современная архитектура. Вопрос 1. Влияние промышленного переворота на развитие архитектуры и градостроительства в западной Европе
Скачать 29.25 Mb.
|
Вопрос №1. Влияние промышленного переворота на развитие архитектуры и градостроительства в западной Европе. Промышленный переворот 19 века связан с переход от ручного труда к машинному. Он породил потребность в новых типах сооружений, создании фабрик и заводов. Появились новые материалы: чугун, метал, железобетон. Инженеры стали создавать конструкции перекрывающие большие пролеты, что нашло применение в мостостроении и строительстве транспортных сооружений – вокзалов. Соответственно поиск рационального внедрения фабрик, промышленных предприятий в застройку города, повлияло на отток зажиточного населения в пригороды. Появилась концепция «города-сада» разработанная Э. Говардом (на практике, город-сад Лечворс (Лечворт) архит. Р. Эйвин и Б.Паркер, 65 км от Лондона) Появление рациональной застройки (Т. Гарнье ввел понятие «промышленный город»). Планировочная структура стала отличаться четким функциональным зонированием. Вопрос №2 Стилистическая направленность архитектуры капиталистических стран Европы в середине – конце 19 века. (эклектика, стилизаторство.) Эклектика, эклектизм — соединение разнородных художественных элементов, составляющих сложный по составу псевдостиль. Эклектика черпает элементы в различных исторических стилях, базируется на широком выборе и компоновке образцов, комбинации форм и деталей, заимствованных из искусства разных эпох. В архитектуре середины и второй половины XIXв. эклектика стала сложным, многосоставным стилем в оформлении новых типов жилых, общественных, промышленных и культовых зданий и сооружений. В 1 половине 19 века архитектура отходит от классицизма. Классицизм, с его четкими прямоугольными планами, ограничивал возможность применения новых конструктивных средств, все труднее вмещать новые функции, наполнять содержанием. Соответственно зодчие обратились к историческим стилям (но заимствовали только декоративные детали) Самым первым и главным примером эклектики в архитектуре является Гранд опера в Париже (Франция) архит. Ш. Гарнье. 1862-1875.(имперский стиль+др. греческий стиль, строился 15 лет)(рис 1) Последующие постройки строились с оглядкой на Гранд Опера. Здание Оперы. Дрезден. Архит. Земпер (1871-1878)(рис 2) Большой дворец. Париж. Архит. Делан, Луве, Тома (1895-1900) (рис.3) Эклектика. Королевский павильон. Лондон. Арх. Нэш. 1752-1835 г.г.(Британский ампир. Место увеселений, Арабские мотивы+готика+восток. Интерьер в китайском стиле. Металлический каркас из чугуна, использован как декор) (рис.4) Базилика Сакре-Кер. Париж. (1874-1891г) Архит. Полл Абади «Храм как искупление грехов»(камень более светлый при дожде. Шато-Вандонс - место добычи во Франции.)(рис.5) Разновидностью эклектики во второй половине XIX в. является стилизаторство, т.е. обращение и копирование какого-либо одного стиля. В архитектуре Западной Европы и США стилизаторство имело две ветви: обращение к средневековым стилям (готике и романскому стилю) и классическим стилям (античным и эпохи Возрождения). Церковь троицы. Бостон. Архит. Ричардсон. 1872-1877г.(рис 6) Церковь Троицы. Нью-Йорк. Архит. Апджон. 1841-1846г. (рис 7). Архит. Пауль Валлют(Валлот). Рейхстаг. Берлин1884-1894г.(рис.8) Здание парламентов в Лондоне. Архит. Чарльз Бари. (1795-1860).(рис.9) (протяженость 4 км, Башня 100м. 100шт лестниц, 11 внутренних дворов.) Парламент в Будапеште Архит. И. Штайндль 1884-1902г. (рис10) гранд-опера в Париже Опера в Дрездене Большой дворец в Париже королевский павильон в Лондоне Ьазилика Сакре_Кёр. Париж Церковь Троицы в Бостоне церковь Троицы Нью-Йорке Рейхстаг в Берлине парламент в Лондоне парламент в Будапеште Вопрос № 3. Рационализм США. Чикагская школа. (1880 - 1890-е гг.) Характерно: * применение стального каркаса, определяющ. пространственную структуру и облик здания * рациональное осмысление арх. формы Лидер - Луис Салливен - "форма следует функции" 1)конторское здание Рилайенс билдинг в Чикаго. Арх. Д. Бэрнхэм, Д. Рут, Ч Этвуд. 1891-1894 2) Гарантийный банк в Буффало. Арх. Л. Салливен. 1895г. 3) Универмаг фирмы "Карстон, Пири, Скотт" в Чикаго. 1899 - 1904гг.
Вопрос №4. Развитие модерна в Европе. Деятельность представителей этого направления в Австрии, Бельгии и др странах. Модерн – реакция на эклектику и стилизаторство. Соединение рационального и иррационального. Переосмысление конструкции. Цели: отказ от историзма, модернизация арх. Форм, использование каркаса, внимание к современным материалам и конструкциям. Особенно ярко проявился в особняках, павильонах, общественных зданиях. Принцип “изнутри наружу”. Пространственная система определяла облик здания. Бельгия – Орта, Вагнер, Лоос, Гофман Германия – Югендстиль Беренс, Эндель, Пенкок, Пауль, Экмен. Во главе – ванн де Вельде. Франция – Перре, Лавирот, Андре Австрия, 1897г. – Венский сецессион. Климт, Вагнер, Гофман, Ольбрих. Италия – либерти, Испания – модерниссимо. Дом Морриса, Уэбб Станция Вена, Вагнер Выставочное здание в Дармштаде, Ольдбрих Здание Венского Сецессиона, Ольбрих Вопрос № 5.Творчество каталонского арх. А. Гауди -ранние работы – эклектика - скульптурный подход к арх. Переплетение мосарабики, мудекара, палатереско, мавританскгоо стилей - предшественник экспрессионизма - новаторские инженерные решения в области конструкций - использование образов животных и растений Дом Виссенса Дом Тассель Дом Мила Колледж Святой Терезы Парк гуэль Дом Батло Саграда Фамлиия Вопрос № 6. Работы О. Перре во Франции – «певца железобетона» Певцом железобетона» называли французского архитектора О.Перре, который начал свою деятельность еще до Первой мировой войны. Уже тогда он был прогрессивно настроенным архитектором и стремился к лаконичности и выразительности конструктивного решения. Он внес большой вклад в освоение этого нового строительного материала. В 1903 г. он построил жилой дом на ул. Франклина в Париже, Франция. Если раннее железобетон в жилищном строительстве применялся лишь в виде отдельных конструктивных элементов, то это здание было полностью выполнено из этого строительного материала (стены, перегородки и междуэтажные перекрытия) как единая пространственная система. Эркеры определяют композицию фасада. В 1911 — 1913 гг. О.Перре построил первое крупное общественное здание из железобетона — театр на Елисей-ских полях в Париже. В решении фасадов выявлен каркас рамного типа с заполнением (несколько позднее он был облицован мрамором). Вопрос № 7.Ранние работы и творческие воззрения Ф. Л. Райта Известность Райту приносят «Дома Прерий», спроектированные им с 1900 по 1917 годы. «Дома Прерий» созданы в рамках концепции «органической архитектуры», идеалом которой является целостность и единение с природой. Для них характерен открытый план, преобладающие в композиции горизонтали, далеко вынесенные за пределы дома скаты крыши, террасы, отделка необработанными природными материалами, ритмичные членения фасада каркасами, прообразом которых служили японские храмы.. Наиболее известными среди «Домов Прерий» являются дом Уиллитса, дом Мартина и дом Роби.». дом Роби. 1908г Ф. Л. Райт.Дом Уиллитса в Хайленд-Парке (штат Иллинойс). 1902. Вопрос № 8. Зарождение рационалистических тенденций в развитии арх. Зап. Европы (рационализм, протофункционализм) Рационализм - стремление к простоте, использование стального каркаса, ж/б и стекла, функциональная обоснованность планов. Постройки : *библиотека Св. Женевьевы. Париж. Анри Лабруст. 1843-1850гг *Хрустальный дворец. Лондон. Джозеф Пэкстон. 1851г *Эйфелева башня. Париж. Гюстав Эйфель. 1889г *Павильон "Галерея машин". Париж. Ш.Л.Ф. Дютер. 1889г Протофкнкционализм (прогрессивная арх-ра) - протест против увеличения декоративизмом в арх-ре. Один из лидеров - А. Лоос. стекло и бетон, гладкие стены, плоские крыши по-сути - продолжение идей рационализма. Постройки: * дом Штейнера. Вена. А. Лоос. 1910 * Турбинный цех завода АЭГ. Берлин. П. Беренс. 1909 г. * Фабрика "Фагус". Алфид, Германия. В . Гропиус. 1910 -1911 гг * Зал столетия в Бреслау. инж. М. Берг * посторойки Огюста Перре (см. вопрос 6) * ангары в Орли. Фрейсине. 1916-1924 гг. *Здание почты и сберкасс. Вена. О. Вагнер 1903-1912гг *Дом Робби. Ф. Райт. 1906-1909г (см. вопрос7) Вопрос № 9. Деятельность Баухауза в Веймаре, Дессау, Берлине Высшая школа строительства и художественного конструирования (Staatliches Bauhaus) — учебное заведение, существовавшее в Германии с 1919 по 1933, а также художественное объединение, возникшее в рамках этого заведения, и соответствующее направление в архитектуре. Руководитель – Вальтер Гроппиус Начало деятельности Баухауза проходило под влиянием утопических идей о возможности переустройства общества путем создания гармонической предметной среды. Основной принцип – слияние всех видов искусств В числе его профессоров были крупнейшие деятели культуры начала XX столетия архитекторы Мис ван дер Роэ, Ганнес Майер, Марсель Брейер, художники Василий Кандинский, Пауль Клее, Лионель Фенингер, Пит Мондриан. Здание Баухауза. Арх. В. Гропиус Вопрос № 10. Творческие принципы западноевропейского функционализма1920 х 1. популярность у предпринимателей (их утопические идеи использовались социал-реформистскими политиками). 2. Повсеместное, не зависящее от условий среды и климата насаждение форм и приёмов (вело к противоречиям с самим принципом рационального подхода к архитектуре). Это положило начало развитию региональных архитектурных школ, развивавшихся в рамках Функционализма. 3. Первичность утилитарного по отношению к эстетическому. (разрабатывались и пропагандировались Ле Корбюзье во Франции, а наиболее последовательно — архитекторами, связанными с «Баухаузом» в Германии (В. Гропиус, Л. Мис ван дер Роэ, Х. Мейер, Э. Май, Б. Таут, М. Вагнер и др.). 4. Идеи целесообразного конструирования жизненной среды. 5. здания расчленялись в точном соответствии с последовательностью функциональных процессов, для которых они предназначались. 6. Принцип зонирования территории перенесён и в область градостроительства. 7. группа «Де Стейл» в Голландии 8. создание сите-жарден (городов-садов), строившихся по единым проектам (самостоятельные промышленные рабочие поселки или жилые комплексы в предместьях крупных городов). 9. проекты конторских зданий, в которых были убедительно показаны функциональные и эсетические возможности железобетонного и металлического каркаса: конкурсный проект «Чикаго трибюн» с четко выявленной на фасадах сеткой каркаса (1922, В. Гропиус и А. Мейер) и проекты Людвига Мис ван дер РОЭ (р. 1886): Бюрохауз— со сплошными горизонтальными поэтажными лентами окон (1922) и небоскребы с навесными стеклянными стенами (1919—1921). Город-сад Тернье. 1919—1920 гг. Схема планировки. Вальтер Гропиус. Баухауз в Дессау. 1925—1926 гг. вопрос № 11. Творчество В. Гропиуса в Германии Творческое кредо: «Каждый предмет должен до конца отвечать своей цели, то есть выполнять свои практические функции, быть удобным, дешевым и красивым». первая работа - зд. обувной фабрики "фагус" в Альфред - на - Рейне (вместе с А. Мейером) Для выставки Немецкого союза ремесленных предприятий (Deutsches Werkbund), проходившей в 1914 г. в Кёльне, Гропиус с Мейером вместе строят «Образцовую фабрику» (Musterfabrik) 1925-1926 - новое здание Баухауза в Дессау С 1926 г. Гропиус интенсивно занимается жилищным массовым строительством, решением градостроительных и социальных проблем, выступает за рационализацию строительства. _посёлок Дессау-Тёртен (в 1926—1931 гг.), Даммершток (в 1928—1929 гг.), жилой квартал в берлинском районе Сименсштадт (1929/30 гг.) и проекте «Береговая застройка озера Ванзе» в Берлине (1930/31 гг.). Обувная фабрика "Фагус" "образцовая фабрика" здание "Баухауза" |