|
чит днев. дневник читателя
«ДНЕВНИК ЧИТАТЕЛЯ»
ЧАСТЬ 1 – Произведения для чтения детям первой и второй младшей групп
№
| Анализ произведения (книги)
| Педагогическая ценность (задачи) произведения
| Формы работы с произведением (книгой) в ДОО
| 1
| «Козлятки и волк». Русская народная сказка в обработке К. Ушинского. Художник П. П. Репкин. – М.: 1989.
Сказка показывает заботы мамы о детях; ее волнения; о том, как себя вести детям; о необходимости делать, как сказала мама.
Главные герои: коза, козлята.
Коза: заботливая, ласковая, трепетная, осторожная.
- Каждый день уходила коза за кормом в бор.
- Сама уйдёт, а деткам велит крепко-накрепко запереться и никому дверей не отпирать.
- Она покормит их и опять уйдёт пастись.
Козлята: исполнительные, любящие, слушающие маму.
- Козлятки выслушали волка и говорят: «Слышим, слышим! Не матушкиным голосом поёшь, матушка поёт тоньше и не так причитывает!» – И не отворили дверей волку.
Художественное своеобразие сказки:
В сказке использованы приемы:
Антропоморфизм – очеловечивание, коза и козлята представляются нам в сказке разговаривающими, поющими и думающими.
Персонификация животных (из каждого животного воссоздана отдельная персона, отдельная личность со своим характером, темпераментом и поступками).
Анимизм – наделение животных душой.
Лексика:
Используются архаизмы: причитывает, несолоно хлебавши.
В тексте используются различные приемы применения средств художественной выразительности речи. Например, эпитеты «Трава шелковая», «вода студеная»; метафора «Полны копытца водицы». Сказка написана повествовательно с короткими диалогами.
Вывод: сказка учит быть послушным. А еще приучает быть осторожными с незнакомцами.
| Формировать у ребенка умение внимательно слушать сказку, эмоционально откликаться на ее содержание. Побуждать вместе со взрослыми петь песенку Козы.
| Чтение сказки.
Рассматривание иллюстраций.
| 2
| Сказка «Теремок» в пересказе М. Булатова.
Сказка о взаимодействии и умении обращаться к другим людям (животным) о сопереживании другому, о дружбе.
Главные герои: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, медведь косолапый.
Все герои дружные: Вот они все в теремке живут, песни поют.
Принялись они брёвна носить, доски пилить – новый теремок строить.
Лучше прежнего выстроили!
Художественное своеобразие сказки:
В сказке использованы приемы:
Антропоморфизм – очеловечивание, в данной сказке все животные разговаривают, ведут диалог, выполняют действия, похожие на поведение человека.
Персонификация животных. Например, каждое животное персонифицировано, у него есть свой характер.
Анимизм – наделение животных душой.
Лексика:
В тексте нет архаизмов, сказка написана современным языком. Лексика упрощена для того, чтоб быть доступной маленьким детям.
В этом тексте практически нет способов применения средств художественной выразительности речи: метафор, эпитетов. Текст упрощен и доступен для понимания детям младшего дошкольного возраста.
Главный смысл сказки «Теремок» состоит в том, что совершенно разные по духу и характеру личности могут мирно сосуществовать вместе, если все они настроены дружелюбно друг к другу. Но бывает достаточно кого-то одного, кто настроен враждебно к дружному коллективу, чтобы разрушить мирную обстановку. Важно дружелюбно относиться ко всем гостям, но при этом внимательно оценивать, не настроен ли пришедший враждебно, чтобы суметь своевременно дать отпор разрушителю.
Вывод: Сказка «Теремок» учит всех жить в мире и дружбе, в добром согласии.
| Познакомить детей с новым художественным произведением – сказкой. Учить детей слушать сказку в сопровождении показа кукольного театра. Формировать умение следить за развитием сюжета, помочь детям запомнить персонажей. Обогащать словарь детей словами-просьбами. Развивать интерес детей к просмотру иллюстраций в книге. Воспитывать желание помогать друг другу.
| Чтение сказки.
Рассматривание иллюстраций.
Показ настольного театра.
| 3
| Сказка «Маша и медведь». Русская народная сказка в обработке М. Булатова. Художник Николай Устинов. – М.: Малыш. 1986.
Сказка показывает, что надо слушать взрослых; развивает находчивость.
Герои: Маша, медведь.
Маша: ласковая, доверчивая, находчивая, хозяйственная.
- Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю.
- Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти - не знает, спросить не у кого…
Медведь: добродушный, бестолковый.
Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.
– Ага, – говорит, – теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.
Встал и пошел скорее.
Пришел в деревню, нашел дом, где дедушка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота:
– Тук-тук-тук! Отпирайте, открывайте! Я вам от Машеньки гостинцев принес.
Маша волею судьбы оказалась в непростой ситуации – в жилище Медведя, который не хотел ее отпускать в родной дом. Характер ей достался совсем не простой: упрямый, несговорчивый, независимый, настойчивый, но в то же время добрый и отзывчивый.
Художественное своеобразие сказки:
В сказке использованы приемы:
Антропоморфизм – очеловечивание, в данной сказке медведь разговаривает, действует отчасти как человек
Персонификация животных. Например, Медведь здесь показан не очень смышленым, раз его обхитрила маленькая Маша. Анимизм – наделение животных душой.
Лексика:
В тексте несть архаизмы: короб, аукаться, почуяли, гостинцы.
В этом тексте практически нет способов применения средств художественной выразительности речи: метафор, эпитетов. Текст упрощен и доступен для понимания детям младшего дошкольного возраста.
Вывод: девочка должна научиться полноценно вести хозяйство. Кроме этого, из любой ситуации возможен выход, если проявить хитрость, смекалку и остроумие. Острый ум и сообразительность детей нельзя подавлять, и тогда они, когда подрастут, всегда смогут найти решение даже самой непростой проблемы.
| Познакомить с содержанием, учить рассматривать рисунки-иллюстрации, понимать сюжет картинки.
| Чтение сказки.
Рассматривание иллюстраций.
| 4
| Сказка «Сказка о глупом мышонке» С.Я. Маршак.
Эта сказка показывает, как маме порой трудно уложить спать своего любимого малыша и о том, куда может завести капризность и привередливость маленьких детишек.
Герои: мама, мышонок.
Мама утка: заботливая, ласковая, стремящаяся сделать все для своего ребенка.
- Пела ночью мышка в норке:
- Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
Побежала мышка-мать,
Стала утку в няньки звать и т.д.
Мышонок: вредный, капризный, привередливый, глупый.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Слишком громко ты поешь!
Художественное своеобразие сказки:
В сказке использованы приемы:
Антропоморфизм – очеловечивание, мама Мышка и Мышонок представлены в сказке как люди – сынок и мама. Все животные, которые приходили в няньки – курица, лошадь – то же одушевлены.
Все животные представлены нам в сказке разговаривающими, поющими и думающими.
Персонификация животных (из каждого животного воссоздана отдельная персона, отдельная личность со своим характером, темпераментом и поступками).
Анимизм – наделение животных душой.
Лексика:
Применяются устаревшие слова: огарочек свечи.
В тексте используются некоторые средства художественной выразительности речи. Например, эпитеты «сладкая песня».
Сказка написана в стихотворной форме. Содержание сказки простое и понятное детям младшего дошкольного возраста.
Вывод: воспитывается любовь к матери, осуждаются непослушание и капризы.
| Познакомить с содержанием, учить рассматривать рисунки-иллюстрации, понимать сюжет картинки, воспитывать любовь к маме.
| Чтение сказки.
Рассматривание иллюстраций.
| 5
| «Кто сказал «Мяу»?» В. Г. Сутеев.
Сказка показывает разных животных и птиц, некоторые их повадки.
Главные герои: щенок.
Щенок: напыщенный, важный, любопытный, думающий, внимательный, задумчивый, боязливый, бесстрашный, грустный, веселый.
- Вскочил щенок, обежал всю комнату, заглянул под кровать, под стол никого нет!
Влез на подоконник, увидел: во дворе гуляет Петух.
«Вот кто не дал мне спать!» – подумал Щенок и побежал во двор к Петуху.
- «Это тут!» – сказал себе Щенок и быстро начал рыть под крыльцом всеми четырьмя лапами.
«Вот он! – сказал себе Щенок. – Сейчас я его поймаю…» Он подкрался поближе…
Художественное своеобразие сказки:
В сказке использованы приемы:
Антропоморфизм – очеловечивание, все животные разговаривают, наделены человеческими качествами и своими характерами и привычками.
Персонификация животных (из каждого животного воссоздана отдельная персона, отдельная личность со своим характером, темпераментом и поступками).
Анимизм – наделение животных человеческой душой.
Лексика:
Текст простой и доступный для понимания детьми. В тексте умеренно используются средства художественной выразительности речи. Например, эпитеты «огромный лохматый пес».
Сказка написана в прозе доступным для детей языком.
Вывод: дети узнают, какие звуки издают те или иные животные. В щенке показана детская непосредственность и любопытство, что позволяет стимулировать детскую любознательность.
| Познакомить со сказкой. развивать речь ребенка, память и внимание, обогащать пассивный и активный словарь, развивать умение запоминать сюжет; воспитывать любовь к животным, развивать речевые навыки в подражании и умении обращаться к другим.
| Чтение сказки.
Рассматривание иллюстраций.
Диалог между взрослым и ребенком.
Подражание.
Просмотр мультфильма.
| 6
| В. Бианки «Лис и мышонок».
Короткая сказка рассказывает о взаимоотношениях животных, их некоторых повадках.
Главные герои сказки Бианки «Лис и Мышонок» — настойчивый Лис и предусмотрительный Мышонок.
Лис: хитрый, наглый, настойчивый.
– Мышонок, Мышонок, а я ведь твою норку разрою!
Мышонок: запасливый, хозяйственный. Мышонок оказался крайне предусмотрительным. Он хорошо подготовился к возможному нападению Лиса на его норку.
– А у меня в норке спаленка.
– А у меня в норке кладовочка!
– А я от тебя в отнорочек – и был таков!
Сказка в стихотворной форме с диалогом, использован прием анимизм – животные разговаривают, думают.
Главная мысль сказки Бианки «Лис и Мышонок» заключается в том, что предусмотрительность позволяет избегать многих опасностей. Лис всячески пытался найти слабые места, но у Мышонка все было предусмотрено – и спальня, чтобы переждать осаду хищника, и кладовка с припасами, чтобы не голодать, и запасной выход для бегства.
Художественное своеобразие сказки:
В сказке использованы приемы:
Антропоморфизм – очеловечивание персонажей-животных.
Персонификация животных (из каждого животного воссоздана отдельная персона, отдельная личность со своим характером, темпераментом и поступками).
Анимизм – наделение животных душой.
Лексика:
Текст простой, с небольшим применением средств художественной выразительности речи. Сказка написана в прозе. Сказки Бианки всегда опираются на факты из жизни животных в природе.
Вывод: Сказка Бианки учит планировать свою жизнь, и учитывать при таком планировании возможные неприятности.
| Познакомить со сказкой, приучать внимательно слушать литературные произведения без наглядного сопровождения; различать животных, угадывать их по описанию.
| Чтение сказки, вопросы к детям, рассматривание иллюстраций, игра-подражание.
| 7
| Маршак Самуил Яковлевич «Сказка о глупом мышонке». Художник: Бордюг Сергей Иванович, Трепенок Наталья Альфонсовна. Издательство: АСТ, 2017 г. Серия: книжки-раскладушки
Эта сказка показывает, как маме порой трудно уложить спать своего любимого малыша и о том, куда может завести капризность и привередливость маленьких детишек. Маленькие капризули и непоседы, услышав сказку, больше никогда не будут вести себя плохо, а всегда слушаться взрослых.
Главные герои: мама, мышонок.
Мама: заботливая, ласковая, добрая.
- Пела ночью мышка в норке:
– Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
– Побежала мышка-мать,
Стала (утку) в няньки звать.
Мышонок: глупый, капризный.
– Нет, твой голос нехорош.
Слишком громко ты поешь!
Художественное своеобразие сказки:
В сказке использованы приемы:
Антропоморфизм – очеловечивание, мама Мышка и Мышонок представлены в сказке как люди – сынок и мама. Все животные, которые приходили в няньки – курица, лошадь – то же одушевлены.
Все животные представлены нам в сказке разговаривающими, поющими и думающими.
Персонификация животных (из каждого животного воссоздана отдельная персона, отдельная личность со своим характером, темпераментом и поступками).
Анимизм – наделение животных душой.
Лексика:
Применяются устаревшие слова: огарочек свечи.
В тексте используются некоторые средства художественной выразительности речи. Например, эпитеты «сладкая песня».
Сказка написана в стихотворной форме. Содержание сказки простое и понятное детям младшего дошкольного возраста.
Вывод: воспитывается любовь к матери, осуждаются непослушание и капризы.
| Закрепить умение рассматривать животное (мышонка) по картинке, называть его внешний вид, повадки.
Закрепить знание детьми »Сказки о глупом мышонке»С. Я.Маршака.
Развивать наблюдательность, память, зрительное и слуховое внимание детей.
-развивать речевую активность детей через подбор прилагательных и глаголов, характеризующих внешние данные животного
Воспитывать в детях любовь к творчеству детского писателя С. Я. Маршака, вызвать интерес, отклик к его произведению, чувство сопереживания к мышонку.
| Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, показ настольного театра, беседа по произведению.
| |
|
|