Дергачев В. А., Вардомский Л. Б.. Введение актуальность изучения учебной дисциплины
Скачать 8.82 Mb.
|
концепция полицентризма (геополитических регионов) и баланса геостратегических сил американского ученого Сола Коэна. В труде «Геополитика в новую мировую эпоху: перспективы старой дисциплины» (1994) ученый придерживается точки зрения, что если классическая геополитика была частью арсенала конфронтации и войны, то новая геополитика может стать инструментом формирования международного мира и кооперации. Для этого необходимо делать акцент на изучении динамики не только физических, но и общественных процессов. Автор подробно останавливается на новом наполнении «старых» геополитических понятий. Военный «баланс силы» уступает место новой иерархии мировой системы так называемой «полиократии» (власти множества), где взаимоперекрещиваются сферы интересов, различные уровни гегемонии, национальных и транспортных компонентов и т.д. Современная геополитическая структура мира включает новое значение зон конфликтов, основных осевых пространств и геополитических ворот. Коэн одним из первых обосновал возможность распада биполярного мирового порядка и возрастание роли геополитических регионов, характеризующимися сравнительно однородными экономическими, политическими и культурными признаками. Таким образом, была предпринята попытка избежать ограниченность географического и экономического детерминизма в геополитике. Выделенные геополитические регионы включались в две геостратегические сферы. В морскую сферу включены Англо-Америка и Карибы, Западная Европа и Магриб, внеконтинентальная «офшорная» Азия и Океания, Южная Америка и Африка южнее Сахары. В Евразийскую сферу входят Хартленд (Россия и Восточная Европа) и Восточная Азия. За пределами двух геостратегических сфер выделены Южная Азия (Индия), Средний Восток и Центрально-Восточная Европа. Геополитические регионы находятся на разных стадиях развития и связаны между собой потоками энергии, перемещением, товаров, капиталов, людей и идей. Каждый регион обладает определенным уровнем энтропии (по аналогии с физическим процессом). Повышение уровня энтропии свидетельствует об исчерпаемо- сти внутренней энергии или производительной способности. Геополитические регионы со сверхдержавами характеризуются низким и средним уровнем энтропии и определяют равновесие мировой геополитической системы. Особое внимание Коэн уделяет поясам нестабильности, или маргинальной сфере, например Центрально- Восточной Европе. Этот и другие переходные регионы могут превратиться в фактор, укрепляющий мировую стабильность, если трансформируются из зоны конфликтов в зону компромиссного развития. Западная интеллектуальная мысль лежит в основе идеи создания «Соединенных Штатов Европы» — общего «Европейского дома», экономически сопоставимого с США. В основу положена атлантическая модель, берущая начало от американской революции. Европейский регионализм основан на принципах «атлантического» федерализма, предусматривающего освобождение гражданского общества из-под опеки государства. Сущность европейского регионализма заключается в поэтапном переходе от наднациональных объединений к Европе регионов. В этом процессе Совет Европы идет впереди Европейского Союза, закладывая фундамент будущего гражданского общества. Таким образом, сущность регионализма заключается в интеграции по формуле «Европа регионов». В основе европейского регионализма лежит теория субсидиарности, предусматривающая в общественных отношениях приоритет прав и интересов личности перед правами и интересами любой общности. В разработку теории регионалистики существенный вклад внесла отечественная мысль. Если перечисленные подходы исходили из принципа европоцентризма, то русские ученые акцентировали внимание на цивилизационном подходе с позиций евразийства. Здесь важное место занимает концепция месторазвития П.Н. Савицкого. Ученый предложил выделение целостной таксономической территориальной единицы (элементарной частицы), в которой зарождается культурно-генетический код. Ландшафты месторазвития — неповторимое сочетание ландшафтов, где данный народ сложился как этнокультурная общность и адаптировался к окружающей среде. Процессы этногенеза в Евразии возникали преимущественно на востоке при сочетании степного и горного ландшафтов, на западе — лесного и лугового, на юге — степного и оазисного (Крым, Средняя Азия), на севере — лесотундры и тундры. На Ближнем Востоке новые этнические комбинации часто возникали в природных контактных зонах моря, гор, пустынь и речных долин. Китайский народ сложился на берегах Хуанхэ в условиях сочетания речного, горного, лесного и степного ландшафтов. Русский этнос складывался на ландшафтах ополий, березовых рощ, тихих рек Волго-Окского междуречья. Степные ландшафты определили образ жизни кочевых народов, а долины Хуанхэ и Янцзы — мелиоративные навыки китайцев. При колонизации земель происходит адаптация этноса, вырабатываются новые поведенческие навыки, передающиеся из поколения в поколение при помощи механизма сигнальной наследственности. В результате у этноса складывается оригинальный стереотип поведения. Этнос, теряющий связь с ландшафтами месторазвития, часто безуспешно переносит стереотипы своего традиционного поведения в другую природную среду. Например, русские и украинцы, заселявшие Дальний Восток, длительное время не могли выработать оптимальную стратегию во взаимоотношениях с природой, в то время как местные корейцы добивались высоких урожаев. Их самобытное хозяйство коренным образом отличалось от уклада переселенцев и было адаптировано к местным природным условиям лучшим составом культур (рис, просо, бобы, овощи). П.Н. Савицкий (1895—1968) принадлежал к плеяде российских ученых-приверженцев евразийской концепции, в основе которой лежит признание особого пути русской цивилизации, отличного от европейской цивилизации. Евразийцы критиковали проевропей- ский курс Петра I, заявляли о его пагубности для России, на пространствах которой сложился уникальный этнокультурный субстрат в результате активного взаимодействия восточного славянства и тюркских народов. Дискуссии евразийцев (почвенников) и европейцев (западников) до сих пор влияют на внутреннюю и внешнюю политику России. Концепция культурно-исторических регионов в рамках евразийского учения была предложена другим евразийцем Н.С. Трубецким (1890— 1938). Это учение Л.Н. Гумилев интерпретировал следующим образом. Согласно концепции контакт на суперэтническом уровне давал негативные результаты. «Евразийская концепция этнокультурных регионов и химерных целостностей в маргинальных (окраинных) зонах оказалась пригодной для интерпретации всемирно-исторических процессов. Там, где сталкиваются два и более суперэтноса, множатся бедствия и нарушается логика творческих процессов. Возникает подражание (мимесис) как противник оригинальности, и, таким образом, нарушается принцип “познай самого себя" или “будь самим собой"». Н.С. Трубецкой предупреждал от упрощенного деления народов на лучшие и худшие. «Момент оценки должен быть раз навсегда изгнан из этнологии и истории культуры, как и вообще из всех эволюционных наук, ибо оценка всегда основана на эгоцентризме. Нет высших и низших. Есть только похожие и непохожие. Объявлять похожих на нас высшими, а не похожих — низшими — произвольно, ненаучно, наивно, наконец, просто глупо». Ученый писал: «Коммунизм на самом деле является искаженным вариантом европеизма в его разрушении духовных основ и национальной уникальности русского общества, в распространении в нем материалистических критериев, которые фактически правят и Европой, и Америкой... » «Наша задача — создать полностью новую культуру, нашу собственную культуру, которая не будет походить на европейскую цивилизацию... когда Россия перестанет быть искаженным отражением европейской цивилизации... когда она снова станет самой собой: Россией-Евразией, сознательной наследницей и носительницей великого наследия Чингизхана». По мнению Трубецкого, евразийские народы связаны общностью исторической судьбы: «Отторжение одного народа из этого единства может быть произведено только путем искусственного насилия над природой и должно привести к страданиям». Известно стремление к подражанию соседям, более богатым и многочисленным. Одновременно велико искушение «приобрести» это «жизненное пространство». Евразийские этносы жили сравнительно благополучно на своей родине. Но, проникая к более богатым соседям или принимая их у себя, они гибли. Не были исключением и средневековые монголы. Вбирая в себя новые этносы и новые стереотипы поведения, они из евразийцев превращались в химеру. Проникая в Китай, победители быстро ассимилировались в океане людей. В статье «Об истинном и ложном национализме» Трубецкой отмечает, что истинный национализм состоит не в заимствованиях у чужих народов или в навязывании соседям своих навыков и представлений, а в истине самопознания, хорошо известной по древним афоризмам «познай самого себя» и «будь самим собой». Следует обратить внимание, что универсальных теорий регио- налистики не существует. Перечисленные подходы родились в рамках определенной цивилизации. Было бы некорректно распространять эти учения на восточные цивилизации. На Востоке существует другой подход к регионалистике. Согласно китайской традиции он исходит из Великого китайского порядка, приоритета государства над человеком, селективной (избирательной) преемственности чужих материальных достижений. Китай настолько самодостаточен, что надгосударственные региональные группировки не играют существенной роли в международных отношениях. За исключением одной. Это Большой Китай, объединяющий этнических китайцев во всем мире. Возможно, эта этническая супергруппировка со временем будет противостоять Европейскому Союзу и США. В отличие от распространенной на Западе теории «Центр — периферия», китайская традиция выделяет трехзвенную региональную модель «центр — периферия — пограничье». В пограничных регионах (особенно приморских) формируется культурно-генетический код открытости, диалога с другими народами. Исходя из этих представлений началась поэтапная открытость современного Китая внешнему миру. В приморских провинциях были созданы специальные экономические зоны — форпосты его экономики в 1970—2000 гг. Социальные теории Теория социальной стратификации — учение американского социолога Питирима Сорокина (1889—1968). В основе социальной стратификации дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге (включая высшие и низшие слои). Ее сущность заключается в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти или влияния среди членов того или иного сообщества. Социальная стратификация находит выражение в существовании трех форм: экономической, политической и профессиональной. В социальном пространстве, в отличие от географического, расположенные вблизи друг от друга люди могут быть отдалены огромной дистанцией. При модернизации общества усиливается экономическое неравенство, происходит борьба между силами стратификации (неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличие или отсутствие социальных ценностей) и выравнивания. Если первые работают постоянно и неуклонно, то последние — стихийно, используя насильственные методы. Анализ политической стратификации не подтверждает постоянных тенденций перехода от монархии к республике, от самодержавия к демократии, от правления меньшинства к правлению большинства, от отсутствия правительственного вмешательства в жизнь общества к всестороннему государственному контролю, не наблюдается и обратных тенденций. Как свидетельствует история, демократия способна привести к установлению диктатуры (фашистская Германия), которая, по убеждению многих немцев, была способна восстановить порядок в стране. В обществе происходят также направленные флуктуации профессиональной стратификации. Всегда есть люди, жаждущие продвижения в верхние слои. Механизм селекции и распределения индивидов состоит из социальных институтов. Семья и школа проверяют общие свойства индивидов, необходимые для успешного выполнения множества функций (уровень интеллекта, здоровье и характер). Другие институты, подобно профессиональным организациям, тестируют специфические качества индивидов, необходимые для выполнения специальных функций в той или иной профессии. Любой гражданин, приступивший к переустройству общества, должен обращать внимание на проблему правильной организации этих социальных институтов и распределительных функций, а уже потом — образовательных механизмов. Если они дефектны, то никакая модернизация не принесет длительного и глубокого изменения. Историю делают люди, занимающие положение. Если они ему не соответствуют, то существует опасность разрушения общества, и наоборот. По нашему мнению, особая социальная стратификация возникает при переходе от закрытого общества к открытому, когда в условиях свободы вскрываются маргинальные реликтовые социальные «страты». В основу теории конвергенции положена идея эволюционного развития общества и взаимопроникновения капитализма и социализма, образующих единое индустриальное общество. Впервые представления о сходстве двух систем были сформулированы американским социологом Питиримом Сорокиным в его теории о «гибридизации общества». Методологической основой возникновения теории конвергенции послужила теория индустриального общества. Впервые представления о сходстве двух систем были сформулированы в учении американского социолога Питирима Сорокина о «гибридизации общества». В дальнейшем теория была модернизирована Уолтом Рос- тоу, Дж. Гэлбрейтом и другими. Согласно теории, капиталистическая и коммунистическая системы должны были коренным образом реформироваться через взаимное усвоение преимуществ соперника, вобрав лучшие черты от атлантизма и континентализма. Запад весьма эффективно использовал мондиализм в «холодной войне» против СССР и стран Восточной Европы. Капитализм ввел определенные элементы планового регулирования экономики и расширил программы социального обеспечения, что наряду с научно-техническими и другими достижениями способствовало переходу к постиндустриальной эпохе. Неоклассические теории описывают долгосрочные тенденции развития в постиндустриальную эпоху научно-технического прогресса. Теория технологических революций предложена американским социологом и футурологом Элвином Тоффлером (р. 1928) и изложена в трилогии «Шок будущего» (1972), «Третья волна» (1980) и «Метаморфозы власти» (1990) и других книг, ставшими мировыми бестселлерами. «Третья волна» была запрещена в некоторых странах. В Китае книга обвинялась в распространении западного «духовного загрязнения», но в дальнейшем стала Библией для архитекторов китайских реформ и издавалась огромными тиражами. Ученый исследует три технологические «волны». Первая волна (аграрная революция), вторая волна (промышленная революция) и третья волна — информационная революция. В Советском Союзе индустриализация была осуществлена за счет народа, принадлежавшего к первой волне. Переоценка материального производства и недооценка интеллектуальных продуктов (за исключением сферы ВПК) привели к краху советской системы. Ученый обрисовывает будущее общество как возврат к доинду- стриальной цивилизации на технологическом фундаменте, предупреждает о трудности психологической адаптации людей к ускорению социальных изменений. Происходит трансформация власти. Высококачественная власть формируется на инновационной основе (знания). В постиндустриальном обществе новые знания способны заменять традиционные ресурсы и виды транспорта и ускорять время, выступающее в качестве важного экономического ресурса. В политике знание — самый демократический источник власти высочайшего качества. Новое знание одновременно является интеллектуальным продуктом и средством коммуникации. Вместе с тем новая экономика, основанная на знании, потенциально опасна для всех держателей власти. В бизнесе особенно актуально выдвижение знания или идеи, которую можно превратить в необходимую и выгодную производительную деятельность. Теория информационализма рассматривает информационные технологии как материальную основу постиндустриального общества. В нем производство благ, осуществление власти и создание культурных кодов стало зависимым от информационно-технологических возможностей общества. Информационные технологии стали необходимым инструментом для эффективной социально-экономической реструктуризации общественных отношений в рамках капитализма и социализма. Автором теории ииформационализма, или информациональной (глобальной) экономики, является известный западный социолог Мануэль Кастельс (р. 1942, в Испании), который, получив образование в Париже, с 1979 г. является профессором Калифорнийского университета (Беркли). Теория изложена в фундаментальном труде в трех томах «Информационная эпоха», переведенном на многие европейские и другие языки. Экономические и географические теории С эпохи первоначального накопления капитала важнейшей составляющей экономической политики государства было соотношение протекционизма отечественному предпринимательству и либерализация международных экономических отношений. Здесь сложились две крайности — от преимущественной опоры на собственные силы (автаркия) до активной борьбы за рынки сырья и сбыта. Протекционизм (лат. покровительство, защита) — государственная политика, направленная на поощрение отечественной экономики, ее защиту от иностранной конкуренции, на расширение внешних рынков. Протекционизм осуществляется с помощью торговополитических барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза импортных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с отечественными товарами. В этих целях используются тарифы и квоты, налагаемые на импортную продукцию. Национальный рынок защищается через высокие ставки таможенного тарифа (таможенные пошлины) на ввозимые товары и через нетарифные ограничения (нетарифные барьеры). К последним относятся количественные и валютные ограничения импорта товаров, антидемпинговые пошлины и др. Протекционизм охраняет прежде всего развитие отечественной промышленности и сельского хозяйства. Изначально теоретической базой протекционизма был |