ИГП. Визначити особливості курсу Історія держави і права України як науки (предмет, методологія, хронологія)
Скачать 0.68 Mb.
|
Проаналізувати процес утворення давньоруської держави - Київської Русі. На рубеже VIII-IX вв на Руси начало формироваться классовое раннефеодальное общество. Там, где произошло деление на классы неизбежно должно было возникнуть государство, и оно возникло. Древнерусское государство образовалось в 882 г. в результате объединения под властью Киева двух крупнейших славянских княжеств — Киевского и Новгородского. Позднее киевскому князю подчинились другие славянские племена — древляне, северяне, радимичи, уличи, тиверцы, вятичи и поляне. Древнерусское (Киевское) государство по своей форме было раннефеодальной монархией. Оно просуществовало до середины XII в. Во второй половине XI — начале XII вв. на его территории стали образовываться княжества-полугосударства: Киевское, Черниговское, Переяславское. Борьба со скандинавскими викингами варягами на северо-западе, с хазарами, а позднее с печенегами, тюрками и другими кочевыми племенами на юго-востоке и юге ускорила процесс складывания мощных территориальных объединений, пришедших на смену племенным союзам. Слиянием Киева и Новгорода завершается образование Древнерусского государства. Это событие летопись связала с именем Олега. В 882г. в результате похода дружин под предводительством Олега из Новгорода в Киев по пути из варяг в греки оба важнейшич центра Руси были объединены. Киевский князь стал создавать опорные пункты в землях восточной славян, собирать с них дань и требовать их участия в походах. Но много земель восточных славян еще не было связано с Киевом, а само Древнерусское государство протянулось сравнительно узкой полосой с севера на юг вдоль Великого водного пути по Днепру, Ловати, Волохову. Столицей Древнерусского государства стал Киев. Это произошло потому, что он был древнейшим центром восточнославянской культуры, с глубокими историческими традициями и связями. Киев был ядром восточнославянского мира, одинаково близок к Византии, к востоку и западу, что способствовало развитию торговых, политических и культурных связей Руси.
Теории происхождения Древнерусского государства: норманнская и антинорманнская. Норманнская концепция. Основоположниками этой концепции принято считать немецких историков Г. Байера, Г. Миллера, А.Шлецера, приглашенных в Россию в период правления Анны Иоанновны (1693-1740,1730-1740) и расцвета бироновщины. Авторы этой "теории" и ее сторонники преувеличивали роль скандинавских воинов в становлении государственности на Руси. Согласно этой теории государство организовали варяги, призванные на княжение – Рюрик, Синеус и Трувор. Основа теории – «Повесть временных лет» Нестора, где упоминается призвание в Новгород на княжение Рюрика и его братьев. Такое решение было якобы вызвано тем, что славяне перессорились между собой и решили для установления порядка обратиться к иноземным князьям. Варяги и установили на Руси государственный строй. Этот взгляд на происхождение Киевской Руси возмутил выдающегося русского ученого 18 века М.В. Ломоносова, который доказывал первоочередную роль славян в создании Древнерусского государства. Утверждения Ломоносова получили название антинорманской концепции и положили начало спорам, которые идут и сегодня. Антинорманнская концепция. Согласно этой теории возникновение Древнерусского государства явилось результатом многовекового процесса социально-экономического развития восточного славянства и следствием глубоких внутренних изменений, происшедших в восточнославянском обществе в IX-X вв. В рамках этой концепции не находилось место для норманнов-создателей русской государственности. Однако отрицание роли скандинавов (варягов) в политических процессах противоречит известным фактам. Смешение родов и племен, преодоление былой замкнутости, установление регулярных сношений с ближними и дальними соседями, наконец, этническое объединение севернорусских и южнорусских племен - характерные черты продвижения славянского общества к государству. Первые восточнославянские княжества существовали до прихода Рюрика, и первые русские князи именовались хаканами - царями. Древнерусское государство, подготовленное многовековым развитием восточного славянства, по своему политическому и экономическому развитию стояло выше варягов и не могло по этой причине заимствовать у пришельцев опыт государственности. Однако именно норманны, во многом, увлекли славян в походы на Византию. Они же способствовали объединению Новгорода и Киева. Развиваясь аналогично Западной Европе, Русь одновременно с ней подошла к рубежу образования большого раннесредневекового государства. И викинги стимулировали этот процесс. На мой взгляд обе теории имеют некоторые нестыковки и пробелы. Я, скорее, склоняюсь к умеренно-норманнской теории (как её называют некоторые учёные). Эта концепция представляет собой нечто среднее между норманнской и антинорманнской теориями. Согласно этой теории варяги оказали серьезное влияние на славян, но, будучи малочисленными, быстро усвоили язык и культуру славян. Варяги стали катализатором политического развития славян благодаря тому, что или покорили их, организовав из разрозненных племен единые общности, или создали для славян угрозу, заставлявшую их лучше организовываться самим. Тем самым способствовали развитию государственности. Помогли, но не были причиной. Равно как и государство не могло самостоятельно возникнуть на месте разрозненных племён, если тому не было объективных причин.
По социальной структуре и правовому статусу население Киевской Руси разделялось на три категории: феодалы, лично свободный слой, феодально зависимое население. Самое высокое место в общественной иерархии занимали Великий князь и многочисленные представители различных ответвлений династии Рюриковичей. Княжеские воины, дружинники и местная знать образовывали класс бояр, которых еще называли "княжескими мужами". Феодалы были связаны между собой системой вассальных отношений. На ступень ниже бояр стояла городская знать ( "старцы Градского", "нарочитые мужи"), виднейшими представителями которой были крупные купцы ( "гости"), занимающихся международной торговлей, вступали в родственные связи с боярами и доминировали в городской политике . С введением христианства на Руси началось формирование духовенства, верхушку которого составляли митрополит, епископы, игумены монастырей. Духовенство делилось на черное (монастырское) и белое (мирское). Свободное населения Киевской Руси сказывалось общим термином "люди". Самой многочисленной социальной слоем были свободные общинники (крестьяне), которых называли смердами. К лично свободному социальному слою также принадлежало большинство городского населения: ремесленники, делились на мастеров и подмастерьев и объединялись в ремесленные корпорации (цеха), а также мелкие торговцы, лавочники, рядовое духовенство. Феодально зависимое население, по Русской Правде, составляли полузависимый и полностью зависимый слои. К первым относятся рядовичи, которые находились во временной феодальной зависимости на условиях "ряда" (договора). Многочисленным разновидностью рядовичей были закупы-крестьяне, разорившись, брали у феодалов "кучу" (заем) и за это должны были работать в их хозяйстве. Холопы, челядь полностью зависели от феодалов и были их собственностью. Они не имели ни личных, ни имущественных прав. Отдельный слой населения, по Русской Правде, составляли изгои - люди, которые выбыли из одного социального слоя и не попали в другой. Чаще всего в изгоев превращались смерды, которые в процессе феодализации потеряли связи с общиной, и холопы, которые выкупились или были отпущены на свободу. Изгоями могли стать и выходцы из высших слоев общества: обанкротившиеся купцы, дети священников, которые не научились грамоте, князья-сироты, которые потеряли "причастность" к русской земли. Такие изгои считались свободными тех пор, пока не попадали к кому в услужение.
Социальная структура Древнерусского государства была сложной, но уже вполне отчетливо вырисовывались основные черты феодальных отношений. Формировалась феодальная собственность на землю — экономическая основа феодализма. Соответственно складывались основные классы феодального общества — феодалы и феодально зависимые крестьяне. В X – XIII вв. на верхней ступени находились князья, составляющие единую правящую династию, находящуюся между собой в сложных вассально-иерархических отношениях. Государство возглавлял великий киевский князь, а уделы – удельные князья. Наиболее крупными феодалами были князья. Источники указывают на наличие княжеских сел, где жили зависимые крестьяне, работавшие на феодала под надзором его приказчиков, старост, в том числе и специально наблюдавших за полевыми работами. Крупными феодалами были и бояре — феодальная аристократия, богатевшая за счет эксплуатации крестьян и грабительских войн. С введением христианства коллективным феодалом становятся церковь, монастыри. Не сразу, но постепенно церковь приобретает землю, князья жалуют ей десятину — десятую часть доходов с населения и иные, в том числе судебные, доходы. Низший слой класса феодалов составляли дружинники и слуги, княжеские и боярские. Они формировались из вольных людей, но иногда даже и из холопов. Выслуживаясь перед господином, такие слуги получали порой земли с крестьянами и становились сами эксплуататорами. Главным правом и привилегией феодалов было право на землю и эксплуатацию крестьян. Государство защищало и иную собственность эксплуататоров. Усиленной защите подлежали также жизнь и здоровье феодала. За посягательство на них устанавливалась высокая мера наказания, дифференцированная в зависимости от положения потерпевшего. Высоко оберегалась и честь феодала: оскорбление действием, а в некоторых случаях и словом влекло за собой также серьезные наказания. К господствующему сословию относились и бояре, сформировавшиеся на основе родоплеменной знати и княжеских дружинников. Бояре делились на “великих” и “меньших”, кроме этого были и “земские бояре”. Князья и бояре составляли правящую элиту государства и земель. “Великие” бояре назначались воеводами, тысячными, княжескими канцлерами, “малые” – занимали нижние ступени княжеского судебно-административного аппарата – министериалитета. Они назначались на должности сотских, десятских, тиунов, дворецких, осьменников, огнищан. Выполняя свои управленческие функции они опирались на вирников, мытников, мечников, детских, печатников, набираемых из дворян – слуг княжеского двора. Бояре во многих случаях имели свои военные дружины, участвовали в княжеских советах, занимали высшие должности в княжеской администрации. Наряду с крупными феодалами вырастал класс мелких феодалов, получавших жалованную земли без права наследования, дарения или продажи. Такие временные собственники земель могли жалованную и другие земли выкупить и таким образом стать обладателями пожизненными. Слой бояр не был замкнутой кастой. За выдающиеся заслуги перед князем (государством) в него мог войти представитель низших слоев или иностранец.
По форме правления Киевскую Русь можно считать раннефеодальным монархией. Центральное управление олицетворяли Великий князь, боярская рада, княжеские съезды и вече. Во главе государства стоял великий князь киевский. В IХ-Х вв. его полномочия ограничивались руководством дружиной, организацией военных походов, сбором дани, охраной границ, дипломатической деятельностью, осуществлением судопроизводства на основе обычного права. Киевские князья тогда обладали преимущественно киевской землей. Княжества племен сохраняли определенную автономию. Они платили Киеву дань и привлекались к участию в военных и внешнеполитических акциях. В конце X века, начиная с Владимира, Великий князь рассматривается как верховный властелин и распорядитель всей земли государства. Княжий (боярский) совет, позже боярская дума, был постоянным совещательным органом при князе. Он состоял из верхушки дружины князя, крупных бояр, представителей верхушки городов, высших церковных иерархов, а в военное время - и руководства союзников. Княжеский совет решал военные, административные, финансовые вопросы. Иногда он выполнял функции высшей судебной власти. В структуру центральных органов власти принадлежали княжеские съезды (снемы), которые созывались Великим князем для решения вопросов войны и мира, изменений в государственном устройстве, порядка ведения столов, принятия важнейших законодательных актов. В снемах, кроме Рюриковичей, участвовали местные князья, их союзники (братья), вассалы (сыновья), мощнейшие бояре, иногда - церковная знать. Вече было демократическим элементом в системе органов власти Киевской Руси. В вечевых собраниях участвовали все свободные жители города, которые имели собственное хозяйство (глава семейства), но решающая роль принадлежала городской феодальной верхушке. В компетенции вече было приглашение князя на престол, комплектование ополчений и выборы предводителей. Оно могло выполнять функции суда, добиваться изменения должностных лиц княжеской администрации. Вече созывалось перед началом военных действий, во время осады, иногда – в знак протеста против политики князя. Управление землями к X в. осуществлялось на основе десятичной системы, которая сохранялась от периода военной демократии. В центрах вассальных княжеств киевские князья ставили свои гарнизоны - тысячи, в городах, меньших по значению - сотни, десятки. С развитием феодализма десятичную систему вытесняет дворовые-вотчинное система, при которой управление территориями осуществлялось через бояр-вотчинников и служащих княжеского двора. Центром управления был княжеский двор. Уважаемым должностными лицами были дворецкий, который руководил двором князя и выполнял важные государственные поручения. На местном уровне властные функции осуществляли воеводы, посадники, волостели, старосты, которым помогали мечники.
Можно выделить 2 управленческие системы: городская администрация, выросшая из прежней «численной» системы, представители которой делили власть с княжескими посадниками (от слова «посадить»). Посадник и тысяцкий считались высшими должностями. Вторая система, более поздняя, – дворцово-вотчинная. Она формировалась в ходе роста княжеского хозяйства, которым управляли придворные чины («огнищанин» – дворецкий, старый конюх, «тиуны», другие «княжьи мужи», – их называет Русская Правда). По аналогии с княжеским хозяйством строилось управление в вотчинах феодалов, которые постепенно приобретали права носителей государственной власти в пределах вотчин (судебный иммунитет). Однако окончательно эта система складывается позднее, в XIII–XIV вв. Военные силы состояли из дружины, ополчения, собиравшегося в случае войны, и наёмных отрядов иноземных войск. Дружина жила на княжеском дворе (в гриднице) и представляла собой тоже наёмную, но весьма привилегированную силу. Она кормилась войной, а, кроме того, князья из своих доходов давали дружине «на оружье». Дружина не была однородной, выделяя из своей среды ряд прослоек. Верхняя, наиболее привилегированная часть – старшая дружина состояла из тех, кто служил ещё отцу князя. Из её рядов выходили тысяцкие, сотские и др. представители княжеской администрации. Верхушка старшей дружины, скорей всего, и породила бояр, т.е. крупных феодалов-землевладельцев, строивших своё хозяйство по примеру княжеского, содержавших свой двор и свою дружину. За ними следовали «мужи» – основной костяк княжеской дружины, из которых рекрутировались дворцовые чины. Младшие дружинники (отроки, пасынки, детские) находились постоянно при князе, сливаясь с его несвободной челядью.
В древнерусском государстве были распространены следующие источники права:
Среди них доминировали нормы, возникшие на основе обычаев. В процессе становления классового общества обычаи, которые использовались в интересах господствующего класса, постепенно трансформировались в нормы обычного права. Поскольку их санкционировала государство, они становились общеобязательными для исполнения. Нормы обычного права были тесно связаны с нормами морали, и они воспринимались как справедливые, моральные, с ними вынуждены были считаться и господствующая верхушка. Важными источниками права были русско-византийские договоры 860, 907, 911, 944 pp. Содержание договоров свидетельствует о том, что они регулировали торговые отношения, определяли права, которыми пользовались русские купцы в Византии. В них можно найти нормы гражданского, уголовного, международного, процессуального права. Среди источников древнерусского права главное место занимает княжеское законодательство (договоры князей между собой, договоры князей с народом, княжеские уставы, грамоты и уроки). Договоры князей между собой содержали обязательства, связанные с совместной обороны от внешнего врага, воздержание от действий против сторон, заключивших соглашение т.д. Уставы - это распоряжение князя действовавших длительное время и касались вопросов гражданского, семейного, наследственного, опекунского, уголовного права. Особое место среди источников права занимает церковное законодательство. Оно содержало нормы канонического (церковного) права, регулировало отношения между церковью и государством, внутри церкви, между церковью и паствой. Для защиты своих интересов церковь добилась получения княжеских церковных уставов. В качестве источника права использовались также византийские Номоканоны (в переводе с греческого: закон и церковное правило), которые с принятием христианства попали на Русь через Болгарию. Среди источников древнерусского права видное место принадлежит Русской Правде. |