Главная страница

Лапаева. Социология права. Карл Маркс и Фридрих Энгельс


Скачать 1.33 Mb.
Название Карл Маркс и Фридрих Энгельс
АнкорЛапаева. Социология права.pdf
Дата21.12.2017
Размер1.33 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЛапаева. Социология права.pdf
ТипДокументы
#12353
страница8 из 24
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   24
подчеркивал Дюркгейм, лежит положение, согласно которому социальные факты нужно рассматривать как вещи.
Дюркгейм подразделял социальные факты на морфологические факты анатомического порядка, которые он называл материальным субстратом общества (к ним он относил плотность населения, интенсивность общения между индивидами, наличие путей сообщения, характер поселений и т. пи духовные, нематериальные факты - коллективные представления. К такого рода социальным фактам он причислял верования, стремления, обычаи группы, взятой коллективно. Последним он уделял особое внимание. В целом социальные факты, по Дюркгейму, - это явления социальной жизни, находящиеся вне индивида и оказывающие на него воздействие. Коллективные способы действия или мышления, - писал он, - существуют реально вне индивидов, которые постоянно к ним приспосабливаются. Это вещи, обладающие своим собственным существованием. Индивид находит их совершенно готовыми и не может сделать так, чтобы их не было или чтобы они были иными, чем они являются. Они связаны с материальными моральным превосходством общества над его членами. Несомненно, индивид играет определенную роль в их возникновении. Но чтобы существовал социальный факт, нужно, по крайней мере, чтобы несколько индивидов соединили свои действия и чтобы эта комбинация породила какой-то новый результат . Право, нравственность, религия и т. д. - это, по Дюркгейму, духовные социальные факты, коллективные представления, привычки. Коллективные привычки выражаются в какой-нибудь формуле, повторяющейся из уст в уста, передающейся воспитанием, закрепляющейся даже письменно. Таковы происхождение и природа юридических и нравственных правил, народных афоризмов и преданий, догматов веры и пр. Коллективные привычки как бы навязываются индивидам в принудительном порядке. Индивиды принимают и усваивают их потому, что они, как творение коллективное и вековое, облечены особым авторитетом, который люди вследствие воспитания привыкли уважать и признавать. Следовательно, социальный факт имеет принудительную власть над индивидами.
Именно этот принудительный характер Дюркгейм считал главным отличительным признаком социального факта. Право Дюркгейм рассматривал как особую разновидность духовных социальных фактов, а именно как такой социальный факт, принудительный характер которого особенно очевиден, поскольку он обеспечен принудительной силой государства. Организованный характер санкций является, согласно Дюркгейму, главным признаком права, отличающим его от иных социальных норм (например, от норм морали) и свидетельствующим о том, что право - наиболее сильное состояние коллективного сознания. Вслед за Контом Дюркгейм обосновывали развивал идеи социальной солидарности. Тема социальной солидарности является ключевой в дюркгеймовской концепции общества. Он рассматривал солидарность как основополагающую ценность и считал моральным все, что способствует солидарности, что заставляет человека считаться с другими людьми. Чем крепче узы солидарности в обществе, тем прочнее мораль. Человек, живущий в обществе, подчеркивал Дюркгейм, связан с другими членами общества сетью обязанностей, составляющих социальную функцию человека, его социальный долг.
Дюркгейм различал механическую и органическую солидарность людей в обществе. Механическая солидарность преобладает в обществах архаического типа, и для
82 нее характерно растворение индивидуальных сознаний в коллективном начале. Это солидарность, унифицирующая людей, делающая их одинаковыми. Нормативная регуляция такого общества основана на правилах с репрессивными санкциями, для правовой системы характерно преобладание уголовного права. В более развитых социальных системах формируется органическая солидарность, те. солидарность, основанная на автономии индивидов, разделении их функций, на их взаимосвязях и взаимодействиях. Подобная солидарность обусловлена уже несходством людей, а их различиями. В нормативной системе обществ с таким типом солидарности преобладают правила с реститутивными (те. восстанавливающими нарушенную норму) санкциями, а в правовой системе доминируют гражданское, коммерческое, административное, конституционное, процессуальное право.
Таким образом, органическая солидарность присуща развитым обществам. Важнейшим фактором органической солидарности является у Дюркгейма разделение общественного труда. Общество, в котором каждый выполняет свою функцию в соответствии со сложившимся разделением труда, он называл органическим. Вопреки некоторым концепциям, трактующим разделение труда как фактор социальной дезинтеграции, Дюркгейм рассматривал его как способ обеспечения единства общества. Именно общественное разделение труда и обмен человеческой деятельностью, предполагающие зависимость людей друг от друга, обусловливают их потребность в солидарности, необходимость договариваться друг с другом о согласованных способах жизнедеятельности. Антагонизм труда и капитала, а тем более социальную революцию
Дюркгейм считал отклонением от нормы в результате недостаточной отрегулированности отношений между классами. Он последовательно отстаивал идею необходимости регулирования классовых отношений в сторону обеспечения равенства возможностей, считая что именно на этом пути можно избежать классовых противоречий. Во многом благодаря работам Дюркгейма солидаризм (те. концепция, утверждающая, что движущей силой общественного развития является не классовая борьба, а отношения солидарности между членами общества) стал одним из основных направлений французской социологической и политико-правовой мысли (Л,
Дюги1 и др.
Дюркгейм исходил из того, что условием успешного обеспечения единства общества является признание всеми его членами определенного набора объединяющих это общество ценностей. Ему принадлежит заслуга в развитии концепции общества как ценностно-нормативной системы. Ценности и идеи, воплощаясь в социальных нормах, считал он, становятся инструментами социальной регуляции. Эффективность социальной регуляции, по мнению Э. Дюркгейма, зависит прежде всего не от внешнего принуждения, а от соответствия норм ценностным ориентацням общества.
Дюркгейм ввел даже новое понятие аномия для обозначения состояния ценностно-нормативного вакуума, когда старые социальные нормы уже не действуют, а новые еще не созданы. Это состояние особенно характерно для переходных периодов в
развитии общества, когда разрушение старого опережает формирование нового. Одним из внешних проявлений такого состояния аномии является рост числа самоубийств. Этой проблемой Дюркгейм занимался очень серьезно, посвятив ей одну из своих книг, где установил зависимость между числом самоубийств и степенью ценностно-нормативной интеграции общества (группы. При этом он выделял три основных типа самоубийств эгоистическое (когда имеет место слабое воздействие социальных норм на индивида ион остается наедине с самим собой, альтруистическое (поглощение индивида обществом, ради которого он жертвует жизнью) и анемическое (когда социальные нормы практически отсутствуют, те. в обществе наблюдается ценностно-нормативный вакуум. Особый интерес сточки зрения социологии права представляет трактовка Дюркгеймом проблемы соотношения нормального и патологического в социальной жизни. Он считал, что преступление нормально, так как общество, лишенное его, было бы совершенно невозможно. В качестве примера он приводил некий идеальный монастырь, обитателям которого неизвестны преступления в собственном смысле. Однако проступки, кажущиеся извинительными в обычном обществе, вызывают там тоже негодование, какое у обыкновенных людей вызывает преступление. Поскольку, продолжал он, не может быть общества, в котором индивиды более или менее не отличались бы от коллективного типа, то некоторые из этих отличий неизбежно будут носить преступный характер. Этот характер сообщается им не внутренне присущим им значением, а тем значением, которое придает им общественное сознание. Говоря о полезной роли преступлений в эволюции, он ссылается на весьма нетипичный случай осуждения Сократа. Сточки зрения афинских законов Сократ, замечал он, был преступником, но его преступление было полезным не только для человечества, но и для его родины. Таким образом, преступность, согласно Дюркгейму, это не патология, не социальная болезнь и зло, а социально необходимое, полезное явление, фактор общественного здоровья, составная часть всякого здорового общества. Условия, с которыми связано преступление, необходимы для нормального развития общества, для нормальной эволюции морали и права. Преступность принимает ненормальную форму,
когда, например, она достигает чрезмерного роста . К социальной патологии относятся и те случаи, когда преступность опускается ниже обыкновенного, те. нормального, уровня, поскольку этот кажущийся прогресс связан с каким-нибудь социальным расстройством. Трактовка Дюркгеймом преступности и других форм нарушения социальных норм как нормальных социальных явлений и необходимых факторов эволюции права, нравственности и общества в целом представляется весьма спорной. Неизбежность и распространенность правонарушений и других антисоциальных явлений вовсе не означают их социальной нормальности, полезности и необходимости. Правовая оценка распространенных в обществе негативных явлений в качестве нормальных девальвирует сам смысл социальной нормы и обесценивает значение социальной регуляции.
1 См Дюркгейм Э. Указ. соч. С. 86, 90, 91. Данная проблематика приобретает в наше время особую актуальность в связи с усиливающейся в христианских странах с либерально-демократическими режимами тенденцией к социальной легитимации, а нередко и официальной легализации различных форм отклоняющегося поведения (употребление наркотиков, сексуальные отношения между лицами одного пола, однополые семьи, квазирелигиозные секты тоталитарного толка и т. д. Всевозрастающие уступки отклоняющимся от нормы формам поведения создают иллюзию социальной нормальности подобных социальных явлений, размывают их социальную природу и смысл нормативной регуляции социальных отношений, ставят под сомнение нормативное значение форм социального бытия, объективно необходимых для нормального существования общества. В целом в суждениях Дюркгейма о правовых явлениях (о правовой норме, преступности и т. д) социологический позитивизм сочетается с позитивизмом легистского толка. Так, когда Дюркгейм утверждает, что преступление нормально, потому что распространено, внешняя, количественная, эмпирически фиксируемая сторона дела заслоняет для него содержательную, сущностную сторону социальной и правовой нормативности. Для
Дюркгейма, как и для любого последовательного сторонника социологического позитивизма, качественные характеристики
нормы как должного не имеют смысла, а норма как эмпирическое явление, как сущее без сущности не имеет качественной определенности. Критикуя такой подход, французский социолог Г.
Тард справедливо отмечал, что Дюркгейм смешивает здесь постоянство явлений сих нормальностью. Между тем количественные характеристики того или иного явления не несут в себе той качественной определенности, которая и делает постоянно повторяющееся явление нормой.
Нормообразующее значение тех или иных явлений (факторов) определяется их качественными, а не количественными характеристиками. Широкая распространенность антисоциального по его объективной природе и значению) поведения не делает его социальной нормой. Например, распространенность в современном обществе алкоголизма и наркомании отнюдь не делает эти явления нормальными. Объективно невозможен социум, в котором господствуют антисоциальные нормы. Невозможно общество, состоящее лишь из наркоманов, алкоголиков, самоубийц, преступников и т. д, словом, только из лиц с антиобщественным поведением. Социальная норма - это объективное по своей природе правило поведения членов общества, обусловленное потребностями их выживания, самосохранения, воспроизводства и развития как определенной социально организованной и функционирующей целостности. Именно эта глубинная объективная необходимость социальных норм для любого социума лежит в основе их общезначимости и возможности их принятия всеми членами данного социума в качестве общей для всех нормы, общего правила поведения. Именно объективное социальное качество определенного типа (формы) поведения и отношений определяет каких нормообразующее (и нормативное) значение, таки, как следствие этого, степень распространенности, постоянства и т. д. соответствующих типов форм) поведения, словом, количественные аспекты характеристики нормы, соблюдения ее требований или отклонения от них.
88
§ 4. Габриэль Тард
Габриэль Тард (1843 - 1904) - французский юрист и социолог, один из наиболее ярких представителей социально-психологического
направления в западной социологии. Его основные произведения Законы подражания, Трансформация права, Социальная логика, Общественное мнение и толпа и др. Психологический подход к пониманию социальных процессов и явлений начал складываться в социологии к концу XIX в. под влиянием достижений психологической науки и прежде всего экспериментальной психологии. И хотя он не выходил за теоретико-методологические рамки позитивизма, сторонникам данного подхода удалось заметно раздвинуть границы прежнего социологического видения мира, основанного на физическом и биологическом детерминизме и объяснявшего общество посредством аналогий с явлениями физического и биологического порядка. Для психологического направления в социологии характерен интерес к мотивами психологическому механизму поведения людей. При этом речь идет о коллективной или социальной психологии как продукте духовного взаимодействия между людьми. Социально-психологический подход к изучению общества делал акцент на том, что социальная эволюция происходит под влиянием интеллектуальных, эмоциональных и волевых воздействий одних людей на других, а непутем спонтанного, фаталистического развития. Подобный фаталистический подход был характерен для сторонников физико-биологического детерминизма.
Тард считал разрабатываемую им социальную (коллективную) психологию фундаментом социологии как науки об обществе. Источником общественного развития он называл изобретения, под которыми имелись ввиду всевозможные открытия и усовершенствования как в технической сфере, таки в области социальной жизни (новые идеи, ценности, институты и т. д. Распространение и реализация этих изобретений осуществляются, согласно Тарду, через социально-психологический механизм подражания (в форме обычая, моды и т. д. Социальный прогресс осуществляется, таким образом, за счет того, что отдельные выдающиеся индивиды создают и реализуют в жизни что-то новое, а остальные члены общества, массы, подражая им, воспринимают, распространяют и закрепляют это новое. Все социальное, считал Тард, имеет своей причиной подражание. Социальные конфликты он объяснял оппозицией (столкновением)
векторов (направлений) такого подражания. Именно механизм подражания, согласно Тарду, лежит в основе социализации, те. усвоения индивидом норм и ценностей общества. С этих социально-психологических позиций Тард рассматривали вопросы права, исследованию которого он как юрист и социолог уделял большое внимание. По своей юридической профессии Тард был судьей, затем он руководил службой уголовной статистики в Министерстве юстиции Франции. В духе сформулированных им социально-психологических законов подражания Тард утверждал, что право - это не более как один из видов склонности человека к подражанию. Это понимание права лежит в основе его юридико-социологических исследований проблем трансформации (эволюции) права, криминологии и уголовной статистики, законодательной деятельности и судебной практики, формирования обычая и т. д. В плане социологии права, как и общей социологии, важное значение имели исследования Тарда, посвященные психологии толпы и общественному мнению. Толпе как беспорядочному скоплению людей присущи общее эмоциональное состояние и соответствующие формы поведения. Психология толпы подавляет человеческую индивидуальность, психологию и интеллект индивида. Поведение человека в толпе характеризуется повышенной внушаемостью и подражательностью. Чем многочисленней толпа, отмечал
Тард, тем ниже ее интеллектуальный уровень и выше ее эмоциональное воздействие на индивида. В отличие от толпы публика, согласно Тарду, - это особое интеллектуально-социальное образование общность людей, обладающее общим самосознанием. В формировании этого общего самосознания публики существенную роль играют средства коммуникации и массовой информации. Общественное мнение, таким образом, трактуется в социально-психологической концепции Тарда как форма выражения общего самосознания публики.
1 Тард Г. Законы подражания. СПб., 1892. С. 12. Оценивая вклад Тарда в формирование социологии права и значение его идей для современности, Ж. Карбонье, в частности, отмечал Концепция Тарда предвосхитила в некоторых вопросах гипотезы современной социологии права. Таковы его положения о том, что трансформации права происходят скорее путем бурных
мутаций, чем безболезненного развития. Или же его положение о том, что трансформации могут происходить путем подражания, заимствования одним обществом у другого, юридической аккультурации.
91
§ 5. Макс Вебер Макс Вебер (1864-1920) - немецкий социолог, социальный философ и историк. Его основные работы Протестантская этика и дух капитализма, О категориях понимающей социологии, Хозяйство и общество. Главное содержание социологии и социальной философии Вебера - концепция прогрессирующей рациональности как определяющего вектора исторического развития. Речь идет о постоянной тенденции к рационализации всех сфер жизни западного общества. Это выражается в формировании и развитии рациональной экономики экономика капиталистического способа производства, рациональной религии (протестантизм, рационального управления рациональная бюрократия) и т. д. Рационализацию Вебер рассматривал как преодоление (модернизацию) традиционных, патриархальных форм жизни. Он говорило прогрессирующей рациональности как о неизбежной судьбе Запада. Особое внимание в своих социологических исследованиях Вебер уделял выявлению факторов, способствующих возникновению рациональной европейской культуры, и причин отсутствия данного типа культуры в других частях света. Анализируя эту тему в работе Протестантская этика и дух капитализма, он обратил внимание на роль религии в зарождении и развитии капитализма. Толчком к исследованию послужил тот факт, что в современной ему Германии среди владельцев капитала и предпринимателей, а также среди высших квалифицированных слоев рабочих заметно преобладали протестанты, в то время как католики играли далеко не столь значительную роль в торгово-промышленной и финансовой сферах. Размышляя над этим фактом, он пришел к выводу, что именно протестантская религия дала первоначальный импульс к формированию того, что он назвал духом капитализма. Под духом капитализма он понимал специфическое мироощущение, в основе которого лежит этика труда и основанного на нем обогащения как главного смысла человеческой жизни. Анализируя
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   24


написать администратору сайта