Главная страница
Навигация по странице:

  • с происхожде- нием, сущностью, организацией, целями и задачами верховной власти.

  • Князь ответствен за управление людьми

  • государственного устройства

  • образ

  • соотношение права и нравственности.

  • 2. «Повесть временных лет» Нестора

  • советно- му началу в организации верховной власти.

  • необходимости просвещения

  • версия происхождения государства

  • законность происхождения вла- сти

  • к определению законности всех политических событий и институтов.

  • 3. Владимир Мономах В

  • объем власти великого князя и форма ее организации, нравственные черты главы государства христианского типа

  • История политических и правовых учений под ред Нерсесянца В.С Учебник 2004 -944с. История политических и правовых учений под ред Нерсесянца В. В. С. Нерсесянца


    Скачать 5.72 Mb.
    НазваниеВ. С. Нерсесянца
    АнкорИстория политических и правовых учений под ред Нерсесянца В.С Учебник 2004 -944с.pdf
    Дата14.03.2017
    Размер5.72 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория политических и правовых учений под ред Нерсесянца В.С Уч.pdf
    ТипУчебник
    #3766
    КатегорияЮриспруденция. Право
    страница18 из 87
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   87
    Глава 10
    РАЗВИТИЕ РУССКОЙ
    МЫСЛИ В XI-XVII вв.
    1. «Слово о Законе и Благодати» Илариона
    Во времена великих княжений Владимира Святославича
    (980—1015) и Ярослава Мудрого (1015—1054) Киевская Русь переживала период своего государственного и культурного рас- цвета, сопровождавшегося укреплением великокняжеской вла- сти, расширением подвластной ей территории, кодификацией правового материала (Церковные Уставы, Русская Правда),
    принятием христианства, созданием национальной письменно- на базе которой появились разнообразные политические и правовые произведения, выполненные в различных жанровых формах.
    Первым русским политико-правовым трактатом стало «Сло- во о Законе и Благодати», созданное Киевским митрополитом
    Иларионом в середине XI столетия.
    Иларион был лицом, близким к великому князю Ярославу
    Мудрому, разделявшим его реформаторские планы и, видимо,
    даже участвовавшим в их реализации. Сохранились письмен- ные свидетельства о том, что Церковный Устав «князь великий
    Ярослав, сын Владимиров сгадал вместе со своим митрополи- том Иларионом». Вполне возможно, что Иларион принимал участие и в составлении Русской Правды. Вероятно, все эти об- стоятельства и обусловили нетрадиционные действия Ярослава,
    нарушившего установленные правила поставления митрополи- тов «из греков» и по благословению патриархата, ибо он в
    1051 г. самовольно «поставих... Лариона митрополитом, русина родом, в Святой Софии, собрав епископы». Летопись характе- ризует Илариона как человека образованного, ведущего пост- ную

    210 Глава 10. Русская политико-правовая мысль вв.
    Свои идеи митрополит Киевский изложил в проповеди, ко- торая затем в записи вошла во многие рукописные сборники
    XIII-XVI вв.
    Иларион назвал свое произведение сложно: «О Законе Мои- сеем данным и о Благодати и Истине в Иисусе Христе явив- шихся и о том, как Закон отошел, а Благодать и Истина всю землю исполнили и вера на все языки простерлась и на наш народ русский. Похвала государю нашему Владимиру, им же мы крещены были; Молитва Богу от всей земли нашей; Госпо- ди, благослови Отче». В названии автор обозначил весь блок тем, которые рассмотрел в своей проповеди. Переписчики бо- лее поздних веков озаглавили творение Илариона как «Слово о
    Законе и Благодати».
    Илариона интересовали вопросы, связанные с происхожде-
    нием, сущностью, организацией, целями и задачами верховной
    власти. Он первым в отечественной истории поднял тему о взаимоотношениях отдельного человека и государства.
    Источником верховной власти митрополит считал Божест- венную волю. Великого князя он называет «причастником и наследником небесного царства», получившим властные пол- номочия по наследственной преемственности. Так, Владимир
    «славен происхождением», а Ярослав «наместник Владимиру».
    Тот, кто «от славных родится», «от детские младости» приго- товляется всей системой воспитания и образования к выполне- нию своего высшего долга перед Богом и людьми. Иларион придает большое значение воспитанию правителя и подготовке его к занятию высшей политической деятельностью.
    Власть государство в понимании Илариона едины, «как
    Троица едина в трех лицах», притом «нераздельна и неслиян- на». Триединство у Илариона образуют власть, государство и церковь.
    Князь ответствен за управление людьми и страной, которых
    Бог вверил его попечению («за труд паствы людей его»). Он обязан выполнять свой долг, не поддаваясь соблазнам, всечас- но заботясь о своих подданных и обращаясь к ним «богатством добрых дел». Что же касается формы правления, то очевидно прослеживается его приверженность к советному началу в мо- нархической, по своему принципу, организации власти.
    Иларион просит Бога «умудрить бояр», так как в окружении правителя он хотел бы видеть умных советников.

    1. «Слово о Законе и Благодати» Илариона
    Для характеристики государственного устройства Иларион применяет формулу «единодержец земли своей», которую сле- дует понимать как представление о единой суверенной власти в пределах всей подвластной великому князю территории.
    Одно из центральных мест в «Слове о Законе и Благодати»
    занимает образ христианского носителя верховной власти. Князь быть мужественным, умным («острым умом»), мило- сердным и законопослушным. Ответственность русских князей за управление государством повышается и тем, что вели- кий князь киевский владычествует «не в худе бо и неведомой земле... но в русской, яже ведома и слышима есть всеми че- тырьмя конци земли».
    Особой похвалой отмечена законодательная деятельность
    Владимира и Ярослава Мудрого и осуществление ими власти в пределах закона («землю свою пасуще правдою»).
    Божественный промысел позаботится о мире, а князья должны предотвращать войны («ратные прогони, мир утверди,
    страны укороти», а некоторым даже и «отгрози»). Понятие
    «грозы», которое Иларион первым вводит в политическую тео- рию в качестве характеристики одного из аспектов деятельно- сти верховной власти, обозначает у него могущество верховной власти, способной «отгрозить» врагам родной земли в целях со- хранения мира.
    В обязанности князя входит и организация хорошего управ- ления умудри, грады разсели... церковь взрасти, дос- тояние свое соблюди»).
    Однако, при всем многообразии затронутых Иларионом тем главная часть трактата посвящена выяснению такой проблемы,
    как соотношение права и нравственности. Для ее разрешения он использует термины: Благодать, Истина, Закон и Правда.
    В силу характерной для Средних веков нерасчлененности теологических и юридических категорий закон понимался как божественное веление, сформулированное богоизбранной лич- ностью (Законы Моисея, Законы Мохаммада и т. д.). Иларион употребляет этот термин в теологическом и юридическом зна- чениях, понимая под ним жесткое предписание, обязательность исполнения которого гарантируется принудительной силой. За- кону подчинены внешние поступки людей, причем на той сту- пени их развития, когда они еще не достигли совершенства и могут погубить друг друга. Так, Моисей первым обратил к зако- нопослушной жизни «племя Авраамово», дав им законы, на-

    212 Глава 10. Русская политико-правовая мысль вв.
    чертанные на скрижалях, которые запретили им убивать, воро- вать, лгать, прелюбодействовать и т. д.
    По мысли Илариона, подзаконное состояние не предостав- ляет людям свободы в выборе своих действий, так как они при- нуждены под страхом наказания исполнять волю Бога, госуда- ря, господина. Закон Иларион рассматривал как «предтечу и слугу Истины и Благодати». Понятие Истины и Благодати Ила- рион связывает с учением Христа. Иисус выступает в качестве носителя Истины, воплощенной в его Новом Учении и запе- чатленной в Евангелиях; поэтому и люди, воспринявшие это учение и реализующие его заветы в своем поведении и действи- ях, вступили на путь Истины. Заповеди Моисея сохраняют че- ловеку жизнь, спасая его земное, бренное существование, а учение Христа спасает душу, приводя людей к совершенству и делая их достойными запечатленного в них образа Божия.
    В Иисусе Христе Истина и Благодать совмещены, ибо Бла- годать в нем присутствует изначально. Человеку Благодать да- ется при крещении без каких-либо заслуг с его стороны, и от нее «зависит начало веры», но сохранить ее возможно только в том случае, если люди будут следовать заветам Христа. Иисус по своей природе не может лишиться Благодати, а человек мо- жет в том случае, если он «не будет подвигаться во всех добро- детелях внутренне и внешне». Благодать, таким образом, одно- временно и дар, и путь к постижению Истины. Познавать уче- ние Христа и выполнять его нравственные заповеди человек может только сознательно и свободно.
    В этом русле Иларион рассматривает и сопоставляет Закон и Истину. Истина у него не антитеза Закону, ибо такой антите- зы нет и у самого Христа, который утверждал, что он пришел в мир не для того, чтобы нарушить закон, но исполнить его.
    У Илариона тоже Закон — лишь ступень к познанию Истины,
    в которой воплощена христианская нравственность. В его со- поставлении Закона и нравственности явное предпочтение от- дается нравственным критериям, определяющим поведение че- ловека в обществе. Недостаточность Моисеевых законов Ила- рион находит еще и в том, что они охватывают узкий круг людей — только «племя Авраамово» и не распространяются на другие народы, в то время как превосходство учения Христа
    (Истины) заключается в распространении его на все края зем- ные и на всех живущих в них людей, независимо от их нацио- нальности (эллины, иудеи или иные народы).

    2. «Повесть временных лет» Нестора 213
    К преимуществам Истины Иларион относит причастность к
    Богу всех людей не фактом рождения, а крещением и благими делами. Заповедь любви, дарованная Иисусом, превращает всех людей в ближних, и они, соединясь в любви к Богу и выполне- нии заповедей Христа, перестают враждовать между собой.
    Термин «правда» Иларион использует тогда, когда речь за- ходит о формах реализации властных полномочий или о верше- нии правосудия. Когда же Иларион говорит о беззаконии, то он характеризует его как «неправду».
    Владимир (образец для подражания современным князьям)
    «правдой облечен, крепостью перепоясан, истиной обут, смыс- лом венчан», т. е. правил мудро и по правде-закону, как и по- ложено христианскому властителю.
    Тема праведного суда также интересовала Илариона. Он за- тронул проблему наказания и «милости виноватому». Принцип наказания он сформулировал как воздаяние каждому по делам его. В «Молитве» он просит Бога мало наказывать и много ми- ловать: «мало язви и милостиво исцели, вмале оскорби и вско- ре овесели». Очевидно, что в такой форме Иларион изложил свое отношение к наказательной политике, которую ожидал не только от Бога, но и от земного властителя.
    Круг политико-правовых тем, затронутый Иларионом,
    очень широк. Он сформулировал большой комплекс проблем,
    которые в дальнейшем оказались в центре внимания русской политико-правовой мысли на протяжении многих веков. Так, в произведениях мыслителей вв. обнаруживается не только разработка основных идей Илариона, но иногда встре- чаются взятые у него целые словесные формулы и даже тексто- вые заимствования.
    Весьма знаменательно, что генезис русской политико-пра- вовой мысли связан с таким глубоким и многозначным произ- ведением, каким является «Слово о Законе и Благодати».
    2. «Повесть временных лет» Нестора
    Одним из наиболее ранних памятников исторической и по- литической мысли является русская летопись. Дошедший до нас письменный летописный свод, называемый «Повестью вре- менных лет», датируется началом XII в. и связывается с именем монаха Киево-Печерского монастыря Нестора.

    214 Глава
    Русская политико-правовая мысль в вв.
    По времени «Слово о Законе и Благодати» предваряло «По- весть временных лет», и многие его идейно-политические мо- тивы получили в ней отражение и дальнейшее развитие.
    Перед Нестором стояли две главные задачи: одна историче- ская — выяснение происхождения древнерусского государства есть пошла Русская земля»); другая — политико-пра- вовая — обоснование правомерности занятия великокняжеско- го стола правящей династией.
    Кроме того, Нестор предпринял попытку доказать историче- скую необходимость единства и суверенности государственной власти, а также определить роль и значение Руси среди других стран и народов, со многими из которых у русских были общие праславянские корни. Затронул Нестор и обычные для публи- цистики того времени политико-правовые темы: образ велико- го князя, форма власти, вершение правосудия.
    Принцип наказательной политики Нестор определял как соот- ветствие наказания преступлению: «пусть будет такое наказа- ние, каким окажется преступление».
    Так же, как и Иларион, автор «Повести» привержен советно-
    му началу в организации верховной власти. Князь всегда решал все вопросы не единолично, а созывал дружину на совет и со- вещался с ней, был верен слову, не нарушал клятвы, соблюдал законы и обычаи. Владимир традиционно прославлен за кре- щение Руси, причем факту крещения предпослан рассказ о том, как разумно, осмотрительно и дальновидно Владимир вы- бирал религию для своего народа и как много благ получил от этого русский народ, ибо он был осенен Благодатью и познал
    Истину, содержащуюся в заповедях Иисуса Христа. За эти дей- ствия Нестор назвал Владимира «новым Константином велико- го Рима».
    Автор «Повести временных лет», как и Иларион, уделяет внимание необходимости просвещения, подробно описывая при- глашение в качестве учителей Мефодия и Константина (Ки- рилла) для того, чтобы обучить русский народ «начертанию букв». Братья составили словесную азбуку, чему были рады все наши люди, получившие возможность читать книги.
    Однако главной темой в труде Нестора вот уже несколько веков считается его версия происхождения государства, которую он объединяет с установлением великокняжеского династиче- ского начала. Речь у Нестора идет о заключении особого рода неписаного договора (так называемого акта призвания), объе-

    2. «Повесть лет» Нестора динившего все местные племена под властью приглашенных трех братьев норманнов — Рюрика, Синеуса и Трувора. Такое объяснение разрешало сразу несколько важных политико-пра- вовых проблем. Оно утверждало законность происхождения вла-
    сти (не насилием, не обманом, не захватом, а добровольным призванием) и проводило идею братства князей, восходящих к единому династическому началу, что должно было исключить возможность междоусобиц.
    В современной литературе существует множество споров о высказанной этим первым историком русской государственно- сти концепции «приглашения» варяжской династии. Согласно многим исследованиям, государственность воз- никла у славян гораздо ранее, чем это принято было считать.
    Нестор и сам не раз отмечет, что славяне «управлялись' своими родами», имели своих князей, власть которых передавалась по наследству, а также «свои обычаи и законы своих отцов и пре- дания, и каждый свой нрав». По всей видимости, имело место военное варяжское вторжение, преследующее цели грабежа и обложения данью, как это было и в странах Западной Европы.
    Но и там варяги собственных государств не образовали;
    были малочисленны, и уровень их политического развития зна- чительно уступал уровню тех стран, в которые они вторгались,
    но там, где норманнам удавалось закрепиться, они основали свои династии. Видимо, этот факт и нашел свою интерпрета- цию в «Повести временных лет».
    Для генезиса русской политико-правовой мысли является характерным наличие тенденции к определению законности всех
    политических событий и институтов. «Приглашение-призвание»
    обосновывало законность властных полномочий правящей ди- настии, норманнское происхождение которой подтверждали тексты договоров Руси с греками и Русской Правды.
    Примечательно, что летописец в качестве положительного фактора отмечает именно мирную политику славян. Даже варяг
    Игорь, правда, уже значительно ославянившийся, начал кня- жить в Киеве «мир имея ко всем странам». Нестор дает обоб- щенное осуждение всякого правителя или его приближенных,
    которые стремятся в своей политике не к миру, а к войне: «зол совет тех, кто толкает на кровопролитие». Нестор даже возлагал на свою страну (правящих князей) ответственность за судьбы пленных русских и считал необходимым их выкупать и содей- ствовать их возвращению на родину. В том же случае, если кто- о История и
    учений

    216 Глава 10. Русская политико-правовая мысль в вв.
    либо из русских захочет служить иноземному царю, то «пусть будет исполнено их желание».
    «Злодеи» (преступники), укрывавшиеся у греков или у рус- ских, независимо от национальной принадлежности должны быть «схвачены и насильно возвращены» в свои страны.
    Анализ и изложение исторического материала, основанного на конкретных фактах, придает повествованию злободневность и вводит его в круг насущных социально-политических про- блем, а современная действительность получает в летописи ост- рые политические оценки.
    Призыв к объединению в интересах сохранения целостности всей русской земли доводится до читателя посредством переда- чи обстановки княжеских съездов, на которых пламенно звучат речи о сохранении целостности и единства русской земли как самой главной заботе в деятельности великого князя киевского.
    В целом «Повесть временных лет» отличается широким поли- тическим кругозором ее автора, глубоким пониманием им госу- дарственных интересов страны и стремлением к утверждению законных форм установления и осуществления великокняже- ской власти.
    Впоследствии «Повесть временных лет» войдет в летописа- ние, открывая обширные московские общерусские своды.
    3. Владимир Мономах
    В
    г., после смерти Святополка, киевляне во время большого мятежа пригласили занять великокняжеский стол пе- реяславского князя Владимира Мономаха
    которо- му люди были рады... и сяде на княжение в мире и с ра- достию» и «мятеж улегся». К тому времени Мономах был уже известной политической фигурой: он принимал участие в управлении страной при своем отце — великом князе Всеволо- де, был прославлен победами над половцами и известен своей миротворческой деятельностью. Первым его делом при вступ- лении на великое княжение было создание новых законов (Ус- тав Владимира Всеволодовича Мономаха — вторая часть Про- странной Правды). «Около его имени, — отмечал историк
    Н. Н. Костомаров, — вращаются почти все важнейшие собы- тия русской истории во второй половине XI и первой четверти
    XII вв.»

    3. Владимир Мономах 217
    Свою политическую программу он изложил в сочинениях
    «Поучение детям», «Послание Олегу Черниговскому» и «Отры- вок», который условно принято называть «Автобиографией».
    своих произведениях Мономах продолжил разработку проблем, поставленных еще Иларионом, добавив к ним и ряд новых тем. Его также интересовали объем власти великого князя
    и форма ее организации, нравственные черты главы государства
    христианского типа, его отношения с подвластным населением и
    князьями-вассалами. Не обошел он вниманием и проблемы,
    связанные с отправлением правосудия и наказательной полити-
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   87


    написать администратору сайта