Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.

  • 2. Основные функции политологии

  • ЛЕКЦИЯ 2

  • 1. Политическая мысль Античности и средневековья.

  • Конспект ещё. Лекция 1 Политология наука о политике


    Скачать 0.83 Mb.
    НазваниеЛекция 1 Политология наука о политике
    АнкорКонспект ещё.doc
    Дата05.11.2017
    Размер0.83 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКонспект ещё.doc
    ТипЛекция
    #10136
    КатегорияСоциология. Политология
    страница1 из 16
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

    ЛЕКЦИЯ 1
    Политология – наука о политике


    1. Сущность, предмет и объект политологии.

    2. Функции, методы и категории политологии.


    1. Мы приступаем к изучению политологии – науки о политике, что явствует из самого названия дисциплины (от греч. «политика» – искусство управления государством, государственные или общественные дела [«полис» – государство] и «логос» – наука, слово). Что это за наука и в чем обусловлена важность ее изучения?

    Это область научного знания, изучающая: 1) политику (как сферу общественных отношений, целью которых является завоевание, удержание и использование государственной власти), 2) политические отношения (т.е. сами взаимоотношения субъектов и объектов этой сферы) и 3) политические системы (как формы политических отношений, своего рода институционализированную среду политической деятельности). Основной предмет политологии – политическая власть, реализуемая в политических системах и других формах политических отношений; политическая действительность как процесс, политическая жизнь в целом, закономерности развития политической жизни, политических отношений и интересов.

    Политология эволюционировала от универсализма античной социально-политической мысли, когда политика рассматривалась в рамках философии, была интегрирована в философию к этапу отпочкования науки о государстве и праве, когда политика, политические институты рассматривались главным образом под углом зрения юридических норм к современному этапу, когда внимание концентрируется на реальных политических процессах.

    У нас, в бывшем СССР, политология появилась в программах высшей школы только в 1989 году, хотя вообще в мире впервые стала преподаваться как самостоятельная учебная дисциплина в США в конце XIX в. В 1903 в США была создана Американская ассоциация политических наук. У нас политическая теория, политическая наука была «растворена» в целом ряде научных и учебных дисциплин: истории КПСС, историческом материализме, политической экономии и научном коммунизме. А как самостоятельная дисциплина она была объявлена «буржуазной» и вместе с социологией, генетикой и кибернетикой запрещена.

    Однако в конце 80-х – начале 90-х развитие таких разных и сложных процессов, как демократизация общественной жизни (безусловно), политизация общественности, становление новых независимых государств и борьба за власть новых политических элит  выдвинули науку о политике в разряд общественных наук. Ведь этот предмет помогает ориентироваться в разнообразии мнений, политических взглядов, подходов, разбираться в процессах, очень неоднозначных и противоречивых, повышать политическую культуру, осмыслить политические реалии и ценности.

    Термин «политология» утвердился за общественной наукой, изучающей всю область политических отношений, устройство государственной власти. Иначе говоря, это особая область науки, изучающая политическую организацию и политическую жизнь общества, законы ее функционирования и изменения политических отношений, способы политической деятельности.

    К главным разделам политологии относятся: 1) теория политики (это своего рода введение в политологию, посвященное философско-методологическим основам политики и политических отношений); 2) теория политических систем и их элементов: государства, партий, политических режимов; 3) теория международных отношений и внешней политики (это система международных отношений, природа войн, проблемы национальной и мировой политики); 4) теория управления социально-политическими процессами, изучающая формы и методы политического руководства и управления обществом; 5) политическая идеология и история политических учений (изучают генезис политической науки, роль и функции идеологии в системе политической власти); 6) политическая культура и политическое поведение.

    Главный объект политологии – политика. Что же такое политика? Есть ряд определений: «политика как выражение разума» (Гегель), «политика – это наука государственного управления» (Владимир Даль), «политика есть концентрированное выражение экономики» (Ленин), «политика – это цель компромиссов» (А.А. Богданов), «политика – это не наука, а искусство» (Бисмарк). По Аристотелю, лучшая политика – не та, которая стремится к высшим идеалам, а та, которая из наличных материалов умеет создать то, что нужно.

    Представляется целесообразным дать следующее более-менее емкое определение политики: это совокупность интересов социальных групп, партий, государств и отдельных личностей; целей и установок, которыми они руководствуются во внутренних и международных делах, а также их практическая деятельность по проведению выработанного курса. Она воздействует на производство и распределение материальных, финансовых, духовных и людских ресурсов, на удовлетворение потребностей людей. Это область продуманных мер, расчетов, компромиссов, даже обмана и политических заигрываний. Это умение управлять государством.

    К сфере политики прежде всего относятся политические отношения, охватывающие государственную власть, ее завоевание, удержание, функционирование и изменение. Сама жизнь людей и их воспитание зависят не только от объективных условий, но и от того, в чьих руках власть и чьи интересы она выражает. Власть нередко создает обстоятельства, в которых люди обеспечены или голодают, могут реализовать себя или воюют либо вынуждены эмигрировать и т.д. В то же время легко проследить и обратную связь: политика во многом объясняется экономическими и социальными отношениями, сложившейся культурой и традициями, потребностями людей. Необходимо учитывать общественные законы, составляющие основу управления государством. Руководители лишь сообразуют свою деятельность с этой основой, получают возможность маневра, многовариантного подхода к решению определенной задачи. Черчилль говорил, что он не сталкивался с таким явлением, как чистая политическая воля, но лишь был вынужден реагировать на те или иные обстоятельства. Свобода выбора подхода к практическому действию почти всегда определена рамками объективной необходимости. Иначе правитель теряет почву под ногами. Политика имеет свою объективную логику, независимую от предначертаний тех или иных лиц или партий. Если она теряет такую логику, если она не вытекает из потребностей людей и национальных интересов, из анализа реальных процессов политической жизни, то такая политика превращается в политиканство. Политиканство может приобрести такие формы, как популизм, торговля политическими убеждениями, неспособность видеть главное за увлеченностью самой игрой, самим процессом. В то же время в политике опасен и догматизм, негибкость, излишняя приверженность неким идеалам и раз и навсегда принятым правилам. Это погубило Меттерниха, например.

    Идем дальше в нашем рассмотрении сущности политологии как науки и выделим 2 ее основные направления:

    1) политология как академическая наука (исследование истории мировой политической мысли и политических систем, изучение политической теории и практики, глобальных проблем современности): она проводит исследования, вырабатывает политические концепции и практические рекомендации. PR-технологи, политтехнологи – Г. Павловский и др.

    2) политология как учебная дисциплина в высшей школе – как важное средство формирования политической культуры граждан. Она дает представление о политической сфере общества, о современных политических противоречиях и возможностях их разрешения.

    В чем состоит специфика предмета политологии? Во-первых, в том, что изучаемые ею вопросы не являются абстрактно-теоретическими, а произрастают напрямую из социальной практики. А во-вторых, в том, что она привязана к национальным особенностям. «Что русскому хорошо, то немцу смерть».

    Каковы взаимосвязь политологии с другими общественными науками и функции политологии?

    Как и любая наука, политология развивается только во взаимодействии с другими науками. Сами ученые и мыслители, участвовавшие в формировании этой науки, обогащали ее элементами многих других дисциплин. Стартовой площадкой для политологии явилась философия, цель которой – познание реальных общественных законов и движущих сил общества. Взаимодействие политологии и философии следует рассматривать в 2 аспектах. Во-первых, общественная роль философии (философии политики) в развитии политических знаний. Во-вторых, роль философской (мировоззренческой) позиции субъекта в его политической деятельности. Множество примеров – когда деятельность того или иного лидера зависела от его взглядов и культуры мышления, от его подходов к мировым проблемам.

    Тесно переплетены между собой политология и политэкономия (наука, посвященная изучению фундаментальных законов производства, распределения, обмена и потребления). Без знания истории трудно понять специфику политологии, своеобразие современных политических отношений в обществе. По словам русского историка М.Н. Покровского, «история – это политика, опрокинутая в прошлое». Много попыток переписать историю из политических соображений.

    Наиболее органично политология связана с социологией. На стыке этих 2 наук возникла новая дисциплина – политическая социология, изучающая систему взаимодействия политики с социальной средой. Наука о политике не может обойтись без праксиологии – области социологических исследований, которая изучает индивидуальную или общественную деятельность (в т.ч. и политическую) с точки зрения выяснения их эффективности. Она помогает выявить субъективные факторы политической деятельности и политических процессов.

    Пожалуй, не менее близка политологии и теория государства и права, изучающая правовые и политические системы, механизм создания законов и т.д. Политолог использует также психологию, т.к. субъективный фактор в политике, модель участника политического процесса – это общие проблемы политологии и психологии. Очевидна связь политологии с политической географией (геополитикой), изучающей воздействие географических, природных факторов на политические процессы.

    Важно взаимодействие политологии и с формальными науками: общей теорией систем, статистикой, логикой, кибернетикой. Они дают общие понятия о взаимосвязях в мире, предлагают методы обработки эмпирического материала, учат строить модели явлений и процессов (модель политической системы, модель политического лидера).

    Поэтому можно сказать, что юридические, экономические, исторические науки, география и психология составляют эмпирическую базу политологии, а философия, праксиология и формальные науки – ее методологическую базу. Комплексный подход позволяет создать теоретическую модель политического процесса, наиболее адекватную реальной жизни.
    2. Основные функции политологии:

    1) информационно-познавательная (описательная). Изучающий получает новую социальную информацию, познает законы общественного развития, роль государства, политическую систему общества и т.д. Описание проблемы – это ведь 1-й шаг к более сложным функциям политологии.

    2) регулятивная (прагматическая). Помогает оценить политическую действительность, действия политиков, ответить на вопросы «что делать?» и «кто виноват?». Без правильного диагноза политической ситуации невозможно принять правильное решение. Общество вправе ждать от политики пользы. И вот политология повышает роль знаний и способностей людей воздействовать на системы управления и ход политических событий. Иногда эту функцию делят на 2: а) объясняющую функцию и б) инструментальную функцию. Первая из них, условно говоря, – это попытка ответить на вопрос «что происходит?», а вторая – на вопрос «что делать?». Но вполне логично и их объединение.

    3) прогностическая функция. Политология призвана дать ответ на вопрос, как в будущем будет выглядеть реальность в случае осуществления тех или иных процессов. Футурология политики стремится придать поставленным вопросам наиболее контролируемую форму и излагает свои выводы научно обоснованно. А это возможно лишь на основе анализа достоверной и полной информации. Научить предвидению, прогнозированию, выдвижению новых идей – важнейшая задача политологии. Политики, неспособные прогнозировать, обречены на неудачу.

    4) критически-мировоззренческая, воспитательная функция. Политология исследует и подвергает критическому анализу различные социальные концепции и взгляды, помогает оценивать общественные явления и отстаивать нравственные и политические ценности. Она не навязывает некую идеологию, а предлагает универсальные принципы общественных взаимоотношений.

    Каков же инструментарий, методы и категории политологии?

    Каждая наука имеет определенный инструментарий, методы, приемы изучения конкретной информации. Политология использует все методы, существующие в общественных науках:

    • эмпирический (описание, наблюдение, опрос и т.д.);

    • логический (анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение, абстрагирование, аналогия, моделирование и др.);

    • теоретический (математическая формализация, аксиоматический эксперимент и др.).

    Ряд авторов подразделяет методы, используемые в политологии, на 3 группы:

    • всеобщий метод (философия): предмет ее исследования – универсальные принципы познания;

    • общие методы (их используют многие общественные науки):

    • метод комплексного анализа (все компоненты);

    • метод системного анализа (еще и все взаимосвязи);

    • метод сравнительного анализа;

    • ретроспективный метод (изучение ступеней развития);

    • частные методы (конкретизация общих методов в применении к сфере политики):

    • дифференцированный анализ социальных общностей (выяснение роли той или иной социальной группы);

    • структурно-функциональный анализ политических институтов (структура и задачи всех элементов политического явления);

    • комплексный анализ политического управления (шаги власти во взаимосвязи с общественным состоянием страны);

    • коммуникационный анализ взаимодействия элементов политического процесса (основные каналы взаимодействия);

    • метод политического прогнозирования;

    • метод анализа конкретной политической ситуации;

    • бихевиоральный метод (исследование общественных явлений через призму поведения отдельных лиц и групп).

    Вместе с методами основу любой науки составляют категории. В политологии они также делятся на 3 группы (по степени обобщения понятий):

    1. общие: власть, народ, политика, революция и т.д. (их используют все общественные науки);

    2. частные: демократия, тоталитаризм, либеральная партия и др. (их используют социально-политические дисциплины);

    3. специфические: политическое поведение, политическое участие, популизм, политическая элита и т.д. (используются преимущественно политологией).

    Как и любая наука, политология должна иметь свои законы – устойчивые, сущностные, повторяющиеся связи. Политология оперирует как общесоциологическими, так и специфическими законами.

    Общесоциологические: 1) закон взаимосвязи экономики и политики; 2) закон возрастания роли народа в историческом процессе; 3) закон диалектики общечеловеческого и классового и др.

    Специфические: 1) закон взаимодействия субъектов политической жизни (не могут друг без друга); 2) закон диалектической взаимосвязи политических интересов, политических отношений и политической деятельности (интересы социальной группы  политические отношения с другими группами и индивидами  политическая деятельность  снова кристаллизация политических интересов); 3) закон цикличности политических режимов (спираль); 4) закон определяющей роли политического сознания в отношении к политической деятельности; 5) закон организации политической деятельности.

    ЛЕКЦИЯ 2
    История политических учений


    1. Политическая мысль Античности и средневековья.

    2. Политические идеи стран Востока.

    3. Развитие политической мысли в эпоху Возрождения и Нового времени.

    4. Европейская политическая мысль XIX в. Развитие политологии ХХ в. и современности.

    5. Развитие политической мысли в России и Беларуси.


    1. Политическая мысль Античности и средневековья.

    Возникновение политической мысли связано с развитием общественных отношений, социальной дифференциацией общества, становлением государства как особой организации власти. Мы будем в основном идти классическим путем и рассмотрим в основном линию развития европейской цивилизации (АнтичностьСредние векаВозрождениеНовое времяНовейшее время и современность). Это слишком европоцентричный взгляд, и мы разбавим его кратким рассмотрением истории политических идей стран Востока, России и Беларуси.

    Древнейшие политические учения возникли в странах Дальнего Востока: Египте, Индии, Китае и др. Наивысшего же расцвета политическая мысль в рабовладельческую эпоху достигла в Античных государствах, особенно в Древней Греции и Риме. Общей особенностью этих идей является обоснование божественного происхождения и характера политической власти, а также обоснование социального, политического и правового неравенства различных сословий общества. Вначале древние мыслители только фиксировали существование социально-политического порядка, но затем некоторые из них стали предлагать пути его усовершенствования. Солон, Ликург.

    Труды философов Платона и Аристотеля явились высшей точкой Античной политической мысли. Их учения имеют большое значение как для понимания закономерности развития история политических идей, так и для генезиса предмета политической науки.

    Платон (427–347 гг. до н.э.) – идеолог афинской рабовладельческой аристократии. Рассматривая политическую эволюции человека и социальные противоречия афинской аристократической демократии, он отмечает, что политические процессы – это результат изменений в жизни людей, и приходит к выводу о необходимости перемен в общественной жизни для придания обществу необходимой устойчивости. Свои политические взгляды он изложил в трактатах-диалогах «Государство» и «Законы». Платон видел выход в установлении мудрого управления, основанного на законах, естественном праве и природных склонностях человека. Он создает утопический проект идеального государства, где должен сохраняться интерес индивида, его хозяйственная самостоятельность и естественная природа. Платон делит жителей идеального государства на 3 сословия: 1) философов-мудрецов, 2) воинов и 3) работников. Каждое из них должно выполнять определенные общественные функции, каждое соответствует 3 началам, преобладающим в душе человека: 1) разумное начало присуще философам-мудрецам, 2) эмоциональное (или аффективное) – воинам, 3) чувствительное (или вожделеющее) – земледельцам и ремесленникам. Высшей добродетелью для всех сословий Платон считал меру. Власть должна была, по Платону, принадлежать философам, потому что только они руководствуются разумом, а значит, общими интересами, при решении вопросов управления. Воины, будучи эмоциональными, яростными, должны защищать государство. А чтобы философам и воинам не мешали частные интересы, у них не должно быть, по мысли Платона, ни собственности, ни семьи. Жены у них должны быть общими, а детей должно воспитывать государство. Содержать же эти два высших сословия должно третье, работающее, – земледельцы, ремесленники, купцы. У них существует частная собственность. Вот к этой системе и восходят многие позднейшие теоретические утопии. Этика Платона ориентирована не на индивида, а на общество; здесь не государство служит человеку, а человек – государству.

    Политика, согласно Платону, – царское искусство, требующее знаний по управлению людьми. Он создал таблицу форм государственного управления:




    Много

    Один

    Лучшее

    Аристократия

    Монархия

    Худшее

    Демократия

    Тирания

    Демократия ведет к своеволию и безналичию. А тирания держится на вероломстве и насилии. Но в своем последнем сочинении «Законы» он отдавал предпочтение все же государственному устройству, сочетающему демократию и монархию. В нем он отказался и от идеи лишить частной собственности философов и воинов. Земля, будучи собственностью государства, должна одинаковыми по плодородию участками отдаваться гражданам, вместе с домом.

    Платон показал роль государства в жизни человека, подверг анализу общественное устройство.

    Ученик Платона Аристотель (384–322 гг. до н.э.), учитель Александра Македонского, критически относился к идеям своего учителя. Его взгляды более соответствовали интересам не аристократии, а средних слоев рабовладельцев, хотя это очень условно. Аристотель внес большой вклад в целый ряд наук. Его политические взгляды изложены в трактатах «Политика» и «Никомахова этика». В отличие от Платона Аристотель склоняется не к идеалистическому, а к прагматическому, диалектическому подходу в изучении общественных явлений. Он изучил и обобщил государственное устройство 158 греческих полисов и соседних варварских государств, а результаты как раз и изложил в трактате «Политика», где пытался обосновать происхождение государства. Он критиковал идею Платона об общности собственности, жен и детей и защищал права индивида. Политика, по Аристотелю, – управление обществом через государство (особый аппарат), а также управление самим государством. Государство он определял как общение подобных друг другу людей ради достижения лучшей жизни.

    Аристотель выделил 3 правильные и 3 неправильные формы государственного устройства:

    Правильные

    (преследуют общественное благо)

    Неправильные

    (преследуют частные интересы)

    Монархия

    (власть одного)

    Тирания

    (деспотичная власть одного)

    Аристократия

    (правление немногих лучших)

    Олигархия

    (власть богатых)

    Полития

    (разумное правление многих)

    Демократия

    (власть большинства)

    Правильные государственные формы основаны на власти закона, неправильные пренебрегают законами. Аристотель отмечал, что тирания и крайняя демократия одинаково деспотично относятся к гражданам. Наиболее правильной формой правления он считал политию, сочетающую лучшие черты олигархии и демократии, где цель – общее процветание. Условием стабильности в государстве Аристотель считал наличие значительного среднего слоя. Он писал: «Там, где в составе населения средние преобладают, можно не опасаться, что богатые, договорившись с бедными, обрушаться на средних; никогда ни те, ни другие не согласятся быть рабами друг друга».

    Итак, если Платон искал идеальное государство, то Аристотель был реалистичнее: он согласен принять одну из существующих форм. Но и он, и Платон верили в возможность усовершенствования гражданина, государства, власти. Аристотель даже пытается сформулировать законы политической жизни, знание которых поможет установить сильную и справедливую власть, цель которой – чтобы государство не просто жило, а жило счастливо.

    В эпоху Римского государства появилась целая плеяда крупных государственных мыслителей, много сделавших для развития политических идей. Тит Лукреций Кар (I в. до н.э.) в своей поэме «О природе вещей» развил мысль о договорном характере государства. Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н.э.) стоял у истоков такого понимания государства, которое много позднее получило название «правовое государства». Свои взгляды на государственное устройство он изложил в трактатах «О государстве» и «О законах». Свой вклад в развитие политической мысли внесли Сенека (учитель Нерона I в. н.э.), император Марк Авелий (крупный философ-стоик, II в. н.э.) и другие: Плутарх, Светоний (I-II в. н.э.). Для Римских авторов характерен упор на юридическую сторону вопроса, они не достигали таких теоретических вершин, как греки, но развили и конкретизировали их идеи.

    Следующий период в развитии европейской политической мысли – Средневековье (V–XV) – охватывает 10 веков, но не приносит значительных открытий в сфере общественно-политической мысли. В эту эпоху вся духовная жизнь европейского общества находилась в руках церкви. (1054 – раскол на католичество и православие). Церковь стремилась влиять на государственное управление. Эти тенденции одними из первых обосновывали епископы Иоанн Златоуст (345–430), Василий Великий Геласий и Аврелий Августин Блаженный (354–430), исходившие из библейского положения, что всякая власть от Бога. Августин Блаженный писал, что существуют две общности, соборности: «град Божий» (церковь) и «град земной» (государство). Первый основан на любви к Богу и стремится к общей пользе и справедливости, второй основан на себялюбии, насилии и разбое. Он противопоставляет их. А чтобы государство оправдало свое неправедное существование, оно должно служить церкви. Августин считал, что приобщать к христианству можно насильственно, а за ересь необходимо карать. Другой отец церкви, Геласий, создал «теорию 2-х мечей». Мечами он назвал власть светскую (короля, императора) и власть духовную (папы). По его мнению, оба меча – в руках папы, однако высшую (духовную) власть он оставляет себе, а низшей наделяет монархов. Т.о. короли и император должны подчиняться папе. Вообще это эпоха борьбы за инвеституру, поэтому политическая жизнь Западной Европы вращалась вокруг приоритета светской или духовной власти. Сильвестр II (Герберт д’Ориньяк), Фридрих II Гогенштауфен, Иннокентий III, Бонифаций VIII.

    Виднейшим идеологом католицизма и феодализма был доминиканский монах Фома Аквинский (1225–1274). Свои идеи он изложил в трудах «О правлении властителей», «Сумма теологии» и др. Взяв из учения Аристотеля ряд идей, он пытался приспособить его учение к своим религиозным взглядам. Фома Аквинский обосновал существование общественного неравенства Божьей волей. Монархия, по Фоме Аквинскому, также установлена Богом, но светской власти принадлежат только тела людей, а их души – Богу через посредство церкви в лице папы. Поэтому папе должны подчиняться все, в т.ч. и монархи. Фома Аквинский был современником всплеска ересей (катары, альбигойцы и др.) и поэтому поддерживал инквизицию и казни еретиков. Он выступал за божественный характер власти, но полагал, что если действия власти противоречат интересам церкви, то подданные имеют право сопротивляться такой власти.

    Византийские мыслители отстаивали, наоборот, приоритет императорской власти. В целом они наследовали юридический характер античной политической мысли и при этом отдали дань мистицизму.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта