Задание к экзамену по дисциплине Русская нравственноаскетическая письменность xviii начала xx вв. Вопросы к экзамену
Скачать 242.06 Kb.
|
Задание к экзамену по дисциплине «Русская нравственно-аскетическая письменность XVIII - начала XX вв.» Вопросы к экзамену Понятие русской патрологии и актуальность ее изучения. Богословие-предание и научное богословие. Источники изучения русской патрологии. Понятие “Slavia Orthodoxa”. (1,3,4) Хотя период классической патристики оканчивается 15 веком, поток памятников церковной письменности не иссяк, а преобразовался на множество мелких рукавов. Русская патрология - изучение текстов русских богословов, представляющих «большое богословие», «правило веры» и «правило молитвы». Научное богословие (theologia minore – «малое богословие») призвано хранить и систематизировать Богословие-предание. Для этого оно пользуется общегуманитарными методами исследования, почему и носит имя «научного». Связь научного богословия с Преданием обеспечивается не только тем, что последнее является его объектом, но и тем, что освящающее действие Предания обнаруживает себя и в научном богословии Церкви. Сагарда. Критерии отцов церкви: Лица известные для христианина, с полнотой и ясностью усвоили и воплотили в своей жизни Христово учение и обладали свойствами и обладали необходимыми свойствами для сравнительно точного выражения его в своих письменных произведениях, деятельно участвовали и продолжают участвовать в устроение церкви и утверждение и раскрытии её учения. Аскетизм (аскео – обрабатывать грубые материалы), в дохристианской Греции аскетизм означало у Геродота упражнение тела, у софистов упражнение ума и воли. «всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми» В древних аскетических памятниках термин «аскезис» встречается в более узком смысле, как совокупность подвигов монахов. Аскетический идеал – духовно нравственное совершенство, непосредственное единство с Богом. Каждый призван быть подвижником, т. е. синонимом является «подвижничество». Источники изучения: Великие Четьи Минеи свт. Макария, «Древняя российская вивлиофика» Н.И. Новикова», труды прп. Максима Грека, труды свт. Филарета Гумилевского, «Пути русского богословия» Флоровского, «Русская богословская наука в её историческом развитии и новейшем состоянии» Н.Н. Глубоковского, Собрания сочинений свт. Дмитрия Ростовского, свт. Тихона Задонского, свт. Филарета Московского, свт. Игнатия Брянчанинова и др. Slavia Orthodoxa – православный славянский мир, порождённый Византией и соответственно впитавший в себя актуальные ей богословские тенденции (напр. иконопочитание), крестово-купольную форму храма, студийский устав. Понятие аскетизма в православной традиции. Аскетика – этика – этикет (4,5,6) Свящ. Павел Сержантов. Какую сферу охватывает этикет? В чем его ограниченность? Цель этикета просматривается хорошо: как не стать изгоем. По сути, этикет представляет собой свод обычаев, не больше того. Обычаи и правила поведения действуют исправно, однако безукоризненно следующий этикету человек легко может быть моральным уродом. Одно другому нимало не мешает. И отсюда понятно, что этикет вообще – вещь неплохая, но на этикете нормальную человеческую жизнь не построишь. Слишком нетвердое, неглубокое основание дает он для жизни. Какую сферу охватывает этика? Этика отвечает на почти детский вопрос: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Это уже гораздо серьезнее, чем этикет. Этические понятия о добре и зле имеют самое основополагающее значение. Да-да, основополагающее. Правда, и тут без проблем не обошлось. Например, человек усвоил, что такое добро и зло. И вот ему предстоит сделать выбор, совершить решительный поступок. Он знает, что надо бы выбрать добро, но ему в данной ситуации добро невыгодно. Как себя заставить поступиться кровными интересами, какие мощные доводы привести помимо этических? Или другой случай. Надо выбирать не между добром и злом, а между одним злом и… другим, в общем-то, злом. Как быть? Какую сферу охватывает аскетика? Аскетика посвящена борьбе со страстями и культивированию добродетелей. Это уже посильнее и поглубже задевает нашу жизнь. Зло в нашу жизнь приносят страсти, так считают аскеты. И предлагают различные способы борьбы со страстями. Поборовший страсти человек становится мудрым, он делается более устойчивым, более фундаментальным, чем любые исторические обычаи и общественные мнения. А.И. Сидоров. Как соотносятся сотериология и аскетика? Аскетизм – это христианство в действии и размышлении. Это и жизнь, и мировоззрение, это единство теории и практики христианской жизни, основывающееся на том, что отцы Церкви называли греческим словом «пéйра» (πεῖρα) – опыт. Это некая целостность, которая трудно, мучительно, но и радостно достигается в единении человека с Богом. Как соотносятся аскетизм и монашество? Аскетизм – это явление очень широкое и, позволю себе сказать, доступное для каждого православного христианина или, точнее, желающего стать истинным христианином. Естественно, что монашество в своем идеальном выражении подразумевает высокую степень аскетизма, оно является сосредоточением всего восточно-христианского аскетизма, но аскетизм существовал и без монашества. Аскетизм древнее монашества, просто монашество как бы сконцентрировало в себе опыт предшествующих христианских подвижников. Как соотносятся аскетизм и жизнь в миру? Нет аскетизма монашеского или мирского, аскетизм один. Но есть разные его формы и степени: одни у монаха-отшельника, другие у инока, живущего в киновии, третьи у мирянина. Что соединяет эти формы? Единая цель, то есть стремление к спасению. Могу сказать, что путь монашества более прямой, а путь мирянина более извилистый: в миру труднее собраться, молиться, легче впасть в страсти, тебя болтают волны неспокойного житейского моря. Монах более защищен, он меньше уклоняется и поэтому идет более прямым путем, хотя искушений он преодолевает часто больше. Но путь в конечном итоге один. Потому что мы едины в цели нашего пути.(цель – спасение, через отчищение души и соответственно обожение) Есть ли у аскетики эволюция? Мы живем в меняющемся мире, и формы церковной жизни тоже меняются, а соответственно меняются порой терминология и конкретные формы проявления аскетизма. Однако так как аскетика по своей сути и по своей конечной цели, которую мы понимаем не только умом, но и сердцем, остается неизменной, то обретение ею некоторых новых форм не влечет изменения сути православного подвижничества Лекция Аскетизм (аскео – обрабатывать грубые материалы), в дохристианской Греции аскетизм означало у Геродота упражнение тела, у софистов упражнение ума и воли. «всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми» В древних аскетических памятниках термин «аскезис» встречается в более узком смысле, как совокупность подвигов монахов. Аскетический идеал – духовно нравственное совершенство, непосредственное единство с Богом. Каждый призван быть подвижником, т.е. синонимом является «подвижничество». Христианство себя с самого начала провозглашает себя аскетической религией. Монашеский образ жизни наиболее способствует прохождению аскетических подвигов. Аскетика – раздел богословия, изучающая основы аскетических практик. Аскетика – это выяснение законов духовного подвига, в его историческом проявление и его практической данности. Т.е. аскетика изучает процесс восстановления человеческой природы в ходе христианской подвижности. Особенности аскетики: 1.Аскетика не является умозрительным, абстрактным рассуждением, она на прямую связана с живым духовным опытом 2. Аскетика близка к социологии и антропологии, изучая внутренний мир человека, но в отличие от них, изучает внутренний мир не сам по себе, а напряжение сил человеческой души в аскетической подвиге. 3. Связана с нравственным богословием. «Нравственное богословие без аскетического элемента, обратилась бы в сухую схоластику». Предмет аскетического богословия. Особенности аскетики как богословской дисциплины. Методы изучения святоотеческих творений (4,7,8) Аске́тика – раздел православного богословия, предметом которого является изучение процесса возрождения, исцеления падшего человеческого естества в процессе осуществления христианского подвижничества. Аскетика может быть названа наукой о сущности христианского подвижничества. Само христианское подвижничество именуется аскетизмом. Как научная дисциплина, аскетика имеет ряд особенностей. Во-первых, аскетика не является абстрактной, оторванной от духовной жизни наукой, но дает знания, которые могут быть востребованы в реальной практической деятельности христианина. Это связано с тем, что гносеологическим источником аскетики являются живой святоотеческий духовный опыт. То есть аскетика опирается на знания, переданные Церкви христианскими подвижниками (аскетами), уже прошедшими более или менее длительный путь духовного возрождения и преображения. Многие из этих знаний зафиксированы в аскетической литературе, многие передаются устно, в рамках духовных традиций, бережно сохраняемых в монастырях. Во-вторых, аскетика не изучает внутренний мир человека так, как это делает психология и антропология.. В отличие от названных наук, предметом её изучения является не «строение» человека, его природы, души, но средства и способы реализации человеком своего высшего призвания и предназначения, осуществляемого в христианском подвиге при благодатной помощи свыше. В этом отношении аскетика также является особой наукой, поскольку не ограничивается изучением земной реальности, но раскрывает условия надлежащего взаимодействия человека с нетварной Божественной благодатью. Аскетика призвана показать синергийный смысл христианского подвижничества, раскрыть его основание как в человеческой воле, так и в Божественной. Она выявляет вышеестественное содержание христианского подвига, учит видеть в нем присутствие Бога. Рассматривая христианский подвиг как живое сотрудничество и взаимное действие Бога и человека, аскетика неразрывно связана с Богопознанием. Богопознание же раскрыто в стройных догматических формулировках Церкви. Поэтому аскетика тесно связана с догматическим богословием. Она основана на православном догматическом учении о спасении, закрепленном в Предании Церкви. С аскетикой тесно связано пастырское богословие. Для определения норм и принципов пастырствования необходимо знать путь духовного преображения личности и самому идти по нему. Именно поэтому теоретическое и особенно практическое изучение христианской аскетики важно для пастыря церкви. А.И. Сидоров. Методы изучения святоотеческих творений и путь постижения Отцов Церкви Какие научные методы могут применяться к изучению святоотеческих творений? В частности, их можно рассматривать с точки зрения текстологии, включая изучение рукописной традиции того или иного произведения или группы произведений. Данные творения доступны изучению с филологической точки зрения, предполагающей анализ жанровых особенностей сочинений отцов Церкви, их стиля и т.п. Еще они (особенно эпистолярное наследие отцов) могут исследоваться как исторические источники, проливающие свет на определенные обстоятельства конкретной исторической эпохи как в земном бытии Церкви, так и светского общества. Наконец, некоторые святоотеческие творения (яркий пример тому — «Философские главы» прп. Иоанна Дамаскина) органично входят в контекст истории философии и в таком своем качестве предполагают определенный философский подход к ним. Важнейшие источники, жанровые формы и отличительные черты классической православной аскетической традиции (4) С точки зрения хронологии важнейшие источники православной письменности относятся к следующим периодам: Наследие отцов-пустынников IV-V вв. Наследия аскетической письменности VI–IX вв. Византийский исихазм X-XIV вв. Отцы-пустынники IV–V вв. Отцы-пустынники: Антоний Великий, Пахомий Великий, Аммон, Макарий Египетский, Евагрий Понтийский, Исидор Пелусиот, Нил Синайский, Марк Подвижник, Блаженный Диадох Фотикийский. Апостегмы — краткое наставительное изречение, ближневосточная традиция поучений, относится также к византийским поучениям. В них есть краткие высказывания подвижников, есть развернутые рассказы с назиданием, есть ответы на вопросы учеников. они отличались краткостью и безыскусностью рассуждений. Анонимная история египетских монахов—русский перевод был сделан с латинского источника и известен как «жизнь бесценных отцов». IV-V вв. — творения Иоанна Кассиана, сочинения Аввы Исайии, памятники сирийской церковной письменности: Афраат Персид. Мудрец, Исаак Сирин, Кириллона. Уже в это время сформировались отличительные особенности. Аскетическая письменность выросла из Священного Писания. Церковное Предание и Священное Писание мыслятся неразрывно, а значит устная и письменная традиция сплелись воедино. Двуединство двух начало накладывает отпечаток на её форму. В ревности было развито искусство тахиграфии (скоропись), была распространена практика устного чтения книг, нередко произведения стилизовались под устную речь, например, диалоги. В монашеской литературе выражаются в диалогах целью назидания, а также передать облик святого, от которого исходят назидания. Содержание определялось главным вопросом: «как спастись?» —оттуда и вытекала вся остальная антропология, аскетика, сотериология. Аскетическая письменность VI–IX вв. Представители: Варсонофий Великий, Кирилл Скифопольский, Иоанн Карпафийский, Иоанн Мосх, Авва Фаласий, Иоанн Лествичник, Исаак Сирин. Византийский исихазм Представители: Симеон Новый Богослов, Никита Стифат, Петр Дамаскин, Григорий Палама, Николай Кавасила, Иоанн Кантакузин. Современные исследователи трактуют исихазм как учение о православной жизни в Церкви. К контексту исихастских споров относятся такие авторы как Григорий Палама и Григорий Синаит. Исихазм—ставит целью созерцание Бога при помощи иисусовой молитвы. Имеет распространение по всему православному миру. Определённые приёмы в молитвенном делании: непрерывное умственное трезвение, очищение сердца посредством напряжения ума и иисусова молитва. Жанры классической патрологи: патерики — сборники нравственной аскетической направленности, состоящие из изречений или повестей отцов-подвижников, жития — жизнеописание подвижников, охватывающие их жизнь от рождения до смерти, монашеские уставы —сборники правил регламентирующие жизнь в монастыре, как правило их писали основатели или их ученики; Слова, беседы, послание—самый основной жанр церковной письменности. Аскетическая практика в монашеской и мирской жизни. Аскетическая традиция в христианстве до появления монашества. Аскетические писатели Восточной Церкви о возможности спасения в «миру». Семейная жизнь и аскеза (5,9,10,11) Сидоров: Аскетика – наука, Аскетизм – практика. Аскетизм познается через опыт: благодать должна пройти через сердце подвижника. Аскетизм и монашество: Аскетизм древнее монашества! Аскетизм и мир: аскетизм предназначен для всех! Аскетика возвращает человеку его первоначальное естество посредством борьбы со страстями. Эволюция аскетики: ее нет, т.к. сущность души остается всегда прежней. Сержантов: Аскетика (единство теории и практики в ее совершенстве) – Этика (теория, которая ставит вопрос об абсолютности и относительности ценностей) – Этикет (внешнее соответствие нормам без внутреннего переживания) Этика, оторванная от аскетики, стала этикетом. Корпачев: Преимущество аскетики: увидеть смысл и целостность мира. Аскетизм = упражнение во всех христианских добродетелях. Христианский аскетизм II и III вв.: * некоторые члены христианской общины являли аскетическое поведение (пост, нестяжание, обет девства и пр.); *созерцательно-мистический опыт богопознания Александрийской школы (Климент, Ориген); *феномен мученичества (гонения на христиан, претерпевающих лишения). Монашество = «добровольное мученичество». Мотивом удаления от мира послужил Миланский эдикт IV в. Анахореты-монахи – были отшельниками, Аскеты-монахи оставались в обществе, которое христианизировалось, постепенно отвергаясь от языческого образа жизни. Сержантов: Аскеза в семейной жизни: исток аскезы – в ее цели: спасение человека и обожение. Направления аскетической работы семейного христианина в противостоянии миру (3 вида): 1) тварный мир (борьба с материальными привязанностями); 2) общество (отношение к людям); 3) грех (борьба с грехом, который является препятствием для спасения). Избегание этого противостояния миру свидетельствует, что человек живет в совокупности страстей. Особенности древнерусского богословия. Важнейшие представители и основные жанры церковной письменности Киевской Руси (1,3,4,12) Свойственные всей православной аскетической письменности: Аскетическая письменность выросла из священного писания. В монашеской культуре письменная и устная традиции сплелись воедино. Их двуединство наложило отпечаток на форму. Аскетическая литература концентрировалась вокруг сотериологии. Особый статус церкви в древнерусском обществе породил с одной стороны поддержку авторитета светской власти, с другой стороны включение её в церковный круг, вместе с тем облагораживая. Византийский синтез создал акцент на богослужение, где в свою очередь всё стягивалось к литургии, что породило ЛИТУРГИЧНОСТЬ аскетического (и всякого иного) богословия и на Руси. Богословская литература Византии была малодоступна, из-за чего главным источником богословских знаний было чтение Евангелий и святоотеческих и житийных книг. Одна из главных черт древнерусского богословия отсутствие авторства и формирование всевозможных сборников и вопросоотвеников. Жанры: 1. Патерики, т.е. сборники нравственно аскетической направленности, которые состоят из кратких изречениях подвижников. 2. Жития 3. Монашеские уставы – сборники правил, которые регулируют внутренние и внешние благочиния монастыря, обычно давались устроителями монастырей и были записаны ими самими или их учениками после кончины. 4. Слова, беседы, послания 5. Летописи, в которые нередко вкладывалась библейская хронология. 6. Вопрос-ответники |