Джуринский_История образования и педагогической мысли_2003. Учебник для студентов высших учебных заведений
Скачать 2.9 Mb.
|
Материалы, размещенные в телекоммуникационной библиотеке и представленные в виде цитат, допускается использовать исключительно в образовательных целях. Запрещается тиражирование информационных ресурсов с целью извлечения коммерческой выгоды, а также иное их использование в нарушение соответствующих положений действующего законодательства по защите авторских прав. УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ А.Н. Джуринский ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям: 031000 «Педагогика и психология», 031300 «Социальная педагогика», 033400 «Педагогика» Москва 2003 ББК 74.03я73 Д42 Джуринский А.Н. Д42 История образования и педагогической мысли: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 400с. ISBN 5-305-00100-5. В учебнике представлена мировая история образования и педагогических идей. Особое внимание уделено развитию образования и педагогики в России. Учебник адресован студентам педагогических вузов и колледжей, преподавателям, аспирантам. ББК 74.03я73 © Джуринский А.Н., 2003 © «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003 © Серийное оформление обложки. ISBN 5-305-00100-5 «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003 Учебное издание Джуринский Александр Наумович ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ Учебник для студентов высших учебных заведений Редактор И. К. Свешникова Макет А. В. Щетинцева Компьютерная верстка С. В. Иванцов Корректор Л. И. Трифонова Отпечатано с диапозитивов, изготовленных ООО «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС». Лицензия ИД № 00349 от 29.10.99. Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.005750.08.02 от 21.08.2002. Сдано в набор 18.03.02. Подписано в печать 07.09.02. Формат 60x90/16. Печать офсетная. Бумага газетная. Усл. печ. л. 25,0. Тираж 10 000 экз. (1-й завод 1-5 000 экз.). Заказ№1368 «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС». 119571, Москва, просп. Вернадского, 88, Московский педагогический государственный университет. Тел. 437-11-11,437-25-52,437-99-98; тел./факс 735-66-25. E-mail: vlados@dol.ru http://www.vlados.ru ООО «Полиграфист» 160001, Россия, г.Вологда, ул.Челюскинцев ПредисловиеВ центре история образования и педагогической мысли (истории педагогики) находится воспитывающийся человек, во имя которого выстроена динамичная панорама педагогических идей и теорий, написаны многочисленные трактаты. Миссия истории образования и педагогической мысли значительна и уникальна. Ее предмет состоит в интеграции достижений гражданской истории и научной педагогики, в изучении многовековой дороги мировой педагогической мысли и практики. На извилистом и драматичном пути происходило постепенное превращение педагогики из суммы эмпирических суждений в науку Человечество нередко утрачивало позитивные педагогические идеи, которые позже возрождались в ином виде. Погружение в знание развития воспитания и образования формирует общую мировоззренческую и педагогическую культуру человека. Обращение к истории школы и педагогических учений позволяет полнее уяснить ход и результаты взаимодействия общества и педагогики. Возникают систематические представления о том, каковы педагогические ответы на вызовы времени, как воспитание и обучение закрепляют приобретаемые культурные ценности. Формируются убеждения, что педагогика всегда была заметным (хотя и не единственным) двигателем культурной и общественной эволюции. История педагогики позволяет осваивать современную науку о воспитании и образовании, высвечивает истоки мирового педагогического процесса, ведет к духовным сокровищам, которые хранит человечество и которые порой оказываются невостребованными при воспитании новых поколений. Из каких источников черпает сведения о воспитании и образовании история педагогики? Когда речь заходит о цивилизациях нового и новейшего времени, ответ достаточно прозрачен: прежде всего это свидетельства письменной культуры. При изучении современных явлений в школе и педагогике к этому прибавляются непосредственные наблюдения и исследования. Сложнее восстановить картину зарождения воспитания, а также педагогическое наследие цивилизаций, которые оставили крайне мало следов материальной культуры. В этом случае помогают этнографические данные о племенах, сохранявших до последнего времени черты первобытности, находки археологов, древние наскальные изображения, народные игры и обряды, язык, эпос, фольклор, корни которых уходят в тьму веков. При осмыслении прошлого воспитания и образования актуально понимание методологии истории педагогики. История педагогики изучает развитие теории и практики воспитания и обучения во взаимосвязи с текущими проблемами педагогики и школы, другими педагогическими науками. Она сохраняет тесные связи с традиционным кругом научных знаний: общая педагогика, школоведение, методики обучения и пр., а также предоставляет результаты своих исследований в распоряжение относительно молодых наук: сравнительная педагогика, педагогическая антропология, поликультурная педагогика и т.д. Методологическим условием изучения истории педагогики являются научные объективность и нейтралитет, т.е. дистанцирование от политических пристрастий, что позволит приобретать максимально точные научные представления. Другое важное методологическое условие — соблюдение принципа историзма. Школа и педагогика всегда являлись ареной столкновения социальных, культурных, политических, религиозных и иных интересов, и изучение истории педагогики вводит в осмысление этой извечной тенденции. Но основные результаты педагогической мысли достигались отнюдь не благодаря таким столкновениям, а при эволюционном (хотя и конфликтном, полемичном) развитии педагогики. История педагогики рассматривается одновременно с позиций формационного и цивилизационного подходов. Это означает учет взаимосвязи ее генезиса с чередой основных социальных формаций, в пределах тех или иных цивилизаций с их многообразными культурными, этническими, религиозными и прочими особенностями. Применение указанных подходов к истории педагогики увеличивает потенциал научного исследования, позволяет формулировать качественно существенные характеристики мирового историко-педагогического процесса. Так, педагогические идеи и практика древних цивилизаций Шумера, Египта, Индии, Китая, Греции и Рима зарождались при сосуществовании первобытной общины и первых государственных институтов, а также политеизма. В древних цивилизациях сложились три центра воспитания и обучения: семья, государство, церковь. В средневековых цивилизациях Запада и Востока воспитание и образование отмечены печатью сословно-феодальных отношений, возникновением мировых религий: буддизма, христианства, ислама, ведущей роли тех или иных языков (латинский, арабский, китайский и пр.), этнических групп (китайцы, греки, арабы, славяне и т.д.). Цивилизации нового и новейшего времени с их системой всеобъемлющих рыночных отношений оказались очагом воспитания, разрывающего с национальными, религиозными и иными предрассудками. Правомерно, следовательно, утверждать, что при изучении истории педагогики имеют право на жизнь оба подхода — цивилизационный и формационный. Они взаимно дополняют друг друга, позволяют более обстоятельно представить эволюцию мировой школы и педагогики. Подталкивает к подобной «золотой середине» сама история человечества, которая дает примеры существования цивилизаций на протяжении одной и более социально-экономических стадий, что не могло не сказаться на закономерностях развития педагогической мысли и образования. Возникнув на заре человечества, педагогика все более обретала внутренний динамизм. Подобная имманентность ярко проявлялась в постоянном сосуществовании в педагогике традиционного и нового, подвижки которых, прежде всего переход нового в традиционное, рождение нового и отмирание старого, определяли в значительной степени историческое движение педагогики. Важным методологическим приоритетом при изучении генезиса педагогики является также сравнительный анализ происходивших в мире педагогических процессов: в отдельных цивилизациях, социально-экономических формациях, регионах и странах. Компаративистский подход позволяет точнее определять хронологические рубежи развития педагогических идей и учений, что осложняется разновременностью сходных явлений в воспитании у различных цивилизаций. Сравнительный анализ дает возможность учитывать однотипные и знаковые педагогические процессы эпох первобытности, древнего и средневекового мира, новой и новейшей истории. Надо иметь в виду, что на излете цивилизаций и социальных эпох происходит качественное накопление педагогических идей, которым обычно суждено лишь в последующем быть глубже проработанными и осуществленными. Так, в первобытную эпоху накоплен исключительно эмпирический опыт воспитания. Письменные цивилизации древнего мира, оттолкнувшись от такого опыта и продолжая его обогащать, приступили к философскому объяснению организованного воспитания и обучения. Средневековая педагогика не только отразила особенности коллективного сознания, ограниченные принадлежностью к конфессиям, этносам и сословиям, но и предложила педагогические учения, направленные на освобождение человека от жестких социокультурных нормативов. В новое и новейшее время процесс гуманизации воспитания и образования продолжал нарастать, ускорилось формирование концепций воспитания на основе познания закономерностей природы и общества. Новая и новейшая педагогика развивалась в противостоянии тоталитаризма и свободы, авторитарной и гуманистической парадигм. В первом случае воспитанник как бы возвышается на царственном троне, во втором — склоняет голову у его подножья. Компаративистский подход предполагает соблюдение важного методологического принципа, которым является синхронный анализ мировой истории педагогики. Подобный принцип позволяет более глубоко выявить общие и особенные черты педагогики в существовавших в едином временном пространстве цивилизациях и формациях в различных регионах мира. Синхронный анализ исключает искусственное деление истории мировой педагогики на три мало связанных между собой потока: зарубежная педагогика, русская педагогика (до 1917 г.), советская и постсоветская педагогика. Он помогает увидеть универсальное и специфическое в генезисе воспитания и обучения на протяжении всей истории человечества. История педагогики решает новые и переосмысливает традиционные проблемы. К традиционной проблеме можно отнести, например, европоцентристский подход к истории педагогики. При рассмотрении развития воспитания и обучения следует остерегаться стереотипов и крайностей, когда история педагогики сводится, по преимуществу, к достижениям западноевропейской цивилизации. Мощные прорывы в области культуры, воспитания и образования достигались различными цивилизациями, которые прокладывали путь остальному миру: Древняя Греция, средневековый Китай, русская цивилизация, западная цивилизация новой и новейшей эпох и др. В свою очередь, в истории воспитания и образования указанных цивилизаций были взлеты: культура городов-полисов Греции (VI-IV вв. до н.э.), «золотой век» Китая (III - Х вв.), подъем русской педагогики во второй половине XIX — 20-х гг. XX в., прогресс в воспитании и обучении в Западной Европе с XV в. и т.д. Безусловным для отечественной науки является особое внимание к российской истории педагогики. Ее необходимо рассматривать в мировом контексте, с учетом генетических связей современной российской педагогики и школы с теорией и практикой воспитания и обучения предыдущих эпох, как часть общемировых процессов в сфере воспитания и образования и одновременно неповторимое целостное культурно-историческое явление. На протяжении столетий в центре Евразии, на огромных просторах, не прикрытых естественными границами, формировался русский этнос с самобытной культурой и педагогикой. Русь, Россия перерабатывала и вбирала в себя культурно-образовательный опыт различных цивилизаций и этнических групп. Возникла уникальная педагогическая традиция, генезис которой делится на несколько этапов: Киевская Русь; становление Московского государства; Российская империя; советский и постсоветский этапы. К относительно новым историко-педагогическим проблемам относится роль различных педагогических наук и течений на протяжении тех или иных этапов истории, соотношение религиозного и светского начал в генезисе педагогической мысли, место всех народов в развитии школы и педагогики, осмысление современных педагогических явлений в исторической перспективе и др. История педагогики дала яркие примеры претензий отдельных наук и течений на универсальность и идейную монополию в сфере воспитания и обучения. Порой претензии оказывались состоятельными: педагогика конфуцианства в Китае, схоластика на Западе, прагматическая педагогика в США и др. В иных случаях амбиции выглядели менее убедительными: педология, марксистская педагогика, педагогическая антропология. Воспитание — ровесник человечества — зародилось как некое священнодействие. И хотя на протяжении тысячелетий оно постепенно становилось более светским, его сакральность, выражавшаяся прежде всего во влиянии религиозных идей, не утрачена. Это принуждает пристально всмотреться в соотношение светского и религиозного в истории педагогики. Надо задуматься над педагогическим контекстом кровавых войн и революций, которые пережил мир. Есть ли взаимосвязь между этими трагедиями человечества и воспитанием? Если да, то изучение истории педагогики должно содействовать тому, чтобы подобные катастрофы не повторялись. Правомерно перевести на язык истории педагогики тенденции развития мирового сообщества в XX столетии. |