Главная страница
Навигация по странице:

  • Патентные права

  • Объекты патентных прав

  • Права на программы

  • Средства индивидуализации: фирменное наименование

  • Коммерческое обозначение

  • Товарный знак

  • Место происхождения товара

  • Закон стартапа Серия Библиотека фрии


    Скачать 1.52 Mb.
    НазваниеЗакон стартапа Серия Библиотека фрии
    Дата15.10.2022
    Размер1.52 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаYankovskiyi_R._Bibliotekafrii._Zakon_Startapa.a6.pdf
    ТипЗакон
    #735020
    страница11 из 13
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13
    Смежные права
    Маша, активный пользователь «Вконтакте»,
    загрузила в «Аудиозаписи» произведение Моцарта.
    Через месяц произведение было удалено «в связи с обращением правообладателя». Маша сделала несколько язвительных постов на эту тему: мол, как у произведений давно умершего композитора может существовать правообладатель?
    Другие пользователи поддержали Машу и накидали ей в множество примеров того, как по требованию правообладателя удаляли треки с пением птиц, записью городских шумов и другим подобным контентом.
    На самом деле ничего удивительного здесь нет. Авторские права могут возникать не только у авторов. Такие права на- зываются смежными («смежные с авторскими») и имеют ту же природу, что и авторские. Разница лишь в том, что обла- датель смежных прав не является создателем (автором) про- изведения.
    Так, произведения Моцарта давно находятся в обще- ственном достоянии. Поскольку от Моцарта остались лишь нотные записи, для того чтобы мы могли услышать «Рекви- ем», кто-то должен был исполнить его и записать! Исполне- ние музыки сильно отличается от состава оркестров, усло- вий записи, инструментов и т. д. Согласитесь, оркестр, по-
    тратив время и деньги, может потребовать вознаграждения и это будет справедливо.
    Другое смежное право, которое тоже часто встречается, –
    право транслятора.
    Например, радиостанция имеет право на защиту своей трансляции, даже если та представляет со- бой компиляцию из сетов отдельных музыкантов.

    Защита прав
    Концепция авторских прав практически не задействует государство. Не нужно ничего регистрировать, удовлетво- рять требованиям – требуется лишь доказать первенство. По этой причине авторское право – это право конфликтов. Оно не востребовано в спокойном состоянии, когда авторских прав никто не нарушает; авторские права оживают лишь в случае спора, в частности, судебного спора о прибылях и упущенной выгоде.
    Петя познакомился в баре с Леной и поехал к ней домой. Утром Лена вышла купить кофе и круассанов,
    а когда вернулась, Петя отказался открыть ей дверь.
    Переговоры ни к чему не привели, и Лена вызвала полицию. Удостоверившись, что она зарегистрирована по этому адресу, полицейские выломали дверь и увезли
    Петю в отделение.
    Та же ситуация и с авторскими правами, только без штампов в паспорте. В каждом случае спора вам придется доказывать свое первенство перед абстрактными Петями и Ленами.
    Из-за этого защита авторских прав является долгим и кро- потливым делом. Мейджор-лейблы, кинокомпании и подоб- ные гиганты берут на себя судебную и прочую волокиту. Но как быть исполнителям, которые хотят сами зарабатывать на
    своих произведениях? Они могут обратиться в фирмы, зани- мающиеся защитой прав; в организации, борющиеся за ко- пирайт. Эти структуры зарабатывают «доением» пиратов ис- ками и штрафами, а музыканты получают с этого определен- ный процент. Правда, случается и friendly fire.
    В Ростове-на-Дону при полном аншлаге прошел концерт рок-группы Deep Purple. Организатором концерта была группа «Юг-Арт». И зрители, и исполнители остались довольны. Музыканты рок- группы получили оговоренный ранее гонорар и отбыли на родину.
    Казалось бы, какое продолжение может быть у этой истории? Но оно было и не закончилось до сих пор! Южный филиал «Российского авторского общества» (ЮФ РАО) вдруг решил вступиться за авторские права музыкантов и подал иск в суд с требованием, чтобы «Юг-Арт» выплатило по 30 тыс. Р
    за каждую песню Deep Purple (всего 450 тыс. Р).
    Авторские общества, представляющие авторов, живут на проценты от концертов и продаж дисков. В рассматривае- мом случае организатор концерта решил не уведомлять Рос- сийское авторское общество, а оно шутить не стало.
    В общем, авторские права – самый очевидный способ оформления интеллектуальной собственности без участия государства. Однако он неудобен на практике и неприменим для интеллектуальной собственности, основанной на содер- жании, а не на форме. В данном случае речь идет об изобре-
    тениях (и патентах на них).

    Патентные права
    К XVII–XIX вв. появился еще один вид творчества – тех- ническое, инженерное. Правда, первые изобретатели неред- ко умирали, так и не увидев свое произведение, посколь- ку средневековые цеховые правила запрещали модернизиро- вать производство, чтобы никто не терял работу. Цеха и гиль- дии получили эксклюзивное право на продажу определен- ных товаров в пределах региона. Цена товара, заработная плата и условия труда – все это решалось гильдией и, в итоге,
    привело лишь к ухудшению качества товаров и замедлению развития производства.
    Однако со временем изобретатели победили цеховые пра- вила. Изобретения стали активно внедряться в производство и дорабатываться. Соответственно, между отдельными изоб- ретателями стали возникать конфликты по поводу того, кто на самом деле является автором усовершенствования.
    Так появилось патентное право, которое по сравнению с авторским имеет иной механизм защиты. В то время как авторское право распространяется даже на бессмысленный набор знаков, патентное право требует конкретного работа- ющего усовершенствования, то есть распространяется на со- держание, а не на форму.

    Объекты патентных прав
    Конкретное эффективное усовершенствование может за- щищаться как изобретение, полезная модель или промыш- ленный образец. Триада разграничивается по требованиям,
    срокам защиты и формальным признакам:
    изобретение — техническое решение, относящееся к продукту или способу чего-либо;
    полезная модель — решение относительно устройства;
    промышленный образец — решение относительно внеш- него вида.
    Способ создания плазменной бутылки с помощью паяльной лампы и гаечного ключа – это изобретение
    (защищается в течение 20 лет). Изобретением также будет, например, формула особо прочного стекла для бутылки.
    Специальная бутылка с внутренними отделениями,
    облегчающими перемешивание, сохраняющая содержимое свежим, – это полезная модель
    (защищается в течение 10 лет).
    Дизайнерская бутылка в форме шара с вогнутыми ребрами и пузырчатой поверхностью – промышленный образец (защищается в течение 5 лет, однако можно четыре раза продлевать защиту, поэтому в сумме – 25
    лет, если защита все еще будет нужна).
    Патентным ведомством в России является Роспатент –
    организация, которая ведет базу произведений, куда обяза- тельно заносятся каждое новое изобретение, промышлен- ный образец или полезная модель. Регистрация необходима для юридической защиты: если создатель зарегистрировал
    (запатентовал) свое изобретение, то он всегда будет считать- ся правообладателем независимо от притязаний других лиц.
    Кто первым внесет данные в реестр, тот и будет абсолютным владельцем патента. В отличие от авторского права здесь не нужно никому ничего доказывать, если создатель уже попал в базу патентов.
    Появление одного изобретателя, который запатентует ряд ключевых технологий, может серьезно затормозить техноло- гический прогресс. Именно поэтому, как вы наверняка заме- тили, сроки защиты у патентных прав меньше, чем у автор- ских – так результаты исследовательских работ скорее попа- дают в производство и улучшают жизнь людям.

    Изобретения
    Из триады объектов патентных прав изобретения – самые серьезные и самые защищенные. При их регистрации Роспа- тент руководствуется следующими критериями:
    1. Новизна. Изобретение не должно существовать до то- го, как вы его изобрели. Вы не можете изобрести то, что уже изобретено до вас. Соответственно, при регистрации прове- ряют, не было ли такое же изобретение занесено в реестр,
    не является ли оно общеизвестным, не писались ли по этой теме научные статьи до вас и т. д.
    2. Промышленная применимость. Изобретение должно выполнять некую функцию, то есть нельзя запатентовать бесполезную вещь.
    3. Изобретательский уровень. Изобретение не может быть комбинацией существующих технологий. Изобрета- тельский уровень означает, что ваше изобретение не долж- но быть очевидным любому специалисту в данной области,
    который обладает познаниями и сможет понять суть вашего изобретения. Другими словами, если вы изобрели какое-то устройство и показали его специалисту, тот не должен ска- зать: «Ну, это же очевидная комбинация технологий А и Б».
    Напомним, что речь идет именно об изобретениях – к ним требования самые серьезные. Например, для регистра- ции полезной модели изобретательский уровень не требует-
    ся (помните пример про бутылку?)

    Регистрация
    Итак, вы что-то изобрели. Если результат соответству- ет перечисленным критериям, вы можете подать заявку на изобретение в Роспатент. В течение определенного срока эта организация проведет проверку и зарегистрирует ваше изоб- ретение в базе. Так вы станете патентообладателем и сможе- те свободно распоряжаться патентом: получать прибыль за его счет, продать его кому-то и т. д.
    В патентном праве (как и в авторском) действует право на имя. Кто-то другой, используя ваше изобретение по догово- ренности с вами, не может сказать, что оно не ваше, а его.
    Имя автора обязательно должно быть указано.
    Подать патентную заявку может любой, но профессио- нально этим занимаются специалисты с законным статусом
    патентные поверенные. У них есть определенные приви- легии (прежде всего право представлять интересы иностран- цев в Роспатенте). Однако важнее то, что у них есть специ- ализация, которая подтверждается квалификационным эк- заменом и практическим стажем. Специализация при этом может быть любой: технической, медицинской и даже фи- лологической. Обращение к патентному поверенному дает определенную уверенность в том, что заявка будет составле- на правильно и подана с первого раза.
    Полный список патентных поверенных есть на сайте

    ФИПС:
    http://www.fips.ru/sitedocs/patpov_ru.htm
    Помимо объектов авторских и патентных прав есть целый ряд объектов промышленной собственности «где-то меж- ду», которые защищаются по смешанному принципу: где-то по авторскому праву, где-то по патентному. Самый распро- страненный пример – программный код.

    Права на программы
    Когда возник вопрос защиты прав на программы, юристы оказались в сложном положении. С одной стороны, програм- ма – это текст, то есть произведение. Но если охранять ее как произведение по авторскому праву, то даже незначительные правки (изменение названий переменных, перестановка эле- ментов, обфускация) создадут уже новое произведение.
    С другой стороны, охрана программы по патентному принципу позволяет оспаривать программы, выполняющие ту же функцию. К тому же непонятно, как учитывать, напри- мер, изобретательский уровень.
    В итоге в России и Европе остановились на смешанном ре- жиме охраны программ: что-то – из авторского права, что-то
    – из патентного. Так, в России программа защищается по ав- торскому праву, но можно запатентовать алгоритм програм- мы, если он привязан к «железу».
    Также в России можно получить свидетельство на про- грамму в Роспатенте. Казалось бы, это похоже на патентова- ние, но на самом деле речь идет лишь о депонировании ис- ходного кода программы. Разница в том, что при регистра- ции программы в Роспатенте никто не проверяет, работает ли она и подавал ли кто-то такой же код до вас. В резуль- тате свидетельство на программу – это лишь документ, под- тверждающий, что на определенную дату вами представлен
    определенный текст.
    Для сравнения: в США пошли по другому пути, там про- граммы можно патентовать. Причем в силу того, что привле- чение юриста обходится очень дорого, патентование стало скорее источником расходов для отрасли. Для решения про- блемы заградительных патентов на софт возникло движение за открытый код и свободное программное обеспечение: так появился, например, Фонд свободного программного обес- печения.

    Средства индивидуализации:
    фирменное наименование
    Помимо произведений и патентов исключительные пра- ва распространяются и на другую интеллектуальную соб- ственность, которая называется «средства индивидуализа-
    ции»,
    другими словами – на названия компаний, товаров, ра- бот и услуг.
    Так, в России каждая организация имеет свое название:
    краткое и полное. Эти сведения заносятся в реестр юриди- ческих лиц при регистрации. Если кто-то использует анало- гичное наименование и при этом работает в той же сфере,
    пострадавший имеет право потребовать сменить название и возместить убытки. Поэтому фирменное наименование –
    тоже объект интеллектуальной собственности, нематериаль- ный актив компании.
    Петя зарегистрировал ООО «Пушистик» в Москве и подал иск в отношении ФГУП «Пушистик» из
    Кемерова. В данном случае Петя ничего не получит,
    потому кемеровский «Пушистик» не осуществляет
    аналогичной деятельности,
    а также был создан раньше
    (ст. 1474 Гражданского кодекса).
    Вася зарегистрировал ООО «Пушистик» и стал продавать тех же пушистиков, что и Петя. Более того,
    он создал похожую упаковку и открыл сайт, на котором
    призвал покупать «только оригинальных пушистиков от
    ООО “Пушистик”». Петя обратился в суд и потребовал возместить убытки; у него есть все шансы на успех.
    Более того, Петя также может обратиться в
    Федеральную антимонопольную службу, поскольку
    введение потребителя в заблуждение —
    один из видов запрещенной недобросовестной конкуренции.

    Коммерческое обозначение
    Коммерческое обозначение —
    это название, которое ис- пользуется в обороте, но не является фирменным наимено- ванием организации. Иначе говоря, это то название, которое используется фактически.
    ООО «Ровно» выпускает рекламную газету «Авось».
    Конкуренты из АО «Пассаж» выпустили альтернативу
    – журнал «Новый Авось». «Ровно» обратилось в суд с требованием прекратить использовать чужое коммерческое обозначение.
    Коммерческое обозначение защищается точно так же, как и фирменное наименование. Если кто-то использует ваше коммерческое обозначение, вы можете подать иск в суд (или,
    опять же, пожаловаться в антимонопольную службу).

    Товарный знак
    Фирменные наименования и коммерческие обозначения
    – важный актив компании, но их защита связана с установле- нием первенства. Разумеется, было бы куда проще доказать свое право, если бы существовал специальный реестр таких объектов. И он есть: это реестр товарных знаков, в который можно занести название фирмы, продукта, их логотип, фор- му упаковки и даже (в некоторых странах) запах.
    Товарный знак
    (применительно к услуге он называет- ся знаком обслуживания) примерно соответствует термину
    «бренд», только последний относится к экономической со- ставляющей идентификатора, а товарный знак – к юридиче- ской. Другими словами, бренд не обязательно регистриро- вать, чтобы он стал брендом; а товарный знак не обязательно является брендом (например, если про него никто не слы- шал).
    Регистрация товарного знака дает следующие преимуще- ства:
    – не нужно доказывать, что вам причинили ущерб, – сам факт использования чужого товарного знака незаконен;
    – не нужно доказывать первенство – кто первый зареги- стрировал знак, у того и первенство;
    не нужно доказывать, что вы с конкурентом действуете в одной сфере, – товарный знак регистрируется по отдельным
    видам деятельности (классам товаров и услуг, МКТУ).
    Регистрация по одному или нескольким классам автома- тически защищает ваш знак в соответствующей сфере дея- тельности.
    Существует 45 классов МКТУ, 34 для товаров и 11 для услуг. Описание класса включает товары по алфавиту и вы- глядит так:
    Класс 16 – авторучки; альбомы; афиши,
    плакаты; банты бумажные; билеты; бланки; бланки уведомлений; блокноты; блокноты для рисования,
    черчения; блокноты с отрывными листами; брошюры;
    буклеты; бумага; бювары; бюллетени информационные;
    вывески бумажные или картонные; вывески бумажные рекламные; газеты; доски, щиты для объявлений бумажные или картонные; дупликаторы; емкости для сливок бумажные; журналы…
    Итак, для бренда действует тот же принцип, что и для па- тентов: кто первый, тот и прав. Действует соответствующий реестр, причем помимо российского существует и междуна- родный реестр (Мадридская система). Заявку в него можно подать из любой страны и получить международную охрану для своего товарного знака.
    Помимо стопроцентной доказательной силы в случае спо- ра реестр также помогает в ситуациях, когда ваш товар под- делывают и продают без вашего разрешения. Таможня про- веряет товарные знаки и, если у импортера нет разрешения,
    запрещает ввоз товара. У нас запрещен даже параллельный импорт – то есть абсолютно легальные товары нельзя ввозить без согласия производителя. Например, новые автомобили может ввозить только производитель или официальный ди- лер-импортер.
    Товарный знак регистрируется на десять лет, а затем мо- жет продлеваться за дополнительную плату неограниченное количество раз. Защита прекращается, если правооблада- тель вовремя не продлил товарный знак либо более трех лет им не пользуется.

    Место происхождения товара
    Для некоторых товаров важны не только название и про- изводитель, но и место производства. Например, китайское кьянти, в отличие от итальянского, явно не будет пользо- ваться спросом, ведь потребитель вина доверяет местности,
    где его изготавливают, а не названию. То же самое касается французского коньяка в сравнении, например, с индийским.
    Существует специальный реестр таких названий (мест происхождения товаров). Если производители договорились о внесении названия в реестр, то использовать его в назва- нии продукта смогут все, кто физически находятся в соот- ветствующем месте.
    Компания
    «Абрау-Дюрсо»
    – российский производитель шампанского – была одной из первых,
    зарегистрировавших место происхождения товара
    (МПТ): станица Абрау-Дюрсо, Краснодарский край.
    Изначально компания собиралась таким способом побороть конкурентов, находящихся в других регионах и производивших шампанское под тем же брендом. Однако впоследствии конкуренты открыли производство непосредственно в Краснодарском крае,
    что дало им право пользоваться названием «Абрау-
    Дюрсо» наряду с одноименной компанией. Компания
    «Абрау-Дюрсо» обратилась в Роспатент, чтобы аннулировать МПТ и потом зарегистрировать это
    название, но уже как свой товарный знак (это дало бы ей эксклюзивные права на шампанское «Абрау-
    Дюрсо»). Однако Роспатент отказал в аннулировании
    МПТ. В экспертном заключении, которое «Абрау-
    Дюрсо» подала при регистрации МПТ, было указано,
    что «вина изготовлены из винограда, выращенного в уникальной местности, где близость Черного моря является прекрасным регулятором температуры…
    Почвы слагаются из известняков, мегрелей, трескунов,
    представляющих собой отложения мелового и третичного периодов». На основании этого Роспатент счел, что уникальность региона «Абрау-Дюрсо» не позволяет аннулировать МПТ, а следовательно, все зарегистрированные здесь компании могут производить вина с таким названием.
    Итак, существует четыре основных вида средства индиви- дуализации:
    – фирменное наименование (название компании);
    – коммерческое обозначение (неофициальное название);
    – товарный знак, или знак обслуживания (бренд);
    – место происхождения товара.

    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


    написать администратору сайта