История политических и правовых учений под ред Нерсесянца В.С Учебник 2004 -944с. История политических и правовых учений под ред Нерсесянца В. В. С. Нерсесянца
Скачать 5.72 Mb.
|
асоциальной сущности человека вос- примет и разовьет Т. В «Государе» от угрозы наказания, поддерживающей в лю- дях страх перед государством, до самого наказания, расправы расстояние почти незаметное. Правитель, чтобы заставить сво- их подданных безропотно повиноваться ему, не должен пренеб- регать самыми суровыми, нещадными карами. Жестокость до- пустима не только в военное, но и в мирное время. Например, людей, причисляемых к врагам государственной власти, ных для нее, государь волен просто уничтожать. Опасаться от- ветственности ему нечего. Государи находятся вне юрисдикции суда: с государей «в суде не спросишь». Их решения, касаю- щиеся частных дел подданных, должны быть бесповоротными. Вообще подданным нужно постоянно давать чувствовать абсо- лютную непререкаемость государственной власти. 176 Глава 9. Эпоха Возрождения и Реформации Эту непререкаемость может сообщить государственной вла- сти только верховная воля, единая и ни от кого не зависящая, господствующая над всем безгранично и безусловно. Лишь та- кая воля способна обеспечивать само существование государст- ва, его могущество и порядок в стране. В словаре Макиавелли нет понятия «государственный суверенитет». Однако его пред- ставления о свойствах, которыми должна обладать государст- венная власть, показывают, что фактически он совсем близко подошел к формулированию данного понятия — одного из важнейших для науки о государстве, для характеристики при- роды государства. Гуманистический дух эпохи Возрождения, каким его насле- довал европейский XVI в., «Государя» едва коснулся. В этом труде доминирует, как нам уже известно, отнюдь не превозне- сение высокого достоинства человеческой личности, создаю- щей и творящей самое себя. Нет в нем апологии свободной во- ли, направленной к добру и общему благу; нет рассуждений о призвании индивида к гражданско-нравственной деятельности на поприще политики. В фокусе этого макиавеллиевского со- чинения — идеальный правитель и технология его властвования. Прообразом же подобного правителя выступает Цезарь Борд- жиа (Чезаре Борджа) — поистине сатанинский злодей, в кото- ром автор хотел видеть великого государственного мужа, объе- динителя Италии. Отмеченный разлад Макиавелли с проистекает не из своеобразных личных симпатий и антипатий флорентий- ца. Глубинные истоки этого диссонанса лежат в трагическом несовпадении (а зачастую в открытом конфликте) двух качест- венно отличных друг от друга измерений, двух разных способов социального бытия: этического и политического. У каждого из них свои собственные критерии: «добро» — «зло» у первого, «польза» — «вред» («выигрыш» — «проигрыш») у второго. За- слуга Макиавелли в том, что он до предела заострил и бес- страшно выразил это объективно существующее соотношение политики и морали. 3. Политические и правовые идеи Реформации В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Евро- пе развернулось широкое общественное движение, антифео- дальное по своей социально-экономической и политической 3. Политические и правовые идеи Реформации сути, религиозное (антикатолицистское) по своей идеологиче- ской форме. Поскольку ближайшими целями этого движения являлись «исправление» официальной доктрины римско-като- лической церкви, преобразование церковной организации, пе- рестройка взаимоотношений церкви и государства, оно стало называться Реформацией. Главным очагом европейской Рефор- мации была Германия. Сторонники Реформации разделились на два лагеря. В од- ном собрались имущие элементы оппозиции — масса низшего дворянства, бюргерство, часть светских князей, рассчитывав- ших обогатиться посредством конфискации церковного имуще- ства и стремившихся использовать удобный случай для завоева- ния большей независимости от империи. Все эти элементы, тон среди которых задавало бюргерство, хотели осуществления дос- таточно скромных, умеренных реформ. В другом лагере объеди- нились народные массы: крестьяне и плебеи. Они выставили далеко идущие требования, боролись за революционное пере- устройство мира на началах социальной справедливости. Участие в реформационном движении столь разнородных общественных сил, естественно, определило наличие в нем весьма отличающихся друг от друга политических программ, представлений о государстве, праве, законе. Тем не менее эти программы содержали и общие, характерные для всей Рефор- мации идеи. Например, все сторонники Реформации признава- ли единственным источником религиозной истины Священное Писание и отвергали католическое Священное Предание. Были они согласны в том, что миряне должны «оправдываться одною верой» без посреднической роли духовенства в «спасении» ве- рующего. Все они желали радикального упрощения и демокра- тизации церковного устройства, осуждали погоню церкви за земными богатствами, были против ее зависимости от римской курии и т. д. У истоков Реформации стоял и крупнейшим идеологом ее бюргерского крыла являлся немецкий теолог Мартин Лютер (1483—1546). Именно он сформулировал те религиозно-поли- тические лозунги, которые вначале вдохновили и сплотили в Германии практически всех поборников Реформации. Чтобы правильно разобраться в системе политико-юридиче- ских взглядов Лютера, надо, во-первых, учесть, что уже к сере- дине 20-х гг. в. он резко выступил против крестьянско- плебейского, революционного лагеря Реформации; во-вторых, 178 . Глава 9. Эпоха Возрождения и Реформации отграничить то, что в лютеровских суждениях прямо связано со злобой дня, от того, что содержит глубинный теоретический смысл; в-третьих, провести различие между субъективно пре- следовавшимися самим Лютером целями и исторической ро- лью, которую объективно сыграли высказанные им идеи. Одним из исходных пунктов учения является тезис о том, что спасение достигается исключительно верой. Каждый верующий оправдывается ею лично перед Богом, ста- новясь тут как бы священником самому себе и вследствие этого не нуждаясь более в услугах католической церкви (идея «все- священства»). Только лишь Богу — существу совершеннейше- му — обязаны пап и князей до последнего крестьяни- на и плебея) повиноваться рабски, служить верноподданниче- ски. В сравнении с Богом абсолютно все смертные ничтожны. Никто из людей не имеет превосходства над себе подобными: клир ничем не отличается от мирян, все сословия одинаковы. Эта трактовка Лютером основоположений христианства в усло- виях Реформации фактически являлась едва ли не первой ран- небуржуазной версией принципа равноправия. Возможность верующим быть внутренне религиозными, вес- ти истинно христианский образ жизни обеспечивается, соглас- но Лютеру, мирским порядком. Действенность этого порядка обеспечивается благодаря опоре учреждений светской власти (государства, законов) на естественное, а не на божественное право. Будучи в конечном счете производным от воли Божьей, естественное право тем не менее представляет иной феномен, чем право божественное. Опирающейся на него светской власти естественное право дозволяет управлять единственно внешним поведением людей, имуществом, веща- ми. Свобода души, область веры, внутренний мир человека на- ходятся, по Лютеру, вне юрисдикции государства, за пределами действия его законов. В своей концепции государства Лютер предусмотрел — и это очень важно для понимания ее теоретического значения, — что в сфере естественного права, в границах мирских отношений светской власти следует руководствоваться практической целе- сообразностью, реальными интересами, определяемыми чело- веческим разумом." Властвует же целесообразно, управляет ра- зумно тот князь (монарх), который употребляет власть не как привилегию, а отправляет ее как бремя, возложенное на него 3. Политические и правовые идеи Реформации 179 Богом. Вообще христианский «управитель должен считать себя слугой, а не господином народа». Лютер, однако, был чрезвычайно далек от того, чтобы про- поведовать необходимость демократического переустройства тогдашней германской государственности. Он наставлял под- данных быть покорными монархам, не восставать против вла- сти и смиренно сносить чинимые ею несправедливости. Система лютеровских политико-правовых воззрений прони- зана противоречиями. Идея усиления роли светской власти, ее независимости от папства, которое являлось космополитиче- ским институтом, «работала» на утверждение регионального княжеского абсолютизма. Мысли о монархе как высшем руко- водителе национальной церкви, о духовенстве как особом со- словии, призванном служить государству, освящение светской власти религиозным авторитетом — все это способствовало на- саждению культа государства; суеверная вера в государство на- долго становилась характерной чертой господствовавшего в Германии политического сознания. Внутренняя религиозность, за которую ратовал Лютер, не предполагала сколько-нибудь серьезного изменения общественно-политического строя той поры: не требовалось упразднять эксплуатацию крестьян фео- далами, ликвидировать абсолютистские режимы, устранять ду- ховное порабощение верующих и т. п. В целом эволюция деятельности и учения Лютера происхо- дила таким образом, что в них нарастали элементы бюргерской ограниченности, узкоклассового политического утилитаризма, религиозного фанатизма, существенно мешавшие дальнейшему развертыванию Реформации. лагерь, который возглавил Томас (ок. обратил реформационное движение в открытую бескомпромиссную борьбу против всяких эксплуата- торских порядков, социального неравенства, власти князей, за- силья церкви. Пик этой революционной борьбы — Крестьян- ская война в Германии Социальные и политико-правовые идеи восставших кресть- янских масс были наиболее определенно изложены в «12-ти статьях» и в «Статейном письме». Первый документ состоял из относительно умеренных и конкретных требований. В нем, в частности, говорилось о необходимости выборности и сменяе- мости духовных лиц общинами, об обязательности отмены кре- постного права, об уменьшении размера податей, оброков и Глава 9. Эпоха Возрождения и Реформации барщины, об устранении произвола в управлении и судах и т. д. Содержание «Статейного письма», вышедшего из ближайшего окружения было куда радикальнее. Авторы этого письма заявляли, что крайне бедственное положение народа больше терпеть нельзя. Всем крестьянским общинам надо объ- единиться в «христианский союз и братство», сообща устранить любыми средствами (в том числе и насильственными) тяготы, создаваемые простым людям духовными и светскими господа- ми. В «христианском союзе и братстве», который должен будет охватить всю страну, установится справедливый общественный строй; его принципом явится служение «общей пользе». По- скольку «Статейное письмо» задачу учреждения такого союза связывало с народными массами, вполне логично допустить, что в них оно видело и носителя власти при новом социальном порядке. Мысль о том, что власть следует передать простому народу, шла, несомненно, от Мюнцера, по мнению которого лишь обездоленному люду чужды эгоистические цели и он движим общими интересами, стремится к «общей пользе». Мюнцер по- рицал лютеровское понимание существовавшего светского го- сударства как организации, устанавливающей и охраняющей помощью юридических законов «гражданское единство» между разными конфликтующими слоями общества с их различными потребностями и религиозными верованиями. Он считал, что Лютер, обосновывая изъятие из ведения светского государства всех общезначимых дел религиозно-этического плана, фактиче- ски оправдывал узурпацию данного государства социальными верхами, которые распоряжались им вовсе не ради поддержа- ния «гражданского единства», а в целях удовлетворения своих корыстных партикулярных интересов. Волю и цели Бога спо- собно осуществить только то государство, которое сообразует свое бытие с общей целью мирового развития, целью всего су- щего. Для того чтобы сбросить «безбожников с трона правления» и выдвинуть на их место людей низших и простых, надо вос- пользоваться мечом. Это, по Мюнцеру, неизбежно и законно. Другого средства нет, пока светские и духовные князья грубой силой подавляют трудящихся крестьян. Новый строй тоже бу- дет вынужден прибегнуть к мечу, ибо ему придется защищать власть общественного целого над эгоистическими социальны- ми группировками. 3. Политические и правовые идеи Реформации Мюнцер не предрешал в деталях формы государственного устройства, принципы управления и т. п. в обществе, где про- стой трудящийся народ и впрямь окажется источником и субъ- ектом политической власти. Во взглядах Мюнцера есть зачатки республиканских идей; в известной степени эти идеи восходят к соответствующим представлениям таборитов. Отчетливо было сформулировано им требование обеспечить охрану основ госу- дарства, определение направлений государственной политики и постоянный контроль над нею исключительно самими народ- ными массами. В этом ярко выразился демократизм мюнцеров- ской программы. Как теолог (хотя он и приблизился к атеизму), Мюнцер чер- пал доказательства правоты своих убеждений в Библии, как че- ловек активного революционного действия, он стремился к практическому воплощению на земле «царства Божьего» — об- щественного строя, в котором не будет существовать ни клас- совых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им ной власти. К числу виднейших идеологов и влиятельных деятелей Ре- формации принадлежал Жан Кальвин Обосновав- шись в Швейцарии, он опубликовал там богословский трактат «Наставление в христианской вере» (1536). Сердцевина каль- винского сочинения — догмат о божественном предопределении. Согласно Кальвину, Бог заранее твердо определил одних лю- дей к спасению и блаженству, других — к погибели. Люди бес- сильны изменить волю Бога, но могут догадываться о ней по тому, как складывается у них жизнь на земле. Если их профес- сиональная деятельность (ее предуказывает Бог) идет успешно, если они набожны и добродетельны, трудолюбивы и покорны властям (установленным Богом), значит, Бог благоволит к Из догмата об абсолютном божественном предопределении для истинного кальвиниста проистекал прежде всего долг цели- ком посвящать себя своей профессии, быть максимально бе- режливым и рачительным хозяином, презирать наслаждения и расточительность. Из этого догмата также следовало, что благо- родство происхождения и сословные привилегии феодалов во- все не столь важны, ибо не ими обусловливаются предызбран- ность и спасение человека. Таким образом, Кальвин сумел дать специфическими средствами мощный импульс 182 Глава 9. Эпоха Возрождения и Реформации процессу формирования буржуазной социально-экономической практики и духовной атмосферы в Западной Европе. характер носила и произведенная Кальви- ном коренная реформа устройства церкви. Церковные общины стали возглавлять старшины (пресвитеры), избиравшиеся обычно из наиболее богатых мирян, и проповедники, не имев- шие специального священнического сана, исполнявшие рели- гиозные функции как служебные обязанности. Пресвитеры вкупе с проповедниками составляли консисторию, которая ве- дала всей религиозной жизнью общины. Идея подобного пере- устройства церкви, воспринятая в учениях о политике, в своем дальнейшем развитии явилась концептуальной базой для разра- ботки республиканских и даже республиканско-демократиче- ских программ. Сам Кальвин, однако, в вопросах о государстве был очень осмотрителен. Осуждая феодально-монархические круги за тво- римые ими насилия, произвол, беззакония и предрекая за это правителям Божью кару, орудием которой могут стать их собст- венные подданные, он в то же время всякую власть объявлял божественной. Право сопротивляться тирании Кальвин при- знавал только за подчиненными государю органами власти, церковью, представительными учреждениями. Открытое непо- виновение и свержение тирана допустимы, на его взгляд, лишь тогда, когда использованы все способы пассивного сопротивле- ния, исчерпаны все легальные формы борьбы. «Наихудшей формой правления» была для Кальвина демократия. Предпоч- тение он отдавал олигархической организации управления го- сударством. Отличительное свойство кальвинистской доктрины — за- ключающаяся в ней религиозная нетерпимость ко всяким иным воззрениям и установкам, в особенности к крестьянско- плебейским ересям. Зловещую суровость доктрины дополняла и завершала не менее свирепая политическая практика Кальви- на, который в — гг. руководил Женевской консистори- ей. Эта консистория фактически подчинила себе магистрат го- рода. За горожанами была установлена слежка, чуть ли не все- объемлющей регламентации подверглись самые разные стороны общественной жизни, за малейшее нарушение пред- писанных норм назначались тяжкие наказания, вошли в обык- новение казни тех, в ком усматривали еретиков. 3. Политические и правовые идеи Реформации Кальвинистская идеология сыграла в истории заметную роль. Она существенно содействовала совершению первой бур- жуазной революции в Западной Европе — революции в Нидер- ландах и утверждению в этой стране республики. На ее основе возникли республиканские партии в Англии Шотландии. Вместе с другими идейными течениями Реформации кальви- низм подготовлял тот «мыслительный материал», на почве ко- торого в вв. сложилось классическое политико- юридическое мировоззрение буржуазии. Роль, сыгранная в истории кальвинистской идеологией, оказалась не просто заметной, но еще и неоднозначной. В сложной обстановке социально-политической борьбы, кото- рая сопутствовала в ряде западноевропейских стран становле- нию абсолютных монархий, отдельные положения кальвинизма использовались представителями консервативной феодальной оппозиции, противниками укрепления централизованной госу- дарственной власти. Эти дворянские круги, оберегая свои со- словные привилегии, апеллировали, в частности, к тезису Кальвина о возможности сопротивления магистратов королю в случае попрания им божественных законов, ущемления свобо- ды народа. • Политические писатели, защищавшие интересы упомянутых дворянско-оппозиционных кругов, получили название монар- (борцов с монархами, тираноборцев). Во второй поло- вине XVI — начале XVII в. довольно широкую известность приобрели сочинения |