ИГП. Визначити особливості курсу Історія держави і права України як науки (предмет, методологія, хронологія)
Скачать 0.68 Mb.
|
Простежити становлення і розвиток державної релігії в Київській Русі. Предки наши в период господства языческой веры соприкасались со многими религиями, которые заметно повлияли на их собственную веру, такими как христианство, ислам, иудаизм и др. Вероятно, через их влияние они уже тогда дошли до понимания единого Бога. Вскоре христианская вера стала распространяться по миру. Эту веру принимала главным образом элита общества — князья, бояре, городская аристократия, которые не решались открыто стать христианами, а тем более не допускали даже мысли о крещении народа, который имел свою извечную веру. Так, христианами были князь Оскольд, князь Игорь, его жена княгиня Ольга, которая не смогла сделать христианином своего сына Святослава, но привила любовь к новой вере внуку Владимиру, на плечи которого и легла почетная задача — провозглашения христианства государственной религией Киевской Руси. Признание христианства государственной религией открыло перед Киевской Русью дверь богатой византийской культуры, которая переживала в то время свое возрождение. Новая вера способствовала укреплению связей с другими христианскими государствами. Киев становится не только политическим, но и духовным центром государства. Христианство внесло в жизнь народа высшую мораль, высшие идеалы и культуру, ячейками которой и стали храмы. На основе христианизации происходило становление нового типа государственности в Киевской Руси. Устанавливается тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй. В первой половине XI века начинается оформление церковной юрисдикции. В ведение церкви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные дела. К концу XII века церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов. Значительная роль отводилась церкви в международных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквями. Таким образом, на Руси вместе с новым вероучением появились новые власти, новое просвещение, новые землевладельцы, новые землевладельческие обычаи, новые законы и суды. Церковь старалась поднять значение княжеской власти. В церкви не существовало рабства: рабы, подаренные церкви, обращались в людей лично свободных; они были только прикреплены к церковной земле, жили на ней и работали на пользу церкви. Таким образом, церковь давала светскому обществу пример нового, более совершенного и гуманного устройства, в котором могли найти себе защиту и помощь все немощные и беззащитные. Церковь влияла на улучшение семейных отношений и вообще нравственности в русском обществе. Очень широко было влияние церкви на гражданский быт языческого общества. Оно охватывало все стороны общественного устройства и подчиняло себе одинаково как политическую деятельность князей, так и частную жизнь всякой семьи. В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, а значит и стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса.
Период распада и упадка государственности (вторая треть XII века - первая половина XIII в.) характеризуется обострением междоусобной борьбы, усилением нападений кочевников, экономическим застоем. Сильные центростремительные тенденции наблюдаются во время княжения Ярополка Владимировича (1132-39), Всеволода Ольговича (1139-46), Изяслава Мстиславича (1146-54) и Ростислава Мстиславича (1158-67). Упадок Киева начался с разгрома города в 1169 г. войсками владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского. Окончательное разорения Киева монголо-татарами в 1240 г. ознаменовало собой завершение киевского периода в истории Украины. Древнерусское государство распалось на 15 отдельных земель, не признававших власти Киева. Среди причин упадка Киевской Руси можно назвать следующие:
Со второй трети XIIв. На Руси начался период феодальной раздробленности. Феодальная раздробленность, как новая форма государственно-политической организации, сменившая раннефеодальную Киевскую монархию соответствовала новому феодальному обществу. С захватом князьями и боярами общинных земель и вовлечением крестьян в систему феодальной зависимости сложилось и окрепло феодально-крепостническое хозяйство. Старая родоплеменная знать, оттесненная некогда в тень киевской военнослужилой знатью, превратилась в земских бояр и образовала вместе с другими категориями светских и духовных феодалов корпорации местных земельных собственников. Опираясь на собственные вооруженные силы и дружину своего князя, местные феодалы уже могли сами подавлять сопротивление закрепощаемых и лишаемых земли крестьян, не нуждаясь в помощи далекого Киева. Феодальная раздробленность более эффективно и гибко защищала интересы феодалов, разделенных территориально и политическими границами государств-княжеств. Вместе с тем утрата государственного единства Руси, сопровождавшегося началом затяжных княжеских усобиц ослабляла и разъединяла ее силы перед лицом возраставшей угрозы и на земной агрессии. Причины, вызвавшие распад Киевской Руси, разнообразны:
В XIII в. Киевское княжество окончательно утратило свое значение славянского государственного центра. Сформировался конгломерат феодальных государств: Ростово-Суздальское, Смоленское, Рязанское, Муромское, Галицко-Волынское, Переяславское, Черниговское, Полоцко-Минское, Турово-Пинское, Тмутараканское, Киевское, Новгородская земля. Внутри этих княжеств происходил процесс дробления на еще более мелкие феодальные образования.
В первые десятилетия XII в. завершается раннефеодальный период истории Киевской Руси. Древнерусское государство вступает в эпоху удельной или феодальной раздробленности. В XII - XIII вв. на Руси сохраняется федеративная форма правления с ведущей ролью и значением киевского престола. В середине XII века Киевская Русь распалась на княжества: Киевское, Галицкое, Волынское, Смоленское, Переяславское, Владимиро-Суздальское и др. Эти княжества-земли в свою очередь состояли из меньших княжеств или волостей. Каждое княжество (земля) имело свои особенности политического развития. В Новгороде и Пскове образовались феодальные республики, во Владимиро-Суздальской земле победила сильная княжеская власть, в Галицко-Волынской земле значительное влияние на власть традиционно оказывала боярская аристократия. В результате развития производительных сил и общественного разделения труда старые племенные центры и новые города превратились в экономические и политические центры, прилегающих к ним сельских округов. С захватом князьями и боярами общинных земель и вовлечением крестьян в систему феодальной зависимости сложилось и окрепло феодально-крепостническое хозяйство. Старая родоплеменная знать, оттесненная некогда в тень киевской военнослужилой знатью, превратилась в земских бояр и образовала вместе с другими категориями светских и духовных феодалов корпорации местных земельных собственников. Опираясь на собственные вооруженные силы и дружину своего князя, местные феодалы уже могли сами подавлять сопротивление закрепощаемых и лишаемых земли крестьян, не нуждаясь в помощи далекого Киева. Политический строй русских земель и княжеств имел свои, местные особенности, обусловленные различиями в уровне темпах развития производительных сил, феодальной земельной собственности, зрелости феодальных производственных отношений. В одних землях княжеская власть смогла подчинить себе местную знать и укрепиться. В Новгородской земле, наоборот, утвердилась феодальная республика, в которой княжеская власть утратила рол главы государства и стала играть подчиненную, преимущественно военно-служебную роль. С торжеством феодальной раздробленности общерусское значение власти киевских великих князей постепенно свелось до номинального "старейшинства" среди других князей. Связанные друг другом сложной системой сюзеренитета и вассалитета правители феодальная знать княжеств при всей своей местной самостоятельности были вынуждены признавать старейшинство сильнейшего из своей среды (великого князя), объединявшего их усилия для разрешения вопросов, которые не могли быть решены силами одного княжеств; или же затрагивали интересы ряда княжеств. До середины XII в. таким главой феодальной иерархии в масштабе всей Руси был киевский князь. Со второй половины XII в. его роль перешла к местным великим князьям, которые в глазах современников были ответственны за исторические судьбы Руси. В конце XII - начале XIII вв. на Руси определились три основных политических центра, каждый из которых оказывал решающее влияние на политическую жизнь в соседних с ними землях и княжествах:
Дальнейшему развитию украинского государства в значительной степени способствовало создание на западе современной Украины мощного государственно-политического центра - Галицко-Волынского княжества. Оно возникло в 1199 г. благодаря объединению князем Романом Мстиславовичем Владимиро-Волынского и Галицкого княжеств, которые в конце XI - начале XII в. отделились от Киевского государства. Однако этому единению предшествовал процесс их становления и самостоятельного развития в сложных сопернических отношениях между собой. За шесть лет княжения Романа Галицко-Волынское княжество достигло большого могущества. Во внутренней политике, опираясь на мелкое и среднее боярство и горожан, Роман сосредоточил внимание на укреплении княжеской власти, подчинив себе беспредельную галицкую боярскую верхушку. Осуществляя активную внешнюю политику, Роман распространял свое влияние на восток и в 1203 захватил Киев. Затем под власть одного князя попали все, за исключением Черниговского, русские княжества. Общественный строй Галицко-волынского княжества отличался сильными олигархическими позициями основной группы феодалов - боярства, сформировавшегося в основном из местных землевладельцев. К господствующему классу следует также отнести церковную знать: архиепископов, епископов, игуменов, т. к. они осуществляли управление обширными земельными владениями и крестьянами. Крестьяне (смерды) с ростом крупного землевладения попадали под власть феодала и теряли независимость. Городское население в Галицко-волынском княжестве было многочисленно, т.к. не было крупных центров таких, как Киев или Новгород. Городская знать была заинтересована в укреплении княжеской власти. Государственный строй княжества имел свои особенности. Высшими органами Галицко-Волынской земли были князь и совет при нем ивине. Княжеской власти был противопоставлен боярский совет, который существенно влиял на внешнюю и внутреннюю политику. Бояре по своему усмотрению приглашали и изгоняли князей. Такая власть князя не могла быть сильной. Вече не играло большой роли ввиду малочисленности городского населения. Государственный аппарат сформироваться в виде дворцово-вотчинной системы управления и был типичным для этого периода. Основу войск составляло дружина (профессиональная) и ополчение из смердов и горожан. В Галицко-Волынском княжестве сохранилась система права Древнерусского государства. Источником права была "Русская правда".
Галицко-Волынская земля в значительной степени сохранила черты права, присущие Древнерусскому государству. Особенности системы права Галицко-Волынского государства следующие:
На протяжении существования княжества здесь преимущественно действовали известны со времен Киевской Руси общие принципы, институты и формы правового регулирования общественной жизни. Среди источников права - обычай, Русская Правда, церковное законодательство. Дальнейшее развитие древнерусского права происходило в княжеском законодательстве, которое существовало в виде грамот, завещаний, уставов, договоров и т.п. Среди памятников права этого периода также - сборник постановлений галицко-волынских правителей и договоры ( "ряды") князей с народом. К сожалению, эти важные памятники права не сохранились, есть лишь упоминания и ссылки на них в других источниках. Летописи указывают на существование правовых документов, которые служили благоустройству отдельных институтов права собственности и обязательственного права. Содержатся некоторые сведения и по уголовному праву. Так, среди видов наказаний называются смертная казнь, конфискация имущества, штрафы. Правовая система Галицко-Волынского княжества развивалась под влиянием западноевропейского феодального права. В XIV в. на западноукраинских землях появляется магдебургское право, на основе которого осуществлялось самоуправления в городах. На Галицко-Волынской землях первых получили такое право города Санок (1339), Львов (1356), Каменец-Подольский (1374). Но на подавляющее большинство украинского городского населения, поскольку оно было православным, действие магдебургского права не распространялось.
После распада Киевского государства и упадка Галицко-Волынского княжества государственно-правовое развитие на большей части украинских земель тесно связывается с экспансией Литовского государства. В 50-х годах XIV в. началось наступление Литовского государства на украинские земли. После присоединения украинских земель население Великого княжества Литовского на 90 процентов составляли украинцы и белорусы. Русские княжества сохраняли в составе Великого княжества Литовского автономию. Государственный строй, общественный строй, правовая система оставались такими же, как и к вхождению в Литву. Государственным языком был древнерусский. Однако позже союз Литвы с Польшей в корне изменил историю развития Литовско-Русского государства и правовое положение украинских земель. Основой унии стала необходимость объединить усилия для борьбы с экспансией немецкого Тевтонского ордена на востоке. С востока также угрожал сильный противник – молодое Московское княжество. В 1385г. была подписана Кревская уния. Литовский князь Ягайло, женившись на польской королеве Ядвиге под именем Володислава I, стал королем Польши. Он обязывался присоединить к Польше литовские, украинские и белорусские земли, вернуть ранее утраченные Польшей и Литвой владения, принять католицизм и сделать его государственной религией. Однако замыслы Ягайла не были поддержаны его земляками. Этим воспользовался князь Витовт, который оружием 1392 пришел к власти в Литве. Витовт стремился укрепить Литовско-Русскую державу. Большое внимание он придавал развитию промыслов, торговли, строил новые города и крепости. Следующим этапом объединения стала Городельская уния 1413 p., которая уравняла в правах польскую и литовскую шляхту. Но - только католиков, и тем самым внесла раскол на религиозной почве. К тому же еще более реальным стало крымско-татарское нашествие. 1484 войско хана Менгли-Гирея разрушило Киев, ограбило и сожгло церкви, захватило в плен киевлян. В дальнейшем украинские земли ежегодно становились объектом опустошительных набегов татар. Все это подталкивало Великое Княжество Литовское к укреплению союза с Польшей. 1569 г. в Люблине состоялся совместный польско-литовский сейм, где был подписан акт союза Литвы и Польши. Отныне перестает существовать литовско-русская форма государственности украинского народа. По унии Корона (т.е. Польша) и Великое княжество Литовское объединились в единое государство - Речь Посполитую. Избирался общий король, которого провозглашали одновременно и Великим князем. Осуществлялась общая внешняя политика, в оборотные были общие деньги. Польская и литовская шляхта получали право владеть землями в обеих частях государства. Однако каждая из них имела свои гербы, местные администрации, судопроизводство, войска. После Люблинской унии начинается полонизация украинских земель: к Польше отошли Галиция, Холмщина, Волынь, Подолье, Брацлавщине, Киевщина. |