Лапаева. Социология права. Карл Маркс и Фридрих Энгельс
Скачать 1.33 Mb.
|
Лапаева В. В. Социология права В. В. Лапаева. — е изд, переруби доп. — М Норма ИНФРА-М, 2011. — 336 с. — (Краткие учебные курсы юридических наук. Сведения об авторе Лапаева Валентина Викторовна — доктор юридических наук, главный научный сотрудник Института государства и права РАН. В. В. Лапаева является автором более 180 публикаций по проблемам теории и социологии права, конституционного права, законодательства о науке. В их числе монографии Вопросы права в Капитале К. Маркса (М, 1982), «Конкретно-социологические исследования вправе (М, 1987), Законодатель и общество (М, 1992), Право и многопартийность в современной России (М, 1999), Право и политика. Из научной публицистики (МВ книге освещаются общие проблемы социологии права, история формирования социологии права как юридической дисциплины, становление и развитие социологического подхода к изучению права в России, современное состояние и перспективы развития отечественной социологии права. Издание подготовлено на основе лекций, прочитанных автором в Академическом правовом университете при Институте государства и права РАН ив Российской академии правосудия. Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических, социологических и других гуманитарных вузов и университетов. Содержание Глава 1. Социология права как самостоятельная юридическая дисциплина 7 § 1. Социология права в системе обществоведения 7 § 2. Предмет социологии права 18 § 3. Методы социологии права 30 Глава 2. История формирования социологического подхода к праву 55 § 1. Становление социологии права как юридической дисциплины 55 § 2. Юридический и социологический позитивизм 63 Глава 3. Правовая проблематика в работах классиков социологической мысли 73 § 1. Огюст Конт 73 § 2. Карл Маркс и Фридрих Энгельс 75 § 3. Эмиль Дюркгейм 79 § 4. Габриэль Тард 88 § 5. Макс Вебер 91 § 6. Евгений Эрлих 98 § 7. Лев Петражицкий 100 § 8. Жорж Гурвич ЮЗ § 9. Питирим Сорокин 109 § 10. Николай Тимашев 115 § 11. Роско Паунд • 11' § 12. Толкотт Парсонс 119 § 13. Никлас Луман 123 Глава 4. Социологический подход к изучению права в России 131 § 1. Общественно-политические условия возникновения социологического подхода к праву 131 § 2. Эмпирические социологические исследования права в конце XIX — начале XX в 133 § 3. Социологические исследования в теории права в конце XIX — начале XX в 141 § 4. Советская социология права 150 Глава 5. Социальная обусловленность права 162 § 1. Понятие социальной обусловленности права 162 § 2. Формальное равенство как критерий правового начала в общественной жизни 181 § 3. Общественное мнение и его значение для выработки социально обусловленного правового решения 195 Глава 6. Социальные функции и социальный механизм действия права 212 § 1. Интегративная функция права 212 § 2. Функция социализации 214 § 3. Право как инструмент социального контроля 220 § 4. Социальный механизм действия права 224 Глава 7. Эффективность действия законодательства 232 § 1. Понятие эффективности действия законодательства 232 § 2. Методология изучения эффективности действия законодательства 244 § 3. Основные факторы, влияющие на эффективность российского законодательства в современных условиях 252 Глава 8. Новые направления социально-правовых исследований, смежные с социологией права 263 § 1. Юридическая конфликтология 263 § 2. Этнология права и антропология права 276 Глава 9. Социология права как инструмент познания и совершенствования социально-правовой реальности 289 § 1. Познавательный потенциал общей социологии и социологии права 289 § 2. Прикладная социология права как фактор совершенствования правотворческой и правоприменительной практики 307 Заключение 334 Глава 1. Социология права как самостоятельная юридическая дисциплина § 1. Социология права в системе обществоведения Право как особый вид социальной регуляции является, объектом исследования различных обществоведческих дисциплин юриспруденции, философии, социологии, политологии, политэкономии, истории и т. д. Каждая из этих дисциплин изучает право с позиций своего предмета. Объектом той или иной дисциплины служит определенный фрагмент реальной общественной жизни, подлежащий научному осмыслению. Предмет же науки представляет собой отражение эмпирической реальности на абстрактном уровне путем выявления ее сущностных связей и закономерностей. В этом смысле в упрощенном виде можно сказать, что объект науки - это то, что мы знаем о нем до его научного изучения, а предмет - это то, что мы знаем после научного познания. Появление таких пограничных областей знания, как социология права, всегда сопровождается дискуссиями об их научной принадлежности. Потребность социальной практики в более полном, комплексном знании оправе, интегрирующем в себе его различные характеристики, породила междисциплинарные исследования правовой проблематики, входе которых представители нескольких дисциплин взаимодействуют при изучении права как общего объекта исследований. К числу таких направлений междисциплинарного исследования права относится и социология права, объединяющая в себе познавательные ресурсы юриспруденции как системы наук оправе и общей социологии как науки о закономерностях формирования, развития и функционирования общества. Дело в том, что междисциплинарный характер социологии права вовсе не означает, будто она существует где-то между юриспруденцией и социологией в качестве отдельной отрасли знания. Такой подход к проблеме, основанный на слишком буквальной трактовке понятия междисциплинарная наука, представляется уязвимым сточки зрения логики построения научного знания. Социология права - это не отдельная самостоятельная общественная наука вне и наряду с юриспруденцией и социологией. Возникая в пограничной области знания, социология права тем не менее оформляется и утверждается в качестве отдельного направления исследований (а затем и самостоятельной научной дисциплины) в рамках предметной области одной из смежных наук - юриспруденции или общей социологии. Таким образом, социология права возможна и как юридическая дисциплина (отдельная отрасль юридической науки, и как социологическая дисциплина отдельная отрасль общей социологии. Это две разные по своему предмету и методу отрасли научного знания, отличающиеся друг от друга также, как юриспруденция отличается от социологии. Однако принципиальная возможность существования социологии права и как социологической, и как юридической дисциплины еще не означает, что обе эти дисциплины уже сложились и функционируют. Так, в России социология права как отдельная отрасль правоведения уже сформировалась, чего нельзя сказать о социологии права как социологической дисциплине. Такое положение дел в значительной степени обусловлено историческими особенностями развития социологических исследований правовых явлений в России, которые с самого начала осуществлялись преимущественно силами юристов в рамках юридической науки и были направлены на приращение научного знания оправе. Социология, выделившаяся в качестве самостоятельной науки из философии в середине XIX в. и активно развивавшаяся в Западной Европе, в условиях российского самодержавия долгое время не получала права на самостоятельное институциональное существование. При большом разнообразии и глубине исследований, проводимых отдельными учеными, дог. в российских университетах отсутствовали кафедры, специализировавшиеся на изучении и преподавании социологии. Такое отношение к социологии со стороны правящих кругов в значительной мере определялось ее тесной связью с либеральными течениями общественной мысли в России. Социология, направленная на изучение общества в его эмпирических проявлениях и неизбежно фиксировавшая бедственное материальное положение социальных низов и резкие социальные противоречия самодержавной России, была опасна для официальной идеологии. Однако идеи и методы социологии нашли применение и развитие в рамках таких традиционных научных дисциплин, как юриспруденция, история, политэкономия и т. д. Советская власть, как известно, также не жаловала социологию, которая была объявлена буржуазной лженаукой ив течение несколько десятилетий находилась под запретом. Это целиком относилось и к социологии права. Исследования правовой проблематики в нашей стране начали активно осуществляться советскими социологами лишь с концах гг. XX в, когда в ряде социологических исследовательских центров сформировались юридические подразделения, занимавшиеся проблемами негативного девиантного поведения, в которых наряду с социологами работали юристы (лаборатория социологических исследований НИИ комплексных социологических исследований при Ленинградском университете, сектор социальных проблем алкоголизма и наркомании Института социологических исследований АН СССР, группа изучения проблем пьянства и алкоголизма Ленинградского института социально-экономических проблем и др. Анализ показывает, что теоретическое обобщение и осмысление результатов исследований, проводившихся этими центрами, гораздо лучше вписывается в рамки социологии девиантного поведения и социаль- ' См Социология в России XIX — начала XX веков. Много контроля, чем в структуру социологии права, ориентированную прежде всего на изучение социальных характеристик права. В настоящее время многочисленные центры изучения общественного мнения и иные социологические организации проводят исследования по гораздо более широкому кругу правовой проблематики, накапливая богатый эмпирический материал юридико-социологического характера. Однако социологи, к сожалению, не проявляют сколько-нибудь заметного интереса к такому теоретическому осмыслению этого материала, которое привело бык формированию социологии права как особой социологической дисциплины, ориентированной на изучение социальных характеристик права. Обобщение и анализ полученных эмпирических данных осуществляются ими чаще всего с позиций политологического подхода (при изучении отношения населения к органам власти и принимаемым ими решениям, степени легитимности власти и т. д, реже - в рамках теоретических конструкций общесоциологического профиля (в контексте идей и теоретических моделей конфликтологии, социологии девиантного поведения, социального контроля, социализации, социальной интеграции и т. п. В целом приходится констатировать, что изучение права в рамках отечественной социологии при всей его научной и практической значимости остается пока на уровне исследовательской сферы или научного направления и не развилось в отдельную социологическую дисциплину. Юристы жене имеющие возможности проводить широкие социологические исследования, научились использовать получаемые социологами результаты прежде всего для расширения и углубления знания оправе, о механизмах его возникновения и функционирования, развивая таким образом социологию права как юридическую дисциплину. Именно то обстоятельство, что отечественная социология права в силу целого ряда причин сформировалась и развивалась в рамках юридической науки и была направлена на приращение научного знания оправе, и позволило ей сложиться в самостоятельную научную дисцплину юридического профиля, соединяющую в себе теоретический и эмпирический уровни юридико-соцнологических исследований. Правда, среди отечественных социологов почему-то распространено мнение о том, что социология права - это уже сформировавшаяся отрасль социологическс науки. Однако для такого утверждения необходимы как минимум, три вещи. Во- первых, нужна концепция предмета и метода социологии права, логически согласованная с общей концепцией предмета и метода социологии. Во-вторых, необходимо социологическое понятие права, которое вписывалось бы в социологическую концепцию общества в качестве ее органичного компонента (ведь от понимания того, каковы место и роль права предлагаемых различными авторами концепциях общества, зависит формирование той или иной теории социлогии права как самостоятельной отрасли в рамках oбщей социологии. И, наконец, эти концептуальные положения о предмете и методе социологии права ка социологической дисциплины должны быть конкретпзированы таким образом, чтобы они могли быть использованы в эмпирических исследованиях. Так, например, для построения социологической социологии нрава можно взять за основу теорию обществ и соответствующую ей концепцию права, разработанны известным американским социологом Т. Парсонсом. Определяя предмет социологии, он отмечал, что социология занимается лишь одним, преимущественно функциональным, аспектом социальных система именно изучает структуры и процессы, имеющие отношение к интеграции этих систем. Соответственно, общество как предмет социологии - это для Т. Парсонса совокупность структур и процессов, способствующих интеграции системы общественных отношений, а право как элемент общества - это специфический инструмент социальной интеграции. Для немецкого философа и социолога М. Вебера основным предметом социологии является социальное действие. Соответственно, в рамках его социологической теории право - это прежде всего специфическая форма организации и мотивации социального действия. Иная теория общества и иная концепция права разработаны К. Марксом и Ф. Энгельсом. В соответствии сих подходом общество - это диалектическое единство базисных и надстроечных отношений, те. экономических, производственных отношений (краеугольным камнем которых являются отношения собственности) и опосредующих их политико-правовых и иных надстроечных форм. В этом смысле можно сказать, что в марксистской социологической теории право - это своего рода функция экономического процесса . Очевидно, что из такого понимания общества и права вырастает совсем иная, отличная от парсоновской или веберовской, концепция социологии права. Можно, разумеется, предложить и другие подходы к обществу и праву как элементу этого общества. Нов любом случае, когда делается заявка на формирование социологии права как отраслевой социологической дисциплины, необходимо, как минимум, определить, о какой теории общества и о какой концепции права идет речь, увязать предмет (и метод) общей социологии с предметом (и методом) социологии права как ее отдельной отрасли, сформулировать социологическое понятие права как составного элемента соответствующего социологического понятия общества и т. д. Для этого вовсе недостаточно (как это обычно делается) сказать, что право, представляя собой социальное явление, инструмент социального контроля, средство социализации индивидов и интеграции общества и т. п. Необходимо на понятийном уровне выразить, что отличает право от других социальных явлений, других способов социального контроля, социализации, интеграции таких, как нормы религии, нравственности, этикета, моды и т. д, сложившиеся нормы, традици стереотипы и шаблоны поведения в других сферах социальной жизни. Эта работа отечественными социологам еще не проделана, а потому пока нет научных оснований говорить о том, что российская социология права как социологическая дисциплина сформирована. Не имея собственной концепции права как социального явления, некоторые социологи поддаются соблазну представить сложившуюся в рамках юриспруденции социологию права в качестве отрасли общей социологии Такой подход игнорирует опыт междисциплинарных связей юриспруденции с другими общественными наукам. Так, философские проблемы права со времен древности наших дней исследуются и философами, и юристами. На определенном этапе таких исследований (в конце XVIII в немецкий юрист Г. Гуго, глава исторической школы права, выдвинул идею и концепцию создания в рамках юрппруденции в качестве одной из ее составных частей (наряду с юридической догматикой и историей права) философии права как философии позитивного права. Несколько позже (в х гг. XIX в) Гегель, напротив, выступил с обоснованием концепции философии права как именно философской дисциплины, как составной части системы философии. В дальнейшем философия права развивалась и развивается до сих пор в качестве и философской, и юридической дисциплины. В основном, правда, она, вопреки представлениям Гегеля, разрабатывалась и разрабатывается усилиями юристов особенно в нашей стране. Сложилось так, что в современной отечественной юридической науке есть уже достаточно развитая отдельная научая и учебная дисциплина в виде философии права, а в отечественной философии, хотя и проводятся различные исследования философско-правового профиля, однако философии нрава как отдельной философской дисциплины пока нет. При этом философы никогда не выступали с заявлениями о том, будто философия права, созданная юристами, - это отрасль философии. Также и представители общей истории, которые сами много и успешно занимаются (под углом зрения своего предмета) вопросами истории права и государства, никогда не говорили, что такая юридическая дисциплина, как история права и государства, - это отрасль общей истории. Социологов, рассматривающих созданную юристами социологию права как отрасль общей социологии, видимо, в какой-то мере вводят в заблуждение аналогичные утверждения отдельных западных и отечественных юристов. Но подобные суждения со стороны юристов - это результат их ограничительной трактовки самой юриспруденции лишь как юридической догматики. Здесь речь, как известно, идет о давнем споре между представителями различных школ и направлений внутри самой юридической науки. Юридический позитивизм, до сих пор весьма популярный ив России и на Западе, не оставляет для социологии права места в рамках юриспруденции. Представители юридической догматики всегда скептически относились к выходу юристов за рамки догмы позитивного права. В концентрированном виде этот подход, как известно, представлен и развит в неопозитивистском чистом учении о нраве Г. Кельзена, направленном на то, чтобы очистить юридическую науку от всех посторонних примесей (в том числе от социологии права, философии права, политологии и т. д) и оставить в ней лишь чистую догму позитивного права как системы норм. В своем стремлении к десоциологизации юриспруденции Г. Кельзен отрывал право как должное от сущего, те. от фактических общественных отношений, и трактовал позитивное право как систему нормативных долженствований, не обусловленных социальной реальностью. По смыслу кельзеновского неопозитивизма социологии права не должно быть места в предлагаемой им чистой нормативистско-догматической юриспруденции. В русле такого подхода видный представитель российской школы юридического позитивизма рубежа XIX-XX вв. Г. Ф. Шершеневич, характеризуя место социологии права в системе обществоведения, писал Нельзя говорить о социологическом правоведении как науке, стоящей рядом с догмой того или другого права. Социологическое изучение правовых явлений возможно только для общей науки социологии, ноне для специальной науки как социологическое правоведение. Однако не все представители позитивистской юриспруденции столь категорично выводят социологию права за рамки |