Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (третьего поколения)
Скачать 1.16 Mb.
|
ИСТОРИЯ для бакалавро Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (третьего поколения) CD I (T3 00 о M rc Q a Серия «Высшее образование» П. С. Самыгин, С. И. Самыгин, В. Н. Шевелев, Е. В. Шевелева ИСТОРИЯ для бакалавров О Рекомендовано Академией гуманитарных наук в качестве учебника для студентов вузов Ростов-на-Дону «Феникс» 2011 УДК 94(075.8) ББК 63.3(0)я73 КТК030 И90 Авторский коллектив: П. С. Самыгин, С. И. Самыгин, В. Н. Шевелев, Е. В. Шевелева История для бакалавров : учебник / П. С. Самыгин И90 [и др.] — Ростов н/Д : Феникс, 2011. — 573, [2] с. — (Высшее образование). ISBN 978-5-222-18805-7 В учебнике, составленном в соответствии с новым государственным образовательным стандартом для высших учебных заведений, освещаются все основные темы и вопросы курса «История». Главное внимание уделено ведущим тенденциям и основным событиям мировой и отечественной истории с древности до первого десятилетия XXI века. Учебник, составленный на модульной основе с использованием компетентностного подхода, адресован бакалаврам высших учебных заведений. Может быть также использован при подготовке к выпускным экзаменам в школе и абитуриентами, поступающими в вузы. ISBN 978-5-222-18805-7 УДК 94(075.8) ББК 63.3(0)я73 © Авторский коллектив, 2011 © Оформление: ООО «Феникс», 2011 Самыгин Петр Сергеевич, Самыгин Сергей Иванович, Шевелев Владимир Николаевич, Шевелева Елена Владимировна ИСТОРИЯ дня бакалавров Ответственный за выпуск Кутецои Н.\ технический редактор ЛоАштма корректор Семенова ().\ нсрсткгг. Натутш /I. Подписано в печать 25.06.2011 i. Формш lUlxlOH Бумага офсетная. Гарнитура Тип. Тпймс:. 1ириж :> (»()(). Ммк. № 318 ООО «Фишке и. И'МШ.», I. 1’<н I<>П 11.1 Дону, 1Н'|). Х.1Л1 У|П11И Ivllll, МО ОНЮЧШШЮ I' МИПИЫМ ДИ»1||!ИИ1ИМ1»М И ЧЛ1 > чКмиы»» ,’i'MOIU, I I’liMitiniM Дину, уи < лит иным, it / Кячпашо НИМИ1И «мнитммиуи! мимш ниинмм. Оглавление ИСТОРИЯ для бакалавро 1 CD I 2 00 3 rc 3 ИСТОРИЯ 4 ф..„„ 610 Объединение русских земель вокруг Москвы ИСТОРИЯ для бакалавро 1 CD I 2 00 3 rc 3 ИСТОРИЯ 4 ф..„„ 610 У 575 чебная литература Введение Особенность изучения истории как одного из профильных учебных предметов заключается в более глубоком рассмотрении тем, входящих в базовое содержание, и в увеличении доли самостоятельной работы студентов. Содержание учебного материала в настоящем пособии структурировано по проблемно-хронологическому или проблемному принципу с учетом полученных знаний и умений в общеобразовательной школе. Учебный материал по отечественной истории подается в широком контексте всемирной истории, что позволяет формировать целостную картину мира, глубже прослеживать исторический путь страны в его своеобразии и сопричастности к развитию человечества в целом. Проводится сравнительное рассмотрение отдельных процессов и явлений отечественной и всеобщей истории, таких, как социально-экономические и политические отношения в странах Европы и на Руси в раннее Средневековье, политическая раздробленность и формирование централизованных государств, отношения светской и церковной властей, история сословно-представительных органов, становление абсолютизма, индустриализация и другие. Сравнительный анализ позволяет сопоставить социальные, экономические и ментальные структуры, политические и правовые системы, культуру и повседневную жизнь России и зарубежных стран. Особое значение придается роли нашей страны в контексте мировой истории XX — начала XXI вв. С целью приобретения умений систематизации и концептуализации исторических знаний необходимо научиться выстраивать устные и письменные тексты в соответствии с определенным алгоритмом: Хронология, время исторических событий и процессов. Историография. Теория вопроса. Прежде чем рассказывать о каких-либо исторических событиях и процессах, студент должен дать определение базового понятия вопроса, затем рассказать об основных теориях, с помощью которых объясняют эти события, процессы. Причины исторических событий и процессов. Раскрывая причины, студент должен рассмотреть основные тенденции внутреннего экономического, социального, политического и духовного развития накануне. Ход исторических событий и процессов. Значение. Высшее образование сегодня ориентируется на овладение студентами определенной совокупностью компетенций, способствующих оптимальному его включению в динамику социокультурного развития. Термины «компетенции», «компетентности», «ключевые компетентности» употребляются в настоящее время в самых разных областях и выступают как результат развития основополагающих способностей, которые в основном приобретаются самим индивидуумом. Примером может служить список ключевых компетенций, предложенных Советом Европы в рамках осуществления проекта «Современное образование для Европы» и адаптированных к социокультурной специфике России. Изучать: организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; уметь извлекать пользу из опыта; организовать свои собственные приемы учения; уметь находить решение новых проблем; самостоятельно заниматься своим собственным образованием. Искать: запрашивать различные базы данных; уметь извлекать информацию из окружающей среды; уметь обрабатывать и классифицировать различную (по основаниям и источникам) информацию; уметь пользоваться услугами эксперта. Думать: осознавать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; критически относиться к различным аспектам развития общества; уметь ориентироваться в сложностях и противостоять неуверенности; занимать обоснованную позицию в дискуссиях и формировать свое собственное мнение; видеть и оценивать значимость экономического, политического, социального и культурного окружения, в котором осуществляется образование или работа; оценивать и формировать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, сохранностью окружающей среды; уметь оценивать произведения искусства и литературы. Сотрудничать: уметь строить взаимоотношения и совместную работу в группе; принимать ответственные решения; улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; уметь разрабатывать, заключать и выполнять контракты. Приниматься за дело: включаться в проект; нести ответственность; войти в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; уметь организовать свою работу; уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами. Адаптироваться: уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; доказать гибкость перед лицом быстрых изменений; показать стойкость перед трудностями; уметь находить новые решения. В связи с этим, целью образовательной деятельности является прежде всего развитие интеллектуальных возможностей и способностей студентов, которые должны стать средством индивидуального освоения науки и культуры, основой профессиональной компетентности и внутренним источником ее развития. В результате изучения учебной дисциплины «История» студент должен: Знать и понимать: основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории; периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки основных тенденций развития и важнейших проблем отечественной и всемирной истории; особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; основные понятия и даты. Уметь: анализировать историческую информацию; различать в информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; устанавливать причинно-след- ственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; сопоставлять и анализировать деятельность персонажей, повлиявших на процессы исторического развития; представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии. + Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности в целях: определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической'обусловленности; использования навыков исторического анализа при ]фитическом восприятии получаемой извне информации; соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения; осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, как гражданина России. Модуль первый Введение в историю. Древнейшая и древняя история человечества О Комплексной целью модуля является формирование профессиональных компетенций студентов, связанных с: пониманием цели, задач и предмета «Истории» как учебной дисциплины и требований к ее изучению; пониманием основных теорий исторического развития и периодизации всемирной и отечественной истории; знанием основных событий, связанных со становлением первобытности и зарождением цивилизаций, становлением цивилизаций и культуры Древнего мира; овладением способами логического анализа текстов, систематизации и концептуализации учебного материала. Глава 1 Введение в изучение учебной дисциплины «История» ^ Предмет истории как науки: цели и задачи ее изучения. Исторические источники. Историческое знание и историческое познание. Теории исторического развития. Историческая периодизация. Цивилизации. Предмет истории как науки: цели и задачи ее изучения С тех пор, как существует человек творческий и рационально мыслящий, существует и интерес к прошлому. Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому, означавшему «расследование», «узнавание», «установление». История отождествлялась с установлением подлинности событий. Позднее этим словом стали обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре историей стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном. В настоящее время мы используем слово «история» в двух смыслах: во-пер- вых, как рассказ, повествование об историческом прошлом, во-вторых, как науку и учебную дисциплину, изучающую исторического прошлое человечества. История — одна из древнейших наук. Основоположником ее считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н. э.), первым написавший труд, который так и назывался — «История». Древние ценили историю и называли ее «magistra vitae» (наставница жизни), а историка уважительно именовали «-translator temporis» (передатчик времени). Вот размышления из «Идеи истории» известного историка Р. Дж. Коллингвуда (1889—1943) — зачем нужна история и почему ее следует изучать: — Ответ мой таков: история — для человеческого самопознания. Принято считать, что человеку важно познать самого себя, причем под познанием самого себя понимается не только познание человеком его личных особенностей, его отличий от других людей, но и познание им своей человеческой природы. Познание самого себя означает, во-первых, познание сущностей человека вообще, во-вторых, познание типа человека, к которому вы принадлежите, и, в-третьих, познание того, чем являетесь именно вы и никто другой. Познание самого себя означает познание того, что вы в состоянии сделать, а так как никто не может знать этого, не пытаясь действовать, то единственный ключ к ответу на вопрос, что может человек, лежит в его прошлых действиях. Ценность истории поэтому и заключается в том, что благодаря ей мы узнаем, что человек сделал, и тем самым — что он собой представляет. Историку приходится быть и психологом, и следователем. Его работа связана с кропотливым поиском в архивах и книгохранилищах, музейных фондах, расшифровкой свидетельств современников и древних, он занимается разоблачением лжесвидетельств и подделок, экспертизой документов и артефактов. Результат его трудов — монография. Если автор талантлив, то она захватывающе увлекательна, тогда ее охотно прочтет и непрофессионал. Ни один роман, основанный на вымысле или исторических событиях, не в силах соперничать с реальностью. Нет такого автора, который превзошел бы вымыслом правду жизни. Предметом истории может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, семьи, частной жизни. Определение предмета истории во многом субъективно, поскольку связано с идеологией и мировоззрением историка. Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые, в конечном счете, зависят от способа производства материальных благ. Этот подход отдает приоритет экономике, обществу, а не конкретным людям при объяснении причинности. Историки, придерживающиеся либеральных позиций, убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность) в самореализации естественных прав. Содержанием истории как отдельной науки, специальной отрасли научного знания служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах. Основа исторической науки — собирание, систематизация и обобщение фактов, рассмотрение их в тесной связи и совокупности. Благодаря постепенному накоплению фактов сложились целые отрасли исторических знаний: гражданская история, политическая история, история государства и права, история хозяйства, военная история, археология, история культуры, музыки, языка, литературы. С течением времени появился ряд вспомогательных исторических дисциплин: источниковедение (общие приемы и методы изучения исторических источников), палеография (история древней письменности), геральдика (гербы), сфрагистика (печати), нумизматика (монеты, медали, ордена), топонимика (изучение названий географических пунктов) и другие. Но история — не просто рассказ о том, что было в далеком прошлом. Это еще и попытка с помощью прошлого объяснить настоящее и даже заглянуть в будущее. Люди нередко судят историю, ее деятелей и при этом как бы судят сами себя. История вершится в повседневности, но когда человек размышляет о ней, то обычно подразумевает под этим крупные события, чреватые опасностями или обещающие исполнение надежд. Люди, как правило, ощущают «поступь истории» в периоды серьезных социальных потрясений. Ход и цели событий в такие эпохи для человека непостижимы, но всегда опасны и страшны. Но есть и другая история — творчества, горения, поиска, духа, созидающего многовековое здание культуры. Прогресс мировой культуры — это непрерывное прорастание настоящего из прошлого. Раньше историю творил миф, затем — религия, сейчас — наука. Но сквозь многотысячелетнее развитие мировой культуры, при всех разрывах и периодических спадах единой нитью тянется общая цепь исканий, объединяющая все проявления духовной мощи человека в освоении окружающего мира и мира в себе. В творческих взлетах человеческого гения запечатлены достижения общечеловеческой культуры. Человек в высших проявлениях философии, науки, искусства в полном смысле слова творил мир. Своими интеллектом, волей, талантом, энергией он разрушал традиционное, косное пространство устоявшейся культуры. Всякий стремящийся к знаниям молодой человек должен знать историю своего отечества, жизнь и дела своих отцов, дедов и прадедов. Нельзя жить на родной земле и не знать, кто жил здесь до нас, не знать и не помнить об их трудах, славе, заблуждениях и ошибках. Мы получили от них не только материальное, но и духовное наследство, и пользуемся всем как само собой разумеющимся. Не менее важно знать и мировую историю, тем более, что история в современных условиях стала полем политической борьбы, где сталкиваются не только научно обоснованная критика, но и политизированные и идеологизированные точки зрения. В итоге вместо одних исторических мифов появляются другие, вместо одной полуправды — другая. Поэтому так важно показать действительную историю во всех ее сложностях и противоречиях, с ее светлыми и трагическими сторонами, соблюдая объективность и историческую правду. История нашего Отечества всегда была частью мировой цивилизации, подпитывала ее. Поэтому так важно изучать пути развития России в контексте мировой истории, обращая внимание на ее место в мировом историческом процессе. Исторические источники Историческая наука пытается дать целостное видение исторического процесса в единстве всех его характеристик. Как и в других науках, в истории идет накопление и открытие новых фактов, совершенствуется теория с учетом развития других отраслей знания, методов обработки и анализа источников. Поэтому многие факты и явления истории с открытием новых источников, с расширением нашего кругозора, совершенствованием теоретического знания оцениваются иначе, чем пятнадцать-двадцать, а тем более, сто лет назад. Исторические события представляют собой действия людей и результаты этих действий. История всегда складывалась из человеческих поступков. Поэтому в поисках причин тех или иных событий историки обращались к мотивам, побуждавшим людей к действиям, к целям, которые они перед собой ставили. Но одновременно становилось ясным, что исход событий далеко не всегда таков, каким хотели бы его видеть действующие в пространстве истории персонажи. Нередко в результате сознательных и целенаправленных человеческих действий получалось то, что не планировал, не желал и не ожидал никто даже из самых выдающихся участников исторических событий. Всестороннее научное исследование материальной и духовной культуры прошлого делает нас богаче и умнее, проницательнее в мыслях и делах, в планах и свершениях. Все это свидетельствует в пользу того, что знание истории позволяет лучше понять современность, но и современность, в свою очередь, ставит задачу по возможности точного научного осознания прошлого, что имеет не только нравственную, но и практическую ценность. По словам немецкого историка и философа И.Г. Гердера, «Пространства полны мудрости, а времена полны мнимого хаоса, и, однако, человек сотворен, очевидно, чтобы искать порядок, чтобы внести ясность в свой малый промежуток времени, чтобы грядущее строить на прошедшем, — иначе зачем человеку память, зачем воспоминания?» История, как правило, оперирует установленными фактами. Как и в других науках, в исторической науке постоянно идет накопление новых фактов. Эти факты извлекаются из исторических источников. Исторические источники — это как бы остатки прошлой жизни, свидетельства о прошлом. Выделяют четыре основные группы исторических источников: вещественные; письменные; изобразительные; фонические. Историки обнаруживают новые факты, документы и свидетельства, формулируют новые интерпретации, обращаются к ранее не исследованным аспектам прошлого. Все это неизбежно меняет их восприятие, приводит к формированию новой картины истории, которая через учебники, популярную литературу, по культурным и информационным каналам «просачивается» в общество, в обыденное сознание, приводит к изменению казавшегося незыблемым прошлого. История не может включать в себя только положительные факты прошлого. Призывы «не очернять собственного прошлого» раздаются довольно часто. Но что они могут дать настоящему? Представим, что мы имеем дело с человеком, который своё прошлое описывает в виде непрерывной череды успехов и достижений. В некоторых национальных историях подобный подход распространён довольно широко. Но современность, которая «живет» подобным героическим прошлым, как правило, с трудом выносит потрясения, такие, например, что охватили Россию в конце XX столетия. Историческое знание и историческое познание Каждый народ и всякое общество обладают определенным кругом исторических представлений о своем происхождении, важнейших событиях в своей истории, деятелях прошлого, о соотношении своей истории с историей других народов и всего человеческого общества. Такие представления получают свое выражение в исторических преданиях, сказаниях, легендах, сказках, составляющих неотъемлемую часть духовной жизни каждого народа как один из способов его самовыражения и самоутверждения. Благодаря этому данная общность людей осознает себя как народ на основе знаний своего прошлого, на основе знаний своего места в мировом историческом процессе. Тем самым история органически вплетается в общественное сознание. Все его элементы, составляющие в совокупности сознание общества (взгляды, идеи, политическое и правовое сознание, мораль, религия, искусство, наука), имеют свою историю. Они могут быть поняты и познаны только на основе исторического подхода, рассматривающего каждое явление с точки зрения конкретных условий и обстоятельств его возникновения, условий развития. Именно поэтому обращение к прошлому постоянно содержится в дискуссиях по кардинальным проблемам современности, на основе оценок прошлого разрабатываются современные социальные теории и идеологические системы. Значение формирования исторического сознания, сохранения исторической памяти в современных условиях очень велико. Прежде всего, оно обеспечивает осознание определенной общностью людей того факта, что они составляют единый народ, объединяемый общностью исторической судьбы, традиций, культуры, языка, общностью психологических черт. На самых различных ступенях своего развития племена, народы, нации стремились сохранить память о своем прошлом в самых различных формах: от устных преданий и героического эпоса, когда еще не было письменности, до всякого рода письменных повествований, художественных произведений, научных трудов, памятников изобразительного искусства. Это способствовало самоутверждению данной общности людей как народа. Применяя термин «знания о прошлом», историк имеет в виду «объекты прошлого». Познавательные усилия историка направлены, в принципе, на реконструкцию «отсутствующих объектов». Историки утверждают, что они в состоянии познать «отсутствующие объекты». Но знания историков об объектах прошлого нельзя отождествлять с самими объектами прошлого. События прошлого невозможно повторить. А вот их интерпретацию можно не только повторять, но и бесконечно варьировать и комбинировать. Одна и та же эпоха может объясняться, интерпретироваться историками с экономической, политической или культур-. ной точек зрения. Но ни одна историческая интерпретация не в силах, даже в рамках одного события или процесса, предусмотреть абсолютно всё, случившееся в прошлом. Любая историческая интерпретация является моделью, искусственной конструкцией, текстом, построенным на базе определенных логических правил. На основе образов прошлого, исторических событий постепенно происходят отбор и формирование общественно значимых норм,-морально-нравственных ценностей, складываются традиции и обычаи, образ мышления и поведения, присущий данному народу. Без таких интегрирующих качеств народ превращается в «население». Приходя из прошлого, охраняясь в исторической памяти народа, эти морально-нрав- ственные установки имеют свое значение для настоящего и будущего. Таким образом, настоящее тесно переплетается с будущим. Поэтому с историей надо обращаться бережно и осторожно. Достаточно дискредитировать прошлое, чтобы поставить под сомнение настоящее: так ли жили и живем? То ли делали и делаем? Постепенно начинает рушиться привычный уклад жизни, внося смуту и беспокойство в сознание и души людей, лишая их веры и надежды, опустошая духовно. Объективность исторического познания обеспечивается научными принципами. Принцип — это основное правило, которое необходимо соблюдать при изучении явлений и событий в истории. Принцип историзма в наибольшей степени отражает особенности исторического познания и 1ребует изучения всякого явления истории в его генезисе и развитии, конкретно-исторической обусловленности. Принцип объективности требует рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон. Главное в обеспечении принципа объективности — опора на факты в их истинном содержании, а не искаженные или подогнанные под схему. Принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе. Этот принцип (его еще называют принципом классово- го, партийного подхода) обязывает соотносить интересы классовые и узкогрупповые с общечеловеческими, учитывая субъектцвный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей. История выполняет несколько функций. Первая — познавательная, интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективном отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества. Вторая функция — практически-полити- ческая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего — корни интереса людей к своей истории. Третья функция — мировоззренческая. История создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение — взгляд на мир, общество, законы его развития — может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность — это исторические факты. История является фундаментом, на котором зиждется наука об обществе. Чтобы выводы из истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность познания. Четвертая функция истории — воспитательная. Ведь история обладает немалым воспитательным воздействием. Знание национальной и всемирной истории формирует гражданские качества — патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы. Какой бы предмет ни изучали историки, все они используют в своих исследованиях научные категории: историческое движение (историческое время, историческое пространство), исторический факт, теорию изучения (методологическую интерпретацию). Историческое движение включает взаимосвязанные научные категории — историческое время и историческое пространство. Историческое время движется только вперед. Каждый отрезок движения в историческом времени «соткан» из тысяч связей, материальных и духовных, он уникален и не имеет себе равных. Вне понятия исторического времени история не существует. Понятие исторического времени неоднократно менялось. Это нашло отражение в периодизациях исторического процесса. Под историческим пространством понимают совокупность природно-географических, экономических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих на определенной территории. Под воздействием природно-геофафи- ческих факторов формируются быт народов, занятия, психология; складываются особенности социально-политической и культурной жизни. С глубокой древности возникло деление народов на западные и восточные. При этом имеется в виду не принадлежность к Западу (Европа) или Востоку (Азия) в географическом смысле, а общность исторической судьбы, общественной жизни этих народов. Понятие историческое пространство может употребляться и вне связи с конкретной территорией. Например, христианский мир был синонимом Запада, а мусульманский — синонимом Востока. Исторический факт — это реальное событие прошлого. Все прошлое человечества соткано из исторических фактов, их множество. Факт — войны Александра Македонского, факт — единичное событие из частной жизни одного человека. Конкретно-исторические факты мы получаем из исторических источников. Все прошлое человечества состоит из фактов, но для получения исторической картины требуется факты выстроить в логическую цепочку и объяснить их. Теории исторического развития Собранный историком фактический материал требует своего объяснения, что осуществляется на основе теоретических теорий (концепций). Таким образом, с одной стороны необходимо знание конкретных фактов, с другой — важно осмыслить всю совокупность фактов с целью выявления причин и закономерностей развития общества. Теории исторического процесса (теории изучения) определяются предметом истории. Теория — это логическая схема, поясняющая исторические факты. Сами по себе исторические факты как «фрагменты действительности» ничего не объясняют. Только историк дает факту толкование. Но это толкование зависит от идейно-теоретических взглядов, политических и иных пристрастий. Что отличает одну теорию исторического процесса от другой? Различия — в предмете изучения и системе взглядов на исторический процесс. Каждая схема-теория из множества исторических фактов выбирает те, которые вписываются в ее логику. Исходя из предмета исторического исследования, каждая теория выделяет свою периодизацию, определяет свой понятийный аппарат, создает свою историографию. Различные теории выявляют только свои закономерности или альтернативы (варианты исторического процесса) и предлагают свое видение прошлого, дают свои прогнозы на будущее. По предметам изучения обычно выделяют три теории изучения: религиозно-историческую, всемирно-историческую, ло- кально-историческую. В религиозно-исторической теории предметом изучения является движение человека к Богу, связь человека с Высшим разумом, Творцом — Богом. Суть всех религий состоит в осознании кратковременности существования материального тела человека и Вечности души. В рамках религиозноисторической теории существует несколько направлений (христианство, ислам, буддизм и другие). С точки зрения христианства, смысл истории заключается в последовательном движении человека к Богу, в ходе которого формируется свободная человеческая личность, преодолевающая свою зависимость от природы и приходящая к познанию конечной истины, дарованной человеку в Откровении. Освобождение человека от первобытных страстей, превращение его в сознательного последователя Бога — основное содержание истории. Во всемирно-исторической теории предметом изучения является общемировой прогресс человечества, позволяющий получать по возрастающей материальные блага. Во главу ставится социальная сущность человека, npoipecc его сознания, позволяющий создать идеального человека и общество. Общество обособилось от природы, и человек преобразует природу в соответствии со своими возрастающими потребностями. Развитие истории отождествляется с прогрессом. Все народы проходят через одни и те же стадии прогресса. Одни проходят прогрессивный путь развития раньше, другие — позднее. Идея прогрессивного общественного развития рассматривается как закон, как необходимость и неизбежность. Однако присущий данной теории европоцентризм ограничивает возможности построения картины всемирной истории, ибо не учитывает особенности развития не только иных миров (Азия, Африка), но и так называемой европейской периферии (Восточная Европа и особенно Россия). Абсолютизировав с европоцентристских позиций понятие «прогресс», многие историки этого направления как бы «выстроили» народы по иерархической лестнице. В итоге сложилась несколько упрощенная схема развития истории с «передовыми» и «отсталыми» народами, с чем другие историки не могут согласиться. В свою очередь, в рамках всемирно-исторической теории существуют направления: а) материалистическое; б) либеральное; в)технологическое. Материалистическое направление, изучая общемировое развитие — прогресс человечества, отдает приоритет развитию общества, общественных отношений, связанных с формами собственности, классовой борьбы, проходящей через века и -ведущей к уничтожению частной собственности и утверждению общественной. История предстает как закономерная смена общественно-экономических формаций, на «стыках» которых происходят революционные изменения. В основе смены формаций — противоречие между уровнем развития производительных сил и производственных отношений. Движущей силой развития общества является классовая борьба между имущими, владеющими частной собственностью (эксплуататорами), и неимущими (эксплуатируемыми), приводящая в конечном итоге к уничтожению частной собственности и построению бесклассового общества. Либеральное направление отдает приоритет развитию личности, обеспечению ее прав и свобод и, прежде всего, права частной собственности. Самореализация личности возможна только на основе свободы и частной собственности, а развитие общества осуществляется на основе сотрудничества личностей, представляющих все слои общества. Условием прогресса является свободная личность. Либералы считают, что в истории всегда есть альтернатива развития. А сам выбор, вектор прогресса, зависит от сильной личности — «героя», харизматического лидера. Технологическое направление, изучая общемировое развитие — прогресс человечества, отдает приоритет технологическому развитию и сопутствующим изменениям в обществе. Человечество «обречено» на техническое развитие, проходя путь от выделения «из животного мира» до освоения пространств космоса. Вехами в этом развитии являются фундаментальные сдвиги и открытия: появление земледелия и скотоводства, освоение железа, создание конской упряжи, изобретение механического ткацкого станка, паровой машины и т.д., а также соответствующие им политические, экономические и общественные системы. Фундаментальные открытия определяют прогресс человечества и не зависят от идеологической «окраски» того или иного политического режима. Технологическое направление делит историю человечества на периоды: традиционный (аграрный), индустриальный, постиндустриальный (информационный). В локально-исторической теории предметом изучения являются локальные цивилизации. Каждая из локальных цивилизаций самобытна, слитна с природой и проходит в своем развитии стадии рождения, становления, расцвета, упадка и гибели. На смену погибшей цивилизации приходит другая цивилизация. Во главу этой теории ставится генетико-биологическая сущность человека и конкретная среда его обитания. Человечество составляет часть Природы-биосферы и изменяется вместе с ней. Не npoipecc сознания, разума человека, а его подсознание, вечные биологические инстинкты: продление рода (сексуальность), социальная зависть, стремление жить лучше, чем другие, жадность, стадность определяют и неизбежно повторяют во времени ту или иную рожденную природой форму устройства общества. Не история повторяется на новом витке развития, а повторяется биологический вид — человек во времени со своими постоянными биологическими инстинктами. Историческая периодизация Историческая периодизация — это условное выделение последовательных этапов в общественно-историческом развитии. Историками разработано много различных вариантов периодизации общественного развития. Так, древнегреческий поэт .Гесиод делил историю народов на пять периодов — божественный, золотой, серебряный, медный и железный, утверждая, что от века к веку люди живут все хуже. Древнегреческий мыслитель Пифагор в понимании истории руководствовался теорией круга, в соответствии с которой развитие идет по одной и той же колее: зарождение, расцвет, гибель. Такой взгляд на историю идет по аналогии с жизнью человека, с кругами цивилизации. До XVIII в. историки различали эпохи по времени правления государей. Французские историки в XVIII в. стали выделять эпохи дикости, варварства и цивилизации. Свой вариант периодизации по типу хозяйства предложил немецкий ученый Б. Гильдебранд, который разделил историю на три периода: натуральное хозяйство, денежное хозяйство, кредитное хозяйство. Русский ученый Л.И. Мечников установил периодизацию истории по степени развития водных путей сообщения: речной период (древние цивилизации), средиземноморский (Средние века), океанический (Новое и Новейшее время). Основоположник марксизма К. Маркс, исходя из принципа материалистического понимания истории, разработал вариант периодизации, положив в основу способ производства — формационную концепцию. История человечества предстает как последовательная смена общественно-экономических формаций (первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической). Способ производства — исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений. В отличие от Маркса, другие ученые рассматривали исторический процесс как чередование одних и тех же циклов круговорота локальных цивилизаций. Крупнейший представитель этой теории — англичанин А. Тойнби. Несмотря на то, что выделенные им тринадцать основных цивилизаций развиваются независимо друг от друга, все они проходят в своем развитии одни и те же стадии: зарождение, расцвет, гибель. Цивилизационный подход в поиске общих закономерностей исторического процесса основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. Кроме того, здесь учитываются различия, порожденные географической средой обитания, историческими особенностями. Американский ученый У. Ростоу разработал теорию стадий экономического роста. Он выделил пять стадий экономического роста: традиционное общество; период предпосылок или переходного общества; период «взлета» или сдвига; период зрелости; эра высокого массового потребления. 06- щественно-экономическим формациям, выдвинутым Марксом, Ростоу противопоставляет стадии роста и идеальным типом эры высокого уровня массового потребления признает «англо-американский образец». В 70-е годы XX в. Ростоу дополнил свою схему шестой стадией — на этой стадии общество занято поиском путей качественного улучшения жизненных условий человека. Современная историко-либеральная периодизация делит историю на следующие этапы: традиционный, индустриальный, информационный (постиндустриальный). Подобная периодизация получила широкое применение. Цивилизаций В XIX в. получил широкое распространение термин «цивилизация». Цивилизация в современном понимании рассматривает общество как динамично развивающееся образование в единстве природного фактора, преобразовательной деятельности людей и качественного своеобразия жизни народа в определенное время. Термин «цивилизация» (от лат. civilis — гражданский, государственный, политический, достойный гражданина) был введен в научный оборот французскими просветителями для обозначения общества, в котором царствуют свобода, справедливость и правовой строй. Становление цивилизации связано с достаточно высоким уровнем разделения труда, формированием классовой структуры общества, образованием государства и иных политических и правовых институтов власти, развитием письменных форм культуры и т.д. Цивилизация с позиций такого подхода — это социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно- временными рамками и имеющий четко выраженные параметры духовного, экономического и политического развития. На основе всех этих подходов можно дать такую обобщенную характеристику цивилизации. Цивилизации — это крупные целостные социокультурные системы со своими закономерностями, которые включают в себя различные элементы (религию, экономическую, политическую, социальную организацию, систему образования и воспитания и т.д.). Каждый элемент этой системы несет в себе печать своеобразия той или иной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. Неповторимость цивилизации придает духовный фактор — своеобразный склад психической жизни, воплощающийся в особенностях культуры, ценностей, норм, обычаев, традиций и т.д. Взаимодействуя друг с другом, цивилизации не теряют собственной уникальности, возможные заимствования каких-либо элементов из других цивилизаций могут лишь ускорить или замедлить, обогатить или обеднить их. Тип цивилизации — методологическое понятие, используемое для наиболее крупного членения культурно-историче- ского развития человечества, позволяющего обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ. В основу типологизации положены четыре основных критерия:. 1) общие фундаментальные черты духовной жизни; общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития; 3) взаимопереплетение культур; 4) наличие общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития. На основе этих критериев вычленяются четыре основных типа цивилизации: 1) природные сообщества; 2) восточный тип цивилизации; 3) западный тип цивилизации; 4) современный тип цивилизации. Природные сообщества. Это тип непрогрессивной формы существования, к которому относятся исторические сообщества, живущие в рамках природного годового цикла, в гармонии с природой. Народы, относящиеся к данному типу цивилизации, адаптировались к окружающей среде до такой степени, которая необходима для поддержания и воспроизводства жизни. Цель и смысл своего существования они видят в сохранении хрупкого равновесия между человеком и природой, в сохранении сложившихся обычаев, традиций, приемов труда, не нарушающих их единства с природой. Вся жизнь сообщества подчинена природному циклу. Оно ведет кочевой или полукочевой образ жизни. Духовная культура, верования, связаны с обожествлением сил природы. Функции связи между обожествленными силами природы и сообществами выполняют предводители общин — родов, племен, а также жрецы (шаманы, колдуны). Средством интеллектуального и эмоционального освоения мира выступает мифология. Восприятие мифа осуществляется через образ — целостную наглядную структуру. Для этих сообществ характерен крайний традиционализм. Изменения происходят по замкнутому кругу, нет восходящего развития. Неизменность однажды установленных порядков поддерживается системой запретов — табу. В социальной организации господствует коллективизм: община, род, клан, племя. Властные отношения осуществляются на основе авторитета. Власть опирается либо на традицию (выборные предводители), либо на генеалогическое родство (наследование). Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к III тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Месопотамии, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются: Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков не зависящими от него силами природы, социума, богов и т.д. Нравственно-волевая установка не на познание и преобразование мира, а на созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях являются корпоративная и государственная формы собственности, а основным методом управления выступает принуждение. Западный тип цивилизации (западная цивилизация) — характеристика особого типа цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурно- го развития Европы и Северной Америки. Основными ценностями западного типа цивилизации, согласно воззрениям известного социолога М. Вебера, являются следующие: динамизм, ориентация на новизну; 2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности; 3) индивидуализм, установка на автономию личности; 4) рациональность; идеалы свободы, равенства, терпимости; 6) уважение к частной собственности; 7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации. Техногенная цивилизация — исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в XV—XVII вв. и распространившийся по всему земному шару. Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, при этом подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники. Характерные черты техногенной цивилизации: 1) быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний; 2) как результат слияния науки и производства происходит научно-техниче- ская революция, существенным образом изменяющая взаимоотношения человека и природы; 3) ускоряющееся обновление той искусственно созданной человеком предметной среды, в которой протекает его жизнедеятельность. Это сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. Иногда на протяжении одного-двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности. На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества — индустриальное и постиндустриальное. Для обозначения исторических особенностей того или иного типа цивилизации используется также разделение всех типов цивилизаций на два основных типа: первичные цивилизации и вторичные цивилизации. Первичными цивилизациями называют древние цивилизации, выросшие непосредственно из первобытности и не опиравшиеся на предшествующую цивилизационную традицию. Вторичные возникли позже и осваивали культурно-исторический опыт древних обществ. Современное состояние цивилизационного развития привело к формированию глобальной цивилизации. Глобальная цивилизация — современный этап цивилизационного развития, характеризующийся возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой общепланетарной цивилизации. В современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений. Возрастающая интенсивность глобальных взаимосвязей способствует распространению по всей планете тех форм социальной, экономической и культурной жизни, знаний и ценностей, которые воспринимаются как оптимальные и наиболее эффективные для удовлетворения личных и общественных потребностей. Иными словами, происходит всевозрастающая унификация социокультурной жизни различных стран и регионов земного шара. Основой этой унификации является создание общепланетарной системы общественного разделения труда, политических институтов, информации, связи, транспорта и т.д. Инструментом социокультурного взаимодействия является мсжцивилизационный диалог. Его общие принципы: усвоение прогрессивного опьгга при сохранении особенностей каждого сообщества, культуры и менталитета народа; каждое сообщество берет из опыта иных цивилизаций только те формы, которые оно в состоянии освоить в рамках своих культурных возможностей; 3) элементы иной цивилизации, перенесенные на другую почву, приобретают новый облик, новое качество; 4) в результате диалога современная глобальная цивилизация приобретает не только форму целостной системы, |