Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.Исторические типы мировоззрения

  • 3 Философия как феномен культуры. Предмет философии.

  • Философия

  • А)

  • Б)

  • Г)

  • Д)

  • 4. Типы философского мировоззрения.

  • 5. Философия Древнего Востока (Индия и Китай).

  • 1. Понятие мировоззрения, его структура и функции


    Скачать 121.53 Kb.
    Название1. Понятие мировоззрения, его структура и функции
    Анкорfilosofi.docx
    Дата06.09.2018
    Размер121.53 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilosofi.docx
    ТипДокументы
    #24152
    страница1 из 11
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    1. Понятие мировоззрения, его структура и функции.

    Мир-ние - это обобщённая система взглядов человека на мир в целом, на свое место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей деятельности и судеб человечества, совокупность научных, философских, политических правовых, нравственных, эстетических, религиозных убеждений и идеалов людей. Особенности М.: 1) оно отражает действительность в её целостности т.е. не отдельные вещи и явления, а мир в целом. 2) отражает действительность в её значимости для человека и человечества 3) отражает духовный потенциал самого человека и человеческого общества т.е. М.- явление историческое. Главные понятия в М.- мир и человек. Мир в отношении к человеку и человека самоопределяющийся в природном и общественном. мире. Благодаря М. человек осознает себя, оценивает свои потребности и идеалы, интересы и поведения. Т. О., М. выполняет ф-цию самосознания т.е. оно служит инструментом в практическом сомоопределении человека как в природной сфере так и в общественной. Структура: 1) Материально практическое преобразование мира: стремление преобразовать природный и социальный мир в соответствии с своими потребностями(животные берут природу такой, какой она есть в отличии от человека) 2) Духовно-позновательное(теоретическое) освоение мира, сюда входит стремление отразить в системе знаний действительность в том виде как она существует вне человека. 3) духовно практическое освоение мира, это стремление постичь мир в его значимости для человека и человечества т.е. стремление учесть потребности человека, желание, цели и интересы и в соответствии с ними освоить мир. Этот способ включает в себя эмоционально-чувственное переживание человека. Мир-ние можно отнести к духовно-практ. способу освоен. Мира. М. каждого конкретного человека проявляется в различных формах. Мир-ние прежде всего проявляет себя в форме повседневно-обычного сознания, и выражается в виде обыденного языка человека. Исторические типы мировозрения: Мифология, Религия, Философия Мифология - целостная не расщепленная коллективно выработанная и стихийно функционирующая форма самосознания чел. Эта форма самосознания чел. была господствующей в первобытном обществе. Главная задача мифа - зафиксировать опыт человечества и возможность его использовать, осознать мир и себя в этом мире. Для мифа хар-но отождествление субъективного и объективного, воображаемого и действительного, образа и идеи, вещи и слова. Например: воображаемое и переживаемое в мифе рассматривается как подлинная реальность. Миф ориентируется обычно на прошлое (этот опыт прошлого передается в сказках, мифах и т.д., где фантастическое переплетается с реальным). Особенность мифа в том, что он воздействует на чувства человека. Религия - духовно-практическое освоение мира, которое осуществляется удвоение мира на естественный и сверхъестественный; и всегда предполагает доминирующую роль сверхсил в мироздании. Религия всегда побуждает сознание человека принять то, что логически невозможно доказать. Благодаря этому можно воображаемое принять за действительное. Классификация типов мировоззрения может быть различной. История философии выделяет следующие типы мировоззренческих установок:
    1. Космоцентризм - свойственнен Античной философии; в центре размышлений упорядоченный мир - космос; 2. Теоцентризм - характеризует эпоху Средневековья; в центре размышлений Бог (Теос);
    3. Антропоцентризм - философия эпохи Возрождения (Ренесанс); идея человека становится центральной для философских размышлений;
    4. Эгоцентризм - философия Нового Времени; противопостоит антропоцентризм, в центре отдельное "Я", субъективность.
    5. Эксцентризм - современная философия; дословно - не центризм, эго и рациональное начало определено вне человека.


    2.Исторические типы мировоззрения

    Мировоззрение – это взгляд на мир, это система взглядов и отношений к миру и место человека в нем. М. – это сложное духовное образование включающее в себя знания и убеждения, идеалы и ценности, верования и мечты, правовую культуру ,эстетические вкусы и т.д.

    М. присуще индивиду, коллективу, обществу и миру в целом. Благодаря М. каждый из нас ориентируется и живет в обществе. В мировоззрение выделяют 2 уровня: чувственный (мировосприятие) и рационально-теоретический (миропонимание). Каждая историческая эпоха имеет свое мировоззрение, поэтому мы выделяем 3 исторических типа мировоззрения: 1)мифология – форма мировоззрении и общественного сознания, основана на фантастическом вымысли антропоморфизм (очеловечивание природы) и синкретизм (нерасчлененность знаний, где вымысел переплетается с реальностью, с правдой). 2) Религия – форма общественного сознания, основана на вере в сверхъестественное, а также на удвоение мира. 3) Философия (высший тип) – как мировоззрение философия зародилась в условиях цивилизации, когда произошел поворот от мифа к логосу (мировой разум). В рамках философии, как мировоззрения, необходимо выделить следующие формы философского мировоззрения, в зависимости от исторического типа: 1)космоцентризм (античность), когда в центре мироздания находится космос. 2)теоцентризм (средние века), когда в центре мироздания находится Бог. 3) антропоцентризм, когда в центре мироздания находится человек ( в эпоху гуманизма). В соотношение философии, науки и религии, необходимо помнить, что философия не наука и не может быть ей, т.к все науки родились по мере своего развития. Философию и науку объединяет рационализм мышления, а остальные формы знания – религия, мифология, эзотеризм (тайное, скрытое от посторонних глаз учение, знание, предназначенное исключительно для посвященных) представляют собой иррационализм. С момента своего возникновения наука и философия развивались в диалектической взаимосвязи и тем ни мение необходимо выделить конкретные различия между философией и наукой: 1) научное знание объективно, а философское субъективно; 2)научное знание аргументировано, доказательно, опирается на эксперимент, факты, а в философии ничего этого нет. 3) научные знания обобщенные, т.е. опираются на общие законы и правила, а в философии каждый философствует сам. 4) а в философии существует плюрализм, т.е. множество школ и направлений. 5)научные знания имеют практическую ценность, научные знания утилитарны (неизменяемы), а философские знания способствуют духовному обогащению личности. Философия, наука и религия стремятся познать истину, но эти истины различны: а)религиозная истина – это Бог, б)научная истина – это конкретное, доказанное, адекватное объекту знание; в) философская истина – это благо (добро), это поиск идеала совершенного человека. Философия – это рационально-теоретическое учение о мире в целом, об общих принципах и законах его бытия и познания.

    3 Философия как феномен культуры. Предмет философии.

    Слово ФИЛОСОФИЯ впервые употребил Пифагор в середине 6 в. до н.э. Философия переводится с греч. Как «любомудрие», где «София», «софьиность» - это мудрость. Неслучайно первых философов называли мудрецами знающих абсолютно все. Философию можно определить: А)как форму; Б)как форму общественного сознания; В)как тип мировоззрения.

    Философия – это высший тип мировоззрения рационально-теоретический, определяющий обобщенный взгляд на мир и место человека в этом мире. Предмет ф. — наиболее общие законы развития и формы бытия природной, социальной и духовной реальности, особенности их воспроизведения в сознании человека и роль в выборе его жизненной позиции. Т.о., главную особенность философии в предметном плане составляет духовное воспроизведение мира как целостного образования, на основе того, что выработано в рамках других форм общественного сознания. Впервые толкование предмету философия дали греческие философы Платон и Аристотель (5-4 в до н.э.). А) Это был период античности. Рождению философии предшествовали обыденные знания, религиозные и мифологические, а также житейская мудрость. Житейская мудрость – осмысление повседневного жизненного опыта. Но философы греческие не были удовлетворены житейской мудростью, они стремились к такой мудрости, софийности, которая помогла бы им нарисовать общее представление о космосе, о мире, о человеке. Неслучайно Аристотель называл философа того, кто умел удивляться и восторгаться, ибо размышление начинается с удивления. В качестве предпосылок философии выступили религиозные верования (фетишизм, тотемизм, магия) и мифология. Эти знания содержали в себе естественное и сверхъестественное, реальность и вымысел, т.е. о своему характеру они были иррациональны. Рождение философии все поставило на свои места, т.е. произошло разделение знаний на иррациональные и рациональные. Первая форма рационализма – философия, из которой в дальнейшем возникнут все науки. Б) Средние века. Философия теряет свой господствующий статус, и превратилась в «служанку - богословия» В) Эпоха Возрождения и Нового времени. Подняли философию с колен, и она начинает развиваться в союзе с наукой. Г) В 19 веке все более господствует, становится доминантной наука, возникает позитивизм О. Конте, который опирался на частные науки, а философию считал устаревшей и ненужной. Д) В том же 19 в. Маркс и Энгельс, определили философию, как науку о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления Е) В результате многочисленных дискуссий и споров, сегодня философия рассматривается, как рационально – теоретическая форма. Главная задача философии создать универсальную картинку мира, показать предназначение и место человека, таким образом, предметом философии выступает весь мир, взаимоотношения человека и мира, а также всеобщие законы их развития.

    С момента своего возникновения стала оформляться структура философского знания, т.е. самостоятельные разделы со своим особым предметом исследования. Первым таким разделом явилась онтология (учение о бытие и субстанции), следом возникает гносеология (учение о познании), антропология (учение о человеке), аксиология (учение о природе ценностей), социология (наука, изучающая общество), психология (наука, изучающая закономерности сознания и самопознания), логика (наука, о способах рассуждения, о методах и законах правильного мышления), этика (учение о морали и нравственности), эстетика (учение о красоте и гармонии мира), футурология (наука прогнозирования будущего). Главная задача философии это формирование мировоззрения, личные позиции человека, эту задачу философия выполняет благодаря след. функциям: мировоззренческая, методологическая, аксиологическая, гносеологическая, воспитательная, критическая, прогностическая.

    4. Типы философского мировоззрения.

    По отношению к научному знанию можно выделить натурфилософский и позитивистский типы мировоззрения Может быть религиозная, а может быть и светская, атеистическая философия в зависимости от того, как решается в той или иной философской системе вопрос о божественном бытии. Возможны варианты художественного философствования, подчас со зримыми проявлениями иррационализма, как это было свойственно, скажем Ф. Ницше, и, наоборот, подчеркнуто рационалистические доктрины типа Гегелевской философской системы. В русле онтологических исканий можно выделить идеалистические и материалистические философские системы в зависимости от природы начала, полагаемого в фундамент бытия. Попытки избегнуть жесткой конфронтации между материализмом и идеализмом приводят к дуалистическим, когда в основе мира постулируется наличие двух диаметрально противоположных начал (Р. Декарт), или пантеистическим, когда материя и дух сливаются в единой субстанции (Б. Спиноза), философским системам. В зависимости от числа начал, полагаемых в основу существующего, могут быть монистические (одно начало), дуалистические (два противоположных начала), и плюралистические (множество начал) разновидности философских систем. В русской философии была предпринята попытка синтезировать позитивные элементы монистического, пантеистического и дуалистического онтологического подходов в рамках концепции монодуализма (С.Н.Булгаков, С.Л.Франк, С.Я.Грот), когда два противоположных начала (дуализм) образуют нерасторжимое единство (монизм) и нуждаются друг в друге для своего органического проявления. Во взглядах на природу и характер связей мирового целого можно выделить детерминизм, признающий закономерную упорядоченность сущего и индетерминизм разных видов, где эта упорядоченность подвергается сомнению. Если теперь обратиться к гносеологическим философским исканиям, то можно выделить эмпиристскую и рационалистическую линии в решении фундаментальных теоретико-познавательных проблем в зависимости от того, признается ли главным источником и проверочной инстанцией наших знаний опыт или же, напротив, разум. Может быть и особый – скептический – вариант воззрений на познавательный процесс и философию в целом, когда отрицается сама возможность достижения какого-либо истинного знания о мире и человеке. Помимо типов философских мировоззрений, вытекающих из того или иного характера решения философских проблем и специфических акцентов в ее соотношении с другими сферами духовной культуры, существуют также многочисленные течения, выводящие свою родословную из идей того или иного классика философской мысли или из своеобразия используемой философской методологии( неоплатонизм и неопифагореизм, неокантианство и неогегельянство, картезианство и лейбницеанство). Что же касается идентификации своих философских идей по характеру используемых методов, то диалектика, феноменология, герменевтика, структурализм и постструктурализм, аналитическая философия являются весьма влиятельными направлениями современной философской мысли. Возможны и иные основания классификации существующих и существовавших ранее типов философских мировоззрений. Существуют несколько попыток дать универсальную классификацию типов философских мировоззрений, в частности, у германского мыслителя В.Дильтея и русского философа Н.О.Лосского.

    5. Философия Древнего Востока (Индия и Китай).

    Древнеиндийская философия зародилась в середине 1 века до н.э. в недрах национальной религии – брахманизма, чьим памятником выступают веды (пер.-знания). Веды состоят из 4 частей, но главная это 3 часть – философская – «Упанишады»- сидеть у ног учителя. В основе брахманизма лежит всеобщее духовное начало, мировая душа, Брахман. Наряду со всеобщей мировой душой, у каждого есть своя – атман. И смысл человеческой жизни заключается в духовном самосовершенстве, в достижении нирваны, когда физическое тело отмирает и наступает высшее духовное состояние (нирвана – это растворение Атмана в брахмане). Центральная идея – это вечное перерождение, переселение бессмертной души – сансара (реинкарнация). Воплощение души во что-то, кого-то, зависит от предыдущей прожитой жизни по закону кармы. По сути, здесь нет смерти в прямом смысле, а вечное бессмертие, вечный кругооборот души (колесо жизни). Ввиду того, что брахманизм опирался на сословный, кастовый строй, у него было много противников, но главным оппозионером выступал принц Сидхарта Гаутана в последствии прозванный Будда (озаренный, просветленный). Он стал основоположником первой мировой религии, провозгласив идею социального равенства, что противоречило взглядам господ, взглядам брахманизма. 4 истины Будды(жил в 6 в до н.э.) 1)Жизнь полна страданий; 2)Причина страданий в жажаде жизни, в жажде потребностей (слишком много хотим); 3) Чтобы избежать страдания надо отказаться от своих физиологических и физических страстей.; 4) Благодаря духовно-нравственному совершенствованию надо достичь высшего духовного состояния нирваны, как через йогу, медитацию и восьмеричный путь. Вывод: первые философские рассуждения о мире в Индии сложились в рамках религии, следует, это была мистическая и идеалистическая философия, основанная на пассивно – созерцательном отношении к миру.

    В отличии от древнеиндийской китайская философия отличалась прагматизмом и ориентацией на житейскую практику, поэтому в ней господствует натурфилософия и этика (философия морали, Кант ее в сое время назовет практическая философия). В Древнем Китае в 1 тысяч. до н.э. существовало немало философских школ, но знаменитыми стали только две: школа Лао-Цзы и школа Кун Фу-цзы. Литературным памятником для формирования первых знаний выступила книга перемен – «И», где подчеркивалась текучесть и изменчивость мироздания. Мироздание состояло из 5 первых элементов: воды, огня, земли, дерева и метала. Китайцы мудро подметили разделение окружающей действительности на 2 противоположности: Инь - Ян. Основатель даосской школы был Лао-Цзы, чьи взгляды представляли собой естествознание. В основе мира лежит – Дао, как первопринцип, закон, по которому развивается все существующее. Даосы впервые поставили проблему соотношения чувственных и рациональных знаний. Даосы отождествляли Дао с понятием единое, которое лежит в основе всего сущего. Люди о природы равны и они должны подчиняться естественному закону (Дао). Такая позиция характеризуется высокой терпимостью и пассивно – созерцательным отношением к миру, политикой невмешательства ни во что, их лозунг: «Пусть все идет своим путем, не вмешивайся в естественный ход событий, не навреди». Школа Кон Фу-Цзы (6 в до н.э.), она проповедовала совсем другие принципы: 1) активное участие в жизни; 2)добродельное отношение к людям (этика). Следует учения Кон Фу-цзы можно классифицировать, как социально – этические взгляды. Будучи высоким чиновником Кон Фу-Цзы разрабатывал учения об управлении государством и людьми и пришел к выводу , что управлять обществом можно только на основе нравственности, морали, которая требует от людей добровольной самодисциплины и самоограничения. Отсюда знаменитый девиз древних мудрецов: «Ничего сверх меры». Кон Фу-Цзы называл этот принцип государственным управлением, «срединным путем» или «путем золотой середины». Религии Китая (даосизм, конфуцианство), основаны на поколении небу. Свою страну издавна они называли Поднебесной, где небо непросто стихия природы,а изначальный прородитель китайцев, законодатель норм и правил поведения китайцев и высших духовных начал. По мнению Кон Фу-Цзия любой правитель должен опираться в своем управлении на два принципа: а) на добродетель; б) иерархию общества, по принципу: сын должен быть сыном, отец отцом, а государь государем. Кон Фу-Ций одновременно создает идеал совершенного человека, и называет его «благородным мужем». «Благородный муж» отличается от простолюдия: 1) следование долгу; 2) стойкость, мужество; 3) человеколюбие (гуманность). Кон Фу0ЦИй считал, что «благородный муж» должен испытывать три страха: 1) перед велением Неба; 2) перед великими людьми; 3) перед словами мудреца. Кон Фу-ция не случайно называют не только великим Учителем, но и первым педагогом в мире. В своих учениях он учил молодежь быть воспитанными. Вывод: Древневосточная философия представляла собой не светскую, а религиозную философию, т.к. ее происхождение проходило в рамках национальной религии. Сейчас в Индии индуизм, а не буддизм, т.к. брахманы не приняли его. Индуизм, как современная национальная религия Индии возникла в 6 в до н.э. из брахманизма. Это язычество где поклоняются следующим богам: Вишну (позитивный бог), Кришну, Рама, Шива (негативный бог).
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта