Главная страница
Навигация по странице:

  • Чередование экспрессии и стандарта

  • Лексические, морфологические и синтаксические особенности публицистического стиля Лексические особенности . Для языка СМИ характерен полистилизм

  • Билет лингвпоэтика. 1. Назовите определяющие признаки художественной литературы


    Скачать 355.72 Kb.
    Название1. Назовите определяющие признаки художественной литературы
    Дата16.01.2018
    Размер355.72 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБилет лингвпоэтика.docx
    ТипДокументы
    #34290
    страница1 из 11
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Билет 1.

    1. Назовите определяющие признаки художественной литературы.

    Исходя из функционального назначения языка художественной литературы можно выделить ряд его основных признаков.

    1) Языку художественной литературы присущ синкретический2 характер состава языковых средств национального языка. В рамках художественного текста вся совокупность языковых средств выстраивается в стройную систему благодаря организующему действию общего конструктивного принципа языка художественной литературы

    — образного отображения действительности. В.В. Виноградов отмечал, что в данном стиле «резко изменяются, как бы смещаются и тем самым приобретают новый смысл и новую образно- выразительную силу любые соотношения элементов общей системы языка»3.

    2) Все привлекаемые автором художественного произведения языковые средства должны быть мотивированы не только с точки зрения коммуникативной, т.е. элементарно должны быть поняты адресатом, но и в эстетическом отношении,поскольку эстетическая функция — основная функция языка художественной литературы (см. об этом выше). Последнее — главное, необходимое условие только художественного текста.

    3) Художественно-образная речевая конкретизация в языке художественной литературы — качественно особое свойство именно художественной речи. Собственно речевая конкретизация свойственна и разговорной речи, и книжной речи. Она состоит в том, что говорящий/пишущий, зная конкретный язык, соотносит абстрактные категории конкретного языка с реальным содержанием своей мысли, которую ему надо выразить. Скажем, говорящий, видя полёт птицы, говорит: Птица летит. Такое языковое оформление (сущ. птица, глагол в изъявительном наклонении, в форме наст. вр. летит) помогает передать конкретное содержание.

    В художественном тексте абстрактные категории языка не только передают определённое содержание, они воссоздают это содержание. Например, у М. Шолохова в «Тихом доне» читаем:

    Аксинья наклонилась к Григорию, отвела со лба его нависшую прядь волос, тихонько коснулась губами щеки.

    Милый мой, Гришенька, сколько седых волос-то у тебя в голове… — и с грустной полуулыбкой заглянула в лицо Григория.

    Сравните с текстом обычной беседы: Она наклонилась (к Григорию) и сказала… или даже: Она сказала…

    Конкретизация, пластичность изображения в шолоховском тексте создаётся в значительной степени глаголами, которые воспроизводят постепенность действия, изображают движения персонажа «дробно», по мере осуществления во времени, заставляют «пережить деланье вещи» (В.Б. Шкловский). Такая последовательность глаголов эстетически обусловлена. Писатель как бы «живописует словами». Причём в этом отрывке нет традиционных изобразительно-выразительных средств.

    4) Организация, отбор и принципы организации языковых средств в художественном тексте ориентированы исключительно на литературные нормы, хотя, как уже было сказано, в данном функциональном варианте литературного языка принципиально возможно использование буквально всего фонда языковых единиц, речевых явлений, функционирующих в рамках национального языка. Ориентированность художественных текстов на норму находит своё выражение в том, что необщепонятные явления (диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, специальные термины и др.), грамматические, фонетические отклонения от литературных норм обычно так или иначе разъясняются в художественном тексте.

    5)Отличительной чертой речевой структуры художественного произведения представляются изобразительно-выразительные средства — тропы и стилистические фигуры.Тропы и стилистические фигуры— органический компонент общей образной системы художественного текста, «участвующий» в том числе в реализации эстетической функции языка(подробнее о тропах и фигурах см. материал «Качества культуры речи»).

    2. Дайте определение стиля.

    М.М. Бахтин: «Стиль - это реализация творческого метода в конкретно-исторических условиях, требующая определенного единства приемов оформления и создания текста, обработки материала». Бахтин указывает на связь метода и стиля. Стиль - это конкретное проявления творческого метода, а метод, напомним, это общие установки познания действительности, отбор ее явлений.

    «Стиль - это такое состояние текста, которое рассматривается либо как отклонение от нормы, либо как результат выбора определённых способов из возможных способов создания текста» Данное определение указывает на обязательное условие оригинальности текста.

    Определение, данное в ЛЭСе (1987): «Стиль - это устойчивая общность образной системы, средств художественной выразительности, принципов построения произведения, способов изображения, проявляющаяся в склонности к определенному кругу тем, идей, проблем, конфликтов, характеризующих своеобразие писателя, направления, метода, эпохи».

    «Стиль - это единство - основных идейно - художественных особенностей, отличительных черт, проявляющихся в творчестве писателей, направлений».

    «Стиль - это система языковых средств и художественных приемов, характерных для отдельного произведения или всего творчества писателя или направления.

    В данных определениях стиль включает в себя содержательные категории. В определении В.В. Виноградова под стилем подразумевается только словесная, языковая сущность стиля: «Стиль - это система индивидуально-эстетического использования свойственных данному периоду развития художественной литературы средств словесного выражения».

    В определении А.Б. Есина также озвучены только формальные признаки стиля: «Стиль - это эстетическое единство всех элементов художественной формы, обладающее определенной оригинальностью и выражающее известную содержательность».

    Для понимания С. существенно то, что нашло выражение во всех формулировках: стиль - явление глубоко оригинальное. Стиль возникает там, где мы, с одной стороны, чувствуем типовые, повторяющиеся внутренние закономерности в сфере композиции, выбора художественных средств, определенных тем, конфликтов и пр. Иначе говоря, само представление о стилевой форме - это результат обобщения некоторых характерных признаков, повторяющихся в нескольких произведениях. Так, в произведениях классицизма повторялся конфликт между долгом и чувством, ставший типовым, в произведениях Тургенева рисовался портрет «тургеневской девушки», черты которой получали в каждом произведении более чёткие контуры. С другой стороны, С. существует там, где проявляется неповторимое, индивидуальное, глубоко оригинальное. Стиль ощущается, когда у писателя есть что-то своё, особенное. Таким образом, С. включает и типовые и индивидуальные формы. Он возникает на основе опыта, собственного, практического и опыта уже существующего в практике других писателей. Но в этот опыт обязательно привносится своё.. В свою очередь, индивидуальный С. может стать источником новых типовых форм стиля - стиля направлений, школ. Например, некрасовский стиль повторился в опыте поэтов некрасовской школы, стал типовым. Типовой стиль перерастает в национальный, ибо он несёт в себе обобщение.

    Стиль представляет собой эстетическую, а следовательно, оценочную категорию. Когда мы говорим, что произведение обладает стилем, мы подразумеваем, что в нем художественная форма достигла известного эстетического совершенства. В этом смысле, С. противопоставлен, с одной стороны, бесстильности (отсутствию всякого эстетического значения, эстетической невыразительности художественной формы), а с другой - эпигонской стилизации (простое повторение уже найденных художественных эффектов).

    Эстетическое воздействие художественного произведения на читателя обусловлено наличием стиля. Как всякое эстетически значимое явление, стиль может вызывать эстетическую полемику; говоря проще, стиль может нравиться или не нравиться. Этот процесс происходит на уровне первичного читательского восприятия. Эстетическая оценка определяется как объективными свойствами С., так и особенностями воспринимающего сознания - реципиента, которые, в свою очередь, обусловлены самыми разными факторами: психологическими и даже биологическими свойствами личности, воспитанием, предшествующим эстетическим опытом и т.п. Вследствие этого различные свойства стиля возбуждают в читателе либо положительную, либо отрицательную эстетическую эмоцию: кому-то нравится стиль гармонический и не нравится дисгармония, кто-то предпочитает яркость и красочность, а кто-то -- спокойную сдержанность, кому-то нравится в стиле простота и прозрачность, кому-то наоборот, сложность и даже запутанность. Подобного рода эстетические оценки на уровне первичного восприятия естественны и законны, но для постижения стиля недостаточны. Надо учитывать, что любой стиль, независимо от того, нравится он нам или нет, обладает объективной эстетической значимостью. Научное постижение стиля и призвано в первую очередь эту значимость раскрыть, выявить; показать неповторимую красоту самых разных стилей. Развитое эстетическое сознание отличается от неразвитого в первую очередь тем, что способно оценить красоту и прелесть возможно большего числа эстетических явлений (что, разумеется, не исключает наличия индивидуальных стилевых предпочтений).

    С. связан с мировоззрением. Новый С. появляется у Гёте, Шиллера, когда они переходят к романтизму. Стиль - явление динамичное, меняющееся. Романтика Пушкина характеризует яркий, образный, «романтический» язык, Пушкин-прозаик, реалист пишет иначе, освобождая прозу от всякой экспрессии.

    С. есть выражение эстетической целостности произведения. Это предполагает подчинение всех элементов формы единой закономерности, наличие организующего принципа С., который пронизывает всю структуру формы. Так, в «Войне и мире» стилевым принципом становится антитеза, реализующаяся в каждой клеточке произведения и воплощающаяся в парности образов - духовного и телесного, войны и мира, русских и французов, Москвы и Петербурга, Наташи и Элен, Кутузова и Наполеона. Другой стилевой принцип Толстого - внимание к телесной портретной детали (маленькие руки Андрея Болконского, лучистые глаза княжны Марьи).

    Поскольку С. является не отдельным, локализованным элементом, а как бы разлит во всей структуре формы, постольку каждая точка текста, каждый его фрагмент несёт отпечаток целого. Благодаря этому С. опознается по отдельному эпизоду: опытному читателю, хорошо знакомому с тем или иным автором, достаточно прочитать небольшой отрывок, чтобы определить автора. Стиль узнаваем и может быть воспроизведен на основе подражаний, стилизаций, пародий.
    3. Назовите морфологические особенности публицистического стиля.

    Чередование экспрессии и стандарта

    Язык публицистических текстов соединяет две противоположные тенденции: тенденцию к информативности, фактографичности, свойственную строгим стилям (научному и официально-деловому) – стандарт, и тенденцию к экспрессивности, характерную для разговорной речи и языка художественной литературы – экспрессия. Известный исследователь языка газеты В.Г. Костомаров отмечал в этой связи: «К максимуму информации стремятся научный и деловой стили. <...> К максимуму эмоциональности приближаются некоторые бытовые и поэтические тексты. <...> Газетное изложение не терпит ни той, ни другой крайности: впервом случае не было бы эмоционально воздействующего эффекта (скучно, неинтересно), во втором – необходимой фактографичности (на одних чувствах)».

    Чередование экспрессии и стандарта – конструктивный принцип, которому подчиняется публицистический стиль. В зависимости от жанра на первое место выступает то экспрессия, то стандарт. Если основной целью сообщаемой информации является эмоциональное воздействие на адресата, то на первый план выдвигается экспрессия. Публицист в явной форме выражает мнение, отношение к проблеме, присущее определённой социальной группе. Если основной целью является сообщение информации, то преобладает стандарт.

    Стандартными считаются такие языковые средства, которые часто воспроизводятся в определенной речевой ситуации и шире – в определенном функциональном стиле. К числу стандартных для газетно-публицистического стиля относятся: неуклонный рост, обострение обстановки, политика диалога, круглый стол переговоров (вспомните такие тексты, как прогноз погоды, спортивные комментарии, сводку чрезвычайных происшествий). Словосочетания в подобных сообщениях «кочуют» из текста в текст и это закономерно, поскольку публицистические тексты создаются в короткие сроки, и это препятствует творческому подходу, без которого немыслим художественный текст.

    Стандарты могут превращаться в речевые штампы из-за длительного частотного использования, из-за немотивированного включения в зоны коммуникации Стандартные формулы теряют экспрессивно-оценочные качества, ясное и точное значение: белое золото, черное золото и т.п.

    Итак, необходимо отличать речевые стандарты (клише), закрепившиеся в публицистическом стиле, от речевых штампов.

    Речевой стандарт, клише – это устойчивое в своём составе и воспроизводимое в готовом виде языковое средство, которое не вызывает негативного отношения, так как обладает чёткой семантикой и экономно выражает мысль, способствуя быстроте передачи информации (голевой момент, повышение атмосферного давления, бросок к воротам, приближается атмосферный фронт, атака по левому флангу).

    Речевой штамп – это шаблонный оборот речи, который не вносит ничего нового в содержание высказывания, а лишь засоряет предложение. Другое понимание понятия – первоначально выразительное языковое средство, которое в силу частого и однообразного повторения без учёта контекста потеряло оригинальность (работники прилавков, чёрное золото, зелёный часовой). Т. Толстая называет их «дубовыми неловкостями стиля», «натужным притворством», «словесными комками и колтунами» (Т. Толстая Русский человек на рандеву)







    Лексические, морфологические и синтаксические особенности публицистического стиля

    Лексические особенности. Для языка СМИ характерен полистилизм — возможность использования языковых средств, различных по стилевой принадлежности: книжных слов, поэтизмов, с одной стороны, и разговорной лексики на грани просторечия и даже за гранью, с другой.

    Кроме терминов экономики, законодательства, культуры, спорта, в публицистическом стиле употребляется определенное количество слов и устойчивых выражений метафорического характера (языковые средства, обладающие эмоционально-экспрессивной окраской), описывающих реалии мировой политики, жизни общества: агрессия, инновация, модернизация, демократия, экспансия, неплатежи, приватизация, национализация, номенклатура, терроризм и т.п.; холодная война, кризис неплатежей, гонка вооружений, мировая закулиса, пленарное заседание, гражданское общество, свобода слова, права человека, новый мировой порядок, свобода совести, мировое сообщество, новые русские, поколение пепси и т.д. Итак, слова и выражения могут быть нейтральны по своей эмоциональной окраске, оценочности, но гораздо чаще СМИ используют слова и выражения с яркой оценочной (чаще отрицательной) окрашенностью: амбиция, пижонство, обывательщина, громила, замкадыш, беспредел, менты, критиканство, политикан, насаждать, военщина / судьбоносный, знамение, победоносный и т.д.. Эта окраска носит социальный характер. Среди оценочных слов много архаизмов: осенит, рукотворный, кормило (власти), преображение.

    Для публицистического стиля наиболее специфична общественно-политическая лексика – именно с ней связано формирование публицистического стиля: президент, депутат, патриот, спикер, общество, свобода, демократия, патриотизм, конституция, парламент, гражданин, консенсус. Многие слова приобретают окраску публицистического стиля, когда они употребляются не прямом, а в переносном значении (метафора как способ оценки окружающей действительности): атмосфера (дружеская атмосфера, атмосфера доверия), уровень (переговоры на уровне глав государств), вахта (трудовая вахта, вахта памяти), негатив (в ряде статей отражен негатив), пакет (пакет предложений).

    В основе публицистических метафор лежат конкретные образы, способствовавшие переносу. Их можно классифицировать по следующим группам: машины и механизмы; дорога, средства передвижения; растения; война; спорт; театр и цирк; здоровье, состояние организмаи т.п..Например: энергетическая кома, раковая опухоль коррупции и пр.

    В последние годы публицистический стиль активно обогащается научнойтерминологией, выходящей за рамки узкоспециального употребления: маркетинг, бренд, инвестиция, холдинг, мониторинг. Наблюдается детерминологизация(переосмысление терминов экономики, политики, бизнеса и т.п. и формирование нового значения) терминов: банк данных, дикий рынок, валюта общения, инвестиционный дождь, кредит доверия, девальвация ценностей, импорт латиноамериканских телесериалов.

    Среди стилистически окрашенной лексики особое место в публицистическом стиле принадлежит книжным пластам, откуда черпаются эмоционально-экспрессивные слова, имеющие торжественную, патетическую, риторическую или поэтическую окраску:дерзать, воздвигать, ознаменовать, самопожертвование, благотворительность, милосердие, держава, отчизна, служение, восторжествовать, воздвигать, низвергать, помышлять, первопрестольнаяи т.п.

    Значительную роль в публицистическом стиле играет разговорная лексика. Оценка, которая содержится в ней, способствует демократизации стиля, обеспечивает необходимый публицистике контакт с адресатом, воздействие на него: шумиха, мужик, коммунальщики, дармовщина, натолкнуть, громила, шумиха, пижонство, амбиция, размалевать, схлопотать.

    Многие СМИ игнорируют законы языковой нравственности, используя ненормативную лексику (жаргонизмы и просторечные слова, бранные и вульгарные, матерные слова): одичать, тусовка, чернуха, разборка, забегаловка, небось, запросто, круто. К сожалению, очень активна сегодня в прессе жаргонная лексика, присущая маргинальным, асоциальным группам.

    Публицистический стиль рождает и культивирует свою фразеологию, позволяющую точно и быстро дать информацию. Примеры нейтральной фразеологии: предвыборная кампания, ратификация договора, инаугурация президента, ответный визит, выйти на орбиту, вклад в борьбу. Фразеологизмы могут быть позитивно и негативно окрашенными: сокращение вооружений, гарантия безопасности, мирное сосуществование, радикальные перемены, новые русские, с позиций силы, международный экстремизм, гонка вооружений, желтая пресса. Активна разговорная фразеология.

    Морфологические нормы публицистического стиля во многом определяет возможность сочетания книжного и разговорного.

    1. Употребление формы единственного числа имён существительных в значении множественного: Жилищно-коммунальная реформа ударила по карману налогоплательщика.

    2. Формы множественного числа существительных: отцы, деды, ветераны, народы, власти – употребляются в значении совокупности;

    3. Преобладает родительный падеж существительных: обострение обстановки, разрядка напряженности, партия власти, реформа образования, министр здравоохранения;

    4. Временные формы глагола употребляются в равной мере;

    5. С целью активизации внимания адресата часто используются формы повелительного наклонения: смотрите, вспомните, давайте обсудим и т.п.; Голосуйте за нашего кандидата! Продолжение читайте в следующем номере журнала.

    6. Объективности изложения материала способствуют формы страдательные формы глаголов: обстановка накаляется, военная напряженность обостряется;

    7. Активны формы страдательных причастий прошедшего времени: весенняя страда завершена, меры по наведению общественного порядка усилены, решение принято;

    8. Экспрессия высокой оценки выражается формами превосходной степени имён прилагательных: самые решительные меры, сильнейшее воздействие, глубочайшее уважение, строжайшая дисциплина;

    9. Особенностью публицистического стиля в употреблении служебных частей речи является частотность отрицательных частиц не и ни, усилительной частицы же, разговорных частиц ведь, вот, даже, лишь.

    10. Широко употребляются производные предлоги: на основе, в области, в свете, в духе, с учётом, по линии, по пути.

    11. Часто употребляются прилагательные и наречия с оценочным значением: серьёзный, второстепенный, значительный, презрительно, великолепно.

    12. Ярко выраженная личностность стиля определяет частотность личных местоимений.

    13. Часто используется настоящее время глагола («настоящее репортажа»).

    Синтаксические нормы публицистики связаны с необходимостью сочетания экспрессии и информационной насыщенности:

    1. В публицистическом стиле употребительны эмоционально и экспрессивно окрашенные конструкции: восклицательные предложения, риторические вопросы, предложения с обращениями, повторами; назывные предложения;

    2. Используются расчлененные конструкции, т.е. такие конструкции, в которых какая-нибудь структурная часть, будучи связана с основным текстом, вычленяется – позиционно и интонационно – и располагается либо в препозиции, либо в постпозиции: На сегодняшний день в стране сложилась ситуация, когда нет такого товара, который не был бы в дефиците. Что привело к этому? Где выход?

    3. Обратный порядок слов в предложении (инверсия): Это политика близорукая.

    4. Введение в авторский текст прямой речи.

    5. Вопросно-ответные конструкции как действенная форма оживления речи: Разве Пушкин объяснялся без конца в любви к народу? Нет, он писал для народа (Р. Гамзатов)

    6. Важную стилеобразующую функцию выполняют заголовки: от них во многом зависит, обратит ли читатель внимание на данный текст. Поэтому заголовки одновременно являются рекламой. Они могут быть подчеркнуто утвердительными или лозунгово-призывными, содержать вопрос, выражать оценочно-волевое начало, звучать иронически и т.п. («Почему в России женщины живут дольше мужчин?»). С целью привлечения внимания заголовки могут иметь заведомо лживую информацию.

    7. Эллиптические предложения (безглагольные фразы): Банки – не только для банкиров;

    8. Употребление коротких предложений – рубленая проза;

    9. Параллельный способ связи предложений;

    10. В стилистических целях используются однородные члены предложения (употребление их парами, повторение, градация), обособленные члены предложения;
    4. Анализ текста.
    2.
    1.Назовите синтаксические особенности разговорного стиля.

    Самой своеобразной особенностью разговорного стиля является его синтаксис, в котором отражается неподготовленность разговорной речи.

    В частности, в разговорной речи широко распространены структуры, способные выполнять функции и отсутствующей части высказывания – например, так называемое главное самостоятельное и придаточное самостоятельное. Так, в конце беседы, затрагивающей сложные, конфликтные вопросы, решение которых оказалось проблематичным, или даже спустя значительное время после такой беседы человек произносит: «Ой, не знаю, не знаю». Благодаря особой интонации эта структура выполняет функцию главного и незамещенного придаточного предложения: «… то дальше будет (…что из этого получится)».

    Предложения употребляются в качестве «придаточных самостоятельных» лишь в тех случаях, когда включенное в них содержание незамещенного главного находит выражение в интонации и союзе или союзном слове или подсказывается самой структурой предложения: «что есть она, что нет ее» (вместо «все равно, что есть она, что нет ее»). Разговорный стиль отличается многообразием типов неполных конструкций.

    Весьма характерна незамещенная синтаксическая позиция глаголасказуемого в конструкциях типа «он домой». Подобное высказывание будет правильно понято в ситуации контекста. Незамещенными могут быть самые разнообразные разряды глаголов – глаголы движения: «Ты куда? – Только в магазин»; глаголы речи: «Не оченьто это интересно – ты покороче»; со значением, близким к значению «заниматься, учиться»: «Она каждое утро – гимнастикой. Регулярно».

    Разговорная речь отличается повышенной эмоциональностью, что достигается различными способами. Важную роль играют порядок слов и интонация.Так, чтобы акцентировать внимание на той части сообщения, которая выражена прилагательным в роли сказуемого, ее делают началом предложения; она перетягивает на себя логическое ударение и отделяется от существительного безударного связкой быть: маленькая была речушка; отличные были грибы.

    Употребительны и экспрессивные конструкции, в которых информативный центр высказывания стремится к максимальной формальной независимости от остальной части высказывания.

    Характерны для разговорной речи и конструкция добавления («А дочка ваша, она историк?»); вопросительные конструкции с дополнительной фразовой границей (типа «Это ты нарочно, да? сырое бревно притащил»); бессоюзные подчинительные конструкции («Хочешь пирожок – бабушка испекла?»).

    В разговорной речи нет строго закрепленного расположения компонентов словосочетания, поэтому главным средством актуального членения является не порядок слов, а интонация и логическое ударение. Это не значит, что здесь порядок слов вообще не играет роли в выражении актуального членения. Активными средствами актуального членения являются особые выделительные слова и повторы: «А педсовет что? Сегодня не будет?»; «Вот уже сколько лет он каждый год в Геленджике отдыхает… в Геленджике».

     
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта