Главная страница

Основные функции изобразительного искусства Коммуникативная функция


Скачать 214.6 Kb.
НазваниеОсновные функции изобразительного искусства Коммуникативная функция
АнкорShpory_izo[1].docx
Дата27.09.2017
Размер214.6 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаShpory_izo[1].docx
ТипДокументы
#9025
страница1 из 9
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

1.Функции изобразительного исскуства в жизни общества и ребёнка

Искусство - система художественныхх образов, которые формируются на основе восприятия, анализа, переработки и передачи в изображении характерных способностей предметов и явлений окружающего мира.

Основные функции изобразительного искусства

Коммуникативная функция. Расширяет социальный опыт людей – их взаимодействие с другими людьми, природой, обществом. Общение - традиции, особенности народов;

Познавательная функция. Наглядно показывает человеку явления природы, виды деятельности людей, общественные отношения.

Эстетическая функция. Искусство формирует эстетическое сознание (эстетические чувства, развивает интересы и вкусы, чувство красаты. Детей учит видеть красоту человеческих поступков, взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведении искусства явление  с реальной действительн-ю.

Воспитательная функция. Искусство способствует воспитанию различных чувств. При ознакомлении детей с жанровой живописью у них активизируется интерес к общественной жизни,  видам деятельности человека, к ценностям, художественному творчеству. У детей формируется нравственнее сознание.

Развивающая - воображение, память, речь, эстетические чувства - цвет, форма, ритм.

Гедонистическая функция. Вызывает у людей духовное удовольствие, наслаждение, становится средством отдыха, развлечения.

Оздоровительная, медицинская функция. Способно успокаивать и утешать людей, снимать стрессы. Музыка лечит психические заболевания.

Полесотворчество(совместное творчество).

Средство самовыражения - настроение, отношение, хар-ку образов.

Арт-терапевтическая (лечение с пом. ис-ва)

Проективн–прогностическая. Через произведения искусства человек готовится к встрече с будущим.

2.Виды изобразительного исскуства.

Исскуство - система худ-ых образов, которые формируются на основе восприятия, анализа, переработки и передачи в изображении характерных особенностей предметов и явлений окружающего мира.

Виды искусства:

1.Группа временных видов иск. – дают возможность проследить динамику происходящих событий (литература, музыка);

2.Пространственные виды искусства которые фиксируют определённый момент времени (живопись, скульптура, графика). Бывает изобразительные и неизобразительные (ДПИ, дизайн).

3.Комбинирований (кино, театр, церковное искусство);

Живопись - вид изо исскуства которое предполагает воспроизвение. красками на разных поверхностях предметов и явлен окр действит. (монументальная, станковая, миниатюра, декоративная и т.д.)

Графика-рисунок и основанные на его основе печатные худ изображения (гравюра, оттиски, эстамп, рисунок). Виды гр.: монументальная, станковая, пла-катно – монументальная, книж-ная, прикладная, компьютерная. Виды рисунка: пером, пастель, сангина. уголь, акварель, гуашь, граф карандаш: станковый, набросок, зарисовка, эскиз, академический, учебный рисунок.

Скульптура-создание объёмно-го 3-х мерного изображения (круглая, рельеф, горельеф. Ба-рельеф,конррельеф) (монументальная. станковая, скульптруа малых форм, парково-декоративн)

Архитектура-искусство проекти-ровать истроить объекты, офо-рмляющие пространс сред. для деят-и чел-а. Виды: объемных сооружений, ландшафтная, градостроительство.

ДПИ- создание худ.изделий и также худ. обработка предме-тов быта. Виды: солом. и лазо-плетение, гончарство, ткачество, вышивка, вязание кружево-плетение, вытинанка, батик го-беленоплетение, выдувание из стекла, нар игрушка, худ обра-ботка дере-ва, бумаги, кожи, металла

Дизайн -художественное конст-руирование предметов и вещей (объ-ектов окружающего нас предмет. мир). Виды: одежды, ногтей причёсок, промышленный, интерьера, ландшафтный, бодиар.

3. Жанры в разных видах изо исскуства

Жанр – это исторически сложив-ся деление внутри каждого вида искусства. Жанр - это совокупность формальных и содержательных особенностей произведения искусства.

Жанры:

ПЕЙЗАЖ — изображение какой-либо местности, картин природы: рек, лесов, сельского или городского ландшафта. Выделяют: архитектурный, индустриальный пейзаж, марину (изображает море), городской, сельский, космический пейзаж.

НАТЮРМОРТ — жанр изобр-го искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в определенную группу; картина с изобр-ем предметов обихода, цветов, плодов, битой дичи.

ПОРТРЕТ — жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека или группы людей; разновидности — автопортрет, групповой портрет, индивидуальный, парный, парадный, бытовой, костюмированный портрет.

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ — связанный с изображением животных в живописи, скульптуре и графике; сочетает естественно-научные и художественные начала.

ИСТОРИЧЕСКИЙ — один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям прошлого и современности, социально значимым явлениям в истории народов.

КАРИКАТУРА — жанр изобразительного искусства, использующий средства сатиры и юмора, гротеска, шаржа, художественной гиперболы; изображение, в котором комический эффект создается преувеличением и заострением характерных черт.

ШАРЖ — разновидность карикатуры, юмористическое или сатирическое изображение, в котором изменены иподчеркнуты характерные черты человека.

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ — посвящен событиям и героям, о которых рассказывают мифы.

НЮ — жанр изобразительного искусства, посвященный обнаженному телу, его художественной интерпретации.

РЕЛИГИОЗНЫЙ

ИНТЕРЬЕР.

4.Средства изобразительного искусства

Художественными средствами изобразительного искусства в разных его видах являются обращения ко всем аспектам зрительного восприятия (объём, пластика, цвет, светотень, фактура и пр.) — изобразительные средства — и выразительные средства, связанные с характером образности произведения (сюжетно-ассоциативный комплекс). Совокупность характерных для определённого вида или произведения изобразительных средств и специфика их применения называется изобразительным языком.

Общие и специальные изобразит-ые средства относительно каждого вида искусства: цвет, линия, форма, композиция, точка, штрих, контур, силуэт, фактура, пропорции, ритмичный ряд, симметрия, тон, светлость и т. д.

Живопись- цвет, колорит (совокупность всех цветов испол-х худ-ом), композиция, пропорции, светотеневые св-ва, фактура предмета, ритм, нюанс, семетрия.

Графика – точка, линия, штрих, контур, форма, коппозиционное решение, цвет условен, фактура, светотени.

Скульптура - форма, объём, композиция, фактура, пропорции, ритм, семетрия.

Архитектура - объём, ритм, маштабность, фактура поверхностей, цвет, пропорциональность, декоративные элементы.

Декор-но приклад-е ис-во- фактура, пластичность, цвет, объм, пропорции, семетрия, ритм, динамика, элементы декора.

Дизайнточка, линия, фактура, текстура, цвет, форма, объем, пропорции, масса, пространство.
Ритм (чередование элементов в определённой последов-ти. Может быть задан линиями, пятнами света, тени, цвета).

Композиция (определенное расположение предмета в пространстве).

Гиперболизация (преувеличение одного объекта по сравнению с другим).

Симметрия (уравновешенность левой и правой части картины).

5.Композиция в изобр. искусстве, её разновидности.
Композиция— составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция — это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением, необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции — создание художественного образа.

Виды композиции

Фронтальная — плоская (витраж, фреска, картина);

объёмная — (Скульптура, архитектура);

глубинно—пространственная — пространство формированное из пространства, предметов и расстояний между ними (архитектурный ансамбль).
Композиция – это определённый способ построения сюжета, раз-мещение объектов.

СПОСОБЫ ПОСТРОЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ

1) одиночное, разрозненное изоб.

2) дети рисуют 2-3 объекта, кот. не связанны между собой по смыслу.

3) фризовый (линейный) рисунок – (волна, трава).

4) двухпланоавя комп. Прорисовывают с помощью линий горизонта.

5) Многоплановая комп. – осн.

Средство выразительности перспективы 1 вариант – величинных соотношений, влизи чёткие, крупные – вдали мельче.

2 вариант «водушная» пер-спектива, те предметы, кот. находятся вдали не четкие абстрактно, на конкретных пред-метах ис-ва.

6. Роль цвета в Изобр. Искусстве взрослого и ребенка.
Цвет выполняет роль основного выразительного языка живописи, с овладения которым начинается приобщение ребёнка к изобразительному искусству. Именно через овладение языком цвета, более доступным для ребёнка, чем язык формы, линии, объёма, величины и т. д. дети открывают многообразие и смысловую наполненность живописных образов. Возможность восприятия и выражения в цвете настроения позволяет ребёнку через красоту увидеть и ощутить ценность и радость добра.

Приобретая опыт видения многоцветья мира, ребенок получает определенный эмоциональный тонус. Он способен радоваться многообразию цветов, восхищаться ими. Благодаря этому, его эстетическое восприятие расширяется, обогащается палитра изобразит-ых средств, с помощью которых он сможет более тонко выразить свои чувства и отношение в процессе создания изобр-ия.

Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие цветов может в дальнейшем проявляться у ребёнка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений. Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Только мы, взрослые, можем помочь детям увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета.

В живописи изучаются главным образом художественные, эстетические свойства цвета, закономерности создания цветового строя, колорита картины, различные приемы использования контрастов, соотношение цвета с другими компонентами художественной формы, такими, как линия, пластика, светотень, роль цвета в композиции живописного произведения. Художник использует цвет для передачи своего замысла, своего отношения к изображаемому. Цвета делятся: ахроматические(белый, черный, серый) и хроматические (отличаются по светлоте и по цветовому тону). Основные цвета: красный, синий, желтый. Остальные-производные. Колоритом называется общая цветовая гармония, где каждый цвет находится в согласованном единстве с другими. Насыщенность – степень удаленности цвета.

7.Живопись. Её разновидности и средсва. Отбор худ. произведений.

Живопись – вид изо-го иск-ва, кот. предполагает воспроизведение на разных поверхностях (холсте, дереве, поверхности стены) предметов реальной действител-ти. Цвет – гл. средство живописи.

Виды:

- по назначению

Монументальная – бальших размеров;

Станковая – не больших форм;

Миниатюра – (на шкатулках и .д.)

Театрально-декарационная.

- по технике выполнения: масляная, акварель, гуашевая, масленная, пастельная, восковая, мозаика, сангина, витраж (рисунок на стекле), фрески (роспись по влажной штукатурке).

Средства выразительности: цвет, композиция, форма предмета, пропорция, фактура, движение, ритм, нюанс (оттенок).

Жанры живописи:

1.Портрет – это жанр изо искусства, отражающий внешний и внутренний облик человека, или группы людей.

2.Исторический – жанр, который посвящен историческим событиям и персонажам

3.Мифологический - жанр, посвященный героям и событиям, о которых рассказывают мифы древних народов.

4.Бытовой – жанр, показывающий сцены повседневной, личной жизни человека.

5.Пейзаж – жанр, где главным является изображение природы, окружаю¬щей среды, видов различной местности..

6.Анималистический – жанр, изображающий различных животных.

7.Натюрморт – изоб. предметов обихода, овощей, фруктов, цветов.

8.Религриозная рактина. 9. НЮ

Восприятие искусства развив постепенно, поэтому к произвед, предназначеным для дош-в, пред-ся ряд требов-й. Рисунок должен быть отчетливым, передавать ярко и выраз-но наиболее хар-е признаки предмета – форму, цвет и относ-ую величину, положение в прост-ве. В сюж. картине или скульп-е должен быть ясно очерчен, охар-н каждый образ, чтобы детям по тем или иным признакам было понятно, кто изображен, что он делает, где и когда происходит действие. Существ-е значение для понимания произвед-я имеет композиция. Четкое выдел-е основного, главного (либо располож-ем персонажей, либо цветом) облегчает восприятие целого и понимание изображенного. Цвет привлекает и радует детей, поэтому большинство картин и иллюстр-й для детей выполн-ся в цвете.

Широко представлены в детских садах произведения русского реалистического искусства прошлого: И. Шишкин. «Утро в сосновом бору», «Корабельная роща», «Рожь»; пейзажи И. Левитана — «Март», «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Березовая роща»; морские пейзажи И. Айвазовского, карти-ны В. Васнецова «Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке».

Для старших дошкольников доступны и некоторые произведения портретной живописи: И. Репин. «Стрекоза», В. Серов. «Мика Морозов», В. Тропинин. • «Портрет сына художника». Доступны для восприятия натюрморты И. Машкова «Рябинка», «Фрукты», «Мали-нка», А. Куприна «Букет полевых цветов» и др.

Художники живописцы Р.Б. – М.Совитский, Е. Зайцев, В.Цвирко.
8. Характеристика графических произведений.

Графика - один из видов изобразительного искусства, в котором изображение дается в виде рисунка, нанесенного на какую либо плоскость в линейных формах. Рисунок выполняется обычно карандашем, углем, тушью, краской одного цвета, сангиной, пастелью.

Виды графики:

  • По назначению: монументальная, станковая, юмористическая, массово-агитационная (плакаты, афиши), декоративная (книжная иллюстрация), приклодная (обвертки, наклейки, открытки), компьютерная графика;

  • По технике выполнения: перо, чернило, тушь, акварель, гуашь, сангина.

  • По методу исполнения: станковый, в виде набросков, эскиз, аккодимический рисунок, учебный (с натуры, по памяти, по собственному замыслу).

Способы воспроизведения рисунка:

Гравюра-печатное воспроизведение рисунка выполненного разными способами гравировки на доске.

Литография-оттиск получаемый перенесением рисунка с плоской доски на бумагу.

Репродукция-изображение, получаемое с помощью фотомеха-нических печатных процессов.

Графика использует разные средства для создания образа, основное - линии, точка, свето тень, форма, композиция, цвет условен. Дети дош. возраста произ-я графики воспр-ют по-разному.

Знакомство детей с ИЗО рекомендуется-начинать с рассматривания произведений графики и прежде всего - иллюстрации детских книг, выполненных известными художниками.

Для малышей важен процесс узнавания в иллюстрации знакомого предмета. Основная задача, которую решает воспитатель мл. групп,- вызвать у детей интерес и желание рассматривать картинки в книгах, называть изображенные предметы.

В средней группе задача - через восприятие иллюстраций ввести детей в мир условных графических образов, объяснить и показать, как одни и те же предметы по-разному изображают художники.

Дети 5-6 лет не просто узнают знакомые предметы в изображении, но и определяют хар-р образа или назнач-е этого произв-я, улавливают сюжетную линию.

Художники графики: А. Последович, Г.Поплавский, Н.Поплавская, В.Шарангович.

9.Характеристика скульптуры как вида искусства.
Скульптура - это вид изобр.искусства, создание объёмного 3-хмерного изображения.

Средства выразительности: форма, объём, ком-позиция, фактура, пропорции, сомаштабность, пластичность, симетрия.

Виды по способу выполнения:

-круглая (можно обойти кру-гом),

-рельеф: горельеф – выступает из основы более чем на половину, барельеф - менее чем на половину, контррельеф-углублённый рельеф).

Виды по назначению:

-монументальная (статуи, бюсты, обелиски, стелла, мемориальный комплекс),

-станковая,

-малых форм или миниатюры (народная игрушка),

-парково-декоративная (фонтаны, мостики, арки...).

Материалы: глина, гипс, металл, дерево, камень, тесто.

Техника выполнения: лепка, ваяние, ресьба по дереву, высекание(камень), сварка, заливка, плавка, вырезывание и т.д.

Жанры: портреты, истории., батальн., анималистический, сказочно-былинные и т.д.

Белорусские скульпторы: З.Азгур «Марат Казей», С. Сели ханов, Бембель (принимали участие в созд. мемор. комплекса «Хатынь»), Юрий и Галина Павловы памятник воинам-интернационалистам ( “отров слез”).


10. Особенности архитектуры как вида искусства.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта