Жамшид. ИМЛ ответы 300. Хvii век как особая историческая и культурная эпоха. Хронологические рамки этой эпохи в отдельных странах Европы. Специфика развития науки, философской мысли и художественного сознания
Скачать 0.75 Mb.
|
ХVII век как особая историческая и культурная эпоха. Хронологические рамки этой эпохи в отдельных странах Европы. Специфика развития науки, философской мысли и художественного сознания. Приступая к изучению литературного процесса XVII столетия, мы знакомимся с особым историко-культурным феноменом, который принято называть Новым временем, в отличие от предшествующих больших историко-культурных этапов - античности и средневековья. Таким образом грань между эпохой Возрождения и XVII веком как бы двойная: это и новый период в масштабе «малой периодизации» литературных эпох и глобальный культурный сдвиг по шкале «большой периодизации», переход от средневековой цивилизации, в рамках которой оставалась культура Ренессанса, к цивилизации нового типа. Историки культуры справедливо именуют Новое время эпохой, когда современный человек, т.е. человек ХХ века «начинает узнавать себя». Именно в XVII столетии происходит становление новой картины мира, кардинальные изменения в которой возникнут лишь на исходе XIX века. Это период, когда рождается новое мироощущение человека, обусловленное не только переменами во внешних обстоятельствах жизни, но и кризисом прежних форм мышления и чувствования. Перспективность, историко-культурная и этико-психологическая долговечность, а главное – противоречивая сложность этих изменений довольно долго понимались в науке как свидетельство того, что в культуре XVII века отсутствует необходимая целостность и завершенность, приводили к трактовке XVII столетия либо как «перезревшего Ренессанс», либо как «несформировавшегося Просвещения»[1]. Следует осознать, что при всей очевидной переходности (а свойством переходности, как должны помнить студенты, обладала и эпоха Возрождения, да и любая историко-культурная эпоха в той или иной форме и степени переходна) XVII век выступает и как вполне самостоятельный, самобытный этап литературного развития, обладающий относительной автономностью и специфической противоречивой целостностью, запечатлевающей неповторимый художественный облик. Ведущие направления в литературе ХVII века: ренессансный реализм, классицизм, барокко. XVII век трактовали на протяжении почти всей половины ХХ века как «эпоху классицизма». Все художественные явления, выходящие из разряда классицистических, рассматривались либо как художественно несовершенные произведения, либо как реалистические создания, наиболее важные в перспективе литературного развития. Возникшая в западной науке в 30-40-е годы ХХ века и все более распространяющаяся, в том числе и у нас, своеобразная мода на барокко вызвала к жизни противоположный феномен, когда XVII столетие превратилось в «эпоху барокко», а классицизм стали рассматривать как некий вариант барочного искусства во Франции, так что в последнее время изучение классицизма требует, пожалуй, больших усилий и научной смелости, чем исследование барокко. Борокко и классицизм В современной науке ныне практически общепризнанно, что основными литературными направлениями XVII века являлись барокко и классицизм. Развитие их протекало противоречиво и неравномерно, между поэтикой этих направлений были и сходство и расхождения, взаимовлияние и полемика. Барокко и классицизм в разной степени распространялись в различных регионах и на разных этапах внутри той историко-литературной эпохи. Прежде всего, остановимся на узловых моментах изучения литературы барокко. Нужно уяснить сложную этимологию термина «барокко»: о нем спорили ученые с начала 30-х до середины 50-х годов нашего столетия. Испанская литература ХVII века. Демократические тенденции в творчестве Лопе де Вега. Одним из ярких представителей ренессансного реализма XVII века был Лопе Феликс де Вега Карпио (1562–1635) – великий испанский драматург, поэт, вершина золотого века испанской литературы. Лопе де Вега родился в семье золотошвейника. Обучался в университете Алькала. С пяти лет писал стихи. В 22 года имел успех драматурга. Жизнь его была наполнена страстными увлечениями и драматическими событиями. В поэмах Лопе проявилось его поэтическое мастерство, патриотический дух, стремление заявить о себе в мире литературы. Им создано около двадцати поэм на различные сюжеты, включая античные. Состязаясь с Ариосто, он разработал эпизод из его поэмы – историю любви Анжелики и Медоро – в поэме «Красота Анжелики»; споря с Торкватто Тассо, написал «Завоеванный Иерусалим» (изд. 1609), воспев подвиги испанцев в борьбе за освобождение Гроба Господня. Постепенно патриотические настроения уступают место иронии. В поэме «Война котов» (1634) поэт, с одной стороны, описывая мартовские похождения котов и их войну за красавицу-кошку, смеется над современными нравами, с другой – отрицает искусственные нормы, приемы классических поэм, создающихся по книжным образцам. В 1609 году по заказу Мадридской литературной академии Лопе пишет трактат «Новое искусство сочинять комедии в наше время». К этому времени он уже был автором блестящих комедий – «Учитель танцев» (1594), «Толедская ночь» (1605), «Собака на сене» (ок. 1604) и других. В поэтическом полушутливом трактате Лопе изложил важные эстетические принципы и свои взгляды на драматургию, направленные, с одной стороны, против классицизма, с другой – против барокко. Героическая драма Лопе де Вега «Овечий источник». В пьесе «Овечий источник» Лопе де Вега есть отступления и другого рода: Лопе «переводит» рассказ летописи на язык театра, применяя выработанные в его рамках условности. Насилие над женщиной, к тому времени, стало осмысливаться как знаковое проявление тирании и самовластия. Длинная череда так называемых «дон-жуановских» героев классического испанского театра подчеркивает моральное звучание темы — преступление, совершенное доном Гусманом, в испанском театре XVII века превратилось в синоним греха, архетипическое оскорбление Бога. Отчетливо знаковый, почти аллегорический характер носят и другие элементы композиции пьесы. К ним можно причислить изменение отношения Лауренсии к влюбленному в нее Фрондосо, отсылающее нас к характерному для испанского театра барокко представлению о том, что унижение, столкновение с суровой жизнью, создает из гордячки подлинную женщину — скромную, отзывчивую и любящую. Театральные условности возникают не на пустом месте, за ними обычно стоят идеологемы, характерные для данной эпохи. Понимание отдельных знаковых эпизодов зависит от ясного представления об этих идеологемах. Так происходит со сценой королевского суда. С точки зрения XVII века в целом, и испанского театра той эпохи в частности, король — наместник божий на земле, и как таковой, облечен, в первую очередь, властью верховного судии и арбитра, гаранта справедливости, понимаемой в абсолютных категориях. Но поскольку король стоит на вершине светской пирамиды власти, сакрализация его фигуры влечет за собой и сакрализацию и абсолютизацию светской власти, иерархии, права, и т. д. С этой точки зрения, рассуждающий о «преступлении» крестьян Фердинанд безусловно прав, и наказание, которого, как он считает, достойны бунтовщики, бесспорно справедливо. С другой стороны, определенная аллегоризация образа короля-судии в испанском театре заставляет воспринимать все его решения как правильные и знаковые. Три направления в западноевропейской литературе XVII в. – ренессансный реализм, классицизм, барокко. Понятие "литература XVII века" значило не календарный период, а культурно-историческую эпоху с присущими ей чертами, которые отличают ее от предыдущей эпохи - эпохи Возрождения и последующего периода - эпохи Просвещения. В литературе XVII века четко выделились трех художественных направления: • Ренессансный реализм, (представитель Лопе де Вега) • Барокко (П. Кальдерон) • Классицизм (П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Б. Мольер). На первом плане искусства и литературы XVII века выдвинулось изображения внутренних противоречий человека, осмысления разорванности связи между личностью и обществом, между жизненными идеалами и реальностью. Основные отличия в мироощущении человека эпохи Ренессанса и XVII века. Возрождение, или Ренессанс — имеющая мировое значение эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению и Новому времени. Возрождение возникло в Италии — его первые признаки появились ещё в XIII-XIV вв. Но твёрдо оно установилось с 20-х годов XV в., а к концу XV в. достигло своего наивысшего расцвета. В других странах Возрождение началось значительно позже. В XVI в. начинается кризис идей Возрождения, следствие этого кризиса — возникновение маньеризма и барокко. Периоды эпохи Возрождения Периоды истории итальянской культуры принято обозначать названиями столетий: Проторенессанс (дученто) — 2-я половина XIII в.-XIV в. Раннее Возрождение (треченто) — начало XV-конец XV в. Высокое Возрождение (кватроченто) — конец XV-первые 20 лет XVI в. Позднее Возрождение (чинквеченто) — середина XVI-90-е годы XVI в. Для истории итальянского Возрождения решающее значение имел глубочайший перелом в сознании, взглядах на мир и человека, который относится к эпохе коммунальных революций 2-й половины XIII века. 7.Периодизация творчества Лопе де Веги. 1. 1594-1604 – написано более 200 комедий («Учитель танцев», «Валенсианская вдова»), утверждается национальный театр, возникает спор между Сервантесом и Лопе. 2. 1605 – 1613 – Драма о Лжедмитрии «Новые деяния великого князя Московского» (1606), «Овечий источник» (1613), «Собака на сене», «Ладама боба». Вега пишет эстетический трактат, как должна выглядеть пьеса «Новое руководство к сочинению комедий». Тезис: искусство не знает никаких правил, главное – нравиться зрителям. 3. 1614 – меняется отношение к театру. Начинают издаваться произведения, выходит 4 том с пометой, что издание основано на авторских рукописях, стал создавать фиксированный текст, обращается к классическому театру, далее – влияние барокко. «Алькаид», «Звезда Севильи», «Девушка с кувшином». Классификация пьес Веги (Балашов). Драмы делятся на: Аутос и светские. 1. Светские - комедия плаща и шпаги – пьесы, которые не требовали реквизита, в основе – поединки, дуэли, переодевания, тип героя определен «Собака на сене». 2. Комедиас де театра – тетаральные постановки с декорациями, большая обеспеченная труппа ставила пьесы, они оплачивались. У Лопе они становятся историческими драмами. 3. Комедия интриги – выделяется по источнику комического, замысловатый сюжет, нет проблематики, комедии характера или положения («Учитель танцев»). В них утверждается ренессансный образ человека. 8.Творчество Лопе де Вега. Исторические предпосылки возникновения драм «народной чести» в Испании. XVI — 80-е годы XVII в.) охватывает обе эпохи — ренессансную (в рамках которой развивались и классицистические, и маньеристи- ческие тенденции) и барочную. Многие фигуры испанской драматургии принадлежат — хронологически и эстетически, по своим художественным особенностям — и тому и другому периоду. Первой из таких фигур следует назвать Лопе де Вегу. Гениального, плодовитого драматурга, «чудо (или чудище) природы», по барочно-анти- номичному определению Сервантеса, невозможно отделить от блестящих достижений испанского театра Возрождения. Он — признанный основатель национального испанского театра. Его необычайная творческая плодовитость, поистине ренессансное разнообразие его наследия (помимо пьес он писал романы, новеллы, стихотворения, поэмы, трактаты) давно стали своеобразным символом испанского Ренессанса. XVII в., заставляет нас не проходить мимо внеренессансных, постренессансных аспектов его творчества, не игнорировать проблемы взаимосвязи его поэтики с барокко, его встроенности в историю испанской драмы XVII столетия. 9.Конфликт пьесы «Фуэнте Овехуна» Лопе де Вега. В конфликте между населением Фуэнте Овехуны и командором появление короля ни разрешает этого конфликта, а только санкционирует уже готовое его разрешение. Лопе оставляет вопрос, открытым: что было бы, если виновник смерти командора был обнаружен? Что было бы, если б командору удалось бежать? Милосердие, которое король проявляет к восставшему против него магистру, тоже ставит под некоторое сомнение реальность альянса между народом и короной. То, что в последующие века пьеса Лопе де Вега воспринималась как абсолютно революционная, заставляет сильно сомневаться в том, что формула "король и народ" была для Лопе де Вега уж так безусловна. Ведь дело не в искажении пьесы со стороны будущих постановщиков, дело в том, что сам текст дает основания для такого ее прочтения. Но даже при самом "благонамеренном" прочтении дальше скептической формулы "на короля надейся, но сам не плошай" пойти было трудно. В еще большей степени заставляет усомниться в незыблемости веры Лопе в утопию народной монархии его авторское эмоциональное отношение к своим персонажам. 10.Антифеодальная направленность пьесы «Фуэнте Овехуна». Понятие чести у знати и у простого народа. «Фуэнте Овехуна» изображает исторические события — восстание жителей местечка Фуэнте Овехуна против командора ордена Калатравы Эрнана Гомеса де Гусмана, описанные в двух хрониках (в «Хронике трех орденов: Сантьяго, Калатрава и Алькантара», составленной лиценциатом Франсиско де Радес-и-Андрада, изданной в 1572 г., и в летописи современника событий Алонсо Фернандеса де Паленсия). Время действия пьесы может быть определено с большой точностью — 1476 г. — и относится к периоду правления так называемых «католических королей» (Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской) и складывания единого испанского государства. Исторический контекст событий, обуславливающий их особый смысл, сыграл немаловажную роль в выборе сюжета. Отступления от текста хроник, допускаемые Лопе — например, эпизоды, демонстрирующие активное участие командора в восстании знати против королей — в значительной степени призваны подчеркнуть именно этот аспект происходящего. Бунт крестьян в этой перспективе символизирует народную поддержу королевской власти. |