Главная страница

Лапаева. Социология права. Карл Маркс и Фридрих Энгельс


Скачать 1.33 Mb.
Название Карл Маркс и Фридрих Энгельс
АнкорЛапаева. Социология права.pdf
Дата21.12.2017
Размер1.33 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЛапаева. Социология права.pdf
ТипДокументы
#12353
страница6 из 24
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

«социабельного права) Ж. Гурвича право выступает как фактор интеграции и институционализации общественных отношений. П.
Сорокин трактовал право как конституирующее начало любой общественной группы или института. С этих позиций он характеризовал все социальные образования (семью, государство, церковь, партию, профсоюзы, школу, университет, организованную группу преступников и т. д) как социально-практическую форму объективации и олицетворения правовых норм и убеждений всех или решающего большинства членов соответствующего социального образования. Значительный вклад в развитие современной социологии права внесли исследования профессоров юридического факультета Парижского университета Ж. Карбонье, Р. Пэнто и М. Гравитца, венгерского юриста К. Кульчара, польского ученого А.
Подгурецкого, труды многих других ученых-юристов. Заметное распространение получила юридпко-социологическая концепция немецкого профессора общей социологии и социологии права в университете Билефельда (Германия) Н. Лумана, который рассматривает общество как коммуникативную систему ив этом контексте трактует право как универсальное средство социальной коммуникации .
1 См Подгурецкии А. Очерк социологии права. М, 1974. Большую роль в становлении социологического подхода к праву сыграли такие известные русские юристы начала XX в, как С. А. Муромцев (трактовка права как юридически защищенного порядка общественных отношений, ММ. Ковалевский (соединение историко-сравнительного подхода к изучению права и государства с методологией эмпирических социологических исследований, трактовка права как выражения потребности общества в социальной солидарности, НМ. Коркунов (право как разграничение интересов, ЛИ. Петражицкий (концепция интуитивного права как продукта человеческой психики, обусловленного социокультурной средой, первых российских криминологов (И. Я. Фойницкий, Е. Н. Тарновский, С. К. Гогель, МН. Гернет и др. ). Социологический подход стал мощным подспорьем для либерального направления правовой мысли, противостоящего господствовавшему тогда в России формально-догматическому подходу сего апологетическим отношением к самодержавию.
Делая акцент на социальных аспектах права, социологические исследования правовых явлений не могли не критиковать существовавший общественно-политический строй. Показательно, что всеведущие представители социологического подхода в юридической науке того времени были видными деятелями либерального движения. Достаточно сказать, что С. А. Муромцев был председателем первой Государственной думы, депутатами Думы были ММ. Ковалевский, ЛИ. Петражицкий и другие либеральные юристы. Борьба правовых идей в тот период имела ярко выраженную политическую окраску, и социологический подход к праву, ставший орудием в этой борьбе, сыграл значительную прогрессивную роль в российской юриспруденции ив общественно-политической жизни в целом. Утвердившееся позднее марксистское правоведение изначально провозглашало социологический характер своей доктрины. Марксистская теория права, как отмечал ее видный представитель И. Разумовский, в своей основе была нечем иным, как социологической и социалистической критикой буржуазной общей теории права. Социологизм марксистского правоведения обусловлен историко-материалистическими основами учения К. Маркса и Ф. Энгельса об обществе, праве и государстве. Исследования советских теоретиков правах гг. XX в, осуществлявшиеся в рамках историко-материалистической парадигмы, сформировали так называемое социологическое направление - самое крупное в советской теории права того периода. И даже в последующий период гонений на социологию в условиях сталинизма в теории права сохранилась внешняя атрибутика истматовского социологизма. С одной стороны, право определялось как совокупность властно-волевых, принудительных установлений, ас другой - отдавая словесную дань историческому материализму, говорилось о социальной обусловленности права материальными экономическими отношениями. Со второй половины х гг. XX в, когда начали возрождаться прерванные на несколько десятилетий социологические исследования, опыт, накопленный российской юриспруденцией в прежние годы, вновь оказался востребованным. И при всей неизбежной ограниченности социологического подхода к изучению права в советский период к концу х гг. отечественная социология права уже вполне сложилась в
самостоятельную юридическую дисциплину общенаучного профиля, занимающуюся теоретическими эмпирическим изучением права в его социальном выражении, проявлении и измерении, в контексте его социальных связей, в его соотношении с другими социальными явлениями и процессами. В связи стем, что в последние годы в российской правовой науке и практике наблюдается заметный интерес к непозитивистскому правопониманию, основанному на различении права и закона, перед социологией права открываются новые перспективы. В сферу ее исследований все активнее вовлекаются проблемы, связанные с познанием объективной нормативной структуры общественной жизни и механизмов ее нормативной саморегуляции с выявлением правовой природы фактических социальных норм, нуждающихся в законодательном закреплении с изучением социальной обусловленности законодательства, степени его легитимации с поиском механизмов разрешения социальных конфликтов на базе правового согласования социальных интересов и т. д. Теоретическая разработка этой актуальной социально-правовой проблематики и выработка соответствующих практических рекомендаций для законодателя и правоприменителя - актуальные задачи современной социологии права как юридической дисциплины.
63
§ 2. Юридический и социологический позитивизм Социология как самостоятельная научная дисциплина зародилась в
XIX в. на базе так называемого позитивистского направления в философии. Позитивизм как течение философской мысли возник в х гг. XIX в. в значительной мере под влиянием впечатляющих успехов научно-технического и естественнонаучного знания. К этому же периоду относится и возникновение социологии как науки, опирающейся на наблюдение и ориентированной на эмпирические исследования социальных явлений и процессов. Основоположником позитивной философии и одновременно основателем науки социологии был французский философ О.
Конт. Смысл предложенного О.
Контом позитивистского подхода к анализу социальных явлений состоит в признании единственным источником познания конкретных, эмпрических данных, в сведении задач любой науки к описанию
фактов и эмпирических закономерностей, в отказе от постижения явлений и причинно-следственных связей между ними, недоступных непосредственному наблюдению. Позитивистская философия, включая и социологию, по Конту, заменяет недоступное определение причин простым исследованием эмпирических закономерностей. Наука согласно такому позитивистскому подходу должна отвечать на вопрос как, а не почему, ей следует отказаться от вопросов, которые не могут быть подтверждены или опровергнуты фактами, установленными путем опыта и наблюдения, К таким метафизическим, те. неподдающимся наблюдению, вещам он относил сущность и причины явлений и процессов. Подобная трактовка смысла и целей применения методов естественных наук в социологии (так называемый натурализм в социологии) породила два основных направления исследований, те. две формы социал-натурализма, - социальный биологизм и социальный механицизм. Социальный биологизм отождествляет общество и биологический организм. Его основными направлениями являются социальный органицизм (трактующий общество как единое целое, в котором все элементы находятся в такой же тесной взаимосвязи и взаимозависимости, как и органы в живом организме) и социальный дарвинизм (рассматривающий биологический принцип естественного отбора в качестве основного фактора общественного развития. Другое направление в рамках социал-натурализма - социальный механицизм - находится под влиянием физики, и прежде всего классической механики. Для него характерны понимание общества как некоего агрегата, состоящего из различных социальных механизмов, стремление установить общие закономерности социальных процессов и процессов, происходящих в неорганическом мире. Отрицание позитивизмом научного значения исследований сущности и причин социальных явлений и процессов обусловливает характерный для него так называемый плюралистический (те. множественный) подход к изучению законов общественного развития. Позитивизм отрицает наличие главного, движущего фактора социального развития, который оказывал бы определяющее влияние на все аспекты общественной жизни и мог бы рассматриваться в качестве основной причины, обусловливающей течение общественных процессов в томили ином направлении. Поэтому в основе методологии позитивизма находится концепция множественности факторов социального развития так называемая плюралистическая концепция общественного развития, которая исходит из того, что общественные процессы протекают в контексте сложного взаимодействия различных социальных факторов без доминирующего влияния одного из них. В этом принципиальное отличие позитивизма от монистических концепций общественного развития, выделяющих в сложном комплексе взаимодействующих социальных факторов главный, движущий фактор, те. ту группу общественных отношений, изменения в которых дают импульс для изменения всех основных элементов социальной системы. Ярким примером монистического подхода является марксизм, который исходит из определяющей роли в развитии общества производственных отношений. Позитивизм был доминирующим направлением в социологии с момента ее зарождения и до конца XIX в. В это время методология позитивизма с ее акцентом на методах наблюдения и эксперимента, приемах историко-сравнительных исследований и т. п. получила широкое распространение в других гуманитарных науках, включая и юриспруденцию. Однако последующее развитие обществоведения продемонстрировало ограниченность позитивизма, отказывающего науке в изучении сущности социальных явлений, причинных связей между ними и т. п. Уже к концу XIX в. появляются антипозитивистские концепции социологии, отрицающие характерный для раннего позитивизма натурализм, те. ориентацию на построение социологического знания на основе методологии и теории естественных наук биологии и физики. К середине XX в. в рамках социологии складываются мощные антипозитивистские направления. Позитивистский подход к исследованию социальных явлений, являвшийся научным кредо социологии на первых этапах ее становления, не стал откровением для юриспруденции. Ко времени появления позитивистских социальных теорий и терминологического обозначения
науки об обществе как социологии юриспруденция уже обладала огромным собственным опытом юридического познания общественных отношений и глубокими знаниями оправе как общественном явлении. Позитивизм социологии и ее призывы к утверждению позитивной политики - это по существу то, что всегда входило, наряду с другими направлениями исследований права и государства, вкруг научных интересов юриспруденции. Следует отметить, что юриспруденция задолго до появления позитивистской социологии с ее устремлениями к позитивности и позитивной политике уже располагала и успешно оперировала термином и понятием позитивность применительно именно к социальным явлениям (к праву и государству. Теоретическое понятие позитивного права в его различении и соотношении с естественным правом появилось в древнегреческой политико-правовой мысли (софисты, Аристотель и др.
Терминологически позитивное право в то время означало право, установленное полисными властями, волеустановленное право. Эта терминология уже выражала существенный момент понятия позитивности в сфере права и отличия позитивного положительного) права от естественного права право позитивно положительно) в том смысле, что оно установлено, позитивирова- но положено, внешне выражено в реальной социально- политической действительности в виде общеобязательных правил, те. в виде определенного социально-властного явления, установления, института. Термин позитивное право появился в римской юриспруденции Цицерон и др) и окончательно утвердился в средневековой юриспруденции (Р. Луллий и др. Исследование проблем позитивного права (с естественно-правовых или легистско- позитивистских позиций) тесно сочеталось в рамках юриспруденции с разработкой концепций о формах и процедурах осуществления позитивации установления государством) источников и норм действующего права, о правовых основаниях учреждения и легитимации (и делегитимации) тех или иных государств, форм правления, политических и общественных институтов и т. д. Кстати говоря, в силу этой неразрывной связи позитивного права и позитивно-правовых форм деятельности государства социология права как юридическая дисциплина включает в себя и проблематику юридико-социологического изучения государства. Таким образом, ключевое для социологии понятие позитивного было, применительно к своей предметной сфере исследований, разработано в юриспруденции, а не заимствовано из недавно возникшей социологии. Скорее, наоборот. Ведь ко времени появления социологии именно опыт юридических исследований позитивного права отражал наиболее развитые представления и формы той социальной позитивности, поиски которой воодушевляли основоположников позитивистской социологии. Однако существенное отличие юриспруденции от позитивистской социологии состояло в том, что в юридической науке помимо догмы позитивного права и государства всегда была общая теория права и государства, которая включала в себя как позитивистские, таки антипозитивистские (естественно-правовые) школы и направления в трактовке права и государства. Позитивизм в юриспруденции сосуществовал с антипозитивизмом, с надпозитивистскими и непозитивистскими естественно- правовыми) учениями оправе и государстве. И разрабатывавшееся в рамках юриспруденции понятие естественного права (в борьбе и компромиссах с юридико-догматическими представлениями о позитивном праве) - это антипозитивистская концепция социального права, социальное понятие права. Говоря современным языком, естественное право - это юридико- социологическое понятие права как объективного социального явления, независящего от государства и воли законодателя. Причем по своему правовому смыслу и значению естественное право трактуется в соответствующих концепциях как нечто первичное и определяющее по отношению к позитивному праву и реально действующему (позитивному) государству. В досоциологической юриспруденции, конечно, не применялись методы и приемы эмпирических исследований в их современном смысле. Это, однако, в определенной мере компенсировалось тем обстоятельством, что юриспруденция (римская, а затем и средневековая) возникла п развивалась как практически ориентированная (ив этом смысле прикладная) наука, в рамках
которой теория права представляла собой обобщение положений правовой практики и одновременно имела непосредственное практическое значение, поскольку юридическая доктрина (теория) была важнейшим источником действующего права. Римские, а затем и средневековые правоведы (юристы) - это знатоки права, непросто практикующие юристы, но творцы реально действующего в обществе права, те. особые остальные субъекты, ведающие правом и правовой жизнью (не только блюстители, толкователи и применители права, но и одновременно его преобразователи и создатели. Опора юридической теории на правовую практику, теоретическое осмысление и обобщение положений этой практики, ее комментирование и интерпретация и сегодня относятся к числу существенных требований и важных задач юриспруденции. Вплоть до XIX в. юридическая доктрина (те. учение юристов о действующем праве) в странах континентальной Западной Европы (в национальных системах романо-германского права) была основным источником действующего правя. Но и после того, как с усилением роли государственного законодательства (св) основным источником права в этих странах стал закон, правовая доктрина продолжает оставаться одним из источников действующего права в национальных системах романо-германской правовой семьи, к которой примыкает и российская система права. В национальных же системах общего (судебно-прецедентного) права (в Англии, США и многих других странах) право вообще состоит из судебных решений, те. судебно-правовая практика, осуществляемая юристами, до сих пор является основным источником права, а теоретическая часть юриспруденции по преимуществу посвящена изучению и толкованию этой судебной практики. Такая взаимосвязь теоретических и практических аспектов функции и направлений деятельности) юриспруденции свидетельствует о том, что ее представители с качестве знатоков права - теоретиков и практиков) не только изучали и знали социально-правовую практику, но и непосредственно, активно участвовали в ней, в качестве ее основных субъектов целенаправленно и теоретически осмысленно формировали, совершенствовали и развивали позитивное право и правовые формы деятельности государства с учетом реальных потребностей постоянно меняющейся общественной жизни.
Подобная взаимосвязь теории и практики права (теоретических проектов и практики их осуществления) ив целом ориентированность положений юриспруденции на их реализацию в практике дает определенное основание для того, чтобы вслед за известным американским социогом Р. Паукдом охарактеризовать юриспруденцию как юридическую социальную инженерию. На основе позитивистской концепции познания в теории права во второй половине XIX в. сложилось два направления исследований 1) юридический позитивизм (легизм) и 2) социологический позитивизм. В рамках обоих направлений право сводилось лишь к наблюдаемому праву тек неким социальным фактам, поддающимся эмпирическому наблюдению. При этом оба подхода к праву отрицали научный характер исследований природы и сущности права как особого социального феномена и относили данную проблему к области метафитки, выдумки, иллюзии. Несмотря на то, что юридический позитивизм и социологический позитивизм имели общую теоретико- методологическую основу позитивистскую философию, предопределявшую их отказ от исследований сущности права и причинно-следственных связей в развитии права, они тем не менее принципиальным образом отличались друг от друга в понимании того, что такое право, как надо его изучать, что составляет предмет исследования теории ' Подробнее см Зорькин В. Д. Полипшистская теория нрава России. Справа. Можно сказать, что в теоретическом отношении эти два подхода к праву были антиподами. В своем противоречивом единстве данные направления вместе составляли позитивистскую теорию права. Юридический позитивизм (или легизм — от лат. lex — закон) взял у философии позитивизма теорию познания и отбросил социологическое содержание. Он свел наблюдаемое (позитивное) правок текстам источников права (главным образом к закону. Юридический позитивизм трактовал право как произвольный продукт государства, как приказ суверенной власти, обращенный к подданным. Такая трактовка права всегда была удобна для властных структур, поскольку придавала правовой статус любому
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


написать администратору сайта