Главная страница

Координация у самбистов. VKR самбо. Задачи 6 глава теоретические основы развития координационных способностей 7


Скачать 371.01 Kb.
НазваниеЗадачи 6 глава теоретические основы развития координационных способностей 7
АнкорКоординация у самбистов
Дата29.10.2022
Размер371.01 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаVKR самбо.docx
ТипТесты
#760877
страница3 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

1.2. Методика развития координационных способностей у занимающихся самбо на тренировочном этапе



Физическая подготовка борца самбо - это процесс, направленный на развитие основных двигательных характеристик - силы, скорости, выносливости, гибкости и навыков координации. В зависимости от используемых средств они различают общую, вспомогательную и специальную физическую подготовку.

Общая физическая подготовка решает проблемы развития двигательных свойств, которые способствуют успеху в самбо. Дополнительная физическая подготовка создает функциональную основу для развития особых двигательных свойств спортсменов. Специальная физическая подготовка позволяет развить двигательные навыки, связанные с особенностями самбо.

Основными средствами развития основных физических качеств являются упражнения, выполнение их в обычных, легких и сложных условиях, а также специальные упражнения. Использование упражнений в более легких или сложных условиях, связанных с изменением кинематики и динамики движений, должно осуществляться в диапазоне подвижности двигательных навыков, максимально приближенном к их верхнему пределу. Это относится и к специальным упражнениям [10].

В основном, упражнения, которые улучшают базовую физическую подготовленность спортсмена, выполняются с интенсивностью соревнования, которая немного ниже (85-90%) или выше. Эти три режима интенсивности имеют место в заключительной фазе физической подготовки, с каждым развивающимся моторным качеством.

Самбо маневренность (координационная способность) - это способность быстро, точно, целенаправленно и экономно решать сложные моторные задачи, возникающие на ковре. Важными факторами, определяющими уровень мастерства борца самбо, являются оперативный контроль параметров движений, выполняемых на ковре, и их анализ. Эффективность этих операций напрямую зависит от чувствительности мышц и суставов. Структура координационных качеств состоит из способности воспринимать новые движения, умения оценивать и управлять индивидуальными характеристиками движений, умения импровизировать и сочетания движений. Моторный резерв наиболее эффективно обеспечивается с 15 лет.

Для развития координации движений борцы самбо регулируют параметры тренировочных нагрузок [12].

Координационные способности борца самбо во многом определяются способностью объективно получать и быстро переделывать информацию во время боев. Эффективность управления своими движениями тесно связана с уровнем улучшения специализированных восприятий - ощущения ковра, куртки, времени, пространства; усилия по развитию.

По оценке Лях В.И., при воспитании координационных способностей используются следующие основные методологические подходы:

1. Обучение различным новым движениям с постепенным увеличением их координационной сложности. Этот подход широко используется в базовом физическом воспитании, а также на ранних этапах развития спорта. Овладев новыми упражнениями, те, кто занимается, не только пополняют свой двигательный опыт, но и развивают способность формировать новые формы координации движений.

Обладая большим двигательным опытом (запасом двигательных навыков), человек легче и быстрее справляется с неожиданно возникающим двигательным заданием.

Прекращение обучения различным новым движениям неизбежно снижает способность овладевать ими и тем самым препятствует развитию координационных способностей.

Воспитание способности восстанавливать двигательную активность в внезапно меняющихся условиях. Этот методологический подход также находит большое применение в базовом физическом воспитании, а также в игровых видах спорта и боевых искусствах.

Повышение пространственной, временной и энергетической точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий. Эта методическая методика широко используется в ряде видов спорта (гимнастика, спортивные игры и т. д.) И профессионально-прикладной физической культуре.

Преодоление иррационального мышечного напряжения. Дело в том, что чрезмерное мышечное напряжение (неполное расслабление в нужные моменты упражнений) вызывает определенную дискоординацию движений, что приводит к снижению проявления силы и скорости, искажению техники и преждевременной усталости [10].

Следующие методы используются для развития координационных навыков в физическом воспитании и спорте:

  • стандартное повторное упражнение;

  • переменные упражнения;

  • игра;

  • Конкурентоспособность [5].

При изучении новых довольно сложных двигательных действий используется стандартный повторный метод, поскольку такие движения можно освоить только после большого количества их повторений в относительно стандартных условиях.

Метод переменных упражнений, с его многочисленными разновидностями, имеет более широкое применение. Он подразделяется на два под-метода - со строгим и нестрогим регулированием изменчивости действий и условий исполнения.

Первый включает в себя следующие разновидности методологических приемов: строго определенное изменение отдельных характеристик или всех управляемых двигательных действий (изменение параметров мощности, например, длинный или восходящий прыжок на полной скорости, половина силы; изменение скорости по предварительному заданию и внезапному сигналу ритма движений и т. д.); изменить исходное и конечное положение (бегать из положения приседания, лежа; выполнять упражнения с мячом из исходного положения: стоя, сидя, приседать; изменять конечное положение - бросить мяч из исходного положения стоячее положение - ловить сидя и наоборот); изменение способа выполнения действия (бег вперед, назад, вбок в направлении движения, прыжки в длину или на глубину, стоя назад или вбок в направлении прыжка и т. д.); Выполнение «зеркального» упражнения (смена бега и качания ног в прыжках в высоту и в длину с разбега, запуск спортивного инвентаря с «невежественной» рукой и т. д.); выполнение доминирующих двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат (например, упражнения на равновесие сразу после вращений, сальто); выполнять упражнения, за исключением визуального контроля - в специальных очках или с закрытыми глазами (например, упражнения на равновесие, с булавами, каплями и смолами на ринге).

Методы вариации, которые не строго регламентированы, связаны с использованием необычных условий окружающей среды (бег, катание на лыжах по пересеченной местности), преодоление препятствий произвольными методами, отработка технических и тактических действий индивидуального и группового нападения в условиях взаимодействия, которые не строго регламентированы партнеры.

Эффективным методом обучения координационным навыкам является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, который включает выполнение упражнений за ограниченное время, или при определенных условиях, или при определенных двигательных действиях и т. д.

У спортсменов по самбо проявляются координационные способности в рациональной координации движений частей тела при решении двигательных задач. Тренеры и инструкторы по самбо во время спортивного отбора вовлеченных людей и перевода борцов самбо на следующие этапы тренировок должны отдавать приоритет спортсменам с более высоким уровнем координационных способностей. Борцы потенциально способны поглощать больше технической деятельности, комбинируя их друг с другом, а также восстанавливая свои движения в зависимости от меняющейся ситуации. Координационные способности начинающих, занимающихся самбо, проявляются в быстром обучении и умении менять свою деятельность в зависимости от условий противостояния [23].

Развитие координационных навыков борцов самбо зависит от различных факторов. Наиболее важной является двигательная память (запоминание и воссоздание движений) для борцов самбо, которая охватывает целый ряд двигательных навыков любой сложности, проявляющихся в разных условиях деятельности и в различных состояниях усталости. Важным фактором является внутримышечная и внутримышечная координация (переход от напряжения к расслаблению, взаимодействие мышц и синергических антагонистов). Высокий уровень координационных способностей также обеспечивается пластичностью центральной нервной системы, уровнем физической подготовленности борцов самбо (развитие скоростных и скоростно-силовых навыков, гибкость), предвосхищением действий партнера или противника (предвосхищение). его наступательных или оборонительных действий) и установка моторного задания в различных условиях.

Чувствительные периоды развития координации движений у самбо наблюдаются в 8–9 и 11–12 лет, у самбо - в возрасте от 8–9 до 10–11 лет. Средний темп роста координации составляет 13-14 лет (борцы самбо) и 11-12 лет (борцы самбо). В тренировочном процессе развитие баланса можно подчеркнуть у всех борцов самбо в возрасте от 7 до 14 лет. В отдельных случаях показатели координационных навыков у талантливых бойцов самбо детства и юности практически не уступают результатам взрослых спортсменов.

В процессе повышения координационных навыков следует избегать методологических ошибок. Поскольку координационные навыки борцов самбо проявляют себя в тесной взаимосвязи с другими физическими качествами, почти все недостатки, упомянутые выше в организации или методологии развития других качеств, могут быть причинами травм и развития координационных навыков.

Двигательный ритм борцов самбо в фазе подготовки улучшается, когда техника совершенствуется с помощью различных звуковых ориентиров (свист, хлопки, голосовые команды), указывающих момент акцента на усилии или расслаблении мышц. Для улучшения ритма движений очень важна идеомоторная тренировка: воспроизведение в форме внутренней речи напряженных усилий, прикладываемых при выполнении техник, или умственное воспроизведение рационального ритма движения, скорости и ускорения при выполнении [10],

В процессе повышения координационных навыков среди борцов самбо следует избегать следующих методологических ошибок: использование единообразных упражнений, несоответствие сложности упражнения на уровне подготовки студента.


1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта