Главная страница
Навигация по странице:

  • В2. Развитие методики изобразительной деятельности как науки. Вклад Е.А.Флёриной и Н.П.Сакулиной в разработку программы по изодеят-ти для детей дв В конце 19 века

  • 1887г

  • Ф.И.Шмит

  • НаРКОМПроса

  • В 1939 г.

  • В 1943г

  • В 50-60-е годы

  • «Рисование в дошкольном детстве»

  • В3.Проблема развития способностей к изобр-й деят-ти. Структура способностей Способности

  • Задатки

  • Талант

  • В4. Этапы развития способностей в дошкольном возрасте. Роль обучения в развитии способностей. Выделяют этапы развития способностей.

  • Флёрина развитие изо способностей описала схематично :1.Форма 2.Цвет 3.Движение Туловище дети дошк. возроста в профиль не изображают.4 .Композиция

  • Предмет и задачи методики руква изодеяттью детей дв


    Скачать 445 Kb.
    НазваниеПредмет и задачи методики руква изодеяттью детей дв
    Анкорshpory_izo.doc
    Дата23.11.2017
    Размер445 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаshpory_izo.doc
    ТипДокументы
    #10398
    страница1 из 11
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    В1. предмет и задачи методики рук-ва изодеят-тью детей дв

    Под изобразительной деятельностью дошкольников понимается художественная деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме.

    Методика руководства изобразительной деятельностью детей основывается на научных данных педагогики, психологии, эстетики и искусствоведения.

    Занятия изобразительным искусством в детском саду являются эффективным средством познания действительности и одновременно помогают развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов.

    Цель использования изодеят-ти в дошк. Возрасте – содействие развитию личности.

    Задачи рук-ва изодеят-тью:

    1.Формирование мотивов изобр. деят-ти детей. (На мотивы влияет мотивационно-потребностное поле того или иного возрастн ого периода. Доминирующее отношение реализуется в ведущей деят-ти. Все мотивы общественные, в основе лежит потребность общения с людьми. Но постепенно задача усложняется от формирования мотивов неспецифических к появлению и развитию специфических: стремление выразить своё отношение к миру и найти взаимопонимание у окружающих. Субъектное отношение реб-ка к окр. миру предполагает умение самосу ставить цель той или иной деят-ти. Это 2-аязадача обучения.)

    2.Формирование восприятия. Обучение умению рассматривать предметы. Важно развивать у детей умение замечать выразительность форм, цвета, пропорций и т.д. и выражать при этом соответствующие чувства. В момент восприятия важно развивать детское воображение.

    3.Формирование у детей собственно-изобразительных действий (передача строения предмета, пропорций, цвета, расположение на плоскости ит.д.)

    Изобр-ая деят-ть имеет большое значение длч умств-го, сенсорного, нравственного, эстетического восп-ия.



    В2. Развитие методики изобразительной деятельности как науки. Вклад Е.А.Флёриной и Н.П.Сакулиной в разработку программы по изодеят-ти для детей дв

    В конце 19 века распространение получила система Ф. Фребеля. Он предполагал большое количество материала для изо деятельности детей (камушки, глина и др.), но он исходил идеалистических позиций и считал, что детей учить изо деятельности не надо, т.е каждый ребенок должен развиваться по своему творческому пути.

    1-й труд по изо деятельности вышел в 1887г. Назывался «Дети - художники», автор его К.Риччи. Он изучил большое кол-во детских рисунков и попытался обобщить результаты детского творчества.

    1909г. В Москве открылась 1-я выставка детских работ под названием «Искусство в жизни ребенка».

    В 1910г. Вышла книга В.М.Бехтерева «Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении», где он рассм. рисование детей 3- 4-х лет и доказал, что ребенок на первоначальной стадии в штрихах и каракулях ничего не изображает. Он доказал необходимость обучению рисованию.

    Ф.И.Шмит в начале 20 века организовал 1-й музей детского творчества в Харькове.

    А.В. Бакушинский изучал детское творчество в сравнении с несколькими рисунками первобытных людей, нашел в них сходство и посчитал, что обучать рисованию не обязательно, т.к это заложено в ребенке от рождения.

    После революции организуется 1-я опытеая станция НаРКОМПроса (народного комитета просвещения), в которой разрабатываются проблемы эстетического воспитания детей.

    Именно Е.А.Флёрина заложила основы методики изобразительной деятельности. В работе «Детский рисунок»(1924) она заложила основы руководства детским творчеством: разв. эстетического воспитания; разв. наблюдательности; разв. чувства цвета и ритма.

    Флерина описала закономерности развития детского творчества. Доказала, что худ. воспитание необходимо производить в примерах реалистичного искусства.

    В 1939 г. Она приступила к разработке программы и методов обучения детей рисованию. Она связывала развитие творческих способностей детей с воспитанием и ввела новый принцип – единство учебных и творческих задач.

    В 1943г. В статье «Элементы обучения детей рисованию» она обобщила результаты своей экспериментальной работы, изложила основные выводы:

    1.осн. приемами изо деятельности являются: наблюдение предметов и явлений; Рассматривание образца; показ приемов изображения и техники работы.

    2.Все обучение должно вестись в игровом ключе.

    3.Необходимо проводить упражнения, направ-е на развитие руки.

    4.Обучать детей рисованию, нужно уже с 1,5 лет.

    Н.П.Сакулина проводила работы с группой воспитателей д\с Москвы по обучению их методике преподавания детского творчества.

    В 40-е г 20 века она стала более подробно изучать проблему декоративного рисования и искусства. Выяснила, что оно содействует развитию эстетических переживаний, способствует развитию патриотических чувств, обогащает технику работы детей по рисованию.

    В 50-60-е годы под ее руководством велись исследования, посвященные проблеме восприятия худ. произведений и проблеме развития творчества.

    Опыт своей работы Сакулина обобщила в книге «Рисование в дошкольном детстве»(1960): в книге рассматривается возникновение и характер рисования у детей от 1 до 3 лет, формирование рисунка детей от 3 до 7 лет. Все данные даются с позиции эстетическо-творческого воспитания.

    В3.Проблема развития способностей к изобр-й деят-ти. Структура способностей

    Способности – индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного чел-ка от др-го и явл-ся условием успешного выполнения той или другой деят-ти. Всегда проявляются в деятельности. (Определение Теплова) Основой способностей являются задатки.

    Задатки - анатомо-физиологические предпосылки к развитию способностей.

    Виды способностей:

    1.Общие – обеспечивают быстроту и легкость в приобретении знаний, создают предпосылки для решения многих задач.

    2.Специальные – обеспечивают достижение высоких результатов в определенном виде деятельности.

    Способность к изо деятельности – специальная способность. Она характеризуется след. показателями: Высокая эмоциональность; творческое воображение; яркость зрительного восприятия; образная память; чувства формы и цвета.

    Учение Павлова о ВНД (2 полушария: левое – художественный тип; правое – мыслительный тип; оба полушария работают одинаково – смешанный тип) 1-я сигн. сист. – сигналы из окр. мира ч/з ощущения; 2-я – слово. У кого лучше работает 1-я СС – худож-ый тип (левши), у кого лучше работает 2-я сС – мыслительный тип.

    1-я степень способностей – талантливость. Талант – способность создавать оригинальные предметы, отличающиеся новизной и высоким совершенством.

    2-я степень Гениальность – высшая степень развития таланта, позволяющая создать принципиально новое (люди у которых хорошо работают 2 полушария: Ломоносов – математик, физик, поэт; леонардо-да-Винчи – инженер, художник).

    Способности динамичны и зависят от воспитания и самовоспитания.

    Одаренность- сочетание различных высокоразвитых способностей.

    Любые задатки, перед тем как стать способностями должны пройти определенный путь развития. Структура способностей:

    Ведущее качество – творческое воображение

    Опорные качества:

    1.образное восприятие, образная память

    2. анатомо-физиологические особенности зрительного анализатора

    3.более гибкое, чёткое строение мелкой моторики

    Дополнительное качество – это фон – эмоциональная настроенность на деят-ть.

    В4. Этапы развития способностей в дошкольном возрасте. Роль обучения в развитии способностей.

    Выделяют этапы развития способностей.

    1-й этап в развитии способностей начинается с того момента, как ребенок впервые взял в руки материал для изображения. В пед. литературе этот этап называется доизобразительный. Т.к ребенок еще не создает изображение предмета, у него нет желания и замысла что-либо изобразить.

    1-я стадия – каракули, 2-я – ритм, 3-я - ассоциации

    На доизобразительном этапе важную роль играет ассоциативное мышление.

    Дети путем нахождения ассоциаций, находят сходства между простейшими формами и линиями с определенными предметами.

    Однако ассоциации ребенка не устойчивы, поэтому задача воспитателя – напоминать детям о том сходстве, которое они установили.

    Ассоциации помогают перейти к работе по замыслу, когда дети целенаправленно повторяют ту форму, которая у них получилась случайно.

    С появлением сознательного изображения предметов начинается изобразительный период в развитии способностей. Ребёнок уже ставит цель, а потом рисует.

    Деятельность приобретает творческий характер. Перед детьми ставятся задачи систематического обучения.

    Однако 1-ые изображения детей схематичны и просты, в них отсутствуют некоторые детали и признаки. С развитием мышления развивается и характер изображения предметов. Дети способны передавать пропорции, форму, цвет и движение предметов.

    В развитии способностей ребенок от обучения простому изображению предмета идет к передаче этого предмета во взаимодействии с другими, т.е от предметного изображения он переходит к сюжетному.

    Флёрина развитие изо способностей описала схематично:

    1.Форма 2.Цвет 3.Движение

    Туловище дети дошк. возроста в профиль не изображают.

    4.Композиция

    Самой сложной задачей для ребенка является передача движения в рисунке. Часто дети при изображении лица в профиль все равно изображают 2 глаза, 2 уха и т.д.

    Легче передавать движение при лепке. Ребенок сначала лепит фигуру без движения, а потом загибает те части как того требует замысел.

    Детские рисунки часто характеризуются «прозрачностью», дети изображают конфету, телефон лежащий в кармане и т.д.

    Также детям свойственно значимых и важных для них людей изображать большими по размеру, раскрашивать в яркие тона.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта