Главная страница
Навигация по странице:

  • РУССКАЯ АРХИТЕКТУРА 24,25. Архитектура капиталистиской России.Стилистическая направленность арх-ры 19-20 вв

  • Вопрос № 26. Шухов В. Г.

  • Вопрос № 27. Новый стиль модерн. Творчество Ф. О. Шехтеля (см. вопросы 25-28)

  • Вопрос № 28. Особенность модерна в России.

  • Вопрос № 29. Ретроспективизм в архитектуре России и его направления. (1910-1918)

  • Вопрос № 30. Творчество Щусева в дореволюционный период

  • современная архитектура. Вопрос 1. Влияние промышленного переворота на развитие архитектуры и градостроительства в западной Европе


    Скачать 29.25 Mb.
    НазваниеВопрос 1. Влияние промышленного переворота на развитие архитектуры и градостроительства в западной Европе
    Анкорсовременная архитектура.docx
    Дата13.03.2018
    Размер29.25 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласовременная архитектура.docx
    ТипДокументы
    #16628
    страница3 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Вопрос № 22. Творчество Райта 1950х

    В последние десять лет жизни Райт бессознательно приблизился к формам первобытных времен. Контуры его домов скруглены так же, как и жилые помещения. Райт первым снова ввел патио, который с тех пор все чаще становился частью жилого дома. 
    Завершением этой серии экспериментов было здание музея Гуггенхейма в Нью-Йорке (проект 1943-1946 годов, строительство 1956-1959 годов). Главный объем здания формируется громадным спиральным пандусом, охватывающим перекрытый прозрачным куполом световой дворик. 

    http://studio.lifehouse.ru/st/014.jpg

    Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке

     В жилом и административном здании «Башня Прайса» в Бартлесвилле (1955) он осуществляет идею «дома-дерева» с мощным бетонным сердечником, включающим лифты и лестницы, от которого, как ветви от ствола, отходят консоли железобетонных перекрытий. Серия проектов, полных фантастической романтики, для Багдада, Питсбурга, Чикаго также относится к последнему периоду его творчества.http://arx.novosibdom.ru/story/stili/49_organic/organic_01_02.jpg

    Башня Прайса (Price Tower) 1956. г. Бартлсвил, штат Оклахома. Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright)
    Райт противоречив. Он создатель «стиля прерий» и дезурбанистических проектов «города широких горизонтов», пропагандировавший постройки, стелющиеся по земле, пространство которых развернуто по горизонтали, - но он же оставил и проект небоскреба «Иллинойс» (1957) высотой в милю.

    Вопрос № 23
    Алвар Аалто (1898 - 1976) 
    финский архитектор и дизайнер, «отец модернизма» в Северной Европе, один из основоположников современной школы дизайна.

    Самые запоминающиеся постройки Алваро Аалто из множества прочих – это Общественный центр (1950–52гг.) и Педагогический институт (1952–57) в городах Сяюнатсало и Ювяскюля, Политехнический институт в Отаниеми (1954–69) и, конечно же, дворец «Финляндия» в её столице, построенный к 1971году.



    Политехнический университет в Отаниеми. 1952-57


    Дом культуры в Хельсинки

    Концертный зал «финляндия» в Хельсинки. 1971 г



    Университет в Сяюнтсало 1952-1957гг


    Библиотека в Выборге. 1930-1935 гг

    РУССКАЯ АРХИТЕКТУРА

    24,25. Архитектура капиталистиской России.Стилистическая направленность арх-ры 19-20 вв

    Господствующие стили - русский классицизм→ампир→эклектика→модерн

    Особенностью русского классицизма(возник во 2пол18в) являлось эклектическое сочетание в одном произведении разностилевых элементов, отход от жёстко регламентированных приёмов и форм классицизма.

    Яркими центрами русского классицизма стали Санкт-Петербург и Москва

    Еще в начале XIX века в классицизме происходят существенные изменения, появляется стиль ампир. Русский ампир получил разделение на московский и петербургский, причем такое деление определялось не столько территориальным признаком, сколько степенью отрыва от классицизма — московский стоял к нему ближе. России ампир главенствовал в архитектуре до 1830—1840 гг.

    Возрождение ампира в перерождённых формах произошло в России в советское время, в период от середины 1930-х до середины 1950-х годов. Данное направление ампира также известно как «сталинский ампир»

    Ампир относится к так называемым «королевским стилям», которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных построек и внутренних интерьеров. Особенность архитектурного ампира заключается в обязательном наличии колонн, пилястров, лепных карнизов и других классических элементов, а также мотивов, репродуцирующих практически без изменений античные образцы скульптуры, подобные грифонам, сфинксам, львиным лапам и тому подобным скульптурным конструкциям. Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии. Художественный замысел стиля с его массивными лапидарными и монументальными формами, а также богатым декорированием, содержанием элементов военной символики, прямым влиянием художественных форм прежде всего Римской империи, а также Древней Греции и даже Древнего Египта, был призван подчёркивать и воплощать идеи могущества власти и государства, наличия сильной армии

    Экле́ктика (эклектизм, историзм) в архитектуре — направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг.Использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, неомавританский стиль, неовизантийский стиль,псевдорусский стиль, индо-сарацинский стиль). Эклектика сохраняет архитектурный ордер (в отличие от модерна, не использующего ордер), но в ней он утратил свою исключительность.

    Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в российской практике, русский стиль К. А. Тона стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура). В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа.

    Этапы эклектики:

    1. ранняя эклектика

    2. зрелая эклектика

    3. поздняя эклектика

    Для раннего этапа эклектики (1830 –1860 гг.) характерен романтический

    стиль, заключающийся в разнообразии и "умном выборе" исторических

    прототипов. Они должны были ассоциативно раскрывать назначение и характер

    зданий. Так, для православных храмов привлекались, как правило, формы

    древнерусского или византийского зодчества, для лютеранских церквей –

    готики, для общественных зданий – ренессанса, для дворцов и особняков –

    ренессанса и барокко.

    Второй этап эклектики (1870 –1900 гг.) совпадает с периодом бурного

    развития капитализма в России. Строительная деятельность в столице резко

    активизируется, достигая своего апогея на рубеже XIX–XX столетий.

    Для архитектуры зрелой эклектики были свойственны новые качества:

    богатство и насыщенность декора, подчёркнутая репрезентативность форм,

    символизирующие благосостояние нового заказчика и потребителя – буржуазии.

    Теперь нередко соединялись элементы различных исторических стилей в одной

    композиции, на одном фасаде. Они произвольно воспроизводились в

    измельчённой и дробной штукатурной отделке, которая не была связана с 6

    внутренней структурой сооружения. Широко внедрялись в строительство

    периода эклектики разнообразные инженерно-технические новшества, – прежде

    всего металлические, а затем и железобетонные конструкции. Но они, как

    правило, не влияли на художественный образ и оставались "за кулисами"

    архитектуры.

    Русский стиль занимал особое место среди различных направлений

    эклектики. В нём отразилась тяга к национальной самобытности, воплощением

    которой считалось древнерусское зодчество. Основоположником официального

    течения русского стиля современники провозглашали К. А. Тона – автора ряда

    церквей в формах московских храмов XVI –XVII веков.

    При внешней пестроте эклектика в целом обладала определённым

    единством основных принципов и художественного языка. Она и была

    архитектурным методом и стилем эпохи капитализма в России.

    Крупнейшие мастера эклектики в российской архитектуре:

    На первом этапе – Быковский Михаил Дормидонтович;

    Тон Константин Андреевич; Штакеншнейдер Андрей Иванович.

    На втором этапе – Быковский, Константин Михайлович (рис.2);

    Каминский Александр Степанович; Клейн Роман Иванович; Парланд Альфред

    Александрович; Померанцев Александр Никанорович; Чичагов Дмитрий

    Николаевич

    Далее, пока не скажу, только разновидности эклектики

    Стилизатороство – копирование, цитирование .Было популярно в неорусском стиле.

    Ретроспективизм – обращение к прошлому

    Кирпичный стиль- рациональное направление эклектики.декор создается только с помощью кирпичной кладки, разности цвета кирпича

    Первоначально, эклектика обращалась к русским традициям (русский неоклассицизм), затем обращение к флоре и фауне.

    Храмовая культовая архитектура – византийская архитектурара+русская архитектура+романская архитекура+классическая архитектура

    Русско-византийский стиль-течение в русской архитектуре XIX — начала XX веков, основанное на использовании традиций древнерусского зодчества и народного искусства, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры

    Далее смотрим картиночки , разбитые по архитекторам.все как в лекциях, читлезныем примечани К ним иногда примечания. И так до самого модерна

    Арх. КОНСТАНТИН ТОН –  русский архитектор, разработавший «русско-византийский стиль» храмового зодчества, который получил широкое распространение в правление благоволившего ему Николая I. Ректор Императорской Академии художеств. Брат архитекторов Александра и Андрея Тонов.250px-konstantin_thon_1820-th

    - Храм Христа Спасителя. Русско-Византийский стиль. Москва(1839-1883)

    Был воздвигнут в память о наполеоновском нашествии . На стенах храма были начертаны имена офицеров Русской армии, павших в войне 1812 года и иных по времени близких военных походах.

    Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года.

    5 декабря 1931 года здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте в 1994—1997 годах. palsalebz8g436px-klages_-_interior_of_cathedral_of_christ_saviour_in_moscow

    В19 в. Стало интересно делать не 6ти столпный храм, а храм с большим пространством внутри.

    Этот храм – фон для башен московского кремля

    -Большой кремлевский дворец. Русско-византийский стиль. Москва(38-49)

     Построен группой русских архитекторов под руководством К. А. Тона (Н. И. Чичагов, Ф. Ф. Рихтер, П. А. Герасимов, В. А. Бакарёв, Н. А. Шохин).Длина дворца составляет 125 метров, высота — 47 метров; общая площадь составляет около 25 000 м². Здание дворца образует прямоугольник с внутренним двором. В настоящее время сам дворец является парадной резиденцией Президента Российской Федерации.b5ulynmkgw0

    800px-grand_kremlin_palace,_moscow

    Арх. ИВАН ПАВЛОВИЧ РОПЕТ300px-ropet

    -Павильон русского отдела в Париже. Неорусский стиль 1879 год

    mso3gxbun4s

    афиша для парижского павильона с надписью "Здесь говорят по-русски"

    Арх. ВИКТОР АЛЕКСАНДРОВИЧ ГАРТМАН

    - Усадьба Мамонтова. Неорусский стиль. Абрамцево 1873 год

    hartman2

    Мастерская им. С.И. Мамонтова. Известно с середины 18 в. как имение Головиных. В 1870 после смерти Аксакова усадьба перешла к С.И. Мамонтову.

    Арх. В. О.ШЕРВУД

    -Исторический музей. Почвенническое направление. Москва. Красная площадь. 74-83cms

    по проекту архитектора B. O. Шервуда и инженера А. А. Семенова на месте Главной аптеки начала 18 в. музей должен был составить единый ансамбль, — Храму Василия Блаженного и башням Кремля. (здание адаптировано к башням кремля)Мотивы древнерусского узорочья в обработке фасадов заимствованы из различных сооружений 17 в.

    Почвенническое направление – вся поверхность фасада(почти каждый см) украшен элементами русской храмовой архитектуры.

    Одновременно в 1870 -е гг. формируется «археологическое» и «почвенническое» направление «русского» стиля, в 1880-1890-е гг. оживает, претерпев соответствующие времени изменения, официальный «русский» стиль.

    Арх. ЛЕВ ВЛАДИМИРОВИЧ ДАЛЬ

    -Собор Александра Невского. Неорусский стиль археологическое направление . нижний Новгород.1868-81

    Арх.ЧИЧАГОВ(в Нижнем Новгороде-царский павильон у московского вокзала в стиле акдемической эклектики 1894 год)32-эклект неорусс неоклас

    -Городская дума. Неорусский стиль.Москва . 1892

    pksame9kcaq32-эклект неорусс неоклас

    Арх. ПОРЛАНД

    -Церковь Воскресения на крови 1807 год. Неорусский стиль

    Шатровая

    Арх. АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ПОМЕРАНЦЕВ

    - Верхние торговые ряды(ныне ГУМ)

    aacqub5tz1g

    Арх. ИПОЛИТ АНАТОЛЬЕВИЧ МОНИГЕТТИ

    -Политех. Музей. Москва 1877г Неорусский стиль

    kxrlcnhrzv0

    mrvwugumksg

    Арх. ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ ВАСНЕЦОВ

    32-эклект неорусс неоклас

    -Третьяковская галерея.Неорусский стиль. Москва. 1905 г.

    Обращение к русскому стилю в наличниках и крыльце входа

    - Особняк цветкова

    Арх. ИВАН ИВАНОВИЧ ПОЗДЕЕВ

    -Особняк Игумнова.Неорусский стиль. Москва. 1893 год

    u7ezr_2rmly

    Ассемитричное живописное построение объемной композиции здания

    Арх. КОСЯКОВ

    -Морской Никольский собор. Русско-византийский или Нововизантийский стиль. Крандштадт. 1913

    Огромный купол морского цвета. Монументальность, грандиозностьgs6autqvfhw

    Арх. КОНСТАНТИН МИХАЙОВИЧ БЫКОВСКИЙ

    32-эклект неорусс неоклас

    Обращение к классике эпохи Возрождения

    32-эклект неорусс неоклас

    mh-hw5sfymq

    Арх. ИВАН РОМАНОВИЧ КЛЕЙН

    Обращение к китайскому стилю. Улица Мясницкая

    32-эклект неорусс неокласСтиль «неогрек». Использование Ионического ордера

    арх. МАЗЫРИН1efmvfyx_eo

    Не стилизаторство, а эклектизм. Влияние Гауди + элементы классицизма, модерна

    32-эклект неорусс неоклас

    Арх. Родионов КИРПИЧНЫЙ СТИЛЬ

    МОДЕРН. Появился 1890г Флоральный1890-1895, Рациональный1905-1910, Историзирующий после 1910. Основоположник Шехтель.

    Характерно: отказ от заимствования, декор заимствован из флоры и фауны, модернизация арх форм их новое переосмысление, особое внимание к констр: метел каркас, ЖБ, облицовка, возникла свободная планировка, Ядро-вестибюль в него вытекают все ост помещения, независимость планировочного решения, новый принцип проектирования изнутри- наружу, Всефасадность, в отл от эклектики(декорирует только один фасад). Представители: Шехтель1900-1910, Кекушев, Валькот, Жуков; С-П: Лидваль (дох дом Мельцера, дох дом Цицермана), Шауб (Дох дом Кельдаля).

    РЕТРОСПЕКТИВИЗМ - не копирует как эклектика, а испытывает влияние модерна, передает дух времени. Представители: Щусев, Щуко, Иванов-Щиц, Таманян, Соловьев, Покровский. С-П: Фомин (Дом Половцева, Особняк Абамелек- Лазарева).

    ЭКЛЕКТИКА: ЭКЛЕКТИЗМ-смешение элементов и форм разных стилей; СТИЛИЗАТОРСТВО - копирование элементов из одного стиля: неорусское направление: -почвенническое напр - поверхностное заимствование из арх 17в; археолог напр - глубокое изучение стиля, обмеры; -народное напр.

    Подробнее

    3. Модерн

    Модерн (от фр. moderne – современный), ар-нуво (фр. art nouveau,

    букв. «новое искусство»), югендштиль (нем. Jugendstil – «молодой

    стиль») – художественное направление в искусстве, наиболее популярное

    во второй половине XIX – начале XX века. Его отличительной

    особенностью является: отказ от прямых линий и углов в пользу более

    естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в

    особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Модерн

    стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых

    произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности

    человека. В других странах называется также: «тиффани» (по имени

    Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de siècle» (букв. «конец века») во

    Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» – нем. Jugendstil, по

    названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die

    Jugend) в Германии; «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии; «модерн

    стайл» (modern style, букв. «современный стиль») в Англии; «стиль

    либерти» в Италии; «модернизмо» в Испании; «Nieuwe Kunst» в

    Голландии; «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии.

    Модерн – новый стиль и первый этап развития новой

    архитектурной системы.

    Основные принципы модерна как архитектурного стиля:

    • сочетание пластических методов с подчеркнуто нетрадиционными

    формами и декоративными мотивами;

    • живописная многообъемность и пластика композиций со свободной

    трактовкой внутреннего пространства дополнялась формами,

    очерченными сложной кривой, часто напоминающей линии

    стилизованных растений. Эти же линии составляли основу

    характерного для модерна затейливого орнамента, выполнявшегося в

    штукатурке, живописи, изразцовой технике и особенно часто в виде

    сложных по рисунку металлических решеток;

    • новые строительные материалы: металл, листовое стекло, обливную

    керамику и др. – архитекторы широко использовали, но как и другие,

    более традиционные материалы, полностью подчиняли объемно-

    пространственному и пластическому замыслу, игнорируя

    индустриальность и стандарт;

    • глубокий индивидуализм композиций. 28

    3.1. Основные периоды и художественное содержание стиля модерн

    Основные периоды и художественное содержание в процессе

    эволюции нового архитектурного стиля:

    • ранний модерн – конец XIX века, характерен наиболее ярко

    выраженными интернациональными чертами нового стиля (рис.7);

    • романтический модерн – конец XIX – начало XX веков –

    характерен активным включением в интернациональную структуру

    модерна славянских национальных мотивов, в отдельных произведениях

    архитектуры модерна можно увидеть элементы византийского влияния, а

    также архитектуры барокко, неоклассики, неоренессанса, неоготики,

    архитектуры юго-восточной Азии и др.(рис.8,9).

    Рис. 7. Провинциальная застройка южнороссийских городов в стиле

    модерн 29

    Рис. 8. Провинциальная застройка южнороссийских городов в стиле

    модерн

    Рис.9. Жилой дом «Сокол» в Москве на ул. Кузнецкий мост,

    архитектор И.П. Манков, постройка начала XX в.

    • рационалистический модерн – 1910-е годы – заключительный

    период эволюции архитектурного стиля – характерен тем, что

    прослеживается отказ от перегрузки архитектуры модерна элементами из

    других архитектурных стилей и прежде всего пластикой.

    Заключительный период развития в отечественной архитектуре

    стиля модерн в 1910–1916 годах подготовил и обеспечил переход к новой 30

    мировой интернациональной стилистике, к конструктивному в

    архитектуре.

    На основании анализа архитектурных памятников модерна в

    России можно выделить характерные признаки и отличительные черты

    архитектурного стиля модерн в России:

    • отказ от традиционных архитектурных форм (ордерные колонны,

    элементы античного архитектурного декора), фасадов, традиционных

    композиционных построений (симметричность, античная ритмика);

    • индивидуализация архитектурного творчества, уникальность и

    запоминаемость архитектурного образа;

    • опора новой архитектурной образности на новые строительные

    материалы (монолитный железобетон и бетон, металл, стекло, керамика);

    применение пластичных криволинейных форм в симметрии как в

    построении всей объемной композиции здания, так и в художественном

    образе фасадов (рельефы и горельеф, кованый металл), новые

    конструктивные приемы и схемы;

    • учет в разработке архитектурно-художественного образа здания

    функциональной целесообразности;

    • противопоставление художественной рукотворности

    декоративных форм экстерьера и интерьера стиля массовому

    воспроизводству.

    В модерне прекрасное не имеет материального эквивалента, потому

    выражается по другому. Носителем прекрасного являются специфически

    обработанная, трактованная в соответствии с принятыми в модерне

    нормами красоты утилитарно-конструктивная форма, а не геометрические

    формы объема и плана или система иллюзорно-тектонического декора–

    ордер. Целостность модерна определяется единообразием трактовки и

    приемов гармонизации разнородных, несущих функциональную нагрузку 31

    форм. Механистическому объединению полезного и прекрасного в

    архитектуре нового времени в модерне противостоит органическая

    целостность противоположных начал, иерархичности как принципу

    организации – диалогичность. В модерне существует своя иерархия

    значений, но сфера ее проявления внешне весьма ограничена. Она

    существует как нечто внутреннее и обнаруживается косвенно в том, какие

    элементы рассматриваются в качестве стиле- и формообразующих, а

    именно в предпочтении, отдаваемом формам, связанным с функционально-

    конструктивными факторами, перед формами, являющимися лишь чистым

    украшением

    26-модерн ретроспект

    Вопрос № 26. Шухов В. Г.
    Владимир Григорьевич Шухов.
    Создание уникальных сетчатых систем – своеобразных абстракций в металле: сетчатых ажурных перекрытий, висящих парабол различных очертаний, одно- и многоярусных стройных гиперболоидов. Триумфальная демонстрация изящных конструкций Шухова на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде закрепила за ним славу первого инженера России. Удобство, красота и легкость сооружений поразительны, а в основе конструкций лежит простое свойство прямой линии образовывать криволинейную поверхность путем ее перемещения по определенной траектории. Прочные сетчатые конструкции изготавливались по самой простой технологии – из прямых элементов, не требующих трудоемкой гибки стальных профилей.
    (см. описание к фото)

    http://www.rudata.ru/wiki/Шухов,_Владимир_Григорьевич

    http://cs411219.userapi.com/v411219518/35d2/_vkwoxyhztu.jpg

    (16 августа 1853 — 2 февраля 1939)

    http://cs411219.userapi.com/v411219518/35db/mgzhsadfcsm.jpg

    Первая в мире гиперболоидная башня Шухова, Нижний Новгород
    Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 годаhttp://cs411219.userapi.com/v411219518/35e5/jmyry4m1bac.jpg

    Стоительство овального павильона с сетчатым стальным висячим покрытием для Всероссийской выставки 1896 года в Нижнем Новгороде

    http://cs411219.userapi.com/v411219518/35ee/g9gmddj2wwi.jpg

    Строительство первой в мире оболочки-перекрытия конструкции В. Г. Шухова на Выксунском металлургическом заводе, Выкса, 1897

    http://cs411219.userapi.com/v411219518/35f8/y9i-rwyxrk8.jpg

    Шуховский металло-стеклянный дебаркадер Киевского вокзала в Москве

    Ссылка www.rudata.ru

    Вопрос № 27. Новый стиль модерн. Творчество Ф. О. Шехтеля (см. вопросы 25-28)

    Федор Осипович Шехтель. 
    Основоположник русского модерна.

    Классическим образцом русского модерна считается особняк предпринимателя и коллекционера С. П. Рябушинского, построенный Шехтелем в 1900—1902 гг. на Малой Никитской улице.

    В 1901 г. Шехтель спроектировал российские павильоны на Международной выставке в Глазго (Шотландия). Постройка напоминала сказочный терем с башенками, украшенными деревянной резьбой по мотивам древнерусских былин. Она стала ярким образцом неорусского направления в модерне. За этот проект Шехтелю в 1902 г. было присвоено почётное звание академика архитектуры.

    В 1902—1904 гг. мастер перестроил в том же стиле Ярославский вокзал в Москве.

    http://cs411219.userapi.com/v411219518/3609/u2etuyjhgsk.jpg

    http://cs411219.userapi.com/v411219518/3612/klxt4mmrxje.jpg

    http://cs411219.userapi.com/v411219518/3622/q0yaufqendy.jpg

    http://cs411219.userapi.com/v411219518/362a/gkjkhtky8-c.jpg

    Вопрос № 28. Особенность модерна в России.

    Кратко: пояляется позже, чем в Европе – в 1890х. (до 1910) Основоположник – Шехтель. Многофасадность, проектирование изнутри наружу, помещения вокруг холла. Развивается как и интернациональная ветвь модерна (с флоральным декором – особняк Рябушинского, Шехтель), так и характерные только для России направления : национальный модерн (ярославский вокзал Шехтеля – использование черт архитектуры 17в в формообразовании и декоре), рационалистический модерн (здание московского купеческого общества Шехтеля – выявление каркаса на фасаде, крайне сдержанный декор, огромные стеклянные окна). Рационалистический модерн повлял на авангард 20-30х. Модерн закончился историзирующим модерном (изобилие декора, стремление к эклектике)

    Модерн появился в 80-е годы в Брюсселе и оттуда распространился по всему миру, дойдя даже до Дальнего Востока. Модерн существовал недолго, как и все стили 19 в (10-15 лет). Основоположником модерна в России стал Шехтель. Его постройки резко отличаются от эклектики. Эклектика – однофасадность. Модерн – многофасадность, проектирование изнутри наружу. Нет механического повторения окон на фасаде. Помещения проектируются вокруг центрального холла. Флора и фауна в архитектуре.

    В Росии следующие ветви модерна : декоративный модерн, романтический модерн (особняк Морозовой с элементами английской готики), рационалистический модерн и национальный модерн, историзирующий модерн (много декора, близость к эклектике – смерть модерна).

    В начале 20в появляется национальная ветвь модерна – то, чего не было в Европе. Пример – Ярославский вокзал Шехтеля. Модерн на основе неорусского стиля. Кровли традиционной формы (17в), национальные мотивы в декоре, в рисунке мозаек, башня напоминает башни Кремля. В строительстве участвовало очень много людей различных профессий (художники, скульпторы). Так воплотился один из принципов модерна – синтез искусств.



    Рациональный модерн (1907-1909) – модерн Шехтеля без декора. Пример – здание московского купеческого общества (1909).

    Выражение сути архитектуры – каркас. Большие стеклянные окна-витрины. Предельно сдержанный декор на колоннах. Все это повлияло на авангард 20х-30х годов.



    Типография Рябушинских изд. Утро России (1907) – рационалистический модерн с влиянием декоративного, скульптурного модерна.



    Декоративный модерн. Гостиница Метрополь. Москва. Арх. В.Ф. Валькотт. 1903г.



    Декоративный модерн. Доходный дом Исакова. Москва. Арх. Л.Н. Кекушев,1906г



    Декоративный модерн. Особняк Кекушевой. Москва. Арх. Л.Н. Кекушев, 1903 г



    Модерн. Дом Перцова. Москва. Арх. Н.К. Жуков, 1905г.

    Северный модерн. В более консервативном СПб модерн развивался медленее, был близок скандинавскому модерну. Использование местных материалов, гранита, отсутсвие «теплой» московской керамики.

    Модерн. Доходный дом К.Х.Кельдаля. Петербург. Арх. В.В. Шауб, 1903 г.



    Модерн. Доходный дом Н. Мельцера. Петербург. Арх. Ф.И. Лидваль. 1906 г



    Модерн. Доходный дом Циммермана. Петербург. Арх. Ф.И.Лидваль. 1906 г.

    Линдваль – главный архитектор модерна в СПб, построил десятки доходных домов.

    Вопрос № 29. Ретроспективизм в архитектуре России и его направления. (1910-1918)

    Кратко: ретроспективизм (1910-1918) – не копирование исторических стилей, а попытки передать дух того времени. В России два направления : неоклассическое и неорусское. Неоклассическое – обращение к русскому классицизму (Фомин, Щуко) к западным классическим стилям (Жолтовский – итальянский Ренесанс). Неорусское – к допетровской русской архитектуре, в основном 17в (Щусев, Покровский)

    В 1910 году модерн сдает свои позиции, перенимая некоторые исторические черты. Появляется ретроспективизм – не копирование деталей, а вольная интерпретация исторических стилей, попытки передать дух времени. Стремление создать стиль эпохи.

    Московское архитектурное общество – МАО, Петербургское архитектурное общество – ПОА. Против электики.

    1 Направление – обращение к неоклассицизму

    Обращение к русской классике, появление симметрии (которой не было в модерне). Неоклассицизм в России распространился больше, чем в любой другой стране мира. Ранее классицизм был настолько распространен в Росии, поэтому Фомин считал, что неоклассическое направление лучше отражает национальный менталитет, чем неоруссокое.

    Ретроспективизм. Купеческий клуб. Москва. Ар. Иванов-Щиц И.А. 1909г. –присутствуют элементы модерна – завершение башен, нарушение общей симметрии с помощью проездной арки.



    Ретроспективизм. Высшие женские курсы. Москва. Арх. С.У. Соловьев. 1913 г.

    Здание зоологического музея. 1898, Арх. Быковский – предвосхитило появление ретроспективизма, который стал развиваться наравне с модерном.

    -Александр Огюстович Таманян (1878-1936) – доходный дом Щербатова 1913г Москва




    -Жолтовский Иван Владимирович (1867-1958) – неоклассицизм, основанный на итальянском Ренессансе, палладианство.

    -Щуко Владимир Александрович (1878-1939) – его вдохновляет русская архитектура эпохи классицизма – Выставочные павильоны в Риме (1910г)

    -Фомин Иван Александрович (1872 – 1936) – неоклассицизм на основе русской классики, реставрация «золотого века».

    2 направление – неорусский стиль

    Обращение к допетровской архитектуре. В церковной архитектуре – к Новгородской, в гражданских сооружениях – к ярко-праздничной архитектуре 17в.

    Щусев Алексей Викторович (1873-1949)

    Владимир Александрович Покровский (1871-1931) – меньше подвержен влиянию модерна, чем Щусев.

    Вопрос № 30. Творчество Щусева в дореволюционный период

    После окончания Академии художеств Щусев поселился в Петербурге. Из самых ранних его работ надо прежде всего назвать первую строго научную реставрацию. Он воссоздал в 1900-е годы храм Св. Василия в Овруче XII века (в его обследовании принимал участие крупнейший специалист того времени П. П. Покрышкин; помощник — арх. Максимов В. Н.). С этого времени Щусев начал творческую борьбу с зодчими-эклектиками, которые ранее решительно «исправляли» старинные здания. Лидером этого общеевропейского направления «художественной» или «стилистической» реставрации был Э. Виолле-ле-Дюк. Среди русских его последователей были архитекторы Ф. Ф. Рихтер и Н. В. Султанов. Щусев их устаревшим к тому времени методам противопоставил совершенно иной подход, тщательно изучив и обмерив фрагменты XII века, и максимально их сохранив. О его работе писал И. Э. Грабарь, отмечая, что она «представляет совершенно исключительный интерес, как по приемам, впервые в этой области примененным, так и по тем научным данным, которые явились в результате раскопок и строгих обмеров, предшествовавших началу самих строительных работ. Реставратор поставил себе целью включить существовавшие развалины стен в тот храм, который должен был явиться после реставрации, при этом в новые стены ему удалось включить не только остатки стоявших ещё древних стен, но все те конструктивные части их — арки, карнизы, и даже отдельные группы кирпича, которые были найдены в земле иногда на значительной глубине». Щусев получил в 1910 году звание академика за реставрацию этого храма.

    С 1901 года он состоял на службе в канцелярии оберпрокурора Святейшего Синода. Одним из первых самостоятельных заказов было проектирование иконостаса для Успенского собора Киево-Печерской лавры. Программным произведением Щусева 1900-х годов стала церковь, спроектированная по заказу П. И. Харитоненко, сахарозаводчика, мецената и коллекционера, в имении под Харьковом Натальевка трактованная как храм-музей для собранных им древнерусских икон. Щусев создал здесь одну из самых выразительных своих построек, скульптурный декор которой выполняли С. Т. Коненков и А. Т. Матвеев, а мозаичное панно над входом, видимо, Н. К. Рерих, сотрудничавший с ним же в реализации проекта Троицкого собора Почаевской лавры под Киевом.

    http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/6c/saviour_pochayev.gif/200px-saviour_pochayev.gif

    http://bits.wikimedia.org/static-1.21wmf6/skins/common/images/magnify-clip.png

    «Спас Нерукотворный и Князья Святые». Мозаика по эскизам Рериха. Почаевская лавра

    В Петербурге в 1902 году он выполнял светский заказ от графа Ю. А. Олсуфьева — переделку и надстройку фамильного особняка на Фонтанке. Олсуфьев был председателем комитета по возведению храма-памятника в память о Куликовской битве и заказал зодчему его проект. Щусев создал вдохновенное произведение в неорусской версии стиля модерн. Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле почти завершили к 1917 году. Отстаивая свой нетривиальный замысел — здание с асимметричным главным фасадом, Щусев едва окончательно не поcсорился с Олсуфьевым, нетактично требовавшим сделать иной фасад, с однотипными по форме завершениями башен, и зодчий, задержавший строительство, все-таки смог пойти на нежелательный для себя компромисс. Только в ходе последней реставрации храма-памятника его идея была реализована (но в весьма грубом исполнении покрытия). Иконы же, написанные специально для храма В. А. Комаровским, бесследно пропали.

    http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c7/marfo-mariinskyconvent1.jpg/220px-marfo-mariinskyconvent1.jpg

    http://bits.wikimedia.org/static-1.21wmf6/skins/common/images/magnify-clip.png

    Собор Покрова в Марфо-Мариинской обители

    Не менее значительный проект А. В. Щусев создал по заказу представительницы царской фамилии, великой княгини Елизаветы Федоровны, происходившей из Дармштадта (тогда центра формирования европейского модерна). Влиятельная заказчица поддержала архитектурную концепцию Щусева и не мешала её реализации. Это хорошо сохранившаяся до сих пор московская Марфо-Мариинская обитель с церковью Св. Марфы и Св. Марии в больничном корпусе (1909) и собором Покрова Богородицы, ставшим композиционным центром всего ансамбля (1908—1912). Храм с большой луковичной главой на высоком барабане напоминает по формам древнерусские аналоги Новгорода и Пскова, но при этом совершенно оригинален, как и все остальные части комплекса, включая нарядные ворота с привратницкой. Декоративные рельефы здесь исполнял С. Т. Коненков по рисункам Щусева и Н. Я. Тамонькина, сотрудника его мастерской. Настенную живопись в соборе выполнил близкий друг Щусева М. В. Нестеров, которому помогал молодой П. Д. Корин.

    Каждую свою постройку 1900-х — 1910-х годов Щусев рассматривал как творческий манифест. Он стал лидером неорусского стиля (национальной версии модерна). Для его узнаваемого авторского почерка характерны: вольная интерпретация мотивов древнерусского зодчества, динамика форм, часто асимметрично скомпонованных, крупные, доведенные до гротеска детали декора. Менее выразительными, чем постройки в России, Щусевым были спроектированы и выстроены за её пределами: православный Храм Христа Спасителя в Сан-Ремо (проект реализовал итальянский архитектор Пьетро Агости), и храм Св. Николая со странноприимным домом в итальянском городе Бари (освящение храма состоялось 9 (22) мая 1955 г.). В 1915 году на Московском городском Братском кладбище в селе Всехсвятском был заложен храм Спаса Преображения по проекту Щусева (1918), снесенный впоследствии (1948) в ходе застройки нового района Москвы — Песчаных улиц.

    http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/a/af/moskau_bahnhof.jpg/220px-moskau_bahnhof.jpg

    Казанский вокзал в Москве

    Щусев стал победителем заказного конкурса на комплекс зданий Казанского вокзала в Москве и в конце 1911 года его официально утвердили главным архитектором строительства. Он соревновался с Ф. О. Шехтелем, выполнившим весьма сходные по характеру проекты. Казанский вокзал зодчий строил почти 30 лет, начиная с 1913 года. Для этого он перебрался из Петербурга в Москву. По замыслу заказчика, поддержанного архитектором, живописность композиции всего сооружения, состоящего из многочисленных объёмов, напоминающих целый городок, украшенный башней и часами, отражали характер старой Москвы. Декор вокзала, решенного в смелых железобетонных конструкциях, напоминает мотивы древнерусского нижегородского, астраханского и рязанского зодчества, а также башню Сююмбике в Казанском кремле. Использование белокаменного декора на краснокирпичном фоне стен выполнено в духе русского барокко XVII века (нарышкинского барокко). К сожалению, крытый остекленный дебаркадер вокзала, состоящий из трех цилиндрических сводов, спроектированный для Щусева известным инженером В. Г. Шуховым, осуществить не удалось. Это была бы самая экстравагантная часть проекта, хотя и решенного весьма современно для 1913 года, с применением высоких железобетонных арок параболической формы. Отделка интерьеров и роспись сводчатого зала ресторана по эскизам Е. Е. Лансере продолжалась вплоть до конца 1930-х годов.

    В 1912—1916 годы архитектор проектировал железнодорожные вокзалы в Софрино, Красноуфимске, Сергаче, Муроме.

    • http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a9/anastasii_chasovnja_pskov_ijun2009.jpg/112px-anastasii_chasovnja_pskov_ijun2009.jpg

    Часовня Св. Анастасии. Псков

    • Натальевка. Церковь Спаса

    Более подробная история творчества

    В 1896 г. Щусев приступает к дипломному проекту «Барская усадьба».

    Предварительный эскиз был утвержден специальной комиссией 6.

    Еще студентом Щусев в 1895 г., узнав из газетного объявления о

    смерти некоего генерала Д. П. Шубина-Поздеева, явился к его вдове

    с предложением составить проект надгробного памятника. Это предложение

    неожиданно было принято. Молодой академист взял на себя не

    только составление эскизного проекта и его детальную разработку, но

    и наблюдение за производством работ на кладбище Александро-Нев-

    ской лавры.

    После защиты диплома он уехал в Кишенев, где по его

    проекту был сооружен двухэтажный загородный дом для Михаила Ви-

    кентьевича Карчевского. Дом хорошо сохранился.

    Осенью 1897 г. А. В. Щусев принял участие в экспедиции Археологической

    комиссии в Самарканд, направившейся туда под руководством

    проф. Н. И. Веселовского для изучения и обмеров гробницы Тамерлана

    Гур-Эмир и соборной мечети Биби-Ханым. Красочное искусство народов Средней Азии оставило яркий след

    в его душе и нашло отражение в творчестве. И не раз впоследствии он

    обращался к этому искусству в своих произведениях

    По-видимому, к лету 1898 г. относится работа архитектора над проектом

    дома на углу Пушкинской и Кузнечной улиц в Кишиневе, выполненным

    для того же Карчевского. Дом и рядом расположенный флигель

    были выстроены через 3—4 года точно по проекту и под наблюдением

    самого автора 8. Архитектура носит восточный характер



    Вернулся Алексей Викторович в Россию после 16-месячного(путешествуя по миру ) отсутствия с массой впечатлений,с серией превосходных рисунков. Его отчетная выставка получила высокую оценку. И. Е. Репин утверждал, что Щусев рисует лучше известных ему архитекторов. Это свидетельство

    крупнейшего русского художника было заслуженной похвалой мастерству и таланту

    молодого зодчего. Несмотря на стремление к самостоятельному творческому труду, Алексей Викторович вынужден работать в качестве помощника у известных зодчих: Л. Н. Бенуа, Г. И. Котова и Р. Ф. Мельцера. Однако вскоре Щусев получает заказ —проектирование иконостаса для сооруженной в 1070 г. Великой Успенской церкви Киево-Печерской лавры. В 1898 г. в связи с ее реставрацией и ремонтом, проводившимися уже в течение нескольких лет, было решено устроить с целью долговечности и противопожарной безопасности новый иконостас из мрамора с украшением его серебром и позолотой, эмалью и мозаикой в византийском стиле XI—XII вв. Однако о радикальном решении задачи — замене высокого иконостаса так называемой алтарной преградой — не было и речи. По заданию иконостас должен был иметь ту же высоту, что и старый, сохранить от него царские врата, четыре величественные местные иконы и чудотворный образ Успения Богоматери.



    В апреле 1902 г. Щусев получил еще одно предложение: сделать во вновь построенной

    Троицкой церкви и трапезной палате разбивку стен под роспись, составить

    проект мраморных иконостасов, киотов и солеи, дать детальную разработку орнаментов,

    приняв на себя общее руководство орнаментными работами.

    Зимой 1901/02 г. Щусеву поручается проектирование надстройки четвертого

    этажа жилого дома Олсуфьевых в Петербурге с полным пере-

    оформлением фасада.

    В 1910 г. А. В. Щусев проектирует надстройку четвертого этажа у соседнего

    дома, принадлежащего также Олсуфьевым. Фасад этого соседнего

    дома решен в тех же формах елизаветинского барокко. Отдельные

    детали несколько модернизированы (замковые камни у наличников

    окон и др.).

    В 1903 г. Алексей Викторович делает проект загородного дома для

    Ф. Н. Безак. В композицию он включает ранее существовавшее сооружение.

    Одноэтажный, комфортабельный помещичий дом несимметричен,

    живописен, с башенкой и большим числом углов, выступов, террас.

    Проект, вероятно, остался неосуществленным 14

    В эти же годы Щусев проектирует и строит небольшой загородный

    двухэтажный дом в Царском селе. Он был сооружен, как вспоминает

    П. В. Щусев, из разобранной старой баржи.

    Работа над восстановлением церкви в Овруче стала важным этапом

    творческой жизни Щусева.

    В 1903 г. Археологическая комиссия обратила внимание на плачевное

    состояние развалин этой церкви и рекомендовала Г. И. Котова для исследования

    храма. Котов обладал большим опытом подобных работ,

    однако он был занят и, видимо, по его рекомендации Синод командировал

    в июне 1904 г. А. В. Щусева для исследования овручевского храма

    и составления проекта его воссоздания.

    В работе над восстановлением церкви Василия в Овруче Щусев проявил

    талант исследователя, археолога и вдохновенного художника-архитектора.

    В 1904 г. Щусев на месте изучает руины памятника и производит

    тщательные обмеры.

    Зимой 1904/05 г. Алексей Викторович работает над первоначальным

    проектом реконструкции храма. Первый вариант проекта предусматривал

    пятиглавое завершение.



    Зимой 1907/08 г. А. В. Щусев делает второй вариант проекта восстановления

    церкви, в котором воссоздаются на старых фундаментах обе

    башни и взамен пятикупольного завершения проектируется одна глава.

    Новый проект реконструкции был утвержден Археологической комиссией

    в марте 1908 г. Вчерне здание церкви было завершено в 1909 г.

    1 мая 1911 г. сооружение было уже готово.

    Работа в Овруче принесла Щусеву в 1905 г. новый заказ: проектирование

    храма для Почаевской лавры 18. Почаевская лавра расположена

    на одном из холмов, которые как острова поднимаются над широко раскинувшейся

    степью. И вот среди этой сказочной красоты Щусеву предстояло соорудить

    новый Троицкий собор.

    Весной 1905 г. архитектор работает над первоначальными эскизами.

    Дата закладки — 11 мая 1906 г. Кладка стен и сводов собора, покрытие

    его кровлей завершается в 1908 г.

    В 1905—1906 гг. А. В. Щусев исполняет проект маленького сооружения

    — часовни на могиле любителя и коллекционера предметов русского

    художественного ремесла Н. Л. Шабельской в Ницце

    В 1908—1912 гг. по проекту А. В. Щусева сооружается церковь Мар-

    фо-Мариинской обители в Москве на Б. Ордынке. Если не считать

    Казанского вокзала в Москве, то это произведение из числа дореволюционных

    построек зодчего пользуется наибольшей известностью.



    В эти же годы Щусев создает третий вариант церкви-монумента на

    Красном холме Куликова поля, который и был положен в основу строительства.

    Первый вариант проекта церкви-памятника на Куликовом поле был

    создан зодчим в мае 1902 г. Видимо, проект разрабатывается по идее

    Олсуфьевых, владевших имением, расположенным на Куликовом поле.

    Второй вариант проекта того же храма датирован 1904 г. Нарисован

    он с большим совершенством. Автор во многом преодолел свойственные

    первому варианту жесткость и схематизм.

    Третий вариант храма-монумента создается архитектором с наибольшим

    подъемом. К этому времени выкристаллизовывались художественные

    идеалы Щусева.

    Проект церкви-монумента на Куликовом поле в память победы Дмитрия

    Донского в 1380 г. в своем третьем варианте — одно из лучших произведений

    Щусева. Этому произведению в полной мере свойственны

    проникновенное чувство стиля, поэтичность образа, пластика и живописность

    русской архитектуры.

    Одно из наиболее эффектных произведений Алексея Викторовича, относящихся

    к дореволюционной поре его деятельности (1908—1912 г г . ) , —

    церковь в Натальевке Харьковской губернии 20. Она задумана как хранилище

    коллекции древних икон. Архитектура храма носит следы влияния

    древних владимиро-суздальских храмов.

    В 1909 г. Щусев выполнил проект деревянной церкви в деревне Гла-

    зовке близ города Моршанска Тамбовской губернии 22. Работая над этим

    проектом, архитектор составил множество эскизов. Зодчий использует

    в проекте формы известной церкви Покрова погоста Кижи (1764 г.).

    Бессарабии. Единственная глава ее покрыта «опрокинутым колокольчиком

    » — формой, столь распространенной в архитектуре церквей Молдавии.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта