современная архитектура. Вопрос 1. Влияние промышленного переворота на развитие архитектуры и градостроительства в западной Европе
Скачать 29.25 Mb.
|
Вопрос № 47.Рабочий клуб как новый тип общественного здания. 1927-1929 годы были периодом творческого подъема архитектора. Именно в это время он создает семь проектов рабочих клубов, из которых шесть были построены. Тема рабочих клубов была одной из важнейших в его творчестве, и именно вклад Мельникова в этот новый тип общественного здания был самым значительным. Клубы Мельникова вошли в золотой фонд советской архитектуры. Все творчество Мельникова было связано с Москвой. Именно здесь он осуществил 13 своих проектов. Самые известные из них — клуб им. И. В. Русакова на Стромынке, построенный в духе конструктивизма, клуб фабрики «Буревестник», клуб «Свобода». Это был совершенно новый социальный заказ на неизвестный дотоле тип общественного здания, и клубы Мельникова по праву считаются классическими примерами подобных сооружений. Следует отметить, что позднейшие переделки и перепланировки сильно исказили облик большинства мельниковских клубов. Основные принципы: -максимальная функциональность -отражение нового соц строя -отражение новой политики гос-ва -быть экономичным новые идеи мелньикова -трансформируемое внутреннее пространство большого зала за счет перегородок -эвакуационные выходы наружу из здания Вопрос № 48. Мавзолей В. И. Ленина. Его роль в формировании нового облика Первый (временный деревянный) вариант Мавзолея был открыт 27 января 1924 года возле Сенатской башни Кремля на Красной площади. Первый Мавзолей представлял собой усеченную ступенчатую пирамиду, к которой с двух сторон примыкали Г-образные пристройки с лестницами. Посетители спускались по правой лестнице, обходили саркофаг с трех сторон и выходили по левой лестнице. Через два месяца временный Мавзолей был закрыт и началось строительство нового деревянного Мавзолея, которое продлилось с марта по август 1924 года. Новый Мавзолей представлял собой крупную (высота 9, длина 18 метров) усеченную ступенчатую пирамиду, лестницы теперь были включены в общий объем здания. Для долговечности деревянные детали были покрыты масляный лаком, в результате чего сооружение имело строгий светло-коричневый цвет. Тяги, двери и колонны верхнего портика были сделаны из черного дуба. Деревянная обшивка укреплялась коваными гвоздями с большими фигурными шляпками. Через пять лет началось строительство окончательного, каменного варианта Мавзолея (июль 1929 - октябрь 1930). Каменный Мавзолей в плане практически повторяет деревянный. Посетитель входит через главный вход и спускается по левой лестнице трехметровой ширины (стены облицованы лабрадоритом) в траурный зал. Зал выполнен в форме куба (длина грани 10 метров) со ступенчатым потолком. По периметру зала проходит широкая черная полоса из лабрадорита, на которую поставлены красные порфировые пилястры. Справа от пилястров проходят полосы черного полированного лабрадорита. Между ними проходят зигзагообразные ленты из ярко-красной смальты. Посетители обходят саркофаг с трех сторон по невысокому подиуму, покидают траурный зал, поднимаются по правой лестнице и выходят из Мавзолея через дверь в правой стене. Конструктивно здание выполнено на основе железобетонного каркаса с кирпичным заполнением стен, которые облицованы полированным камнем - мрамором, лабрадоритом, порфиром, гранитом. Длина Мавзолея по фасаду - 24, высота - 12 метров. Верхний портик смещен к Кремлевской стене (в деревянном Мавзолее он был смещен к фасаду). Пирамида Мавзолея состоит из пяти разновысоких уступов (в деревянном Мавзолее их было шесть). На первом уступе в 1945 году была устроена трибуна. В связи со строительством гранитного Мавзолея были проведены работы по реконструкции Красной площади: устроены трибуны из гранита на 10 тыс. чел. (И. Француз). Булыжное покрытие площади заменили гранитной брусчаткой. Памятник Минину и Пожарскому был перенесен к храму Василия Блаженного и развернут лицом к потоку демонстрации. Произведена перепланировка братских могил у Кремлевской стены. Реставрирована Кремлевская стена между Спасской и угловой Арсенальной башнями. Для того чтобы Мавзолей занял самое высокое место и с целью технического усовершенствования была произведена вертикальная планировка всей площади. Вопрос № 49 (+57)Крупные общественные здания 1920-1930х гг Вопрос №50. Дома Советов 1920-1930-х Дворец Советов. Все проекты(для тех у кого много свободного времени поизучать))))) Картинки в первой ссылке сверху 1. Борис Иофан, Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх. Проект 1934-35гг 2.Армандо Бразини. Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г. 3.Армандо Бразини. Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г. 4.Г.Красин, А.Куцаев. Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г. 5.Борис Иофан. Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г. 6.Борис Иофан. Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г. 7.Генрих Людвиг. Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г. 8.Алексей Щусев. Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г. 9.Гектор О. Гамильтон.Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г. 10.Иван Жолтовский. Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г. 11.Каро Алабян, Владимир Симбирцев. Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г. 12.Ле Корбюзье, Пьерр Жаннере. Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г. 13.Моисей Гинзбург. Конкурсный проект Дворца Советов 1932 г. 14.Николай Ладовский. Конкурсный проект Дворца Советов 1932 г. 15.Леонид, Виктор и Александр Веснины. Конкурсный проект Дворца Советов 1932 г. 16.Илья Голосов. Конкурсный проект Дворца Советов 1932 г. 17.Иван Жолтовский, Георгий Гольц. Конкурсный проект Дворца Советов 1932 г. 18.Каро Алабян, Георгий Кочар, Анатолий Мордвинов. Конкурсный проект Дворца Советов 1932 г. 19.Бригада ВАСИ (руководитель александр Власов). Конкурсный проект Дворца Советов 1932 г. 20.Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх. Конкурсный проект Дворца Советов 1932 г. 21.Анатолий Жуков, Дмитрий Чечулин. Конкурсный проект Дворца Советов 1932 г. 22.Борис Иофан. Конкурсный проект Дворца Советов 1932 г. 23.Борис Иофан. Конкурсный проект Дворца Советов 1933 г. 24.Борис Иофан. Конкурсный проект Дворца Советов 1933 г. 25.Каро Алабян, Анатолий Мордвинов, Владимир Симбирцев, Яков Додица, Алексей Душкин. Конкурсный проект Дворца Советов 1933 г. 26.Иван Жолтовский, Алексей Щусев. Конкурсный проект Дворца Советов 1933 г. 27.Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх. Конкурсный проект Дворца Советов 1933 г. 28.Леонид, Виктор и Александр Веснины. Конкурсный проект Дворца Советов 1933 г. 29.Финальный проект. А теперь немного истории Огромное значение в архитектурной жизни СССР имело проектирование Дворца Советов СССР, начатое в 1931 г. Было проведено четыре этапа конкурса. Первый этап (февраль 1931 г.) носил предварительный характер, и его целью было уточнение конкурсной программы. Программа требовала соответствия здания его социальному назначению, характеру эпохи и статусу художественно-архитектурного памятника столицы СССР На конкурс было представлено 160 проектов, среди них 24 проекта из других стран (США — 11, Германия — 5, Франция — 3 и др.). Совет строительства Дворца Советов не принял ни одного из представленных проектов, считая не без оснований, что все они не ответили на поставленную задачу — создание памятника социалистической эпохи, однако наградил авторов 16 проектов, из которых три проекта были отмечены высшими премиями (проекты И. Жолтовского, Б. Иофана — СССР и Г. Гамильтона — США). Совет строительства Дворца Советов в своем постановлении от 28 февраля 1932 г. ориентировал дальнейшие поиски на высотную композицию. К третьему этапу конкурса, проходившему с марта по июль 1932 г., были привлечены 15 творческих коллективов-бригад, отмеченных премиями на предыдущем этапе. В итоге Совет строительства 10 мая 1933 г. постановил принять за основу для дальнейшей разработки проект Б. Иофана, который развивал высотную ярусную композицию. Постановлением от 4 июля 1933 г. Совет строительства Дворца Советов поручил вести дальнейшую работу над проектом коллективу архитекторов: Б. Иофану (руководитель), В. Щуко и В. Гельфрейху. Одновременно Совет строительства вынес решение о завершении композиции монументальной скульптурой Ленина высотой 50-75 м, трактуя здание Дворца Советов в качестве пьедестала скульптурного памятника. В 1934 г. авторским коллективом был создан эскизный проект Дворца Советов, представлявший сложную многоступенчатую композицию, высотой 415 м вместе с 80-метровой скульптурой вождя. Картинки во второй ссылке Дворец Советов должен был стать грандиозным сооружением. Вся архитектурная часть здания трактовалась в качестве постамента памятника вождю. Такая трактовка была во многом противоречива. Кроме того, установка скульптуры на огромной высоте, по-видимому, затруднила бы ее правдивое восприятие. Сначала реализовать задуманное помешала война. Однако с идеей возведения огромного Дворца не расстались. И в 1950-е еще предпринимались попытки как-то возобновить строительство. Но вкусы «заказчика» менялись слишком быстро. И в конце 1950-х от строительства Дворца Советов отказались. Открытая в 1935 году станция московского метро «Дворец Советов» в 1957 году получила своё нынешнее название — «Кропоткинская», а в 1959 году на территории Кремля началось строительство Дворца съездов (завершён в 1961). В котловане был устроен открытый бассейн «Москва». В 1990-е годы фундамент Дворца советов был использован при восстановлении Храма Христа Спасителя. http://cocomera.livejournal.com/166095.html http://arx.novosibdom.ru/node/2427 http://nilsky-nikolay.livejournal.com/496655.html Вопрос № 51. Дворцы культуры 1920-1930-х годов, их социальное и градостроительное значение. Дворец культуры имени Лихачева в Москве. Дворец культуры – наиболее развитый культурно-просветительный центр, способный обслуживать большие городские районы. Первый дворец Культуры – ДК им. М.Грького в Ленинграде (1925-1927) (Гигелло, Кричевский, Райлян). Социальное значение – комунистическое воспитание, организация досуга трудящихся и подрастающего поколения. В ДК проводятся встречи с известными деятелями культуры, проводятся тематичесеие вечера, кружковые занятия, отмечаются праздники. Градостроительное значение – крупное общественное здания, которое в небольших городах являлось одним из важнейших зданий в городе наряду с администрацией. ДК часто становятся архитектурной доминантой города или его отдельного района, площади. В клубах стали предусматриваться экспериментальные мастерские,лаборатории, технические библеотеки и т.д. Клуб превразщался в более многофункциональное здание – дворец культуры.Дворец культуры имени Лихачева, братья Веснины (1931-1937). Композиция из трех самостоятельных объемов: Т-образная клубная часть, к которой примыкает малый зал на 1200 ч и отдельно стоящее здание большого театра на 4000 ч (не построено). Асиметрия, свободная компоновка на участке. Обсерватория, обогатившая силуэт ДК. Композиция построена на вявлении внутреннего функционального содержания (принципы ОСА). Двусветное фойе с открытыми лестницами. Клубная часть имеет отдельный вход, соединена с театром на втором этаже. Вопрос № 52. Три стилистических направления сов. Авангарда : супреметизм, конструктивизм и рационализм Супрематизм: 1. основал К. Малевич и Л. М. Лисицкий в 1-й половине 1910-х гг. 2. Цель - выражение реальности в простых формах (прямая, квадрат, треугольник, круг) 3. проуны Лисицкого – проекты утверждения нового Л. Лисицкий. Проуны. 1920-1921 Л. Лисицкий. Проун "Город" ("Система площади"). 1920-1921 Конструктивизм: 1. зародился в ВХУТЕМАСЕ, развитие в 1920 — первой половине 1930 годов. 2. строгость, геометризм, лаконичность форм и монолитность внешнего облика 3. 1928 - ОСА (или СА) – Объединение Современных Архитекторов: Братья Веснины, М. Я. Гинзбург, И. и П. Голосовы 3а. противопоставлял себя Оса - К. С. Мельников 4. Характерные памятники конструктивизма — фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны. проект здания газеты «Ленинградская правда» (московского отделения) дом-мастерская Мельникова, 1929 Рационализм: 1. боролись с эклектикой и отвергали стилизаторское 2. основоположник А.К. Красовский, развитие в 1920-е — начале 1930-х годах 3. Характеризуется лаконичностью форм, строгостью и подчёркнутым функционализмом, форме отдавали ведущую роль 4. АСНОВА (ассоциация новых архитекторов), 1923 г. – Н. Ладовский, Н. Докучаев, В. Кринский «Летающие города» Г. Крутикова Николай Ладовский – Проект Дворца советов Вопрос № 53. Проблема новаторства и традиций в советсвкой архитектуре 1930-х годов. Изменение творческой направленности. В 30-е годы конструктивизм стал восприниматься негативно. То, что подразумевалось как разнообразная архиетектура, не подчиняющаяся штампам, стало практически типовой архитектурой. Конструктивизм нашел много последователей, но большая часть зданий в стране, которая стала большой стройкой, возводилась не великими архитекторами – это привело к бутафорскому копированию идей конструктивизма. В стране практически не было железобетона, вместо этого здания возводили из кирпича, оштукатуривали и красили в серый цвет, под ж/б. Ленточной остекление требовало ж/б балок, которых не было. Поэтому делали обычные окна, а простенки красили в темный цвет, чтобы создать ощущение ленточного остекления. Целые города застраивались одинаковыми домами. У людей возникала ассоциация с тяжелыми временами первой пятилетки. Низкое качество строительных работ. Все это потребовало смены стиля. В то же время в 1933 г была создана Академия архитектуры СССР, в которой популяризтировались классические труды по истории архитектуры. Архитекторы открыли для себя эстетику классической архитектуры, которая позволяла решать практические задачи и одновременно оказывать сильное эмоциоальное воздействие. Конкурс на Дворец Советов в Москве показал, что «новая архитектура» больше не отвечала господстующей идеологии, необходима была связь с классической традицией. Примером удачного взаимодействия классики и новаторства стал мавзолей Ленина, построенный Щусевым. --быстрое и успешное развитие СССР вызвали всеобщую патриотическую гордость в народе и поребность выразить эти чувства в искусстве и архитектуре. В «новой архитектуре» было недостаточно выразительных средств. ---Классическая архитектура предлагала множество разнообразных композиционных возможностей и пластических решений --«новая архитектура», не взаимодейстующая с традицией, не могла успешно решить проблему создания национальной формы в многонациональной стране. (в республиках стали обращаться к местной архитектуре) Вопрос № 54. Конкурс на Дворец Советов в Москве. Конкурс на ДС в Москве имел важнейшее значение в архитектурной жизни переходног периода 30-х. Конкурс начат в 1931 году и проходил в 4 этапа. Первый этап – февраль 1931 г – предварительный. Цель – уточнение конкурсной программы. Участвовали ведущие архитекторы. Второй этап – открытый всесоюзный конкурс, 1931. Программа – соответсвие здание его социальному назначению, характеру эпохи и статусу архитектурно-художественного памятника СССР. Большой зал на 15 тч (для проведения съехдов), малый на 6 тч (для коференций, митингов, театральных представлений и тд, два зала по 500ч, два по 200 ч, большое число служебных и обслуживающих помещений. 160 проектов (24 не из ссср). Ни один не принят, проекты Жолтовского, Иофана и Гамильтона были награждены премиями. Проекты не отвечали требованию по созданию монументального образа. Главной целью проектирования стало создание именно символа, художественного облика, сложному функциональному наполнению уделялось меньше внимания. Третий этап – март-июль 1932 г. 15 творческих коллективов, отмеченных премиями в предыдущем этапе. Историзирующий характер предстваленных проектов. Четертый этап – август 1932 – март 1933 г.Участвовали наиболее видные архитекторы. За основу для двльнейшей разработки приняли проект Иофана, высотная ярусная копозиция. Залы последовательно размезались друг над другом, здание завершалось 18-метровой статуей Освобожденный пролетарий. Общая высота здания 260м. Доработку проекта поручили Иофану, Щуко, Гельфрейху, при этом здание стали трактовать как пьедестал для статуи Ленина 50-75м. 1934 г – эскизный проект, высота 415 м, статуя 80м. Строительство прервано войной. Конкурс на ДС окончательно утвердил господство иторизирующей архитектуры над «новой архитектурой» |