Главная страница
Навигация по странице:

  • нестяжания

  • во многом совпадает с положе- ниями школы естественного права.

  • не допускала владения частной собственностью

  • про- блеме еретичества.

  • недопустимости преследования людей за их убеждения и образ мысли. 6. Максим Грек Основные положения учения нестяжания наиболее полно были разработаны Максимом Греком

  • предпочтительности «нестяжания» и обязательности личного труда.

  • почетная роль во- инства в государстве

  • Сущность верховной власти

  • «грозы» царской власти.

  • соотношении церковной и светской властей.

  • законных форм реализации власти.

  • История политических и правовых учений под ред Нерсесянца В.С Учебник 2004 -944с. История политических и правовых учений под ред Нерсесянца В. В. С. Нерсесянца


    Скачать 5.72 Mb.
    НазваниеВ. С. Нерсесянца
    АнкорИстория политических и правовых учений под ред Нерсесянца В.С Учебник 2004 -944с.pdf
    Дата14.03.2017
    Размер5.72 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория политических и правовых учений под ред Нерсесянца В.С Уч.pdf
    ТипУчебник
    #3766
    КатегорияЮриспруденция. Право
    страница20 из 87
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   87
    нестяжательство. Приверженцы сохранения экономическо- го статуса церкви и монастырей стали называться иосифлянами,
    по имени главы этого направления Иосифа Волоцкого.
    Основателем доктрины нестяжания принято считать старца
    Нила Сорского, мирское имя — Николай Майков (ок.
    1508), о котором известно немногое. Он поселился далеко за
    Волгой, в заболоченной стороне вологодского края, где и орга- низовал свою Нило-Сорскую пустынь, в которой реализовал идеал пустынножительства. Слава Нила «сиаше... яко светило в пустыни на Беле озере», а и сам великий князь (Иван

    Н. 3.) «держал его в чести велице».
    Концепция Нила Сорского во многом совпадает с положе-
    ниями школы естественного права. Он рассматривает человека как неизменную величину с присущими ей «от века» страстя- ми, самой пагубной из которых является сребролюбие, которое по своей природе несвойственно человеку и возникло под воз- действием внешней среды («отвне естества»); задача православ- ного христианина состоит в его преодолении.
    Идеалом Нила является общинное устройство. Монахи та- кой общины (скита) «нужную потребу добывающе от трудов рук своих» и живут по апостольским заповедям: «не делай бо,
    рече апостол, да не яшь». Наемный труд допустим только для оказания помощи немощным и старым. Но главный принцип жизни пустынножительствующих монахов заключается в уме- нии довольствоваться плодами «делания своего» и не собирать
    «по насилию от чужих трудов». Нил занимает в этом вопросе

    226 Глава 10. Русская политико-правовая мысль в вв.
    бескомпромиссную позицию. Он полагает, что накопление бо- гатств нельзя оправдать даже «благими целями» в виде частич- ного его использования на подаяния, ибо «нестяжание вышши подаяния». Нестяжательному человеку следует творить душев- ную милостыню, а не телесную, «яко душа вышши тела». Со- временные монастыри не соответствуют идеалу монашеского служения, и поэтому Нил полагает неправомерным их сущест- вование, отдавая предпочтение такой форме несения иноческо- го подвига, как скитничество («житие безмолвно, беспечально,
    от всех умерщвлено»).
    Логика рассуждений Нила не допускала владения частной
    собственностью ни отдельным монахом, ни монастырем. Имен- но поэтому великий князь Иван III предпринял попытку обос- новать с помощью идеала Нила секуляризацию церковных и монастырских земель в пользу государства. На Церковном Со- боре 1503 г. Иван III «восхоте... у митрополита и у всех владык и всех монастырей села поимати», а все духовенство перевести на жалованье из царской казны. Но великий князь потерпел поражение от иерархически организованного духовенства. Со- бор признал, что все церковные стяжания «не продаваема, не отдаваема, не емлимы никим и во веки нерушима» и если
    «князи... или кто от бояр вступитися во что церковное... то бу- дут прокляты в сей вец и будущий». Иван III не решился всту- пить в открытый конфликт с церковью, и таким образом эко- номическое положение церкви было законсервировано на дол- гие
    При разрешении вопроса о соотношении духовной и свет- ской властей Нил придерживался позиции, согласно которой каждая из них должна иметь свою сферу деятельности и свои способы и методы ее осуществления. Церковь ограничена толь- ко духовной областью, в которой не могут применяться госу- дарственные методы воздействия.
    Такая позиция определяла отношение мыслителя и к про-
    блеме еретичества. В публицистических спорах остро стоял во- прос о роли государства в преследовании врагов церкви — ере- тиков. При разрешении этой задачи Нил связал проблему ере- тичества с постулатом о свободе воли человека. Поиски духовного спасения каждым христианином глубоко индивиду- альны и выбираются им самостоятельно по внутреннему убеж- дению на основе личного опыта и знаний. Он категорически отрицает возможность насилия над свободной волей человека.

    6. Максим
    227
    «Мнозем ненавидимо... от своей воли отсечение, но свое кождо оправдание лихоимствует». Полное послушание пагубно для человека, ибо у послушного чужой воле и действующего без рассуждения человека «и доброе на злое бывает». В выборе ли- нии поведения большую роль играют опыт и знания, уважение к которым прослеживается во всех рассуждениях сорского старца. Подобные мысли исключают возможность наказания еретика силами и средствами государства, да еще с применени- ем таких жестоких санкций, как смертная казнь. По его мне- нию, даже церковь не имеет прав преследовать человека за убе- ждения, она лишь обязана помочь дружеской беседой, советом и наставничеством. Если человек уклонился от правой веры
    (православия), то только Бог способен внушить ему исправле- ние. Люди не могут «на таковых ни речьми наскакати, ни по- ношати, ни укоряти...». В русской политической мысли Нил прямо поставил вопрос о недопустимости преследования людей
    за их убеждения и образ мысли.
    6. Максим Грек
    Основные положения учения нестяжания наиболее полно были разработаны Максимом Греком (ум. 1556), подлинное имя которого Михаил
    Он родился в знатной семье в Гре- ции в конце XV в.; в юности получил образование у себя на ро- дине, затем продолжил его в Италии, где слушал университет- ские курсы в Падуе, Болонье, Ферраре и Милане. В Италии мыслитель был свидетелем движения Джироламо Савонаролы,
    возможно, что именно под впечатлением проповедей Савона- ролы он постригся в монахи в доминиканском монастыре. За- тем возвратился в Грецию, в 1504 г. принял православие и по- селился в Ватопедском монастыре на Афоне под именем Мак- сима, посвятив свою жизнь филологическим трудам.
    В 1515 г. великий князь московский Василий обратился к афонским старцам, известным своей образованностью, с просьбой об отправлении в Россию книжного переводчика для исправления богослужебных книг. Во исполнение этой прось- бы ровно через три года старцы от Святые горы
    Афонские» в Москву. Среди них был и Максим. Старец Мак- сим поселился на Москве в Чудовом монастыре, где вокруг не- го довольно скоро сложился кружок образованных людей.

    228 Глава
    Русская мысль в вв.
    В 1525 г. Максим, прозванный в России Греком, был осуж- ден Соборным судом по обвинению в протурецкой ориентации.
    По приговору суда он был сослан в монастырь, где содержался в тяжелых условиях. В
    г. Мак- сим Грек вторично предстал перед Соборным судом, в этом случае уже совместно с «нестяжателем» Вассианом Патрикее- вым. На сей раз он обвинялся в «нестяжательских» симпатиях,
    и в частности непосредственно в отрицании вотчинных прав монастырей. В результате он был вновь осужден и направлен в тверской Отрочь монастырь, но и в заточении афонский монах пользовался славой ученого человека и сумел написать много произведений, в которых затронул большой круг политических тем.
    Исходным пунктом всех рассуждений Максима Грека явля- ется евангельская проповедь предпочтительности «нестяжания» и
    обязательности личного труда. Лицам, принявшим монашеский обет, лучше «обнищати... нежели сребром облиятися. Стужаема терпети, а не самим стужати... не желать питатися кровию убо- гих...». Нынешняя церковь преступила евангельские заповеди,
    «собирающи себе богатства... и за села и земли... с суперники сварящася». Максим Грек вообще оценивает источник приоб- ретения и умножения крупной частной собственности как не- справедливый, расходящийся с евангельскими жизни людей. Руководствуясь основными положениями учения
    Иисуса Христа, он сделал вполне определенный вывод о про- тиворечии практики вотчинного быта монастырей христиан- ским заповедям.
    Иосифляне в качестве основной аргументации к оправданию стяжательского положения крупного общежительного монасты- ря обычно выдвигали тезис о личной нищете каждого в отдель- ности члена корпорации, утверждая, что евангельские принци- пы не нарушаются, поскольку каждый монах нищ, а все богат- ство в целом принадлежит монастырю.
    Максим Грек считает этот тезис несостоятельным,
    приводя сравнение с шайкой разбойников, члены которой все несут ответственность за грабеж, даже если и не каждый из них участвует в дележе награбленного. Он принципиально осуждает богатство, которое, по его мнению, лежит в основе всех «не- строений и преступлений человеческих». Стяжательство — са- мый тяжкий человеческий порок, губительный не только для иноков, но и для мирян, а монастыри вообще не должны иметь

    6. Максим
    229
    частновладельческих накоплений в любой форме, ведущих к порочной жизни за счет других лиц. Причину всех пороков со- временной монастырской системы как социального характера
    (эксплуатация крестьян, ростовщичество, обман и т. д.), так и нравственного (моральный облик лиц, принявших иноческий обет: алчность, жадность, сребролюбие, взяточничество, покуп- ка чинов и званий, растленное поведение в быту и т. д.) он ус- матривает в организации вотчинного быта всей церковно-мо- настырской системы.
    Максим Грек настаивал на прекращении монастырской практики «стяжаний»; рабской эксплуатации крестьян, доводя- щей их до обнищания; неукоснительного использования цер- ковно-монастырского богатства для раздачи милости. Он пола- гал даже возможным государственное принудительное вмеша- тельство в случае неисполнения духовенством этих требований.
    Значительный интерес представляют
    взгляды Максима Грека. Его интересовали проблемы, связан- ные с выяснением происхождения и сущности верховной вла- сти, формами ее организации и способами реализации.
    К законным способам происхождения власти Максим Грек относит не только наследственное восприятие престола, но и занятие его выборным путем. Всенародное избрание правителя он считает вполне законным получением царского достоинства и сана. В русскую политическую литературу Максим Грек вво- дит эту мысль первым, причем у него имеется не только поста- новка вопроса о законности выборного способа занятия цар- ского престола, но и положение об участии в этом процессе об- щественного мнения в форме «единомыслия» всей земли.
    Предпочтительной формой власти, по Максиму Греку, явля- ется такая ее организация, при которой царь управляет подвла- стными «в синклитских советах царских», к участию в которых допущены «благохитростные советники» и «крепкодумные вое- воды». Плохих советников, «говорящих и советующих что-либо развратное», следует немедленно удалять, чтобы царь не под- вергался их влиянию. Перечисляя состав «советующих лиц»,
    Максим Грек рядом с боярством упоминает и дворянство (вое- воды, военачальники). Везде подчеркивается почетная роль во-
    инства в государстве как одной из сил, при помощи которой осуществляется главная задача государственной деятельности —
    обеспечение мирной и стабильной жизни всем подданным.

    230 Глава 10. Русская политико-правовая мысль в вв.
    Максим Грек в определении формы власти весьма близко подошел к мысли о сословно-представительной монархии. Во- прос о совете и советниках Максим Грек ставит как о необхо- димой форме ограничения самоволия властвующей персоны.
    Он развивает далее последовательно мысль об ограничении верховной власти не только советом, но и законом.
    Другим существенным аспектом ограничения власти царя являются нравственные критерии, определяющие моральный облик верховного властителя. Здесь Максим Грек практически повторил разработанные предшествующими мыслителями по- ложения о том, что царь, являясь господином над людьми,
    обязан господствовать над своими страстями и не давать во- лю таким порокам, как властолюбие, сребролюбие, славолю- бие и т. п.
    Сущность верховной власти трактуется им традиционно, как реализация божественной воли. В его теории явно наличеству- ют элементы сакрализации властвующей персоны, и в этом на- правлении афонский монах продолжает традиции иосифлян- ской политической мысли. Царь рассматривается как «образ одушевлен самого царя небесного». Власть царя превозносится в таких формулах, которые исключают возможность видеть в
    Максиме Греке защитника привилегий удельной знати в ущерб централизованной великокняжеской власти. Носителя верхов- ной власти он называет «высшим царем», русское государст- во — «всевидимой преславной державой», Москву — «царст- вующим всеа Руси преславным градом». Авторитет государства,
    представленный «царевым именем», очень высок в понимании
    Максима.
    Если верховный властитель (царь, великий князь) не соот- ветствует этому идеальному нравственному статусу и своим поведением и действиями не может поддержать высокую честь
    «царева имени», то такой царь может быть назван «мучите- лем». «Мучительство» приносит позор царству и возмездие правителю. Возмездие ожидается от Бога, и оно обрушится не только на царя, но и на всех тех, кто растлевает царский сан
    «всяческими своими неправдованиями, лихоиманиями и бого- мерзкими блужениями». Вместе с тем Максим не считает лю- дей вправе прикасаться к «некасаемому», т. е. к «помазаннику
    Божьему». Однако сама постановка проблемы о «мучитель- ской», законопреступной власти предполагала возможность оценивать действия царя и критиковать их, искать пути ис-

    6. Максим Грек правления уклонившегося от исполнения своего долга верхов- ного правителя.
    Коснулся Максим и традиционной для русской политиче- ской мысли темы «грозы» царской власти. Под царской «грозой»
    он понимает «устрашение государьское», которое направлено исключительно на «исправление подручников» (подданных), а не на их «погубление». Реализация «грозы» допустима исклю- чительно в рамках «правды-закона».
    Большое значение в политической теории Максима Грека придается вопросу о соотношении церковной и светской властей.
    Он придерживался при этом византийской концепции гармо- нии (симфонии) властей. Но в этом соединении нравственное превосходство оставалось за церковью, поскольку именно «свя- тительство царя мажет и венчает на царство, а не царство свя- тителей». Обе власти имеют одну цель и задачу, для разреше- ния которой они призваны Богом. Они исходят из единого на- чала и их взаимоотношения определяются как «богоизбранное супружество», поскольку они совместно призваны «вкупе вещи подручных устрояти».
    Здесь теория Максима не оригинальна и воспроизводит ви- зантийскую концепцию гармонии властей, декларированную предисловием к шестой кодекса Юстиниана, текст ко- торой Максим Грек полностью пересказывает в Послании к
    Ивану Васильевичу.
    Обстоятельно рассмотрена работах Максима Грека про- блематика законных форм реализации власти. При этом «правда»
    традиционно употребляется им как термин, выражающий по- нятия «закон» и «законность». Под «неправдой» он обычно по- нимал нарушение закона. «Неправдование» у него синонимич- но беззаконию. Термин «правда» также часто употребляется им для характеристики законных форм реализации власти, и преж- де всего в области чисто юридической деятельности — судопро- изводстве. Этим определяется и его знаменитое (часто цитируе- мое в произведениях его современников) определение правды:
    «правда, сиречь прав суд» — т. е. такое судебное разбирательст- во, в котором тяжба рассмотрена на основании закона, нелице- приятно и немздоимно, с кротостью и
    Царская власть, согласно учению Максима Грека, обяза- тельно должна ограничиваться законом, притом не только бо- жественным, но и положительным. Если у его современников
    Иосифа Волоцкого и Филофея встречаются только отдельные

    232 Глава
    Русская политико-правовая мысль в вв.
    высказывания, свидетельствующие о направлении политиче- ского мышления по этому пути, то у Максима Грека данное положение сопровождается развернутой аргументацией.
    Царь обязан «устрояти вещи подручников» «правдою и бла- гозаконием». Он не имеет права присваивать чужую собствен- ность, совершать «хищения чужих имений». Суд в государстве должен совершаться на основании положительных (государст- венных) законов.
    Смысл ограничения действий царя «правдой» раскрывается в приводимых Максимом примерах правлений иноверных ца- рей, которые хотя и уступают по вере православному русскому царю («иже аще и латина суть по ереси»), но «правят вещи под- ручников по установлению градских законов» и тем становятся угодны Богу. Страна должна быть очищена от «всякого неправ- дования, разбойничества же и кровопролития, неправеднейших клеветник» на основании «правды» и при помощи правосудия.
    Только этим царь может угодить Богу, который любит более всего «правду, щедроту и милость». Бог ценит в царях более всего соблюдение «правды». Так, Бог возвысил персидского
    (нехристианского) царя Кира, хотя тот был «и нечестив и идо- лопоклонник», только за «превелию правду и кротость к под- ручникам своим» и, напротив, иерусалимские царства Седекие- во и Еханиево (благоверных царей) он разорил исключительно
    «за их всяческое беззаконие и сатанинскую гордость».
    Главной характеристикой «праведного» государства, по мыс- ли Грека, является организация в нем «градского жительства»
    на основании законов. Наличие веры, но отсутствие «правды» в деятельности государства не угодно Богу. В Послании к царю
    Ивану Васильевичу Максим Грек подчеркивал, что Византия была повержена неверными, несмотря на блестящую организа- цию почитания веры, исключительно по причине неисполне- ния византийскими царями своих гражданских обязанностей.
    Цари византийские «хищаху неправедне имения подручников,
    свои боляри... вдовицы обидимя и сироты нищая»,
    они не совершали правосудия и не наказывали преступников
    («не отмщая обидящих»). Это противопоставление гражданской
    «правды» в делах государства бездеятельной вере и благочес- тию, не реализующихся в системе справедливых и праведных дел, произвело большое впечатление на современников. Впо- следствии к этой мысли и даже непосредственно к формулам ее выражения обращались Иван Пересветов, Зиновий Отенский,

    6. Максим Грек 233
    Андрей Курбский и Иван Тимофеев при отстаивании ими принципа законности в процессе осуществления государствен- ной власти.
    При освещении вопросов судопроизводства Максим Грек остро критикует взяточничество судей, которые «лихоимству- ют», «хитят имения и стяжания» (здесь термин «стяжание»
    употреблен в смысле «имущество»), обижают «вдовиц и сирот».
    Ради получения мзды судебные чиновники не постоят перед наймом лжесвидетелей и клеветой. Такой суд наносит ущерб не только всем подданным государства, но и авторитету царя и да- же престижу всего государства перед «окрест себя живущих ля- хов и немцев», где суд свершается на основании «градских за- конов», к тому же справедливо и не мздоимно.
    Рассматривая систему судебных доказательств, Максим Грек возражает против средневековых форм судебного поединка как несправедливого способа разрешения дел, отдавая предпочте- ние свидетельским показаниям и клятве как видам доказа- тельств. Правосудие должно производиться на основании зако- на, с оказанием милости ко всем сторонам — участникам тяж- бы при определении меры наказания, которая к тому же должна соответствовать тяжести содеянного.
    Прогрессивную и традиционную для русской политической мысли позицию занимал Максим Грек в вопросах, касающихся
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   87


    написать администратору сайта