Главная страница
Навигация по странице:

  • В. 7 Культурно-историческая психология.

  • Общая психология. Общая_1. В. 1 Психология в системе наук о человеке. Предмет и структура психологической науки. Прикладная психология и её задачи


    Скачать 0.7 Mb.
    НазваниеВ. 1 Психология в системе наук о человеке. Предмет и структура психологической науки. Прикладная психология и её задачи
    АнкорОбщая психология
    Дата17.12.2020
    Размер0.7 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОбщая_1.doc
    ТипДокументы
    #161646
    страница2 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    В. 6​ Гештальтпсихология.

    Понятие гештальта и гештальтпсихологии. М. Вертгеймер и законы восприятия. Целостность восприятия. Закон близости, закон сходства, закон естественного продолжения, закон замкнутости, закон интерпретации, закон прегнантности. Феномен фигуры и фона. В.Келер и исследование мышления. Понятие инсайта. Работы К.Коффки в области гештальтпсихологии. Теория поля К.Левина. Гештальт-терапия Ф.Перлза.

    Гештальтпсихология (от нем. Gestalt — образ, структура)— одно из наиболее влиятельных и интересных направлений периода открытого кризисаг явилось реакцией против атомизма и механицизма всех разновидностей ассоциативной психологии. Гештальт-психология явилась наиболее продуктивным вариантом решения проблемы целостности в немецкоязычной (немецкой и австрийской) психологии, а также философии конца XIX — начала XX в. Понятие «гештальт» было введено X. Эренфельсом в статье «О качестве формы» в 1890 г. при исследовании восприятий. Зрительная иллюзия "Два лица"(она широко известна благодаря датскому психологу Эдгару Рубину) давно стала классической иллюстрацией идеям гештальт-теории Мы видим на этом изображении либо два лица, либо вазу. Наше восприятие может переключаться от одного - к другому, при этом в каждом случае что-то видится как фигура, а что-то - как ее фон. Иными словами, наше видение изначально не воспринимает эту картинку как набор "оттенков", но как изображение целостных объектов (два лица или ваза). Именно восприятие целостностей далее определяет видение отдельных деталей, "осмысливает их". Попытка увидеть только линию раздела между черными и белыми областями без видения лиц или вазы сталкивается с большими трудностями. Восприятие буквально навязывает нам понимание этой линии либо как контура вазы, либо как профиля двух лиц, действуют "перцептуальные силы". Именно этим силам и посвящена статья Вертгеймера “Исследования, относящиеся к учению о гештальте”(1923). Главный из них гласил, что первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Элементы поля объединяются в структуру в зависимости от таких отношений как близость, сходство, замкнутость, симметричность. Существует и ряд других факторов, от которых зависит совершенство и устойчивость фигуры или структурного объединения - ритмичность в построении рядов, общность света и цвета и т.д. Действие всех этих факторов подчиняется основному закону, названному Вертгеймером “законом прегнантности” (или законом “хорошей” формы), который интерпретируется как стремление (даже на уровне электрохимических процессов коры мозга) к простым и четким формам и простым и устойчивым состояниям. Например, если испытуемому предъявляются две фигуры, то обычно первая воспринимается как одна фигура, разделенная линией. Во втором случае испытуемый видит две независимые фигуры, соединенные боковыми сторонами. Согласно Коффке «...причина ясна: в первом случае общая структура лучше, чем каждая из двух ее частей, тогда как во втором случае имеет место обратное». Еще один закон восприятия — закон дополнения до целого («амплификации»). Если фигура не аакончена, в восприятии мы стремимся видеть ее как целое. Например (см. рис. 17), точечная фигура воспринимается как треугольник. Эта феноменология объяснялась с помощью принципа изоморфизма. Коффке доказывал, что развитие цветового зрения основывается на восприятии сочетания фигура-фон, на их контрасте. Позже этот закон, получивший название закона транспозиции, был доказан и Келером. Этот закон гласил, что люди воспринимают не сами цвета, но их отношения. В гештальтпсихологии экспериментально исследовалось также мышление (Кёлер, Вертгеймер, Дункер„ Майер). По Кёлеру, интеллектуальное решение состоит в том, что элементы поля, прежде не связываемые, начинают объединяться в некоторую структуру, соответствующую проблемной ситуации. С чисто описательной» точки зрения для этой формы поведения характерно использование предметов в соответствии с их отношением друг к другу и в реорганизации поля. Структурирование поля в соответствии с проблемой происходит внезапно в результате усмотрения (инсайт) при условии, если все элементы, необходимые для решения, находятся в поле восприятия животного. Вертгеймер распространяет этот принцип на решение задач человеком. Он приходит к выводу: «Мышление заключается в усмотрении, осознании структурных особенностей и структурных требований; в действиях, которые соответствуют этим1 требованиям и определяются ими, и тем самым в изменении ситуации в направлении улучшения ее структуры». Условием переструктурирования ситуации, по Вертгеймеру, является умение отказаться от привычных,. сложившихся в прошлом опыте и закрепленных упражнениями шаблонов, схем, оказывающихся неадекватными ситуации задачи. Переход на новую точку зрения осуществляется внезапно в результате озарения — инсайта (возникновение идеи решения). Подчеркивается, что, хотя мышление есть единый процесс, в его динамике можно выделить этапы, последовательные фазы.Первая фаза — постановка задачи на основе условий; «первое-достижение заключается именно в осознании того, что здесь есть проблема. Видение, правильная постановка проблемы часто гораздо важнее решения поставленной задачи». Вторая фаза — группировка, реорганизация, структурирование и другие операции в связи с поставленной задачей. Третий этап или фаза — обнаружение структуры путем инсайта. Четвертый — нахождение путей реализации в соответствии с этой структурой. Важную область гештальтпсихологии составили исследования в области потребностей, воли, аффектов, главным образом связанные с именем К. Левина. Левин исходил из того, что основанием человеческой активности в любых ее формах, будь то поступок, мышление, память, является намерение — потребность. Потребность — это некоторое стремление, тенденция выполнить, осуществить какую-то цель, которая ставится или самим субъектом, или исходит от кого-то другого, например от экспериментатора. Чтобы отличить свое понимание потребности от уже сложившегося в психологии и связанного, главным образом с биологическими, врожденными потребностями, Левин называет их квази-потребностями. Они образуются в актуальной ситуации в связи с принятыми намерениями, целями и направляют активность человека. Квази-потребность создает в личности систему напряжения. Эта система напряжения стремится к разрядке. В разрядке состоит, по Левину, удовлетворение потребности. Отсюда название теории К. Левина — «динамическая теория личности». Разрядка потребности осуществляется в определенной ситуации. Эта ситуация называлась Левином психологическим полем. Левин использовал топологические понятия (топология — раздел геометрии, изучающий преобразования пространства) для создания учения о психологическом поле. Каждая вещь в психологическом поле характеризуется не по своим физическим свойствам, а выступает в каком-то отношении к потребности субъекта. Именно потребность обусловливает то, что один предмет имеет побудительный характер, притягивает к себе, имеет положительную валентность, другой — не имеет такого побудительного характера, имеет отрицательную валентность. Таким образом, предметы поля представляют собой положительно и отрицательно заряженные валентности по отношению к этой потребности. Факт единства личности и среды выражен К. Левином в понятии «жизненное пространство». Его структура и динамика выражаются в понятиях взаимозависимости, силового поля, равновесия, мощности. Метод, созданный американским психологом Ф. Перлзом под влиянием идей гештальтпсихологии, экзистенциализма, психоанализа, получил большую практическую популярность. Ф. Перлз перенес закономерности образования фигуры, установленные в гештальтпсихологии в сфере восприятия, в область мотивации человеческого поведения. Возникновение и удовлетворение потребностей он рассматривал как ритм формирования и завершения гештальтов. Функционирование мотивационной сферы осуществляется (по Перлзу) по принципу саморегуляции организма. Человек находится в равновесии с самим собой и окружающим его миром. Быть самим собой, осуществлять свое "Я", реализовать свои потребности, склонности - это путь гармоничной здоровой личности. Человек, который хронически препятствует удовлетворению собственных потребностей, отказывается от реализации своего "Я", со временем начинает следовать ценностям, навязанным извне. И это приводит к нарушению процесса саморегуляции организма.

    Согласно гештальттерапии организм рассматривается как единое целое, и любой аспект поведения может быть проявлением целостного бытия человека. Человек является частью более широкого поля: организм - среда. У здоровой личности граница со средой является подвижной: возникновение определенной потребности требует "контакта" со средой и формирует гештальт, удовлетворение потребности завершает гештальт и требует "отхода" от среды. У невротической личности процессы "контакта" и "ухода" являются сильно искаженными и не обеспечивают адекватного удовлетворения потребностей.
    В. 7 Культурно-историческая психология.

    Теория культурно-исторического развития высших психических функций и сознания Л.С.Выготского.

    Сознание-"высшие психические функции", которые полностью отсутствуют у животных, составляют высший уровень психики человека. Культурно-исторической теории психики человека Л. С. Выготского (теорией общественно-исторического происхождения высших психических функций человека) природы, строения и развития высших психических функций человека (произвольное внимание, произвольную память, логическое мышление и др.).Основная гипотеза культурно-исторической теории: психические процессы человека опосредуются своеобразными психическими орудиями, подобно тому, как труд опосредуется орудиями труда. три крупные логические части1 "Человек и природа" среда действовала на животное и видоизменяла его; Человек начал действовать на природу и видоизменять ее; это удалось благодаря использованию орудий.
    2"Человек и его собственная психика". он научился также овладевать собственной психикой. Появились произвольные формы деятельности, или высшие психические функции.психофизиологические функции: сенсорная функция, моторная, мнемическая и др. Л. С. Выготский называет их низшими, или натуральными, психическими функциями. научается управлять собой. Итак, овладение природой и овладение собственным поведением - параллельно идущие процессы, которые глубоко взаимосвязаны. овладевает собственным поведением тоже с помощью орудий, особого рода - психологических. это знаки. как завязывание узелка "на память для запоминания используют внешние средства - знаки какого-то содержания средства-знаки порождают новую структуру запоминания как психического процесса.
    Память животных ограничена, оно должно снова попасть в те же условия, например увидеть палку.Человеческая же память благодаря многим приемам опосредствования(обеспечить) может вбирать в себя огромное количество информации. она освобождена от необходимости повторения ситуации запоминания: нужное содержание человек может вспомнить в любых других условиях благодаря использованию стимулов-средств, или знаков.3 Генетические аспекты- человек стал обращать слова-приказы на самого себя! был интерпсихологическим(межличностным). Затем эти же отношения превратились в отношения с самим собой, т. е. в интрапсихологические. Превращение интерпсихологических отношений в интрапсихологические Выготский назвал процессом интериоризации(перенос социальных форм поведения во внутренний план, в систему индивидуальных форм). В ходе него происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, коготь, жребий). Экстериоризация — процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие.Процесс интериоризации не является механическим. Высшие психические функции возникают в процессе сотрудничества и социального общения - и они же развиваются из примитивных корней на основе низших, т.е. есть социогенез высших психических функций и есть их естественная история. Всякая высшая психическая функция в своем развитии проходит две стадии. 1-я как форма взаимодействия между людьми 2-я - как полностью внутренний процесс, это обозначается как переход от интерпсихического к интрапсихическому. Так, слово в развитии ребенка первоначально существует как обращенное от взрослого к ребенку, затем от ребенка ко взрослому, лишь затем ребенок обращает слово на себя, на собственную деятельность (что позволяет осуществлять ее планирование), последнее знаменует начало обращения речи в интрапсихическую форму. Процесс формирования высшей психической функции растянут на десятилетие, зарождаясь в речевом общении и завершаясь в полноценной символической деятельности. Через общение человек овладевает ценностями кулътуры, овладевая знаками, человек приобщается к культуре, Важным моментом в концепции Л.С.Выготского является его отношение к проблеме связи развития и обучения. Язык, орудия труда и система знаков как факторы филогенетического и онтогенетического развития. Принципиальное отличие человека от животных состоит в том, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику: он научился овладевать собственными психическими функциями. Для этого он также использует орудия, но орудия особые, психологические. В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение. Наиболее типичной и универсальной системой знаков является речь.Первоначально — в фило- и онтогенезе — психологические . орудия выступают во внешней, материальной форме и используются в общении как средства воздействия на другого человека. Со временем человек начинает обращать их на себя, свою собственную психику. Интериндивидуальные отношения превращаются в интраиндивидуальные акты самоуправления. При этом психологические орудия из внешней формы переходят во внутреннюю, т. е. становятся умственными средствами.Таким образом, высшие психические функции человека отличаются от низших, или естественных, психических функций животных по своим свойствам, строению, происхождению: они произвольны, опосредованны, социальныРазвитие психики человека в процессах труда, познания и общения (Б.Г.Ананьев).Сознание как высшая форма психики характеризуется рядом признаков: активный характер отражения, включающий не только моделирование свойств внешних воздействий, являющихся источником образа или мысли, но и изменение этих свойств под влиянием человеческой деятельности, то есть труда. Внутренняя диалектика сознания - переход от ощущения к мысли посредством языка - регулируется практикой. Сознание человека - продукт развития.У ребенка формируются первоначальные факты сознания(восприятие и переживание им результатов собственного действия), предметного(в форме самообслуживания (одевания или кормления) или игры), графического действия (построение изображения на плоскости листа). сознание выступает как составная часть эффекта действия. Дальше осознаются и процессы деятельности ребенка(под влиянием речи и усвоения с ее помощью общественного опыта, исторически сложившихся способов деятельности сознание распространяется на весь процесс деятельности, причем последовательность этого распространения обратная, то есть идет от конца (эффект действия). к пяти-шести годам, когда сознание ребенка охватывает полностью весь процесс деятельности, начиная с подготовки к действию в форме замысла и намерения, внутреннего плана, потом действия. Со временем возникает возможность более длительного удержания в сознании целей деятельности. От осознания отдельных моментов действия ребенок переходит полностью к целенаправленной планомерной деятельности. благодаря этому все состояние бодрствования становится сплошным "потоком сознания", переключаемого с одного вида деятельности на другой, следовательно одна из черт сознания - относительная непрерывность, образующая общность различных психических процессов и их отнесенность к "я", то есть к самосознанию субъекта. Механизмом этой непрерывности состояний сознания является развитие ассоциаций, образование из них ассоциативных рядов, а из них ассоциативных систем и межсистем, информационных потоков. Однако в процессе образования каждой новой системы из определенных ассоциативных масс происходит диссоциация, бессознательное течение процесса в результате длительной автоматизации тех или иных актов, когда первоначально сознательное действие становится бессознательным.

    Сознание как активное отражение объективной действительности есть регулирование практической деятельности человека в окружающем его мире.

    Благодаря накоплению жизненного опыта, то есть опыта - отражения и самой практической деятельности, усвоению через язык исторически сложившихся знаний сознание становится совокупностью субъективных отношений человека к природе, обществу, людям и самому себе. Развитие личности как деятеля – связано с производителем материальных и духовных благ для общества, для других людей, основной круг интересов, привязанностей и вкусов, реализованных идеалов и склонностей, то есть самых существенных мотивов поведения человека. Сравнительное исследование различных форм развития - трудовой деятельности необходимо для понимания стадиальности индивидуального сознания. Всякий труд есть взаимодействие субъекта труда с предметом труда посредством орудий, механизмов, технических устройств, в результате которого (взаимодействия) создается продукт труда. Труд постепенно и последовательно развивается от самых элементарных общих форм до сложных профессиональных и межпрофессиональных форм. Развитие трудовой деятельности индивида проходит много фаз и этапов, которым соответствует и глубокое изменение в структуре индивидуального сознания. Но человек как субъект труда, разумеется, развивается и как субъект познания и общения. Роль труда в возникновении сознания в концепции А.Н.Леонтьева.А.Н.Леонтьев теории деятельности разработана во второй половине XX в. Предмет рассмотрения– целостная деятельность субъекта как органическая система во всех ее формах и видах. Исходным методом изучения психики-анализ преобразований психического отражения в деятельности, исследуемой в ее филогенетическом, историческом, онтогенетическом и функциональном аспектах. Характеристика деятельности-предметность. Взаимно превращающимися единицами деятельности считаются потребность <=> мотив <=> цель <=> условия и соотносимые с ними деятельность <=> действия <=> операции. Действие -процесс, предмет и мотив которого не совпадают между собой. Мотив и предмет должны быть отображены в психике субъекта: иначе действие лишается для него смысла. Мотив-цель- осознанного мотива, выступающего в роли "общей цели" и "зоны целей".Смысл- центральное понятие, при помощи которого объясняется ситуативное развитие мотивации и дается психологическая интерпретация процессов смыслообразования и регуляции деятельности.

    Личность–внутренний момент деятельности, неповторимое единство, выполняющее роль высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами, целостное психологическое новообразование, которое формируется в отношениях индивида в результате преобразования его деятельности. Личность впервые возникает в обществе. Человек вступает в историю как индивид, наделенный природными свойствами и способностями, а личностью он становится лишь в качестве субъекта общественных отношений, которые реализуются совокупностью многообразных деятельностей. Леонтьевым теоретически и экспериментально разрабатывается проблема общности строения внешней и внутренней деятельности. Различия между 2 вариантами: 1). Это проблема предмета психологической науки. С т. зр. Рубинштейна, психология должна изучать не деятельность субъекта как таковую, а «психику и только психику», правда, через раскрытие ее существенных объективных связей и опосредовании, в т. ч. через исследование деятельности. Леонтьев считал, что деятельность неизбежно должна входить в предмет психологии, поскольку психика неотторжима от деятельности, более того: она сама является формой предметной деятельности 2)По Рубинштейну, нельзя говорить о формировании «внутренней» психической деятельности из «внешней» практической путем интериоризации: до всякой интериоризации внутренний (психической) план уже наличествует. Леонтьев же полагал, что внутренний план сознания формируется как раз в процессе интериоризации изначально практических действий, связывающих человека с миром человеческих предметов. Экзистенциальная психотерапия, по определению И. Ялома, является динамическим терапевтическим подходом, фокусирующимся на базисных проблемах существования индивидуума.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта