если обязанный не желает этому подчинить­ся, то это представляется нетерпимым и недопустимым произволом по отношению к этой другой стороне. Создается потребность и возникает стремление заста-иить обязанного подчиниться или достигнуть осуществ­ления права помимо него.

    Это свойство правовой психики проявляется в розных формах во внешнем поведении управомочен-м их и других и отражается в самом содержании права В виде нормировки соответственного поведения [...].

    В области нравственной психики, сообразно чисто императивной природе, признается свобода выбора поведения со стороны обязанного, и не только физи­ческое принуждение, но и словесное понуждение в 441

    л.и. ЛЕТРшда!

    Л.И. ПЕТРДЖИЦКНЙ


    виде заявления соответственных требований, притяза­ний, сознается как нечто неуместное и противное при­роде подлежащей этики.

    Соответствующая атрибутивной природе правовой психики потребность и стремление достигнуть достав­ления причитающегося управ омоченному, независимо от такого или иного отношения к этому обязанного, проявляются в разных формах в области права не толь­ко при наступлении времени исполнения и в случай нежелания обязанного исполнить, айв более ранних стадиях. Сюда относятся разные предпринимаемые при установлении правовых обязанностей по догово­ру и т. д. миры обеспечения доставления следуемого управомоченному, залог, поручительство и т. д., явле­ния специально свойственные праву и чуждым нрав­ственности, а равно разные формы приноровления со­держания общих норм права и их комбинаций к тому, чтобы по возможности наперед обеспечить управомо-ченным то, что им причитается.

    В литературе о праве и нравственности существу­ет и играет большую роль учение, по которому общим и отличительным признаком права является «прину­дительность», «принудительная сила» подлежащих норм и т. д.[...].

    2. Одиозно-репрессивные тенденции правовой пси­хики. Мирный характер нравственности.

    По общим законам эмоциональной психики такие действия других по отношению к субъекту, которые последнему представляются причинением со стороны другого добра, плюса, благодеянием, имеют тенденцию вызывать в психике этого субъекта каритативные, бла­гожелательные и благодарственные эмоции; напротив, такие действия других по отношению к субъекту, кото­рые ему представляются причинением зла, вреда, минуса, агрессивными действиями и посягательства­ми, имеют тенденцию возбуждать эмоциональные ре­акции противоположного характера, одиозные, зло­стные и мстительные эмоции.

    Эти эмоциональные состояния имеют тенденцию

    распространяться и на окружающих субъекта, по-

    442 скольку они с ним психически солидарны.

    В области правовой психики, вследствие атрк
    тивной природы, исполнение со стороны обязан^ ^у
    хотя бы оно было доставлением чего либо весьма к *Ъ,
    ного, представляется по отношению к другой ctoj^*i-
    не причинением плюса, добра, не благодеянием, a tvT*te
    ко не лишением того, что ей с высшим авторит^Ч-
    предоставлено, получением со стороны «своего» (sk °)m
    tribuere— snum accipere); неисполнение со стор^%
    обязанного сознается, как лишение другой стор^Чг
    того, что ей причитается, как причинение мину\i
    ущерба (laesio), как посягательство, агрессивное д\
    ствие. *t-

    Иное психическое положение получается в об^
    случаях (исполнения и неисполнения) в области н$Л
    ственности. Вследствие чисто императивной прир^^-
    этой ветви человеческой этики доставление чего-л^З
    со стороны обязанного, хотя и сделанное во исподк ^
    ниё нравственного долга, представляется не достав»^4
    иием причитающегося, не получением другим «св<Л
    го», а плюсов, благодеянием; неисполнение не пр*^
    Ставляется причинением ущерба, минуса, не сознае'Д
    как агрессивное действие. *>

    Сообразно с этим и с указанными общими закоь ми эмоциональной психики, и эмоциональной реак% На исполнение и на неисполнение долга со стороь*1 обязанного имеют различный характер в области нр^ Ственной и в области правовой психики.

    В области нравственной психики действует в см чаях доставления другими каких-либо материальнач выгод или иных услуг тенденция переживания крц^ Тивных эмоции (и появления соответственных эмоод,,ч Нальных диспозиций: любви, благодарности, симпать И т. д.) с соответственными разрядами (эмоциональна Ми акциями): выражениями благодарности или иныь]. благожелательными действиями по адресу причини^ ших добро; в случаях неисполнения нравственно^ долга нет почвы для тех злостно-мстительных реакциц Какие возбуждаются сознанием терпения ущерба, пр^ торпевания агрессивных действий со стороны други^ Напротив, в области правовой психики в случае исполнения нет почвы для действия тенденции кар^

    11.11. ОЕШНЩШ

    тативных и благодарственных реакций, а в случаях неисполнения действует тенденция злостно-мститель­ных эмоциональных реакций.

    Эти эмоциональные возбуждения имеют, смотря по серьезности сознаваемого зла и другим обстоятель­ствам, разные степени интенсивности, от состояния слабого раздражения до сильного гнева и «ярости», «жажды крови» и т. п., и проявляются во внешнем поведении в различных формах: в виде словесных про­тестов и выражений «неудовольствия», гнева, негодо­вания (с соответственным выражением лица, интона­цией, жестикуляцией) или в виде разных иных репрес­сивных действий вплоть до убийства— кровной мести. Сюда же относится обращение к другим: к друзьям, союзникам, соседям, сородичам и т. д. за помощью в деле мщения и соответственное поведете других, со­лидарных с потерпевшим; а равно обращение к пред­ставителям общей высшей власти: к родителям в отно­шениях между детьми, к домовладыке, к патриарху в отношениях между домочадцами, членами рода, к пред­ставителям государственной власти в государственной сфере и т. д. с жалобою на нарушителя и требовавшем

    наказания.

    Как и тенденция понуждения обязанного к испол­нению вообще насильственного осуществления пра­ва, репрессивная тенденция правовой психики влия­ет на само содержание права и находит в нем свое отражение в виде развития правовой нормировки мести и наказаний; с развитием государственной вла-сти и организации, самоличная или в союзе с други­ми расправа с нарушителями постепенно ограничи­вается, вытесняется и заменяется системою государ ственных наказаний.

    Менее резкие проявления одиозных эмоций и мстительных тенденций правовой психики в случае правонарушений, напр., словесные протесты и выра­жения негодования, исключение из общения, обычны»' взаимные правовые репрессии между детьми и т. п., остаются вне государственной правовой нормировки Более резкие формы мести, самосуда и саморасправы, 444 запрещаются правом культурных государств (впрочем,

    II ПЕТРДЖИЦКНЙ

    не всегда и не для всех: разные изъятия существуют, например, для военных); но фактически эти запреще­ния и правовые угрозы на случай их нарушения не­редко оказываются бессильными (ср., напр., кроме явлений единоличной мести, «суд Линча», расправы с конокрадами и т. п.).

    В международной области и теперь господствуют самосуд и саморасправа в разных формах до кровавой (военной) мести включительно.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   24


    написать администратору сайта