Баль, Дроздова Логопедическая работа. 1. Организационные аспекты логопедической работы в группах для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Скачать 7.83 Mb.
|
95 Комплексы упражнений по указанным направлениям работы представлены в пособиях Л. В. Лопатиной с соавторами [4, с. 272; 5; 7]. Важный раздел логопедической работы при дизартрии — развитие дыхания и коррекция его нарушений. Нарушения дыхания являются частыми при дизартриях, особенно при экстрапирамидной (гиперкинетической) и мозжечковых формах. Причина этого — паретичность дыхательных мышц, изменение их тонуса, нарушение их реципрокной иннервации. Клинически нарушения дыхания проявляются в расстройствах ритма и глубины дыхания, в нарушении координации между артикуляцией и дыханием. В момент речи дыхание учащается, после произнесённого звука ребёнок делает судорожный вдох. Особенно страдает возможность плавного выдоха. Несмотря на постоянно полуоткрытый рот, он выдыхает через нос, произвольное выдыхание через рот часто является невозможным. Работа над дыханием начинается с общих дыхательных упражнений, цель которых — увеличение объёма дыхания, нормализация его ритма. Учитель-логопед проводит с ребёнком пассивные дыхательные упражнения, во время которых можно включить (или напевать) тихую плавную мелодию или спокойно, ласково рассказывать что-либо ребёнку. Разработка дыхания проводится в различных положениях ребёнка: лёжа на спине, сидя, стоя. С детьми раннего возраста, а также при тяжёлых двигательных нарушениях дыхательные упражнения необходимо проводить в положении на спине — в «рефлекс-запрещающих позициях». Ребёнка учат дышать при закрытом рте, попеременно зажимая ноздри: ребёнок сидит с закрытым ртом; затем ему зажимают одну ноздрю; ребёнок дышит под определённый ритм (стук метронома, счёт). Также его учат правильно сморкаться (овладение этим умением способствует формированию удлинённого произвольного выдоха). Для тренировки носового вдоха и выдоха учитель-логопед закрывает рот ребёнка, придерживая сомкнутые губы паль-1 цами. Детям даётся инструкция: «Не открывай рот. Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Через некоторое] время ребёнок начинает сам следить за положением своего! 96 рта. При отработке вдоха через нос можно провести игру «Давай понюхаем цветочек». После тренировки носового дыхания приступают к развитию ротового вдоха. Учитель-логопед закрывает ноздри ребёнка и просит вдыхать через рот до того момента, когда он его попросит произносить гласные звуки или слоги. Также применяется упражнение с сопротивлением: ребёнок вдыхает через рот, учитель-логопед кладёт руку на его грудную клетку, как бы препятствуя вдоху в течение 1—2 секунд. Это способствует более глубокому и быстрому вдоху и более удлинённому выдоху. Для тренировки вдоха и выдоха через рот учитель-логопед закрывает ноздри ребёнка и просит его: «Давай подышим, как собачка». При развитии речевого дыхания проводится работа, направленная на дифференциацию носового и ротового вдоха и выдоха. Необходимо сделать ротовой выдох по возможности более произвольным, длительным, ритмичным. Все упражнения учитель-логопед выполняет вместе с ребёнком. Для тренировки длительного выдоха используется дутьё в трубочку. Ребёнку предлагается дуть с закрытыми глазами, чтобы усилить кинестетические ощущения. Пример инструкции: «Делай большие пузыри, смотри, слушай. Делай маленькие пузыри, смотри, слушай». Также используется задувание свечей, сдувание ватки, пушинок и др. Позже, в момент ротового выдоха, учитель-логопед произносит различные гласные звуки (сначала шёпотом, потом громко), стимулируя ребёнка подражать ему. С целью увеличения длины ротового выдоха ребёнок произносит постепенно удлиняющиеся цепочки гласных на одном выдохе. Развитию дыхания также способствуют логоритмические упражнения и игры [2, с. 124]. На подготовительном этапе идёт активная работа по развитию голоса и коррекции его нарушений. Характерной особенностью дизартрии у детей является нарушение голоса. 1\/[елодико-интонационные расстройства относят к основным и наиболее стойким признакам дизартрии. Именно они в наи-нолыпей степени влияют на эмоциональную разборчивость речи детей. Причины их — парезы мышц языка, губ, мягкого 97 нёба. Наибольшее значение имеет паретичность мышц гортани и спастичность мышц голосового аппарата, что приводит к нарушению вибрации голосовых складок и как следствие — оглушению звонких согласных. Для коррекции нарушений голоса у детей с дизартрией используются различные ортофонические упражнения. Цель этих упражнений — развитие координированной деятельности дыхания, артикуляции и фонации. Работа над голосом начинается после артикуляционной гимнастики и массажа, расслабления шейной мускулатуры (круговые движения головой — повороты головы во все стороны) с одг новременным произнесением гласных и, э, о, у, а, ы. Работа над голосом всегда начинается с общего мышечного расслабления, артикуляционного массажа и артикуляционной гимнастики. При вызывании голоса большое внимание уделяется нормализации позиции головы, расслаблению мышц верхнего плечевого пояса (круговые движения головой по часовой стрелке и против неё — для расслабления шейно-гортанных мышц). На начальных этапах работы над голосом можно добиться положительного эффекта путём использования «жевательного метода», предложенного Фрешельсом: произносить доступные звуки в момент жевания. Большое значение имеет активизация мягкого нёба: глотание капель воды, покашливание, зевота, звук а на твёрдой атаке. Нормальное голосообразование возможно в том случае, если ребёнок может открывать и закрывать рот, опускать нижнюю челюсть, имитировать жевание. С этой целью используется лёгкое ритмичное постукивание по подбородку (опора на челюстной дрожательный рефлекс). Вначале нижняя челюсть опускается (учителем-логопедом) пассивно на 1,0—1,5 см. Затем ребёнок делает это самостоятельно перед зеркалом, по инструкции. Используются различные наглядные средства, например, рисунки с изображением ведра, которое опускается в колодец; шарика, привязанного к верёвке. Затем эти упражнения выполняются с одновременным произнесением различных звуковых сочетаний: ав-ав, кар-кар, мяу-мяу... Для укрепления нёбной занавески используются упражнения в чередовании её расслабления и напряжения. Ребёнка 98 просят до окончания зевательного движения произнести звук а при широко открытом рте. Перейти от а к и, затем к п., задерживая воздух во рту под давлением. Затем просят произнести следующие звуки: м-па-м-па; м-баб-м-баб... Внимание ребёнка всё время привлекается к ощущению состояния нёбной занавески. Кроме органически обусловленных нарушений голоса у ребёнка могут наблюдаться функциональные расстройства, которые часто обусловлены его общим эмоциональным состоянием. При волнении дети склонны впадать в шёпот, в беззвучную речь. Поэтому на занятиях надо создавать эмоционально-положительный фон. Этому способствует пение, совместная выразительная декларация с учителем-логопед ом. В логопедической работе по развитию голоса полезно использовать медленное попеременное (то шёпотом, то громко) произнесение гласных, согласных, слогов. Одновременно необходимо тренировать увеличение длины речевого выдоха: вначале на одном выдохе произносится по одной гласной (а, о, у, э), потом по две гласные (а-э, о-у, у-ы, э-и), затем по три (а-э-о, о-у-и), четыре и т. д. Потом произносятся слоги с удлинением их цепочек, затем слова и, наконец, стихотворения. Необходима работа по развитию силы, высоты, тембра голоса. Это может быть чтение стихотворений (типа стихотворений К. Чуковского «Телефон», «Муха-цокотуха») с постепенным усилением и ослаблением голоса, чтение сказок по ролям, инсценировки («Три медведя»). Обязательным направлением работы с детьми с дизартрией является развитие их зрительного, тактильного и слухового восприятия, пространственных представлений. Упражнения и приёмы такой работы широко представлены в специальной литературе, в том числе в пособии В. А. Киселёвой [3]. Проводя работу по развитию слухового восприятия, следует учитывать, что при выраженной гиперакузии (повышенной чувствительности к звуковым раздражителям) следует постепенно приучать ребёнка к резким и неожиданным звукам. Делать это надо осторожно, на первых порах предупреждая ребёнка и вызывая звук в поле его зрения («Посмотри, какой красивый колокольчик, сейчас он будет звонить, а ты 99 не бойся»). Постепенно звуковой раздражитель делают всё более неожиданным для ребёнка, но вызывают ещё в поле его зрения, а затем постепенно учат не пугаться неожиданных звуков и вне поля его зрения. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков предполагает прежде всего коррекцию нарушений звукопроизношения и формирование просодической стороны речи. При коррекции нарушений звукопроизношения используется принцип индивидуального подхода. В первую очередь для коррекции выбираются те звуки, которые у ребёнка максимально приближены к правильному произнесению, или те, артикуляционные уклады которых наиболее просты. Особенности логопедической работы по постановке, автоматизации и дифференциации звуков при дизартрии:
Г. В. Чиркина указывает, что последовательность работы над звуками определяется: • степенью доступности звуков для произношения (лёгкость артикуляции) и постепенностью перехода от меньших произносительных трудностей к большим. По лёгкости арти- 100 куляции самыми простыми считаются гласные звуки (прежде всего звук а). Взрывные согласные (прежде всего звук п) усваиваются легче, чем фрикативные звуки (среди фрикативных самые лёгкие по артикуляции звуки ф, в, х). Вместе с тем следует помнить, что степень доступности звуков определяется также возможностями зрительного восприятия элементов артикуляции (наличием «орального образа» звука). По степени уменьшения видимых элементов артикуляции звуки распределяются в следующей последовательности: а, о, у, э, и, п, б, м, ф, в, ш, ж, л, с, т, к;
3. Прежде чем приступить к формированию артикуля ционного праксиса на этапах постановки, автоматизации и дифференциации звуков необходимо развитие или уточнение фонематических процессов. Перед вызыванием и постановкой .туков нужно добиться их различения на слух. Работа по воспитанию фонематического слуха помогает ребёнку подойти к качественному скачку по нормализации фонемной содержательности его речи, т. е. улучшает его зву-копроизношение. 4. Способы постановки звуков (по подражанию, механи ческим, смешанным способами) выбираются индивидуально. В некоторых случаях достаточно только «уточнить» обрабаты ваемый звук. Чаще всего основными методами работы являют ся двигательно-кинетический и слухо-зрительно-кинетический (устанавливаются связи между движениями артикуляционных мышц и их ощущением; между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада данного звука и двигательным ощущением при его произнесении). Одним из способов постановки звуков при дизартрии является метод фонетической локализации (Г. В. Чиркина). 101 Учитель-логопед придаёт языку и губам ребёнка необходимую позицию для того или иного звука. Используются зонды, плоские пластинки для языка и целый ряд других приспособлений. Внимание привлекается к ощущению положений. Затем ребёнок выполняет движения самостоятельно при некоторой помощи учителя-логопеда и без неё. Так у ребёнка вызывается аналог звука, не совпадающий полностью по своим акустическим и артикуляционным признакам с эталоном правильной речи, но вместе с тем чётко противопоставленный всем остальным звукам речи. Не рекомендуется сразу добиваться полной чистоты звука; шлифовка каждого звука должна проводиться длительно, на фоне всё развивающейся, усложняющейся работы над другими звуками. Следовательно, на первых этапах работы целесообразно разрешать ребёнку приближенное произношение данного звука. Приближенное произношение звука является для ребёнка с речедвигательным расстройством определённой ступенью на пути к овладению нормальной артикуляцией. При этом овладение аналогом звука достаточно для того, чтобы ребёнок мог оперировать им во время работы по развитию фонематических представлений и навыков звукового анализа. 5. Автоматизация звука является самым сложным и дли тельным этапом логопедической работы при дизартрии. Полученный звук нужно сразу вводить в слог. Сложныо согласные рекомендуется ставить в слогах, не добиваясь их чистого изолированного звучания, а уже в слогах отрабатывать их правильное произношение. Щелевые звуки сначала автоматизируются в открытых слогах (фа, во, су и т. п.), смычные и аффрикаты — в закрытых (an, on, от и т. п.). Часто в практике учителя-логопеды сталкиваются с тем, что изолированно дети произносят все звуки правильно, но в потоке речи звуки теряют свои дифференцированные признаки, произносятся искажённо. Нужно уделять особое внимание автоматизации звуков в лексическом материале разной сложности. Сначала автоматизация осуществляется в слогах разной структуры (где все звуки произносятся утрированно), далее — в словах разной слоговой структуры, где закрепляемый звук находится в разных позициях (в начале, в конце, 102 в середине). Затем звуки автоматизируют в предложениях, насыщенных изучаемым звуком. Примерный материал для работы с дошкольниками со стёртой формой дизартрии по последовательной автоматизации звука с представлен в пособиях Л. В. Лопатиной с соавторами [4, с. 281; 5; 7], звуков ш, ж — в пособии В. А. Киселёвой [3]. Очень важно, чтобы из лексического материала были исключены звуки, которые произносятся ребёнком искажённо или у него ещё не закреплены. Весь лексический материал, предлагаемый для автоматизации, должен быть семантически доступен ребёнку. Для автоматизации звуков используется приём одновременного проговаривания звука и изображения его символа (писание и говорение). Эти упражнения способствуют усилению звука, обогащению его моторного действия. Для детей, которые не могут писать, звук произносится одновременно с похлопыванием пальцами или постукиванием ногой. Затем новый звук закрепляется в различных слогах. Дифференциация поставленного звука в произношении с оппозиционными фонемами проводится в той же последовательности, что и при автоматизации данного звука. Сначала предлагаются два слога (са-ша, ас-аш, ста-шта, тса-тша и т. п.), затем три слога. Далее даются пары слов, разных по слоговой структуре.
Коррекция нарушений звукопроизношения на данном этапе также сочетается с работой по формированию просодической стороны речи, которая неразрывно связана с работой по формированию голоса. При развитии мелодико-интонационной стороны речи особое значение имеет навык управления движением голоса 103 вверх-вниз. Поэтому важно научить ребёнка пользоваться голосом различной высоты, постепенно формируя умение повышать и понижать голос в пределах звука, слога, слова и фразы. При формировании мелодико-интонационной стороны речи важным разделом является работа над логическим ударением (выделение слов, наиболее важных по смыслу). Детям предлагается выделять слова, на которые падают ударения, голосом и движением: хлопаньем в ладоши, притопыванием (Мама, мыла Таню... Мама мыла Таню... Мама мыла Таню). На логопедических занятиях большое внимание уделяется формированию у детей умения пользоваться повествовательной, вопросительной, восклицательной и повелительной интонацией. Совместно с учителем-логопедом ребёнок проговаривает стихи и тексты с нужной интонацией. Кроме того, необходимо развивать у детей естественные интонации, выражающие различные эмоциональные состояния: радость, удивление, испуг. Одним из средств выражения эмоций является произнесение междометий. Их воспроизведение можно сопровождать различными произвольными движениями и мимическими реакциями ребёнка, например: Ай! — Руки прижать к себе, на лице выражение испуга. Ай! — Укоризненно покачать головой и погрозить пальцем. Ой! — На лице — радость, всплеснуть руками и поднести их к лицу. Ой-ё-ёй! — Покачать головой с сожалением, руки развести в стороны. Эй! — Радостный окрик, руку вытянуть вверх. Эй-е-ей! — Радостно крикнуть и приветливо помахать рукой. Развитию мелодико-интонационной стороны речи, гибкости модуляций голоса способствуют игры-инсценировки и чтение сказок по ролям. В процессе развития просодики проводится работа по коррекции нарушений темпо-ритмических характеристик речи. Ритм организует не только двигательную активность, но и слово, руководит как темпом, так и динамическими особенностями 104 речи. В работе над темпом и ритмом можно использовать такие движения, как отхлопывание и притопывание. Допускается отстукивание ритма одной или двумя ногами, отхлопывание в ладоши или одной рукой по телу или столу. При этом ударному слогу соответствует более громкий хлопок или удар ногой по полу, неударному — тихий. Работа по развитию речевого темпа, ритма, интонации сочетается с формированием звукопроизносительных умений. Например, при автоматизации звука л можно использовать игровое упражнение «Колокола»: учитель-логопед говорит ребёнку, что он изображает большой колокол, произнося «ла-ла-ла» медленно, а маленький колокол — произнося «ла-ла-ла» быстро. Колокола «переговариваются»: один говорит «ла-ла-ла», другой спрашивает «ла-ла-ла?», третий отвечает «ла-ла-ла» [11]. С детьми дошкольного возраста развитие дыхания, голоса и просодики можно проводить не только на индивидуальных занятиях, но и на подгрупповых логопедических занятиях (под музыку, счёт и т. д.). Система работы по формированию представлений об интонационной выразительности в импрессивной и экспрессивной речи у детей с дизартрией представлена в пособиях Л. В. Ло-патиной с соавторами [4, с. 283; 5; 6; 7]. Этап формирования коммуникативных умений и навыков предполагает отработку приобретённых произносительных умений в различных ситуациях речевой коммуникации, предупреждение вторичных нарушений (нарушений чтения и письма). Одним из наиболее сложных направлений работы является формирование у ребёнка навыков самоконтроля. Нередко учителя-логопеды сталкиваются с ситуацией, когда ребёнок при контакте с учителем-логопедом на занятиях демонстрирует в речи приобретённые навыки. Но при смене обстановки, в присутствии других лиц навык, казавшийся прочным, исчезает, ребёнок возвращается к прежнему стереотипному кому — искажённому произношению. Для выработки коммуникативных навыков необходима активная позиция ребёнка, его мотивация к улучшению речи и, конечно, длительная логопедическая работа. Традиционной работой на 105 этом этапе является введение звука в речь при заучивании стихов, составлении предложений, рассказов, пересказе текстов и т. п. |