Главная страница

Конен В. - Пути американской музыки - 1965. Второе дополненное издание музыка москва 1965


Скачать 16.11 Mb.
НазваниеВторое дополненное издание музыка москва 1965
АнкорКонен В. - Пути американской музыки - 1965.pdf
Дата24.04.2017
Размер16.11 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаКонен В. - Пути американской музыки - 1965.pdf
ТипДокументы
#2993
страница17 из 26
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   26
Глава седьмая
ПУТИ РАЗВИТИЯ ДЖАЗОВОЙ МУЗЫКИ В США
1
Развитие раннего эстрадного джаза было неожиданно пресечено тяжелым экономическим кризисом, наступившим в США в конце 20-х годов. С момента злополучного биржевого краха в Нью-Йорке рассеялся угар «просперити». Миллионы американцев были разорены и потеряли средства к существованию. «Ночная жизнь», столь характерная для периода процветания, сразу утратила свое значение. «Лопнули» сотни ночных клубов. Джазовые музыканты, профессиональная судьба которых всецело держалась на атмосфере лихорадочного веселья послевоенных лет, утратили в годы кризиса свою точку опоры в жизни. Оторванные от профессиональной деятельности и своей среды, они разбрелись по обширной стране в поисках средств к существованию.
Много лет спустя энтузиастам джазовой музыки приходилось разыскивать и вылавливать знаменитых музыкантов 20-х годов из далеких закоулков, куда их занесла нужда кризисных лет. На рубеже 30-х годов казалось, что «эпоха джаза» пришла к концу *.
И в самом деле, джаз увядал в той городской среде,
* Известно, например, что ансамбли знаменитых джазистов Луи Армстронга и Дюка
Эллингтона на время «скрылись» в Европе. Некоторые белые джазисты (например, Джин
Круппа или Бенни Гудмен) примкнули к «приятным» коммерческим оркестрам.
Негритянских музыкантов постигла особенно тяжелая судьба. Так, один известный джазист стал чистильщиком обуви на улице, другой занялся мелким портняжничеством, третий умер от дистрофии, в буквальном смысле слова под забором. Подобные примеры можно было бы умножить.
329 которая в свое время впервые привлекла к нему внимание мира. И в дальнейшем, когда коммерческая музыкальная эстрада вновь обрела былую силу, она уже не вернулась к прежнему творческому состоянию. Отныне Бродвей только «паразитировал» на находках импровизационного некоммерческого джаза. А эта разновидность джаза имела и продолжает иметь свою собственную судьбу.
Еще в 20-е годы параллельно эстрадным джаз-бандам, рэг-таймам и блюзам, пользовавшимся такой популярностью у посетителей театров и ночных клубов, далеко «за кулисами», в негритянской среде рождалось другое джазовое искусство. Это уже не был
«варварский» джаз новоорлеанских притонов. Его нельзя, однако, отождествлять и с коммерческой разновидностью, развивавшейся на
Бродвее под непрерывным воздействием легкожанровой эстрады. (Заметим попутно, что начиная с 20-х годов в создании музыкального стиля Бродвея широкое участие принимали музыканты, эмигрировавшие из России.) В городских негритянских кругах складывался особый вид джаза, близкий и по духу, и по формам выражения светскому афро-американскому, отчасти и африканскому фольклору. Интонации трудовых выкриков, старых народных блюзов, музыки экстатических «шаутс», светских танцев — вот откуда черпал этот джаз свои выразительные приемы. В нем оживали радостные тона, юношеские эмоции, жизнеутверждающие мотивы, свойственные народному творчеству. И многие чуткие музыканты уловили в негритянском джазе то упоение радостью бытия, которое в коммерческом эстрадном варианте было запрятано за крикливой и циничной внешней оболочкой.
Американский композитор Дж. Антейль писал о «первобытной радости и силе» негритянского джаза, которых так не хватало капиталистическому обществу в послевоенный период «крушения всех иллюзий».

330
«Музыка негров появилась неожиданно после... войны... в мире, находящемся в состоянии духовного банкротства... Нам нужен был рёв льва, чтоб напомнить о том, что жизнь еще не кончилась... нужно было, чтобы нас поддержали мощные плечи юного народа. Негры помогли нам вернуться к элементарным законам самосохранения...» [40]
Главной сферой распространения негритянского джаза были граммофонные пластинки, выпускаемые специально для так называемого «цветного рынка». В этих записях, которые частью сохранились и в наши дни, запечатлено творчество «горячих» исполнителей раннего
331 джаза — выдающейся певицы (а быть может, и создательницы) блюзового стиля Ма
Рэйни, ее знаменитой последовательницы Бесси Смит, вокалиста и гитариста Хедди
Ледбелли, высокоталантливого трубача, певца и импровизатора Луи Армстронга, инструменталиста и вокалиста Фердинанда (по прозвищу Джелли Ролл) Мортона, который соединял качества первоклассного импровизатора рэг-таймов и сочинителя блюзов, и множества других.
В годы кризиса, когда сами музыканты часто оказывались вне музыки и своей среды, а иногда даже поддавались развращающему влиянию коммерческого рынка (как это произошло, например, с Бесси Смит), записи их старых исполнений жили своей
самостоятельной жизнью. Они продолжали звучать в быту и порождать образцы нового джазового фольклора. На этой музыке воспитывались вкусы нового поколения. Роль граммофона в сохранении и развитии джазовой музыки вряд ли может быть переоценена.
Другой сферой зарождения и распространения «горячего» джаза были частные дома и маленькие интимные клубы в негритянских районах американских городов, в особенности в Гарлеме — этой «столице негритянской культуры», лежащей внутри крупнейшего города США. В связи с усиленной миграцией чернокожего населения на
Север после первой мировой войны этот район обогатился множеством народных музыкантов-импровизаторов. В вечерние часы, после рабочего дня, жители Гарлема собирались в частных домах, импровизируя на рояле или в маленьких джазовых ансамблях. Оригинальная неприглаженная красота негритянского искусства, на которую южане взирали с равнодушием, поразила воображение северной интеллигенции. Многие из них начали совершать систематические «экскурсии» в Гарлем, восхищаясь негритянской манерой танца, пения, инструментального исполнительства. Поэзия американских негров, их театральное искусство и в особенности джазовая музыка стали модой и лозунгом дня для американской артистической среды. Влияние Гарлема ощутимо и в живописи, и в поэзии, и в профессиональном композиторском творчестве американцев послевоенного
332 поколения. Карл Ван Вехтен в литературе и живописи, Вэйчел Линдси в поэзии, Аарон
Копленд и Марк Блицстайн в музыке — вот типичные представители «гарлемских тенденций» в американском искусстве 20-х годов. Уже в те годы приверженцы джаза
разделились на два ясно обозначившихся лагеря. Обыватели упивались разновидностью, преподносимой им с эстрады и коммерческими издателями. Молодые радикалы боготворили «горячих» импровизаторов Гарлема.
Но даже в наиболее счастливые времена коммерческим успехом пользовались не маленькие ансамбли в гарлемском стиле, а большие коллективы, приспособленные
333 для сопровождения танцев. «Мы могли играть только в наших собственных комнатах и по нашему собственному заказу» [41], — говорил с горькой иронией один из исполнителей импровизационного джаза, намекая на конкуренцию со стороны стандартизованных джаз- бандов, процветавших в танцзалах. В тяжелые годы кризиса это положение еще более усугубилось. Одни лишь крупные ансамбли, исполнявшие записанную и предварительно разученную музыку, находили практическое поле деятельности. Маленькие же импровизационные группы, игравшие ради самой музыки, а не для сопровождения к танцам, потеряли аудиторию, которая могла бы материально поддерживать их творческие эксперименты. С коммерческой точки зрения они оказались полностью несостоятельными и сошли со сцены.
Поэтому, когда несколько лет спустя, в период «рузвельтовского благополучия», джаз в США возродился вновь, то уже и его импровизационные формы начали развиваться на основе крупных инструментальных составов. С ними связано джазовое движение, известное под названием «суинг».
2
Границы второго этапа в развитии джазовой музыки охватывают также десятилетний период — с середины 30-х годов до конца второй мировой войны. В эти годы слово
«джаз» исчезает из американского обихода. Новая джазовая музыка, отличающаяся от более раннего варианта особыми стилистическими признаками, обозначается термином
«суинг» *.
*Принято считать, что термин «суинг» (swing) был придуман английской радиовещательной фирмой, которой не понравилось слово «джаз». Поскольку слово
«качание» и в самом деле выражает особенность джазового ритма и движения, то оно очень скоро и прочно привилось и на родине джазовой музыки.
334
Никогда прежде импровизационная джазовая музыка не имела такого массового распространения, как в десятилетие начиная с середины 30-х годов. Теперь уже не только
«цветной рынок» поставлял на нее заказы и не одна лишь университетская молодежь увлекалась ею. В изысканных клубах и в демократических кинотеатрах, в учебных заведениях и на ресторанных площадках, на Бродвее и в Карнеги-Холл* — всюду можно было услышать звуки модного импровизационного суинга.
В создании этого искусства участвовали в равной мере и негры, и белые американцы, причем смешанные по составу ансамбли стали в те годы нередким явлением **.
Безмерно умножилось число джазовых исполнителей, и «старая гвардия», прозябавшая в бесславном бездействии не один год, была призвана опять занять свое место в борьбе за новый расцвет джазового искусства.
Суинг по существу представляет собой логическое развитие тенденций, наметившихся в тех джазовых ансамблях 20-х годов, которые сочетали черты и
«приятного» и «горячего» джаза: «горячий» исполнитель импровизировал сольные партии, чередующиеся с выписанным и разученным ансамблевым рефреном. Но все же суинг привнес в музыку свои собственные стилистические приемы. По сравнению с
«горячим» послевоенным джазом их можно усмотреть в следующем.
Во-первых, в увеличении состава ансамбля. Вместо четырех-пяти человек, составлявших ранние импровизационные джазовые группы, число исполнителей суинга
достигало пятнадцати. Звучание приобрело массивность, полноту и, как это ни парадоксально на первый взгляд,
* Карнеги-Холл — знаменитый концертный зал в Нью-Йорке, цитадель классической музыки.
** Бенни Гудмен первый пригласил в свой ансамбль исполнителей-негров. За ним последовали и некоторые другие руководители «белых» джаз-ансамблей. Однако в целом практика смешанных ансамблей не получила широкого распространения из-за расовой дискриминации.
335 большую простоту благодаря усилению вертикального многоголосия.
Большой состав исполнителей предъявил иные требования к импровизации. Почти никто из «горячих» джазистов 20-х годов не был знаком с нотной грамотой. Они играли и импровизировали, следуя своему музыкальному инстинкту. Но если это было возможно в игре одного артиста, чередующего свое соло с ансамблевым рефреном, то в групповой импровизации потребовалась большая упорядоченность и формы произведения, и замыслов импровизаторов-исполнителей. Музыканты суинга выработали определенную схему «равновесия» между предварительно разработанным планом и импровизационным элементом.
Типичная форма суинга опиралась на характерные для него инструментальные звучания. В джазовых коллективах, созданных по образцу ансамбля прославленного в свое время Бенни Гудмена*, ударная или ритмическая группа из четырех наполнителей составляла, как и в раннем джазе, тяжелую, утрированно-подчеркнутую, пульсирующую основу. Четыре саксофона играли мелодию, а медные исполняли функцию второго голоса, за исключением тех случаев, когда три трубы и два тромбона контрапунктировали друг другу. На этой основе постепенно выработались типичные для суинга приемы, обыгрывающие африканскую антифонную перекличку (их «изобретение» приписывается
Шлетчеру Гендерсону и Дону Редмену). Деревянная и медная группы как бы непрерывно
«перебрасывались» одними и теми же музыкальными фразами, импровизируя бесконечные вариации на них приблизительно в духе испанского болеро **. Встречались и сольные вариации. Как и в раннем джазе, гармония была простейшей, заимствованной из европейской музыки. Преобладали четырех- и пятиголосные
* Разумеется, не все новые приемы, узаконенные Гудменом, были его собственной находкой. Как часто бывает в подобных случаях, Гудмен обобщал также искания ряда других джазистов, в некоторых отношениях опередивших его ансамбль.
** Этот прием получил название «рифф» (riff).
336 звучания, которые, однако, всегда были окрашены в «блюзовый» колорит.
В отличие от «горячего» джаза 20-Х годов суинг был в большой мере созданием белых американцев, воспитанных не только на джазовых, но и на европейских музыкальных традициях. В частности, и сам «король суинга» Бенни Гудмен пользуется репутацией выдающегося исполнителя классической музыки на кларнете. Все это не могло не иметь последствий для формирования стиля суинга. В большей мере, чем это было свойственно импровизационному джазу новоорлеанского и гарлемского стилей, музыка суинга тяготела к темперированной системе, к мелодически упорядоченным интонациям и по-европейски оформленным гармониям.
Каждый известный ансамбль вводил свои новшества, открывал какие-то новые выразительные возможности джазовой музыки. Особенно прославились в период господства суинга джазисты Каунт Бэйзи, Джин Круппа, Гленн Миллер, Арти Шоу и другие.
И все же именно благодаря своей огромной популярности суинг был обречен.
Эксплуатируя массовый интерес американской публики к джазовым импровизациям, коммерческая эстрада начала немедленно создавать свои варианты, копирующие и
безмерно упрощающие находки джазовых артистов. Для некоторых музыкантов денежная приманка оказалась слишком соблазнительной. Не один «экспериментальный» импровизационный ансамбль продался Бродвею или переродился в танцевальный джаз- оркестр. Постепенно суинг перенял от американской коммерческой эстрады присущий ей пошлый, вульгарный облик. Налет дешевой легкожанровости — не худшее, что характеризует современный суинг. Всю меру падения искусства, выросшего из народных негритянских импровизаций, можно оценить по грубой разнузданности популярных
«буги-вуги» и «рок-н-ролла».
В годы расцвета суинга в США выдвинулся негритянский джазовый музыкант — композитор и пианист Дюк Эллингтон (род. 1899). Его творчество привлекло внимание широких кругов любителей джаза во всем мире, и даже музыканты классического направления отдают
337 дань этому крупному и оригинальному таланту. Яркая художественная индивидуальность его не укладывается в рамки какого-либо одного джазового стиля. Уже на рубеже 20—30- х годов он создал ряд произведений, которые и в наши дни ни в какой мере не утратили художественной ценности. Эллингтона можно условно отнести к эпохе суинга и потому, что широкое признание его творчества хронологически совпадает с периодом расцвета суинга, и по той причине, что в его музыке есть упорядоченность «режиссерского» плана,

338 равновесие между импровизационными и предварительно подготовленными моментами и, Наконец, чистота звучания в пределах блюзовых тональностей, которые характерны для суинга. По существу же искусство Эллингтона возвышается над всей современной культурой джаза, подобно тому как возвышался в свое время Фостер над породившей его творчество музыкой менестрельного театра или Гершвин над ранним эстрадным джазом
Бродвея. Импровизациям Эллингтона свойственна подлинная вдохновенность. Его неисчерпаемое воображение порождает бесчисленные звуковые находки. Богатство и новизна тембровых звучаний, необычные гармонические и полифонические сочетания, бесподобная игра ритмов способны сами по себе производить ошеломляющий эффект. И все же обаяние его музыки не только во внешней чувственной красоте. Ее сила в глубине выражения, в богатстве настроений. Эллингтон сочиняет и в стиле ритмически подчеркнутого танцевального джаза, и в свободной «отвлеченно-инструментальной» манере, в том числе в традициях программных сюит или симфонических поэм (например, сюита в четырех частях «Черное, коричневое и беж», «Шекспировская сюита»
«Либерийская сюита» и другие). Быть может, именно Эллингтон своими импровизациями в форме блюзов и наметит путь к слиянию симфонических и джазовых традиций.
К его лучшим и наиболее известным произведениям относятся «Одиночество»,
«Темно-синее (мрачное) настроение» *, «Портрет Берта Вильямса», «Черная и коричневая фантазия», «Эхо джунглей», «Жалоба кларнета», «Гарлемское эхо», «Искушенная дама» и ряд других. Однако многие из них известны широкой, в особенности
* Здесь содержится игра слов. На английском языке «мрачное» и «голубое» обозначаются одним словом. Поэтому «мрачное настроение» — одновременно «голубое настроение» («blue» по-английски синий или голубой). Эллингтон назвал свою пьесу
«Темно-синим настроением», очевидно имея в виду особенно глубокое чувство тоски.
339 европейской, публике лишь в переложении для коммерческого Джаза, вульгаризующего и искажающего их подлинный облик.
3
Реакция на стандартный шумный суинг, повсеместно господствующий на американской коммерческой эстраде, породила в середине 40-х годов ряд новых течений.
Их общая тенденция — стремление возродить подлинный негритянский джаз и освободить джазовую музыку от сковывающих требований танцзалов. Приверженцы этих новых течений возродили маленькие камерные ансамбли и вновь вернулись к
«старинному» термину «джаз», нарочито противопоставляя его коммерческому суингу.
В начале 40-х годов наблюдается неожиданное возвращение к раннему новоорлеанскому джазу. В отличие от своего прототипа этот «возрожденный» джаз исполнялся главным образом белыми музыкантами, но образцом для них служили сохранившиеся записи импровизаций новоорлеанских, негров-музыкантов предшествующего поколения — Кинга Оливера, Джелли Ролл Мортона, Кида Ори и других. Некоторые из «старых» новоорлеанцев вновь включились в джазовую концертную деятельность. Возрожденные джаз-банды вернулись к банджо, которое было вытеснено в 30-х годах гитарой, к тубе вместо привившегося в годы суинга контрабаса и даже к корнетам, столь распространенным в далекие годы в ансамблях новоорлеанских негров. Мелодический стиль опять культивирует хаотические экстатические «выкрики», типичные для «шаутс».
«Новый новоорлеанский джаз» почти всецело опирался на старинные образцы. Он не открыл новых путей в джазовом искусстве. Но этот «ренессанс» приобщил широкую американскую публику к выразительным средствам подлинного (так называемого
«классического») негритянского джаза, который в 20-х годах оставался для нее скрытым.
Приблизительно в эти же годы большую и устойчивую

340 популярность приобрело течение, известное вначале под названием «рибап»*, а впоследствии переименованное в «бипап» или «бап» («bop»). Из него в свою очередь выросло новое ответвление, распространившееся под названием «холодного» джаза.
Выразительные приемы этой разновидности резко/и нарочито противопоставлялись традиционному джазу. Луи Армстронг, представитель новоорлеанских традиций, восстал против нарочитых новшеств «холодного» джаза, сетуя на отсутствие в нем запоминающихся напевов и танцевальных ритмов. Некоторые европейские исследователи джаза склонны рассматривать «бап» и «холодный» джаз вовсе не как джазовое искусство, а как некую новую самостоятельную область музыкального творчества, выросшую из джаза.
И в самом деле, в «холодном джазе» нет того подчеркнутого пульсирующего ритма, который являлся самой характерной чертой джазовой музыки с момента ее зарождения.
Ритмическая пульсация здесь не слышится, а подразумевается, и на этой психологической основе джазовый музыкант импровизирует сложные и тонкие полиритмические сочетания. В то время как традиционный джаз характеризовался повышенной динамикой и массивной звучностью, современный джаз отличается легкими, суховатыми, прозрачными тонами. Примитивные гармонии раннего джаза и суинга уступили место сложным красочным диссонансам (излюбленными созвучиями стали ноны и увеличенные кварты). Свой гармонический стиль «холодный» джаз черпает не из афро-американского фольклора, а из современной европейской музыки, акцентируя именно эту сторону музыкального языка. Закругленная песенная мелодика совершенно отсутствует в
«холодном» джазе. В целом современные течения совершили радикальный переворот в стиле и направленности джазовой музыки. Они
* Предполагают, что это слово происходит от испанского riba, что буквально означает «вверх», но употребляется афро-кубинскими музыкантами как знак к началу исполнения. Подобная лексическая связь лишний раз подтверждает значение вест- индской музыки для американского джаза.
341
сгладили ее моторно-физиологическую и жанровую основу и сблизили с музыкой созерцательной и лирической.
Но в противовес «холодному» джазу в конце 40-х годов в американской джазовой музыке появилось еще
342 одно новое модное веяние — афро-кубинское. Фольклор вест-индских негров непосредственно влился в городской американский джаз и привнес сюда свои подчеркнутые синкопированные и ударные ритмы.
Джазовая культура США наших дней охватывает ряд направлений. Здесь и коммерческая музыка, и «классический» новоорлеанский джаз, и джаз в стиле суинга, и экспериментальная «холодная» разновидность, и неоафрокубинский вариант и другие. В последнее время наметилось совсем новое направление, именующее себя «third stream» (т. е. третье течение), ведущее к слиянию симфонических и джазовых традиций. Все они непрерывно развиваются, порождая множество видов и вступая во взаимодействие друг с другом. Это пестрая, широко разветвленная область, которую любители джаза не стесняются противопоставлять многовековым традициям европейского композиторского творчества.

4
Что же такое джаз? К какой известной нам области музыкальной культуры можно его отнести? Каково его эстетическое содержание?
Сегодня, почти полвека спустя после зарождения джазового искусства, на эти вопросы ответить не легче, чем в те далекие годы, когда джаз только начинал свое наступление на городской цивилизованный мир.
Если новоорлеанский джаз являлся видом афро-американского фольклора, а ранний эстрадный джаз можно было отнести к легкожанровому искусству Бродвея, то в наше время понятие «джазовая музыка» выходит далеко за пределы и того, и другого. Сейчас это самостоятельная художественная сфера, в достаточной мере развитая и устойчивая и все же эстетически глубоко противоречивая.
В искусстве джаза нет единой эстетики и нет единой школы. Есть два полюса джазовой музыки. На одном сосредоточен импровизационный негритянский
343 джаз, создаваемый художниками, на другом — коммерческий вариант, паразитирующий на исканиях подлинных музыкантов и неуклонно деградирующий к такому уровню пошлости и вульгарности, который выводит джаз за пределы искусства. Между этими двумя полюсами существует множество градаций. Соответственно джазовая музыка имеет самую разнообразную аудиторию. Как и сорок лет назад, в наши дни джаз символизирует невысказанный и, быть может, неосознанный протест против устоев и мертвых условностей капиталистического общества.
Ненависть к скучной обывательщине, буржуазной респектабельности, ко всему привычному, стабильному, но эмоционально исчерпавшему себя, является двигательной пружиной джазового искусства.
Но одна часть любителей джаза ищет такое его направление, которое удовлетворяет их потребность в необычных звучаниях, волнующих и щекочущих нервы. Другой части слушателей это искусство помогает отвлечься от скучной прозаической повседневности.
Третья рассматривает джаз только как прикладную танцевальную музыку. Американская
«индустрия развлечений», всячески эксплуатируя интерес молодежи к джазу, создает свои виды джазовой музыки, ориентирующейся на нездоровые инстинкты, на чувственно- эротическое восприятие. В частности, в результате коммерческой джазовой пропаганды в американском обществе наших дней наблюдается болезнь социального происхождения —
«трясучка» у подростков на почве увлечения джазом. Подобные явления лежат за пределами вопросов искусства, и, разумеется, не о коммерческой разновидности идет речь, когда любители джаза поднимают вопрос о художественных перспективах этого жанра.
Только в связи с творческим импровизационным джазом можно говорить о новых художественных принципах и технических приемах, обогащающих современное музыкальное искусство.
Новые или, точнее, новаторские приемы джазового стиля проявляются в ряде моментов.
Прежде всего — в импровизационной основе джазовой музыки. В отличие от статической, примитивной и
344 стандартной формы эстрадного коммерческого джаза музыка «творческого» джаза всегда внутренне динамична благодаря напряженности, создаваемой импровизацией. Хотя сам принцип ансамблевой импровизации заимствован из народной негритянской музыки, тем не менее современный джаз использует вовсе не только простейшие музыкальные формы.
Импровизационный джаз возникает на основе предварительно созданного музыкального «сценария». Более всего здесь уместна аналогия с импровизационной
«комедией масок». Это искусство, требующее большой предварительной практики, развитого воображения и творческой исполнительской техники. Импровизационное начало непрерывно стимулирует фантазию и порождает множество новых оттенков и в
форме, и в инструментальном звучании, и в исполнительских приемах. Но все эти свободные творческие находки укладываются в рамки определенной формы
(многообразное преломление вариационных и рондообразных приемов). Так, Дюк
Эллингтон работает со своим оркестром над ансамблевой импровизацией ежедневно по нескольку часов.
Далее, сложнейшая многоплановая полиритмия джаза также не имеет прототипов в европейской профессиональной музыке. В отличие от монотонного механического ритма коммерческого джаза ритм современного импровизационного джаза поразительно разнообразен. Возникая на основе подразумеваемой джазовой двудольности, он предполагает не только у исполнителя, но и у слушателя виртуозно развитое ритмическое мышление. Остро выразительные ритмические эффекты современного джаза ушли бесконечно далеко от ударных танцевальных ритмов раннего эстрадного варианта *.
Своеобразная темперация, восходящая к народному негритянскому
«глиссандированию», оригинальные приемы интонирования, также связанные с африканским вокальным
* Американские музыковеды, занимавшиеся вопросами джазового ритма, неоднократно обращали внимание на то, что многоплановостью своей структуры ритм этот близок европейской полифонической музыке предклассической эпохи [42].
345 стилем, придают джазовой музыке ярко оригинальный облик.
Наконец, сложная красочная полифония, выросшая отчасти из народного негритянского многоголосия, отчасти из джазовой ансамблевой игры, открывает новые перспективы в развитии гармонии.
«Негритянские (джазовые) музыканты... благодаря своим новым идеям, своим непрерывным творческим исканиям, вливают свежую кровь в музыкальный организм, — пишет Леопольд Стоковский, — исполнители джаза извлекают из своих инструментов небывалые звучания... Они прокладывают пути в новые художественные сферы» [43].
«Джаз представляет собой крупный вклад в современную музыкальную литературу,
— говорил выдающийся дирижер Сергей Кусевицкий. — Он имеет эпохальное значение
— это не поверхностное, а фундаментально важное явление. Джаз вырос из народной почвы, где начинается вся музыка...» [44]
Американские джазофилы продолжают надеяться, что импровизационный джаз может развиться в подлинное, большое искусство. И, однако, нельзя не видеть, что с самого начала у него на пути встали серьезные препятствия. В то время как композитор, работающий на эстраду Бродвея, имеет материальную поддержку, музыкант импровизационного джаза оказывается не в лучшем положении, чем любой художник
США, работающий в сфере серьезного искусства. Он лишен прочного заработка, который дал бы ему возможность углубиться в творческие искания.
Серьезно тревожит американских энтузиастов джаза и вопрос, не слишком ли тесно сросся импровизационный джаз с эстетикой Бродвея. Рожденный в атмосфере менестрельной комедии, новоорлеанских притонов, ночных клубов капиталистических городов, он неизбежно унаследовал многие родовые черты американского «подвального» мира. Ведь даже Дюк Эллингтон начинал свой творческий путь с пресловутого клуба гангстеров в Нью-Йорке, и многие его произведения носят залихватские, броские, типично джазовые названия, резко расходящиеся
346 с углубленным настроением самой музыки. Найдет ли джаз в себе силы вырваться из плена американской легкожанровой эстетики, остается проблематичным.
С момента рождения и до наших дней джаз скован своей двойственной природой.
Народные и «эстрадные» элементы переплелись в нем в неразрывном сочетании.

Потому-то джаз породил как «музыку толстых», так и прекрасные блюзы Уильяма
Хэнди или Луи Армстронга, как разнузданный рок-н-ролл, так и вдохновенные произведения Джорджа Гершвина и Дюка Эллингтона.
Потому-то джазовые мелодии звучат и в ночном кабаке Бродвея, и в концерте Поля
Робсона.
Вопрос о том, какие из взаимно противоречивых элементов возьмут верх в этом сложном художественном организме, всецело связан с общей судьбой передового искусства в Соединенных Штатах.

347
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   26


написать администратору сайта