Главная страница

Билеты ИРЛ. Билеты ИРЛ 2. Интеллигенция и революция Ещё в 1908 году он посвятил этой теме 2 статьи Народ и интеллигенция


Скачать 209.94 Kb.
НазваниеИнтеллигенция и революция Ещё в 1908 году он посвятил этой теме 2 статьи Народ и интеллигенция
АнкорБилеты ИРЛ
Дата25.11.2020
Размер209.94 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаБилеты ИРЛ 2.docx
ТипДокументы
#153720
страница1 из 10
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

1. Послеоктябрьское творчество А. Блока. Стихотворение «Скифы» и статьи «Интеллигенция и революция», «Крушение гуманизма», «О назначении поэта».


«Интеллигенция и революция»
Ещё в 1908 году он посвятил этой теме 2 статьи: «Народ и интеллигенция» и «Стихия и культура». Эти статьи стали буквально пророчеством.

В 1-ой из них Блок противопоставляет народ интеллигенции. Он говорит о невидимой черте, которая всегда существовала между этими слоями общества. Народ крепнет, и Россия готовится к скорой развязке противоречий между ним и его угнетателями. Народ — большой, интеллигенция — меньше по численности. У интеллигенции есть 2 пути: 1-й — слиться с народом, 2-ой — быть им растоптанной.

Во 2-ой статье Блок сравнивает народ со стихией, которая может внезапно разбушеваться. И просто предсказывает будущие события.

Блок радостно принял революцию, т.к. в ней видел новое, справедливое устройство. Он видел в ней освобождение русского народа от векового гнета и призывал всех интеллигентов так же принять революционное движение. Тем не менее он понимал, что будут и случайные жертвы. Даже у самого Блока крестьяне сожгли его родовое поместье Шахматово. Блок никогда не говорил об этом, даже когда спрашивали; только один раз не выдержал: «Зачем говорить о том, что больно?». Но все равно Блок был уверен — с народом правда, с ними «черная злоба, святая злоба», они имеют право на месть.

В "Крушении гуманизма" А.А.Блок рассуждает о "роковой ошибке" наследников гуманистической культуры, которую возможно отнести и к политическим деятелям Февраля: "они не почувствовали того, что мир уже встал под знак нового движения, которое обладает признаками совершенно иными, они продолжали верить, что массы вольются в индивидуализирующее движение цивилизации, не помня того, что эти массы были носительницами совсем другого духа".
«О назначении поэта».

Блок остро ставит вопрос о долге поэта перед народом и обществом, утверждая, что главное для писателя не литературная критика, а мнение читателя, голос публики. Блока волнует нравственная основа творчества писателя, его человеческое достоинство. "Без человека стихи - один пар", пишет Блок в 1913 году.

Незадолго до смерти, в феврале 1921 года - в день памяти Пушкина, Блок произносит знаменитую речь "О назначении поэта". Пушкин явился для Блока воплощением высокого представления об истинном поэте, его великой роли в преображении жизни.

Блок отстаивал право поэта быть выше сиюминутных задач и потребностей общества, противопоставляя им вечное и неизменное служение поэта культуре. Утверждая величие дела поэзии, Блок, вслед за Пушкиным, требует для поэта творческой свободы, которая не только личная свобода, потому что дело поэта не личное, больше чем личное.

Блок пишет, что «три дела возложены на поэта: во-первых - поэт должен освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во-вторых - он должен привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в-третьих – внести эту гармонию во внешний мир».
Поэма «Скифы»
С первых строк поэмы Блок создает образ азиатского народа – скифов. Скифы яростны, полны отваги, копившейся веками. Черная кровь символизирует родство, единство нас и этого древнего народа. Черный цвет также не случаен: он означает злость, желание отомстить, взбунтоваться.
Вслед за этим представлением о народе возникает образ Сфинкса. Это мотивировано двумя факторами: загадочностью и миссией хранителя. Тематика и проблематика произведения имеют эпический размах.

  • Народ. Тема народа заявлена в первых строках поэмы. Поэт говорит о единстве, сплоченности, связи поколений. Именно народ в целом, а не человек в отдельности важен для автора, ведь он призывает вспомнить то, что нас объединяет – родство, кровные узы, сила и страстность менталитета.

  • Достоинство. Блок пишет о народе, который не утратил своей гордости, умения постоять за себя и проявить себя, несмотря на бесконечные унижения, которые пришлось претерпеть. Более того, сопротивление стало угрозой для угнетателей.

  • Мир. Поэт заявляет, что мы, скифы, отказываемся от нашей исторической роли – защиты Европы от врагов с Востока. Государство больше не желает сохранять мир для тех, кто этого не ценит.

  • Эдип. Не случайно автор обращается к мифу об Эдипе. Блок предупреждает, что дерзкое игнорирование предначертанного может обернуться катастрофой. Европа, подобно античному персонажу, в шаге от непреднамеренного совершения рокового преступления.

Поэмой «Скифы» А.  Блок как бы подводит черту под страшными событиями Первой мировой войны. Главная мысль произведения заключается в том, что мир хрупок, его легко разрушить, порой даже неумышленно. Ни у одного народа нет права доминировать над другим. Смысл поэмы в том, чтобы предупредить всех о надвигающейся новой силе, силе народа, с которым Европе придётся считаться, иначе грядет катастрофа.

2. Художественные произведения 1920-х годов о революции и гражданской войне. Роман Б. Пильняка «Голый год». Повести о гражданской войне «Падение Даира» А. Малышкина, «Два мира» и «Щепка» В. Зазубрина, «Партизанские повести» Вс. Иванова.

В 20-е годы литература за­печатлела сложный, крайне противоречивый образ времени. Она отразила многообразие представлений о свершившихся на глазах писателей исторических событиях (Пильняк назвал их «перепряжкой истории»). При этом, несмотря на естественную для того периода непримиримость политических убеждений, писатели поднимались в своих лучших произведениях над сугубо политическими страстями к проблемам общечеловеческим, гуманитарным.

Художники не просто создавали хронику событий, они ста­вили поистине больные вопросы, над которыми издавна бьется русская мысль: о революции и эволюции, о гуманизме и жес­токости, о цели и средствах, о цене прогресса, о праве на на­силие во имя высокой цели, о неповторимости и значимости конкретной человеческой жизни. Революция привела к переоценке нрав­ственных норм, всего, чем жили люди, во что они верили. В стране победившей революции естественным и искренним откликом на грандиозное преобразование мира стало создание героического эпоса. Массы людей, приведенные в движение ре­волюцией, — отряды, армии, «множества», неуклонно движу­щиеся к своей цели, преодолевая на этом пути небывалые труд­ности, — таков коллективный герой «Голого года» Б. Пильняка, «Падения Дайра» А. Малышкина, «Железного потока». Образ народа находится в центре произведений разных литературных родов. Авторы этих книг запечатлели не только героику, но и муки рождения нового мира, отразили всю жестокость и непримиримость классового противоборства, рождение чувства единства, общности.

В своем произведении «Голый год» Борис Пильняк отобразил всю сущность и важность судьбы России. Писатель знал наперед будущее страны, и этот роман стал причиной обсуждений и осуждений общества, так как выражал актуальные проблемы в стране, которой мы живем.

Именно «Голый год» стал первым революционным романом писателя. В нем отражено будущая и прошлая судьба России.

Так как в произведении нет главных героев, представлена лишь галерея жителей Ордынина. Главным героем можно назвать саму Россию.

Действие происходит в 1919 году, в разгар гражданской войны, оно указывает на голод, разруху и лишения, которые с особенной силой проявились именно в этом году. («Известное дело – хамодержавие, голод, разбой, - что творится!..») Читатель понимает, что Россия находится на спаде, наступает тяжелое время для народа, многие не понимают, что происходит и находятся в ужасе. С точки зрения Пильняка, «голый год» «оголяет» человека: с него слетают покровы культуры и цивилизации, обнажается его истинная природа. Роман Пильняка — это выражение его размышлений о том, какие ценности в результате этого испытания оказались ложными, какие мнимыми и какие истинными. Конечно, сюжетная бессвязность и фрагментарность композиции романа, призванные поэтически выразить хаос времени, могут создать впечатление, что «Голый год» — не более чем беспорядочные зарисовки «окаянных дней» России. («В городе – голод, в городе скорбь и радость, в городе слезы  и смех»).

Билет №3 А. Блок и А. Белый о революции. Поэмы «Двенадцать» и «Христос Воскрес»
Имена А.Блока и Андрея Белого в сознании их современников были неразрывно связаны между собой. 18 лет продолжалась история их отношений, получившая, с легкой руки Белого, точное название "дружба-вражда".

Многие годы между ними шла переписка. Известны стихотворные обращения и высказывания о творчестве друг друга. Как оппоненты они не раз участвовали в литературной полемике.

А.Блок и А.Белый приняли большевистскую революцию 1917 года. С юных лет они жили в предчувствии катастроф, ожидающих Европу и Россию. После событий 1905 года гибель старого мира казалась им неизбежной. Оба считали, что "неслыханные перемены, невиданные мятежи" явятся возмездием за вековые преступления власти, бедствия и бесправие народа. И верили, что, очистившись в огне революции, Россия возродится к новой жизни:

И ты, огневая стихия,
Безумствуй, сжигая меня,
Россия, Россия, Россия -
Мессия грядущего дня!
(А.Белый, "Родине", авг. 1917)


Для Блока, с его стремлением быть в гармонии с окружающим миром, важно было найти какой-то порядок в хаосе революционных событий. Отсюда знаменитая концовка его поэмы "Двенадцать" с революционными солдатами, во главе которых шествует Христос:

Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди - Исус Христос.


Поэма «Двенадцать» (1918) – это поэма о революции. Пейзаж, которым открывается поэма, построен на антитезе:

Черный вечер.

Белый снег.

Поэт обращается к повествованию о времени, когда на первый план выходят социальных признаки. Ветер эпохи сметает все устаревшее, делает положение человека неустойчивым:

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер –

На всем божьем свете!

Сюжет поэмы любовный и социальный. Звучит музыкальная тема включающая марш, частушку, городской романс. И это многообразие ритмов – воплощение стихийного начала революционных событий.

Композиция из 12 глав, кольцевая. В первых и последних главах – городской пейзаж: ночь, зима, вьюга, людские фигуры на улицах. Поэма начинается антитезой, ей же и заканчивается «Позади – голодный пес… Впереди – Иисус Христос».

Разыгравшаяся стихия природы обрушивается на людей уходящего мира. Иронический образ «товарища попа» с «брюхом», сияющим на народ «крестом», компрометирует саму идею распятия. Весело, саркастически противопоставляется прошлое и настоящее попа: «Что нынче невеселый... Помнишь, как бывало...» Ветер «рвет, мнет и носит» плакат, который уже давно пора снимать. Под этим же плакатом соби­раются и девицы легкого поведения, сообщающие, что и у них было собрание, где они постановили, что «на время» с клиента будут брать десять рублей, а «на ночь — двадцать пять...» Сродни ветру один лишь бродяга, к которому обращен голос автора: «Э, бедняга! Подходи — Поцелуемся...» Улица, однако, пустеет; на ней «один бродяга сутулится, Да свищет ветер». В конце 1 главы возникает тема и «святой злобы», названной также и «грустной» и «черной». Эта тема и подготавливает появление двенадцати. Святость злобы проявляется в отступничестве новых героев от официального православия.

В конце поэмы создается образ Того, кто «И за вьюгой невидим. И от пули невредим». В настоящем флаг истории — кровавый, но в дальнейшем все может сложиться иначе.

Вера в христианство окрашивает завершение повествования о героях нового времени. Они пытаются не придавать значения вековым ценностям, чем удивляют автора. Для него несомненно, что впереди человеческого общества — Христос, рассыпающий, как будто снежную пыль, милости даже тем, кто не видит, что история движется за ним, преодолевая препятствия. Мир прошлого остается позади, испытывая неутолимый голод к жизни, но обреченный на смерть. Поэт верит в то, что людей ждут счастье, чудо, жемчужная россыпь благ:

Нежной поступью надвьюжной.

Снежной россыпью жемчужной.

В белом венчике из роз — Впереди — Исус Христос.

Андрей Белый приветствует революцию. Основной темой его стихов становится Россия, стоящая в центре мировой революции. В дей­ствии стихийных сил он видит пророческое предназначение, которому суждено оказать влияние на ход мировой истории, он называет Россию «мессией грядущего дня». Белоый вкладывает в революцию мистичес­кий, «сверхземной» смысл. Созданная под непосредственным влиянием революционных событий и во многом под воздействием «Двенадцати» Блока поэма «Хри­стос воскресе» (1918) трактует революцию как один из религиозных актов.

В прежней бездне

Безверия

Мы,--

Не понимая,

Что именно в эти дни и часы --

Совершается,

Мировая

Мистерия...

Перед взором Белого в эти годы неотступно находится об­раз «сошедшего Христа», призванного появлением своим искупить «пустыни позора» и «моря неизливные слез».

«Христос воскрес» (1918) — произведение, истолковывающее революцию в традиционном символистском ключе и в мистических отсветах, но полное ясной уверенности в том, что она возвещает грандиозное обновление мира.

После революции Белый активно включился в строительство новой культуры. Оставшись в целом характерным представителем символистской литературы, он в то же время стремился создавать свои новые произведения под воздействием опыта революции и отражать в них становление нового социального строя.
Билет №4 Литературные течения и группы 1920-х гг. Характеристика программ, де-клараций и творческих свершений.
Основными чертами периода 1920-х годов были воздействие событий революции и гражданской войны на литературное творчество, борьба с классическими тенденциями, приход в литературу но-вых авторов, формирование эмигрантской литературы. После революции 1917 года по всей стране
появилось множество различных литературных групп. Многие из них возникали и исчезали, даже не успевая оставить после себя какой-либо заметный след. Только в одной Москве в 1920 г. суще-ствовало более 30 литературных групп и объединений.
Литературные группировки 1920-х гг.
1. Новокрестьянская поэзия
Первая волна крестьянской поэзии – 1903-1905 гг. Вторая волна – 1910-е гг.
Суть: Это течение поэтов, вышедших из народной среды. Они опирались на фольклорную тради-цию и литературную традицию XIX века (Некрасов, Кольцов, Никитин, Суриков). Основные мо-тивы – жизнь деревни, природы, родство жизни деревни с жизнью природы. Основные проблемы – оппозиция город/деревня и трагические противоречия внутри самой деревни. Были встречены как посланцы новой русской деревни. Новокрестьянские поэты испытали воздействие символизма и ак-меизма.
2. Скифы
Скифское движение поэтов и революционеров возникло в России в 1917 году.
Суть: Скифское Движение шло с левыми эсерами (русские народники) рука об руку, часть скифов – Сергей Есенин, Мария Спиридонова, Иванов-Разумник – были активистами этой партии. Другие печатались в левоэсеровских газетах. Они мыслили революцию совсем иначе. У большевиков всё дышало ненавистью к народам и классам. А Революция Скифов должна была превратить Россию в райское поле людей-цветов. Революция должна была быть революцией любви, которая исцеляет ноющее народное сердце и наполняет мир красотой. Революция должна привести к рождению Но-вого Человека – Скифа – Солнечного Русского. Революция должна построить на Руси вольный и братский союз народов Евразии – Союз Скифских Республик.
3. Имажинизм
Возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Распался в 1925. Цель творчества – создание образа.

Разногласия привели к делению на правое крыло и левое с противоположными взглядами на задачи поэзии, ее содержание, форму, образ. В 1924 году Есенин опубликовал в газете «Правда» письмо о выходе из имажинистов. Шершеневич: «Имажинисты отняли у поэзии лич-ность. А поэзия без личности, без лиризма, как беговая лошадь без ноги».
4. «Кузница»
Даты: С мая 1920 г. – выход первого журнала «Кузница» до 23 апреля 1932 г. – постановления «О перестройке литературно-художественных организаций».
Суть: Группа с самого начала противопоставила себя дореволюционным литературным направле-ниям - символизму, футуризму, имажинизму. Против того, чтобы поэзию хоть чем-то ограничи-вали, сжимали – «буржуазным» содержанием и формальными рамками стиха. В его стихах – идеализация пролетариата, труда, металла, машин. При этом не признавали руководство культурой со сто-роны партии, отвергали НЭП, как измену принципам мировой революции. После создания в 1922 году группы «Октябрь» утратила своё значение.
5. Перевал
Даты: Создана на рубеже 1923-1924-х годов. Официально «Перевал» просуществовал до 1932 года.
Суть: Творческие лозунги:
· «искренности творчества» (даже если это противоречит партийной дисциплине)

· «моцартианства», под которым подразумевалось творчество по вдохновению, по наитию

· «нового гуманизма»
Группу резко критиковали в рапповской печати за якобы реакционность и увод писателей в сторону от задач современности, неисторический, внеклассовый подход.
6. РАПП (рос. ассоциация пролетарских писателей)
Официально оформилась в январе 1925 года. Со временем стала беспокоить партийное руководство, предпочитавшее держать бразды правления литературой в своих руках, и постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года РАПП была ликвидирована.
Суть: Рапповцы призывали к учебе у классиков, особенно у Толстого, в этом проявилась ориента-ция на реалистическую традицию. Центральный орган РАПП в развязном тоне писал о лучших писателях, требовал передачи пролетарским пи-сателям органов печати, вытеснения мелкобуржуазных «попутчиков» из журналов и сборников.
7. ОБЭРИУ объединение реального искусства
С 1928 года.
Суть: Отказ от традиционных форм и методов искусства, утверждение новых. Но их творчество не носило характера «игры в бессмыслицу», «в заумь», как было принято считать. Их волновали глубокие экзистенциальные вопросы: отношение к времени, смерти, языку, его приспособленности для описания мира.
8. ЛЕФ
ЛЕФ объединился в конце 1922 – начале 1923 года вокруг одноименного журнала.
Суть: непосредственное отображение действительности: вместо «литературы вымысла» - «лите-ратура факта», вместо игрового кино – документальное, вместо живописи – фотография. Новые принципы искусства:
- принцип социального заказа (художник должен писать на ту тему, которая наиболее актуальна для общества в данный момент);

- принцип литературы факта (отбор материала для творчества – не вымысел, а факт как предмет искусства);

- принцип «искусства-жизнестроения» (задача искусства – напрямую вторгаться в жизнь, прибли-жая будущее).
ЛЕФ считал себя единственным настоящим представителем революционного искусства и конкури-ровал на этом поле с «Октябрем» и даже РАППом.
9. Серапионовы братья
С 1 февраля 1921 года, когда в «Литературной студии» состоялось первое заседание «Серапионовых братьев». Прекратили существование в 1926 году.
Суть: Подчеркнутая аполитичность. Зощенко: «Я не коммунист, не монархист, не эсер, я просто русский». Однако между декларациями и творческой практикой большинства «братьев» - противо-речия. Часть аполитична, часть пытается осознать действительность.

Раскололись на «западное крыло» и «восточное крыло». Первые были за остросюжетную «западную новеллу», вторые – за бытовой рассказ и фольклорный материал. В итоге часть «братьев» эмигрировала, часть встала на сторону советской власти.

5. Поэтические книги Н.С. Гумилёва «Колчан» (1915), «Костёр» (1918), «Огненный столп» (1921), «К синей звезде» (1923).
Гумилёв – основатель второго после символизма модернистского течения – акмеизма, который возник в противовес символизму. Акмеисты провозгласили, что необходимо освободить поэзию от призывов к идеальному, возвратить ей ясность, радостное любование бытием. Они обращались к человеку, к естественности и подлинности его чувств. Представители акмеизма писали о мире первозданных эмоций, о природном начале, доисторической жизни земли и человека.

Спустя чуть больше месяца после объявления Германией войны России поэт становится добровольцем лейб-гвардии уланского полка, а уже через полгода награждён Георгиевским крестом 4-й степени и затем произведён унтер-офицером. В мае 1915 Гумилёв был признан негодным к строевой службе по состоянию здоровья, но переубедив врачей, продолжал находиться на фронте и получил Георгиевский крест 3-й степени. В это же время он выпускает книгу стихов «Колчан», образует 2-й «Цех поэтов».

1 Сборник «Колчан» (1916 г.) традиционно квалифицируется как знаменующий начало периода зрелого творчества Н. Гумилёва. Эта книга является поворотным моментом в системе мировоззрения поэта, что отражается прежде всего в стихах, связанных с темой обретения веры. Поэт, когда-то с горечью осознавший свое одиночество в мире, тщетность всех попыток изменить действительность и свою судьбу, чувствовавший себя игрушкой в руках неумолимого рока, находит Истину, а вместе с ней смысл жизни и творчества.

В большом числе поэтических текстов, включённых в сборник, отражаются значимые концепты христианского мироздания, отсылающие к сакральности, например, Падуанский собор: «Да, этот храм и дивен, и печален, Он — искушенье, радость и гроза …». Ряд стихотворных произведений посвящён храмовой символике, например, Собор Святого Марка в стихотворении «Венеция» («А на высотах собора, Где от мозаики блеск, Чу, голубиного хора Вздох, воркованье и плеск»), собор Святого Петра в Риме (из стихотворения «Рим»), а также русские православные реалии, например, икона Святого Николая Чудотворца в стихотворении «Старые усадьбы». Также в сборнике отражаются библейские сюжеты и предания. Мотив обретения христианства в душе и разуме связан с личным творческим взрослением Гумилёва. В «Колчане» Н. С. Гумилёв обращается к источнику Вечной Мудрости.

2. Сборник стихов Н. С. Гумилёва «Костёр». Книга «Костёр» включает в себя стихи, написанные в 1916 – 1917 годах, и вышла в свет в 1918 годах. Это были самые драматические события в истории России: первая мировая война, революция, гражданская война. Сборник стихов «Костёр» относится к поздней лирике Н. Гумилёва и знаменует собой качественно новый этап его лирики, отличающийся философской глубиной. Ключевой мотив его творчества – мотив странничества претерпевает изменения. Теперь его поэтический взгляд обращён в самое сердце России.

Сборник открывает стихотворение «Деревья». Здесь поэт философски осмысливает тему человека и природы, подчёркивая превосходство деревьев перед человеком: «Я знаю, что деревьям, а не нам, Дано величье совершенной жизни. На ласковой земле, сестре звездам, Мы на чужбине, а они – в отчизне.» - мотив совершенной жизни, которая дана только природе, и мотив временного пребывания человека на земле полны глубокого философского смысла. Гумилёв наделяет деревья живой душой. Среди деревьев лирический герой находит дубы Моисеи, пальмы Марии, души которых «друг другу посылают тихий зов». Здесь же названы ещё два дерева: сломанный вяз и сикомора, одевшаяся листьями. Все четыре дерева упомянуты в Библии. Четыре дерева олицетворяют собой святость, праведность, благочестие, являются символами щедрости, бескорыстия, братской солидарности.

По названию стихотворений, входящих в сборник («Осень», «Детство», «Ледоход», «Природа»), видно, что тема природы, связь человека с природой являются ведущими. Здесь есть и пророческие стихи, связанные с исторической судьбой России и с личной судьбой поэта. Стихотворение «Мужик», которое навеяно образом Григория Распутина: «В гордую нашу столицу Входит он – Боже спаси!- Обворожает царицу Необозримой Руси. Взглядом, улыбкою детской, Речью такой озорной, - И на груди молодецкой Крест просиял золотой.» А в стихотворении «Рабочий» Н. Гумилёв описывает рабочего, «невысокого старого человека», который «занят отливаньем пули», приготовленной для лирического героя. Поэт пророчески предвидит свой расстрел: «Упаду, смертельно затоскую, Прошлое увижу наяву, Кровь ключом захлещет на сухую, Пыльную и мятую траву.» Таким, образом, книга «Костёр» - это свидетельство творческого роста поэта, который философски осмысливает жизнь и смерть, взаимоотношения природы и человека, раскрывает тему творчества («Андрей Рублёв». «Творчество»). Кроме философской проблематики, в сборнике раскрывается и религиозная проблематика, поэт обращается к мотивам Ветхого и Нового Завета.

3 Книга стихов «Огненный столп». Это последняя книга стихов, подготовленная к печати Гумилёвым, в неё включены стихи 1919 – 1921 г.г.), а вышла она в свет осенью 1921 года уже после трагической смерти поэта. Название «Огненный столп» имеет много смыслов: это странствие, следование Божьей воле, судьба, чудо, участие в созидании «Небесного Иерусалима», стремление к святости, преображению. В Пятикнижии Моисея говорится о том, ка сам Господь шёл перед народом Израиля, скитающимся по пустыне в поисках Земли Обетованной, днём – в виде облачного столпа, ночью в виде огненного столпа. У Чёрмного моря евреям грозила гибель, так как их догнали египетские войска, но огненный столп встал позади израильтян и светил им, а египтян ослеплял.

«Огненный столп» открывается стихотворением «Память». Стихотворение имеет кольцевую композицию, так как начинается и заканчивается одинаковыми строками: «Только змеи сбрасывают кожу, // Мы меняем души, не тела». Лирический герой относится к этому факту сначала с горечью и грустью, а в конце стихотворения эмоциональная тональность усиливается и чувства лирического героя доходят до грани отчаяния: «Крикну я… Но разве кто поможет…»

Лирический герой даёт оценку каждому этапу человеческой жизни. Первый - это «колдовской ребёнок», который полюбил «сумрак рощ, //Лист опавший». Он «некрасив и тонок», но мог словом остановить дождь. В друзьях у ребёнка только «дерево да рыжая собака». Второй – это некто под «вывеской поэта», «хотел стать богом и царём», но он совсем не нравится лирическому герою. Лирический герой любит третьего – «избранника свободы, //Мореплавателя и стрелка». Но, к сожалению, этот третий, который «как вино, впивал … воздух сладкий», «променял весёлую свободу //На священный долгожданный бой». Четвёртая метаморфоза оказывается последней. Четвёртому лирическому «я» достаются биографические факты поэта: «Я – угрюмый и упрямый зодчий // Храма, восстающего во мгле…» Мотивы, возникающие в описании «четвёртого», тесно связаны с названием сборника «Огненные столп»: мотив храма, восстающего во тьме, мотив стремления к славе «как на небесах, и на земле», мотив борьбы, «священного долгожданного боя», «Нового Иерусалима». Кульминация стихотворения – появление неведомого путника, рядом с которым изображены лев и орёл. Это апокалиптические звери, изображённые в Откровении Иоанна Богослова. Путник – это Христос, свершающий путь крестной жертвы, полного отречения от себя. Таким образом, в последнем сборнике Гумилёва звучат мотивы жертвенного пути, полного отречения от себя, нравственного преображения.
6. Драма в стихах «Страна негодяев» С. Есенина. Проблема противостояния России и Запада. Драматургическая интрига и авторские обобщения.
Страной негодяев провозглашает Россию С.Есенин в 1922-1923 года. Наша страна в 20-е года XX века находилась в переходном состоянии- она переживала гражданскую войну. В своей поэме "Страна негодяев" Есенин отразил все те социальные и идеологические изменения, которые переживал русский народ в это сложное время. Помимо прочего, поэт оценивает в своем произведении и политическую ситуацию, сложившуюся в стране. На примере нескольких созданных им героев Есенин описывает политические противоборства.

Номах -анархист по политическим воззрениям. Его политическое мировоззрение резко поменялось после того, как он увидел всю бесполезность революции: «Пришли те же жулики, те же воры И вместе с революцией Всех взяли в плен...» Он говорит, что "быть люмпенов-хулиганом честнее, чем прислуживать власти", "если мир не соответствует моим идеалам, тем хуже для него". Номаха можно назвать революционером-романтиком - он не желает мириться с наступившим строем, он хочет захватить власть в Советах, ожидает подмоги из заграницы. Понятно, что его мечты несбыточны, но несмотря на это он агитирует своих товарищей, жаждущих приключений и войны, на движение их в будущем приобретенных на награбленное золото танков, на Советское правительство.

Чекистов - большевистский комиссар, выросший заграницей и поэтому считающий себя компетентным для унижения русских за их безделье и глупость. Он желает переделать нищую Россию под стать просвещенной Европе, но он предлагает не перестроить Россию, а совсем уничтожить ее -превратить ее храмы в уборные, убрать старые хаты: «Жили весь век свой нищими И строили храмы Божии... Да я б их давным-давно Перестроил в места отхожие.»

Рассветов, проведший также много времени заграницей, также презирает Россию-"не страна, а сплошной бивуак"-но считает, что страну можно поднять, если поставить народу "стальную клизму", то есть если провозгласить достижение определенного уровня прогресса выше удовлетворения всяческих человеческих нужд. "Только работай!Только трудись! И в республике будет, Что кому надо..."

Несмотря на вариацию многочисленных политических воззрений, герои поэмы Есенина поголовно оказываются негодяями. Весьма вероятно, что таким образом читателям показывается, что по-другому в то время было выжить нельзя - или ты становишься обманщиком, или тебя обманывают. Есенин показывает, что при неустоявшейся политической системе вся страна превращается в букет из различных политических мнений, что мешает ее развитию. В любом случае, плюрализм мнений позволяет нам лишь более адекватно оценить сложившееся в стране в 20-е годы положение, а Есенину ярче и правдоподобней передать читателям царившую тогда накаленную обстановку.

7. Лирика М. Волошина о революции и провиденциальном пути России. Поэма М. Волошина «Россия». Авторская интерпретация социального и духовного пути России, противостояния России и Западной Европы.

Политические и мировоззренческие взгляды поэта находят свое выражение в пуб­лицистике периода 1918—1920 гг.

Революция представлялась Волошину естественным, а не аномальным явлением человеческой исто­рии: это перекликалось с глубоким убеждением поэта в том, что революционное или мятежное начало лежит в основе всей эволюции мира.

Главный урок революции для писателя таков: революция совершается во имя справедливости, но справедливость, утверждаемая абстрактно и тотально, неизбежно выливается в братоубийственную войну и всеобщее истребление. Именно поэтому с самого начала поэт иронизировал над «бескровностью» русской революции, понимая, что, когда в самом начале провозглашается торжество гуманистических идеалов, значит, революция будет кровавой.

Волошин подметил интересную особен­ность: вся история России революционна, то есть история России и есть своего рода «перманентная революция». 

Таким образом, своеобразие позиции, которую М. Волошин занимает в период гражданской войны, можно в самом общем виде сформулировать так: быть в центре борьбы среди враждующих, не поддерживая никого из них. Поэт не толь­ко противопоставил господствующей тогда враждебности свою позицию примирения, он противопоставил всем имевшим тогда место политическим платформам — социализму, монархизму, анархизму, буржуазному парламентаризму и др. — свой собственный политический идеал: «Я писал в десятках органах, от самых правых, до самых левых, и ни один из них не соответствовал моим политическим взглядам, так как я имею претензии быть автором собственной социальной системы, не соответствующих ни одной из существующих».
Поэма «Россия» написана в послереволюционные годы, когда резко изменилась поэтика Волошина: на смену философии и импрессионизму в творчествке приходят страстные размышления о судьбах России. Поэма «Россия» обозревает период истории страны, который поэту представляется законченным: это — время правления Ро­мановых.

Закон самодержавия таков:
Чем царь добрей, тем больше льётся крови.
А всех добрей был Николай Второй,
Зиявший непристойной пустотою
В сосредоточьи гения Петра.

Волошину противны пытки и убийства, учиняемые Петром, но умом Волошин понимает историческую логику петровского безумия. Волошин стремится не осуждать исторических деятелей, а понять смысл их безумств.

Характеристика Петра, да и всей династии, нужна Волошину для того, чтобы разобраться в главной проблеме: каким образом с династией и Империей связана русская интеллигенция.

«В России нет сыновнего преемства
И нет ответственности за отцов.
Мы нерадивы, мы нечистоплотны,
Невежественны и ущемлены.
На дне души мы презираем Запад,
Но мы оттуда в поисках богов
Выкрадываем Гегелей и Марксов,
Чтоб, взгромоздив на варварский Олимп,
Курить в их честь стираксою и серой
И головы рубить родным богам,
А год спустя — заморского болвана
Тащить к реке привязанным к хвосту.


Зато в нас есть бродило духа — совесть —
И наш великий покаянный дар,
Оплавивший Толстых и Достоевских
И Иоанна Грозного. В нас нет
Достоинства простого гражданина,
Но каждый, кто перекипел в котле
Российской государственности, — рядом
С любым из европейцев — человек.»


М.Волошин верит в праведную Русь, в особую миссию России, её особое предназначение. «У меня есть вера в Русь, но есть и отношение европейца к Российскому государству, и от него я не хочу и не могу отказаться,» - пишет М.Волошин. Русь и Российское государство здесь разделены. Государство –нечто преходящее; Русь – вечная сущность России, её тайная духовная миссия, которую М.Волошин ставил превыше всего.

Русский народ для М. Волошина – не столько народ-преступник, сколько народ-дитя, он не зол, а скорее незрел. Значит, ему нужно взрослеть. А это значит научиться любить свою родину не по-детски, некритичной и слепой любовью, а так, как любят взрослые, - понимая её.

8. Жанр романа в 1920–1930 годы (Анализ романа А. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина»).

Середина 1920-х – начало 1930-х годов – время расцвета «неклассической прозы» с присущим ей универсальным типом обобщения, неомифологизмом, фантастикой и гротеском. На фоне расцвета «неклассической прозы» продолжает развиваться реалистическое направление, в котором сохраняются такие категории, как характер, психологизм, событийность, ясность стилистики. Тезис об исчерпанности реализма был провозглашен еще на рубеже веков, в условиях стремительно меняющейся жизни важнейшие категории реалистического искусства были подвергнуты сомнению, однако стремление к конкретно-историческому воссозданию действительности, реалистический тип не только продолжает существовать, но и получает новый толчок в развитии. Творчество И.Шмелева, Б.Зайцева, А.Толстого, М.Шолохова, Л.Леонова и других писателей с их вниманием к конкретике национальной жизни, к проблеме самоопределения личности в трагических для нее условиях, с характерной постановкой традиционных для русской литературы проблем – свидетельствуют о жизнеспособности реализма, о его выходе в ХХ веке к новым рубежам. В советских условиях писатели-реалисты оказались в сфере воздействия как «художественной революции», так и в эстетики социалистического реализма.

Одним из известных произведений А. Толстого стал роман «Гиперболоид инженера Гарина». Написанный в жанре фантастики, роман раскрывал актуальные проблемы времени, одной из которых является проблема ответственности учёного за свои открытия, негативной роли технических открытий в жизни человека и общества в целом.

Интересен тот факт, что на создание романа в 1927 году автора вдохновила построенная в 1922 году знаменитая Шуховская башня. Это творение рук человеческих и его разума не могло не восхищать своей мощью, грандиозностью. Она представляет из себя несколько восходящих ввысь секций — гиперболоидов.

Роман перерабатывался автором 4 раза. Последняя его редакция была написана писателем в 1939 году, в год начала Второй мировой войны. Тема орудия массового уничтожения в то время была злободневной. Ведущие страны мира создавали новейшее оружие, чтобы быть победителем в этой войне. Очень много денег выделялось на военную промышленность и в СССР, пред которым тоже стояла угроза начала войны.

Интересен тот факт, что принцип работы гиперболоида, созданного Гариным, был позже положен в открытия советских физиков Н.Басова и А.Прохорова, реализовалась мечта Гарина в реальности. Это своеобразный предвестник лазера, созданного в 1960 году этими учёными.
Основные герои романа:

· Пётр Петрович Гарин (Пьер Гарин) главный герой произведения, русский инженер, создавший гиперболоид — страшнейшее оружие, обладание которым позволит быть властелином не только отдельной страны, но и всего мира. Властолюбивый и эгоистичный, он мечтает о мировом господстве и мечтает Гарин, на короткое время ему даже удалось стать диктатором США.

· Зоя Монроз (мадам Ламоль) – русская балерина, за большими деньгами эмигрировшая в США, авантюристка, ставшая подругой Гарина.

· Василий Витальевич Шельга – преданный революционер, коммунист, агент русской разведки, сотрудник Ленинградского уголовного розыска.

· Роллинг – один из богатейших людей Америки, химический король. Он прошёл долгий путь от рядового служащего, лаборанта, до владельца огромных предприятий. Имеет большой вес в деловых кругах. Является соперником Гарина и за власть над людьми, и за обладание Зоей.

· Николай Христфорович Манцев – русский учёный — геолог. Именно его исследования и дали теретическую базу для авантюрной деятельности Гарина.
Русский учёный Гарин создаёт очень мощный прибор, гиперболоид, который силой своего теплового луча может разрушать породы гор. Таким образом ему удаётся находить золотые залежи из таких недр земли, до которых никто не мог добраться. Он стал обладателем неограниченного богатства, что позволило ему скупить всю промышленность США. Под именем Пьера Гарри он стал настоящим диктатором США. За гиперболоидом идёт настоящая борьба. Вскоре этот прибор удалось захватить русским революционерам во главе с начальником уголовного розыска Шульгой.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта