учебное пособие Государственное право РФ. В. В. Полянский государственное право российской федерации
Скачать 1.83 Mb.
|
ГЛАВА VII. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ГРАЖДАНИНА И ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ §1. Человек, его права и свободы как высшая ценность Конституция Российской Федерации (ст. 2), рассматривает чело- века, его права и свободы как высшую ценность. Раскрывая это консти- туционное положение, мы прибегаем к употреблению понятий – человек, личность, гражданин. Оперируя ими, необходимо помнить о том, что для каждого из них характерно свое содержание. Понятие человек носит природо-общественный характер. Этим понятием фиксируются общие родовые признаки биологического организ- ма, сознание, язык, труд. Понятие личность – социальное. Под ним пони- мается совокупность социальных признаков, свойственных и выражаю- щихся в своеобразной индивидуальной форме. Человек – это материальный носитель личности и личность вы- ражает его общественные свойства. Человек как личность, то есть в со- циальном плане, существует только во взаимоотношениях с другими чле- нами общества. В процессе становления человека личностью большое зна- чение имеют его права и свободы, закрепленные законодательством. Что касается понятия – гражданин, то оно является свидетель- ством принадлежности лица к определенному государству, политико-пра- 133 вовым выражением взаимоотношений человека и государства, отношени- ем личности к государству и праву, к власти и закону, к политической де- ятельности. Говоря о соотношении понятий человек и гражданин, необходимо от- метить, что понятие «человек» является родовым, обобщающим поняти- ем не только для граждан Российской Федерации, но и для иностранных граждан, лиц без гражданства, вынужденных переселенцев, беженцев. Как член гражданского общества человек равноправен со всеми другими, но как член политического, то есть государственно-организованного обще- ства, он равноправен лишь с теми, кто, как и он, принадлежит к данному государству. Что характерно для связи между признанием человека, его прав и свобод высшей ценностью и конкретными правами и свободами челове- ка и гражданина, закрепленными в главе II Конституции Российской Феде- рации? Во-первых, эта связь состоит в том, что если статья 2 Конституции Российской Федерации, определяющая общий принцип взаимоотношений человека и гражданина с точки зрения (с позиции) возможного нарушения прав и человека и гражданина, имеет в виду лишь объект защиты, то статьи главы II Конституции Российской Федерации, посвященные конкретным основным правам и свободам человека и гражданина, сфор- мулированы уже более субъективно и представляют собой определен- ный элемент конкретизации положения человека и гражданина в обществе и государстве применительно к конкретной сфере жизни или определен- ной ситуации. Во-вторых, принцип признания прав и свобод высшей ценностью должен оказывать определяющее влияние не только на содержание основных прав и свобод, но и на всю деятельность государства. Госу- дарство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятель - ности выходить за установленные им границы взаимоотношений с чело- веком. Только действуя в этих рамках в интересах человека оно приоб- ретает те черты, которые характеризуют его в качестве конституционно- го государства. В-третьих, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью касается каждого человека. Однако для реализации этого принципа важное значение имеют социальные функции каждого человека, его ответствен- 134 ность перед другими людьми, обществом в целом и государством. Толь- ко в этом случае принцип признания человека высшей ценностью может быть распространен в равной мере на всех членов общества. Человек, кото- рый не желает признавать достоинство, права и свободы других людей, ни- когда не сможет обеспечить собственное достоинство, свои права и свобо- ды. Иначе говоря, личностная ценность права неотделима от его нрав- ственной ценности; В-четвертых, свобода личности обеспечивается четким закреплением компетенции или правового статуса государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений. Юридическая урегулированность их деятельности позволяет гражда- нам требовать защиты нарушенного права, его восстановления. Человек, его права и свободы должны защищаться государством с помощью разно- образных норм материального и процессуального права, в том числе за счет повышения эффективности реализации судебной защиты. §2. Российская Федерация – светское государство В наиболее общем виде – понятие «светское государство» – отража- ет отношение государства к религии. Истории известно несколько форм такого отношения. В V-I вв. до н. э. существовали теократические государ- ства, в которых власть находилась в руках главы церкви и духовенства, а управление государством, судебная власть и другие институты государ- ственности основывались в значительной мере на канонах и правилах со- ответствующих вероучений. Теократическим государством можно считать современный Ватикан, возглавляемый Папой Римским. С древних времен существовали и другие государства, где одна рели- гия провозглашалась господствующей, государственной. Государственные или официальные, национальные или господствующие церкви или религии существуют и в современном мире. Сегодня характеристика стран и народов как христианских, мусуль- манских, буддистских и др. уже недостаточна, ибо в рамках этих религий существуют различные направления, секты, толки. Поэтому большинство стран современного мира являются поликонфессиональными, то есть их население исповедует различные верования – ФРГ, Италия, Япония и др. Однако и в этих странах наблюдается стремление одной из церквей, ис- 135 пользующей свое исторически сложившееся влияние на население, доби- ваться предпочтительного положения в стране. Что касается Российской Федерации, то в настоящее время в нашем государстве вопросы свободы совести и религиозных объединений урегу- лированы Федеральным законом от 20 сентября 1997 г. «О свободе со- вести и о религиозных объединениях». Во вводной части (преамбуле) этого Федерального закона установлены, в частности, положения о том, что признавая особую роль православия в России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, в Российской Федерации уважа- ются христианство, ислам, буддизм, индуизм и другие религии, состав- ляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов Россий- ской Федерации. Тем самым подтверждается отсутствие единой государ- ственной религии, и в Российской Федерации признается поликонфессио- нализм 1 Итак, светским государством следует считать такое государство, в котором не существует какой-либо официальной, государственной ре- лигии, ни одно из вероучений не признается обязательным или пред- почтительным. В таком государстве религия или канонические установ- ления не признаются источником права и не оказывают влияния на дея- тельность государственных органов, систему государственного и муници- пального образования, которая тоже носит светский характер. В чем конкретно проявляется светский характер Российского го- сударства? Во-первых, светский характер государства подразумевает признание ряда принципов в сфере отношений государства с религиозными объеди- нениями граждан. Основой этих отношений является свобода совести, по- скольку, согласно части 1 статьи 14 Конституции Российской Федера- ции, никакая религия в Российской Федерации не может устанавливать- ся в качестве государственной или обязательной. В статье 28 Консти- туции Российской Федерации под свободой совести подразумевается сво- бода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, сво- 1 По состоянию на 30 июня 2006 г. в Российской Федерации более половины зареги- стрированных религиозных организаций являются православными; 18% – мусуль- манскими; 20% – других христианских конфессий; по 1% – буддистскими и иудейски- ми; а 2% – это Свидетели Иеговы, баптисты, пятидесятники, молокане, субботники. (Российская газета. – 15 июля 2006 г.) 136 бодно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убежде- ния и действовать в соответствии с ними. Во-вторых, светский характер государства означает отсутствие опре- деленной церковной иерархии, стоящей над государственной властью. Он проявляется и в гражданском характере правосудия, в государственной регистрации актов гражданского состояния, в отсутствии у государствен- ных служащих обязанности исповедовать определенную религию, а также в гражданском статусе верующих. В-третьих, как светское государство Российская Федерация опирает- ся на принцип отделения религиозных объединений от государства. В соответствии с этим принципом в п. 2 ст. 4 Федерального закона определе- но, что государство не возлагает на религиозные объединения функций ор- ганов государственной власти, других государственных органов, государ- ственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивает- ся в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит Федеральному закону. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не может сопровождаться публич- ными религиозными обрядами и церемониями. В-четвертых, светский характер государства характеризуется также светским характером государственной системы образования и вос- питания. Согласно статьи 5 Федерального закона по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государ- ственных и муниципальных учреждениях, администрации указанных учреждений по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления предоставляют религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы, то есть факультативно. Светский характер государства не означает, что оно не взаимодей- ствует с религиозными организациями. Государство издает законы, обес- печивающие претворение в жизнь свободы вероисповедания и устанавли- вает ответственность за ее нарушение. Федеральный закон закрепил реги- страционный порядок создания религиозных объединений с учетом участников не менее 10 человек. Государственная регистрация осуще- ствляется федеральным органом юстиции и органом юстиции субъекта Российской Федерации. 137 Среди религиозных объединений имеются и такие, которые в силу специфики религиозных учений, запрещают своим сторонникам брать в руки оружие (например, Служители Иеговы). Для таких граждан статья 45 Конституции Российской Федерации предусматривает возможность за- мены несения воинской службы выполнением альтернативных гра- жданских обязанностей, что подтверждено в п. 4 статьи 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также Фе- деральным законом от 25 июля 2002 года «Об альтернативной гра- жданской службе». Общий надзор за исполнением законодательства Российской Феде- рации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры Российской Федера- ции. Контроль за деятельностью конкретных религиозных организаций, за реализацией ими уставных целей и порядком деятельности осуществляет зарегистрировавший данную религиозную организацию орган государ- ственной власти. ГЛАВА VIII. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ §1. Экономическая основа конституционного строя Российской Федерации Конституция Российской Федерации 1993 года не содержит специ- ального раздела об экономической основе государства и общества, не уста- навливает какую-либо форму собственности в качестве основной, равно как и не предусматривает каких бы то ни было ограничений для других форм собственности. Действующая Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечивать свободу экономической деятельности и поддерживать конкуренцию, запрещая лишь монополизацию этой дея- тельности и недобросовестную конкуренцию, и провозглашает равенство всех форм собственности и их равную защиту. Поэтому экономической основой конституционного строя Россий- ской Федерации является находящаяся в стадии становления рыноч- ная экономика. Гарантии ее эффективного функционирования зафик- 138 сированы в статье 8 Конституции Российской Федерации. К ним отно- сится: 1) единство экономического пространства страны, свобода переме- щения товаров, услуг и финансовых средств; 2) свобода конкуренции; 3) свобода экономической деятельности. Под гарантией единства экономического пространства подразуме- вается обеспечение государством идентичных условий для всех, не проти- воречащих закону форм экономической деятельности, единство правового регулирования гражданских отношений, а также форм и методов защиты нарушенных прав на всей территории Российской Федерации, единство гражданского, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуаль- ного законодательства. Согласно п. «о» ст. 71 Конституции Российской Федерации эти отрасли отнесены к предметам исключительного ведения Федерации. Под гарантией свободного перемещения товаров, услуг и финансо- вых средств подразумевается обеспечение экономического режима при от- сутствии внутренних таможенных границ, равным положением предпри- нимателей на всей территории Российской Федерации вне зависимости от места их регистрации или расположения. Гарантией свободы конкуренции является, прежде всего, ее под- держка государством через осуществление им обязанности ограничивать монополизм в сферах конкурентного предпринимательства, обеспечивать контроль и регулировать деятельность производителей-монополистов в сферах естественных и иных монополий, а также формировать такое зако- нодательство, которое бы объективно содействовало появлению новых предпринимателей во всех сферах производства и создавало им преимуще- ства на первоначальном этапе деятельности. К гарантиям обеспечения принципа свободы экономической дея- тельности можно отнести и те, которые упоминались при рассмотрении принципа единства экономического пространства, свободного перемеще- ния товаров, услуг и финансовых средств, свободы конкуренции, а также юридическое закрепление равноправия всех форм собственности и свобо- ды предпринимательской деятельности. Однако центральное место среди них принадлежит конституционным нормам, служащим основой всего пра- вового регулирования отношений собственности. Конституционное регу- 139 лирование отношений собственности имеет свою специфику. Конститу- ция Российской Федерации, юридически закрепляя формы собствен- ности, исходит из того, что экономической системе Российской Феде- рации присуща собственность в ее различных формах. В части 2 ста- тьи 8 Конституции признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. В статье 9 Конституции Российской Федерации также устанавливается, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Так как Конституция Российской Федерации закрепляет, в принципе, многообразие форм собственности, вопрос о том, какие именно объекты будут относиться к той или иной форме собственности, определяются ст. ст. 213, 214, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации. Гарантированные частью 2 статьи 8 Конституции Российской Федера- ции юридическое равенство форм собственности, равное их признание и защита предполагают одинаковую защиту всеми допустимыми средствами и способами, не противоречащими законодательству. В статье 35 Консти- туции установлено, что право частной собственности охраняется законом. В этом случае под охраной права частной собственности следует понимать как охрану права собственности на вещи, принадлежащие частному лицу (физическому или юридическому), как и охрану осуществляемой частны- ми лицами хозяйственно-экономической деятельности на базе принадле- жащего им имущества. § 2. Социальные основы конституционного строя Российской Федерации В структуре общественной жизни обычно выделяют, как мы уже гово- рили, следующие основные сферы – экономическую, социальную, духов- ную и политическую. Основным формам общественной жизни соответ- ствуют определенные направления политического руководства обще- ством, одним из которых является регулирование социальных процессов и отношений, целенаправленное воздействие на них государства, то есть определенная государственная политика, а точнее – социальная политика государства. 140 Что такое социальная политика? В научной литературе имеется ха- рактеристика ее в широком и узком смысле. В широком смысле социальная политика охватывает всю совокуп- ность отношений между классами, социальными группами и слоями, наци- ями и народностями, в том числе и их отношение к обществу и государ- ству, которые направлены на преобразование или сохранение существую- щей социально-классовой структуры. В узком смысле слова социальная политика выражает отношения между классами, большими и малыми социальными группами по по- воду их места и роли в обществе, методов удовлетворения таких жиз- ненно важных потребностей, как потребность в труде, в образовании, в охране здоровья, в социальном обеспечении, в создании социаль- но-бытовых и социально-культурных условий жизнедеятельности. Мы будем говорить о социальной политике в узком смысле. Что такое социальное государство? Для такого государства характерны следующие черты: в сфере экономической жизни – превосходство «социального госу- дарства» объясняется существованием смешанной экономики, которая призвана объединять достоинства частного предпринимательства с гаран- тиями защиты общественных интересов; в сфере политической жизни – для обоснования идеи превосходства социального государства выдвигается утверждение, будто государство «благоденствия» уже не несет классовой сущности, а выражает общена- родные интересы; в сфере права – в социальном государстве могут издаваться такие за- коны, которые соответствуют перечисленным в Основном законе правам и эти законы неукоснительно должны соблюдаться на практике. А что понимает под «социальным государством» Конституция Российской Федерации? Понятие «социальное государство» ново для российского законода- тельства. Оно впервые употреблено в Конституции Российской Федерации 1993 года и подчеркивает обязанность государства проводить опреде- ленную социальную политику и нести ответственность за достойную жизнь людей, свободное развитие каждого человека – часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации. Смысл такой обязанности госу- дарства основывается на следующем положении: каждый человек вправе 141 рассчитывать на такой уровень жизни, который позволил бы не толь- ко существовать, но и формировать и проявлять себя как личность, принимать непосредственное участие в производстве материальных благ. То есть мы говорить в данном случае о создании благоприятных правовых и организационных условий (возможностей), чтобы граждане собственными усилиями достигали материального достатка для себя и своей семьи. Часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации определяет принцип социального государства как политический, предусматривая, что Российская Федерация – это государство, политика которого направлена на создание определенных условий жизнеобеспеченности его граждан. В соответствии с этим п. «е» статьи 71 Конституции Российской Федера- ции относит к ведению Российской Федерации установление основ феде- ральной политики и федеральные программы в области социального разви- тия. Пункты «е» и «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации указывают, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъек- тов находятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, а также координация вопросов здравоохра- нения, защита, включая социальное обеспечение. В социальном государстве демократические формы власти должны строиться с учетом ее социального предназначения. Поэтому правовая си- стема, как важнейший признак правового государства, должна включать в себя гарантии социальных прав гражданина и человека. Связанность всех государственных органов, органов местного самоуправления, обще- ственных объединений и должностных лиц всех уровней нормами права предполагает закрепление в них (то есть в правовых нормах) необходимых социальных гарантий. В части 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации закрепле- ны основные направления социальной политики государства, которые од- новременно могут считаться и наиболее значимыми социальными гаран- тиями. К ним относятся: 1) государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; 2) назначение пенсий инвалидам и другим нетрудоспособным лицам; 3) создание системы социальных служб занятости, призванных при- нимать действенные меры по трудоустройству лиц, не имеющих постоян- 142 ной работы, и выплачивать им в соответствии с действующим законода- тельством пособия по безработице; 4) выплата государственных пенсий и социальных пособий; 5) охрана здоровья и труда людей; 6) установление гарантированного минимального размера оплаты труда; Социальная политика Российского государства не исчерпывается названными в ст. 7 Конституции направлениями. Перечень социальных гарантий, о которых мы говорили, является открытым, то есть он мо- жет быть дополнен и расширен федеральным законом, поскольку сама статья 7 Конституции Российской Федерации предусматривает, что кро- ме перечисленных могут быть установлены и иные гарантии социальной защиты. Контрольные вопросы и задания 1. Что такое общественного строя, каково его содержание? Что означает основы общественного строя как государственно-правовой институт? Какие способы конституционного закрепления общественного строя? 2. Что такое и как соотносятся политическая организация, политическая система общества, политические институты? 3. Каковы содержание и основные принципы конституционного строя Рос- сийской Федерации? 4. Что означает основы конституционного строя Российской Федерации» как государственно-правовой институт, каковы его юридические свойства? 5. Какую форму правления в Российской Федерации закрепляет Конститу- ция РФ? Соотнесите форму правления в России с формами правления других го- сударств. 6. Сформулируйте понятие и назовите формы государственного устрой- ства? Является ли конфедерация формой государственного устройства? 7. Что такое политический режим, каковы виды политических режимов? Каковы основные характеристики демократического политического режима в Российской Федерации? 8. Почему в Конституции РФ человек, его права и свободы определены в качестве высшей ценности? 9. Каковы свойства Российской Федерации как суверенного государства, как соотносится государственный суверенитет с национальным суверенитетом? 143 10. В чем сущность народовластия в Российской Федерации, каково содер- жание понятий «народ» и «власть»? Выявите различия в понятиях «государ- ственная власть» и «самоуправление» (формы самоуправления). 11. Определите и постройте систему форм народовластия в Российской Фе- дерации. 12. Что такое референдум, каковы его виды, какими правыми актами регу- лируется? Какие вопросы можно и нельзя выносить на референдум в Российской Федерации? Каков порядок организации и проведения референдума? 13. Выявите особенности порядка проведения референдумов Российской Федерации, субъекта Федерации, местного референдума. 14. Каковы признаки Российской Федерации как правового государства? 15. Каковы особенности принципа разделения властей в Российской Феде- рации, как соотносятся теория и практика его реализации? 16. Раскройте содержание механизма «сдержек» и «противовесов». 17. Что означает «идеологическое многообразие в Российской Федерации»? Как соотносятся понятия идеологии и идеологического многообразия? 18. Какое место в политической системе Российской Федерации занимают общественные объединения? На каком уровне регулируется правовой статус об- щественных объединений? 19. Определите виды общественных объединений, выявите особенности их правового положения. 20. Что такое политическая партия? Назовите основные функции политиче- ских партий в условиях многопартийности? Каковы особенности статуса парла- ментских партий? 21. Проведите анализ процесса формирования партийной системы в Россий- ской Федерации в период 90-х годов ХХ столетия до настоящего времени. 22. Определите понятие, содержание и институты гражданского общества в Российской Федерации. Что означает «гражданское общество как государствен- но-правовой институт»? 23. Как закрепляются элементы и принципы экономической системы Рос- сийской Федерации в Конституции? 24. Каковы функции и задачи Российской Федерации как социального госу- дарства? 25. Каковы признаки Российской Федерации как светского государства. 144 |