Главная страница

учебное пособие Государственное право РФ. В. В. Полянский государственное право российской федерации


Скачать 1.83 Mb.
НазваниеВ. В. Полянский государственное право российской федерации
Анкоручебное пособие Государственное право РФ
Дата22.03.2022
Размер1.83 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаgos_pravo.pdf
ТипУчебное пособие
#408185
страница9 из 35
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   35
§ 3. Правовое государство и Российская Федерация
Правовое государство, как определенная политическая концепция и соответствующая государственная практика, имеет долгую и противоречи- вую историю.
Идеи и концепции правовой государственности разрабатывались и в эпоху рабовладельческого строя и раннебуржуазными прогрессивными идеологами – Г. Гроцием, Б. Спинозой, Дж. Локком, Ш.-Л. Монтескье,
Т. Джеферсоном и др. По словам К. Маркса, классическим выразителем
правовых представлений буржуазного общества в противоположность феодальному, был английский мыслитель XVII века Дж. Локк. В его трак- товке идея господства права представляется в виде государства, в котором верховенство закона соответствует естественному праву и признает неот- чуждаемые права и свободы индивида и осуществляется разделением вла- стей. Идея государства, подчиненного праву, в первый раз нашла свое вы- ражение и обоснование в философской системе Иммануила Канта в кон- це 70-х годов XVIII столетия. Он говорил: «Государство – это объединение множества людей, подчиненных правовым законам».
Сам термин «правовое государство» сформировался в первой чет- верти XIX века в немецкой юридической литературе в трудах К.Т. Воль-
кера, и, главным образом, в 1829 году в работе Роберта Моля «Королев- ское государство и право». В дальнейшем оно получило распространение и
в России, где среди сторонников, правового государства были Чиче-
рин Б.Н., Кистяковский Б.А., Новгородцев П.И. и др.
Прежде всего, что следует понимать под правовым государством?
В.С. Нерсесянц (проф. ИГП РАН) дает следующее определение. По его мнению, правовое государство – это правовая форма организации и
деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с
индивидами как субъектами права.
Мы полагаем, что правовое государство – это политическая фор-
ма организации власти в государстве, которая функционирует на
основе правового закона и является инструментом защиты и обеспече-
ния прав, свобод и обязанностей каждой личности.
В статье 1-й Конституции Российской Федерации наше государ- ство впервые провозглашено правовым государством. При этом право-
115
вое государство является одним из структурных элементов основ консти- туционного строя.
Представление о правовом государстве в Российской Федерации ассо- циируется сейчас, по крайней мере, с двумя положениями: с порядком в
государстве и защищенностью граждан. Какие же принципы могут способствовать достижению поставленной цели?
Первый принцип. В Российской Федерации должны быть созданы условия для такого типа правопонимания, в рамках которого так или иначе проводится различие между правом и законом, и на этой основе формули- руется требование правового закона. Главным для подобного разграниче- ния является признание принципа формального равенства, который имма- нентно присущ праву и выражает присущую ему справедливость. Спра-
ведливо то, что соответствует праву, а действовать по справедливости
– это значит действовать согласно праву. Отрицание правового харак- тера справедливости приводит к тому, что в принцип справедливости
начинают возводить какое-нибудь неправовое начало, то есть требования привилегий или уравниловки, те или иные моральные, религиозные, миро- воззренческие, эстетические, политические, национальные, социальные и тому подобные представления, требования. Тем самым правовое, то есть всеобщее и равное для всех значение справедливости подменяется некими особенными и частными интересами, произвольным содержанием, парти- кулярными притязаниями
1
Правовое государство – это своего рода стимулятор для прогрес-
сивного развития общества, превращение его в гражданское общество.
Второй принцип. Правовое государство – это динамичная система
общественных отношений, обеспечивающая дальнейшее эффективное
развитие государства и общества на основании правового закона.
В свое время К. Маркс писал, что «...государство не может рассмат- риваться просто как действительность, оно должно рассматриваться как
деятельность». Поэтому, когда мы говорим о правовом государстве, то правовая реальность должна быть представлена не только «буквой» зако-
на, но и тем, как реализуется то, что записано в законодательных и иных нормативных правовых актах. Правовая реальность в государстве должна
1
В западных либеральных теориях главную роль справедливости видят в осуще- ствлении идеала свободы, воплощенного в праве собственности. В США такое обще- ство называют «меритократией», то есть имеешь собственность, продвигаешься вверх.
116
включать в себя сферу активной жизнедеятельности, а именно, процессы целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, на управ- ление и развитие социальных процессов. Без этого невозможно предста- вить правовое государство.
Говоря о праве в правовом государстве, надо прямо утверждать, что право в данном случае, не только совокупность правовых норм, но и их
действие (!), практическое регулирование соответствующих обществен- ных отношений. То есть, право необходимо рассматривать не только в
статически-нормативном виде, но и в его динамике, как практический регулятор конкретных общественных отношений, в которых и могут быть реализованы правовые предписания. В противном случае правовые
предписания будут бездействовать и все больше приобретать фиктив-
ный характер.
Третий принцип. Суть его состоит в утверждении правовой фор-
мы и правового характера взаимодействия между государственной
властью и подвластными субъектами права, в признании и надлежа-
щем гарантировании формального равенства и свободы всех индиви-
дов, прав и свобод человека и гражданина.
Раскрывая содержание этого принципа правового государства, следу- ет обратить внимание на два самостоятельных направления.
Во-первых, это связанность правовым законом самого государ-
ства, его органов и должностных лиц.
Существо требования правового государства заключается в данном случае в том, что право должно рассматриваться в виде такого фактора, ко- торый распространяется не только на индивидов, но и на всю политиче- скую систему, в том числе и на государство. «Правление права» в данном случае означает, что государство, все его органы, должностные лица при- знают приоритет права, подчиняются праву, не могут обходить его пред- писаний, служат всему обществу, а не какой-то его части и несут полити- ческую, моральную и правовую ответственность перед народом за выпол- нение взятых на себя обязательств.
Во-вторых, подлинно правовым может быть только такое госу-
дарство, в котором обеспечено равенство всех его граждан перед зако-
ном, незыблемость свободы личности, ее прав и законных интересов,
чести и достоинства, их охрана и гарантированность. Обеспечение сво-
117
боды личности посредством закона – есть важнейшая функция правового государства.
В связи с этим, одной из важнейших черт правового государства яв- ляется наличие развернутых юридических процедур, с необходимостью использовать которые могут столкнуться граждане. У гражданина в каж- дом конкретном случае должен быть набор юридических средств и форм, при помощи которых он мог бы без особых сложностей защитить свои права. И, конечно, любой гражданин должен знать свои права и те
средства, с помощью которых он смог бы их защитить в случае нару-
шения. В этом плане можно привести характерное высказывание
О. Де Бальзака: «Ничто так плохо не знаем, как-то, что каждый дол-
жен знать закон».
Не менее важна и ответственность личности перед обществом и госу- дарством. Правовое государство несовместимо ни со своеволием, ни с без- ответственностью как со стороны государства, так и со стороны личности
– человека и гражданина.
Четвертый принцип. Обеспечение верховенства правового закона
возможно только при наличии в государстве определенных организа-
ционно-правовых структур, способных решать те задачи, которые по-
ставлены правовым конституционным государством. Такие организа- ционно-правовые структуры должны преследовать цель исключения моно- полизации власти в руках одного лица, одного органа или социального слоя и обеспечение соответствия всей системы публичной власти требова- ниям права, их последовательное соблюдение и проведение в жизнь.
Главными из этих условий являются:
во-первых, четкая конституционно-правовая регламентация деятель- ности государственно-властных структур в соответствии с принципом раз- деления властей. Верховенство права невозможно без верховенства за-
кона, а верховенство закона невозможно без верховенства законода-
тельного органа. Гегель по такому поводу говорил: «Если законы дур-
ны, то дурны и нравы»;
во-вторых, существенное значение имеет институт конституционного контроля за правомерностью нормативных правовых актов и действий всех ветвей власти. Орган конституционного контроля должен быть отде- лен от влияния политических структур;
118

в-третьих, говоря о практических путях формирования правового го- сударства, нельзя забывать о правовой культуре населения и должностных лиц. Можно создать правильные, разумные, прогрессивные законы, но
если они не будут соблюдаться или окажутся неизвестными гражда-
нам, то никакого правового государства мы не создадим. Надо иметь в виду высказывание Ш.-Л. Монтескье о том, что: «Самая жестокая тира-
ния – та, которая выступает под сенью законности и под флагом спра-
ведливости».
§ 4. Разделение властей в Российской Федерации
Любое государство действует через множество органов, между кото- рыми распределяются государственные функции и властные полномочия.
Это распределение труда по управлению делами государства выражается в создании и деятельности системы государственных органов. Связанная с этим проблема предполагает необходимость решения вопроса о том, как распределяются функции власти в государстве.
Многие античные и средневековые учения отмечали, что деятельность государства неоднородна и включает в себя несколько ее видов: законода- тельную деятельность, исполнение законов или управление, а часто и пра- восудие. Отмечалось также, что различные органы государства специали- зируются на выполнении того или иного вида деятельности.
В 1688 г. к этому вопросу обратился Джон Локк (английский фило- соф-материалист (1632–1704 г.). Цель государства, по Локку, сохранение свободы и собственности, приобретенной посредством труда (!). Для их за- щиты государственная власть не может быть произвольной. Она должна делиться на законодательную, исполнительную и союзную. Разработанное
Дж. Локком учение о государстве было опытом приспособления теории к политической форме управления, которая установилась в Англии в ре- зультате революции 1688 г. Теория Дж. Локка получила наименование
«гибкой модели» разделения властей, основанная на сотрудничестве и взаимодействии властей при верховенстве одной из них. Дж. Локк предпо- чтение отдавал законодательной власти, но не абсолютизировал ее; осталь- ные власти должны подчиняться ей. В настоящее время эта система харак- терна для стран с парламентской формой правления.
119

Французский философ и историк Ш.-Л. Монтескье (1680-1755 гг.) созданную им теорию «разделения властей» увязал с теорией естественно- го права. По его мнению, в правильно устроенном государстве нет единой власти, а должны существовать три независящие друг от друга власти: за-
конодательная, исполнительная и судебная. Какое-либо объединение их в руках одного органа или лица неизбежно ведет к злоупотреблениям и не- совместимо с политической свободой личности. Такую модель принято считать «жесткой» формой разделения властей, для современного разви- тия которых характерны некоторые общие черты. Одна из них состоит в усилении правительственной власти; что касается другой, то она прояв- ляется в усилении средств воздействия различных органов власти друг на друга. Эта модель характерна для стран с президентской формой прав-
ления.
В последующие годы принцип разделения властей был провозглашен одним из принципов буржуазного конституционализма, что было впервые реализовано в Конституции США 1787 г., а затем воспроизведено во фран- цузской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. В Декларации было сказано: «свободное общество, в котором не обеспечена гарантия прав и не установлено разделение властей, не имеет конституции»
1
В России сторонниками разделения властей были М.М. Спе-
ранский, А.П. Куницин (проф. СПб университета в 1817-1819 гг.), дека-
1
Мы все время говорим о разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, то есть трехзвенную систему. Науке, однако, известна также теория четырех властей: законодательная, исполнительная, судебная и власть короля, как власть уравновешивающая. Эта теория выдвигалась Бенжамином Констаном (Констан де Ребек Бенжамен Анри – 1767-1830 гг.) французским писателем и политическим дея- телем. Его идеи были целиком воплощены в португальской конституции 1826 г.
У профессора Московского университета Б.Н. Чичерина было свое представление о понимании и формах власти. Так, превыше всего Б.Н. Чичерин ставил государственную власть, которая по его мнению, будучи верховной, обладает полновластием, как внутри страны, так и вне ее. Эта власть юридически ничем не ограничена – «она может делать все, что считает нужных для общего блага». Верховная власть разделяется на отрасли, каждая из которых обладает своей особой компетенцией: учредительную, законода- тельную, исполнительную и судебную. При этом учредительная власть осуществляет право установления основного закона государства, определяющего устройство самой верховной власти. Другие отрасли власти распределяются между соответствующими органами, которые образуют сложной «организм властей и учреждений», составляю- щих, однако, «нечто цельное и единое», ибо все они «исходят от единой (одной) вер- ховной власти и представляют единую государственную волю в приложении к разнооб- разным условиям». (Чичерин, Б. Курс государственного права: Ч. 1: Общее государ- ственное право / Б. Чичерин. – М., 1894. – С. 58-59, 62, 75-78.
120

брист П.И. Пестель. Однако идеи Монтескье о власти и формах правле- ния рассматривались и воспринимались ими с учетом тогдашней действи- тельности в Российской империи.
Так, в плане М.М. Сперанского все три власти рассматривались как проявление единой «державной власти». Он говорил, целесообразен тот образ правления, в котором сочетаются «правильное разделение дел» с единством управления и надлежащим подбором администраторов. При этом М.М. Сперанский – сторонник сохранения сильной царской власти: император, по его мнению, есть «верховный законодатель, без коего ника- кой закон совершиться не может», «верховный отправитель правосудия»,
«верховное начало силы исполнительной».
В свою очередь, А.П. Куницин, как мы отмечали, различает власти
«законодательную, исполнительную и блюстительную», но ничего не гово- рит об их независимости друг от друга.
Таким образом, сказанное дает основания для вывода: суть принципа
разделения властей заключается в том, что отдельные власти должны
формироваться независимо друг от друга и по возможности не быть
подчиненными одна другой. В этом принципиальное различие от просто- го разделения компетенции между отдельными органами. Характерным признаком принципа разделения властей является также то, что здесь в от- ношении между отдельными властями создается система «взаимных тор-
мозов», которые должны помешать злоупотреблению власти. В действи- тельности этот принцип способствовал усилению исполнительной власти и ее фактической безответственности.
Теория и практика государственного строительства в СССР и Совет- ской России отвергала теорию разделения властей. Поэтому первые конституционные акты Советской России провозгласили единство госу- дарственной власти и принадлежность ее представительным органам. С тех пор и в течение последующих десятилетий Советы, как представитель- ные органы государственной власти, признавались органами, возглавляю- щими всю систему государственных органов.
Конституция Российской Федерации 1993 года фактически призна- ла, что в современных условиях развития государственности более оправ- данным является такое решение вопроса, когда в основу организации управления делами государства положен принцип разделения властей.
121

В статье 10 Конституции Российской Федерации сказано: «Государ- ственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разде- ления ее на законодательную, исполнительную и судебную. Органы зако- нодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». А в ча-
сти 1 ст. 11 Конституции Российской Федерации установлено, что госу- дарственную власть в Российской Федерации осуществляют: Президент
Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Госу- дарственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Россий- ской Федерации.
В чем же конкретно проявляется содержание принципа разделения властей в Российской Федерации, какие «сдержки и противовесы» закреп- лены в Конституции Российской Федерации?
Можно выделить следующие особенности содержания принципа
разделения властей в Российской Федерации.
Во-первых, Конституция Российской Федерации предусматривает четкое распределение функций и компетенции между государственны- ми органами в соответствии с требованиями разделения труда при осуще- ствлении власти законодательной, исполнительной и судебной.
Во-вторых, Конституция Российской Федерации закрепляет харак- терную самостоятельность каждого вида государственных органов при осуществлении принадлежащих им функций:
В-третьих, Конституция Российской Федерации обеспечивает такой баланс полномочий каждой ветви государственной власти, который ис-
ключает возможность перенесения властных полномочий, а тем более всей полноты власти, на одного из них; ни одна из трех ветвей власти не должна вмешиваться в прерогативы другой власти;
в-четвертых, споры о компетенции в Российской Федерации должны решаться только в порядке конституционного судопроизводства, то есть
Конституционным Судом Российской Федерации.
В-пятых, конституционная система Российской Федерации преду- сматривает правовые способы сдерживания каждой власти другими вла- стями, то есть содержит взаимные «противовесы» для других властей. К таким «противовесам» следует отнести:
срочность полномочий выборных должностных лиц или государ- ственных органов различных уровней;
122

несовместимость депутатского мандата с занятием должности в аппарате управления;
право вето на законопроекты (часть 3 статьи 107 и часть 2 статьи 108
Конституции Российской Федерации);
право постановки вопроса о роспуске Государственной Думы (части
3 и 4 статьи 117 Конституции Российской Федерации);
контроль за законодательным (представительным) органом госу- дарственной власти, осуществляемый избирателями в ходе выборов;
вотум недоверия Правительству Российской Федерации со стороны
Государственной Думы (части 3 и 4 статьи 117 Конституции Российской
Федерации);
независимость судейского корпуса (ст. 120 Конституции Россий- ской Федерации).
Названные «сдержки и противовесы» характерны только для системы разделения властей в Российской Федерации.
§ 5. Идеологическое многообразие в Российской Федерации
В статье 13 Конституции Российской Федерации закреплено следую- щее положение: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве го- сударственной или обязательной».
Что такое идеология? Принято считать, что идеология – это систе-
ма взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и кон- фликты, а также содержатся цели, программы социальной действительно- сти, направленной на закрепление или изменение данных общественных отношений.
Есть и более краткое определение понятия идеологии. В этом случае
идеология – это духовное выражение интересов классов, партий, групп
людей.
Сам термин «идеология» появился сравнительно недавно. Его предло- жил (ввел в обращение) французский философ и экономист Дестюг де
Траси в работе «Элементы идеологии», написанной в 1801 году как об- основание науки о законах правильного мышления. В то время во Франции
123
к идеологам ошибочно причисляли людей, которые ничего не понимали в практических вопросах реальной политики.
Для целей изучения курса государственного права Российской Феде- рации при характеристике понятия идеологий мы будем исходить из того,
что идеология – это система взглядов и идей: политических, право-
вых, нравственных, эстетических, религиозных, философских, кото-
рые подчиняются общим закономерностям общественного сознания,
обусловленного, в свою очередь, экономическими отношениями, характер- ными для современного российского общества.
Подобная характеристика сущности идеологии дает основания для вывода о том, что идеология обладает не абсолютной, а относительной
самостоятельностью. Относительная самостоятельность идеологии объяс- няется тем, что на развитие тех или иных взглядов и идей оказывают влия- ние не только факторы экономического характера (объективное свойство), но и внутренняя преемственность и связь различных идеологий, личная
роль и авторитет тех или иных идеологов, взаимовлияние различных идеологий (субъективное свойство). Эти свойства могут быть в значитель- ной степени удалены от их экономического обоснования.
Именно идеология призвана дать человеку чувство собственного до- стоинства, определить пути к достижению целей. Идеология, не подкреп- ленная строгой теорией достижения цели, всегда рождает мифы и всегда заводит в исторический тупик.
Как мы уже отмечали, Конституция Российской Федерации в статье
13 говорит и об идеологическом многообразии. Что следует понимать
под идеологическим многообразием?
Провозглашенный в Конституции Российской Федерации принцип свободы идеологий означает многообразие воззрений, добровольность принятия той или иной системы взглядов, возможность их пропаганды,
если в данном случае не нарушаются государственные законы. В части
5 статьи 13 Конституций Российской Федерации закреплено следующее положение: «...запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Рос- сийской Федерации, подрыв безопасности государства, создание воору- женных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».
124

Идеологическое многообразие представляет собой право отдельной
личности, социальных групп, политических партий и иных обществен- ных объединений:
во-первых, беспрепятственно разрабатывать теории, идеи относи- тельно экономического, политического, правового и иного устройства Рос- сийского государства, то есть право на свободу политических мнений;
во-вторых, беспрепятственно пропагандировать свои взгляды, идеи с помощью средств массовой информации, а также путем издания моногра- фических и научно-популярных работ, оказывая таким образом влияние на политические процессы;
в-третьих, беспрепятственно вести активную деятельность по внедре- нию идеологии в практическую сферу: разрабатывать программные доку- менты политических партий, готовить законопроект, иные документы, предусматривающие меры по совершенствованию, переустройству соци- ального и политического строя, то есть право на свободу политических действий;
в-четвертых, публично защищать свои идеологические воззрения, ве- сти активную полемику с иными идеологиями. Однако, при множественно- сти мнений желательна авторитетная и влиятельная политическая сила, способная возглавить процессы, опираясь на единую национальную идею;
в-пятых, не следует отрекаться от духовного наследия прошлого, а опираться на него при решении своих программных целей;
в-шестых, требовать по суду или через иные органы государства устранения препятствий, связанных с реализацией права на идеологиче- ское многообразие.
Следует помнить, что конституционный принцип, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, закрепляет равноправие идеологий в обществе. Это означает:
1) ни одна идеология не имеет и не может иметь приоритета перед другой, которая бы закреплялась государством с помощью закона или иными способами;
2) граждане Российской Федерации вправе придерживаться той или иной идеологии, принимать активное участие по проведению ее в жизнь;
3) вместе с тем, этот выбор должен быть осознанным, добровольным и самостоятельным. Государство не может навязывать гражданам каку-
125
ю-либо идеологию, которую они обязаны под страхом уголовного или ино- го наказания разделять, изучать, пропагандировать.
В связи с этим обращаем внимание на необходимость понять, что все попытки преодолеть государственную идеологию, отказаться от нее всегда терпели, и будут терпеть крах по одной причине, а именно, идеология им-
манентна, то есть внутренне присуща тому обществу, в котором она
сложилась. Соответствующая идеология умрет со смертью общества, к которому она принадлежала. А это означает, что и современное россий-
ское государство немыслимо без идеологического обеспечения. Следо- вательно, та строка Конституции Российской Федерации, которая запре-
щает России иметь государственную идеологию (часть 2 статьи 13) ли-
шена всякого смысла. Она не выполнялась, не выполняется и никогда не будет выполняться. В этой части Конституция Российской Федерации –
фиктивна, так как отсутствие идеологии – это тоже идеология (!). Исто- рия свидетельствует, что без государственной идеологии не живет ни одно государство. В этом случае можно вспомнить слова К. Маркса, который говорил, что «...мысли господствующего класса являются господствующи- ми в обществе мыслями».
Как соотносится идеология с наукой? В данном, случае надо исхо- дить из того, что наука не может подчиняться идеологии. В то же время наука – основа существования прогрессивной идеологии. Идеология может быть объектом научного анализа. Истина, установленная в ходе научных исследований, не подлежит пересмотру или деформации под воздействием идеологических представлений.
Как соотносится идеология и право? Право всегда выступает как идеологическое волевое явления, содержание которого определяется не только материальными условиями жизни общества. Наличие в обществе права означает, что государство придало юридической части идеологии, то есть правосознанию, нормативный характер. Право всегда связано с поли- тической властью и потому является производным от соответствующих политических установок.
Является ли Конституция Российской Федерации 1993 года идео-
логическим документом? Конечно, да! Ибо антиидеологическое право то же самое, что деревянное железо. Любой класс, пришедший к власти, уста- навливает свою систему права в соответствии с принципами своей госу-
126
дарственно-правовой идеологии, направленной на защиту интересов соот- ветствующего класса, социальной группы.
§ 6. Общественные объединения в Российской Федерации
Неотъемлемым правом человека и гражданина, провозглашенным в
статье 30 Конституции Российской Федерации, является право на
объединение, а свобода деятельности общественных объединений гаран- тируется. В части 4 статьи 13 Конституции Российской Федерации гово- рится о том, что общественные объединения равны перед законом.
Правовое положение общественных объединений урегулировано Фе- деральным законом «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995
года с последующими изменениями.
Под общественным объединением понимается добровольное,
самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по ини-
циативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для
реализации общих целей, указанных в уставе общественного объеди-
нения. Право граждан на создание общественных объединения реализует- ся как непосредственно, путем объединения физических лиц, так и через юридические лица – общественные объединения.
Целью создания общественных объединений является реализация и защита гражданских, политических, экономических, социальных, культур- ных прав и свобод, развитие активности и самодеятельности граждан, их участие в управлении государственными и общественными делами; удовлетворение профессиональных и любительских интересов, развитие научного, технического и художественного творчества; охрана здоровья, участие в благотворительной деятельности, а также иной деятельности, не запрещенной законом. Возможные ограничения определены в статье 13
Конституции, о чем мы уже говорили.
Учредителями общественных объединений являются физические и юридические лица, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на которых принимаются устав общественного объединения, формируются ру- ководящие и контрольно-ревизионные органы. Для создания общественного объединения требуется инициатива не менее трех физических лиц.
Федеральный закон устанавливает два понятия для физических и
юридических лиц, включающихся в создание и деятельность обще-
127
ственного объединения. Они могут иметь статус члена общественного
объединения и статус участника общественного объединения. Основ- ное различие состоит в том, что членство оформляется соответствую- щими индивидуальными заявлениями (!). Для участника общественно- го объединения такое членство в качестве обязательного условия не тре- буется.
Учредителями, членами и участниками общественных объединений
могут быть граждане, достигшие 18 лет, если иное не установлено рассматриваемым Федеральным законом или законами об отдельных ви- дах общественных объединений.
Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет, а членами и участниками детских
общественных объединений лица, достигшие 8 лет.
Учитывая весьма разнообразный характер тех целей, для достижения которых могут создаваться общественные объединения, федеральный за- кон предусматривает следующие организационно-правовые формы
функционирования общественных объединений:

общественные организации;

общественные движения;

общественные фонды;

общественные учреждения;

органы общественной самодеятельности;

политические партия.
Кроме того, Федеральным законом о внесении изменений в Федераль- ный закон «О национально-культурной автономии» от 10 ноября 2003 г. к числу общественных объединений отнесена национально-культурная
автономия.
Организационно-правовыми формами политических партий и на-
ционально-культурных автономий являются общественные организа-
ции.
Общественной организацией является основанное на членстве обще- ственное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Во всех других формах лица, входящие в их состав, именуются
участниками.
128

Территориальная сфера деятельности российской общественных
объединений
В Российской Федерации создаются и действуют:
общероссийскими общественными объединениями считаются та- кие, которые осуществляют свою деятельность на территории более поло- вины субъектов Российской Федерации и имеют там свои структурные подразделения;
межрегиональными признаются общественные объединения, кото- рые осуществляют свою деятельность на территории менее половины субъектов Российской Федераций и также имеют там свои структурные подразделения;
региональные общественные объединения действуют в пределах территории субъекта Российской Федерации, а местные – в пределах тер- ритории муниципального образования.
Общественные объединения имеют право:

свободно распространять информацию о своей деятельности;

участвовать в выработке решений государственных органов и орга- нов местного самоуправления;

проводить собрания, митинги, демонстрации и пикетирования;

выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

представлять и защищать свои интересы, права и законные интере- сы своих членов и участников, а также других граждан в органах государ- ственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях.
Федеральными законами об общественных объединениях могут быть предусмотрены дополнительные права для конкретных целей и конкрет- ных видов общественных объединений. Что касается их права участвовать в выборах представительных органов, то право выдвижения кандидатов предоставлено только политическим партиям. Те общественные объедине- ния (организации), в уставах которых закреплено их право принимать уча- стие в выборах, могут реализовать его только с той или иной политической партией и только при выборах в законодательных (представительных) ор- ганов государственной власти субъектов Российской Федерации.
129

§ 7. Политические партии и многопартийность
в Российской Федерации
Политические партии в Российской Федерации играют важнейшую роль в общественно-политической и государственной жизни, будучи од- ним из центральных компонентов политической системы
1
Право граждан Российской Федерации на объединение в политиче- ские партии, закрепленное в статье 30 Конституции Российской Федера- ции, включает в себя: право на добровольной основе создавать политиче- ские партии в соответствии со своими убеждениями; право вступать в по- литические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии; право участвовать в деятельности политических партий в соответ- ствии с их уставами; а также право беспрепятственно выходить из полити- ческих партий.
Правовое положение политических партий в Российской Федера-
ции определяется Федеральным законом от 11 июля 2001 года «О по-
литических партиях», включая изменения, внесенные Федеральным
законом от 22 апреля 2009 года «О внесении изменений в Федераль-
ный закон «О политических партиях» в связи с поэтапным снижением
минимальной численности членов политических партий».
В статье 3 Федерального закона дано следующее определение по-
литической партии: «Политическая партия – это общественное
объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федера-
ции в политической жизни общества посредством формирования и
выражения их политической воли, участия в общественных и полити-
ческих акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представ-
ления интересов граждан в органах государственной власти и органах
местного самоуправления».
Требования, которым должна отвечать политическая партия, опреде- лены в пункте 2 статьи 3 Федерального закона: это
1
Слово «партия» латинского происхождения. Однако для его перевода отдельные авторы берут слова с разным смысловым значением. Во-первых, о партии говорят как о части какого-либо общественного класса, точнее, его наиболее активной и организован- ной части; во-вторых, о партии говорят как о политической организации, выражающей интересы общественного класса или его определенного слоя, объединяющей их наибо- лее активных представителей для достижения определенных целей.
130

во-первых, политическая партия должна иметь региональные отделе- ния более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно регио- нальное отделение политической партии;
во-вторых, в политической партии должно состоять:
до 1 января 2010 года – не менее пятидесяти тысяч членов политиче- ской партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Феде- рации политическая партия должна иметь региональные отделения числен- ностью не менее пятисот членов политической партии; в остальных региональных отделениях численность каждой из них не может состав-
лять менее двухсот пятидесяти членов политической партии. Поэтапное снижение минимальной численности членов политической партии должно привести к тому, чтобы с 1 января 2012 года в политической партии со-
стояло не менее сорока тысяч членов политической партии, при этом бо- лее чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия
должна иметь региональные отделения численностью не менее
четырехсот членов политической партии; в остальных региональных отделениях численность каждой из них не может составлять менее ста
пятидесяти членов политической партии;
в-третьих, руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны на-
ходиться на территории Российской Федерации.
Основными целями политической партии являются: формирова- ние общественного мнения; политическое образование и воспитание гра- ждан; выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жиз- ни и доведение этих мнений до сведения широкой общественности и орга- нов государственной власти. В то же время главной целью политической
партии является выдвижение кандидатов в депутаты на выборах за-
конодательных (представительных) органов государственной власти,
представительных органов местного самоуправления, участие в выбо-
рах в указанные органы и в их работе. При этом политическая партия не
может вступать в блоки с другими политическими партиями и обществен- ными объединениями кроме случаев, предусмотренных Федеральным За- коном; она не вправе выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе и в составе списка кандидатов, и на иные выборные должности в органы госу- дарственной власти и в органы местного самоуправления граждан Рос-
131

сийской Федерации, являющихся членами иных политических пар-
тий.
Требование об участии политической партий в выборах имеет
весьма категорический характер. В п. 2 статьи 37 Федерального закона предусмотрено, что если политически партия не принимает участия в вы- борах в течение пяти лет, то такая партия подлежит ликвидации по ре- шению ее высшего руководящего органа, то есть съезда партии, либо по решению Верховного Суда Российской Федерации. В статье 41 Федераль- ного закона предусмотрены также иные основания ликвидации политиче- ской партии.
Членство в политической партий является добровольным и инди-
видуальным (ст. 23 Федерального закона). Членами политической пар-
тии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста
18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные гра- ждане и лица без гражданства, а также граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными. Гражданин Российской Федерации
может быть членом только одной политической партии. Запрещается требовать от граждан Российской Федерации, чтобы они при представле- нии официальных сведений о себе указывали членство в политической партии или его отсутствие.
Политическая партия действует на основании устава. Высшим руково- дящим органом политической партии является съезд политической партии.
Многопартийность в Российской Федерации. Статья 13 Конститу- ции Российской Федерации признает в Российской Федерации не только идеологическое многообразие, но и основанную на нем многопартий-
ность.
Практикой развития демократии в современных государствах поро- ждены, в основном, две формы партийных систем: многопартийная (с целым рядом разновидностей) и однопартийная политическая система.
Особой разновидностью многопартийной системы считают двухпартий- ную систему в США.
Обычно о многопартийности говорят тогда, когда в той или иной
стране действуют две и более политические партии. Подобное утвер- ждение нуждается в уточнении. О многопартийной системе можно гово- рить только в том случае, когда в избирательной борьбе участвуют бо-
132

лее двух политических партий и все они имеют шансы принять участие в формировании правительства.
С провозглашением Конституцией Российской Федерации идеологи- ческого многообразия неразрывно связан и вопрос о политическом много- образии. Суть его заключается в объективной обусловленности различных позиций, различных интересов социальных групп, а следовательно, в многообразии этих интересов и форм их выражения в политической сфере при реализации стоящих перед ними целей и задач. Исходным пунктом де- ятельности любой политической партии является стремление к реализации своей программы и своего политического курса, пропаганда своих ценно- стей, своего мировоззрения, создание для своей деятельности благоприят- ной социально-психологической атмосферы.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   35


написать администратору сайта