современная архитектура. Вопрос 1. Влияние промышленного переворота на развитие архитектуры и градостроительства в западной Европе
Скачать 29.25 Mb.
|
Вопрос № 12.Людвиг Мис Ван Дер Роэ Творчество в Германии. В 1923 году Роэ создал проекты загородных домов - кирпичного и железобетонного. Эти работы ознаменовали собой новую концепцию в архитектуре. Стены выведены за пределы здания и, связывая его с окружением, имеют самостоятельное значение. Павильон Германии на международной выставке в Барселоне 1929г. воплощение новой концепции – плоская крыша, расчлененное свободно текущее пространство, стальные стойки, дающие возможность изготавливать стены из тонкостенных материалов (например, стекла). Кирпичный дом. 1923г Бетонный дом. 1923г павильон Германии 1929г Вопрос №14. Неопластицизм - одна из ранних разновидностей абстрактного искусства. Создан к 1917 году объединением "Стиль" (De Stijl), в который входили художники Пит Мондриан, Тео ван Дусбург, Барт ван дер Лек, архитекторы Якобус Иоганнес, Питер Оуд, Ян Вилс и Роберт ван´т Хофф, скульптор Жорж Вантонгерло и поэт Антони Кок. Для неопластицизма характерно, по словам его создателей, стремление к "универсальной гармонии", выразившееся в строго уравновешенных комбинациях крупных прямоугольных фигур, четко разделенных перпендикулярными линиями черного цвета и окрашенных в локальные цвета основного спектра (с добавлением белого и серого тонов. Лидером и основоположником являлся Пит Мондриан. Вопрос 15. Творчество Ле Корбюзье в межвоенный период 1. Принципы: - столбы-опоры. Дом приподнят над землей на железобетонных столбах-опорах, освобождается место под жилыми помещениями — для сада или стоянки автомобиля; - плоские крыши-террасы. Вместо традиционной наклонной крыши с чердаком под ней - плоская крыша-терраса, на которой можно было бы развести небольшой сад или создать место для отдыха; - свободную планировку. Внутреннее пространство полностью освобождается от несущих стен (каркас); - ленточные окна. Можно сделать практически любой величины и конфигурации, в т.ч. свободно протянуть их лентой вдоль всего фасада, от угла до угла; - свободный фасад. Опоры устанавливаются вне плоскости фасада, внутри дома. Наружные стены могут при этом быть из любого материала и принимать любые формы. 2. Стандартизация деталей. 3. ноябрь 1922 - экспериментальный проект города нового типа на 3 млн. жителей, который для наглядности был совмещен с планировочной ситуацией Парижа - "план Вуазена". Центр идеального города являлся квинтэссенцией урбанистической централизации. Но эта централизация имела особый характер. Проповедуя высокую плотность населения, Корбюзье не мог обойтись без гигантских башенных зданий общественного назначения. 4. Виллы: - простые геометрические формы, - белые гладкие фасады, - горизонтальные окна, - использование внутреннего каркаса - «свободный план». Вилла Савой в Пуасси (1929). 5. 1930-1932 гг. - Швейцарский павильон в Париже — общежитие швейцарских студентов на территории интернационального студенческого городка. Его оригинальность —открытые опоры-колонны первого этажа, необычные по форме, эффектно сдвинутые к продольной оси здания. 6. идея дезурбанизации, идущая от города-сада, была дополнена идеей гиперурбанизации городов-башен. 7. Железобетон и стекло впервые получили свое принципиальное утверждение. 8. В замкнутом пространстве своего жилого дома размещает все необходимые функции для обслуживания живущих в нем людей. 9. Постройка Дома Центросоюза в Москве (1928-1936) — ново: решение внутренних пространств, свободная планировка, лаконичное решение фасадов, построенных на контрасте остекленных поверхностей и глухих стен, облицованных артикским туфом. При строительстве Дома Центросоюза были использованы все технические строительные достижения тех лет. Вопрос №16. Творчество Анри Люрса (1894–1970) во Франции - теоретик функционализма - принцип ясной связи помещений - работал в СССР над созданием типовых проектов школ, больниц, др. общественных зданий Основные работы: в пригородах Парижа — школьный комплекс имени К. Маркса в Вильжюиве (1931—33), реконструкция района Сен-Дени (1946—62), жилой комплекс в Блан-Мениле (1950—67): реконструкция города Мобёж, департамент Hop (1945—63): близ Нанси — санаторий Лей-Сен-Кристоф (1956), жилой массив в Сен-Максе (1958—67) Школа в ВильяжуифеРеконстру Реконструкция квартала Сен-дени Вопрос № 17. Архитектура скандинавских стран в межвоенный период В этот период развитие получили несколько напрвлений : неопластицизм и функционализм. Неопластицизм – абстрактное искусство. Представители: художники группировавшихся вокруг журнала Де Стиль(ставили проблемы создания новых форм).Абстрактная живопись, яркие просты цвета, теоретические основы, построек почти не возводилось. Представители: Я. Ауд он называл этот стиль «интернациональным» -жилые дома в поселке Хук ван Холланд(Нидерланды) 1924-1927г. Простые ясные схемы квартир, два модуля. Большой-жилая комната, малый-кухня, спальня, лестничная клетка. -Биллем Маринус. Дудок. Здание ратуши в Хильверсхуме 1928 год. Помещение группируется вокруг кв. двора. Материал: кр. Кирпич. Универмаг в ротердаме. Дудок1929-1930 2 ое направление Функционализм. Отл. Четры: использ. -Местным строительным материалам -тяготение к окружающей природой. Представители. А. Аалто Санаторий в Паймио (финл.) 1929-1933г. -Табачная фабрика в Роттердаме. Арх. Бринман и Ц. ван дер Флюгта 1926-1930 - . -жилой комплекс «карл –Маркс-Хоф» в Вене (австрия) Арх. К. Эн 1926-1930 -арх. Г. Ритвельд. 1923-1924 г. Особняк для художницы Шредер в Утрехте. Вопрос № 18. Арх США. Небоскребы начала ХХ века. Многоэтажное строительство диктовалось ростом цен на землю в крупных городах. Американские небоскребы представляли собой сложные многофункциональные здания, где на разных этажах располагались магазины, рестораны, конторские помещения, клубы и даже церкви. Эволюционировала не только типология небоскребов, но и их форма. Поэтому уже в первые десятилетия XX в. небоскреб стал постепенно превращаться в башню, принимая сначала ступенчатый характер, а затем вид небоскреба-пластины или небоскреба-башни простой формы в плане. Верх здания зачастую представлял собой подобие античного храма. Примером эклектики в архитектуре американских небоскребов служит здание фирмы «Вулворт» в Нью-Йорке (арх. К.Джилберт, 1913 г.). Здание имеет ярко выраженные вертикальные членения. Оно увенчано ярусной башней, украшенной по углам самостоятельными башенками. Одновременно с эклектикой появился новый стиль ар деко Ар деко — стилистическое течение в искусстве и архитектуре стран Западной Европы и Америки второй четверти XXв., которое получило название от международной Выставки декоративного искусства в Париже в 1925 г. Для него характерно сочетание монументальных утяжеленных форм с изощренным украшательством. Ар деко сочетал элементы стиля модерн, кубизма и экспрессионизма, выразительные особенности технического дизайна. Позднее {после 1920-х годов) он проявился в оформлении и украшении интерьеров фешенебельных отелей, салонов, зданий большого бизнеса — небоскребов В этом стиле выполнен знаменитый американский небоскреб фирмы «Крайслер» в Нью-Йорке (арх. У.ван Аллен, 1927—1930 гг.). Шпиль, состоящий из убывающих арок, оправленных в нержавеющую сталь, усилен узором треугольных окон, расположенных в виде солнечных лучей. небоскреб — Эмпай-ер стейт билдинг в Нью-Йорке по проекту архитекторов Ф.Лемба и А.Хар-мона. Законченное в 1932 г. здание в 102 этажа высотой 381 м (или 407 м, включая мачту для причаливания дирижаблей), стало самым высоким в мире. В 1930-х годах в Нью-Йорке был построен крупнейший комплекс зданий Рокфеллеровского центра (финансировал его строительство крупнейший финансовый магнат — Рокфеллер). Проектировали его архитекторы Э.Рейнгардт, Г.Гофмейстер, Х.Кор-бет, У. Гаррисон, У. Мак-Меррей, Р. Худ и А.Фуйу. Центр состоит из группы зданий различной этажности. Ар деко и в 1930-е, и в последующие годы находил воплощение в таком типе общественных зданий, как гостиницы. Примером может служить отель «Карлайл» в Майами-Бич, штат Флорида. Он был построен в 1941 г. по проекту архитектурной фирмы «Кич-нелл и Эллиотт». 1 Вулворт 2 эмпайер стейт 3 Рокфеллеровского центра Вопрос № 19 Новый функционализм первого десятилетия после 2й мировой войны, его разновидности и его критика в сер 1950-х. С окончанием ведущим направлением 1950-х годов становится новый функционализм, или неофункционализм, также претендующий на звание интернационального стиля. Лидером его становится Л. Мис ван дер Роэ, преподающий в Иллинойском технологическом институте. По сравнению с функционализмом 1920— 1930-х годов неофункционализм еще более опирается на передовую строительную технику, новые конструкции и материалы. Л. Мис ван дер Роэ, который в 1920-е годы изобрел идею сооружения многоэтажных башен с оболочкой из стекла и с металлическим каркасом, сумел осуществить ее в 1950-е годы в США, в Чикаго. Неофункционализм прочно занимал в послевоенные десятилетия ведущее положение как в Европе, так и в США, и во многих странах мирах стали появляться деловые здания, копирующие Л. Мис ван дер Роэ. Но это явление скоро вызвало ответную негативную реакцию. Стал падать рекламный эффект одинаковой архитектуры. Возникшее утомление штампом тиражируемых стеклянных небоскребов привело к противостоянию геометрическому аскетизму школы Л.Мис ван дер Роэ. Падение интереса заказчиков к штампам современной архитектуры привели к изменению характера развития архитектуры. Начались активные поиски пластической выразительности архитектуры. Вариации неофункционализма продолжали свое развитие: появились изменения в сторону монументальности, пластического разнообразия и появления элементов экспрессии, становится характерным гигантизм. Вопрос № 20. Творчество Л. Мис Ван Дер Роэ в 1950-е в США Одновременно с первыми зданиями ЙТИ Мис ван дер Роэ спроектировал и построил дом Фарнсуорт в Фоке Ривер (Иллинойс, 1946—1950). В значительно более крупном масштабе тема открытого павильона использована для здания Краун-холла — архитектурной школы ИТИ (1952). Самые известные небоскребы Мис ван дер Роэ: высотные жилые дома в Чикаго на Лейк-Шор-Драйв (1951), Коммонуэлс променад (1957) отличаются лишь деталями от конторского здания Сигрэм-билдинг в НьюЙорке (1958). Последний выделяется особой утонченностью проработки» деталей и роскошью отделочных материалов — бронзовый каркас, стены из сиреневого стекла со сплавом золота. Кажущаяся простота этих зданий достигнута дорогой ценой — она потребовала сложных конструкций и определенных жертв в функциональной целесообразности сооружений Дом Фарнсуорт. Фок Ривер, Иллинойс 1946-1950 Краун-холл. 1952г высотные жилые дома в Чикаго на Лейк-Шор-Драйв 1951 Сингрем-билдинг. Нью-Йорк. 1958г Вопрос № 21.творчество ле Корбюзье в 1950е годы Период «нового пластицизма» — 1950—1965 Начало 50-х годов — это начало нового периода у Корбюзье, характерного радикальным обновлением стиля. Он уходит от аскетизма и пуристской сдержанности своих прежних произведений. Теперь его почерк отличается богатством пластических форм, фактурной обработкой поверхностей. Прежде всего это Марсельский блок (1947—1952) — многоквартирный жилой дом в Марселе Марсельская жилая единица (Unité d'Habitation) , Марсель, Франция. 1947-1952 В 1950 году по приглашению индийских властей штата Пенджаб Корбюзье приступил к осуществлению самого масштабного проекта своей жизни — проекта новой столицы штата, города Чандигарх. Город, включающий административный центр, жилые кварталы со всей инфраструктурой, школы, гостиницы и пр., строился в течение примерно десяти лет (1951—1960, достраивался на протяжении 60-х гг.). Здание Ассамблеи (Palace of Assembly). Чандигарх (Chandigarh) — новая столица штата Пенджаб, Индия. 1951-1962 Пятидесятые-шестидесятые годы — время окончательного признания Ле Корбюзье. Он увенчан лаврами, засыпан заказами, каждый его проект реализуется. В это время построен ряд зданий, закрепивших его славу европейского архитектора-авангардиста № 1. Главные из них — капелла Роншан (1955, Франция), Бразильский павильон в студенческом городке в Париже, комплекс монастыря Ля Туретт (1957-1960), здание Музея искусств в Токио (1959). Здания, очень разные по своему архитектурному образу, пластическому решению, объединяет одно — это все оригинальные, новаторские для своего времени произведения архитектуры. Chapelle Notre Dame du Haut, Роншан (Ronchamp), Франция. 1950-1954 Maison du Brésil, Университетский городок, Париж. 1957 Комплекс монастыря Ля Туретт (Sainte Marie de La Tourette), Лион, Франция. 1957-1960 (совместно с Iannis Xenakis) Одна из последних крупных работ Корбюзье — построенный в США культурный центр Гарвардского университета, Карпентер-центр визуальных искусств (1959—1962). Карпентер-ЦентрВизуальныхИскусств (Carpenter Center for the Visual Arts), Harvard University, Cambridge, Massachusetts, США. 1962 |