Главная страница
Навигация по странице:

  • Народная культура

  • Костюхин «Лекции по русской лит-ре»

  • Типы фольклора: архаический , классический

  • Поэтика фольклора

  • РЛИК. Вопрос № 2. Календарные обряды и календарно-обрядовая поэзия Календарные = аграрные

  • РЛИК Ответы. Лекции по рлик Народная культура содержание и история понятия


    Скачать 236.26 Kb.
    НазваниеЛекции по рлик Народная культура содержание и история понятия
    Дата06.09.2018
    Размер236.26 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРЛИК Ответы.docx
    ТипЛекции
    #49949
    страница1 из 11
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    РЛИК

    Вопрос №1

    (перед прочтением настоятельно советую прочитать конспект 1-ой лекции по рлик)

    Народная культура: содержание и история понятия

    Народная культура - собирательное понятие, не имеющее четко определенных границ и включающее культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени. Формирование и функционирование феномена народной культуры в этническом сообществе или социальных группах и общностях разного типа связано с осознанием их принадлежности к народу. Самоидентификация с народом, народными традициями в стереотипах социального поведения и действия, обыденных представлениях, выборе культурных эталонов и социальных норм, ориентациях на определенные формы досуга, любительской художественно-творческой практики - проявления народной культуры. Ее субъектом является весь народ, а не отдельные профессионалы, поэтому функционирование народной культуры неотделимо от труда и быта людей. Авторы ее зачастую анонимны, произведения существуют обычно во множестве вариантов, передаются устно из поколения в поколение. В этом плане можно говорить о народном искусстве (народные песни, сказки, легенды), народной медицине (лекарственные травы, заговоры), народной педагогике, суть которой часто выражается в пословицах, поговорках».

    Народная культура в историческом прошлом в значительной мере совпадала с этнической. Затем она обрела ярко выраженную национальную окраску и стала культурой определенного социального слоя (прежде всего крестьян). Она определяла и нормировала все аспекты жизнедеятельности, обычаи, обряды, регулировала взаимоотношения членов сообщества, тип семьи, воспитание детей, характер жилища, способы освоения окружающего пространства, тип одежды, отношение к природе, миру, предания, верования, язык, художественное творчество. Иными словами, определялось, когда сеять зерно, выгонять скот, убирать урожай, как выстраивать взаимоотношения в семье, в общине и мн. др. В настоящее время, когда общество усложнилось, появилось множество больших и малых социальных групп формального и неформального типа, произошло расслоение социальной и социально-культурной практики, народная культура стала одним из элементов современной многослойной культуры.

    Можно выделить два уровня — высокий, связанный с фольклором и включающий народные предания, сказки, эпос, старинные танцы и др., и сниженный, ограниченный так называемой поп-культурой.

    По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия).

    Аудитория народной культуры — всегда большинство общества. Так было в традиционном и индустриальном обществе. Ситуация меняется только в постиндустриальном обществе.

    Понятие "народная культура" (и особенно "народ") связаны с самыми разными обыденными ассоциациями, по преимуществу ценностными представлениями, порой чисто популистского толка. В самом общем виде можно сказать, что с народной культурой в общественном сознании соотносится множество понятий и объектов, в названии которых присутствует эпитет "народный (-ая, -ое, -ые)". В культуре и языке они представлены весьма широко: народное творчество, народное искусство, народная мудрость, молва, народные традиции, предания, верования, песни, танцы, пословицы, народные мастера, целители и т. д..

    Для того, чтобы точнее охарактеризовать сущность народной культуры, нужно выявить ее особенности.

    1)Традиционность – важнейшее качество народной культуры. Традиции определяют ценности, нормы и смысл народной культуры. Традиция формируется обычаями и сопротивляется инновациям. Изменение традиции не имеет продуманного характера. Кроме того, именно традиция является социальным механизмом передачи ценностей народной культуры. Это значит, что навыки здесь передаются при непосредственном общении мастера и ученика, минуя институционально-организационные формы.

    2)Коллективное творчество, при котором практически отсутствует различие между творцами и потребителями, зритель очень часто является активным участником зрелища. Коллективность определяет также анонимность творчества.

    3)Синкретичность (нераздельность, нерасчлененность явлений), проявляющаяся в синтезе различных видов искусства, практической и художественной деятельности. Например, фольклор является одновременно литературой и системой знаний.

    4)Образная интерпретация опыта. В народной культуре используются не логические формы изложения знания, не доказательства, а мифопоэтические образы и символы.

    5)В наше время особенностью народной культуры является ее непрофессиональный статус, неспециализированный характер культурной деятельности, что не исключает высокий уровень мастерства, в основе которого лежит свободное владение традицией.

    В нашем случае следует говорить непосредственно о фольклоре. Это народное творчество, зародившееся глубоко в древности,— историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, способ выражения народного самосознания. Некоторые исследователи относят к народному творчеству также все виды непрофессионального искусства (самодеятельное искусство, в том числе народные театры).

    Точное определение термина «фольклор» затруднительно, так как эта форма народного творчества не является неизменной и закостенелой. Фольклор постоянно находится в процессе развития и эволюции.

    Термин «фольклор» (англ.folk-lore— «народная мудрость») впервые был введён английским учёным Уильямом Томсом(англ. WilliamThoms) в 1846 году для обозначения как художественной (предания, танцы, музыка и так далее), так и материальной (жильё, утварь, одежда) культуры народа
    Фольклор возник раньше литературы, складывался до возникновения письменности, связан с развитием общества в целом.

    Фольклор сохраняет историческое прошлое, которое связано с архаическим архетипом. В фольклоре формируются национальные традиции. Фольклор тесно связан с мифологией.

    Фольклор – та форма, в которую вылились мифологические представления того или иного народа. Миф лежит в основе фольклора.

    Формирование фольклора = формированию языка.

    Литературный текст предполагает письменную фиксацию, а фольклорный текст формируется долго. Но кто автор? Мы говорим народ. Но что это значит? Эта проблема одна из самых дискуссионных в фольклористике.

    Фольклорный текст формируется постепенно (в этом сходство с формированием языка). Он (текст) проходит стадии своего развития. Он меняется, штудируется, переходит из поколения в поколение.

    Тут же возникает проблема вариативности.

    Много псевдофольклорных текстов (особенно вначале).

    Главное отличие фольклора от литературы:

    • Устная форма бытования (при желании можно записать фольклорный текст);

    • Фольклор отражает ментальность, специфику каждого народа (этот опыт очень ценен, так как он возвращает нас к нашим истокам, истокам нашей культуры).

    Фольклор возникает из ритуала, из обряда. На начальной стадии это – жизненно – необходиый, синкретический элемент жизни, часть жизни. Потом это вылилось в ритуал как таковой, теперь можно обойтись без него. Это уже произведение, которое не имеет жизненной функции и не мотивировано жизненной необходимостью. Рассказывает историческое развитие культуры какой-либо нации.

    Специфика исполнителя обусловлена местностью. Поэтому образуется культурный пласт. При исполнении в произведении вкладывается душа исполнителя. Если исполнитель текста – человек, наделенный искусством слова.

    Фольклорный текст лишен субъективного начала, в нем отражено коллективное единство.

    Н.П. Андреев (1920-1930-е гг) под «фольклором» подразумевал значительное количество художественных произведений, распространявшихся посредством устной традиции.

    Н.М. Щекотов отмечал, что при изображении труда народный художник стремится показать только те сцены труда, которые кажется ему лёгкими и красивыми.

    Светлана Адоньева «Прагматика фольклора»: фольклор – особый социальный институт, управляющий человеческим поведением.

    Бен-Амос: фольклор – художественная коммуникация в рамках малых групп».

    Богданов: фольклористика – маргинальная сфера знаний, находящаяся на периферии многих наук.

    Жизнь в фольклоре преображается: изменяется понятие времени (убыстряется – укорачивается). В фольклоре нет сложных характеров, зато есть типы, которые действуют не столько в реальных, сколько в символических ситуациях(«у куста было ракитова, у ключа было студёного») – стереотипные формулы, устойчивые словосочетания.Костюхин «Лекции по русской лит-ре»

    Степень вариативности зависит: от природы жанра, от личности исполнителя, от возраста жанра, анонимности, коллективности.

    Основные черты фольклора: устная форма существования, разные типы коммуникации (естеств., технич.) Естеств. – «из уст в уста» предполагает одномоментность рассказа и восприятия – единство слова и жестов, мимики. => Фольклорный текст всегда живой и обладает вариативностью => 2 т.з.: в начале есть исходный текст, тексты сразу и отличиями. В фольклоре нет канонического текста, он постоянно варьируется => фольклористы должны учитывать всю совокупность вариантов. Архетип – единая сюжетная схема (песня про то, как 3 дочерей выдают замуж, а младшую - на чужбину – в Тверской, Самарской, орловской губерниях). Инварианты – пересказы архетипа. Задача фольклориста – установить архетип, что непросто из-за течения времени и изменения инвариантов до неузанаваемости вплоть до коренного перехода (заговор – в детскую считалку). В России фольклорные произведения начинают фиксироваться письменно с XVII в. В фольклоре нередко видят материал для определения душевного склада народа, менталитета (в фольклоре традиционная система ценностей народа). Каждый национальный фольклор – часть интернациональной культуры. Причины сходства: генетически близкие народы, историко-культурное взаимодействие народов. Историю фольклора изучать сложно, поскольку систематически изучаться и записываться он стал только в ХХ в. Типологическая теория: на одинаковом соц.-историч. Уровне у народов сходная идеология. Буслаев говорил о «единых мировых законах». В настоящее время фольклор на разных уровнях: у кого-то – религия, у кого-то – дань предкам. Костюхин

    Типы фольклора: архаический, классический (появляется письменность, патриархальный уклад общества, появляется вымысел, худ.время и худ.пространство, складывается жанровая система) – М.Забылина «Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия», современный (появился после отмены крепостного права, царство стереотипов, общих мест, сюжетных и стилистич. Трафаретов - ЭСТРАДА) Костюхин.

    Костюхин
    Традиционность фольклора: повторение – основополагающее мышление (поведение) людей – безопасность человека. Поэтика фольклора – поэтика формы, канона, что предполагает устойчивость жизни.

    Личность автора: личность автора в фольклоре очень велика, поскольку не каждый может хорошо исполнить песню + выбор тем и сюжетов, а также его структура. Однако только народ (слушатели) оценивают удачность/ неудачность импровизации, опять же на основе традиции.

    Соц. стратификация => Фольклор был у разных страт общества, поэтому можно выделить солдатский фольклор, купеческий, крестьянский и т.д. Общерусский фольклор делится по признакам: локальным (яицких казаков), конфессиональным (сектантов) , профессиональным (лесорубов).

    Фольклорные произведения занимали особое место в жизни общества - их надо было исполнять при определённых обстоятельствах (календарный, свадебный). => Тихонравов писал о необходимости изучения мифов и обрядов, верований для понимания фольклора.

    РЛИК.

    Вопрос № 2.

    Календарные обряды и календарно-обрядовая поэзия

    Календарные = аграрные

    В народном мифологизированном сознании дни воспринимались как живые существа, у каждого их них было своё имя (святого, пословицы, затем поговорки, пословицы, поверья) и обязанности: Афанасий-ломонос (морозы), Марья-заиграй-овражки (первые ручьи), Орина-Журавлиный-лёт (Летят журавли низко – зима близко), Трифон и Пелагея-Ознобница (Трифонов шубу чинит, Пелагея рукавички шьёт). Месяцеслов был регламентом хоз. жизни и кладезем народной мудрости. В его основе лежат святцы, истолкованные с т.з. крестьянина. 27.06 – Самсон-Сеногой: на Самсона мокро – до бабьего лето мокро,7 недель дождливой погоды. 22.08 Агафон-огуменник, леший из лесу выходит, раскидывает снопы по гумнам. Буслаев указывал на то, что Месяцеслов поддерживает мифологию природы.

    Календарные обряды «выросли» из древних дохристианских верований (поклонение земле и солнцу, обожествление животных, культ предков). Они обращают внимание на те даты, которые несут в себе определённую переходность. Переходные периоды – те периоды, во время которых у человека появляется возможность повлиять на судьбу (свою, близких людей), поскольку время теряло своё значение. Очень важно следование всем правилам, поскольку именно в это время человек особенно уязвим для нечистой силы + календарь – символ мудрости предков (календарь – стабильность, устойчивость). Календарное сознание – циклическое. 

    2 основные группы:
    - обряды, направленные на сохранение урожая и заботу о нём
    - обряды, сопровождающие сбор урожая

    Отсюда:
    - осенне-зимние обряды
    - весенне-летние обряды

    Языческие и христианские представления всегда были во взаимодействии: народные праздники подстраивались к церковным и проводились в соответствии с церковным календарём.

    Святки – двухнедельный период с 25 декабря.
    1 неделя – с Рождества (25.12) до Нового года. «Святы вечера». 
    2 неделя – после Нового года и до Крещения (06.01). «Страшны вечера».
    *канун Нового года – Васильев вечер.

    Действия во время зимних обрядов:

    •  гадания (вещие сны, предметы: зеркало, чаша с водой, ключ, гребень)

    • ряжение (окрутничество) – возвращение к Хаосу.

    • трапеза

    • колядование

    Новогодний праздник – возрождение времени и мира в целом. С мартовского пробуждения природы начинался древнеславянский Новый год: в марте Бог сотворил мир («Житие Стефана Пермского»). Затем Новый год – окончание жатвы (с 1348г.).
    Гадания. Были разнообразными. 
    Например, вещие сны. Для них определённые действия: 
    - положить определённый предмет под подушку (зеркало, гребень, ключ и даже мужские штаны). То есть вещи, обладающие некоторыми магическими функциями
    - использовались звуки, так называемое «слушание». Ходили к проруби, к колодцу за пределами дома, «под углами» (изб). Могли слушать на перекрёстке («на кресты ходили): очертить круг и произнести заклинание, чтобы услышать, с какой стороны жених
    Гадания делились на обычные и страшные.
    Г. существовали в форме текстов и песен, выполняющих магическую функцию. Главное в Г. – не действия, а текст. Также подблюдные гадания: под блюдо клали небольшие вещицы гадающих, пели песню. Чью вещицу доставали на строчках про свадьбу – та вскоре и выйдет замуж. Соответственно про неудачи и прочее.
    Песни всегда иносказательны.
    Трапеза обрядная. Принято встречать Новый год трапезой, было необходимо практически объедаться. Обрядная трапеза является идеальной моделью жизни. Одно из условий благополучия семьи – целостность семьи и хозяйства (скота, урожая).
    Обязательно изготовляли обрядную «кутью» (изготовлялась из зёрен). Также блины и мясные кушанья. Важно – горох. Нужно было им «оперировать» во время святок. Кидали горошины в стену. Прилипнет много горошин – хороший урожай.
    Ряжение. Обрядовая, магическая функция. Другая сторона – игровая. Условный, внебудничный тип поведения.  В России использовали маски, вывернутые наизнанку шубы, облачение в ветошь, старое, рваное тряпьё.  Могли изображать животных, персонажей потустороннего мира, «чужих»  (людей других этнических или социальных групп: цыган, немцев), изредка святых. Ряжение изображало языческие представления. 
    По вечерам в качестве ряженых обычно выступали молодые люди. Они пугали или веселили.
    Колядование.
    Ходили по домам и исполняли песни. Вступительная песня означала, что колядующих должны впустить в дом. Люди боялись, если их дом обходили стороной или плохо говорили о хозяевах дома. Колядовавшие – своеобразные заместители умерших, к ним было очень серьёзное отношение как к покровителям семьи. Они имели строгую организацию внутри группы. Колядовщикам давали специальное обрядовое угощение (коровки). Угроза: кто не даст лепёшки – расшибу окошки, кто не даст пирога – корову за рога; не дадите пряженца – уведём жеребца, не дадите мягкого – уведём деда дряхлого.

    Первоначальная форма колядки – заклинательная песенка, исполнявшаяся во время весеннего возрождения солнца => овсень.

    КОЛЯДКИ

    Xoдила калида на кануне рождества.
    Просила калида со сметаной пирога.
    Давай не ломай будет крошиться.
    Нам некуды девать, мы в овин будем кидать.
    Не дадите пирога — мы корову за рога.
    Не дадите булку — уведем на улку


    Коляда, коляда!
    А бывает-то коляда
    Накануне Рождества.
    Коляда пришла,
    Рождество принесла!
    Коляда, маледа!
    Ходила коляда по святым вечерам.
    Зашла коляда к Николаю на двор.
    У Николая борода до шелкова пояса.
    Дай ему, господи, доброго здоровья,
    Семь лошадей ровно белых лебедей,
    Пятьдесят быков, сто коров!

    Вот идем мы, пастухи,
    Прощены нам все грехи.
    К дому путь свой правим,
    Христа Бога славим.
    За привет, за угощенье
    Вы примите поздравленье!
    Наделил бы вас Господь
    И житьем, и бытьем,
    И богатством во всем!


    Также весенние обряды. Особое внимание ранней весне, т.к. время перехода. В народном понимании с этим периодом связана активизация мертвецов, демонов, приход предков. => Разрабатывалась целая система запретов. Запрет ткать, шить, мыть голову, расчесывать волосы и т.д. От весны зависело благополучие дома, какой будет урожай. Было принято напоминать земле, что пора просыпаться. 
    Веснянка – обрядовая песня-закличка. Закликание, призыв весны. Начинается с обращения: «Весна, что ты принесла?». Далее просьба. Далее «На чём пришла?» (на пирожочке, на колобочке).

    Масленица. Целая неделя.
    1- встреча;
    2 – заигрыши;
    3 – лакомка;
    4 – разгул/перелом;
    5 – тёщины вечорки;
    6 – золовкины посиделки;
    7 – проводы/прощёный день.

    Во время Масленицы принято чрезмерно сытно кушать. Масленицу отсчитывали от пасхи. От пасхи 7 за семь недель, сразу после масленицы – семинедельный великий пост.

    Масленичные обряды выполняют 2 функции:
    1. Направлены на обеспечение роста урожая и плодоношения.
    2. Обеспечение семьи и брака. Браки принято заключать ближе к масленице.

    МАСЛЯНИЧНЫЕ ПЕСНИ

    • Про то, как тёща готовила затю пирог, он съел, тёща ругается на затя (бьёт его дубинками), а он говорит, что всё на жене возвратит.

    • Масленица-кривошейко, покатай нас хорошенько (диалог сестрицы и брата (соловейко): ей грустно и с ним и без него).

    • Масленицу прокатали, дорогу потеряли, спрятали масленицу, а под лето раскопали.

    • У Ивана жена – небылица: за хворостом пойдёт – волокётся, за водой – обольётся, станет блины печь – обожгётся, станет есть – обожрётся.

    Маслена неделя

    В Ростов полетела,

    На пенечек села,

    Оладышек съела,

    Другой закусила,

    Домой потрусила.


    Окулина Изотьевна, Масленица!

    Обманула нас! На Великий пост

    Дала редьки хвост!

    Подайте Оладушка переженчика,

    Подмасленного,

    Поджаренного!


    Ой да Масленица на двор въезжает,

    Широкая на двор въезжает!

    А мы, девушки, ее состречаем,

    А мы, красные, ее состречаем!

    Ой да Масленица, погостюй недельку,

    Широкая, погостюй другую!


    Пришла маслена неделя,
    Была у кума на блинах.
    У кума была сестрица,
    Печь блины-то мастерица.
    Напекла их кучек шесть,
    Семерым их не поесть.
    А сели четверо за стол,
    Дали душеньке простор,
    Друг на друга поглядели
    И… блины-то все поели!

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта