Закон стартапа Серия Библиотека фрии
Скачать 1.52 Mb.
|
Форма венчурного фонда Венчурный фонд не реинвестирует свои деньги, то есть работает не циклично. Из-за того, что стартап – это расту- щая компания, увеличивающаяся с нуля до определенного уровня, типичная история венчурного фонда выглядит так: – управляющая компания объявляет о сборе денег на определенное направление – например, на инвестиции в ры- нок мобильных приложений; – управляющая компания заключает соглашение о сов- местной деятельности (товариществе) с инвесторами, изъ- явившими готовность, – так появляется сам венчурный фонд, товарищество инвесторов и управляющей компании; – управляющая компания подыскивает стартапы для ин- вестирования и вкладывает в них деньги фонда; – когда деньги заканчиваются, фонд переходит в пассив- ное состояние – помогает стартапам, следит за их развитием; – к концу оговоренного срока работы (6-10 лет) фонд из- бавляется от своих подопечных компаний и распределяет полученные от продажи деньги среди инвесторов; – когда инвесторы возвращают 100 % вложений, оставша- яся прибыль распределяется уже с учетом доли управляю- щих; – когда деньги распределены, фонд заканчивает свое су- ществование (договор о совместной деятельности прекраща- ет действие). Как видите, фонд не перевкладывает деньги. Даже если он получил прибыль раньше оговоренного срока, деньги воз- вращаются инвесторам, а не оборачиваются еще раз. Для чего это делается? Во-первых, такая система сильно упрощает подсчет при- быльности фонда. Если бы он реинвестировал свои средства, подсчитать его прибыльность в тот или иной момент было бы сложно, ведь стартапы непубличны. Венчурный фонд собрал $3 млн и вложил по $1 млн в три стартапа. Через пять лет фонд продал доли: – в первом стартапе – за $500 тыс.; – во втором – за $100 тыс.; – в третьем – за $12 млн. Итоговая прибыль от инвестиций составила: Пересчитаем в годовую окупаемость: Очень неплохо! А теперь представьте себе, что было бы, если бы фонд реинвестировал прибыль. Венчурный фонд собрал $3 млн и вложил по $1 млн в три стартапа. Через два года фонд продал долю в первом стартапе за $1,5 млн, а вырученные средства вложил в стартапы № 4 и № 5 по $750 тыс. Еще через год фонд продал долю в стартапе № 4 за $100 тыс. и в стартапе № 2 за $1 млн 50 тыс. и вложил вырученные деньги в стартап № 6. В результате: – денег на счету фонда – $0; – выручка – $5,65 млн; – стоимость текущих активов – неизвестна; – прибыль от инвестиций составила: 50 %;-87 %; 2,5 %… Как видите, метод «все продадим, а потом сложим деньги в кучу и пересчитаем» гораздо проще и понятнее. Более то- го, так структура фонда сильно упрощается: необязательно даже создавать компанию, достаточно договора о совмест- ной деятельности. По сути, управляющий совершает только две операции с каждым рублем, попавшим к нему в руки: сначала вкладывает, потом продает вложение и возвращает рубль инвестору. Такая структура, хотя и кажется необычной, позволяет сильно сэкономить на налогах, поскольку в отличие от юри- дического лица договор между инвесторами и управляющим не облагается налогом: платят только инвесторы, когда полу- чают прибыль. А инвесторы, которые находятся в офшорах, и вовсе ничего не платят. Снова про due diligence Оценивая стартап перед сделкой, венчурный фонд опи- рается на ряд показателей, в том числе на юридическую чи- стоту своей покупки. Для этого он проводит проводит due diligence (процедуру «должной добросовестности») – пред- варительную проверку стартапа по определенному чек-ли- сту. По результатам due diligence инвестор может даже отка- заться от инвестирования в проблемный стартап. Проверяя стартап, инвестор задает себе и своим юристам три основных вопроса: 1. Есть ли вероятность, что у меня заберут этот актив или его часть (то есть можно ли будет оспорить сделку со старта- пом; правомочен ли стартапер распоряжаться своим бизне- сом; есть ли у стартапа потенциальные скрытые владельцы)? 2. Какое имущество действительно относится к активу, а какое нет (действительно ли стартапу принадлежат его акти- вы: бренд, код, дизайн, имущество)? 3. Есть ли у актива скрытые юридические дефекты, кото- рые потребуют дополнительных расходов (в первую очередь – нарушал ли стартап закон, и какие штрафы за это возмож- ны)? Пройдем по пунктам. 1. Оспаривание сделки. Мечта юриста – чтобы стартап был создан месяц назад в форме ООО с единственным учредите- лем. Во всех остальных случаях появляются различные «ес- ли». Если нынешние владельцы покупали свои доли (не были в компании с самого начала), то эти сделки можно оспорить. Так, в ООО при продаже доли третьему лицу продавец дол- жен сначала предложить ее остальным участникам общества по той же цене (сделать обязательное предложение). Если участник не подтвердит, что сделал остальным обязательное предложение, любой из обойденных им участников сможет оспорить сделку и, соответственно, забрать свою долю. В 2015–2016 годах законодательство о передаче и зало- ге долей существенно доработали, закрыв большую часть корпоративных лазеек. Однако даже с учетом обновленных норм в законах остались неясности. Обязательное предложе- ние можно обойти – обменять долю на что-либо или вложить ее в капитал другой компании. Не до конца понятно, как бу- дут работать новые нормы, касающиеся компаний: корпора- тивные договоры и опционы. Петя предложил своему сотруднику Васе опцион на долю в ООО «Белое и пушистое». Сделку оформили в соответствии с новой нормой об опционе-оферте – заверили опцион у нотариуса. Когда условие было исполнено, Вася пришел к нотариусу реализовывать опцион. Но оказалось, что ООО «Белое и пушистое» уже не принадлежит Пете, поскольку тот продал свои доли АО «Вектор». Директор АО весьма эмоционально отреагировал на предложение вернуть долю, заявив, что при покупке внимательно изучил устав ООО и ЕГРЮЛ и ничего не нашел там про опцион. В уставе общества тоже могут быть сюрпризы, если он нестандартный. Например, некоторые участники могут иметь дополнительные права; устав может предусматривать ограничение на предельный размер доли (нельзя консоли- дировать пакет) или на стоимость продажи долей (нельзя привлечь инвестиции). Чаще всего инвесторы меняют устав, убирая неудобные для себя вещи и внося туда важные по- ложения (например, о заключении корпоративного договора или о запрете мены долей). 2. Активы стартапа. Основной актив стартапа – ин- теллектуальная собственность (IP): код, дизайн, товарный знак. Но принадлежность IP – очень непростой вопрос. Вы, на- верное, слышали, что по умолчанию любая интеллектуаль- ная собственность, будь то исходники, фотографии или тек- сты, остается у создателя и полностью принадлежит ему. Об этом я расскажу подробнее в следующей главе. Вознаграждение управляющих В чем интерес управляющей компании венчурного фон- да? Она получает два вида вознаграждений. Management fee — взнос на организационные расходы. Это плата, которую инвесторы соглашаются каждый год пе- речислять на счет управляющей компании для ее текущей деятельности: на содержание сотрудников, проведение ана- лизов по сделкам и т. д. Обычно в активной фазе работы больше. Затем, когда фонд просто следит за своими инве- стициями, сумма снижается. Management fee рассчитывает- ся заранее и не зависит от прибыльности фонда. — Carried interest («кэрри») – доля в общей прибыли, основ- ной заработок управляющих фондом. Венчурный фонд рас- пределяет прибыль между инвесторами, оставляя себе опре- деленный процент. В какой форме венчурные фонды существуют в России? В основном это закрытые паевые инвестиционные фон- ды (ПИФы). Недавно также появилась форма инвестицион- ного товарищества , созданная специально для венчурных фондов. Часть фондов до сих пор работает по иностранному праву (структурируется за рубежом). 11. Интеллектуальная собственность Видео к разделу: Авторское право и смежные права https://youtu.be/1bcZWnT9AEM Патентное право https://youtu.be/AONJ5DRwALY Средства индивидуализации и ноу хау https://youtu.be/FtVunkm0AY8 Договоры об отчуждении интеллектуальной собственно- сти https://youtu.be/dAghHMqP_hY Статьи по теме: Как перестать беспокоиться и начать патентовать https://habrahabr.ru/post/221331 История патентного права в России https://postnauka.ru/longreads/23583 12 заблуждений о программах https://geektimes.ru/post/173265/ В Греции, Римской империи, средневековой Европе не было проблем с тем, что мы называем интеллектуальной собственностью (IP – intellectual property). Картины создава- ли месяцами, часто прямо на стенах (фрески, мозаику). Кни- ги переписывали целыми монастырями, причем рынок книг был настолько мал и закрыт, что авторы при всем желании не смогли бы ограничить тираж своих работ. Ситуация изменилась с появлением первого тиражного искусства (светской литературы) и печатного станка. Кни- гопечатание породило пиратство. Поначалу с этим явлени- ем боролись стандартными методами средневековой цензу- ры (все книги по умолчанию проходили «еретик-контроль»). Однако постепенно издатели и авторы добились смягчения цензуры, а вместо лицензирования и контроля создали со- вершенно новую концепцию авторских прав (copy-right ⇒ copyright). Авторские права В чем заключается оригинальность авторских прав в част- ности и концепции интеллектуальной собственности в це- лом? Дело в том, что римское и последующее средневековое право работало только с материальными вещами. Так, если должник не возвращал раба (объект права, по римским зако- нам – instrumentum vocale, «говорящее орудие»), можно бы- ло предъявить судье-прётору виндикационный иск. Если же кто-то мешал пользоваться имуществом (например, загоро- див ворота повозкой), предъявлялся другой иск – негатор- ный и так далее. Но что делать, если похищен не материальный предмет, а абстрактный объект (текст книги), ведь автор не теряет своей собственности, ему никто не создает препятствий? Так появилась концепция авторских прав, которые при- надлежат создателю произведения, независимо от принад- лежности конкретного материального объекта (книги, кар- тины, скульптуры). Авторские права вместе с патентами, товарными знаками и другими нематериальными объектами относят к интеллек- туальной собственности , противопоставляя таким образом материальным объектам права (деньгам, недвижимости, жи- вотным, ценным бумагам). Концепция авторских прав Автор произведения имеет ряд прав на него. Во-первых, автор имеет право на коммерческое использо- вание произведения (продажу, копирование, исполнение за деньги – словом, любое получение прибыли). При этом ком- мерческое использование трактуется очень широко. Напри- мер, если вам принадлежит кафе и вы включаете там музыку, то должны согласовать плей-лист с автором, который может потребовать отчислений. Поэтому на некоторых дисках или устройствах можно встретить напоминание: «Только для до- машнего использования»/«Ноте use only». Песня «Мама Люба» в исполнении группы «Серебро» звучит в кафе «У Ашота». Это привлекает посетителей, и таким образом кафе «У Ашота» получает дополнительную прибыль. Авторы песни – группа «Серебро» или их доверенные лица (обычно это лейблы) – могут потребовать прекратить несогласованное воспроизведение песни и возместить убытки (недополученную прибыль). Во-вторых, автор произведения имеет личные, неотчуж- даемые права на него, которые принадлежат только ему и ко- торые нельзя передать даже при желании. В первую очередь это право авторства (не путать с авторским правом), то есть право считаться автором произведения, право на указание имени автора. Также существует право на защиту произве- дения от искажений: так, издатель не может изменить имен героев романа без согласия с автором – это будет считаться искажением. Авторские права на международном уровне были закреп- лены еще в Бернской конвенции (1886). Впоследствии сро- ки защиты авторских прав неоднократно пересматривались, принимались новые документы, но общий принцип остал- ся тем же. Так что регулирование интеллектуальной соб- ственности и, в частности, авторское право во всем ми- ре более-менее единообразно. В России авторские права и вся остальная интеллектуальная собственность регулируют- ся частью IV Гражданского кодекса. Доказывание первенства Вернемся к авторским правам. С одной стороны, такой подход – возникновение авторского права и наличие воз- можности пользоваться им только у автора – самый простой из всех возможных. Авторам просто дали формальное право на их произведения: признали, что право может распростра- няться не только на материальные объекты, но и на текст, изображение, музыку и т. д. С другой стороны, такой подход вызывает проблемы при доказывании авторства. Поскольку авторские права возни- кают в момент создания произведения, нигде не регистриру- ются, не фиксируются, получается, что на практике автором будет тот, кто создал произведение раньше. Чтобы в случае возникновения спора подтвердить свое первенство, авторы вынужденно идут на различные ухищрения. Конечно, самый простой способ обеспечить авторство – это опубликовать работу под своим именем. Статья в журна- ле, книга, пост в блоге имеют независимый показатель вре- мени публикации. Но что, если автор не хочет публиковать свою работу? В этих случаях применяется целый ряд «ко- стылей», чтобы привязать произведение к дате. Определенный вес имеет датировка почты. Особенно это было популярно у советских авторов. Они отправля- ли книгу самим себе на почту заказным письмом. Если не вскрывать конверт, дата на штемпеле будет подтверждать, что содержимое было у автора (адресата) на определенный момент. Другой вариант – датирование документа через нотари- уса. Нотариус не удостоверяет авторство, его основная зада- ча – устанавливать тождественность документов, подписей и т. д. Однако, например, заверяя подпись, нотариус указывает дату. Можно попросить его заверить подпись на фотографии – и нотариус заверит ее, а также проставит рядом печать и дату заверения: как раз то, что нам и нужно. Более серьезный вариант – депонирование, то есть ответ- ственное хранение произведения. Эта услуга есть у нотари- уса (дороже), а также у ряда негосударственных организа- ций, связанных с интеллектуальной собственностью (дешев- ле). В этом случае вы сможете предъявить суду бумагу о том, что с определенной даты произведение находилось на хране- нии, например, в Российском авторском обществе. Конечно, это не государственный орган, но практика показывает, что суды доверяют таким бумагам. Содержание произведения Поскольку права возникают с момента создания произве- дения, никто не проверяет, имеет ли оно смысл. Чтобы стало понятнее, что я имею в виду, вот пример из рассказа «Ле- тучка» Владимира Сорокина (1978): – Но в конце проагокне ыаку змрпор, – бодро продолжал Бурцов. – Ротиот проврае аерк щоспаоре рапе енк. Вот, послушайте: «Гораорв а енркно сипиа нашей памяти арпрвпе Оймякон наонернпвеп атратр таежный наренпрно Игарка и другие города. А что же аропренр кенрвеп качество? Дорога на раеркеп нкене апивпиап хорошо проаркнрн испи Игарка наонрк его центр. И машины раору керверк нрчнро арпр снег, снег и снег. И только ранркнрвпе длч роро на пне таежного великана…» Да, это произведение тоже защищается авторским пра- вом. То же самое относится и к абстрактной живописи, и, на- пример, к детским рисункам. Под вопросом разве что про- изведения нейросетей и права на работы, созданные несубъ- ектами права (например, обезьяна украла у посетителя зоо- парка камеру и сделала несколько фотографий). При таком буквальном толковании произведения как лю- бого объекта, созданного автором, неминуемо возникают спорные вопросы. Например, до какой степени нужно иска- зить произведение, чтобы считать его новой работой (ведь существуют коллажи, пародии, постмодернистские реинтер- претации и т. д.)? В каждом случае вопрос решается по-раз- ному. Так, книга «Порри Гаттер и каменный философ» – ле- гальна, поскольку является пародией, а вот «Таня Гроттер и магический контрабас» была признана нарушающей автор- ские права Джоан Роулинг. Наличие авторских прав у одного творца не мешает тво- рить остальным, ведь авторские права защищают форму, а не содержание, и «Евгений Онегин» не закрыл рынок «лиш- них людей» для «Героя нашего времени». Поэтому автор- ское право защищается очень долго: сейчас это 70 лет с мо- мента смерти автора (после смерти правами распоряжают- ся наследники). Для отдельных ситуаций предусмотрены ис- ключения – добросовестное использование, или fair use, на- пример, когда произведение нужно для научных, образова- тельных или иных подобных целей. Основные принципы fair use: – объем цитирования оправдан его целью; – указан автор; – указан источник цитирования, или дана ссылка. Рома написал учебник «Закон стартапа», в котором использовал фрагмент книги Владимира Сорокина для иллюстрации понятия «объект авторского права». В этом случае имеет место добросовестное использование произведения в учебных целях: автор указан, ссылка дана (хотя и не по ГОСТу). Что происходит, когда срок действия авторских прав наконец заканчивается? Произведение переходит в обще- ственное достояние (public domain). Это означает, что его можно использовать как угодно: издавать, продавать и т. д. Да, вы можете издавать, например, русскую классику и при этом никому не платить отчислений. Нельзя только нару- шать неимущественные права – право авторства и право на защиту от искажений. Кто защищает права давно умерших авторов? Посколь- ку произведением владеет «общество» в целом (достояние же общественное), любой сознательный гражданин, увидев книгу Толстого под фамилией Пупкина, может подать иск в защиту классика. Срок продолжительностью в 70 лет был таким не всегда. До присоединения СССР к Женевской конвенции в 1973 году авторское право на фотографии действовало у нас лишь в течение пяти лет с момента съемки. В подобных случа- ях найти правообладателей сложно, появляются так назы- ваемые «произведения-сироты» (orphan works). Вообще, из- за периодических изменений законодательства практически все советские произведения находятся в зоне риска. В 1992–1993 годах режиссер Юрий Кара снял фильм по «Мастеру и Маргарите» Булгакова. К тому времени роман находился в общественном достоянии. Однако в 1994 году он снова получил правовую охрану, поскольку авторское право стали исчислять со времени публикации, а не создания, и срок защиты соответственно увеличился до 2037 года. Наследники предъявили режиссеру иск. Суд в порядке исключения встал на сторону режиссера. Есть и другие нюансы российского авторского права. Так, официальные музеи и собственники объектов культурного наследия обладают правом вето на публикацию фото сво- их зданий и всего, что находится внутри. Это означает, что использование картины, которая, по идее, перешла в обще- ственное достояние, может быть ограничено или запрещено по иску музея. В этом отношении особенно отличился Эр- митаж. Последний его запрет касался использования «Да- наи» Рембрандта в рекламе матрацев. Казалось бы, оправ- данно, но, помните, сначала «они пришли за матрацами, я молчал…» |