Режим дня. РЕЖИМ starshaya_gruppa_2019-2020_gg. 1. Пояснительная записка 2 стр
Скачать 0.7 Mb.
|
Развитие связной речи Связна речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Главная функция связной речи – коммуникативная. Формы связной речи и направления работы по развитию связной речи: Диалогическая речь – первичная естественная форма языкового общения. Главная особенность диалога – чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Монологическая речь – связное логическое и последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь также важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место. Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим. Формы обучения связной речи: Диалогическая Диалог Беседа Монологическая Рассказ об игрушке Рассказ по картине Рассказ по серии картин Рассказ из личного опыта Пересказ Рассуждения Методы и приемы обучения связной речи Совместное рассказывание – совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок заканчивает ее. План рассказа – это 2-3 вопроса, определяющих его содержание и последовательность. Сначала он применяется вместе с образцом, а затем становится ведущим приемом обучения. План рассказа может сопровождаться коллективным обсуждением. Образец рассказа – это краткое живое описание предмета или изложения какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования. Частичный образец – начало или конец рассказа, разновидность образца рассказа. Анализ образца рассказа привлечет внимание детей к последовательности или структуре рассказа. Сначала воспитатель сам поясняет, с чего начинается рассказ, о чем говорится потом и какова концовка. Постепенно к разбору содержания и структуры образца привлекаются дети. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов. Коллективное составление рассказа преимущественно используется на первых этапах обучения рассказыванию. Дети продолжают предложения, начатые воспитателем или другими детьми. Составление рассказа подгруппами – «командами» - разновидность коллективного составления рассказа. Составление рассказа по частям – также разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый рассказчик создает часть текста. Этот прием используется при описании много эпизодных картинок. Моделирование используется при работе с детьми старшего дошкольного возраста. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. Содержание обучения связной речи
Воспитание любви и интереса к художественному слову. Знакомство детей с художественной литературой Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии книг) Задачи: Вызывать интерес к художественной литературе как средству познания, приобщения к словесному искусству, воспитания культуры чувств и переживаний. Приобщать к словесному искусству, в том числе развивать художественное восприятие и эстетический вкус. Формировать и совершенствовать связную речь, поощрять собственное словесное творчество через прототипы, данные в художественном тексте. Развивать литературную речь. Формы: Чтение литературного произведения. Рассказывание литературного произведения. Беседа о прочитанном произведении. Обсуждение литературного произведения. Инсценирование литературного произведения. Театрализованная игра. Игра на основе сюжета литературного произведения. Продуктивная деятельность по мотивам прочитанного. Сочинение по мотивам прочитанного. Ситуативная беседа по мотивам прочитанного литературного произведения. Основные принципы организации работы по воспитанию у детей интереса к художественному слову: Ежедневное чтение детям вслух является обязательным и рассматривается как традиция. В отборе художественных текстов учитываются предпочтения педагогов и особенности детей, а также способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания, но и на уровне зрительного ряда. Создание по поводу художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, в ходе чего создаются целостные продукты в виде книг-самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев, викторин, досугов, детско-родительских праздников и др. Отказ от обучающих занятий по ознакомлению с художественной литературой в пользу свободного непринудительного чтения. .Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Цель в соответствии с ФГОС дошкольного образования: воспитание художественных способностей детей, главной из которых является эмоциональная отзывчивость на средства художественной выразительности, свойственные разным видам искусства. Задач: Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы. Становление эстетического отношения к окружающему миру. Формирование элементарных представлений о видах искусства. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Направления художественно-эстетического развития: Рисование. Лепка. Аппликация. Художественный труд. Дизайн. Творческое конструирование. Музыкальное развитие. Содержание художественно-эстетического развития в Программе «От рождения до школы»:
Взаимосвязь конструирования и игры
Музыкальное развитие Цель: развитие музыкальности детей и их способности эмоционально воспринимать музыку. Задачи образовательной работы: Развитие музыкально-художественной деятельности. Приобщение к музыкальному искусству. Развитие воображения и творческой активности. Направления образовательной работы: Слушание. Пение. Музыкально-ритмические движения. Ирга на детских музыкальных инструментах. Развитие творчества (песенного, музыкально-игрового, танцевального). Методы музыкального воспитания: Наглядный (сопровождение музыкального ряда изобразительным, показ движений). Словесный (беседы о различных музыкальных жанрах). Словесно-слуховой (пение). Слуховой (слушание музыки). Игровой (музыкальные игры). Практический (разучивание песен, танцев, воспроизведение мелодий). Система музыкального воспитания
Методы и приемы музыкального воспитания (по О.П. Радыновой) Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявление эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения. Метод уподобления характеру звучания музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа. Моторно-двигательное уподобление эмоционально-образному содержанию музыки (мелкая моторика рук, дирижерский жест, ритмопластика, образные и танцевальные движения) побуждают детей к «экспериментированию». Различение выразительных интонаций, акцентов, пауз, динамических, темповых, регистровых, тембровых особенностей является наиболее универсальным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения. Тактильное уподобление характеру звучания музыки – прикосновение руки педагога к руке ребенка с одновременным пояснением настроения музыки (используется в младшем возрасте). Словесное уподобление характеру звучания музыки – эмоционально-выразительные пояснения характера музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие смену настроений, поэзия, сказочная сюжетная форма занятий. Вокальное уподобление характеру звучания музыки в виде тихого выразительного напевания педагогом мелодии во время звучания произведения и подпевание отдельных интонаций детьми (используется в младшем возрасте). Мимическое уподобление характеру звучания музыки – сосредоточенное внимание взрослого во время заучивания произведения, выражение глаз, улыбка или серьезность крайне важно для ребенка и служит своеобразным ориентиром в процессе восприятия музыки. Темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки применяется в виде оркестровки, выбора выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа. Интонационное уподобление характеру звучания музыки. Цветовое уподобление характеру звучания музыки применяется для закрепления представлений о характере музыки, выявлении реакций на изменение настроений. Поли художественное уподобление характеру звучания музыки – выразительная роль средств языка разных искусств: живописи, художественного слова, театра, пантомимы, балета. Образовательная область «Физическое развитие» Цель: воспитание здорового, жизнерадостного, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка. Задачи и направления физического развития в соответствии с ФГОС дошкольного образования: Приобретение опыта в следующих видах деятельности: двигательной, направленной на развитие координации и гибкости; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; связанных с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в стороны) Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами. Становление целенаправленности и само регуляции в двигательной сфере. Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни: формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни Физическая культура: сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления; обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки; формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений; развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту. Принципы физического развития: |