Главная страница

Лапаева. Социология права. Карл Маркс и Фридрих Энгельс


Скачать 1.33 Mb.
Название Карл Маркс и Фридрих Энгельс
АнкорЛапаева. Социология права.pdf
Дата21.12.2017
Размер1.33 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЛапаева. Социология права.pdf
ТипДокументы
#12353
страница7 из 24
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   24
властному решению независимо оттого, имеет ли оно подлинно правовую природу или основано на произволе законодателя. В условиях господствовавшей тогда в России абсолютной монархии юридический позитивизм являлся одним из теоретических оплотов абсолютизма. С позиций юридического позитивизма теория права (а по сути дела, и вся юридическая наука) ограничивалась лишь догмой позитивного права, те. описанием, обобщением, классификацией и систематизацией законодательства. Из проблематики юридической науки были исключены сущностные и ценностные аспекты права, проблемы природы права, его связи с обществом, специфики права как особого социального явления и т. п. Таким образом, юридический позитивизм замыкался на изучении формы права, игнорируя его социальное содержание. С позиций юридико- позитивистского подхода остается неясным, почему одни формы отношений закрепляются с помощью правовых норма другие - с помощью моральных, религиозных норм, деловых обыкновений и т. д. Социологический позитивизм также, как и юридический позитивизм, не был ориентированна раскрытие сущности и природы права итак же ограничивал сферу своего научного интереса лишь наблюдаемым позитивным правом. Но право толковалось им уже не формально-догматически, не как система нормативных предписаний
70 государственной власти, а как факт социальной жизни. Сторонники социологического подхода к праву, развивавшегося в рамках позитивистского направления в теории права, исследовали право как эмпирический факт в его взаимодействии с другими социальными явлениями (трактовка права как правоотношения, как порядка общественных отношений, как внутреннего порядка человеческих союзов, как защищенного интереса, как правосознания и т. п. Юридическую догматику они считали лишь вспомогательной, чисто технической частью теории права. Большое влияние на формирование и развитие социологического направления в юриспруденции оказала позитивистская концепция права немецкого юриста Рудольфа Иеринга (1818—1892), которую нельзя однозначно отнести к юридическому или социологическому позитивизму. С одной стороны, под правом Р. Иеринг понимал
юридически защищенный интерес (именно он, кстати, включил категорию интереса в понятийный аппарат юриспруденции. Предназначение права он видел в обеспечении общих интересов против агрессивного, угрожающего им частного интереса. В этом смысле он определял право как защищенные государством интересы. С другой стороны, в учении Р. Иеринга социологическая трактовка процесса формирования права как результата борьбы различных интересов в обществе сочеталась с юридико- позитивистским подходом к праву как совокупности принудительных норм, установленных государством, которое и решает, какой из интересов взять под свою защиту. Таким образом, защищенный интерес, по Р. Иерингу, - это интерес, который защищается государством путем закрепления его в законодательстве. Предложенная Р. Иерингом легистско-позитивистская концепция социологических исследований права получила довольно широкое признание и распространение на Западе ив России и дала важный импульс для формирования социологического направления в рамках позитивистской теории права и позитивистской юриспруденции. Социологический подход к праву возник и развивался в борьбе с юридическим позитивизмом. В рамках социологического позитивизма сформировались различные концепции правопонимания, ориентированные на изучение так называемого права в жизни. При этом под правом понимались правовые отношения, правовой порядок общественной жизни, совокупность защищенных интересов, правовое сознание и т. д. Для изучения права как эмпирически наблюдаемого социального явления широко использовались методы историко-сравнительного анализа, статистических исследований, изучения юридических документов, непосредственное наблюдение за социальными процессами. Таким образом, юридический позитивизм и социологический позитивизм в юриспруденции хотя и имели общую методологическую основу, но существенно расходились в трактовке права и соответственно в подходах к построению теории права, к методологии правовых исследований, к пониманию социальной природы права и его специфики как социального явления.
72
Глава 3. Правовая проблематика в работах классиков социологической мысли
§ 1. Огюст Конт
Огюст Конт (1798 - 1857) - французский философ, основоположник позитивной философии и основатель социологии как самостоятельной науки. Именно ему принадлежит и сам термин социология (от лат. societas — общество, и греч. logos — учение. Некоторое время он работал секретарем известного французского социалиста-утописта КА. де Сен-Симона и находился под большим влиянием его идей. По мнению выдающегося французского социолога Э. Дюркгейма, уже в работах Сен-Симона содержатся все основные идеи контовской социологии. Однако именно Конту принадлежит заслуга оформления этих идей в целостную концепцию, положившую начало созданию новой науки об обществе. Главным сочинением Конта, в котором изложены основы философии позитивизма и новой науки социологии, был шеститомный Курс позитивной философии (1830-1842) . Здесь он сформулировал свою эволюционистскую концепцию развития общества, согласно которой основной вектор общественного развития идет по линии прогресса человеческого разума, прогресса в познании человеком окружающего его мира. Согласно сформулированному им закону трех стадий духовной интеллектуальной) эволюции человечества наше знание о мире проходит последовательно три различных состояния 1) теологическое (природные явления объясняются действием сверхъестественных божественных сил, 2) метафизическое объяснения явлений мира основываются на различного рода абстрактных, умозрительных суждениях, посредством метафизических сущностей и причин, оторванных от жизненных реалий) и 3) позитивное, или научное (познание мира опирается на
научное знание о природе и обществе, основанное на изучении эмпирически наблюдаемых закономерностей с использованием методологии точных наук. Последнее Конт расценивал как конечное достижение прогресса человеческого разума. Такой позитивной наукой об обществе и является, по Конту, социология, которая призвана рационализировать организацию и функционирование социальной жизни человечества на основе сочетания начал порядка и прогресса. В соответствии с принципами позитивизма Конт рассматривал социологию как своего рода социальную физику. В структуре социологии он различал социальную статику, имеющую дело с устойчивыми условиями существования любого общественного строя (это как бы анатомия общественного организма, и социальную динамику, изучающую естественные законы общественного развития (физиология общественного организма. Утверждая наличие объективных закономерностей в развитии общества, Конт обосновывал мысль о том, что политика и политические деятели не в состоянии изменить естественный ход истории. И те политики, которые не поняли духа своего времени, закономерностей его развития (как, по его мнению, не понял этого Наполеон, обречены на неудачу. В этом смысле теория Конта была направлена против общественных реформаторов, утопистов и различного рода революционеров, то есть против всех, кто полагает, что можно изменить ход истории либо путем планирования нового общества, либо посредством насилия . В теоретической же плоскости такой подход пытался опровергнуть идеи и положения рационалистической философии XVIII в, рассматривавшей общество, государство, право как продукты сознательного творчества людей вспомним концепцию общественного договора Ж.-Ж. Руссо). Позитивистская концепция общества Конта отвергала дух индивидуализма и индивидуальные права людей. Право личности, считал Конт, - это безнравственное и анархическое понятие в обществе, построенном на началах позитивной философии, будут существовать лишь обязанности. Вместе с правами личности он отрицали право вообще. Понятие права, утверждал Конт, должно исчезнуть из области политики, как понятие причины - из физики. Все члены общества, согласно его представлениям о
«социократии», должны выполнять свои общественные функции
частных функций он вообще не признавали у них остается лишь одно право - право выполнять свой долг. Такое нигилистическое отношение к праву исключает саму возможность признания социологии права в рамках и на базе контовской концепции позитивной социологии. Идеологии идивидуализма Конт противопоставлял идеологию солидарности людей. Идеи Конта о социальной солидарности впоследствии получили развитие в работах многих социологов и социальных философов. При жизни Конта его концепция позитивной философии и социологии как новой науки об обществе не получила признания. Он умер забытым с репутацией сумасшедшего. Но вскоре поддержка его идеям пришла из Англии, где позитивизм Конта получил распространение и развитие благодаря деятельности прежде всего таких его современников, как Герберт Спенсер, Джон
Стюарт Милль и др.
75
§ 2. Карл Маркс и Фридрих Энгельс Карл Маркс (1818—1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) - основоположники историко-материалистической, диалектической, классово-коммунистической концепции общества и общественного развития, оказавшей существенное влияние не только на научную, но и на общественно-политическую жизнь во всем мире, особенно в России. Право и государство, согласно марксизму, - это надстроечные явления, обусловленные базисными экономическими, производственным) отношениями. Первым шагом Маркса на пути к формированию его собственных взглядов на закономерности общественного развития стал критический разбор гегелевской Философии права. Позднее он писал Мои исследования привели меня к тому результату, что правовые отношения, точно также, как и формы государства, не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, что, напротив, они коренятся в материальных жизненных отношениях, совокупность которых
Гегель, по примеру английских и французских писателей XVIII века, называет гражданским обществом. Обоснованная Марксом в рукописи К критике гегелевской философии права
(1843) первичность общественного бытия по отношению к
политическими правовым формам является исходными отправным положением марксистского мировоззрения. Основные аспекты нового учения были изложены в совместном труде Маркса и
Энгельса Немецкая идеология ив работе Маркса Нищета философии. Классовый характер марксистской доктрины нашел свое яркое выражение в подготовленном Марксом и Энгельсом Манифесте коммунистической партии
(1847). Излагая содержание коммунистического учения, Маркс и Энгельс в этой работе подчеркивали, что коммунисты могут выразить свою теорию одним положением уничтожение частной собственности. Именно на этом положении базируется вся марксистская социологическая доктрина, выделявшая в системе социальных факторов основополагающий - экономические отношения собственности - и связывающая сущность коммунизма (и социализма как его первой фазы) с уничтожением частной собственности. Частнособственническая природа буржуазного общества обусловливает и классовый характер права при капитализме. Ваше право, - писали Маркс и Энгельс, имея ввиду действующее буржуазное право, - это возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса Основные идеи марксизма нашли свое дальнейшее развитие и обосновании в главном труде Маркса - Капитале (первый том которого вышел в свет в 1867 г. и уже в 1872 г. был переведен на русский языки издан в России. Значительное место в Капитале уделено анализу диа¬ектики взаимодействия материального базисного, экономического) содержания и надстроечной политико- правовой формы. Диалектический характер такого взаимодействия заключается, согласно Марксу, в том, что правовая форма, с одной стороны, обусловлена экономическими отношениями, ас другой - способна оказывать на эти экономические отношения обратное активное воздействие. Экономическую обусловленность законодательства Маркс демонстрировал, в частности, на многочисленных примерах законодательного регулирования денежного обращения. Так, он убедительно развенчал широко бытовавшие в свое время иллюзии о том, что с помощью законов можно повысить или понизить цену монеты или уравнять
покупательную способность золотых и серебряных монет. В тоже время на примерах так называемого кровавого законодательства периода огораживания общинных земель в Англии в XV—XVI вв., фабричного законодательства и т. дон показывал, что правовые формы могут активно влиять на породивший их базис. Для правовой концепции Маркса было характерно различение права (правового отношения, правовой формы) и закона. Возникновение правовых отношений Маркс связывал с развитием отношений обмена, по мере упорядочения которых складывались определенные договорные формы взаимоотношений между людьми по поводу обме Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т. 4. Сна товарами. Эти договорные формы взаимоотношений между равными друг другу и независимыми друг от друга участниками обмена Маркс и называл юридическими правовыми) отношениями, или правом. Юридическое отношение, формой которого является договор, - все равно, закреплен ли он законом или нет, - писал Маркс, - есть волевое отношение, в котором отражается экономическое отношение . С позиций классового подхода к праву Маркс в Капитале подчеркивал то обстоятельство, что правовая форма, возникшая в условиях простого товарного производства из опосредования отношений обмена между равными и независимыми товаровладельцами, в дальнейшем продолжает обслуживать и отношения капиталистической эксплуатации. Рабочий, чей товар - это его рабочая сила, лишь по видимости является, согласно Марксу, свободным товаровладельцем, а фактически он находится в экономической зависимости от эксплуатирующего его труд капиталиста. Таким образом, правовая форма, по Марксу, вуалирует эксплуататорский характер отношений между трудом и капиталом, придавая им видимость отношений между равными участниками обмена. Согласно теории Маркса с уничтожением частной собственности на средства производства буржуазное право должно отмереть. Однако это, считал Маркс, произойдет не сразу после пролетарской революции и установления диктатуры пролетариата. В условиях социализма (те. первой фазы коммунизма) сохранятся остатки буржуазного права в качестве регулятора меры труда и
потребления, поскольку здесь основополагающим является принцип от каждого по способностям - каждому по труду. Государство и право согласно марксизму отомрут окончательно при полном коммунизме, когда будет действовать принцип от каждого по способностям - каждому по потребностям. Материалистическая концепция социологии историко- материалистического учения об обществе, его базисе и
78 и надстроечных явлениях, включая право и государство) в принципе допускает и соответствующую марксистско- коммунистическую социологию права, в рамках которой с позиций коммунистической идеологии право критически рассматривается как особое социально-классовое явление в условиях частнособственнического общества рабовладельческого, феодального и буржуазного. Применительно к ситуации уничтожения частной собственности и частнособственнического строя, его базиса и надстройки (те. при социализме) марксистско- коммунистическая концепция социологии права - это по своей сути социология отрицания (и отмирания) права как остаточного частнособственнического, буржуазного явления. В условиях реального социализма эти доктринальные возможности были в определенной мере реализованы в рамках советской юридической науки как в форме марксистско-коммунистической социологической критики досоциалистических исторических типов права в эксплуататорских обществах, таки в виде различного рода социологизированных в духе истмата концепций теоретической трактовки права как надстроечного явления и эмпирических исследований действия законодательства.
79
§ 3. Эмиль Дюркгейм Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - французский философ и социолог. Его основные работы О разделении общественного труда, Метод социологии, Самоубийство, Элементарные формы религиозной жизни и др. Дюркгейм был основателем и издателем журнала Социологический ежегодник, на базе которого сформировалась так называемая французская социологическая школа. В основе доктрины этой школы лежали идеи, сформулированные и развитые Дюркгеймом.

Дюркгейм принимал активное участие в общественно- политической жизни Франции, переживавшей трудные времена после подавления Парижской коммуны в 1871 г. Будучи приверженцем демократических и либеральных убеждений, он выступал против возрождения монархии и установления иных форм сильной власти и отстаивал необходимость национального согласия. Дюркгейм внес большой вклад в разработку концепции солидаризма, в соответствии с которой возможно разрешение классовых конфликтов на основе общего интереса. Он с сочувствием относился к популярным в конце XIX в. идеям социализма, но, будучи сторонником эволюционного пути развития общества на основе компромисса между различными социальными классами, отвергал революционные методы борьбы за социализм. Марксистскую концепцию общества Дюркгейм не признавал, считая, что она противоречит фактам, преувеличивает роль экономики и недооценивает значение религии как более глубинного фактора социального развития. По мнению Дюркгейма, экономика зависит от религии гораздо больше, чем последняя от первой. На формирование научных взглядов Дюркгейма большое влияние оказали работы таких выдающихся французских мыслителей, как Р. Декарт, Ш. Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо (и прежде всего его концепция общей воли. Но более всего Дюркгейму был близок контовский позитивизм. Как и у О. Конта, его подход к исследованию общества был основан на аналогии между обществом и организмом как высокоорганизованной системой органов и функций. Вместе стем по ряду принципиальных вопросов он расходился с основоположником социологии. Главное отличие состояло в стремлении Дюркгейма понять причины социальных явлений, сочетая эмпирический анализ с теоретическим. Следуя натуралистической традиции раннего позитивизма,
Дюркгейм рассматривал общество как часть природы. Общество, писал он, это та же природа, но достигшая наивысшей точки своего развития. Поэтому изучать общество надо с помощью той же методологии, что и природу. Социология, по его мнению, - это наука о социальных фактах, основанная на рациональном подходе и эмпирических исследованиях. В основе нашего метода,
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   24


написать администратору сайта