|
Правовые основы СМИ - ответы на билеты (шпоры). Вопросы к экзамену Правовые основы журналистики
29. Правомерное использование произведений в СМИ. На первый взгляд может показаться, что авт.право призвано защищать лишь материальные интересы автора. Однако оно защищает также и права общ-ва на доступ к достижениям лит-ры и иск-ва. Из общего, осн.правила запрета на использ-е про-ий без воли автора и без материальной компенсации есть целый ряд общепринятых во всём мире исключений. Все они применимы только к правомерно обнародованным пр-ям, т.е. к таким, которые с согласия автора уже стали доступными для всеобщего сведения путём их опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом.
Эти исключения. Прежде всего, допускается воспроизведение (копирование) пр-ий в личных целях, напр.для просмотра или прослушивания в кругу семьи. Это понятно, т.к. в противном случае не было бы смысла иметь дома магнитофоны, проигрыватели, музыкальные инструменты, люди не могли бы читать друг другу стихи поэтов и т.п. Это разрешение не распространяется на копирование пр-ий архитектуры, баз данных, компьютерных программ, нотных текстов и полных текстов книг (ст. 18 З-на об авт. праве). Исключение составляют и случаи, которые в российском з-не «Об авт. праве и смежных правах» называются «использование произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения» (ст. 19). Но и такие случаи использования произведений дозволительны только с указанием имени автора и источника заимствования.
Все эти исключения связаны с целями и ха-ром использ-ия пр-ий, объём в данном случае имеет второстепенное значение. Правда, он обязательно должен соответствовать цели.Это м.б.учебные цели. Разрешается свободное использ-е пр-ия и отрывков из них в качестве иллюстраций (напр., публикация в хрестоматии отрывков из лит.пр-ий или полных текстов рассказов и стихов, если это необходимо для изучения литературы, или воспроизведение удачной композиции в работах известных мастеров в учебнике по фотож-тике). Подобные литер-ые и художественные примеры разрешается использовать и в образовательных программах TVя и радио. Так, в учебной передаче по физике можно показать отрывок из научно-популярного фильма или весь фильм целиком.
Разрешается цитирование произведений в инф-ционных и критических целях. Это исключение в большей степени, чем остальные, касается ж-тов. В любой газете (но не в журнале!) или инф-ционной программе можно свободно использовать отрывки из произведения в объёме, оправданном целью информирования. Это м.б.любая инф.программа, не обязательно политических новостей (новости кинопроката, из области музыки, театра, балета, передача о творчестве композитора, т. п.). Разрешается также воспроизводить отрывки из песен, сцены из спектаклей, кадры из кинофильмов для подкрепления инф-ционного или обзорно-критического материала цитатой. В прессе это м.б. газетная или журнальная статья о книжных и др. новинках или обзор творчества того или иного автора. Объём цитированного материала не имеет конкретного ограничения (напр., в процентах от общего объёма цитируемого произведения). При возникновении спора с автором соответствие объёма цели устанавливает суд. Если ж-т лишь прикрывает цитирование инф-ционными целями, это, как правило, легко обнаружить. Напр., если некто утверждает, что сделал двухчасовую программу о творчестве актёра Кеану Ривза, но фактически показывает почти полностью (без титров) фильм «Матрица», сказав перед началом и в конце «передачи» несколько слов, то у такой программы успех будет, но её создатель при этом нарушит з-н. Но, напр., в программе о Московском международном кинофестивале можно демонстрировать отрывки из любых участвовавших в этом фестивале фильмов. В инф-ционных целях разрешается также приводить в СМИ отрывки из публично произнесённых политических речей, докладов и т.п. или при помощи аудиовизуальных средств оперативно воспроизводить произведения, которые были увидены или услышаны в ходе тех или иных событий, — в фото-, радио- и телерепортажах с выставок, концертов, в обзорах текущих событий («хроника дня», «культурная жизнь города» и т.п.). Отдельная норма ЗоАП допускает также свободное использование произведений, постоянно расположенных в местах, которые могут посетить все желающие за деньги или бесплатно (ст. 21): произведений архитектуры (в том числе садово-парковой), изобразительного искусства, фотографий. Частные владения к таковым местам не относятся. Постоянное расположение произведения означает его нахождение в определённом месте в течение длительного срока, которым является, напр., срок выставки.
З-н об авт.праве допускает также свободную перепечатку в газетах (но не в журналах!) или передачу по радио и TV ранее опубликованных в др. периодических печатных изданиях или переданных по электронным СМИ материалов при соблюдении 2х условий. 1.Это должны быть материалы по текущим (именно текущим!) вопросам, они должны касаться политич., экономич., социальн.и религиозных, и никаких др. тем. Напр., перепечатка статьи о литературном творчестве Солженицына, скорее всего, не подойдёт под это положение. Но если в ней содержится изложение позиции Солженицына по вопросу земельной реформы — проблем не должно быть. При этом имеется в виду именно текстовой материал (а не фотографии или карикатуры) прессы и аудиовидеоматериалы электронных СМИ. 2. Такое воспроизведение не должно быть специально запрещено автором. Такой специальный запрет можно встретить в печатных СМИ в виде предупреждения в конце номера (напр.: «Любое воспроизведение материалов возможно только с письменного разрешения редакции»), под статьёй или др. материалом (напр.: «Использ-е настоящего пр-ия запрещается»). Но почти никогда такой запрет не встречается в электронных масс-медиа. Естественно, что в любом случае необходимо упоминание об источнике перепечатки.Научные, исследовательские, полемические цели близки к критическим целям и также дают право на свободное цитирование произведения.
З-н о СМИ (ст. 42) освобождает редакцию от необходимости получать разрешения авторов на публикацию либо иное исп-е в сообщениях и др. материалах писем, адресованных в редакцию, если не искажается их смысл. Поступившее в редакцию письмо расценивается, скорее, как источник инф-ции, нежели как про-ие, охраняемое авт.правом. Письмо адресуется редакции СМИ, поэтому, за искл.случаев, когда в нем содержится просьба о конфиденциальности, согласия автора на его публикацию и редактирование не требуется.Во всех др. случаях необходимо спрашивать разрешения автора (или правообладателя) и выплачивать согласованный гонорар.
Необходимо учитывать, что по российскому з-нодат-ву офиц. документы (з-ны, судеб.решения и т.п.), гос.символы и знаки (флаги, гербы, дензнаки), а также пр-ия народного творч-ва не являются объектами авт.права. Их также возможно использовать без получения разрешения авторов и выплаты гонорара. Искажение гос. символов влечёт за собой уголовное наказание.
| 30. Служебные пр-ия в работе ж-та
Важным положением З-на об авт.праве является норма о так называемых «служебных пр-иях». К таковым относится большинство пр-ий, создаваемых ж-тами. Под служебными з-н понимает такие пр-ия, к-рые были созданы автором в порядке выполнения служебных обязанностей или по служебному заданию работодателя (ст. 14).
Если иное не оговорено в авт. договоре м/ду автором и работодателем (а такого договора может вообще не быть), то все исключительные права на использ-е служебн.пр-ий автоматически получает работодатель. У автора остаются лишь неимущественные права, прежде всего, право на имя. У него нет даже права на отзыв, т.е. права отказаться от уже принятого им решения об обнародовании (опубликовании) пр-ия.
Пример. Если штатный ж-т написал фельетон для своего журнала, у него нельзя отобрать право на то, чтобы автором этого пр-ия значился именно он. За исключением возможной премии или гонорара (если таковой заранее оговорен), прав на получение вознаграждения сверх того, что он и так получает по трудовому договору, у него нет. Редакция же, для которой был написан фельетон, получает все права на использ-е этого пр-ия без согласования с автором (скажем, право впоследствии издать этот фельетон в сборнике лучших материалов за всю историю журнала; напечатать его в др. изданиях той же компании; отказаться от своего намерения и никогда не печатать его и не разрешать др. делать это; перевести на ин.яз.и продать за границу; разместить в И-нете и т.д.). Автор при этом не получает никакой дополнительн.платы за свой труд. Более того, даже если автор уйдёт «со службы», это не значит, что он сможет «забрать» с собой свои статьи. Не следует также заблуждаться, считая, что по прошествии времени ж-т вправе свободно опубликовать этот фельетон в сборнике своих пр-ий или в другом издании. Он не сможет разрешить актёру прочитать свой фельетон со сцены, а режиссёру — снять по нему сюжет. Исключительные права работодателя распространяются на весь срок их действия. Во всех случаях использ-я автору придётся получать разрешение работодателя периода написания фельетона. И если на этом пр-ии автор сможет все же каким-то образом заработать, то, скорее всего, работодатель не разрешит использовать его без выплаты ему, работодателю, вознаграждения.
Ситуация будет иной, если в договоре с редакцией специально оговорено, что исключительные права на пр-ие принадлежат автору или что они принадлежат ему после первого использования пр-ия журналом либо через 2-3 года после первого использ-я. Но таких условий договора добиваются только самые маститые и известные ж-ты.
Весной 2001 года такая трактовка понятия служеб.пр-ия пострадала в результате решения, Арбитражного суда Москвы. Это решение открывает дорогу к безнаказанному воспр-ию, по крайней мере в И-нет-библиотеках, материалов на актуальные политич, экономич, социальн и религ. темы из печатных СМИ, даже если в этих изданиях есть запрет на использ-е опубликованных материалов без разрешения редакции. Конфликт возник по поводу того, что две организации разместили на созданном ими сайте, построенном по принципу «публичной библиотеки», около 100материалов, ранее опубликованных в одной из центр.газет. Холдинг, которому принадлежит это издание, обратился в арбитражный суд с иском о «запрете использ-я ответчиками статей... и взыскании с ответчиков компенсации за нарушение авт.прав в размере 1000 МРОТ». Факт использ-я пр-ий истцом был доказан, как и то, что ни сам холдинг, ни редакция газеты, ни автор статей не давали разрешения на их воспр-ие. Истец строил позицию на том, что все использованные ответчиками материалы были написаны ж-тами, являющимися штатными сотрудниками медиа-холдинга и, т.о., являются служебными пр-иями. Исключит.права на их использ-е в соотв.с п.2 ст.14 ЗоАП принадлежат работодателю, если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное. Что же касается ответчиков, то они сослались на то, что норма п.2 ст.14 З-на об авт.правах неприменима к холдингу, поскольку, как устанавливает п.4 той же статьи, «на создание в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя... газет, журналов и др. периодических изданий положения настоящей статьи не распространяются». По мнению ответчиков, для того чтобы защищать исключит.права на опубликованные в газете статьи, издателю газеты необходимо быть представителем авторов этих статей. Суд отказал холдингу в удовлетворении исковых требований, основываясь на том, что холдинг не позаботился о приобретении исключительных прав на статьи своих авторов, пусть даже оплаченные и опубликованные им. Несмотря на все усилия истца, апелляционная инстанция подтвердила это решение. Представители холдинга решили не обращаться в вышестоящие суды с кассационной и надзорной жалобами. Правда, потом среди выходных данных газет холдинга появилась фраза: «Издатель является представителем авторов статей, опубликованных в данной газете».
Действительно, печатное СМИ в смысле ст.11 З-на об авт праве является составным пр-ием. При этом авторы пр-ий, включённых в составное пр-ие, вправе их использовать независимо от составного пр-ия (если иное не предусмотрено авт.договором). Наконец, авт право составителя (если им не является издатель периодического издания) не препятствует др. осуществлять самостоятельный подбор тех же материалов для создания своих составных пр-ий (напр., тех же И-нет-библиотек).
| 32. Смежные права и их использование в СМИ
Напомним, что российский з-н, охраняющий интеллектуальную собственность, носит название З-н «Об авт праве и смежных правах». Под смежными правами понимаются права, которые имеют фактически такой же объём, что и авторские, только принадлежат не авторам, а исполнителям авторских пр-ий (актерам, режиссерам, исполнителям песен и др. музыкальных пр-ий, дирижёрам, артистам цирка и т.п.), вещательным компаниям и компаниям кабельного телевидения и проводного радио в отношении своих передач, производителям фонограмм (звукозаписывающим компаниям) в отношении своих фонограмм.
Напр., если происходит запись исполнения симфонии Дмитрия Шостаковича в Концертном зале имени П.И. Чайковского, то музыканты и дирижёр получают права на имя, защиту исполнения от искажения, право на получение вознаграждения, разрешение производства записи для последующего воспр-ия и др. Компания по производству компакт-дисков, осуществляющая эту звуковую запись, получает права на воспр-ие и распространение полученной фонограммы, а телекомпания, которая вела запись концерта для трансляции по телевидению, — права «сообщать передачу для всеобщего сведения», в том числе в местах с платным входом (ст. 35—43 ЗоАП).
|
| 34. Реклама и свобода массовой инф-ции
Реклама является одной из форм распространения массовой инф-ции, и в этом случае она должна пользоваться конституционной защитой свободы инф-ции. Право свободного поиска, получения и распространения инф-ции, как известно, относится к основным правам чел-ка в России. Следовательно, его можно ограничить только федеральным з-ном и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и з-нных интересов др. лиц, а также для обеспечения обороны и безопасности нашего гос-ва.
Правовая практика, сложившаяся в большинстве стран мира, свидетельствует о том, что реклама признана формой свободного слова. Следовательно, она должна иметь все основные гарантии, как и др. его формы, такие, как инф-ция или развлечения. Главное из этих прав — недопустимость цензуры и административного вмешательства.
В соответствии с Европейской конвенцией о правах чел-ка, участницей которой является и Россия, любые ограничения свободы слова должны вводиться с учётом интересов демократии и фиксироваться в з-нах. Целый ряд судебных прецедентов и з-нов в различных странах мира говорит о том, что, хотя реклама и признаётся формой свободы слова, степень её правовой защищённости всё же не так велика, как у др. форм этой свободы. Др. словами, реклама подлежит ограничениям, непривычным, напр., для политической инф-ции. Не составляет исключения и ситуация с правовым регулированием рекламы в нашей стране.
33. Ответственность за нарушение ФЗ «Об авт праве»
По З-ну об авт праве (ст. 49), обладатели авт.и смежных прав в случае их нарушения могут: (цит). Обладатели исключительных авторских и смежных прав могут в установленном порядке обратиться за защитой в суд, арбитражный суд, третейский суд, органы дознания и предварительного следствия в соответствии с их компетенцией.
Та же статья З-на об авт праве предусматривает и иные формы ответственности. Контрафактные, т.е. изготовленные и распространяемые с нарушением авторских и смежных прав, экземпляры пр-ий или фонограмм подлежат обязательной конфискации. Эти изъятые экземпляры должны быть уничтожены, за исключением случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе. Происходит это без зачёта их стоимости в сумму выплачиваемой компенсации. Суд может вынести решение о конфискации материалов и оборудования, используемых для изготовления и воспр-ия контрафактных экземпляров пр-ий или фонограмм.
Кроме того, согласно Гражданскому кодексу РФ (ст. 151) возможна дополнительная компенсация за причинение морального вреда, размер которой устанавливается судом (верхнего предела здесь нет).
Уголовный кодекс РФ (ст. 146) в свою очередь предусматривает, что «нез-нное использование объектов авт.права... если эти деяния причинили крупный ущерб — наказывается штрафом в размере от 200 до 400 минимальных размеров оплаты труда... либо лишением свободы на срок до двух лет».
Наконец, в соответствии с З-ном о СМИ (ст. 25) суд может прекратить распространение издания или программы при нарушении редакцией, издателем или распространителем прав авторов. Здесь, видимо, также речь идёт о контрафактных экземплярах журналов, иных носителей массовой инф-ции, в том числе о фактах нарушения права использования товарных знаков (напр., логотипа издания).
В основном правом подачи в суд гражданского иска или заявления о возбуждении уголовного дела обладают автор пр-ия (при нарушении неимущественных прав), иной правообладатель (в случае нарушения имущественных прав) либо их з-нные представители
| 41. З-нодательство субъектов РФ(эротич. и порнографич. продукция)
З-нодательные органы субъектов Российской Федерации всё больше занимаются регулированием деят-сти местных СМИ. В сфере их особого внимания находятся эротические издания и программы. В этих актах затрагивается и решается определённый набор проблем.
Во-первых, органы местной власти ищут собственные формулировки предмета регулирования. Найденные определения основных понятий порой вводят ж-тов и, вероятно, правоприменителя в растерянность. Так, в статье 1 областного З-на «О регулировании распространения и рекламе эротической продукции на территории Белгородской области» 1995 года говорится, что «эротической продукцией следует считать печатные издания, изображения, фотоизделия, киновидеоматериалы, аудиозаписи, компьютерные программы, товары сексуально-прикладного назначения». Эта формулировка означает, что либо могут существовать некие печатные издания и аудиозаписи сексуально-прикладного назначения, либо любые «печатные издания, изображения...» и т.д. являются априори эротическими. По З-ну «О контроле за распространением и демонстрацией эротической продукции на территории Тюменской области» 1995 года эротическая продукция воздействует «посредством сексуальной инф-ции на эмоции чел-ка», вызывает у него «эстетические нравственные чувства и представления». К ней, однако, тюменский з-н не относит продукцию СМИ, т.к. последние просто несут «в себе сексуальную инф-цию». В Воронеже (З-н «О порядке распространения эротической продукции на территории Воронежской области» 1995 года) считают эротическими любые кинофильмы, «эмоционально воздействующие на сексуальные чувства... зрителя», порнографическими же — фильмы, вызывающие «нездоровые сексуальные эмоции... зрителя». Как здесь определить разницу?
Во-вторых, даже там, где местные акты лишь повторяют определение эротической продукции, имеющееся в федеральном з-нодательстве о СМИ, ими предусмотрено создание комиссий по определению наличия эротики и порнографии в конкретной продукции, составлению списков запретных кинофильмов и т.п. Как и в годы советской власти, во времена приснопамятной борьбы с «видеоклубничкой», в такие комиссии обязательно входят сексопатолог, искусствовед и представитель творческого союза.
Наконец, в-третьих, в соответствии со статьёй 37 З-на РФ «О средствах массовой инф-ции» местные органы гос-венной власти фиксируют границы распространения того, что они так по-разному определили в указанных выше актах. В большинстве случаев устанавливается неприступная для секса граница, обычно на расстоянии в 500 м от образовательных учреждений для несовершеннолетних, зданий для отправлений религиозных культов и т.п. В соответствии с Распоряжением мэра Москвы от 26 мая 1994 года «Об упорядочении распространения эротических изданий в Москве» категорически запрещается торговля эротическими изданиями на улицах города, на территории метрополитена, на авто- и железнодорожных вокзалах, в электропоездах Московской железной дороги, на городском аэровокзале, в московских аэропортах и речных портах, в пешеходных переходах и прочих не отведённых специально для этой цели местах, а также торговля с рук, лотков, машин, в местах массового отдыха граждан. Но бывают требования более экзотичные: напр., как понять норму одного из областных з-нов об удалении мест распространения эротической продукции в сторону от «улиц с интенсивным пешеходным движением»? Или в соответствии с воронежским и белгородским з-нами разрешается демонстрировать эротические телепередачи с 23 часов, однако в котором часу это ограничение прекращается, не указано. М.б., в 23:15, а может, в 22:59 следующего дня?
Региональное регулирование СМИ во многих случаях небесполезно. Но очевидно, что местные з-ны о защите нравственности должны предлагать рабочие модели для федерального з-нодательства о распространении эротической и порнографической продукции, не противоречащие здравому смыслу.
| |
|
|