Главная страница
Навигация по странице:

  • І8ВН »8в-4в4-18в-8

  • Глава 1

  • А.С. Зубра.Культура умственного труда.. Пособие для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Центром учебной книги и средств обучения Национального института образования Минск Дикта 2006


    Скачать 1.16 Mb.
    НазваниеПособие для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Центром учебной книги и средств обучения Национального института образования Минск Дикта 2006
    АнкорА.С. Зубра.Культура умственного труда..doc
    Дата27.04.2017
    Размер1.16 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаА.С. Зубра.Культура умственного труда..doc
    ТипДокументы
    #6069
    страница1 из 13
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    А.С. Зубра

    Культура

    умственного труда

    студента

    Пособие для студентов высших учебных заведений

    Рекомендовано

    Центром учебной книги и средств обучения

    Национального института образования

    Минск

    «Дикта»

    2006

    УДК 378.1.025(075.8) ББК 74.58 3-91

    Автор: Зубра А.С., доктор педагогических наук, профессор, кандидат философских наук; академик Международной академии акмеологии, чл.-корр. Международной академии технического образования

    Рецензенты: кафедра педагогики социокультурной деятельности Уч­
    реждения образования «Белорусский государственный университет
    <Г, культуры»

    Наумчик В.Н., доктор педагогических наук, профессор, академик Меж­дународной академии технического образования;

    Кандыбович Л.А., доктор психологических наук, профессор, акаде­мик Белорусской академии образования;

    Яскевич Я.С, доктор философских наук, профессор, академик Между­народной академии управленческих и организационных наук

    Зубра, А.С.

    3-91 Культура умственного труда студента: пособие для сту-

    дентов высших учебных заведений / А.С. Зубра. — Минск : Дикта, 2006. - 228 с.

    18ВЫ 985-494-138-8.

    Теоретические положения, практические советы и задания помо­гут научиться организовывать умственный труд, развивать свои ин­теллектуальные способности, научиться учиться самостоятельно и эффективно.

    В помощь студентам для овладении системой знаний, умений, навыков умственного труда для успешной самоорганизации, само­образования умственного труда.

    Может быть полезна преподавателям высшей школы, слушате­лям системы непрерывного образования, а также аспирантам, уча­щимся гимназий, лицеев, колледжей, всем, кто занимается умствен­ным трудом.

    у УДК 378.1.025(075.8)

    ББК 7458

    © Зубра А.С, 2006
    І8ВН »8в-4в4-18в-8 © Оформление. «Дикта», 2006

    Наша жизнь - путешествие, идея -путеводитель. Нет путеводителя - все останавливается. Цель утрачена, и сил как не бывало.

    В. Гюго

    Вместо предисловия

    Поступление в высшее учебное заведение - лишь пергый шаг в реализации планов и желаний вчерашнего школьника и, скажем откровенно, не самый трудный. Любая профессия, гре-бующая высшего образования, естественно, предъявляет к лич­ности ряд требований. Это собранность, настойчивость, веля, напряжение интеллекта, высокая эмоциональная культура.

    Умственная деятельность в высшем учебном заведении и будущая профессия таят в себе немало нового, неведомого, нео­бычного и волнующего. О возможных трудностях привыкания к этой нелегкой, интеллектуально напряженной жизни, конеч­но, знают и к ним готовятся. Но одно дело — представлять их себе, а другое - постоянно, практически ежедневно преодоле­вать их. Тут мало одного желания. Здесь нужен систе­матический, целеустремленный, каждодневный, упорный и серь­езный труд по преодолению преград, лежащих на пути к благо­родной цели, - получению глубоких и прочных знаний, по вос­питанию самого себя; нужны волевые усилия, чтобы разобрать­ся и понять непреложные законы формирования культуры лич­ности, общества, природы, их взаимодействие, роль и место че­ловека как личности и выбранной им профессии в обществе.

    Главное - не отступить от намеченного, не изменить сво­ей мечте, не позволить отдельным мелочам и возможным труд­ностям заслонить важность конечной цели - стать культур­ной личностью, полезным своему народу, квалифицированным специалистом.

    Как вы усвоите эти знания, каким станете человеком, лич­ностью, гражданином, профессионалом, зависит в первую оче-

    ; редь от вас самих. Только постоянным упорным самовоспита­нием, самообучением, самоуправлением, самосовершенствованием вы сможете сформировать в себе необходимые свойства и каче-

    ( ства. Так давайте же шаг за шагом постигать нелегкую, но нужную, ответственную науку - науку мастерства, науку воз-

    , действия на себя с целью делать себя духовно богаче, интерес­нее, лучше, чище, нравственнее.

    Учеба в высшем учебном заведении имеет отличие от уче-1 бы в средней школе. Это, прежде всего, овладение комплексом гуманитарных, фундаментальных, базовых, специальных учеб­ных дисциплин, научное творчество, учебно-производственная практика, подготовка курсовых работ и дипломного проекта.

    Слово студент (лат. віисіепі) означает усердно занимаю­щийся, усердно работающий, указывает на сущность учебной деятельности: в высшей школе не столько учат, сколько помо­гают учиться, самостоятельно приобретать знания, заниматься самообразованием и самовоспитанием. Еще в прошлом веке об этом писал знаменитый немецкий педагог Адольф Дистервег (1790—1866): «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельнос­тью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение... Поэтому самодеятельность - средство и одновременно результат образования...» Ч

    С первых дней обучения в высшем учебном заведении идет сложный процесс адаптации2студента к обучению, преодоле­нию определенных трудностей его. Это связано с постоянной новизной в процессе образования, постоянным поиском зна­ний, использованием специальных методов и форм организации обучения, с большим объемом самостоятельной работы и от­сутствием навыков ее. Кроме того, студенту-первокурснику нуж­но освоиться в новых условиях жизни. Имеется в виду окру­жение людей, нормы поведения в студенческом коллективе, не-

    ' ' Дистервег А. Избр. пед. соч. М., 1956. С. 198. -...■,

    і 3 Адаптация (лат. асіаріаііо - приспособление) - вид взаимодействия
    і личности с социальной средой, обществом, коллективом, в ходе которОГ*»

    согласовываются требования и ожидания его участников. <

    привычный режим деятельности, отсутствие вначале хорошо налаженных межличностных отношений в группе, на курсе, факультете, суета большого города и особенности самостоятель­ной жизни в отрыве от семьи (для приезжих), необходимость самостоятельного ведения бюджета и преодоления возможных материальных трудностей, самообслуживание, неумение рацио­нально использовать и распределять время; непонимание, что одновременно нужно самому учиться и учиться работать с людь­ми, воспитывать в себе организаторские навыки, что необходи­мо совмещать учебную, научно-исследовательскую, обществен­ную и спортивную деятельность. Став студентом, человек дела­ет новый, ответственный шаг в жизни, вступает в необычную социально-демографическую группу — студенчество.

    Студенчество — большая и сложная социально-профессио­нальная группа, жизнерадостная и веселая, противоречивая и задиристая, своенравная и покладистая, с достаточной рефлек­сией1: от тщательно маскируемого комплекса образовательной недостаточности до демонстративных претензий на безусловную самоценность. По мере накопления знаний и профессионализ­ма на смену крайностям придет нечто другое, в гражданском смысле — более зрелое; в творческом — настолько увлекатель­ное и заразительное, что в итоге на первый план выйдет стрем­ление стать максимально полезным обществу, стремление пе­рерастет в возвышенную, благородную страсть: быть, а не ка­заться.

    Переход к новым экономическим отношениям ставит про­блему конкурентоспособности выпускника высшего учебного заведения. Значит, предполагается переход к новому качеству учебного процесса, к новому содержанию образования. Суть в том, чтобы раскрепостить творческую природу личности сту­дента, помочь развить в себе способность искать, находить, ус­ваивать новые знания, научиться реализовывать их в буду­щей профессиональной деятельности. Гуманитарная, фундамен­тальная и профессионально ориентированная подготовка -сложнейшее дело, требующее максимальной умственной и нрав­ственной отдачи. Важно понять: именно высшее образование сыграет решающую роль в возрождении духовной культуры.

    Нельзя осуществлять серьезные преобразования в обще­стве без создания соответствующей общекультурной, образова­тельной основы. В наше время это особенно актуально. Есте­ственно, следует рассматривать культуру как важнейшую сфе­ру нашей жизни. Поэтому миссия высшего учебного заведения особая и ни с чем не сравнимая — формировать личность, под­готовить ее к жизни, совершенствовать уровень культуры в отличие от прежних целей, сводившихся к просвещению чело­века и подготовке специалиста. Но как человек становится личностью? Во все времена сделаться личностью высокой куль­туры способствовало образование.

    Сформировать личность высокой культуры, человека — но­сителя и творца культуры - значит включить его в движение культуры. Один из смыслов понятия культуры совпадает с идеей образования. Идея образования — это идея культивирования, возделывания, совершенствования человека, создание условий, обеспечивающих его развитие в культуре как культурного су­щества. Ведь жизнь — это больше, чем технология, коммерция или экономика, чем просто выживание. Искусство жизни, об­щая культура должны органично войти в современную систему высшего образования.

    Фундаментальная подготовка составляет самую трудную, самую ценную и долгосрочно действующую часть системы, ибо здесь развивается способность отвечать на самые сложные воп­росы жизненной практики: почему это произошло; что надо сделать. Именно она дает осознание основополагающих свя­зей: человек — человек; человек — общество; человек — произ­водство; человек — природа; человек — государство, но в первую очередь познание самого себя. Древние говорили: познай само­го себя — и ты познаешь весь мир. Однако представление о себе, о человеческой личности будет поверхностным, если не понять, как работает персональная машина человека - мозг.

    Целью высшей школы является развитие философского склада ума, отличительными чертами которого являются рас­кованность, естественность, уверенность и мудрость: И все это должно сохраниться на всю жизнь.

    Сегодня большинство высших учебных заведений получа­ют статус университетов. В статье английского ученого Джона Ньюмена (1801-1890) «Что такое университет?» сказано: «В отличие от других учебных заведений университет должен не

    обучать, а образовывать своих студентов, потому что по сраї не­нию с «обучением» «образование есть более высокое слог о», обозначающее не просто научение каким-либо ремеслам пли искусствам, а воздействие «на нашу умственную природу на складывание характера». Университет является очагом муд­рости, светочем Вселенной, проповедником веры, альма-мг.тер возвышающегося поколения»1.

    Здесь главная идея в том, что университет в итоге должен заниматься интеллектуальным развитием студентов, чтобы научить их возможностям и методам правильного мышления и постоянно стремиться к поиску истины. Одновременно уни­верситетский курс должен охватывать не только науку, ко и культуру в целом. Задача университета - объединить, собрать культуру как целое. Если университет сможет приобщить сво­их воспитанников к культуре как единому, целостному, то по­явятся и учителя для школы, и преподаватели для университе­та, политические и государственные деятели, способные мыс­лить, принимать правильные решения.

    В наше время образование становится непрерывным; оно сопровождает человека на протяжении всей жизни, а потому, естественно, студенту важно в процессе обучения в высшей школе научиться учиться. Процесс усвоения и применения знаний, выступающий как процесс субъективного «открытия» для себя новых знаний в ходе поиска, развивает способность к самообуче­нию.

    Основной смысл современного образования заключен в том, чтобы научиться учиться, т.е. образование - через всю жизнь. Обществу выгодно, чтобы люди, получившие высшую квалифи­кацию, знающие свое дело, продолжали учиться всю жизнь. В этом случае лучшим защитником человека является его дело - это всегда мир знаний, навыков, умений.

    Студенту важно понять очень полезную вещь: человек дол­жен учиться не только взлетать, но и падать. Падать и подни­маться, идти вперед. А это возможно только при постоянном приумножении своего духовного богатства. Любовь к позна­нию, умение самостоятельно учиться становится основным кри­терием успешности образовательной системы. Речь идет, та-

    ким образом, о значительном переносе центра тяжести на са­мообразование. Более того, в условиях перехода к рыночным отношениям, демократизации общества, увеличения потока ин­формации и введения в высшей школе многоуровневой струк­туры подготовки особую остроту приобрела проблема научить­ся учиться. Осуществлять этот процесс методом проб и оши­бок сегодня уже по крайней мере нежелательно. В этих усло­виях педагогическая наука приобретает особую роль служить основой для принятия практических решений в области акту­альных задач образования и в высшей школе.

    Чтобы помочь студенту преодолеть трудности начального этапа учебы, научить самообразованию, создаются разнообраз­ные формы специального обучения искусству учиться. Сама мысль о том, что система организованного обучения должна вооружать не только знаниями того или иного учебного пред­мета, но и способами эффективного усвоения этих знаний, дав­но обсуждается в контексте проблем активизации познаватель­ной деятельности, организации самостоятельной работы, адап­тации начинающих к условиям обучения в высшем учебном заведении.

    Сегодня темпы развития культуры, науки, производства настолько возросли, что высшая школа не успевает адекватно реагировать на изменения. Возникла объективная потребность общества в специалистах, способных быстро перестраиваться в соответствии с темпами общественного развития, умеющих пред­видеть тенденции развития культуры, науки, техники и при­нимать разумные решения. Качественное отличие таких лич­ностей - в способности к самоуправлению. Способность к са­моуправлению своим психическим состоянием не может по­явиться сама собой. Она должна быть результатом целенап­равленного самообучения, самовоспитания, саморазвития, ис­пользования специальных средств.

    «Радость учить и учиться» - так назвал свою книгу педа­гог Ю.П. Азаров. Формирование интеллекта он видит в един­стве с эмоциональной культурой, здоровье детей - в единстве с трудом, воспитание чувства красоты - в единстве с этическим воспитанием, — и считает все это проблемами образования1.

    Сам процесс образования пробуждает в человеке художни­ка, и процесс познания идет по законам красоты. Чтобы ни делал студент, он должен стараться сделать это красиво. На­учиться пробуждать в самом себе творца, созидателя, желаю­щего и умеющего творить в процессе умственного труда по законам красоты - значит развивать культуру личности, спо­собной созидать по внутренним побудительным мотивам, рож­денным чувством красоты, желание творить себя для себя и для других, что, естественно, выпрямляет, очищает, нравственно облагораживает.

    Предлагаемое пособие имеет цель помочь в овладении сис­темой знаний, навыков, умений, привычек, необходимых для ус­пешного самосовершенствования, самоорганизации, самоуправ­ления умственным трудом. Значительное место в книге отво­дится проблемам интеллекта, культуры. Ставятся практичес­кие задачи и раскрываются пути, как осуществить эффектив­ное обучение.

    С помощью этой книги можно:

    • ознакомиться с научными проблемами, новейшими дос­тижениями науки и процессом формирования культу­ры умственного труда;

    • более глубоко узнать основные слагаемые культуры ум­ственного труда (культура, интеллект, чувства, воля, их взаимодействие);

    • развить свои интеллектуальные качества и научиться динамике мышления;

    • сохранить и существенно укрепить здоровье, избавить­ся от вредных привычек;

    • научиться расслабляться, отдыхать, преодолевать страх и стрессы, усталость и недомогание, увеличить психи­ческую и интеллектуальную энергию, овладеть самоуп­равлением психического состояния;

    • сформировать умение интегрировать и синтезировать ин­формацию;

    • активизировать познавательные процессы (ощущение, восприятие, представление, внимание, память, воображе­ние, мышление, речь, рассуждение);

    • развить творческие способности, предполагающие не про­сто усвоение информации, а проявление интеллектуаль­ной инициативы и создание чего-то нового;

    • совершенствовать сознание, чувство чести, ответствен­ности, личного достоинства, уверенности в себе и дове­рия к другим;

    • научиться самосовершенствованию, самоорганизации и самоуправлению в процессе учебной деятельности;

    • освоить ряд приемов работы со справочной, научной, по­пулярной, исторической и художественной литературой;

    • овладеть методикой работы на лекции, семинарских за­нятиях, при подготовке к экзаменам, при написании научных работ.

    Глава 1

    АКМЕОЛОГИЗАЦИЯ УМСТВЕННОГО ТРУДА

    Истинные изменения наступят толь­ко тогда, когда люди начнут работа' ъ над тем, чтобы самим становиты я честнее, благороднее, управлять со­бою... словом, стать образцом.

    Мрахам Ливанов

    Сегодня качество высшего образования зависит не только и не столько от объема знаний, а от способности студента ориен­тироваться в информации, технологиях, в мирэ вещей, от умения самостоятельно учиться, самостоятельно принимать решения, иметь конкретный результат, способность и умение делать новое дело. Образование должно стать непрерывным процессом самопозна­ния, самоощущения, самообновления, самосовершенствования себя. Сегодня наша планета гибнет от экологического кризиса. Спасти ее новыми технологиями не удается. Спасать ее нужно через самого человека. Это его искаженное представление о месте человека и его роли в природе так изменило ее. Поэтому тайна выживания человеческого рода заключена в самом человеке, в его отношении к природе, измененной им самим.

    Вернуться от познания природы вообще к познанию при­роды самого себя; вернуться от преобразования природы ради себя к преобразованию себя ради жизни и продуктивной дея­тельности.

    Исходное начало, на котором должно строиться образова­ние, самоусовершествование современного человека, - минимум преобразования природы при максимуме преобразования чело­века. Сложившееся столетиями образование,, ориентированное на производство человеком вещей, пришло в противоречие с современной технологической эпохой, где на передний плен выдвигается способность каждого к производству новых тех­нологий - новых способов, новых правил действий, творигь собственные возможности, активно и результативно занимать­ся самосовершенствованием.

    В литературе существуют одновременно два понятия -«культура умственного труда» и «культура учебного труда». Культура умственного труда выступает в роли общей катего­рии по отношению к культуре учебного труда и рассматривает­ся как система, входящая в состав двух суперсистем - ум­ственный труд и культура личности.

    КУЛЬТУРА УМСТВЕННОГО ТРУДА - это качество лич­ности, характеризующее уровень развития ее интеллектуаль­ных, познавательных, исследовательских и организационно-технических сторон, обеспечивающих рациональность и высо­кую продуктивность умственной деятельности.

    Умственная деятельность, уровень умственного труда, каче­ство интеллекта не фиксированная величина. Ее можно повы­шать, и к этому надо стремиться. Интеллектуальная культура, как и многие другие компоненты культуры личности, не явля­ется чем-то, что может быть увидено, измерено и перемещено. Интеллектуальная культура проявляется в том, как человек реагирует на окружающий мир, как он себя ведет, как трудит­ся. Так, если студент живет в среде, богатой источниками сти­муляции и возможностями для развития, то его интеллект бу­дет развиваться быстро. Основным препятствием на пути со­вершенствования интеллектуальной культуры является, как правило, не недостаток способностей педагога, студента, а не­умение эти способности правильно использовать.

    Сегодня мы знаем, что головной мозг представляет собой сложную систему, насчитывающую миллиарды нейронов. Каж­дый нейрон связан с сотнями других, количество связей одного нейрона колеблется от ста до десяти тысяч. Отсюда интеллек­туальная культура зависит не от количества клеток головного мозга, с которым человек рождается, а от количества клеток, которые он использует в процессе мыслительной деятельности, самосовершенствования и достижения высот творческого само­развития, формирования профессиональной зрелости. В после­дние годы это приобретает все большую теоретическую и прак­тическую актуальность и подтверждается самим формирова­нием акмеологии как особой междисциплинарной отрасли зна­ния и приобретения ею социального статуса.

    Слово «акмеология» восходит к греческому «акме», про­исходящему в свою рчередь от слова «ахіз» (острие) и означаю-

    щему: «высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора»; «en акту eihal» («быть в акме»), что означает «быть в полном цвете, на высшей степени развития» г .

    Акмеологичность как признак вершинности в реализации творческого потенциала человека присутствовала на всех эта­пах земной цивилизации.

    Само понятие «акимеология» впервые было введено в 1928 году для обозначения особого раздела возрастной психологии -психологии зрелости, или взрослости. Символично, что появле­ние этого термина относится к периоду бурного интеллекту­ального и социального поиска 1920-х годов.

    Б.Г. Ананьев в своей книге «Человек как предмет позна­ния» (1968) указал место таким образом понимаемой акмео-логии в системе наук о человеке, поместив ее в разряд «педаго­гика - акмеология - геронтология». Б.Г. Ананьев глубоко опи­рался на принцип развития в своей концепции оытопсихологии, сутью которой являлось исследование бытия человека как инди­вида и личности, субъекта и индивидуальности в онтогенезе 1.

    Конечным продуктом развития человека, полагал Б.Г. Ананьев, является обретение им собственной индивиду­альности, когда он становится субъектом своего жизнетворче-ства, самостоятельного, глубоко осознанного выстраивания сво­его жизненного пути. Такая индивидуальность представляет собой систему, которая интегрирует важнейшие свойства лич­ности, присущие определенному конкретному человеку. Само­сознание индивидуальности - это внутренний мир человека, который постоянно, активно, сознательно работает.

    Изучая человека как целостную систему, Б.Г. Ананьев де­лает вывод о том, что активная опора на законы развития человека позволяет более успешно управлять самосовершен­ствованием личности, прицельнее корректировать проявление того или иного свойства, с более тесной привязкой к личност­ным и субъективно-деятельностным характеристикам и их взаимосвязям строить процесс обучения и воспитания, предот­вращать раннее старение, выводить развитие каждого человека на самосовершенствование - на уровень действительного акме.

    В более широком значении акмеологию следует рассматри­вать как науку об условиях успешной деятельности зрелой

    личности, о становлении вершин профессионального мастерства. Е.И. Степанова рассматривает зрелость как расцвет творчес­ких сил человека, проявляющийся в его активном отношении к жизни, в результате которого создаются материальные и ду­ховные ценности общества1.

    Объектом акмеологии является человек, его самодвижение к зрелости, самореализация, самосовершенствование личности и профессионализма.

    Совершенно иной научный статус акмеология приобретает как только ее объектом становится мастерство учебной дея­тельности, профессионализм (акме), уже с точки зрения кото­рой акмеологией привлекаются к рассмотрению и исследуются различные стороны взрослого человека, характеристики его ду­ховного мира, условия воспитания и образования, способы и развернутые технологии осуществления им своей профессио­нальной деятельности, способы и уровень овладения ими, но теперь уже строго в перспективе выявления, изучения и даль­нейшего практического использования различного рода факто­ров, способствующих повышению профессионального мастер­ства, достижению вершин профессионализма.

    Существенное отличие акмеологии от психологии, педаго­гики и др. состоит в том, что акмеология целенаправленно вы­деляет профессионализм и воздействующие на него факторы в качестве предмета его исследования, где ключевым является по­нятие продуктивности и уровня профессионализма. А.А. Дер-кач и Н.В. Кузьмина выделяют такие исследования в особую акмеологическую науку - акмеологию самосовершенствования и коррекции профессиональной деятельности2. При этом по­нятие профессионализма должно быть, конечно же, соответству­ющим образом специфицировано.

    Предметом акмеологии является саморазвитие зрелого человека; самореализация в процессе познания и созидатель­ной деятельности на пути к высшим достижениям (верши­нам); закономерности обучения вершинам жизни и профессио­нализма в деятельности; самообразование, саморганизация, са­мокоррекция, самосовершенствование под влиянием новых тре­бований, идущих как извне, от современной культуры, науки,

    техники, профессии, так и особенно изнутри, от собственных потребностей «* способностей ** ценностей.

    Акмеология исследует истинного человека как субъект учебно-познавательной, педагогической, творческой, профессио­нальной и управленческой деятельности. Здесь рассматривает­ся зрелость как центральный момент в развитии студента, как расцвет его способностей и возможностей, как потребность и способность к самосовершенствованию (физическому, психичес­кому, интеллектуальному, нравственному, эстетическому, рито­рическому, профессиональному) средствами самообразования, самоорганизации, самоуправления, самокоррекции, руководите­лем собственной деятельности.

    Приведенные признаки зрелости дают основание увидать главный ее признак — высший уровень продуктивной деятельно­сти личности, вершина профессионализма (акме).

    Сегодня требуется новый тип работника — профессиональ­но компетентного, владеющего разнообразными видами деятель­ности в новых условиях, обладающего необходимыми личност­ными качествами, такими, как мобильность мышления в быст­ро меняющихся условиях, творческий подход к нестандартным ситуациям, высокое достоинство, гражданственность, государ­ственность, социальная ответственность и др.

    В этой связи вырисовывается важность акмеологизагии высшего образования как основного пути к элитному высшему учебному заведению, где ядром прогрессивного образования яв­ляется человек, его природный механизм.

    Отсюда архиважная задача студента — самостоятельно при­вести себя к самообразованию, самосовершенствованию.

    1.1. Самосовершенствование культуры умственного труда

    В обществе все совершается людьми, и люди не могут со­вершенствовать общественную жизнь, не совершенствуя самих себя. Стремление к самосовершенствованию естественно, око в значительной степени свойственно подавляющему большинству студентов. Всегда хочется быть чем-то большим и иным, чем есть, и так как это хотение есть само его существо, то можно утверждать, что каждый есть больше, чем то, что он есть.

    В связи с этим возникает вопрос: как же реализовать это стремление, хотение, возвышение? Ведь часто, желая изменить себя к лучшему, организовать свой умственный труд по луч­шим образцам, невозможно достичь продуктивной учебно-по­знавательной деятельности, а затем оправдываешь свою сла­бость обстоятельствами жизни.

    Есть ли ВЫХОД из этого положения? ВЫХОД есть. Но он не так прост и не так ясен, как, может быть, хотелось бы.

    Только в процессе культуры человек - высшая ценность, мера вещей. Культура - резервуар, в котором накапливается, сохраняется, передается от поколения к поколению информа­ция. Вместе с тем творчество, продуктивное мышление, трудолю­бие, вера, любовь, счастье, ответственность, честь, достоинство -есть та жизненная сила, которая одухотворяет. Поэтому если хочешь стать личностью высокой культуры, стать профессио­налом (акме), то нужно учиться жить по законам природы.

    Природа подарила человеку фундаментальный механизм жизни, познания профессиональной деятельности в виде трех «лучей»: .



    Эти три луча живут в каждом. Человек всегда ищет, как удовлетворить свои потребности, где и как освоить, реализовать способности и овладеть высшими ценностями культуры, образ­цами жизни на Земле. В триаде «потребность - способность -решимость» заложена тайна, величие культуры и акмеологии, определяющей готовность к самосовершенствованию культуры умственного труда.

    Суть культуры умственного труда - понять, какие челове­ческие потребности ценятся обществом, а следовательно, какие потребности следует в себе развивать.' Культура умственного

    труда не в использовании имеющихся потребностей, а в их развитии, начиная с личных потребностей.

    Потребность — это нужда в чем-либо, особое психическое состояние человека, ощутимое или осознаваемое как «напря­жение», «неудовольствие». Каждый индивидуум имеет пять наиболее важных потребностей: кем-то быть, что-то иметь, что-то делать, что-то знать, что-то чувствовать. Последнее занима­ет особое место. Эстетическая потребность в своем глубоком значении - это в высшей степени человеческая форма потреб­ления, которая дает максимальную радость человеку. Но в то же время эта потребность неотделима от личной ответственно­сти за сохранение красоты земной, за выполнение морального долга по защите и расширению масштабов добра и красоты. Потребность осознается как желание познавать, поступать, дей­ствовать.

    Вся жизнь человека сводится к получению удовольствия от удовлетворения потребностей. Потребности, связанные друг с другом иерархически и эволюционно, занимают место соот­ветственно своей силе и важности - от физиологических до самосовершенствования своего умственного труда. Американ­ский психолог А. Маслоу (1908-1970) подчеркивал: «...Все эти потребности могут рассматриваться как всего лишь ступе­ни лестницы, ведущей к самоактуализации, которая может вклю­чать в себя и удовлетворение основных потребностей»1. Само­актуализация означает тенденцию к реализации внутреннего потенциала способностей человека, то есть самореализацию. Это желание человека стать всем, чем он способен стать.

    Какие же потребности заставляют человека с самого рож­дения строить свою жизнь как процесс решения усложняю­щихся жизненных задач совместно с другими людьми? Это зна­чит: чтобы управлять собой и другими, надо знать и понимать свои потребности.

    Каковы потребности человека? Это:

    ♦ потребность жить и обеспечивать свою жизнь. Эта группа по­требностей названа «витальные потребности», или первичные. Они проявляются в двух видах - «для себя» (лично) и «для своих» (для продолжения рода);

    ♦ потребность занять определенное место в обществе. Эта груп­
    па названа «социальные потребности», или вторичные. Они
    базируются на правах и обязанностях и тоже выступают в

    • Двух видах — «для себя» (мои права) и «для других» (мои обязанности);

    • потребности познавать и преобразовывать как внешний окру­жающий мир, так и внутренний духовный человека. Эта груп­па потребностей получила название «идеальные», или базо­вые; . .

    • удовлетворение всякой потребности требует преодоления пре­пятствий - воля. Воля всегда выступает слитно с какой-либо потребностью, усиливает ее, придает ей устойчивость. Воля имеет первостепенное значение во многих областях деятель­ности: учеба, наука, искусство, управление, спорт;

    • потребность в компетенции или вооруженности. Потребнос­ти в вооруженности наращиваются у человека с рождения и всю последующую жизнь.

    Потребности «воля» и «вооруженность» подкрепляют лю­бую потребность. Если нет воли, никакая потребность не мо­жет быть осуществлена, если нет потребности в вооруженности (наращивании системы знаний, навыков, умений, благородных привычек, личного опыта, мастерства) — усилия будут или му­чительны, или напрасны.

    Если в основе жизни лежит потребность, если каждый че­ловек - букет или определенная композиция потребностей, со­четание таких потребностей создает его неповторимый дух, ду­ховный мир, его уникальную духовность.

    Очевидно, что к духовности следует отнести ту группу по­требностей, которая стремится к познанию, истине, добру, красо­те, самоактуализации, самосовершенствованию.

    Самосовершенствование личности — это реальный процесс становления человека, содержащий такие особенности, которые не умещаются в рамки того, что именуется воспитанием, фор­мированием, социализацией.

    Совершенствование существует только и исключительно как самосовершенствование. Здесь личность - субъект — является в то же время и объектом. Человек меняет самого себя, притом меняет по собственному свободному решению и в соответствии с тем идеалом, который сам себе создает. Самосовершенство­ваться может тот, у кого есть своя природа, свое общество, свои мысли, своя Душа — вселенная.

    Таким образом, самосовершенствование есть духовно-нрав­ственная деятельность. Оно поднимает человека до общечзло-веческих высот, что требует много усилий, и трудиться над етим приходится всю жизнь.

    Это трудная, творческая, интеллектуально-нравственная работа, и начинается весь этот процесс с того, что личность сама ставит перед собой задачу: быть чище, духовно богаче, стре­миться к совершенству, стать высококультурной личностью в высоком смысле слова.

    Самосовершенствование - процесс, который включает в себя:

    • потребность в поиске смысла жизни;

    • потребность в другом человеке, в людях;

    • потребность в самоутверждении.

    Данные способности откристаллизированы и закреплены ПРИРОДОЙ в генотипе человека на протяжении миллионе лет его развития.

    Глубинное удовлетворение потребности в поиске смысла жизни возможно, если ставить перед собой вопросы: «Кто я? Откуда я? Как устроен я? Зачем, для чего, для кого я? Каким я могу стать?» Поиск ответов на эти вопросы и есть внутренняя духовная работа (создание образа собственного Я), в результате которой получаешь решение возникающих в жизни задач, что активизирует познавательную деятельность.

    . В этом случае образование есть процесс поиска смысла жизни. Возможности на пути самосовершенствования культу­ры умственного труда неисчерпаемы, но для этого важно и нужно только осознать свою «незавершенность», то есть не считать процесс духовного саморазвития законченным, не успокаш ать-ся на том, чего достиг, а намечать новые рубежи.

    Сумма всех возможностей, имеющихся у человека, всегда больше реализованной их части, тем более в юности. Превра­щение способностей и возможностей в действительность связа­но с деятельностью людей. Человек постоянно сталкивается с проблемой выбора, когда он должен отдать предпочтение о;;ной из существующих возможностей.

    Потребность в другом человеке, в людях развивается бла­годаря преодолению усложняющихся жизненных задач, для решения которых нужны согласованные действия, возникает подъем жизненной энергии каждого, обусловленный резонан-

    %м человека на человека. Сила и мощь способного к едине­нию с другими определяются законом кооперации. Поэтому ■Чля обладающего кооперативным мышлением, кооперативным дознанием нет неразрешимых задач. Он берется не просто за те ^йдачи, которые может решить сам, а за те, которые поставили Ситуация, время, культура, история, эпоха.

    Потребность в самоутверждении можно решить по-разно-\у. Наиболее распространенный способ - силой. Второй способ Чожно назвать самосжиганием. Третий способ - «хочешь стать Мастером — зажигай других». Он более прост и более сложен, ^бо требует большой, благородной души, способной зажечь души Людей. Этот способ самоутверждения является выражением Принципа самой Природы.

    Наука и образование в настоящем и в обозримом буду-Идем отличаются высоким динамизмом. Быстрое обновление систем знаний требует столь же быстрого обновления содержа­ния, форм обучения, формирования культуры личности. Перед студентом и педагогом стоит задача — формировать и постоян­но совершенствовать свои природные способности к учению, к самостоятельной работе. Отсюда: следует учиться овладевать культурой умственного труда как постоянно развивающимся и совершенствующимся социальным явлением. Овладение науч­ными формами самосовершенствования есть процесс реализа­ции способностей.

    Способности - динамическая функциональная структура личности, определяющая качество усвоения знаний, овладения навыками, умениями, действиями и выполнение человеком оп­ределенной профессиональной деятельности. Способности су­ществуют только относительно определенной деятельности. Меняется время, наука, техника, претерпевает изменение и ум­ственная деятельность, а вместе с ними усложняются и необхо­димые способности.

    Способности - это личность в ее продуктивности. Способ-ности, существующие как потенциальные, становятся актуаль-ными, когда проявляются и формируются в познавательной и профессиональной деятельности.

    Все способности человека могут быть классифицированы в ч£тыре группы: элементарные, сложные, общие и частные.

    Элементарными общими способностями, присущими всем л^одям, хотя и в разной степени, являются познавательные спо-

    собности отражать мир: ощущения, восприятия, представления, внимание, память, воображение, мышление, речь. Они позволя­ют анализировать, ставить цель, прогнозировать, планировать, принимать решения, организовывать реализацию принятых ре­шений.

    Каждое элементарное проявление этих способностей явля­ется соответствующим действием, выполняемым с различным чувственным, мыслительным, волевым успехом. Эти способнос­ти лежат в основе всех других, в том числе и познавательных способностей.

    Элементарными частными способностями, свойственны­ми уже не всем людям и имеющими у различных лиц большие индивидуальные особенности, являются более сложные свой­ства личности, такие, например, как слух, глазомер, творчество, критичность мышления, решительность, настойчивость, смыс­ловая память, оперативная память и т.д. Столь сложные свой­ства проявляются в соответствующей специфической деятель­ности, качество которой и зависит от этих особенностей лич­ности.

    Сложными общими способностями, которыми в той или иной степени наделены все люди, являются способности к об­щечеловеческим видам деятельности - учению, труду, обще­нию, игре, нравственной и этической деятельности. Каждая из этих способностей представляет собой сложную структуру свойств личности.

    Сложные частные способности развивались в истории че­ловечества сначала к ремеслам, а потом к профессиям. Их и называют профессиональными, специфическими, социальными, особенными. Именно к ним относятся управленческие: про­гностические, конструктивные, организаторские, коммуника­тивные, воспитательные, рефлексивные. Иногда о способнос­тях говорят, когда они исключительные или проявляются как одаренность, талант, гениальность.

    Одаренность — совокупность ряда способностей, обуслов­ливающая особенно успешную познавательную деятельность. Одаренность обычно проявляется в наличии разносторонних способностей.

    Талантом называют такую совокупность способностей, ко­торая позволяет получать продукт деятельности, отличающий­ся оригинальностью и новизной, высоким совершенством и

    общественной значимостью. Особенность таланта — высокий уровень творчества при выполнении умственной деятельности. Творчество порождает нечто новое, никогда ранее не существо­вавшее. Оно ориентировано не на приспособление к сложив­шимся конкретно социальным, психологическим установлени­ям, а на их преобразование, нередко связанное даже с риском.

    Гениальность — высшая степень развития таланта, позво­ляющая осуществить принципиально новое в той или иной сфере деятельности. Творчество гениального человека имеет для общества историческое значение.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта