Дергачев В. А., Вардомский Л. Б.. Введение актуальность изучения учебной дисциплины
Скачать 8.82 Mb.
|
С. Коэна, Э. Хантингтона, Н. Спикмена, Дж. Киффера и других ученых закладываются основы новой геополитики, задачи которой решаются экономическими методами. Обосновывается достижение мирового господства путем геоэкономических войн. Технический прогресс в развитии мировых коммуникаций, особенного морского и воздушного транспорта, расширение сферы влияния американских монополий способствуют преодолению географической обособленности США. Поэтому американские экономические интересы могут находиться далеко за пределами государства. Практически теория жизненных интересов стала продолжением осужденной германской политики жизненного пространства. В разных регионах мира была создана широкая сеть американских военных баз, например, в зоне богатого нефтью Персидского залива. В становлении регионалистики и геоэкономики большая роль принадлежит учению о мирах-экономиках одного из крупнейших французских мыслителей и историков двадцатого столетия Фернана Броделя (1902—1985). Ученый был общепризнанным лидером историографической школы «Анналы», почетным доктором многих европейских и американских университетов. В фундаментальном труде «Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV—XVII вв.» (1967) он осуществил исторический синтез всех сторон жизни общества. Мировая экономическая история предстает как чередование на протяжении пяти-шести веков господства определенных экономически автономных регионов мира — миров-экономик. Примером целостного территориального образования, характеризующегося определенным экономическим единством, является историческое Средиземноморье. Мир-системная геополитическая школа, заложенная в трудах Броделя, получила дальнейшее развитие в учении американского мыслителя, историка, социолога и экономиста Иммануэля Валлерстайна (р. 1930). Ученый разработал теорию мировых систем, изложенную в трудах «Современная мировая система» (1974), «Капиталистическая мировая экономика» (1979), «Политическая мир-экономика» (1984) и др. Валлерстайн на основе мир-системного подхода следующим образом интерпретировал социальную историю. Он выделил три типа исторических систем. Мини-система характерна для первобытного общества и является аналогом рода или племени. Затем наступает время мир-систем двух типов. Для миров-империй характерно доминирование развитого военно-бюрократического класса, перераспределительный способ производства и доминирование сельского хозяйства. В мир-экономике, построенной на основе капиталистического способа производства, ученый определил три цикла мировой капиталистической гегемонии. За четыреста лет сменились голландский, британский и американский циклы гегемонии (лидерства мировых держав). Каждый цикл проходил три фазы: мировая война, гегемония великой державы и ее упадок. Нидерландский цикл гегемонии продолжался с 1618 по 1672 г., Британский — с 1792 по 1896 г. и американский начался с 1914 г. Мировая гегемония обусловлена геополитическим доминированием одного из государств в международных отношениях, включая военно-политическую и экономическую сферу. Валлерстайн предложил теорию мировых систем, основанную на трехзвенной иерархической структуре: ядро — полупериферия — периферия. В период становления капитализма выделялось несколько экономически мощных держав, не способных в одиночку осуществлять политический мировой контроль. Формирование единого рынка стало возможным благодаря конкуренции товаров множества государств. В период структурной перестройки мировой экономики и соответствующей трансформации политической карты изменения происходят за счет «полупериферии». Из нее одни страны переходят на верхнюю ступень (ядро), другие деградируют до состояния периферии. Теория мировых систем возникла как реакция на ограниченность традиционной силовой геополитики и акцентировала внимание на геоэкономическом подходе. Сторонники мир-системного подхода рассматривают единый мир-экономику как особый субъект международных отношений, определяющий политическое поведение государств. Для теории международных экономических отношений большое значение имело учение о циклах мировой конъюнктуры русского экономиста Н.Д. Кондратьева (1892—1938), репрессированного сталинским режимом. В значительной степени благодаря другу, ставшему крупнейшим западным социологом, Питириму Сорокину, теория циклов мировой конъюнктуры не ушла в небытие. Кондратьев описывает закономерность мирового экономического и технологического развития. Циклы отражают преимущественно подъем и упадок ведущих отраслей мирового хозяйства. Цикличность затрагивает в первую очередь хозяйство высокоразвитых стран, образующих «центр» мировой системы. Через международное разделение труда мировое ядро влияет на остальные государства. Продолжительность цикла составляет 40—60 лет. Учение о циклах мировой конъюнктуры способствовало созданию модели Кондратьева—Валлерстайна, увязавшей геополитику с мировой экономикой. Падение и взлет мировых геополитических гегемоний соотносится с переструктуризацией мирового хозяйства, описанной в экономических циклах большой конъюнктуры Н.Д. Кондратьева. Валлерстайн выделил следующие стадии гегемо- нистского цикла. На первой стадии восходящей гегемонии обнаруживается геополитическое противоборство, когда великие державы соревнуются за право наследования лидерства. Долгосрочное экономическое преимущество получает государство, где концентрируются новые технологические достижения, повышающие эффективность производства. На второй стадии происходит общий спад в мировой экономике, что ограничивает возможности для экспансии. Однако восходящая держава, располагая технологическими, производственными и торговыми преимуществами, способна защитить свои интересы и достигает гегемонной зрелости. К ней перемещается мировой финансовый центр и наступает «истинная гегемония». Гегемон, обладающий высокой конкурентоспособностью на внешнем рынке, выступает за открытость мировой экономики и свободную торговлю. Заключительная стадия «падение гегемонии» связана со снижением эффективности производства и усилением протекционистских мер в противостоянии с набирающими силу соперниками. Наложив трехзвенную модель на «длинные волны» развития мирового хозяйства (циклы Кондратьева) Валлерстайн выявил перемещение мирового «ядра» за последние двести лет. Центр тяжести мировой экономики сместился из Великобритании в Германию и далее в период глобальной цивилизации на запад в США. В современном мире «ядро» продолжает дрейфовать на американский запад в Калифорнию, т.е. к Азиатско-Тихоокеанскому региону. Теория Валлерстайна доказала ошибочность взгляда на мировую историю как единую поступательную траекторию, которую рано или поздно должны пройти все страны. В дальнейшем американскими политологами были разработаны длинные циклы мировой политики, или циклы лидерства. Смена таких циклов периодически изменяет геополитическую структуру мира (мировой порядок), способствует выдвижению новых великих держав и зон их влияния. Продолжительность одного длинного цикла мировой политики составляет около 100 лет. Каждый цикл мировой политики соотносится с двумя последовательными циклами мировой конъюнктуры Кондратьева. В международных экономических отношениях необходимо учитывать и представления о деловых (экономических) циклах, отражающих колебания национального продукта, дохода и занятости, сопровождающиеся повышением или снижением экономической активности в период до 10 лет. Экономизация геополитики на основе мир-системного подхода была предложена британским географом П.Дж. Тейлором в учении геоэкономического моноцентризма. Ученый исследовал геополитическую гегемонию государств, заключающуюся в абсолютном доминировании в международной системе отношений в экономической, политической и идеологической сферах. Гегемония достигается прежде всего на основе экономического превосходства. Когда производственная, торговая и финансовая деятельность одного государства становится более эффективной, чем у других. Преимущество над соперниками достигается за счет создания новых монопольных продуктов посредством нововведений и расширения спроса. Это способствует производственному, торговому, а в дальнейшем и финансовому доминированию и государство становится мировым гегемоном. Ученый ввел понятие геополитической динамики в смене мировых порядков, углубил мир-системный подход Валлерстайна, органически связав глобальный, национально-государственный и локальный пространственные уровни политики. Тейлор выделяет три геоэкономических цикла гегемонии в новой истории: Голландии (середина XVII в.), Британии (середина XIX в.) и США (середина XX в.). Тейлор широко использует понятие «геополитический код», меняющийся на протяжении истории государства. Код включает национальные интересы, сферу влияния, отношения с соседними странами, т.е. весь географический спектр отношений и способов взаимодействия с внешним миром. Ученый внес вклад в разработку электоральной (политической) географии, стал соучредителем и первым редактором международного журнала «Политическая география» (выходит с 1982 г.). По мнению Тейлора, социал-демократические принципы дают наибольший эффект в странах, находящихся на достаточно высоком уровне экономического развития (страны ядра). В странах «периферии» и «по- лупериферии» при ограниченности средств на социальную политику и преобладании граждан, не обладающих экономическим достоинством, реально отсутствует система свободы выражения политических взглядов. Голоса бедного электората можно купить. Тейлор рассматривает мир как жесткую иерархическую систему с доминированием стран «ядра» и «главной» державы. Периоды относительной геополитической стабильности, характеризующиеся господством ведущей державы, он связывает с кондратьевскими циклами экономического развития. Переход от одного мирового геополитического порядка к другим происходит в течение коротких драматических периодов, таких как мировые войны, эпидемии и голод. Хотя концепция Тейлора базируется на экономическом фундаменте теории длинных циклов, причины мощи государства он видит прежде всего в динамике геополитического кода — в привлекательности идей, лежащих в основе его внутренней и внешней политики. Тейлор отвергает возможность конфликта между Севером и Югом, но не исключает возрастание интеграционной роли исламского фундаментализма. Он выражает тревогу по поводу поднимающейся волны национализма и дальнейшего дробления государств. Ученый считает идею «нации — государства» наследием европоцентризма, способным дестабилизировать мир. Геоэкономическая теория Север—Юг исследует противостояние макрорегионов богатого Севера («золотого миллиарда») и бедного Юга («миллиарда безработных»), напряженность на границе между развитыми и развивающимися странами. Мировой Север — геоэко- номический макрорегион, мировой Центр. Включает Соединенные Штаты, Канаду, Западную Европу и другие высокоразвитые страны (Японию, Израиль, Австралию и Новая Зеландию). В североатлантической части «нордического» макрорегиона удалось создать особое национальное богатство. Это многопрофильная инфраструктура для высокотехнологичного производства, включая информационнокоммуникационные технологии. Переходное состояние по отношению к Северу занимает постсоветский мир, утративший свою мощь в результате распада СССР и рыночной трансформации. Большинство постсоветских государств дрейфует в противоположном Северу направлении. Глубокий Юг — геоэкономический макрорегион, глубокая мировая Периферия с характерными процессами демодернизации и криминализации социальных и экономических отношений. К макрорегиону относятся многие страны, расположенные преимущественно в тропиках и субтропиках (Центральная Африка, Индоокеанская дуга). К глубокому Югу приближаются некоторые постсоветские государства, например Таджикистан и Киргизия. Для большинства стран, особенно мусульманских, характерна добыча сырьевых ресурсов. Государства макрорегиона выступают за пересмотр существующей системы распределения природной ренты, за доступ на рынки развитых стран своей традиционной продукции. Под влиянием экономической глобализации происходит консервация отсталости стран Юга, которую усугубляет коррумпированность власти и связанных с ней корпоративных группировок. Эти страны наиболее подвержены воздействию и контролю со стороны этноклановых мафиозных сообществ мировых диаспор. Теории новейшей геополитики основаны на цивилизационном подходе, который, в отличие от традиционного геополитического, базируется на устойчивости культурно-генетических кодов и архетипов, свойственных цивилизациям. На основе неомарксистского течения западной политической мысли возникло направление социальных исследований, получившее название геокультура — культурное основание капиталистической мир-системы (Валлерстайн И. Геополитика и геокультура, 1991). Геокультура рассматривается также как синоним «культурного империализма», проявляющегося в его распространении с индустриального богатого Мирового Севера на бедный Мировой Юг. Согласно новейшей геополитике могущество страны определяется не только военно-политической и экономической мощью, но и качеством национальной элиты. Это давно уже продемонстрировала западная цивилизация, создавшая союз капитала и интеллекта. В современном мире от качества элиты, от ее умения материализовать интеллектуальный капитал с помощью менеджеров, владеющих высокими технологиями, зависит конкурентоспособность государства. Богатая «элита в законе» в бедных странах стремится интегрироваться в мировую элиту. Как правило, она предает национальные интересы, демонстрируя «африканский» патриотизм. Поэтому в новейшей геополитике используются технологии захвата чужих территорий с помощью воздействия на сознание (подсознание) местных элит. В процессе трансформации международных отношений возросла популярность фундаментализма — учения о «истинных» основах бытия. Фундаментализм рассматривают как реальную альтернативу глобализации, как общественное, идеологическое, религиозное движение, провозглашающее приверженность исходным идеям, принципам, ценностям определенных учений, доктрин, выдвигающие требования преодоления появившихся в ходе их развития извращений, уклонов, ересей и восстановления первоначальной чистоты, «возвращение к истокам». Различается религиозный (религиозно-политический) и рыночный фундаментализм. Религиозный фундаментализм зародился в западном христианстве, ныне особенно характерен для ислама. Религиозный фундаментализм возвращает к традиционным религиозным ценностям, предшествующим Новому Времени. В христианской цивилизации выделяются протестантский (евангелистский) и православный (старообрядческий) фундаментализм, с которыми связывают «дух капитализма». Исламский фундаментализм трактуется как «возвращение к праведным предкам» или на «дорогу к Мекке». Является восточным аналогом европейской Реформации (опора на духовное водительство и народовластие). Как политическая идеология имеет антизападную направленность и опирается на антикапиталистические настроения социальных маргиналов и других слоев общества, пострадавших от попыток модернизации (вестернизации). Рыночный фундаментализм строится на концепции абсолютной рациональности рыночного поведения, которая наиболее эффективно проявляется в условиях максимального ухода государства из экономики. Рыночный фундаментализм наиболее ярко проявился на постсоветском пространстве, пораженном воинствующим атеизмом. Он способствовал доминированию духа наживы над моралью, честью и долгом, привел к становлению криминально-коррумпированных демократий с исключительно выраженным социальным неравенством и «элитой в законе». Рыночный фундаментализм стал детонатором для протестного исламского фундаментализма. Теории этноцентризма обосновывают центральное положение в мировом развитии той или иной цивилизации, например китае- центризм, европоцентризм. Этноцентризм и национализм ослабляют цивилизационные, суперэтнические связи и способствуют вестернизации в незападных обществах. Стремление к этнической интеграции проявилось в создании теории панславизма, пантюркизма, панарабизма, панисламизма. По мнению Льва Гумилева (1912—1992), при большом разнообразии географических условий для народов Евразии объединение всегда оказывалось гораздо выгоднее разъединения. Дезинтеграция лишала силы и сопротивляемости давлению извне. Традиционное деление на Запад и Восток — результат европоцентризма, у истоков которого находился романо-германский мир, идеологически объединенный католической церковью. Совместное и длительное проживание людей разных конфессий со временем может превратиться в этнополитическую проблему, обостренную экономическим и демографическим факторами. Например, православные христиане и мусульмане одной местности имеют разные темпы демографического воспроизводства. Ислам, запрещающий аборты, способствует деторождению, что в конце концов приводит к доминированию мусульман на территории, являющейся историческим месторазвитием другого народа. Кроме того, на супер- этнических и конфессиональных рубежах ассимиляция не всегда возможна. Несмотря на длительное проживание христиан и мусульман в Леванте, они не ассимилировались даже в условиях островной изоляции (греки-киприоты и турки-киприоты). Европоцентризм — геополитическая концепция, обосновывающая центральное положение в мировом развитии «образцовой» западноевропейской культуры. Претензии западноевропейской цивилизации на интегрирующую роль в мире возникли начиная с эпохи Великих географических открытий. С появлением североамериканского и восточноазиатского геополитических центров идеи геополитического европоцентризма несколько ослабли. Но с успехом ЕС они возрождаются вновь. На Западе широкое распространение получила теория «золотого миллиарда» — современное евроатлантическое учение об «избранном народе», которому гарантировано привилегированное существование на Земле. К богатому «золотому миллиарду» относятся постиндустриальные страны (США, страны Западной Европы, Канада, Япония и др.), на которые в 2000 г. приходилось примерно 15% населения Земли и 80% мирового ВВП. Миллиарду граждан постиндустриальных стран противостоит остальное человечество, обслуживающее интересы транснационального капитала. Для развития новой и новейшей геополитики важное значение имеет |