По развитию речи учащихся на уроках литературы
Скачать 0.58 Mb.
|
ГБПОУ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ШАХТИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ (УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ) СОСТАВИТЕЛИ: ПРИСЯЖНЮК И.В. УСИКОВА А.А. ШАХТЫ 2016 УДК 820/89.0 ББК 83.3 Рецензент: – кандидат филологических наук Боброва О.Б. Составитель Присяжнюк И.В., Усикова А.А. Система работы по развитию речи учащихся на уроках литературы (учебно-методические рекомендации) / Сост. И.В. Присяжнюк; Усикова А.А. «Шахтинский педагогический колледж».- Шахты , 2016. Это учебно-методические рекомендации предназначены для изучения дисциплины «Литература». Возможности совершенствования речи человека безграничны. В учебном заведении этому способствуют все учебные предметы, но в особенности уроки русского языка и литературы, поскольку слово, речь становится на этих уроках непосредственными объектами изучения. Первый раздел посвящен вопросам развития устной речи учащихся, различным видам работы по развитию речи на уроках литературы (пересказ, словарная работа и т.д.). Второй раздел книги освещает проблемы развития письменной речи, основные направления организации работы по подготовке к сочинениям. Данное пособие разработано в целях оказания помощи студентам и преподавателям средних учебных заведений, учащимся и учителям общеобразовательных школ. Истоком этих материалов явились многолетние занятия, проводимые в Шахтинском педагогическом колледже. © Шахтинский педагогический колледж, 2016 ПРЕДИСЛОВИЕ Развитие устной и письменной речи учащихся всегда рассматривалось отечественной методикой в качестве одного из главных, стержневых направлений при изучении литературы. Обогащение словарного запаса учащихся, в том числе выразительно – изобразительными средствами русского языка, на материале художественных произведений, обучение связной речи и развитие ее выразительности – таковы основные задачи, которые решались в практической работе словесников и в теоретических исканиях методистов в аспекте данной проблемы. Эти учебно-методические рекомендации предназначены для изучения дисциплины «Литература». Развивать речь учащихся – значит стремиться к тому, чтобы она стала более свободной и связной, более точной и логичной, более выразительной и образной. Опираясь на современные научные концепции, авторы предлагают разнообразные и эффективные формы и приемы работы по совершенствованию речи учащихся в процессе изучения литературы. Ориентируясь на деятельностный подход, авторы предлагают выступать с пересказами художественного текста и докладами на литературные темы, вести диалоги, участвовать в различных речевых ситуациях творческого характера. При определении форм и приемов работы по совершенствованию речевой деятельности учитывается специфика каждого конкретного этапа изучения литературной темы. Задача, которую ставили перед собой авторы этого пособия, - предложить учителю литературы возможные варианты работы, направленной на совершенствование устной и письменной речи учащихся в процессе изучения художественной литературы. Учащиеся получат возможность наглядно увидеть, как работать над планом сочинения, рефератом, как правильно подготовить доклад. Сегодня жизнь вносит определенные коррективы в понимание проблемы совершенствования речевой деятельности учащихся при изучении литературы. Становление в России гражданского общества, гуманизация общественной жизни, процесс возрождения духовности, возвращения к истокам и традициям отечественной культуры – все это меняет характер преподавания литературы и стиль общения на уроках. Данное пособие разработано в целях оказания помощи студентам и преподавателям средних учебных заведений, учащимся и учителям общеобразовательных школ. Истоком этих материалов явились многолетние занятия, проводимые в Шахтинском педагогическом колледже. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие……………………………………………………………3 Раздел1.Развитие устной речи учащихся на уроках литературы………………………………………………….…….........5 1.1. Основные направления развития устной речи …………………5 1.2.Виды и жанры монологических высказываний………………….6 1.3. Алгоритм анализа лирического текста…………………………..10 1.4.Упражнения по развитию речи……………………………............13 1.5. Доклады и сообщения…………………………………..………….17 1.6. План, тезисы, конспект…………….………………………………20 1.7.Реферат ……………………………………………………………...27 Раздел 2. Развитие письменной речи учащихся………………………29 2.1.Требования к сочинению…………………………………………...30 2.2. Виды сочинений……………………………………………………39 2.3. Планы сочинений…………………………………………………43 Литература……………………………………………………………..114 РАЗДЕЛ 1. РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ 1.1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ Развитие устной и письменной речи школьников всегда рассматривалось отечественной методикой в качестве одного из главных, стержневых направлений при изучении литературы. Основные вопросы, которые рассматривались словесниками в аспекте данной проблемы: -обогащение словарного запаса учащихся; -работа над выразительно-изобразительными средствами при изучении произведений; -обучение связной речи; -работа над выразительностью речи. Данная проблема очень злободневна, так как сегодня наряду с возрождением духовности, возвращения к истокам и традициям отечественной культуры, освобождения от односторонних оценок явлений искусства; резко понизилась требовательность к культуре устной и письменной речи. Язык газет, телевидения отмечен бедностью и однообразием лексического состава, обилием штампов, ненужных заимствований, стилистически сниженных и даже откровенно грубых выражений. Неверно расставленные ударения. Небрежность проявляется в построении высказываний. Речевая среда оказывает отрицательное влияние на речь школьников, проявляется равнодушие к родному языку и небрежность в отношении с ним. Формированию речевой культуры подрастающего человека во многом препятствует пассивное потребление искусства: (70 % вообще не читают). Критерии речевого развития учащихся 1.Владение активной лексикой, характеризующей духовный мир писателя и героя литературного произведения; 2.Владение общественно-философской и научной терминологией, использование ее в характеристике эпохи, мировоззрения и творчества писателя. 3. Владение теоретико-литературной и искусствоведческой терминологией, использование ее в процессе анализа художественного текста. 4. Владение изобразительно-выразительными средствами языка. 5. Понимание особенностей вида и жанра высказывания в соответствии с его целями, ситуацией (доклад, ответ…) 6. Содержательность высказывания. 7. Четкость, логичность, стройность композиции. 8. Владение приемами общения со слушателями. 9.Четкостть, логичность, стройность композиции высказывания. 10. Самостоятельность в подготовке выступления. Основные направления совершенствования речевой деятельности учащихся Обучение различным видам и жанрам монологических высказываний на литературные темы; Лексико-фразеологическая работа Организация речевой деятельности школьников в процессе диалогического общения. Создание речевых ситуаций, стимулирующих речевую деятельность школьников; Активизация межпредметных взаимодействий на уроках литературы в аспекте речевой деятельности. 1.2. ВИДЫ И ЖАНРЫ МОНОЛОГИЧЕСКИХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ Виды и жанры монологических высказываний а) репродуктивные высказывания: воспроизводящие и творческие пересказы художественного текста, пересказы статей учебника; б) продуктивные высказывания: -развернутый устный ответ, сообщение, доклад; -литературное обозрение, критический этюд, критическое эссе, «слово о писателе»; -рассказ о произведении, речь экскурсовода; -речь о герое произведения, репортаж; - стихи, рассказы, очерки Пересказы Пересказы могут быть следующих видов и подвидов: 1.Подробный, который, в свою очередь, делится на свободный, т.е. основанный на первом впечатлении и передаче его в целом («своими словами»), и художественный – близкий к тексту автора, имеющий целью не только детально передать содержание, но и отразить художественные особенности текста. 2.Краткий пересказ (сжатый) излагает основное содержание прочитанного, сохраняя логику и стиль исходного текста, но опуская подробности, некоторые детали художественного текста. 3.Выборочный пересказ строится на отборе и передаче содержания отдельных фрагментов текста, объединенных одной темой. При этом создается свой завершенный рассказ («Путь духовных исканий Андрея Болконского). 4.Пересказ с изменением лица рассказчика предлагает изложение содержания от лица того или иного героя, от третьего лица. Здесь требуется глубокое понимание характера героя, художественных средств его изображения, большая предварительная работа. 5.Научный пересказ художественного текста. Этот вид пересказа передает содержание текста, включает в него отдельные цитаты, сохраняет в главном его художественные особенности, сопровождая необходимым минимумом литературоведческих оценок и комментариев. Более эффективной подготовке научного пересказа текста помогают задания: 1.Продумайте назначение вашего пересказа (отчитаться о прочитанном тексте и проявить его понимание, познакомить товарищей с неизвестным им произведением, кратко передать содержание отрывка, эпизода произведения, который предстоит еще проанализировать, подготовить пересказ-связку между читаемыми и текстуально анализируемыми в классе эпизодами). Как оно повлияет на отбор событийного материала, языковых средств и характер воспроизведения композиции исходного текста? 2.Какие события и почему вы перескажите подробно, а какие кратко? 3.Какие в соответствии с поставленными задачами события вы перескажите близко к тексту (художественно), какие свободно (своими словами)? Продумайте, какие выразительные лексические средства, взятые из исходного текста, вы включите в свой пересказ. 4.Какие цитаты будут включены вами в пересказ и почему? 5.Продумайте необходимый минимум собственных комментариев, помогающих слушателям понять наиболее сложные места текста. Модели пересказов Для того чтобы пересказать сюжет произведения, нужно выделить сюжетные линии, кратко их охарактеризовать, а затем подвести сюжетные блоки из каждой сюжетной линии к точкам пересечения сюжетных линий. Это можно сделать при помощи следующих компонентов: - указание на тему произведения; - формулировки идеи произведения; - указание на место и время событий в произведении; - краткого пересказа фабулы произведения; - последовательного введения в пересказ таких событий и сюжетных линий, которые обосновывают друг друга; - краткой характеристики и группировки героев произведения; - выделения и пересказа наиболее запоминающихся фрагментов произведения, их краткой характеристики; - фразы – перехода от одного сюжетного блока к другому; - краткого перечисления и комментария основных событий, завершающих произведения. А).Модели пересказов многосюжетных произведений. а)Главными действующими лицами в… являются… Отношения между ними разведены автором... в три сюжетные линии…Первая сюжетная линия представляет нам историю…от…до… Она начинается с рассказа о том, как… Затем автор рассказывает нам о том, как…о том, что…о… Вторая сюжетная линия знакомит нас событиями… Здесь другие действующие лица, отношения меду ними. Главное событие в этой линии повествования - … Обратим внимание на то, что с некоторыми героями повествования мы уже знакомы, с другими, такими, как…мы еще встретимся. И, наконец, третья сюжетная линия. Основные действующие лица - …Место событий – то же… Время – промежуток между… о чем же повествуется в этой части? … - это рассказ о том, как …это сцена встречи с …это, далее, повествование о событиях, которые…Вот, например, история… Роман начинается с того, что… А далее автор рассказывает нам о… Здесь и пересекаются пути… Затем события разворачиваются в следующей последовательности:… В этом последнем эпизоде пересекаются пути и судьбы… Герой романа…Его противники…Конфликт разрешается тем, что… б)Повесть (роман, рассказ)…начинается с того, что…Это первая сюжетная линия…которая свяжет помыслы, решения и поступки… Главный герой…считает, что…И вот…Цепочка основных событий в…выглядит следующим образом:1)…;2)…;3)… Здесь в первую сюжетную линию вторгаются события второй сюжетной линии, в центре которой два главных события: 1)…и 2)… В рассказе первом мы узнаем о том, что… И вот, когда…разыгрывается интрига:… Чем она заканчивается? Тем, что… Второе сюжетное ответвление посвящено судьбе…Вместе с…мы становимся свидетелями таких событий, как…А вот эпизод, который завершает линию… Приближается развязка. Главный герой…Вот он…Вот сцена, в которой…И наконец, последняя сцена… в)Свой пересказ…я хочу начать с …сцены романа. В ней отчетливо проступают замысел и идея произведения. Вот несколько абзацев романа, следующих сразу за сценой… О чем же это произведение? … - это рассказ о людях…об их взаимоотношениях, судьбах. Автор и названием, и всем ходом своего романа убеждает нас в том, что… Действие романа происходит в…в годы Роман начинается диалогом …с… Первые эпизоды вводят нас в атмосферу… Познакомив читателей с…автор рассказывает, как… Затем автор знакомит нас с… Запоминается сцена романа, в которой рассказывается о… Описанная сцена завершает цепь событий… Задание. Приведите примеры произведений, изученных вами на уроках литературы, сюжет которых можно было бы пересказать по одной из приведенных моделей. Б)Модель пересказа эпизода Для того чтобы пересказать эпизод из художественного произведения, можно использовать следующие компоненты: - указание на события, предшествующие содержанию пересказываемого эпизода; - краткий пересказ сюжетных линий произведения; - обобщение содержания глав, предшествующих пересказываемому эпизоду; - переход к пересказыванию эпизода с точки зрения его места и роли в раскрытии образов главных героев; - упреждающую оценку и комментарии вводящего в пересказ эпизода; - обобщение размышлений о содержании пересказываемого эпизода. Эпизод, о котором пойдет речь, занимает центральное место (очень важен для…). Я не буду пересказывать весь роман, а остановлюсь лишь на одном эпизоде, который, с моей точки зрения… Роман…трудно представить без …эпизода, так как… Ключевым эпизодом в романе является эпизод… Задание. Перескажите ход Шенграбенского сражения по роману Л.Н. Толстого «Война и мир», используя в качестве опоры приведенные ниже начальные части абзацев. Одно из важнейших свойств зрелой прозы Толстого – совмещение в ней разных восприятий одного и того же события. Например – сражение при Шенграбене показано с нескольких точек обзора. Прежде всего – с батареи Тушина. Ясно, что центральная позиция выбрана Толстым не случайно, а в полном соответствии с ее стратегическим значением для хода сражения. Почти все события, происходящие на этом участке позиции, где действует батарея Тушина, даны через восприятие Андрея Болконского, приезжающего сюда с поручением Багратиона… Тот же князь Андрей, но уже вместе с Багратионом, приезжает в другое место сражения – « на самый высокий пункт правого фланга». И снова все события проведены сквозь его восприятие… На левом фланге расположения русских войск находится Николай Ростов. И развернувшиеся там события, естественно, даны с точки зрения Ростова… Момент, когда все забывают про батарею Тушина, продолжающего сражаться с наседающим на него неприятелем, по сути дела, исключает возможность пребывания на батарее постороннего наблюдателя – князь Андрей прибудет с приказом отступать в самом конце сражения. До его появления события начинают оцениваться самим Тушиным… Итак, перед нами полная картина сражения – мы побывали на флангах и в центре и знаем, как восприняли войну три офицера различного военного опыта, различного склада мыслей. 1.3. АЛГОРИТМ АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ТЕКСТА Задание. Выполните разбор стихотворения Ф.И. Тютчева «Фонтан, заполнив пропуски в опорном тексте. Осваиваем содержание стихотворения Поэт обращается (к кому?)………привлекая внимание к картине, изображающей (что?)…..Фонтан – это архитектурное сооружение, устроенное таким образом, что…… С фонтаном Тютчев сравнивает……говоря….. Закон, по которому……..поэт называет… Человеческая мысль, по Тютчеву,…… Но в то же время она…. Пафос стихотворения можно назвать (драматическим, трагическим, романтическим, возвышенным), так как……. Рассматриваем композицию стихотворения и рифму В стихотворении…..строфы, каждая из которых состоит из…стихов. В первой изображен фонтан, во второй - …… Такую композицию можно назвать «зеркальной», потому что….. Важную композиционную роль в стихотворении играет рифма, потому что она (парная, перекрестная, кольцевая), благодаря чему возникает эффект… Внутри каждой строфы ощущается линия «подъема» и «нисхождения». В первой строфе на границе…и….стихов. во второй - …и… Изучаем образный, лексико-граматический строй поэтической речи Рисуя фонтан, поэт стремится к наибольшей выразительности картины, для чего использует различные изобразительно-выразительные средства, например…. Многоцветность радужного блеска воды изображается при помощи…. Чтобы усилить впечатление от картины, автор прибегает к повторению….. Употребление подряд трех глаголов (…….) придает описанию (динамичность, статичность). В первых четырех стихах глаголы…..вида употреблены в форме…….времени. В последующих четырех это глаголы (деепричастия),….вида, употребленные в……времени. (Этим подчеркивается, что действия повторяются, длятся во времени, закончены). Важные по смыслу слова…..вынесены в конец строфы. Они отличаются особой выразительностью, так как их стилистическая окраска…. Во второй строфе стихотворения, где Тютчев уподобляет……..фонтану, особой выразительностью обладают эпитеты….. Это дополнительно усилено тем, что они рифмуются. Метафора «длань незримо-роковая» (может, не может) быть истолкована буквально, так как…. Последнее слово в стихотворении….. Оно уже звучало в сопровождении эпитета…… Теперь оно звучит по-другому, потому что… Рассматриваем поэтический синтаксис Эмоциональная насыщенность стихотворения усиливается использованием разнообразных синтаксических конструкций. Первые четыре строки, объединенные общей рифмой, представляют собой (тип)……предложение с главным, состоящим из одного слова – «смотри», которое содержит обращение и призыв. Повтор союза «как» привлекает внимание к объекту изображения – фонтану, связывая между собой глаголы «клубится», «пламенеет», «дробится», что помогает сделать картину зримой. Важную стилистическую роль играет инверсия (примеры), подчеркивающая значимость слов, положение которых в предложении необычно. Вторая строфа начинается с риторического (вопроса, обращения. Восклицания), роль которого – усилить…. Анафора (цитата) выполняет эту же роль. Далее следует риторический (вопрос, восклицание) (цитата), содержащий повтор….. Антитеза….завершает поэтическую мысль. Наблюдаем за метрической, интонационной и фонетической стороной стихотворения Стихотворный метр, которым пользуется Тютчев, сто…..стопный….. Однако стихов, в которых ритмический рисунок полностью соответствует контрольному ряду, всего…Они расположены симметрично в центре каждой из строф. Почти во всех стихах встречаются двусложные стопы без ударения (название). Они возникают на месте слов, состоящих более чем из двух слогов, или на стыке слов. Слоги без ударения произносятся (быстрее, медленнее ударных). Это разнообразит звучание, выделяет особо значимые слова, придает интонации взволнованность, эмоциональность. В последних двух стихах ритмический рисунок (одинаковый, разный). Это придает стихотворению стройность, завершенность, изящество. Эффект ярких красок в картине, изображающей фонтан, подкрепляется соответствующей звуковой инструментовкой стихотворения. Сочетания глухих, сонорных и звонких согласных звучат разнообразно и ярко:……… В начале второй строфы явственно обозначается аллитерация на «м» (в словах….). Она как бы возвращает нас к звуковому ряду первого стиха, где наблюдалось такое же звуковое явление в словах….. Звуковая перекличка усиливает важную смысловую связь между словами… Особенно выразительна аллитерация в последних четырех стихах. Звук «р», грозный, раскатистый, слышится здесь с сочетании с согласными….в словах…. Это делает финал (мощным. Спокойным, трагическим, бодрым, эмоциональным, энергичным). Мы начинаем чувствовать (понимать), что……. При анализе лирики можно использовать опорную лексику: -Я вижу…(слышу, полагаю, думаю…) -Перед моими глазами встает… -Часто наблюдается… -Одно из интересных… -На мой взгляд… -Можно заметить… -Как хочется… -Люблю перечитывать… -Не знаю лучше… -Хотелось бы думать… Синтаксические конструкции: -Когда я впервые внимательно прочла… -Среди других произведений этих лет… -Стихотворение – одно из любимейших, потому что… -Это стихотворение – исповедь… -Оно полно Солнца, Любви, Радости… -Первые строки…Но уже в следующей строфе… -Неторопливо, свободно и естественно движется сюжет… -Резкая смена интонации ведет… -В каждой строке чувствуется… -Так постепенно поэт переходит к… -Что означают эти слова? Нет, не случайно поэт.. _Своеобразие этих строк в том… А.С. Пушкин изображает (описывает, воссоздает…) Он повествует (говорит, рассказывает…) Автор раскрывает (отмечает, выделяет…) Художник воспроизводит (рисует, дает набросок…) Поэт воспевает (прославляет, поднимает…) Писатель высмеивает (иронизирует…) Классик знает (понимает, догадывается…) Мастер слова видит (замечает, выделяет…) Любимец народа вдохновляет(утверждает, воодушевляет…) Творец мыслит (думает, размышляет…) 1.4.УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ 1.Заменить данные слова другими, близкими по значению. 2.Объяснить значение слов. Составить предложения с каждым из этих слов. 3.Выписать из текста выражения, рисующие тоску Печорина, заботу, волнение, радость, протест. 4.Подобрать заменяющие слова к фамилии Пушкин. 5.Подобрать имена существительные, однокоренные с данными прилагательными. 6.Подобрать эпитеты к слову… 7.Выбрать для сочинения цитаты, раскрывающие характер Печорина. 8.Найдите сравнения в стихотворении и выпишите их. 9.Выписать из стихотворения «Железная дорога» Некрасова по три предложения с прилагательными-определениями и прилагательными-эпитетами. 10.Во время анализа картины развивается речь учащихся, подбираются эпитеты, синонимы. При изучении лирики о природе можно предложить учащимся работу по картине Левитана «Золотая осень». Учащиеся записывают определения, которые они используют в устном сочинении по картине. Река: синяя, чистая, полноводная. Вода: прозрачная, холодная. Березка: белая, молоденька, белоствольная, освещенная солнцем, облитая лучами солнца. Тени: прозрачные, легкие, лиловатые, причудливые. Небо: голубое, светлое, ясное. Облака: белые, длинные, легкие, чистые. Листья: бледно-желтые, светло-желтые, яркие, оранжевые, багровые, золотистые, рдеющие на солнце, сверкающие золотом, блестящие под лучами солнца. Воздух: осенний, ядреный, прохладный, бодрящий. Прохлада: вселяющая энергию, бодрость, делающая человека жизнерадостным. Всходы: молодые, ярко-зеленые, изумрудные. Поле: вспаханное, коричневое, обработанное человеком. Уголок природы: прекрасный, чудесный, очаровательный, красивый, прелестный. 11. Используя ключевые слова, расскажите о картине. На переднем плане картины мы видим, показаны…, …начинается у края холста. Среди… (стоят). Далеко…(простираются). Рядом…(сидит). Слева…(тянется, темнеют). Справа…(виднеется). Вдаль, вдалеке, вдали… Вдали, на заднем плане картины…(тянется, виднеются, расстилаются, показался). Перед (ним)…выделяется (расстилается). Вот на…(цветет). Невдалеке… Вдоль… Поблизости… Где-то высоко… Впереди… В глубине картины.. Над…(отдаленными контурами…виднеется). Кругом… За…виднеются. Вид…представляет собой…зрелище. 12.Используя опорную лексику и лексические обороты, расскажите о творчестве писателя. Особенный писатель Величие духа и нравственная стойкость Своеобразие творчества Психологическая напряженность повествования Гуманистический пафос романа Блистательный дебют Взволнованный голос автора Программное произведение Писатель-гражданин Тонкий художник слова Акварельная живопись пейзажа Роман захватывает С нетерпением ждешь Поражает смелость Автор с симпатией относится Каждая деталь убеждает в том, что… Мы соглашаемся в том, что… …такой, например, эпизод, как …но вместе с тем… Многогранная одаренность 13.Продолжите выписывание высказываний писателя, собранных под заголовком «Читая Чехова…» 14.Продолжите выписывание крылатых выражений из произведений, например, Батюшков К.Н. О, память сердца! Ты сильней Рассудка памяти печальной. Мой гений, 1815 Державин Г.Р. Осел останется ослом, Хотя осыпь его звездами; Где должно действовать умом, Он только хлопает ушами. Вельможа, 178? 15.Прочтите текст, объясняя трудные для вас орфограммы и пунктограммы. Прочтите статью вторично и, закрыв книгу, напишите по памяти (разрешается свободно выбирать слова и речевые конструкции). Сверьте написанное с печатным текстом, ошибки исправьте. Нравственные уроки образа Раскольникова Потрясенный каждодневными оскорблениями, которым подвергаются раздавленные жизнью и поруганные обществом люди, Раскольников испытывает ужас при мысли, что, может быть, и он всего лишь «тварь дрожащая» и обречен навсегда оставаться среди этих «униженных и оскорбленных». А поскольку в возможность коренного переустройства жизни он не верит, то решает любой ценой прорваться к тем, кто «право имеет» на свободу действий и власть, - «а главное власть! Надо всей дрожащей тварью и над всем муравейником!» 16.Выпишите научные термины, цитаты из литературных произведений, имена писателей, литературных героев, афоризмы, которые употребляет в своей речи герой. Какой вывод можно сделать на основании этого материала. 17.Анализ небольших по объему отрывков, отдельных предложений: а) «Точно пес, которого посадили на цепь и припугнули для острастки, день засыпал, не подавая ни малейших признаков жизни» - Какого рода события могли произойти днем? - Что случилось с людьми? - Почему день, по-вашему, сравнивается с псом, которого посалили на цепь? -Художественное время и пространство, настроение? б) «В немой растерянности дом громоздился перед нами, точно огромный старик, напрочь утративший способность выражать свои мысли и чувства» в) «Узенька платформа, на которой стояли мы, походила на утлую лодчонку, которую вот-вот накроет и разнесет в щепки чудовищное цунами» г) «Рябины пылали жарко-алым огнем вдоль обочин – а душу все равно пронизывал мелкий неприятный озноб», «землю внизу усеивали, точно цветы на поляне, желтые огни фонарей». (Нарисовать более подробную картину). 18.Расшифруйте строки Так пошлость свертывает в творог седые сливки бытия. (Б. Пастернак) Тургенев в романе «Отцы и дети» пишет: «Появление пошлости бывает часто полезно в жизни: оно ослабляет слишком высоко настроенные струны, отрезвляет самоуверенные или самозабвенные чувства, напоминая им свое близкое родство с ними» (гл.19, где говорится о приезде Ситникова в имение Одинцовой) 19.Запишите свой вариант связного текста в тетради. Найдите основной тезис и систему доказательств ( На карточках пишутся отдельные предложения). 20. «Вычерпайте смысл предложений и отрывков. Расскажите о героях. Видно было, что ему дорого стоило его молчание (А.П. Чехов. «Комик»). Я долго ничего не мог ей ответить, и мы стояли друг против друга, держась за руки, прямо, глубоко и радостно смотря друг другу в глаза (Куприн А.И. «Олеся») Каждый день над рабочей слободкой, в дымном, масляном воздухе, дрожал и ревел фабричный гудок, и, послушные зову, из маленьких серых домов выбегали на улицу, точно испуганные тараканы, угрюмые люди, не успевшие освежить сном свои мускулы (М. Горький. «Мать»). 21. Предложи свой вариант хода мысли критика. Н.А. Добролюбов: «…если бы в России было большинство таких талантливых натур, как Алеко или Онегин, и если бы при своем множестве, они все-таки оставались пошляками, как эти господа, москвичи в гарольдовом плаще, то… (Добролюбов. «О степени участия народности в развитии русской литературы») 22. Продолжите текст (два-три предложения) по темам: «Социальная проблематика пьесы М.Горького» «На дне». Драма М.Горького «На дне» была написана в 1902 году. Персонажи этой пьесы – люди, которые в результате социальных процессов, происходящих на рубеже веков, оказались «выброшенными» на самое дно жизни… «Раздумья О Человеке в пьесе М. Горького «На дне». Пьеса «На дне» - вершина драматургии М. Горького. Она была написана более ста лет назад, но все эти годы она не переставала вызывать споры… 23. Дать свои предложения по редактированию текста. 1.5. ДОКЛАДЫ И СООБЩЕНИЯ Доклад – это устный рассказ (сочинение) на заданную или самостоятельно сформулированную тему. Вы прочли произведение – художественное, публицистическое или научное; по дополнительным материалам познакомились с обстановкой, в которой жил, работал, создавал свое произведение автор. Следующий этап подготовки доклада – обдумывание избранной темы: от правильного понимания ее будет зависеть содержание и форма вашей работы. Виды тем 1.Темы, которые требуют полного или частичного (выборочного) пересказа содержания произведения (например, тема «Судьба Катюши Масловой (роман Л.Толстого «Воскресение»)». План подобных тем диктуется последовательностью изложения, которой придерживается автор. Сам пересказ строится как литературный монтаж, т.е. представляет собой краткое повествование соответствующих сцен, эпизодов, отрывков, «скрепленных» словами докладчика. 2.Темы, требующие полного или частичного пересказа содержания произведения, но уже с элементами рассуждения. Например, в теме «Константин Левин и Кити…», чтобы раскрыть их роль в романе Толстого «Анна Каренина», докладчик должен - кратко познакомить слушателей с «несчастливыми семьями» Облонских и Карениных; - более подробно рассказать о Константине Левине и Кити, счастье и смысл которых обретен в патриархально-усадебной близости к народу, в убеждении, что жить надо «для бога и для души»; - сделать соответствующие выводы по теме доклада. 3.Темы, требующие самостоятельного разрешения поставленных в них вопросов: «Кто виноват в гибели Анны Карениной»? «Возможно ли возрождение Человека в человеке? (Образ Нехлюдова в романе Л. Толстого «Воскресение»). В работе над такими темами нужно уметь свободно пользоваться анализом, синтезом, подбором доказательств и другими логическими действиями. Доклады и сообщения должны иметь четкую композиционную форму: - вступление (содержит манифестацию темы, проблемы); - основная часть (изложение, информация, повествование, сообщение, рассуждение); - заключение. Виды докладов: 1.Информативный 2.Исследовательский 3.Проблемно-дискуссионный Особенности различных видов докладов Информативный доклад - изложение фактических сведений с элементами анализа и оценки по одному или несколькими источникам материала, не являющего спорным, но расширяющим литературные и общекультурные знания; - в информативно-иллюстрирующем докладе на живом литературно-художественном, мемуарном материале осуществляется конкретизация положений лекции учителя. К прослушиванию таких докладов желательно обращаться при изучении обзорных тем, например «Особенности развития литературы в годы Великой Отечественной войны. Иллюстрацией к слову учителя о классицизме в русской литературе явятся 1-2 сообщения о картинах или произведениях русского зодчества. - в информативно-дополняющие доклады также тесно связаны с лекцией учителя, но не столько иллюстрируют, сколько дополняют содержание новыми фактическими сведениями, самостоятельно добытыми учащимися (отдельные этапы жизни, обзор произведений) Исследовательский доклад - самостоятельный анализ художественного текста под углом зрения определенной проблемы; - коллективная подготовка докладов на такие темы, как «Рок, судьба и человеческая воля в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (по повести «Фаталист»), «Человеческое достоинство понимании героев драмы А.Н. Островского «Гроза», «психологический анализ в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (на материале двух-трех эпизодов), «Роль пейзажа ву раскрытии авторской позиции в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», «Диалоги Раскольникова, их содержание и композиция», «Комическое и его роль в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и др. Вариант подготовительной работы над докладом «Проблемы человеческого достоинства в драме А.Н. Островского «Гроза». К уроку выполняются задания. 1.Найдите в словарях слово «достоинство» и ознакомьтесь с его значением. 2.Продумайте, что следует понимать под человеческим достоинством? Что значит, по-вашему, защищать человеческое достоинство? 3.Проследите, как понимают достоинство, честь человека персонажи «Грозы», подберите цитаты, дайте развернутую позицию каждого из них. (Это задание было разделено между группами учащихся, каждая из которых проводила наблюдение над одним из персонажей.) 4.Внимательно прочитайте в статье Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» рассуждения о характере главной героини драмы. В чем критик видит человеческое достоинство и силу характера Катерины? Дайте письменный ответ на вопрос, включите в него две-три цитаты из статьи Добролюбова. Получив тему доклада, вы должны: -вникнуть в ее формулировку, осмыслить тему, определить границы будущего высказывания, его основную мысль; -подобрать и изучить литературу по теме. Наиболее важное законспектировать, сделать выписки; цитаты записать на отдельных карточках, чтобы во время выступления пользоваться ими. Обратите внимание на те факты, детали, которые будут интересны именно данной аудитории, для которой делается доклад; -составить рабочий план, имея в виду последовательность и логические связи основных мыслей; - систематизировать собранный материал в соответствии с планом, окончательно подобрать соответствующие доказательства, факты, цифры; - записать текст доклада полностью или конспективно: начало, основные мысли главной части, переходы – «мостики» между мыслями, концовку. Задание. Напишите доклад на тему «Первая ссылка М.Ю. Лермонтова». Рекомендуем такую последовательность изложения темы: 1. Причины ссылки М.Ю. Лермонтова. 2.Впечатления от кавказской природы; интерес к людям. 3.Дальнейшее формирование свободолюбия поэта (встречи с декабристами; дружба с поэтом-декабристом А.Н. Одоевским). 4.Произведения Лермонтова на кавказские темы. 1.6. ПЛАН, ТЕЗИСЫ, КОНСПЕКТ 1.План – это вехи, этапы раскрытия темы; точный и краткий перечень мыслей в том порядке, как они расположены в тексте. Составление плана помогает «свернуть» содержание текста для его запоминания и последующего («развернутого») изложения мыслей и доказательств. Если составляется план статьи (главы, параграфа), то уже во время чтения в тексте определяются ключевые, опорные слова и границы между основными мыслями (положениями). Помните! 1.Относящиеся к данной мысли доказательства или переходы к следующей мысли не могут быть самостоятельными пунктами плана. 2.Отметив границы, сформулируйте мысль каждой части в форме назывного или вопросительного предложения, которые точно выражают содержание выделенной части (поставьте вопрос: о чем здесь сказано?»). 3.Если план составляется к собственной творческой работе, последовательность операций сохраняется: сначала определяются основные мысли (части) будущей работы, затем их последовательность и, наконец, формулируются сами пункты плана. 4.Самостоятельная творческая работа имеет в плане вступление, которое «подводит» к общему содержанию темы (например, объясняет ее выбор, или указывает на значимость, или рассматривает уже имевшиеся варианты решения темы; основную часть, где последовательно, убедительно, достаточно подробно раскрывается само содержание темы, и заключение – итог, завершение, выводы по теме. 5.Планы могут быть простыми и сложными. В последних указывается содержание частных мыслей, входящих в состав основных. Задание. Составьте развернутые планы к темам сообщений по роману Л.Н. Толстого «Война и мир». 1.Проблемы, которые решает Толстой женскими образами в романе. 2.Тема подвига в романе. 3.Русская армия и народ в войне 1812 года. 4.Мастерство Толстого в романе. 5.Чем обогащает роман «Война и мир» нашего современника. 6.Природа в романе Толстого. 7.Тема искусства в романе. 8.Андрей Болконский и Анатоль Курагин. 9.Наташа Ростова – любимая героиня Толстого. 10.Контраст как основной художественный прием в романе. 11.Кутузов и Наполеон. 12.Патриотизм в романе Толстого. 13.Проблема, решаемая образами семей Ростовых и Болконских. 14. Пьер Безухов и Платон Каратаев. 15.Нравственные идеалы Толстого. 16.Война в изображении Толстого. 17.Русский национальный характер в изображении Толстого. 18. Платон Каратаев и Тихон Щербатый. 19.Вопросы жизни и смерти в романе. 2.Тезисы – это очень краткое изложение основных мыслей текста (статьи, главы, параграфа). Тезис можно назвать коротким и четким ответом на пункт плана. Тезисы бывают свободными (если излагаются своими словами); текстуальными (если дословно выписываются из текста) и смешанными (если излагаются своими словами с включением слов, цитат, выражений из текста). Тезисы, не содержащие пояснения и доказательств, называются простыми; тезисы, в которых упоминаются отдельные (наиболее важные) доказательства, называются развернутыми. Помните! 1.Каждый тезис нумеруется как логически законченная часть. 2.Язык тезисов сжатый, краткий, без лишних слов и повторений. 3.При работе над темой сочинения (доклада, статьи) лучше всего соблюдать такую последовательность: определить основные мысли, положения, их порядок (план); кратко записать содержание каждой мысли, положения (тезисы) и лишь после этого подобрать к каждому тезису доказательства, факты, примеры. 4.Если нужно усвоить содержание главы учебника или научно-критической статьи, порядок работы тот же: в процессе чтения отмечаются главные мысли, положения (план); записывается краткое содержание каждой мысли (тезисы), а доказательства, примеры запоминаются. 3.Конспект – это краткая запись содержания прочитанного. Это особый вид текста, который создается в результате систематизации и обобщения первоисточника. Конспект ближе к полному, исходному тексту. Типы конспектов плановые (каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта); текстуальные (состоящие из цитат); свободные (сочетающие выписки, цитаты, тезисы); |