Философия и бытияе. философия в вопросах и ответах (учебное пособие)(1). Учебное пособие для подготовки к экзаменам под редакцией профессора В. И. Курашова и доцента Г. Э. Галановой
Скачать 1.22 Mb.
|
Казанский Национальный Исследовательский Технологический Университет КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ИСТОРИИ НАУКИ ФИЛОСОФИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ Под редакцией профессора В.И. Курашова и доцента Г.Э. Галановой Казань 2014 УДК 19:37.091.64 ББК 87.25 + 74.026.82 Авторский коллектив: Курашов В.И., д.ф.н., проф., зав. кафедрой философии и истории науки; Ахтямова В.А., к.ф.н., доц.; Бугарчева Е.А., к.ф.н., доц.; Воз несенская А.Р., к.ф.н., доц.; Галанова Г.Э., к.ф.н., доц.; Зарецкая Н.Я., к.ф.н., доц.; Левашёва Е.В., к.ф.н., доц.; Мавлюдов А.А., к.ф.н., доц.; Матушанская Ю.Г., к.ф.н., доц.; Морозова О.Н. асс.; Орешина С.В. ст. преп.; Свергузов А.Т., к.ф.н., доц.; Чечеткина И.И., к.х.н., доц. Философия в вопросах и ответах: учебное пособие для подго товки к экзаменам /под ред. проф. В.И.Курашова и доц. Г.Э.Галано вой – Казань, 2014. Учебное пособие составлено в соответствие с требованиями к итоговому освоению курса «Философия». В краткой форме освещены этапы развития философского знания, основные разделы философских учений: онтологии (бытие, сознание, субстанция, материя, про странство и время), гносеологии (истина, диалектика познания), соци альной философии (общество, человек в системе социальных связей, социальное пространство и время), философской антропологии. Пред назначено студентам всех уровней обучения. Благодаря краткой форме изложения пособие особенно полезно для студентов заочной формы обучения и студентов-иностранцев. ISBN © Коллектив авторов, 2014 2 Оглавление Введение: ценность философского образования.....................................7 1. Место и роль философии в культуре.....................................................9 2. Предмет философии. Структура философского знания.....................12 3. Философия Востока..............................................................................14 4. Древнегреческая натурфилософия......................................................16 5. Философское осмысление человека в античности: софисты и Сократ ...................................................................................................................20 6. Классическая античная философия. Платон......................................22 7. Классическая античная философия. Аристотель................................24 8. Философия эпохи эллинизма и Древнего Рима: киники, эпикурейцы, скептики, стоики и неоплатоники...........................................................27 9. Проблемы и принципы средневековой христианской и арабо-му сульманской философии..........................................................................31 10. Философия и наука эпохи Возрождения...........................................37 11. Философия Нового времени: эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта..................................................................................................39 12. Механистический материализм и проблема субстанции: дуализм, монизм и плюрализм: Р.Декарт, Б.Спиноза и Г.Лейбниц......................41 13. Эпоха Просвещения и ее видные представители............................44 3 14. Немецкая классическая философия: «чистый» и «практический» разум в философии И. Канта, метод и система Г. Гегеля.......................46 15. Западная философия второй половины XIX и XX веков...................51 16. Российская философия 19-20 вв........................................................57 17. Понятия «бытие» и «небытие». Идеализм и материализм.............62 18. Осмысление проблемы бытия в истории философии.....................64 19. Философские и естественнонаучные представления о материи и пространстве и времени как ее атрибутах..............................................68 20. Философские концепции развития: метафизика, диалектика и си нергетика...................................................................................................73 21. Законы диалектики. Диалектика как учение о развитии.................76 22. Философские категории как операциональная системапознава тельной деятельности..............................................................................78 23. Проблема сознания в философии.....................................................85 24. Сознание и проблема идеального....................................................90 25. Взаимосвязь языка, мышления и логики в ключе проблем позна ния мира человеком ................................................................................92 26. Проблема истины в философии. Критерии истины в истории фило софских учений.........................................................................................97 27. Особенности эмпирического и теоретического познания.............100 28. Познавательные способности человека: чувства, рассудок, разум и интуиция. Фантазия и творчество. Рациональное и иррациональное в познании.................................................................................................103 4 29. Научное и ненаучное знание. Рост научного знания и научные ре волюции..................................................................................................106 30. Понятия техники и технологии. Взаимодействие науки и техники .................................................................................................................109 31. Философская антропология: краткая история и разнообразие под ходов........................................................................................................112 32. Антропогенез: проблема вектора эволюции..................................115 33. Аксиология: религиозные, эстетические и нравственные ценности и их роль в человеческой жизни...........................................................117 34. Смысл жизни человека.....................................................................118 35. Экологическая проблема: естественнонаучный, философский, ре лигиозный и социально-политический аспекты..................................121 36. Взаимосвязь человека и общества: человек в системе социальных связей......................................................................................................123 37. Роль личности в истории..................................................................126 38. Социальная философия и философия истории. Социальное про странство и социальное время..............................................................127 39. Формационная и цивилизационная концепции общественного раз вития........................................................................................................130 40. Культура как категория философского познания. Культуры в совре менном мире..........................................................................................133 41. Многополярный мир и толерантность. Глобальные перемены, проблемы и перспективы человечества. Научная футурология: методо логический анализ её возможностей....................................................138 5 В.И.Курашов Введение: ценность философского образования Философское образование – составная часть любого образова тельного направления, хотя философия как учебная дисциплина не всегда была желанной в системе образования, в том числе и россий ского. Философия с ее центральной проблемой «Что есть человек?» по могает человеку познать самого себя и через это быть самим собой. При «познании самого себя» человек обретает возможность «быть са мим собой», а это значит: способность выполнять свою миссию, осо знавать смысл жизни, достойно «нести свой крест», совершать Посту пок по ту сторону обывательского здравого смысла, обретать (нако нец!) природную способность к Любви. Философия – путь познания человечеством самого себя в его духовном движении от мира, каков он есть, к миру, каковым он должен быть. Философия в синтезе с культурологией в образовательном пространстве позволяют преодо леть обезличенность интерсубъективного научного знания, утопающе го в информации, где ученость (сумма знаний) не сходится с мудро стью. Все большая человекоразмерность научного знания (поскольку «человек есть мера всех вещей» и это, безусловно, так) приводит к синтезу в одно органичное целое философских, культурологических и научно-технических знаний в едином образовательном интеллектуаль но-духовном пространстве. Это позволяет нам говорить о наступлении в XXI в. «второго» Ренессанса, отличающегося от первого познанием преимущественно не человека в мире, а мира в человеке. Научное по знание мира и освоение (то же познание) научного знания учащимися – своеобразные сферы человеческой деятельности. В отношении философского образования важна известная мысль Канта в его «Критике чистого разума» о том, что «из всех наук разума (априорных наук) можно научить только математике, но не филосо фии (за исключением исторического познания философии), а что каса ется разума, можно в лучшем случае научить только философствова нию». Здесь не столь важно, согласен или не согласен кто-либо с отне сением философии к априорным наукам, важна идея философского об разования, которое должно состоять не из истории философии и «фи лософского аппарата» (учениях о бытии, сознании, истине), а из исто 6 рии философии и специальных форм пробуждения философского мировоззрения, философского мышления. Философское образование – это создание философской атмосферы, в которой человек делает свой выбор, находит свою точку зрения. В философском образовании долж ны излагаться вопросы и варианты ответов на них, проблемы и вари анты их решения, но учитель (лично или через учебник) не должен утверждать однозначно, что первично и что вторично, что истинно и что ложно, кто из мыслителей прав, а кто заблуждается. Так излагать философию можно в личных научных работах, но не в процессе обу чении. Как известно, философия представляет весьма специфическую и широкую область человеческого знания, включающую в пограничных разделах и научные, и ненаучные составляющие знаний смежных об ластей миропонимания: естествознания, религии, искусства, математи ки, техники. Строго говоря, философия не является чисто гуманитар ной наукой, как не является ею антропология в полноте вопроса «что есть человек?» Вполне естественно, что областью взаимодействия фи лософии и других наук является методология науки: методология фи зики, математики, лингвистики, психологии, медицины, педагогики, проблем образования (как области знания). Именно в этой сфере взаи модействия наук формируются общеметодологические и специально- методологические знания, которые в форме познавательных принци пов выполняют организационно-регуляционные функции в процессах роста научного знания. Можно или нужно ли изучать религиозные учения, в том числе и священные книги (Библия, Коран и др.), в светском учреждении? Можно и нужно, но без проповедей какого-либо одного учения. Здесь прослеживается аналогия с преподаванием философии – есть много противоречивых философских систем, но из этого не следует, что фи лософию нужно преподавать в соответствии с пристрастиями препода вателя. Философия – это, в первую очередь, свободное мышление, чего нельзя сказать о жестко организованном знании в физике, математике, логике, химии, социологии и в других позитивных науках. Отсюда дисциплина «философия» в системе образования в наибольшей степени позволяет студенту ставить вопросы, сомне ваться в положениях любой доктрины, предлагать свои концеп ции миропонимания, словом, философия воспитывает свободное мышления как никакая другая дисциплина. 7 * * * В.И.Курашов 1. Место и роль философии в культуре Философия как свободное критическое мышление зародилась в VI в. до н.э. в атмосфере мифологического мировидения. Милетская, Элейская, Пифагорейская школы и философия Гераклита сформиро вали особенные картины мира и тип познающего этот мир человека. Атрибутами свободного критического мышления в контексте че ловеческой познавательной деятельности и культуры в целом являют ся: 1) критицизм, переходящий часто в скептицизм и агностицизм; 2) индивидуализм; 3) абсолютизация ценности нового знания. Так зародилась западноевропейская философия, наука и мен тальность западноевропейской культуры в целом. Это же время породило раздвоенность сознания философствую щих людей, поскольку они как граждане должны были принимать и часто принимали религиозное мировоззрение мифологического поли теизма, а как ученые (философы) сами рисовали новую картину миро здания. Западноевропейская интеллектуальная культура формировалась под воздействием следующих факторов: 1) душевное начало человека с его архетипическим, первобыт ным страхом перед неизвестным и диким внешним миром требовало от интеллекта консервативности и соответственно завершенной систе мы знаний о мире (картины мира) на каждом этапе познания; 2) интеллектуальное начало человека с его природным любопыт ством и проснувшимся свободным критическим стилем мышления за ставляло идти по путям получения нового знания; 3) телесное начало человека требовало приспособления знания к биологическим интересам выживания. Кроме метафизики у современной философии, есть много част ных, но приоритетных областей. Это практически все сферы обще научного и метадисциплинарного знания: методология науки; природа 8 научного знания; взаимосвязь философии, науки и религии; природа языка; феномен творчества в изящных искусствах и технике и т.д. Философия незаменима как основа формирования общенаучной методологии, которая, в свою очередь, является основой методологии частных естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. В области общенаучной методологии не работают ни физики, ни химики, ни ис торики, ни филологи, ни социологи и т.д. Без философского анализа феномена «наука» во взаимосвязях и взаимодействиях составляющих ее дисциплин, осложненных к тому же их историческими коллизиями, не было бы ни одного человека в мире, который бы смог хоть как-то понять, что такое наука. Мы можем, например, без труда представить себе культуролога- гуманитария, который довольно успешно изучает науку как феномен культуры по обобщающим работам в области истории и философии науки. При этом нам трудно представить успешную работу такого спе циалиста, если ему для изучения будут доступны только первоисточ ники, например «Математические начала натуральной философии» Ньютона или «К электродинамике движущихся тел» Эйнштейна. Эпо хальные, но труднодоступные для понимания неспециалистом науч ные труды. В итоге можно так предельно кратко охарактеризовать место фи лософии в современной культуре: 1) философия сохраняет приоритет носительницы свободного и критического мышления, которое необходимо во всех сферах научно го познания мира; 2) независимой самостоятельной областью чистой философии является рациональная метафизика; 3) только философская метафизика и религиозные учения дают всеобщие и необходимые основания морали; позитивные науки бес сильны в деле обоснования необходимости нравственных действий че ловека; 4) наиболее крупными областями, пограничными с философией, является философия науки и методология науки; 5) философия как своеобразный жанр литературы показывает различные типы человеческого мышления и в этом состоит ее допол нительная общекультурная ценность и значимость для исследований истории ментальностей эпох и народов, в том числе и нашего времени. 9 Перечислим характерные черты культуры нашего времени, сви детельствующие о важной роли философии в жизни человека и обще ства: ● новый, третий глобальный антропологический поворот в фило софии; ●увеличение «человекоразмерности» научных знаний, в том чис ле и в естествознании («постнеклассическая наука»), при все более яв ном осознании пределов познания мира и человека в рамках традици онной ренессансной науки; ● резкое возрастание роли этических учений во всех сферах че ловеческой деятельности (экологическая этика, биоэтика, биомеди цинская этика, этика ученых и т.п.); ● возрастание значимости философско-методологических кон цепций при решении политических, экономических, социальных, на ционально-этнических, экологических и тому подобных проблем в силу исследования все более и более сложных систем; ● необходимость опоры на системообразующее и предельно об щее знание (философию) при решении современных интердисципли нарных проблем; ● разработка методологии познавательной деятельности в есте ствознании, технике, социальных и гуманитарных науках; ● необходимость воспроизведения и осмысления вновь и вновь вечных вопросов человека: происхождение Вселенной и жизни; при рода свободы воли; добро и зло; смысл жизни; прекрасное и безобраз ное; эсхатологическая проблема; ● возрастание роли философской герменевтики в связи с процес сами утраты идеалов ренессансной науки (с ее стремлением к новому знанию) и важностью для нашего времени постижения вечных истин (о благе, добре, зле, метафизических путях к Истине) в текстах про шлого; ● противопоставление (борьба) классического философского знания и затемняющих ум и калечащих душу учений разнообразных лжепророков, прорицателей, шарлатанствующих мистиков; ● духовное объединение людей общими философскими (наибо лее общими для человека) идеями в условиях географической, эконо мической, политической, национально-этнической разобщенности и противоречий; ● грядущая несостоятельность так называемого информационно го общества ввиду опасности для человеческого существования все 10 большего переноса активности из сферы «человек-человек» в сферу «человек-машина». |