Главная страница
Навигация по странице:

  • База исследования

  • Правая

  • Введение 3 Глава Теоретические основы формирования правовой культуры у старших подростков в школе


    Скачать 0.77 Mb.
    НазваниеВведение 3 Глава Теоретические основы формирования правовой культуры у старших подростков в школе
    Дата11.05.2022
    Размер0.77 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла2018shamugina.docx
    ТипДокументы
    #521334
    страница2 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Задачи исследования:


    1. Изучить понятие, цель, структуру и функции правовой культуры .

    2. Дать психолого-педагогическую характеристику старших подростков.

    3. Рассмотреть методы, формы и направления формирования правовой культуры у старших подростков в школе.

    4. Провести анализ деятельности ЧОУ СОШ «Индра» по формированию правовой культуры у старших подростков.

    5. Провести первичную диагностику уровня правовой культуры у старших подростков ЧОУ СОШ «Индра».

    Методы исследования:


    • Теоретические: анализ, синтез, сравнение, систематизация.

    • Эмпирические: интервью, устный опрос, анкетирование, анализ документов, беседа, обработка данных.

    База исследования: Частное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа «Индра» Кировского района г. Екатеринбурга.

    Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

    Глава 1. Теоретические основы формирования правовой культуры у старших подростков в школе





      1. Правая культура: понятие, цель, структура и функции



    Для более глубокого понимания поставленной проблемы необходимо сформулировать современное понятие правовой культуры, определить её цели, структуру, а также рассмотреть функции, которые выполняет правовая культура.

    Понятие правовой культуры является одним из дискуссионных вопросов современной науки. Само словосочетание «правовая культура» состоит из таких широких понятий, как «культура» и «право». Этимология этих слов и их лексическое значение зависят от тех исторических реалий и контекстов, в которых они употребляются.

    Термин «культура» происходит от латинского «cultura» (возделывание, образование, почитание, развитие) и определяет понятие культуры как исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизнедеятельности людей, а так же в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

    В настоящее время не существует единого определения понятия культуры. Это обусловлено, во-первых, многоплановостью использования данного термина, во-вторых, культура является предметом исследования разных областей познания. В связи с этим рассмотрим толкование понятия

    «культура» с точки зрения философского, антропологического и социологического направления.

    С точки зрения философского направления понятие «культура» представляет собой искусственный мир, сознательно созданный человеком, является результатом его сознательной и творческой деятельности.

    С точки зрения антропологического аспекта культура представляет собой выражение натуры человека, сложившейся в процессе эволюции, и

    представляющую собой систему ценностей, сформированных человеком.

    Социологический подход рассматривает культуру как систему ценностей и норма, а также формы и способы взаимодействия членов общества [19].

    Теперь необходимо обратиться к определению понятия «права». Само слово «право» является общеславянским и трактуется как правый, то есть правильный, верный, истинный.

    Понятие «право» характеризуется такой же многоаспектностью и широтой содержания, как и культура. В настоящее время юридическая наука не выработала единого подхода к определению понятия права.

    В широком смысле право – это совокупность формально определённых обязательных правил поведения, установленных государством и обеспеченных силой государственного принуждения [28].

    В связи с отсутствием в науке единого мнения по вопросу содержания понятий права и культуры, понятие правовой культуры относится к числу, не имеющих однозначного определения. Этимология термина связана с областью теории и философии права.

    Сторонники идеального подхода в изучении правовой культуры рассматривают её как достигнутый обществом или отдельным индивидом определённый уровень знаний и понимания права, как идеальное, интеллектуально-эмоциональное явление. На когнитивном уровне правовая культура выражается в правовых знаниях; на эмоциональном ̶ в уверенности в действительности права и его регулирующих возможностей, уважение к нему [22; 24; 28].

    Согласно деятельностному подходу, правовая культура выступает методом общественного регулирования, созданным людьми и заключающимся в воздействии на индивидов с целью обеспечения порядка в обществе. Она рассматривается как результат взаимодействия субъектов, в процессе которого создаются регулирующие идеалы поведения в виде правовых норм, а её существование ̶ как форма социального взаимодействия, воспроизводящего старые и создающего новые эталоны правового поведения [13].

    С позиций качественного подхода правовая культура определяется как обусловленное социально-экономическим и политическим строем состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития законодательной техники, правовой деятельности и правосознания субъектов. Она считается определённым качеством функционирования правовой системы в целом и её отдельных элементов [15].

    Немало сторонников у аксиологического подхода к правовой культуре, рассматривающих её как систему правовых ценностей, создаваемых, реализуемых и передаваемых в процессе взаимодействия членов общества. В результате правовая культура может определяться как совокупность всех компонентов правовой действительности в их реальном функционировании в качестве эталонов действительности правовых субъектов: права, правосознания, правовых отношений, законности и правопорядка, правомерной деятельности субъектов [15; 48].

    Таким образом, в современных условиях правовая культура представляет собой сложное интегративное личностное образование, обусловленное влиянием среды, возрастными, психологическими, индивидуальными особенностями личности, основой которого выступает система ценностей, определяющих правовое сознание и поведение в юридически значимых ситуациях.

    Правовая культура ориентирована на формирование и развитие правового сознания людей, их ценностной ориентации, а тем самым и поведения и деятельности в тех сферах, которые являются объектом правового регулирования.

    Целью правовой культуры является вторжение в социальную среду, влияние на формирование правовых установок, развитие у членов общества понимания необходимости определённого правового поведения [18]. Тем самым, правовая культура обеспечивает интеграцию личности в социум.

    Были определены критерии и характеристики уровней сформированности правовой культуры школьников:

    Когнитивный критерий выявляет уровень освоения обучающимися правовых знаний (показатели: широта – знание разных аспектов права, объем – достаточность для реализации правовой деятельности, глубина – компетентность правовых источников). Показателями выступают глубокие разносторонние знания о том, что такое право и закон, правовое государство, Конституция, правоотношения, правомерное поведение, правонарушения, права человека, ребенка и другие правовые понятия. Кроме того, необходимым является знание содержания основных международных и внутригосударственных нормативно-правовых актов по правам человека и детей. Правовые знания определяют способность обучающихся соотносить свое поведение и поведение окружающих с требованиями законов, оценивать его правомерность. Важным показателем усвоения правовых знаний обучающихся выступает адекватное употребление ими основных понятий права. Обосновано четыре уровня сформированности правовых знаний старших школьников.

    • Высокий уровень. Объем знаний соответствует программным требованиям; наблюдается стремление к их постоянному пополнению и обновлению; знания глубокие и прочные.

    • Средний уровень. Наблюдается недостаточный объем знаний по программе, фрагментарность и поверхностность сведений в области права, неумение оперировать понятиями и определениями; непрочное усвоение знаний.

    • Низкий уровень. Знания правовых понятий и терминов не соответствуют программе, много пробелов; интерес к получению правовых знаний избирательный.

    • При минимально допустимом уровне интерес к праву практически не выражен. Правовые знания отрывочны и скудны.

    Мотивационно-оценочный критерий отражает состояние правосознания личности, указывающего на степень принятия учащимися полученных правовых знаний (показатели: наличие потребности повышать правовые знания, мотивация правовой и характер учебной деятельности). О

    сформированности этого элемента правовой культуры свидетельствует, прежде всего, правомерное поведение личности. Оно показывает, что пропагандируемые идеи права глубоко проникли в сознание личности, прочно закрепились, стали личным убеждением, составным элементом социально- психологических установок. Следовательно, критерием сформированности мотивационно-оценочного компонента правовой культуры выступает отношение старшеклассников к праву, проявляющееся в осознанном понимании значимости права в жизни, выработке правовых убеждений, поскольку важно как знание правовых норм, так и наличие убежденности в необходимости их неуклонного исполнения, в справедливости, в эмоциональном принятии. Здесь также выделены четыре уровня сформированности правовых убеждений, проявляющихся в мотивации правовой и учебной деятельности и стремлении повышать свою правовую грамотность.

    • Высокий уровень свидетельствует о понимании обучающимися объективной необходимости соблюдения законов, уважительного отношения к ним. Закон считается основным регулятором общественных отношений, осознается его значимость в жизни человека. Обучающийся стремится связать учебную деятельность с общественной и правовоспитательной деятельностью, испытывает систематическую потребность в повышении правовых знаний и совершенствовании правовых умений.

    • Средний уровень отражает понимание необходимости соблюдения закона, но не всегда уважительное отношение к нормам права. Учебная деятельность носит преимущественно сугубо личный характер, обучающийся выступает как пассивный потребитель правовых знаний. Потребность в приобретении новой информации и использования ее на практике носит ситуативный характер. Знание и ясное понимание определенного круга правовых вопросов, и их значимость не всегда принимаются внутренне.

    • Низкий уровень проявляется в пассивном отношении к нарушению законов, необязательности соблюдения правовых норм и к нарушению прав других. Обучающийся выступает не столько как субъект, сколько как совершенно пассивный объект обучения. Потребность в повышении правовых знаний обусловлена корыстными причинами.

    • Минимально допустимый уровень характеризуется отсутствием потребности изучения и осознанного интереса к праву, пассивностью и безразличием в процессе обучения, правовым нигилизмом [23].

    Однако знание прав и обязанностей, требований законодательства и наличие правовых убеждений могут оказаться бесполезным, если отсутствует опыт практического применения. Поэтому формирование правовой культуры имеет своей целью не только дать обучающимся необходимые знания о праве, но и помочь им сформировать свою активную жизненную позицию. Постоянный интерес к правовым нормам, понимание их как объективно необходимых, поведение личности в соответствии с предписаниями правовых норм, которое положительно оценивается государством и обществом – все это характеризует активную жизненную позицию в правовой сфере.

    Общество заинтересовано в развитии именно такой правовой активности у молодого поколения. Число совершаемых правонарушений прямопропорционально борьбе с ними и тому, как граждане реагируют на противоправное поведение. Между уровнем правовой информированности и степенью участия в решении государственно-правовых вопросов существует прямая связь. Лица, которые активно участвуют в общественной жизни, имеют более высокий уровень знания права.

    Поведенческая позиция характеризуется готовностью действовать в соответствии с требованиями права, лично участвовать в укреплении законности и формируется лишь при комплексном развитии всех компонентов, т.е. знание права подкрепляется выработкой положительного отношения к нему и одобрительной оценкой правовых предписаний. Итак, деятельностным критерием сформированности правовой культуры является поведенческая

    позиция, характеризующаяся правомерным поведением и правовой активностью, которая проявляется в деятельности обучающихся, совершаемой самостоятельно, по личному убеждению, в наличии опыта участия в правовой жизни общества. Деятельностный критерий раскрывает сформированность способности к самостоятельному применению правовых знаний в различных сферах правовой деятельности (показатели: готовность к общественно- правовой деятельности, характер правового поведения и затруднений в реализации правовой деятельности).

    • Высокий уровень сформированности поведенческой позиции связан с активным, сознательным исполнением правовых предписаний; готовностью к участию в творческих делах правовой направленности, во внеклассной правовой деятельности (работе конференций по праву, в правовых акциях и т.д.). Поступки и действия соизмеряются с нормами и требованиями права. Наблюдается требовательность к правомерному поведению окружающих.

    • Средний уровень характеризуется эпизодическим участием в правовой жизни коллектива класса и школы. Учащиеся считают участие в мероприятиях правового характера необязательным, терпимо относятся к правонарушениям других, хотя сами их не совершают.

    • Низкий уровень характеризуется отсутствием элементарных умений и навыков участия в правовой жизни коллектива класса и школы. Учащиеся с низким уровнем сформированности поведенческой позиции участие в мероприятиях правового характера считают для себя неприемлемым, они имеют отрицательный социально-правовой опыт в правоотношениях, склонны к правонарушениям.

    • При минимально допустимом уровне сформированности поведенческой позиции у обучающихся нет даже простых умений и навыков правовой деятельности. В суждениях и поступках часто проявляется обывательская правовая направленность. Правомерное поведение обеспечивается путем контроля [23].

    О сформированности правовой культуры можно говорить при наличии высокого уровня всех ее структурных компонентов. Необходимо отметить, что сформированный уровень правовой культуры старшего подростка не является неизменным. При создании определенных условий появляется возможность воздействия на уровень правовой культуры старшего подростка с дальнейшим его повышением.

    Одним из основных способов анализа правовой культуры выступает структурно-функциональный подход, позволяющий выявить и охарактеризовать её структурные элементы и их функции. Чаще всего в структуре правовой культуры выделяют три составляющие: знание о праве, отношение к праву, навыки правового поведения. Таким образом, человек, обладающий высоким уровнем правовой культуры, должен ориентироваться в законодательстве, обладать правосознанием, основанным на уважении права, уметь при необходимости правильно его реализовать, в том числе в конфликтных ситуациях. Следовательно, правовая культура представляет собой образ мышления, норму, стандарт поведения, а в целом − правовой менталитет общества.

    Правовая культура выполняет одновременно несколько специфических функций  познавательно-преобразовательную, праворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализаторскую, коммуникативную и прогностическую.

    Познавательно-преобразовательная функция связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития. Эта функция связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и

    порядочность, доброта и милосердие, моральный самоконтроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода выбора.

    Праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного функционирования всех элементов правовой системы, а стало быть, и общества в целом.

    Регулятивная функция реализуется через правовые и другие социальные нормы. Благодаря этой функции правовая культура обеспечивает взаимность прав и обязанностей граждан, способствует упорядоченности этих отношений.

    Ценностно-нормативная функция правовой культуры выражается с помощью системы аксиологических характеристик. Она проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании человека и его поступках, социальных институтах. Исходя из этого, правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Здесь идет речь о ценностях в праве и самом праве как ценности.

    Указанная функция проявляется и при изучении оценочного отношения личности к результату и цели её действий, направленных на изменение окружающей правовой действительности, к идеалам и стандартам поведения, предусмотренным нормами права. Оценочная деятельность в правовой культуре состоит в «измерении» индивидом, общностью людей права, законности, правопорядка, правоотношений, механизма правового регулирования путем сравнения с соответствующими правовыми ценностями. Оценке подвергается правовая реальность − от конкретной юридической ситуации до правовой системы в целом. Это оценка всей совокупности законодательства, конкретных правовых норм, поведения граждан, деятельности правоохранительных органов в борьбе с правонарушениями [48].

    Правосоциализаторская функция может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности. Безусловно, на этот процесс существенное влияние оказывает правовая действительность.

    Правовая культура выполняет и коммуникативную функцию. Обеспечивая общение граждан в юридической сфере, она существует через это общение и влияет на него.

    Социологический подход наделяет правовую культуру интегративной функцией, поскольку она обеспечивает включенность субъектов в единую систему социальной организации и обусловливает координацию действий индивидов и групп, мотивированных значимостью правовых предписаний. Интегративная функция правовой культуры определяет результативность регулятивной и правоохранительной деятельности. Правовая культура упорядочивает и систематизирует практику отношений, получающую общественное признание [55].

    Современной правовой культуре присущи такие качественные характеристики, как:

    • определяющее значение прав и свобод человека и гражданина в правовой организации общественной и государственной жизни;

    • утверждение в массовом правосознании чувства уважения к закону и правопорядку, идей и ценностей господства права;

    • практическая реализация принципов конституционализма и верховенства правового закона;

    • согласованное и эффективное функционирование всех источников позитивного права и всех ветвей государственной власти;

    • правовая активность граждан и их общественных объединений в реализации своих прав и надлежащем исполнении своих юридических обязанностей;

    • активная законотворческая, правозащитная и правоприменительная деятельность (в рамках своих правомочий) всех звеньев государственного механизма;

    • разветвленная система легализованных форм, средств и процедур воздействия гражданского общества на государство и контроль за его деятельностью [48; 52].

    Процессы формирования правовой культуры связаны с существенным изменением отношения личности к праву, с выработкой у неё правовых установок. Правовая культура личности отражает степень и характер её правового развития, правового поведения, образ жизни, нормы и стандарты поведения в правовой сфере. Это такое свойство человека, которое характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным объёмом правовой информированности о содержании правовых норм, обеспечивающих правомерный характер его действий во всех жизненных ситуациях. При этом личность обретает правовую самореализацию [17].

    Таким образом, правовая культура  это знание и понимание права, а также приверженность к правомерному типу поведения, т. е. соблюдение правовых запретов, исполнение обязанностей, а также использование дозволений, когда это нужно для удовлетворения своих интересов.

    Целью правовой культуры является вторжение в социальную среду, воздействие на формирование правовых установок, развитие у членов общества понимания необходимости определённого правового поведения. Тем самым, правовая культура обеспечивает интеграцию личности в социум. Чаще всего в структуре правовой культуры выделяют три составляющие: знание о праве, отношение к праву, навыки правового поведения.

    Правовая культура выполняет следующие функции: познавательно- преобразовательную, праворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализаторскую, коммуникативную и прогностическую.

      1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта