Спец педагогика Под ред Назаровой. Внесена ввысшее образованиеспециальнаяпедагогикапод редакцией Н. М. Назаровой
Скачать 28.62 Mb.
|
Вопросы и задания Как происходит развитие детской речи в норме? Каковы предпосылки и условия ее успешного развития? 2. о соотношении мышления и речи. 3. Охарактеризуйте социальные речевого общения. 4. Какие можно выделить формы речевой патологии? Назовите те из них, которые относятся к компетенции специальной педагогики. 86 Литература для самостоятельной работы Собр. соч.: В 6 т. - М., 1982. -Т. 2. 2. Горелов Седов Основы психолингвистики. - 3. Исследование речевого мышления в психолингвистике. - 1985. 4. Леонтьев Основы психолингвистики. - 1997. 5. Леонтьев Проблемы развития психики. - Язык и сознание. - 1979. 7. Мещеряков Слепоглухонемые дети. - 8. Основы теории речевой деятельности / Под ред. - 1974. 9. Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. - 1997. Г л а в а 3 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ) Развитие национальных систем специального образования во все исторические периоды связано с социально-экономическим устройством страны, ценностными ориентациями государства и общества, политикой государства по отношению к детям с откло- нениями в развитии, законодательством в сфере образования в целом, уровнем развития дефектологической науки как интегра- тивной области знания на стыке медицины, психологии и педаго- гики, мировым историко-педагогическим процессом. Система специального образования является институтом госу- дарства, который возникает и развивается как особая форма от- ражения и реализации его ценностных ориентации и культурных норм общества, вследствие чего каждый этап истории развития системы специального образования соотносится с определенным периодом в эволюции отношения государства и общества к лицам с отклонениями в развитии. Качественные преобразования и переходы от одного этапа ста- новления государственной системы специального образования к Другому, как и преобразования внутри каждого из этапов, опре- деляются социокультурными факторами. Невозможно понять и объяснить историю обучения детей с ум- ственными и физическими недостатками и обоснованно прогно- зировать развитие отечественной системы специального образо- вания, если рассматривать исторические факты вне контекста раз- вития цивилизации, в котором и кроются социокультурные де- происходящих перемен. 87 Исследование эволюции отношения государства и общества к лицам с отклонениями в развитии от античных времен до наших дней позволило выделить переломные моменты, разграничиваю- щие пять периодов эволюции. Периодизация охватывает времен- ной отрезок в два с половиной тысячелетия - путь общества от ненависти и агрессии до терпимости, партнерства и интеграции лиц с отклонениями в развитии. Условными рубежами пяти выде- ленных периодов являются исторические прецеденты существен- ного изменения отношения государства к лицам с отклонениями развитии. Все европейские страны пережили выявленные перио- ды, причем в сопоставимые исторические сроки. В эволюции от- ношения государства и общества к интересующим нас лицам в России воспроизводятся те же периоды, что и в европейской ци- вилизации, но со значительным отставанием в масштабе истори- ческого времени, вследствие чего в конце XX столетия Россия Западная Европа переживают разные периоды эволюции ния и соответственно находятся на разных этапах развития систем специального образования. Рассмотрим подробно историю становления и развития на-| систем специального образования в системе социо- культурных координат. 3.1. Первый период эволюции: от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов Отрезок европейской истории с VIII в. до н.э. по XII в. можно условно считать первым периодом эволюции отношения западноевропейского государства и общества к лицам с венными и физическими недостатками. В этот промежуток в мени западноевропейская цивилизация прошла путь от оттор- жения и агрессии по отношению к инвалидам до осознания властью (монархом) необходимости помощи им, ор- ганизации учреждений призрения. Этот путь оказался длиной два тысячелетия. Анализ первого периода эволюции отношения европейцев названной части населения целесообразно начинать от легендар- ных законов Ликурга, отразивших агрессивное неприятие ка-инвалида античным миром. Хронологической нижней цей периода соответственно является VIII в. до - время созда- ния упомянутых законов. Верхней границей условно можно счи- тать XII в., так как именно на Это столетие пришлось появление в Европе первых светских приютов, предназначенных для слепых. Создание по инициативе монархов благотворительных ний оценивается как прецедент осознания государством (в лице его правителя) необходимости помощи инвалидам, как свидетель- ство изменения отношения к ним. От момента установления законов Ликурга, закрепивших пра- во на уничтожение неполноценных, до первых благотворитель- ных инициатив светской власти по отношению к инвалидам про- шло более двух тысячелетий. В чем же причина того, что негатив- ное отношение европейцев к соотечественникам с умственными и физическими недостатками сохранялось так долго, и благодаря чему оно все же изменилось к лучшему? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим факты в контексте развития европейской ци- вилизации. В античном мире судьба интересующих нас людей была тра- гичной. Они не считались гражданами, а их статус был сопоста- вим со статусом рабов. Носителя врожденного умственного или физического недостатка ждала либо физическая, либо граждан- ская смерть. Закон дискриминировал даже тех из них, кто при- надлежал к привилегированным сословиям, разделяя и элитную часть общества на «полноценных» (признанных) и «неполноцен- ных» (непризнанных). В мир свободных граждан античных госу- дарств-полисов человеку с врожденными нарушениями слуха, зрения, умственной отсталостью доступа не было. Новые идеалы, новые ценности, новый взгляд на человека и смысл его жизни на земле принесло христианское вероучение. Оно внесло в языческий безжалостный мир религиозную чувст- вительность и религиозное сострадание. Милосердие было объ- явлено не только добродетелью, но и обязанностью христиани- на. Однако новые идеалы, противоречащие многовековой тра- диции агрессивного неприятия лиц с умственными и физически- ми недостатками, трудно и медленно усваивались вчерашними язычниками. Средневековое законодательство следовало античному (закреп- ленному в римском праве) пониманию прав, а точнее, бесправию глухонемых, слепых, слабоумных, калек и Первыми, кто смог переступить незримую черту и подать при- мер участливого и милосердного отношения к людям, отторгаемым большинством, оказались немногочисленные церковные подвиж- ники. При монастырях появились хосписы и приюты (в Византии - IV в., в Западной Римской империи - VII в.), в них иногда могли получить кров и пищу интересующие нас люди. Здесь и далее в тексте для обозначения лиц с различными нарушениями в Развитии используются термины, присущие описываемому периоду эволюции. 89 За последующие пять столетий западноевропейскими странами был пройден путь от открытия монастырских к созданию первых светских приютов и больниц и, наконец, к появлению специаль- ного светского убежища для слепых, точнее - ослепших воинов (Бавария, Франция; XII в.). Постепенно на континенте складыва- лась структура призрения и лечебной помощи с характерными для нее институтами (хосписы, больницы, приюты, убежища, лепро- зории). Одни из них опекала церковь, другие - верховная светская или городская власть. Принципиально важно, что создание институтов призрения со временем перестало быть исключительно прерогативой церкви, войдя в сферу интересов и ответственности городских властей и короны. В круг творцов деятельного милосердия вошли власть предержащие, благодаря чему призрение постепенно становится объектом государственных интересов. Первый период формирования рефлексии государства и об- щества на лиц с выраженными отклонениями в развитии в нашей стране начинается в X в., а заканчивается только в начале XVIII в. Его нижней границей условно можно считать время христианизации Руси и возникновения первых монастырских приютов. Верхней границей можно считать указы Петра I, за- прещающие умерщвлять детей с врожденными дефектами (1704); повелевающие повсеместно открывать церковные приюты и госпитали для оказания помощи сиротам, нищим и убогим (1715). Не проходя всех стадий общественных рефлексий, присущих западноевропейской цивилизации, Киевская Русь в готовом виде получила систему монастырской благотворительности и призре- ния в X в., признав христианство официальной государственной религией. Князь Владимир вменил призрение инвалидов церкви (996), а его современник, один из основателей Киево-Печерского монастыря - преподобный Феодосии, основал первую монастыр- скую больницу-богадельню, где, по летописным свидетельствам, оказывалась помощь калекам и глухонемым. Знакомство с историей и культурой восточнославянских пле- мен, Киевской Руси дает основание утверждать: славяне-язычники не проявляли агрессии или выраженной неприязни по отношению к лицам с отклонениями в развитии, более того - относились к ним терпимо, сострадательно; киевские князья, отличаясь личным милосердием к сиротам и нищим, познакомившись с опытом Византии, легко переняли его и возложили функцию призрения на церковь, передав ей одновременно часть своих доходов на нужды благотворитель- ности; 90 законоуложение Киевской Руси определило круг лиц, нуж- дающихся в общественном призрении, а также ответственных за его обеспечение и источники финансирования; в XI в. в монастыре складывается первый опыт церковного призрения убогих. Таким образом, Киевская Русь в X-XI вв., приняв православие в процессе христианизации славянских княжеств, копирует визан- тийскую систему монастырской благотворительности. В отличие от Европы, где монастырские приюты появились в вв., эта форма призрения возникает на Руси значительно позже вв.) и должна быть оценена как привнесенная. Напомним, европейская цивилизация прошла долгий и мучи- тельный путь от нетерпимости и агрессии по отношению к инва- лидам до практики создания хосписов и запрета убивать «бесноватых». Русь же вместе с православием заимствовала ха- рактерные для него модели призрения, восприятие которых было подготовлено национальными культурными традициями. Перво- му историческому прецеденту организованного призрения на Ру- си - княжескому указу об опеке увечных и открытию церковного приюта - не предшествовал, как в Западной Европе, длительный период агрессии общества по отношению к людям с отклонения- ми в развитии. Феодальные междоусобицы вв.), столетия ига (XIII- XV вв.), смутное время (начало XVII в.) привели к оскудению национальной традиции доброжелательного, участли- вого отношения к немощным и увечным. Ослабление православ- ной церкви, ее подчинение государству, секуляризация культуры значительно ограничили развитие на Руси церковно-христиан- ской благотворительности. В землях, подвластных московским князьям, киевский опыт призрения не получил развития и по сути был забыт. Русь станет на путь создания светской системы призрения в си- лу европеизации страны, предпринятой Петром I. Организация светского призрения в России, как и первые за- конодательные акты, положившие начало государственной по- литике социальной помощи инвалидам, во многом явилась ре- зультатом знакомства монарха с западноевропейским опытом. Создание первых светских специальных учреждений произошло в рамках реформирования всех институтов государства по зару- бежному образцу. В основе новой политики, строящейся по запад- ноевропейскому (протестантскому) образцу, лежала не столько идея заботы о страждущем, сколько интересы власти, идея монарха о «полезности» подданных госу- дарству. Присущее славянам-язычникам терпимо-сострадательное от- ношение к увечным, обогащенное христианскими идеалами мило- сердия и добродеяния, оформилось в национальную традицию, которая была на протяжении последующих веков значительно ослаблена. Отношение русских князей и царей к интересующим нас людям на протяжении многих столетий окрашивалось нище- любием, но не сопровождалось активными действиями - попыт- ками власти как-то изменить их положение. Исключение состав- ляют киевский князь Владимир и Петр I. Первый перенес на оте- чественную почву современную ему византийскую модель мона- стырского призрения, второй взял за образец западноевропей- скую практику помощи инвалидам. Отечественное законоуложение в отличие от римского права и последующего европейского законодательства практически до XVI в. не касается статуса лиц с выраженными отклонениями в раз- витии. Относительную регламентацию жизни инвалидов ввел «Стоглавый судебник» (1551), предписавший глухонемых, одержи- мых бесом и лишенных разума, помещать в монастыри, чтобы они не были «пугалом для здоровых», иными словами, законодатель- ный акт был направлен на защиту «полноценного большинства» от «неполноценного меньшинства», рекомендуя изоляцию представи- телей последнего. Закон 1676 г. запрещал управление имуществом «глухим, слепым, немым, пьяницам и глупым», фиксируя государ- ственное отношение к ним как к неполноценным, недееспособным. Если в Западной Европе первый факт заботы монарха об инва- лидах приходится на XII в., то в России аналогичный прецедент возникает только в начале XVIII столетия и по сути представляет собой фрагмент государственных реформ, направленных на вне- дрение западноевропейского устройства общества. Итак, первый период формирования рефлексии государства и общества на лиц с выраженными отклонениями в развитии в сии протекал в иные исторические сроки, при этом его начало обусловлено принятием христианства и характеризовалось ствованием западной системы монастырского призрения дов. Окончание периода также обусловлено знакомством монарха с западноевропейским государственным устройством и его лением реформировать страну по зарубежному образцу, в контек- сте которого и возникает первый прецедент государственной за- боты об инвалидах. В России, как и на Западе, период завершается осознанием го- сударством (в лице монарха) необходимости призрения лиц с вы- раженными отклонениями в развитии, но происходит это влиянием западного опыта и в существенно иных условиях. 92 3.2. Второй период эволюции: от осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей; от приютов через опыт индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям В период с XII по XVIII в. западноевропейские государства про- шли путь от инициатив отдельных монархов и городских властей в деле создания разного рода богоугодных и лечебных заведений, где могли иногда получать помощь интересующие нас люди, до созда- ния системы светских (частных и государственных) приютов и до- мов призрения. Отношение к инвалидам, в том числе и детям- инвалидам, по сравнению с предшествующими веками, безусловно, менялось к лучшему, но происходило это медленно и трудно. Культура Ренессанса (эпоха Возрождения, вв.) и Ре- формация («великая церковная революция», вторая половина XIV - середина XVII в.) обеспечили резкое «потепление климата», в ко- тором на грани выживания существовали на протяжении тысяче- летий лица с физическими и умственными недостатками. Идеи гуманизма и антропоцентризма, рожденные гениями Ренессанса, проникали в умы европейцев, меняя их представления о человеке и смысле его жизни на земле, и не могли не привести к смене взглядов на статус людей с ограниченными возможностями. Рели- гиозно-идеологическое и социально-политическое движение - Ре- формация, приведшее к возникновению еще одного (наряду с ка- толицизмом и православием) направления христианства - про- тестантизма, также, безусловно, внесло свой вклад в этот про- цесс. Государства, принявшие протестантизм, предложили чело- вечеству новые модели благотворительности. На новом витке развития европейской цивилизации в эпоху Просвещения некоторые лица с отклонениями в развитии добива- ются «гражданской реабилитации» - о них не только продолжают заботиться, но и некоторых даже пытаются учить. Правда, по нача- лу опыт успешного индивидуального обучения детей, накопленный в различных регионах континента, не повлек (и не мог повлечь) за собой организацию специальных учебных заведений. Только пере- осмысление в одной из западноевропейских стран - Франции - прав и статуса людей с сенсорными нарушениями де- лает возможным появление на свет в Париже первых государствен- ных специальных школ для глухонемых (1770), для слепых детей (1784). Великая Французская революция с ее Декларацией прав че- ловека и гражданина (1789) заставила парижан по-новому оценить 93 статус инвалидов, умалишенных и слабоумных, а главное, ини- циировала «революцию в психиатрии», вождями которой станут Ф.Пинель, Европейцы на- конец-то задумаются и о судьбах умственно отсталых детей, и об ответственности государства и общества за их жизни. «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах» (статья I Декларации прав человека и гражданина) - под этим ло- зунгом Западная Европа войдет в третий период эволюции. Кардинальное изменение отношения государства (монарха и городских властей) к лицам с умственными и физическими недос- татками во второй половине XVIII в. стало суммирующим ре- зультатом многих социокультурных процессов предшествующих столетий. Назовем наиболее значимые: торжество философии гу- манизма, реформация и протестантизм, урбанизация, развитие университетов и школьного образования, книгопечатание, при- обретение личных свобод отдельными сословиями, расцвет свет- ского вольномыслия. Реформация изменила взгляд на милосердие. В протестантских странах возникает и крепнет светская благотворительность, патро- нируемая государством. Формируются нормы и правила венной благотворительности, зарождается социальная политика. Урбанизация способствовала оформлению особого статуса го- рожанина. Во многом благодаря урбанизации наряду с скими появляются светские приюты, убежища, больницы, тали, школы. Появление университетов, развитие школьного образования, книгопечатание способствовали развитию науки, повышению общекультурного уровня западноевропейцев, повышению заин- j тересованности горожан в обучении собственных детей, осозна- нию роли образования в жизни человека. Под влиянием идей гуманизма, в контексте приобретения ных свобод отдельными сословиями и группами западноевропей- ского населения смягчается отношение и к инвалидам. В условиях расцвета светского вольномыслия изменился взгляд влиятельной части общества, монарха на гражданский статус подданных с сенсорными нарушениями, что сделало возможным распространение на них законодательных инициатив в сфере об- разования. Первые попытки индивидуального обучения глухих детей ини- циировались родителями, желающими юридически подтвердить их дееспособность. Другой заинтересованной стороной оказались священники-филантропы. опыт успешного инди- видуального обучения также оказал влияние на изменение пред- ставлений о возможностях детей с сенсорными нарушениями. 94 Итак, возникновению в западноевропейских странах первых школ для глухих и слепых предшествуют успехи в сфере государ- ственного строительства, укрепления светской власти при одно- временном законодательном закреплении личных свобод и прав отдельных сословий и групп населения. Открытию названных школ также предшествуют стойкие достижения в деле организа- ции университетов и школьного обучения. Важной особенностью периода является постепенный последо- вательный рост числа лиц, вовлеченных в деятельное милосердие и благотворительность. Если на рубеже XII в. ими эпизодически занимались исключительно подвижники из числа князей церкви и монархов, то к окончанию периода (XVIII в.) церковная и свет- ская благотворительность имела большое число сторонников. Европейским государствам понадобилось почти шесть веков для перехода от осознания необходимости призрения лиц с огра- ниченными возможностями к осознанию возможности и целесо- образности обучения хотя бы части из них: детей с сенсорными нарушениями. В отечественной истории условным рубежом первого и второ- го периодов стало время выхода петровских указов, запретивших умерщвлять «зазорных» детей, учреждающих богадельни и сиро- питательные дома, запретивших нищенствовать и подавать мило- стыню (начало XVIII в.). Второй период, протекавший в Европе шестьсот лет, в России начался на пять веков позже, составил одно столетие, а завершил- ся в те же сроки, что и на Западе, прецедентами открытия первых специальных школ для глухих и слепых детей (начало XIX в.). Первое специальное учебно-воспитательное учреждение в Рос- сии (опытное училище для 12 глухонемых) было открыто 14 ок- тября 1806 г. в г. Павловске по указанию императрицы Марии Федоровны французским тифлопедагогом В. Гаюи, приглашен- ным в страну Александром I. Первая школа для слепых учреждена по инициативе Александ- ра I в В. Гаюи. Если в Европе появление государственных специальных школ можно считать суммирующим результатом политических и эконо- мических реформ, секуляризации общественной жизни, законо- творчества в области гражданских и имущественных прав, развития науки (философии, медицины, педагогики), открытия университе- тов, роста общего числа светских школ, книгопечатания, переос- мысления прав людей с сенсорными нарушениями, накопления ус- пешного опыта их индивидуального обучения, то открытие специ- школ в России произошло под влиянием знакомства мо- с западноевропейским опытом и было обусловлено 95 нием перенести его на отечественную почву силами приглашенных учителей. Минуя этап накопления опыта индивидуального обуче- ния, Россия в готовом виде заимствует западную модель организа- ции специального обучения - специальную школу. Прецедент открытия специальных школ в столице возникает в принципиально иных социокультурных условиях и объясняется исключительно желанием императора перенять либеральные винки Запада. Анализ феноменов экономической, политической и культур- ной жизни России XVIII-XIX вв. позволяет утверждать, что дес потия абсолютной монархии, всесословное политическое беспра- вие, крепостное право исключали возможность обсуждения ального статуса лиц с отклонениями в развитии, их прав и требностей, обязательств перед ними общества и власти. кальна на этом мрачном фоне фигура получившего европейское образование дворянина-вольнодумца Его «О человеке, его смертности и бессмертии» (1796) содержит для тогдашней России мысли о гражданских неслышащего человека. В условиях послепетровского раскола общества на «цивилиза- цию» и «почву» большинство населения («низы», «почва», продолжало проявлять нищелюбие и сострадание, тогда как («верхи», «цивилизация», «просвещение») во главе с монархом таются развивать организованную деятельную, светскую тропию. Нововведения не понимаются и не принимаются нием страны, в силу чего трудно приживаются на национально почве и иссякают с уходом монарха-реформатора без следа. Активная секуляризация церкви приводит к резкому ослабле нию ее роли в организации христианско-благотворительной дея тельности. Духовенство практически не может участвовать в ор призрения инвалидов. Таким образом, церковная бла готворительность ослабевает, а становление светской Поскольку монаршьи инициативы по организации служб призрения, благотворительных учреждений находят держку у весьма незначительного числа даже цивилизованной час населения, исполнителями монаршьей воли являются образованные дворяне, обрусевшие или приглашенные Пройдет немало времени, прежде чем некоторая прогрессивная) часть дворянства и купечества сумеет перейти традиционного российского и сострадания к убогим страждущим, к деятельной, организованной филантропии и творительности. Зачаточное состояние отечественной науки, медицины, уни- верситетского и школьного образования препятствует 96 попыток индивидуального обучения лиц с сенсорными на- рушениями. Кроме того, в сложившихся социокультурных усло- виях российские семьи, даже принадлежащие к привилегирован- ным сословиям, не обнаруживают потребности в организации обучения своих детей-инвалидов. Еще не осознана роль образова- ния в жизни человека. Случайное знакомство соотечественников с весьма эффективным опытом индивидуального обучения детей с нарушением слуха или зрения за границей не приводит и не может привести к попытке организации подобного обучения на родине. Итак, в отличие от Западной Европы в России не сложились все необходимые социокультурные предпосылки для осознания возможности и целесообразности обучения детей с сенсорными нарушениями, но при этом была заимствована модель организа- ции их обучения и создан прецедент открытия в столице специ- альных школ. Принципиальные различия в условиях и побудительных моти- вах организации специальных учреждений в Западной Европе и России приведут на следующем историческом этапе к существен- но различным результатам. |