Главная страница
Навигация по странице:

  • На новостное сообщение

  • 49. Факт и мнение. Решения Европейского Суда по правам чел-ка

  • Критерии отделения факта от мнения

  • Решения Европейского Суда по правам чел-ка

  • Правовые основы СМИ - ответы на билеты (шпоры). Вопросы к экзамену Правовые основы журналистики


    Скачать 0.67 Mb.
    НазваниеВопросы к экзамену Правовые основы журналистики
    АнкорПравовые основы СМИ - ответы на билеты (шпоры).doc
    Дата03.03.2018
    Размер0.67 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПравовые основы СМИ - ответы на билеты (шпоры).doc
    ТипВопросы к экзамену
    #16161
    страница7 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10




    31. Авторское право на интервью, на новостное сообщение, на программу телепередач

    На интервью С одной стороны, интервью обычно потому, что на вопросы отвечал, напр., премьер-министр страны. Но при этом автором такой ст. считается только ж-т. Подобная традиция сложилась не только в нашем праве, но и в зарубежном. Объясняется она тем, что ж-т. работает творчески — обрабатывает ответы, придумы­вает и продумывает вопросы. Поэтому все (подчеркиваем — все!) авторские права должны принадлежать ж-ту, и толь­ко ж-т вправе рассчитывать на гонорар или иное возна­граждение за проведение интервью. Из этого следует и то, что интервьюируемый не вправе ограничивать каким бы то ни было образом распространение этого интервью в СМИ. Чел-к, к-рый отвечал на вопросы представи­теля прессы (если, конечно, он был в здравом уме и рассудке), безусловно, понимал, что даёт интервью ж-ту и делает это не для того, чтобы удовлетворить его личное любопытство, а для того, чтобы впоследствии это интервью было опубликовано и распространено. Соглашаясь на интервью, источник инф-ции тем самым «авторизует» свои высказывания в смысле пункта 3 ст. 49 З-на о СМИ. Поэтому никакого получения согласия на публикацию или согласования ответов со стороны ж-та не требуется. Др. дело, если интервьюер в текст отве­тов внесёт свои мысли, — тогда ему и редакции могут правомер­но предъявить претензии по поводу искажения авт.про­изведения (ст. 15 ЗоАП).

    Нек-рые правоведы, напр. Э.П. Гаврилов, считают, что исключит.права ж-та на интервью не являются справедливыми. Они предлагают дополнить з-нодат-во положением, по к-рому интервью считалось бы про­изведением соавторов: интервьюера и интервьюируемого.

    На новостное сообщение Ст. 8 ЗоАП указывает на то, что «сообщения о событиях и фактах, имеющие инф-ционный хар-р», не являются объектами авт.права. В Комментарии к этому З-ну один из его авторов объясняет невозможность предоставления охраны сообщениям такого рода по причине отсутствия в них оригинальности. Даль­нейшее толкование ст.8 применительно к продукции инф-ционных агентств дала Судебная палата по инф-ционным спорам при Президенте РФ в своей Рекомендации от 14 октября 1994 г. (№ 4). Продукт агентства, говорится в Рекомендации, становится объектом авторского права лишь в случае, «если он выходит за рамки сообщения "инф-ционного хар-ра", то есть содержит комментарий, анализ или является продуктом иной творческой деят-сти автора».

    Норма ст. 8 не является оригинальной, российской, а заимствована из м/дународных актов. Она проистекает из ст. 2 Бернской конвенции об охране литературных и художе­ственных произведений. В связи с этим целесообразно обратиться к тому, как эта норма трактуется за рубежом. Судебная практика по этому вопросу у нас не наработана. США. Американское право подразуме­вает под оригинальностью тот факт, что автор создал произведе­ние, опираясь на собственные умения, труд и мнение. Концеп­ция оригинальности означает, что конкретный продукт является новым, беспримесным, не скопированным или не сымитированным. Так же, как и в России, в авторском праве США речь идёт не о защите идей, а о защите способов их выражения.

    Что касается продукции агентств новостей: суды исходят из того прин­ципа, что всякое неразрешённое и нечестное использ-е принадлежащих другим новостных материалов представляет со­бой нарушение права. Так, напр., текст переданных по национальному или местному телевидению новостей может охраняться авторским правом так же, как и текст газетной заметки на странице новостей. Однако сам новостной элемент сообще­ний всех этих СМИ защите авторского права не подлежит.

    В контексте этого вопроса хар-рен давний (1918) иск агентства Ассошиэйтед пресс (АП) к конкурирующему с ним в то время агентству Интернэшнл ньюс сервис (ИНС) по поводу использования последним новостей АП. Агентство ИНС было основано небезызвестным Уильямом Херстом для обслуживания собственной газетной империи и создания альтернативной АП службы новостей. На самом же деле, пользуясь тем, что нек-рые газеты Херста входили также в кооператив АП, ИНС неод­нократно перефразировало сообщения Ассошиэйтед пресс и распространяло их среди своих подписчиков как собственные материалы. В связи с этим АП подало в суд иск к ИНС, обосновывая свои претензии нечестной конкуренцией и потерей прибыли газетами — членами АП. При рассмотрении дела Вер­х.суд США согласился: «Сообщение о новости как литературном про­изведении является объектом авторского права. Но новостной элемент, то есть инф-ция о текущих событиях в форме лите­ратурного продукта, представляет собой не плод творчества ав­тора сообщения, а отчёт о событиях дня». Хотя факты и не защищены авт.правом, стиль их из­ложения находится под охраной права. Поэтому Верх.суд счёл иск обоснованным и запретил ИНС распространять новости АП, пока они сохраняют товарную стоимость, даже несмотря на то, что у сообщ-я не было требуе­мого по з-ну символа регистрации авторского права — ©.

    Значение этого судебного дела состоит не в том, что упустив­шим новость агентствам, газетам и другим СМИ было предписа­но пассивно ждать, когда «отчёт о событиях дня» устареет. Им лишь было наказано не совершать «текстовые заимствова­ния сообщений о фактах или из газетных статей как дословно, так и перефразированным способом, осуществленным без соб­ственного расследования или расходов». Тем не менее, как уже было сказано, в российском праве это правило чётко не определено, поэтому инф-ционные агентства стараются ни за какие деньги не продавать свои услу­ги ни конкурирующим организациям, ни — в случае обнаруже­ния — тем посредникам, к-рые якобы покупают новостную ленту для себя, а фактически передают её агентству-конкуренту.

    на программу телепередач Должны ли газеты платить за публикацию программ телепередач на неделю? Кому и по­чему? Явл-ся ли сетка передач произведением, к-рое должно охраняться авт.правом? С одной стороны, ответ должен быть утвердительным, т.к кто-то писал, составлял эту сетку на основании концеп­ции вещания, располагал передачи в определённой последова­тельности и т.д. С др — в этом пр-ии нет оригинальности, это — рутинно заполняемая сетка, повторяющаяся из недели в неделю и являющаяся производной репертуара теле­визионного сезона того или иного канала, так же, как, скажем, публикуемый репертуар театров или кинотеатров.

    В России права телекомпаний на содержание программ те­лепередач оспариваются уже много лет. Было вынесено не­ск.решений Высш.Арбитражного Суда РФ, в к-рых признавалось, что программы телепередач не относятся ни к объектам авт.права, ни к интеллект.собств-сти. ВАС отрицает охраноспособ­ность программ телепередач, считая, что они подпадают под ка­тегорию сообщений о событиях и фактах, имеющих инф-ционный хар-р, и не являются объектами авт. права.

    Противники таких решений полагают, что программы телепередач отвечают сразу двум критериям, предъяв­ляемым к авт.пр-иям: они представляют собой результат творческого труда (п. 1 ст. 6 З-на об авт.пра­ве) и выражены в объективной форме (п. 2 ст. 6 З-на). Твор­ческий труд является антонимом труда механического. Под объективной формой такого составного произведения, как программа передач, понимается последовательность специально по­добранных и расположенных в нём материалов. Со­вокупность передаваемых в эфир материалов (к-рая, конечно, охраняется авт.правом) следует отличать от программы телепередач, являющейся всего лишь неохраняемой инф-ци­ей о тех передачах.

    Возможно, защита такого произведения должна возникать тогда, когда к собственно сухому перечислению названий программ телепередач добавляются аннотации, раскрывающие со­держание передач, имена их участников, режиссёров и т.п.

    Телекомпания не вправе требовать деньги за публикацию программы телепередач. В ответ на отказ издания платить, конечно, можно отказать ему в предоставлении про­граммы телепередач. Если же, отчаявшись, издание позаимствует программу, то это не должно считаться кражей интеллектуаль­ной собственности, потому что программа передач — не объект авторского права. Что касается зарубежных стран, то, напр., в Америке вообще не стоит эта проблема, потому что телекомпании счита­ют, что публикация программ их телепередач — это бесплатная реклама, и свободно предоставляют печатным СМИ свою не­дельную сетку.

    Пример: В Западной Европе самым громким делом в этом отношении было так называемое «дело Магилл», к-рое заключалось в следующем. В Великобритании аннотированная программа телепередач на неделю публикуется в еженедельнике, к-рый совместно издаётся общ-венным и частным телевидением страны. Фактически этому еженедельнику принадлежит монополия: все, желающие ознакомиться с анноти­рованной программой телепередач английских эфирных станций, должны покупать этот сборник (телегид). В 1990-е годы подобное издание попытались создать в Ирландии, а т.к в этой и со­седней стране возможен приём передач английского телевидения, то издатели (компания «Магилл») пожелали включать в него и программу телепередач английского телевидения.

    Вначале эта компания обратилась к издателям британского телегида с просьбой разрешить перепечатку, на что получила ка­тегорический отказ. Взамен «Магиллу» предложили распростра­нять у себя английское издание. Когда ирландцы, тем не менее, стали перепечатывать телепрограмму, конфликт дошёл до анг­лийского суда, к-рый запретил продолжение этой практики, а затем и до Европейского в Люксембурге — высшего судебного органа Европейского Союза. Европейский Суд после многолетнего разбирательства принял решение, согласно к-рому телекомпа­нии—составители телепрограмм всё-таки имеют авторские права. Однако обладают они ими практически на условиях монополии, т.к только работающие на телеканале могут составлять телепрограммы. Но если они обладают монопольным положением, то обязаны делиться плодами своего труда со всеми. Поэтому они не вправе отказывать в продаже для последующего опубликова­ния сетки своего вещания и обязаны предоставлять её всем желаю­щим. Продавать свой продукт они должны по взаимоприемлемой рыночной цене. По такому же принципу, напр., электричес­кая компания не может отказать потребителю в пользовании электричеством, сославшись на то, что он ей не нравится, т.к не бережёт электроэнергию, а если потребитель будет настаивать, то потребовать с него плату в тысячу раз большую, чем с осталь­ных. У этой компании — монополия, она одна обслуживает конкретный район или город, следовательно, на эту монополию м.б. наложены определённые ограничения.

    49. Факт и мнение. Решения Европейского Суда по правам чел-ка

    Кроме свободы слова и права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять инф-цию Кон­ституция РФ также гарантирует гражданам сходные, но не тож­дественные им свободу мысли и мнений, включая свободу выра­жать свои мнения и убеждения. Продуктом реализации этих групп прав являются сообщения о фактах и сообщения, выражающие мнения. При этом в Конституции РФ подчёркивается, что ничто не может стать основанием для умаления человеческого досто­инства.

    Ограничением свободы слова, мнений и инф-ции являет­ся наказание за распространение недостоверных сведений, ущем­ляющих честь, достоинство и деловую репутацию. Многие право­веды считают, что ключевое здесь слово «недостоверных» неприменимо к сообщениям о мнениях и убеждениях, т.к. невозможно определить судом истинность либо ложность мнения. Мнение (комментарий, авторская реминисценция, срав­нение и т.п.), следовательно, должно иметь иммунитет от граж­данских исков по защите чести и достоинства. Оценочные выска­зывания, если они не носят оскорбительного хар-ра, также не должны образовывать состава уголовного преступления. В пункте 9 ст. 47 З-на о СМИ дополнительно закреплено право ж-та на выказывание своего мнения, суждения, оценки. Тем не менее, существуют серьёзные ограничения воз­можности ж-тов манипулировать фактами и злоупотреб­лять правом на собственное мнение.

    В судебных разбирательствах, связанных с изложением фак­тов в прессе, главным элементом, к-рый решает судьбу иска к ж-там и СМИ, является правдивость этих фактов. При­чём правдивость не должна быть абсолютной, главное, чтобы по существу факт был изложен верно. (пример: Выступил против «политических заговорщиков-сионистов» и «высту­пил с нападками на евреев»-по существу 2е правдиво). Чтобы избежать возможно ложных обвинений либо ложной интерпретации событий, ж-т должен иметь документальное подтверждение тех утверж­дений, к-рые он собирается использовать в репортаже.

    Если же говорить о различиях м/ду мнением и фактом, то здесь на основе прецедентного решения Верховного суда США определена достаточно чёткая граница, позволяющая с большой ясностью отделить факт от мнения. Судья Пауэлл пришёл к выводу, что не существует понятия «ложная идея». Сколь бы нелепым ни казалось мнение, суд не должен корректировать его. Оно м.б. оспорено лишь на основе конкуренции с др мнениями. Критерии отделения факта от мнения:1) касается стиля: Если материал состоит из точных выражений, к-рые говорят о конкретных вещах, статью можно охар-ризовать как содержащую факты. Если же автор изъясняется напыщенным языком или прибегает к туманным выражениям, то в ст. подаётся субъективное мнение. 2) про­веряемость. Если можно проверить, соответствует факт истине или нет, ложен он или верен, то мнение можно охар-ризо­вать по принципу «справедливое или несправедливое». 3) критерий контекста; как правило, это выяснение того, в какой части издания помещена ст. Если она вышла на странице новостей, то в ней должны быть изложены факты, а если на странице с коммента­риями, напр. в разделе, где публикуют мнения синдициро­ванных обозревателей, книжное обозрение, ресторанное обозре­ние и т.п., то читатель наверняка воспримет такую статью как выражение мнения, а не факта. 4) касается языка. Понимает ли читатель, что в материа­ле использованы художественно-изобразительные средства речи, присущие именно вы­ражению мнения, а не факта? В частности, если в ст. сказано, что г-н N изнасиловал девушку, то речь идёт о факте, если же написано, что он изнасиловал родную страну, то, есте­ственно, это — гипербола, ни о каком факте здесь не говорится и это выражение мнения. 5) наличие политических обвинений. Если в ж-тском материале присутствуют политические обвине­ния, то это всегда должно квалифицироваться как выражение мнения. Политические обвинения на Западе примерно такие же, как и в нашей стране: «фашист», «мафиози», «шарлатан». Бывают и более мягкие — «невежда», «бездарный политик»,т.п. Итак, в США мнение неподсудно. Но мнение должно быть основано на достоверных фактах, а не на слухах или фантасти­ческих умозаключениях ж-та.

    На сегодняшний день в российском судопроизводстве часто не видят разницы м/ду сообщением о факте и сообщением о мнении, требуя от СМИ доказывания истинности «сведений» лю­бого рода. Дело доходит до необходимости доказывать истин­ность художественных, пародийных произведений. Печальным примером судебной практики по делам такого рода может служить дело, возбуждённое рядовым пен­сионером, узнавшим себя на фотоколлаже, опубликованном дву­мя нижегородскими газетами в поддержку кандидата в мэры го­рода. На коллаже под лозунгом «Сильному — работа, слабому — забота!» кандидат был изображён стоящим на фоне людских масс. Лица нескольких чел-к из толпы можно было различить, од­ним из них и был будущий истец С. Пройдя через все кассаци­онные и надзорные инстанции, дело дошло до Верховного Суда РФ, к-рый признал, что коллаж может стать предметом иска, на редакции СМИ лежит бремя дока­зывания соответствия изображения действительности. В нашей стране сложилась судебная практика, когда «оби­женная сторона» добивается признания распространённых мате­риалов СМИ порочащими их честь и достоинство, не затрагивая при этом сути сообщений, а лишь требуя доказать соответствие действительности сопровождающих их рисунков. Основная задача этих жанров — обратить внимание ауди­тории на те или иные особенности или недостатки чел-ка, ги­перболизировав их или изобразив этого чел-ка в нелепой, нереальной ситуации.

    Справедливой причиной отказа судей в приёме такого рода дел к производству м.б. то, что «потерпевшие» не затрагивают в своих заявлениях сути ж-тских материалов, а просят дать оценку лишь сопровождающим их иллюстрациям.

    Решения Европейского Суда по правам чел-ка ЕСПЧ в Страсбурге ввёл принцип, в соотв. с к-рым санкции за распространение инф-ции, правдивость к-рой не доказана в суде, нарушают статью 10 Европейской конвенции по правам чел-ка, если: 1. ошибка несущественна в контексте всего распространён­ного материала. 2.материал касается темы, к-рая представляет общ-вен­ный интерес; 3.ошибаясь, ж-т готовил материал добросовестно и не нарушил профессиональных норм.

    Решения ЕСПЧ представляют конкретные при­меры инф-ции, к-рая м.б. квалифицирована как имеющая общ-венный интерес:1.обстоятельства судебного дела против фирмы-изготовите­ля лекарств для беременных женщин, употребление к-рых привело к рождению детей с пороками развития;2.положительное отношение главы правительства к полити­ку, к-рый во время Второй мировой войны служил в войсках СС; 3.жестокое поведение полиции; 4.политические связи, к-рые бросают тень на беспристраст­ность судей при вынесении ими решения; 5.любая предыдущая судимость политика, даже 20-летней давности.

    Следует быть очень внимательным, отличая факты от оце­ночных суждений. Наличие фактов можно доказать, а правди­вость оценочных суждений — нельзя. Факты м.б. неоспоримы. Доказать достоверность оценочных суждений невозможно, и такое требование есть нарушение сути свободы мнений — основной составляющей права, гарантированного ст. 10 Европейской конвенции.

    Для защиты по ст. 10 достаточно, чтобы основная часть поданных фактов, а не каждый отдельный факт была доказана ответчиком. В деле Торгейрсона, напр., речь шла о том, что исландский ж-т написал о грубости полиции, приводя в качестве аргумента слухи («люди говорят») о жертвах «зверей в форме» и историю одного чел-ка, к-рый пострадал от полицей­ской жестокости. В деле о диффамации истец, полицейская ас­социация, представил док-ва того, что этот чел-к по­страдал по другим причинам. Торгейрсон не смог доказать прав­дивость фразы «звери в форме» и проиграл дело в исландском суде. Но ЕСПЧ решил, что это решение было нару­шением ст. 10 Конвенции: «Торгейрсон сообщал о том, что говорили др люди о грубости полиции, то есть о том, что сотрудники полиции совер­шают серьёзные нарушения. Требование, чтобы он доказал правдивость этого, поставило перед ним слишком сложную, если не невыполнимую задачу».

    Если ст. 10 Конвенции запрещает требовать доказывания правдивости собственного субъективного мнения, то она также препятствует требованию доказывать правдивость мнений и др людей. Т.о., факты, на к-рых ж-т добросовестно основывает свои собственные выводы, м.б. историями или слухами, источниками к-рых служат др люди (даже если их личности не м.б. установлены) или общ-венное мнение.

    Одним из принципов, на к-рых основывается вышеизло­женное, заключается в том, что в демократическом общ-ве, где власти избраны в результате свободного и осознанного воле­изъявления граждан, должностные лица справедливо находятся под придирчивым вниманием общ-ва, и прежде всего прессы. Как отметил ЕСПЧ, свобода печати предоставля­ет общ-венности одну из лучших возможностей узнать об иде­ях и позициях политических лидеров и сформулировать своё личное к ним отношение. Соответственно границы допустимой критики более широки, когда она касается именно политичес­кого деятеля, а не рядового гражданина.

    Следует обратить внимание на то, что Европейская конвен­ция о правах чел-ка, за соблюдением к-рой и следит Евро­пейский Суд в Страсбурге, особо защищает честь и достоинство судов и судей. В 1995 году Европейский Суд отказал в жалобе на уголовное преследование двух австрийских ж-тов за уни­жение чести и достоинства судьи. Суд решил, что для утвержде­ния верховенства права и для защиты доверия общ-ва к судеб­ной власти от «разрушительных и по существу необоснованных нападок» в прессе возможно применение юридических санкций.


    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта