ИГП. Визначити особливості курсу Історія держави і права України як науки (предмет, методологія, хронологія)
Скачать 0.68 Mb.
|
Розкрити історію походження, характерні риси та особливості «Руської Правди» як пам'ятки права. Крупнейшим памятником древнерусского права и основным правовым документом Древнерусского государства был кодифицированный юридический сборник правовых норм , получивший название Русской Правды , сохранивший свое значение и в более поздние периоды истории . Ее нормы лежат в основе Псковской и Новгородской судных грамот и последующих законодательных актов не только русского, но и литовского права. Первый текст был обнаружен и подготовлен к печати известным российским историком В.Н. Татищевым в 1738 г. Оригинал Русской Правды не сохранился. Она дошла до нас в 106 списках-в летописях и юридических сборниках XIII-XVII вв. Эти списки делятся на три редакции - Краткую, Расширенную и Сокращенную. Древнейшим является Краткая редакция Русской Правды, которая отражает государственную организацию и древнерусское право периода становления феодального строя. Она регулировала общественные отношения раннефеодального периода. Предметом правовой защиты в Краткой редакции выступает жизнь и телесная неприкосновенность феодалов и княжеских дружинников, она регулирует вопросы собственности, владения, наследования. Четко прослеживается специфика феодального права как права привилегии господствующих сословий. Расширенная редакция Русской Правды отражает эволюцию феодального права за дальнейшего социально-экономического и политического развития Киевского государства. Ее создание приходится на период княжения Владимира Мономаха или его сына Мстислава. В ней - немало переработанных и дополненных норм Краткой редакции, а также Устав Владимира Мономаха, в котором зафиксированы новые нормы, защищающие интересы феодалов, ограничивают имущественные и личные права феодально зависимого населения. Третья редакция Русской Правды - Сокращенная, рассматривается исследователями как переработка в XV или даже XVII в. одного из списков Расширенной редакции. Анализ норм Русской Правды показывает, что они возникли на местной почве и были результатом развития юридической мысли в Киевской Руси. Итак, наши предки были носителями высокой тогда правовой культуры. Русская Правда ощутимо влияние на развитие права западных и северо-восточных славян, ощутимо повлияло на становление таких памятников права, как Литовские статуты, Псковская судебная грамота, Судебник 1497, 1550 г., и в определенной степени-Соборное уложение 1649. Одной из особенностей «Русской Правды» было отсутствие четкого разграничения между уголовными преступлениями и гражданскими правонарушениями. Все они объединялись понятием «обида», но не в смысле оскорбления чести, а в смысле причинения вреда (физического, материального и морального).
Все феодальные общества состояли из сословий, права и обязанности, которых четко определялись законом, как неравные по отношению друг к другу и к государству. Иными словами, каждое сословие имело свой юридический статус. В Русской Правде содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения. Особое место занимает личность князя. Он рассматривается в качестве физического лица , что свидетельствует о его высоком положении и привилегиях . Но дальше по ее тексту достаточно трудно провести грань, разделяющую правовой статус правящего слоя и остальной массы населения.. Мы находим лишь два юридических критерия, особо выделяющих эти группы в составе общества : нормы о повышенной (двойной ) уголовной ответственности – двойная вира ( 80 гривен ) за убийство представителя привилегированного слоя княжеских слуг, конюхов , тиунов , гнищан. Но о самих боярах и дружинниках кодекс молчит . Вероятно, за посягательство на них применялась смертная казнь. Основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей, существовали также промежуточные и переходные категории. Городское население делилось на ряд социальных групп: боярство, духовенство, купечество. «низы» ( ремесленники, мелкие торговцы, рабочие и пр. ). В науке вопрос о его правовом положении в должной мере не решен из-за недостатка источников. Трудно определить, в какой степени население русских городов пользовалось городскими вольностями, аналогичными европейским., способствующих и в дальнейшем развитию капитализма в городах. Свободные жители городов пользовались правовой защитой Русской Правды, на них распространялись все статьи о защите чести, достоинства и жизни. Особую роль играло купечество. Оно рано начало объединяться в корпорации (гильдии), называвшиеся сотнями. Обычно «купеческое сто» действовало при какой-либо церкви. «Ивановское сто» в Новгороде было одной из первых купеческих организаций Европы. Юридически и экономически независимой группой были также смерды – общинники (они уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства). Они выступают, как крестьяне , владеющие домом, имуществом, лошадью. Русская Правда нигде конкретно не указывает на ограничение правоспособности смердов, есть указания на то , что они выплачивают штрафы ( продажу) характерные для свободных граждан. Закон защищал личность и имущество смерда. За совершенные проступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нес личную и имущественную ответственность , за долги смерду грозило превращение в феодально-зависимого закупа , в судебном процессе , смерд выступал полноправным участником. Дани, полюдье и прочие поборы подрывали устои общины, и многие ее члены, чтобы уплатить дань сполна и самим как-нибудь просуществовать были вынуждены идти в долговую кабалу к своим богатым соседям. Долговая кабала стала важнейшим источником формирования экономически зависимых людей. Они превращались в челядь и холопов, гнувших спины на своих хозяев и не имевших практических никаких прав. Одной из таких категорий были рядовичи (от слова «ряд» – договор) - те кто заключает договор о своем временном холопском положении, а жизнь его оценивалась в 5 гривен. Более сложной юридической фигурой является закуп. Краткая Правда не упоминает закупа, зато в Пространной Правде помещен специальный устав о закупах. Закуп- человек, работавший в хозяйстве феодала за “купу”, заем, в который могли включаться различные ценности: земля, скот, деньги и прочее. Этот долг следовало отработать, причем не существовало нормативов. Объем работы определялся кредитором. Поэтому с нарастанием процентов на заем, кабальная зависимость увеличивалась и могла продолжаться долгое время. Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать и отнимать имущество. Если сам закуп совершал правонарушение, ответственность была двоякой: господин уплачивал за него штраф потерпевшему, но сам закуп мог быть выдан головой, т.е. превращен в полного холопа. Его правовой статус резко менялся. За попытку уйти от господина не расплатившись закуп обращался в холопа.
Содержание права собственности в Киевской Руси зависело от того, кто был субъектом и что рассматривался как объект права собственности. Учитывая низкий технико-юридический уровень еще не было создано специального термина для обозначения права собственности. Но, исходя из того, что Русская Правда определяла порядок возврата вещи настоящему владельцу из неправомерного владения можно утверждать о применении в древнерусском праве институтов права собственности и права владения. Охрана права собственности феодалов-вотчинников - одно из главных назначений правовой системы Киевской Руси. Уже страницы древнейшей Краткой редакции Русской Правды были направлены на защиту феодальной собственности, движимого и недвижимого имущества. В Русской Правде Ярослава еще не идет речь о собственности на землю. Упоминается только движимое имущество, принадлежавшее дружинникам: боевой конь, оружие, одежда. Первое упоминание о княжеском землевладении содержится в Русской Правде Ярославичей. Среди форм земельной собственности преобладали княжеский домен, боярское и монастырское землевладение, земля крестьянских общин. Постепенно происходит дифференциация норм охраны частной собственности. Если Краткая Правда определяла размер штрафа в зависимости от вида и того, сколько украденного стада, то по статьям 38,39 Расширенной редакции штраф зависел также от места преступления.
Существование права частной собственности способствовало развитию наследственного права. Договор Руси с Византией 911 p., а позже и Русская Правда отличают наследования по закону и по завещанию. Наследственное право соответствовало сословной дифференциации общества. По закону боярскую вотчину наследовали не только сыновья, а при их отсутствии и дочери. Позже эта норма распространилась на белое духовенство и ремесленников. Имущество же умершего смерда, у которого не было сыновей, считалось вымороченным и переходило к князю. В наследственном праве действовал принцип минорату, по которым родительский двор переходил к младшему сыну. Остальные наследия распределялась между сыновьями старшими. Дочери получали лишь приданое, а на наследников возлагалась обязанность выдать их замуж. Пока наследник не достиг совершеннолетия, имуществом распоряжалась мать-вдова. Когда же во второй раз она выходила замуж, - опекун из числа ближайших родственников. Внебрачные дети наследственных прав не имели, однако если их мать была рабыней, то они вместе с ней получали свободу.
Обязательственное право развивалось ради отношений собственности. Первые обязательства возникали в связи с причинением вреда. Как отмечается в Правде Ярослава, лицо, сломала чужой копье или щит, испортила одежду, обязано было возместить их стоимость. Обязательства возникали и из договоров. Характерно, что невыполнение стороной обязательств не только приводило к имущественным взысканиям, но и предоставляло потерпевшему право на личность, которая не выполнила своих обязательств. Среди древнейших видов договоров были договора ( "ряды") купли-продажи. Они регулировали общий порядок торговых отношений, а также некоторые важные процедуры купли-продажи (челядина, продажи себя в рабство, установление добросовестного приобретения вещи). Если кто-то продавал чужую вещь, то договор считался недействительным. Она переходила к собственнику, а покупатель подавал иск на продавца о возмещении убытков. Наиболее урегулированными были договоры займа (денег, вещей, продуктов). Когда ссуда составляла сумму свыше три гривны, то при заключении таких договоров требовалось присутствие послушаний. Должники должны были платить значительные проценты ( "рези" - для денег, "присоп" - когда занимали рожь, "пришло" - в случае займа меда). Русская Правда установлен предел в уплате только для долгосрочного займа в размере 50 процентов суммы долга ежегодно. Но если кредитор успел получить проценты за три года (150 процентов долга), обязательства по возврату займа должником считались выполненными). В условиях развитой внутренней и внешней торговли право Киевской Руси детально регулирует вопросы банкротства и различает три его вида. В случае банкротства "без вины" (стихийное бедствие, разбойничий нападение и т.д.) купцу предоставлялась отсрочка в уплате долга. В случае если "купец пропьет, проиграет" чужой товар, то по усмотрению кредиторов он или продавался в холопы, или получал отсрочку в уплате. В случае злостного банкротства, когда неплатежеспособный купец брал у гостя из другого города или иностранца и не возвращал долг, он продавался вместе со всем его имуществом.
Субъектами преступления, т.е. лицами, способными отвечать за криминальные действия, могли быть все свободные люди при наличии у них ясного сознания. Злодеяния, совершенные холопами, преступлениями не считались и не влекли за собой уголовных взысканий. За их деяния отвечали их хозяева, которые либо выкупали провинившегося, либо выдавали его «лицом» потерпевшему. Субъективная сторона включала умысел или неосторожность . Тяжелым преступлением против личности было нанесение увечий. Объекты преступления – это личность и имущество. Среди преступлений против личности Русская Правда знает убийство, телесные повреждения, побои, оскорбления (преступления против чести). Преступления имущественные (против собственности) – это разбой, кража, нарушение земельных границ, незаконное завладение или пользование чужим имуществом. Государственные преступления в Русской Правде не просматриваются и скорее всего потому, что абстрактного понятия «государство» ещё не существовало, и интересы государства отождествлялись с интересами князя. Поэтому жизнь представителей княжеской администрации (княжих мужей, огнищан, конюхов и других тиунов) защищена двойной вирой. Объективная сторона преступления распадалась на 2 стадии: покушение на преступление (вынул меч, но не ударил) и оконченное преступление – действие (вынул меч и ударил). Наказание, естественно, разное (1 и 3 гривны кун). Знает Русская Правда и такое понятие как соучастие, но роли соучастников в преступлении ещё не разделяет (ст. 40 Кр. Пр.). Закон требовал привлечения к одинаковой ответственности всех лиц, совершивших его (если 10 человек украли 1 овцу, то каждый платит по 60 резан продажи). Существует в Русской Правде и представление о превышении пределов необходимой самообороны (нельзя убивать вора, если в его действиях нет непосредственной опасности). Закон намечал понятие соучастника , но еще не разделял ролей соучастников . К смягчающем обстоятельствам закон относил состояние опьянения преступника , к отягощающим - корыстный умысел .
Преступления разделялись на следующие виды:
Система наказания по Русской правде достаточно проста. Смертная казнь не упоминается в кодексе, хотя на практике она имела место. Виды наказаний:
Из других видов наказаний известны также наказания, обращенные на свободу, и наказания, обращенные на здоровье. К первым относились: изгнание, ссылка, заключение (в железо – цепи, и более тяжёлое – в погребе), заточение (заключение, соединённое со ссылкой), обращение в рабство. Ко вторым – членовредительство (битье кнутом, вырывание ноздрей), широко распространившееся позднее как заменяющее денежные выкупы в случае имущественной несостоятельности виновного.
Суд во времена Русской Правды не был отделен от администрации, и судьей был, прежде всего, сам князь. Княжеский суд разрешал дела феодальной знати, междукняжеские споры. К князю и судьям его мог пойти пожаловаться закуп. Наиболее важные дела князь решал совместно со своими мужами боярами, менее важные рассматривались представителями княжеской администрации. Обычное место суда – «княж двор» (резиденция в столице и дворы княжеских чиновников в провинции). На местах действовали суды посадника, волостеля, которым помогали тиуны, вирники (сборщики судебных пошлин) и другие слуги. Помимо суда государственного (князя и его администрации) в Киевской Руси активно формировался вотчинный суд – суд землевладельца над зависимым населением. Он формируется на основе иммунитетных пожалований (князь жалует монастырю Св. Георгия село Буйцы «с данию, с вирами и с продажами»). Можно назвать также суд общины, на котором могли решаться мелкие внутриобщинные дела. Функции церковного суда, ведавшего семейно-брачными отношениями, боровшегося с языческими обрядами, осуществляли епископы, архиепископы и митрополиты. Делами монастырских людей занимался настоятель монастыря – архимандрит. Судопроизводство с древнейших времен включало в себя 3 стадии
Судебный процесс носил ярко выраженный состязательный характер: он начинался только по инициативе истца, стороны в нем обладали равными правами, судопроизводство было гласным и устным. Обе стороны именовались истцами или суперниками (чуть позже – сутяжниками от тяжбы – судебного спора). Государство в качестве истца ещё не выступает, оно лишь помогает частному лицу в преследовании обвиняемого. Сторонами во всех делах выступают частные лица: род, община, семья, потерпевшие. Суд представлял собой массовое действо, на которое прибывали толпы родственников, соседей и прочих пособников. Поводом к возбуждению дела могло быть не только исковое ходатайство семьи (об увечье или убийстве родственника), но и захват лица на месте преступления. Стадии судебного процесса:
Суд был состязательным, a это значит, что обе стороны «тягались» на равных условиях, собирали и представляли доказательства и улики. В судебном процессе использовались различные виды доказательств устные, письменные, свидетельские показания. Очевидцы происшествия назывались видоками, кроме них выступали послухи – свидетели «доброй славы» обвиняемого, его поручители. Послухом мог быть только свободный человек, в качестве видоков привлекались закупы («в малой тяжбе») и боярские тиуны (холопы) – (ст. 66 Пр. Пр.). При ограниченном количестве судебных доказательств по решению суда применялись присяги («роты») и ордалии (испытания железом и водой). О последних мы знаем лишь по западным источникам, ибо прямых свидетельств об ордалиях на Руси нет. При испытании железом о виновности испытуемого судили по характеру ожога от раскаленного металла; при испытании водой подозреваемого, связанного особым образом, погружали в воду, если он не тонул, то признавался виновным. Ордалии – это разновидности суда божьего. В законе ничего не говорится о собственном признании и письменных доказательствах. |