Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос № 66. Константин Степанович Мельников

  • Вопрос № 67. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ М. Я. ГИНЗБУРГА

  • современная архитектура. Вопрос 1. Влияние промышленного переворота на развитие архитектуры и градостроительства в западной Европе


    Скачать 29.25 Mb.
    НазваниеВопрос 1. Влияние промышленного переворота на развитие архитектуры и градостроительства в западной Европе
    Анкорсовременная архитектура.docx
    Дата13.03.2018
    Размер29.25 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласовременная архитектура.docx
    ТипДокументы
    #16628
    страница8 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Вопрос № 65. Творчество крупнейших сов. архитекторов Щусева, Жолтовского. Их произведения и роль в развитии архитектуры

    ЩУСЕВ

    В начале своего творческого пути щусев занимается проектированием культовых сооружений(одно из них например троцкий собор в спб)

    Картинки в первой ссылке

    В 1916 г. Щусев проектирует жилые, предельно экономные доходные дома братьев Солодовниковых. Дома должны были быть построены на шести кварталах с очень большой плотностью застройки. Задание предусматривало "предпочтительно русский" стиль архитектуры этих домов.

    В 1910 г. Щусев работает над проектом поселка для детей-сирот в Полтавской губернии. В поселке предусматривались школа (центральное здание), больница, три жилых дома (они же и учебные мастерские), дом заведующего, дом учителя, две сторожки и церковка.

    В 1911 г. Щусев принял участие в конкурсе на составление проекта Государственного банка в Нижнем Новгороде24. В нем Щусев разрабатывает своеобразный композиционный прием членения здания на части, каждая из которых получает свое выражение, а все здание оказывается составленным из вплотную придвинутых друг к другу отдельных "палат".

    Перед Щусевым встал принципиально важный вопрос: можно ли на основе архитектурных форм древней Руси создавать не церковные, а современные гражданские общественные сооружения? Архитектура Новгорода и Пскова с ее почти аскетическими, скромными и поэтичными художественными образами давала достаточно пищи для творчества в тех случаях, когда проектируемое сооружение невелико по размерам и стоит на свободном участке.

    В проекте банка для Нижнего Новгорода Щусев видит возможность удачного воплощения в современных сооружениях образов архитектуры так называемого московского барокко. Он и впоследствии не раз возвращается к мысли о том, что архитектура конца XVII в. может явиться источником художественных форм и образов современных зданий общественного значения.

    Картинка в первой ссылке

    Так, по проекту Щусева, в 1913 г. сооружается павильон на художественной выставке в Венеции, нарядный, национально-своеобразный25. Павильон был задуман как очень простой кубический объем, покрытый шатровой кровлей, увенчанной гербом. Вокруг этого объема, в котором располагается большой выставочный зал, живописно группируются входное крыльцо с лестницей, открытая терраса, вестибюль и служебные помещения. Главными композиционными средствами были пластика и пропорциональность основного объема сооружения. Архитектурное своеобразие создавалось темпераментно нарисованным крыльцом, обрамлениями окон и дверных порталов.

    Картинка в первой ссылке

    В 1910 г. правление Общества Московско-Казанской дороги приняло решение соорудить на Каланчевской площади в Москве новый вокзал в "русском стиле". С этой целью был объявлен специальный конкурс.

    20 октября 1911 г. все три конкурента - академик архитектуры Ф. О. Шехтель, академик архитектуры А. В. Щусев и художник Е. Н. Фелейзен представили проекты на рассмотрение Правления, которое 29 октября постановило соорудить вокзал по проекту Щусева. С весны 1912 г. Щусев приступил к работе.

    Щусев создает целый ряд вариантов, совершенствуя свой проект. Впервые публикуется перспективный вид проектируемого вокзала лишь в апреле 1913 г.

    Картинка в первой ссылке

    Для лучшей связи платформ со зданием вокзала поперек путей сооружается тоннель. Схема плана, тщательно продуманная инженерным бюро железной дороги, достаточно проста, но все же осложнена делением пассажирского потока на "классы".

    Архитектурно-композиционные особенности здания вокзала заключаются в его асимметричности, живописном сочетании палат, башен, павильонов, переходов. Перед нами одно величественное сооружение и одновременно целый архитектурный ансамбль.

    Приступая к деталировке проекта, Щусев организовал в 1913-1914 гг. ряд своего рода экспедиций по изучению памятников старины - Нижнего Новгорода, Астрахани, Ростова Великого, Рязани. .

    ЖОЛТОВСКИЙ ИВАН ВЛАДИСЛАВОВИЧ(1867—1959)

    В 1898 году Жолтовский защитил дипломный проект «Народный дом», включающий в себя столовую, театр и библиотеку, выполненный им в мастерской профессора Л. И. Томишко, и получил звание архитектора-художника.

    Одна из первых его московских работ — участие в проектировании гостиницы «Метрополь», которая почти перед самым завершением, в 1902 году, сгорела. На этом месте построено ныне существующее здание гостиницы.

    В 1903 году он, выиграв конкурсное соревнование, получил возможность строить здание Скакового общества на Беговой улице. По условиям конкурса здание требовалось спроектировать в формах ложной английской готики. Удовлетворив требования конкурса, Жолтовский выполнил второй вариант, в котором опирался на более близкие ему формы русской классики.

    И в студенческие годы, и позднее в перерывах между летними строительными сезонами Жолтовский много путешествовал, знакомясь с самыми разнообразными памятниками архитектуры. Особой любовью Жолтовского была Италия.

    Одной из наиболее ярких попыток в этом отношении явился особняк Тарасова на Спиридоновке (1909—1912), считавшийся в свое время одним из лучших зданий Москвы после эпохи классицизма.

    Картинка во второй ссылке

    В основу проекта Жолтовский положил сооруженное Палладио в Виченце палаццо Тиене, фасады которого утяжеляются кверху, и «переложил» его в других пропорциях — в соотношениях знаменитого Дворца дожей.

    Многосторонняя деятельность Жолтовского уже в предреволюционные годы получила признание — в 1909 году «за известность на художественном поприще» зодчему было присвоено звание академика архитектуры.

    За годы работы дипломированным архитектором он построил несколько загородных усадеб и сооружений под Москвой, в том числе усадьбу Липовка (1907—1908), жилые дома в Удомле (1907) и в Бережках (1910), а также целый ряд зданий в Москве: особняк в Мертвом переулке (1912), жилые дома для завода АМО (1915) и т.д. Пробовал он силы и в промышленном строительстве: возвел текстильную фабрику в Костромской губернии (1911—1912).

    Крупнейшими работами Жолтовского периода 1918—1923 годов явился проект перепланировки Москвы, которым совместно с Щусевым он руководил в мастерской Моссовета, а также проект генерального плана и целого ряда павильонов Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, открывшейся в Москве 19 августа 1923 года.

    Одновременно с обширной проектной и организационной деятельностью Жолтовский много преподавал — на архитектурном факультете Свободных художественных мастерских, а затем во Вхутемасе, — противопоставляя новым методам обучения, пропагандируемым «левыми» архитектурными силами, устоявшиеся.

    В 1923 году Жолтовский уехал в Италию, где построил на выставке в Милане советский павильон, а когда спустя три года вернулся в Москву, то обнаружил, что маятник архитектурной жизни резко качнулся в сторону «левых» течений. За время его отсутствия организационно оформились и стали достаточно авторитетными АСНОВА и ОСА.

    Жолтовский оказался словно на распутье. В 1926—1927 годах он сделал три проекта, которые свидетельствуют о сложных творческих исканиях мастера. Речь идет о здании Госбанка на Неглинной, о котельной МОГЭСа на Раушской набережной и о Доме Советов в Махачкале.

    Эти сооружения позволяют говорить о том, что мастер пробовал свои силы в разных творческих направлениях. Особенно интересен в этой связи Госбанк.

    В здании банка зодчий органично соединил внешне, казалось бы, совершенно несовместимые и, строго говоря, в рамки одной стилистической традиции не укладывающиеся решения: классически выверенный каменный ордерный фасад, выходящий на Неглинную, и громадный стеклянный витраж, «упакованный» в сетку сот металлического каркаса на

    фасаде явно делового, утилитарного здания, каким выглядит банк со стороны переулка. Таким образом, художественно-образное решение, соответствующее объемно-пространственной композиции, способствует созданию представления о гармонично сосуществующих двух зданиях, объединенных общей функцией.

    В здании котельной МОГЭСа Жолтовский еще дальше продвинулся по пути художественного освоения новых архитектурных форм. Он вовсе отказался от ордерной системы и ренессансного декора, однако сохранил принципы гармонизации, присущие классической архитектуре. Впервые в своей практике, столкнувшись с новыми для классической традиции материалами — металлом и стеклом, он нашел им принципиально новое применение. Сплошь стеклянная стена фасада решена группами сильно выступающих вперед граненых эркеров и воспринимается не как ограждающая плоскость, инертная «выгородка» в пространстве, а как упругая оболочка, самостоятельно формирующая облик сооружения.

    В 1931 году Жолтовский по приглашению организаторов участвовал во Всесоюзном конкурсе на проект Дворца Советов. Несмотря на обвинения в ретроспективизме, высказываемые в печати, проект Жолтовского был настолько убедительным, что удостоился одной из трех высших премий, наряду с Б. Иофаном и американским архитектором Г. Гамильтоном Более того, несомненно, его проект был одним из тех, который повлиял на формулирование дальнейших задач проектирования Дворца.

    Картинка-вторая ссылка

    И все-таки предпочтение было отдано не проекту Жолтовского, а проекту Дворца Иофана.

    В 1932 году Жолтовскому было присвоено звание заслуженного деятеля науки и искусства РСФСР. В это время зодчий был занят проектированием и строительством жилого дома на Моховой

    Картинка-вторая ссылка

    Важным для творчества мастера явилось проектирование в 1940 году, а спустя несколько лет строительство жилых домов на Смоленской площади и на Большой Калужской улице в Москве. В основу обоих домов, строившихся почти одновременно в конце 1940-х годов, была положена одна и та же секция шириной 18,5 метров с двух-трехкомнатными квартирами для посемейного заселения, что особо подчеркивалось архитектором.

    На рубеже 1940—1950-х годов внутри архитектурной профессии и вне ее начали вызревать предпосылки для серьезной творческой перестройки. Появление крупнопанельных конструкций не только означало коренную ломку буквально всех устоявшихся представлений о строительстве, но и требовало от архитектора их профессионального осмысления.

    В цепи событий, связанных с этим процессом, немаловажным был конкурс на крупнопанельные жилые дома, проведенный в 1952—1953 годах Мастерская-школа Жолтовского представила на конкурс шесть проектов крупнопанельных жилых домов различной этажности и конфигурации

    http://www.alyoshin.ru/Files/publika/afanasyev/afanasyev_shchusev_03.html

    http://msa-project.blogspot.ru/2011/03/blog-post.html

    +++ http://biography-peoples.ru/index.php/zh/item/258-zholtovskij-ivan-vladislavovich

    Вопрос № 66. Константин Степанович Мельников

    (22 июля (3 августа) 1890, Москва — 28 ноября 1974, Москва) — русский и советский архитектор, художник и педагог, заслуженный архитектор РСФСР, один из лидеров направления авангарда в советской архитектуре в 1923—1933 годах.

    Константин Мельников ещё в 1930-е годы получил мировое признание как «великий русский архитектор» современности, однако его уникальная творческая концепция в те же годы подверглась в СССР резкой критике за «формализм»; архитектор по сути был отлучён от профессии (последняя постройка по его проекту датирована 1936 годом)

    Основные проекты:

    Конкурсный проект показательных домов для рабочих. 1922 г. Москва.

    Мельников предложил дома с квартирами в двух уровнях - была проведена четкая дифференциация жилых помещений в зависимости от состава семьи.



    Проект показательных домов для рабочих.

    Павильон «Махорка» — павильон Всероссийского махорочного синдиката, Первая Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, 1923, Москва.

    Был первым сооружением, выстроенным по проекту К. С. Мельникова в новаторском стиле.



    Павильон «Махорка»

    Павильон СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств, 1925, Париж.

    Добиваясь необычной формы, Мельников превращает сам павильон в своеобразный экспонат выставки.



    Советский павильон на Международной выставке. Общий вид, планы, фасад

    Рабочий клуб имени Русакова, 1927-1928 гг. Здание клуба построено по заказу Союза коммунальников для рабочих расположенного рядом Сокольнического трамвайного парка и вагоноремонтных мастерских.

    Мельников отдавал много сил разработке нового типа клубов, примером которого служит клуб им. Русакова: он стремился достигнуть не только удобства клубной работы, но и подчеркнуто-экспрессивной архитектурной формы. Клуб им. Русакова —первое в мире здание, где балконы зрительного зала вынесены наружу и находятся в трёх зубцах-выступах.



    Рабочий клуб им. Русакова, 1927-1928. План, разрез, общий вид.

    Результатом известности Мельникова, которую принесло ему строительство павильона СССР для Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже, стал заказ проекта гаража для Парижа вместимостью в тысячу машин. Мельников разработал два альтернативных варианта: полупрозрачный стеклянный куб со стоянками в десять этажей и поднятое над уровнем земли здание с консольно-подвесными конструкциями. Ряд возникших при их проектировании архитектурных идей был использован К. Мельниковым при строительстве гаражей в Москве.

    Гараж Интуриста — многоэтажное здание гаража на Сущёвском валу в Москве, построенное в 1934 году по проекту выдающегося архитектора Константина Мельникова в соавторстве с архитектором В. И. Курочкиным для автомобилей ВАО «Интурист».



    Гараж «Интуриста», Москва. 1933—1934гг.

    Одним из самых известных творений Мельникова и шедевром русской архитектуры, стал построенный им в 1927—1929 годах для себя и своей семьи новаторский дом-мастерская в Кривоарбатском переулке в Москве.

    Дом отличается новаторскими конструктивными особенностями, оригинальным художественным образом и объёмно-пространственной композицией, продуманной функциональной планировкой. Одноквартирный жилой особняк в центре Москвы — уникальный для советского времени пример такого рода постройки.



    Проект дома-мастерской. Аксонометрия, общий вид. 1927—1929 годы

    Вопрос № 67. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ М. Я. ГИНЗБУРГА

    Картинки-смотрим ссылку

    http://www.alyoshin.ru/Files/publika/khan_magomedov/khan_ginsburg_02.html

    Моисей Яковлевич Гинзбург родился в 1892 г. в Минске в семье архитектора.

    После завершения среднего образования Гинзбург отправляется за границу, чтобы получить архитектурное образование

    В Миланской академии Гинзбург получил основательную художественную подготовку, но необходимых для современного архитектора технических знаний у него не было, ибо в академии не изучались технико-математические дисциплины. Пытаясь восполнить пробелы в своем образовании, еще в Милане Гинзбург занимался в местном политехникуме, а вернувшись в Россию, он вновь садится на студенческую скамью. Гинзбург поступает на архитектурное отделение Рижского политехникума, находившегося в годы войны в Москве, и через три года получает второй диплом, на этот раз инженера-архитектора. За годы учебы в политехникуме он много читает, думает, но отсутствие необходимого опыта сказывалось на его взглядах и симпатиях. А симпатии эти по-прежнему адресованы модерну. Это хорошо видно на первом самостоятельном произведении Гинзбурга - особняке в Евпатории, в котором классические традиции причудливо сочетаются со стилистическими чертами модерна и формами райтовских "домов прерий".

    Первые годы в Москве Гинзбург почти целиком посвящает научно-педагогической деятельности и уже в 1923 г. становится профессором ВХУТЕМАСа по кафедрам истории архитектуры и теории архитектурной композиции.

    В 1923 г. выходит в свет первый теоретический труд Гинзбурга - книга "Ритм в архитектуре". Эта книга послужила началом большой теоретической работы Гинзбурга, целью которой было объединение архитектурных сил, способных повести решительную борьбу с эклектиками.

    В 1923-1924 гг. М. Я. Гинзбург выступает в Московском архитектурном обществе и Российской академии художественных наук с докладами о путях развития современной архитектуры. На основе этих докладов он пишет изданную в 1924 г. новую книгу "Стиль и эпоха".

    Эти работы М. Я. Гинзбурга сыграли значительную роль в разработке теоретической платформы конструктивизма первой половины 20-х годов и в подготовке организационного объединения архитекторов-новаторов.

    Первым осуществленным произведением М. Я. Гинзбурга после переезда его в Москву был павильон Крыма на Сельскохозяйственной выставке 1923 г. Гинзбург придал внешнему облику павильона черты национального своеобразия. Здесь архитектор еще не отказывается от приемов стилизации под архитектуру прошлого.

    В созданном почти одновременно с павильоном Крыма конкурсном проекте Дворца труда (1923 г.) нашли отражение характерные для архитектуры тех лет романтика и символическая динамика. в 1924 г. конкурсный проект советского павильона на Международной выставке в Париже (1925 г.).

    В 1925 г. А. А. Веснин и М. Я. Гинзбург организуют Объединение современные архитекторов (ОСА.

    Творческое направление работы архитекторов, объединенных в ОСА, известно в советской архитектуре под именем конструктивизма.

    В эти годы Гинзбург создает большое количество проектов (среди которых много конкурсных): Дом текстилей, крытый рынок, здания Оргаметалла и Русгерторга в Москве, Дом Советов в Махачкале, Дом правительства в Алма-Ате. Эти работы носят на себе следы поисков нового стиля.

    В это же время Гинзбург начинает работать и в области жилищного строительства. В 1926 г. по его проекту строится жилой дом на Малой Бронной в Москве, в 1927 г. Гинзбург создает проект дома-коммуны

    В процессе разработки проблем нового типа жилья группа архитекторов под руководством Гинзбурга создала экспериментальные проекты жилых домов, в числе которых построенный в 1928-1930 гг. дом на Новинском бульваре (ныне ул. Чайковского) в Москве.

    Много споров вызвал в свое время конкурсный проект "Зеленого города", созданный М. Я. Гинзбургом совместно с арх. М. О. Барщем. В этом проекте ярко проявилось увлечение Гинзбурга дезурбанистическими идеями. По проекту предполагалось создать в окрестностях Москвы обширный жилой район с группами домов, размещенными среди природы, вдоль шоссейных дорог.

    В первой половине 30-х годов Гинзбург во главе большого коллектива архитекторов разработал проект районной планировки Южного берега Крыма

    В 1933 г., когда были организованы планировочные мастерские, одну из них возглавил М. Я. Гинзбург. Затем эта мастерская была передана Наркомтяжпрому. В 1935 г. коллектив этой мастерской во главе с Гинзбургом приступает к созданию одной из лучших среди построенных в нашей стране здравниц - санатория им. Орджоникидзе в Кисловодске, а в 1937 г. создает типовые проекты жилых домов с учетом полной сборности строительства и механизации всех строительных процессов.

    Много сил Гинзбург от дает созданию конкурсных проектов, где он чаще всего выступает один (иногда с соавтором). В 30-х годах Гинзбург участвует в конкурсах на Дворец Советов, театр им. В. И. Немировича-Данченко в Москве, Большой синтетический театр в Свердловске, Парк культуры и отдыха в Москве, павильон на Всемирной парижской выставке 1937 г., дом "Известий", здание Наркомтяжпрома и др.

    В годы Великой Отечественной войны М. Я. Гинзбург возглавляет в Академии архитектуры сектор типизации и индустриализации строительства, а в 1943 г. проектирует и строит жилой поселок для горняков.

    В этот период, когда перед страной встала неотложная задача - восстановление разрушенных фашистскими оккупантами только что освобожденных городов и сел нашей страны, в Академии архитектуры создаются творческие коллективы по разработке проектов восстановления крупнейших городов страны. Во многих из этих проектов нашли отражение противоречия, свойственные в тот период советской архитектуре, что сказалось, например, в стремлении создавать в первую очередь парадные ансамбли. В какой-то степени это отразилось и на работе М. Я. Гинзбурга, мастерская которого разрабатывала проект восстановления Севастополя и других городов Южного Крыма.

    Умер М. Я. Гинзбург в 1946 г. в расцвете творческих сил. В последние годы жизни он приступил к капитальному теоретическому труду, посвященному основным проблемам архитектурного творчества, который должен был состоять из двух томов каждый объемом 50-70 печатных листов.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта