|
ЭКЗАМЕН - диалектология. 1. Предмет и основные понятия диалектологии
6. Суперсегментные и сегментные единицы. Слог. Ударение. Интонация. Темп речи.
В речевом потоке выделяются различные фонетические единицы: сегментные и суперсегментные. Сегментные единицы линейны, это разные отрезки речевого потока: звук, слог, фонетическое слово, речевой такт, фраза. Звук - наименьшая, кратчайшая сегментная единица. Каждая следующая по величине сегментная единица состоит из более мелких: слог из звуков, фонетическое слово из слогов, речевой такт из слов, фраза из тактов.
Объединение этих сегментных единиц в более крупные сегментные единицы осуществляется благодаря суперсегментным, или просодическим, единицам, которые как бы накладываются на сегментные. К таким суперсегментным единицам относятся слог, ударение и интонация. Особая суперсегментная единица - темп речи.
Слог как сегментная единица представляет собой линейную последовательность звуков. Слог как суперсегментная единица представляет собой единство слогового и неслоговых звуков.
Диалектные различия в строении слога в русском языке связаны с характером слоговых и неслоговых звуков, с их соотношением в слоге, с местом слогораздела.
В значительной части говоров, как и в литературном языке, гласный звук и может быть неслоговым, когда он выступает на месте фонемы (j) мои, поиду. Во многих говорах неслоговым может быть также гласный звук [у] (иногда [о]), выступающий на месте (в) :)коро(у). коро\\}ник. тра[у], тра [у] кА (тра[ъ], тра[<}}ка) или на месте (л): во [у] к, ста[у] (ста [о]) ,(см. §§46-47). 2И_
Во многих русских говорах известны дифтонги. Шире всего распространены [ие] и [уо] :л[ие]с, л,тг[ие)б, с[ие]но; кор[уо\ва, сел [уо]. /с[уо]/\ В некоторых произносятся [ей], [оу], [ео], [ио], [еа], [иа], [иу] :с[еи]/?/г, г[оу]д, н[ео]с, н[ио]с, п[еа\тый, п[иа]тый, л[иу]ди (см. §§ 25, 26). Дифтонги могут быть равновесными, когда оба гласных обладают одинаковой силой и длительностью. Дифтонги могут быть также восходящими, когда первь гласный дифтонга неслоговой, а второй слоговой (л[ие]с, к[уо]т, или .нисходящими, когда первый гласный дифтонга слоговой, а вто-рой неслоговой (л[ие,]с, /с[у(?]г). У восходящих и нисходящих дифтонгов длительность слогового гласного значительно превышает длительность неслогового гласного. «у] В южнорусских говорах, главным образом в юго-восточной зоне /смГ карту на с. 205), наблюдается тенденция к утрате (диерезе) безударных гласных. При этом количество слогов в слове может уменьшаться па"0дин Либо оставаться прежним, в последнем слу-чае-вместо утраченного гласного слоговую функцию" "выполняет соТлИсныи. Чаще всего такими слоговыми бывают-наиболее звучные-согласные -""сонорные: золто, прдавать, сторжем. Слоговость шумных" соТласных проявляется в их большей длительности, напряженности: [т]пора, вы[с]пано, у[ч']теля,
Слоговые согласные не типичны для русского языка. Стремление избежать слоговости согласного нередко приводит к восстановлению гласного. При этом наблюдаются ошибки с точки Зрения места и качества исконного) гласного: нож [ы] нцы, кълдовая.
Во многих акающиx говорах существует тенденция устранять начальные сочетания согласных в слове. В говорах юго-западной зоны перед группой согласных развился протетический гласный [и], реже [а]: ирвать. иржать. илбы, и льна, ймхй, исправна, исказать, издёлать, икГтёбё и т. п., а также арвать, аржать, албы и т. п. Еще шире, в том числе и во многих окающих говорах, встречается надставка (протеза) гласного [а] или [о], [и] в слове аржандй (оржандй, иржаной).
В говс^гзах^ юго-восточной зоны начальная группа согласных сто разделяется вставными гласными"! Цбычно вставка (эпен-тёза}-гласного часто бывает' в тех СЛуЧаЯхГкогда этот гласный образует 2-й предударный слог: с [ъ]мордвина, т[ъ]вордг, к[ъ\лубнйка, л [и] няной и т. п. Но встречается такой эпентетический гласный и в 1-м предударном слоге: н[аравиться, м[ы]ного,
Развитие протетических или вставных (эпентетических) глас ных в начальных сочетаниях согласных было связано с тенден цией к утрате слоговости у первых согласных таких сочетаний.
При этом сонорные были в этих говорах в древнерусском языке слоговыми благодаря большей, чем у следующего согласного, звучности, а шумные были слоговыми благодаря большей, чем у следующего согласного, напряженности: [р]вать, [р)жандй, [л] бы,
[л']нян6й, [м]хи; [д]плести, [$] делать, [к]тебё.
В говорах югп-впгточной зоны вставка гласного между соглас ными^ наблюдаётсЯне"только в начале слова, но и в других поло жен и я х:р!Грь7лаГ]?^ §51 рь] к. Отмечается и подставка гласного вконце слова после согласного (эпитёза): упадёш [а], косил [а], у нйх[а\, в угол[ъ], огонь горёл[ъ]. Таким образом, в юго-восточных говорах структура сло га приближается к простейшей: СГ (согласный + гласный).
В говорах северо-запада во многих словах наблюдается так называемое "второе полногласие - произношение сочетаний оро, ере, оло между согласными на месте исконных *tort, tert, tolt. tlet: кором(корм), гороб (горб), горость (горсть), дёрен (дёрн)7 чёрёвь (червь), сёреп (серп), верёх (верх), долог (долг), холом (холм), чёлон (челн) и т. п. Это также приводит к увеличению количества слогов типа СГ.
Существуют различия между говорами и в месте слогораздела. При наличии внутри слова группы согласных в севернорусских /говорах обычно образуются закрытые слоги: кар-тош-ка, нель-зя, ' друж-ба, сед-ло, пус-ти; в южнорусских и среднерусских говорах - . .открытые слоги: ка-рто-шка, не-льзя, дру-жба, се-дло, пу-сти.
Словесное ударение - суперсегментная единица, объединяющая слоги в фонетическое слово. В фонетическом слове есть один ударный слог и могут быть безударные слоги. Ударный слог может отличаться от безударных большей длительностью, силой, тоном, особым качеством звуков. Использование этих способов выделения ударного слога в разных говорах имеет свои особенности.
Соотношение длительностей разных гласных в слове создает ритмическую структуру слова. Типы этой структуры в разных говорах различны.
Для русского литературного языка А. А._ Потебня предложил формулу, условно оценивающую «тоническую" силу» ударенного и безударных гласных: 1-2-3-1, где 3 единицы соответствуют ударен-ному гласному, 2 - первому предударному, 1 - остальным безударным, например перережем, говорила. Эта формула примерно соответствует соотношению длительности ударенного и разных безударных гласных. Такое же соотношение длительности гласных в слове наблюдается и во многих русских говорах. Однако в говорах существуют и другие типы ритмической структуры слова.
Во многих севернорусских говорах безударные гласные почти не отличаются по длительности. Несколько большая длительность 'гласного 1-го предударного слога" ПО сравнению с другими безударными гласными в таких случаях неотличима на слух, хотя и обнаруживается при помощи специальных приборов. При этом безударные гласные могут незначительно отличаться от ударенного гласного либо это отличие более существенно. Ритмическая структура слова таких говоров может быть определена как2-2-3-2 или 1-1-3-1. Та_кйё типъПйа'лектологи называют «рубленой» речью Или «стак-като».
В севернорусских говорах встречается и такой тип ритмической структуры слова, когда слоги с более и с менее длительным глас-ным перемежаются: 2-1-3-1. В этом случае гласный 1-го предудар-ногослога уступает по длительности гласному 2-го предударного слога.
В среднерусских говорах часто встречается такой тип ритмической структуры слова, которьгйхярактерен и для «старомосковского» произношения. В этом тИпе гласный 1-го предударного сло-га равен по длительности удареннцму гласному или даже длительнее его: 1-3-3-1. В таких говорах ударенный гласТШйвыдёляется большей напря^е"нносТБКг и тономг. Натгряженность мышц артикулирующих органов отражаётсятта- тембре гласного. Тон при этом на гласном 1-го предударного слога обычно повышается, а на ударенном гласном понижается.
В южнорусских говорах с диссимилятивным аканьем и яканьем своеобразие ритмической структуры слова про является в следующта.Тласнь1й 1-го иредударнопгслога. выступа ющий на месте фонем неверхнего подъема, может иметь разную Длительность в зависимости от качества ударенного гласного. 11е- : ред ударенным гласным нижнего подъема |а| г^ласный 1-го прё"пу- дарногослога по" длительности приближается к _гласному
2-го предударного слога и может быть даже короче его; тип такой рит мической структуры 1-1-3-1: накопила, продавали, вылетала, нагля- дэттея.-Перед ударенным гласным верхнего подъема1и, ы. у] глас ный первого предударного слога приближается к уда ренному гласному и может быть даже длительнее его, тип такой ритмической структуры 1-3-3-1: разогнулся, подарила, полежите, нарядились. В этом случае ударенный гласный отличается от 1-го предударного более низким тоном и особым тембром.
Диалектные различия могут относиться также к местууда р е-ния в словах и в отд. грам. формах. Этиразли-чия не являются собственно фонетическими
Различия в месте ударения могут характеризовать слово во всех его формах: крапИва, крапивы, крапиве и т. я.- крапивА, крапивы, крапиве и т. д. и точно так же туча-туча, свёкла - свекла,^ засуха - засуха, спина - спина, сосна - сосна, толстый - толстой, глупый - глупой, дикий - дикой, молодой - молодый, родной - рддный, холодно'- холодно, весело - весело, тепло - тепло. Это собственно лексические различия.
различия в месте ударения могут относиться к отдельным грамматическим формам. Часть таких различий (воду - воду, руку - руку, козу - козу, или смотрю - смотрю, курю - курю, сшиь - косишь, куришь - куришь и др.) характеризует принадлежность данного слова к морфологическому типу с подвижным ударением или неподвижным на основе или на окончании; ср. вода - воду или вода - воду; коза - козу или коза - козу; смотрю - смотришь или смотрю - смотришь; курю - куришь, или курю - куришь, или курю - куришь. Такие различия относятся к морфологической характеристике отдельных слов.
Различия в месте ударения отдельных грамматических форм могут носить и чисто морфологический характер. Так, глаголы с постоянным ударением на окончании могут в форме 2-го л. мн. ч. изъявительного наклонения иметь ударение на первом или на втором гласном окончания: несёте - несете (несете), сидите - сидите (сидите); местоимения никто, ничто могут в формах род. и дат. п. также иметь ударение на первом или на втором гласном окончания: никого, ничего, никому, ничему - никого, ничого, никому, ничему.
Интонация - суперсегментная единица, объединяющая фонетические слова в речевые такты (синтагмы) и речевые такты во фразы.
Основным интонационным средством является повышение и понижение тона в разных точках речевого такта. Диапазон этого повышения и понижения тона может быть различным в разных говорах. От литературного языка многие севернорусские говоры отличаются большим диапазоном изменения тона, а южнорусские - меньшим. Поэтому севернорусская речь часто более напевна, а южнорусская - более монотонна.
Существует несколько типичных интонационных контуров - движений тона на протяжении речевого такта. Они называются интона-ционными контурами ИК (читается [ика]). В каждой ИК есть ее центр'-место главного ударения речевого такта, где' обычно-и происходит наиболее значительное изменение тона.
В^литературном языке и многих говорах при утверждении тон в центре ИК. резко понижается: Отец на работе.
Это ИК-1. Во многих севернорусских говорах при утверждение, используется ИК-4, пр_и_ которой в центре происходит нисходяще-восходящее движение тона, а в постцентровои части тон высокий:
Отец на работе.
Для оформления общего вопроса, т. е. вопросительного предложения без вопросительного слова, в литературном языке и многих говорах используется ИК-3, при которой в центре тон резко повы-шаетеят-а-в-яветцеятротгой части понижается ниже среднего уровня:
Отец на работе?
В юго-западных и многих севернорусских говорах в этом случае употребляется ИК-6, отличающаяся от ИК-3 тем, что в постцентровой части тон продолжает оставаться высоким:
Отец на работе?
Таким образом, одни и те же синтаксические конструкции могут оформляться в разных говорах разными ИК-
Интонация помогает членить речевой поток на отрезки - речевые такты и фразы. Но сами эти отрезки в разных говорах бывают неодинаковы. Во многих севернорусских говорах существует тенденция превращать каждое фонетическое слово в отдельный такт. В этих говорах каждое фонетическое слово интонационно оформлено: оно начинается с более высокого тона, который к концу слова , понижается.
В разных ситуациях люди говорят то быстрее, то медленнее. Есть и среднии тёмп речи. Измеряется он количеством звуков, произносящихся в секунду. Но одни и те же слова с одними тем же количеством звуков в разных говорах могут произноситься в сходных ситуациях с разной скоростью: в одних говорах быстрее, в других медленнее. Объясняется.это тем, что между говорами существувуют различия в темпе речи.
Наиболее быстрый темп отмечен в севернорусских говорах с ритмической структурой слова типа 1-1-3-1 и 2-2-3-2. Средний темп здесь составляет 17 звуков в секунду. Но при ускоренном темпе речи здесь может произноситься до 22-х звуков в секунду, при замедленном до 12-ти. Речь представителей такого говора звучит как скороговорка.
Наиболее медленный темп в среднерусских говорах с растяжкой 1-го предударного гласного типа 1-3-3-1. Средняя скорость речи здесь 12 звуков в секунду, а колебания в скорости могут быть от 8 до 16 звуков в секунду.
Темп речи остальных говоров может приближаться к одному из этих двух типов либо быть средним между ними. 7. Ударные гласные в русских народных говорах.
подъёмы:
верхний и,ы,у
верхне-ср. е,о закр
средний е,о
нижний а
Состав гласных фонем в разных русских говорах неодинаков. Сильной позицией, в которой различается наибольшее количество гласных фонем, является положение под ударением перед твердым согласным. В этой позиции в русском литературном языке и во многих русских говорах выделяется 5 гласных фонем: <и, у, е, о, а). В других говорах гласных фонем может быть больше.
Известны русские говоры, в которых сохранилось различение <е> и (ъ>, но на месте <о> и <со> выступает одна фонема <о>. Таким образом, в русских говорах может быть пять гласных фонем - (и, у, е, о, а), шесть - <н, у, ъ, е, о, а) и семь - (и, у, ъ, а>, е, о, а>.
В говорах этих типов, как и в литературном языке, на месте одних и тех же гласных фонем произносятся разные звуки в зависимости от соседства твердых или мягких согласных. Так, фонема (а) реализуется звуком [а] после твердых согласных и ["а] после мягких: сто[ла] -ко[н''а]; фонема (и) реализуется звуком [и] после мягких согласных и звуком [ы] после твердых: го[н'й] и дер [жы]. Разные гласные звуки относятся в этих случаях к одной фонеме потому, что они выступают в разных позициях, позилион-но чередуются.
В некоторых вологодских говорах не сформировалось противопоставление согласных по твердости - мягкости (см. § 58). Здесь произносятся твердые согласные не только перед [ы], но и перед [и]: [сй]то- [сы]то, [пй]ли- [пы]ли. Выступая в одной и той же позиции, звуки [и) и [ы] здесь представляют разные фонемы <и> и (ы>, противопоставленные по ряду. В таких говорах звук [и] сдвинут в передне-средний ряд (как и в украинском языке), а [ы] -в задний ряд. В соответствии со звуками ["а), ["о], ['у) литературного языка, которые произносятся после мягких согласных, здесь могут произноситься дифтонги [еа], [ео], [иу] или гласные передне-среднего ряда [а], [6], [у] после твердых согласных: же[неа] или лс[на] (меня), рас[тео]т или рас[то]г (растёт), в [сиу] или в [су] (всю). Эти звуки являются представителями особых фонем (а), (6), <у), противопоставленных фонемам <а>, <о), <у> по ряду; ср.: сос[нёа]к (сосняк) -сое[на], ле[та]т (летят) -ле[та]ть. Таким образом, в этих говорах система гласных включает 12 фонем: <и, ы, у, у, т>, е, со, со, о, о, а, а}.
В русских говорах при отсутствии различий в составе фонем могут наблюдаться различия в системе фонем, т. е. в их взаимоотношениях друг с другом.
1. большинству севернорусских говоров известно чередование [е] ([ие], [е]) с [и] в зависимости от твердости,- мягкости следующего согласного сено – на сине. Такое чередование представляет собой результат перехода [ие] в [и], происходившего в новгородском диалекте древнерусского языка перед слогом с гласным переднего ряда.
В говорах, знающих это чередование и сохранивших фонему (ять), звук [и] между мягкими согласными может относиться и к фонеме (ять) ([т'иел]о, [т'ёл]о - в[т'йл']е),и к фонеме (и) ([м'ир] - в[м'нр']е). В говорах, не знающих такого чередования, [и] между мягкими согласными представляет одну фонему <и>.
В говорах с пятифонемным составом гласных фонем чередование [е//и] в позициях перед твердым - мягким согласными на месте прежней фонемы (Ъ) отражает чередование фонем (е//и). В отдельных среднерусских говорах с пятифоиемной системой гласных фонем [и] между мягкими согласными произносится не только на месте прежней фонемы <т>>, совпавшей здесь с <е>, но и на месте прежней (е> (возникшей из древнерусских <е> и <ь>): [д'ин'] (день), [п'ин'] (пень), [д'йв']яп>, [д'йс']ягб, \с'йл']ский.
2. Многим севернорусским говорам известно чередование [а] после мягкого согласного перед твердым с [е] между мягкими согласными (1'а1//1'еГ): г[р'аз]ный- по г[р'ёз']ы, [п'ат]ый- [п'ёт']-нииа, г[л'ан]у - г[л'ён']е7\ гу [л'ал]а - гу [л'ёл']ы, в [с'ак] ого - Й\с'ё'к']ие, а также п[р'ён']ик (пряник), [и.'ёй]ник (чайник), [д'ёд']"»а (дядина) и др.
В прошлом на месте этих чередующихся гласных [а//е] произносился дифтонг [еа], который и сейчас обнаруживается в архаических говорах. Перед слогом с гласным переднего ряда [еа] изменялся в [е], в других позициях - в [а]. Позднее такой [е] мог по аналогии переноситься и в другие формы: г[р'ёз]ы и г[р'ес'] (грязь), г[р'ёз]ное, [л'ёг']ешь и [л'ёг]у (лягу).
В говорах, знающих чередование Га1//1'еГ, звук [е] между мягкими согласными может относиться к трем фонемам - (е - о - а): к [р'ес] г - к [р'ес'] тик, []6л] ка - Цел'], [м'ат] ый - [м'ет'] (мять).
-В русских говорах при отсутствии различий в составе и системе фонем могут наблюдаться различия в сфере употребления тех или иных фонем, что отражается на их функциональной нагрузке - количестве морфем, где выступают эти фонемы.
В говорах, знающих произношение [и] между мягкими согласными на месте <"Б>, встречается произношение [и] на месте <т>> и перед твердым согласным: л[й]то, м[н]сто, б[н]лка, хл[н] б, д[и\д, сж[и]х, н[и]г. Отдельные примеры такого произношения отмечаются на территории почти всего северного наречия. Более последовательно это явление встречается в некоторых новгородских говорах.
В говорах русского языка, как и в литературном языке, наблюдаются результаты проходившего в прошлом процесса изменения [е] в [о] перед твердым согласным: о[в'6]с, бе[р'6]за, ве[с'6]-лый, при{н'о]с, те\л'6]нок. Но в некоторых говорах этот процесс не происходил или был непоследовательным, в результате чего в современных говорах в таких словах произносится [е]: о[в'ё]с, бе[р'ё]за, ве\с'ё]лый, при[н'ё]с, те [л'ё] нок. Нередко в таких говорах перед [е] произносится и немягкий согласный - твердый или полумягкий: о[вэ]с или о[в"ё]с и т. п.
Говоры с последовательным отсутствием перехода [е] в ['о] в настоящее время уже не встречаются. Широко распространено в говорах южного наречия и встречается в некоторых севернорусских говорах произношение ударенного [е] в окончаниях глаголов I спряжения: ид\ё]м, нес[ё]м, ид[ё]ш, нес[ё]ш и т. п. при обычном ['о] в других морфемах: о[в'6]с, те[л'о]нок и т. п. В корнях и суффиксах [е], не перешедший в ['о], отмечается обычно лишь в отдельных словах.
Замена [е] на ['о] могла происходить не фонетическим путем, а по аналогии. Так, в говорах, знающих непереход [е] в ['о], произносится ['о] в тех окончаниях и суффиксах, где [о] выступает и после твердых согласных: жиль[]о], ко[н'о]м, уго[л'о]к, как се[ло], дво[ро]м, ку[со]к. Под влиянием таких форм, как той, одной, возникло широко распространенное в говорах произношение форм местоимений мо[]Ь\й, тво[]6]й, сво[]6]й.
В говорах, различающих <е> и <ъ> и переживших переход [е] в ['о], сфера употребления (е> ограничивается небольшим кругом лексики. Это отдельные слова иноязычного происхождения (лента, газета и т. п.), в том числе и церковнославянизмы (крест, небо - в противоположность руссизмам крёстный, нёбо и др.), некоторые приставки (бездарь, перевранный, некогда) и слова, в которых [е] не изменился в ['о] благодаря положению перед поздно отвердевшим согласным (серп, первый).
Русские говоры, знающие (о) и (со), различаются по некоторому набору морфем, в которых в одних говорах выступает (о), в других - <со>. Такие колебания между <о> и <со> по говорам могут быть под ударением в корнях слов воин, вол, дрозд, плоть, покров, ровный, сорок, тот и некоторых других, а также в окончаниях: 1) -о им. п. ед. ч. сущ. среднего рода типа село и глаголов прошедшего времени среднего рода типа зашло; 2) -ою (-ой) тв. п. ед. ч. существительных, прилагательных и личных местоимений типа женою, злою, мною; 3) -ого, -его род. п. ед. ч. местоимений типа того, его.
В одних южнорусских говорах выступает (а), в других (о) в таких словах, как варишь - вдришь, тащишь - тощишь, валишь - вдлишь, катишь - котишь, платишь - плотишь, ловишь - лавишь, солишь - салишь и др.
Возникло это диалектное различие тогда, когда древнее неподвижное ударение на окончании в формах настоящего времени этих глаголов стало в части говоров заменяться подвижным ударением. Обусловлено было появление этой диалектной черты аканьем - совпадением <о> и (а) в 1-м предударном слоге в одном звуке (см. § 32). Когда в формах в[а]рйшь, с[а]лйшь и др. ударение передвигалось на корень, говорящие должны были заменить предударный гласный [а] ударенным [а] или [о]. В одних случаях этот выбор говорящими ударенного гласного соответствовал его этимологии, в других случаях нет.
Во многих западнорусских говорах, а также в говорах возле Онежского озера на месте [о] перед <]> встречается произношение [ы] и [э] (после [г, к, х] - [и] и [е]): ж[ы]«?, р[ы]ю, моло-д[ы]й, худ[ы]й, г[ы]й (тот), так[и]й, глух\и\й или ж[э]ю, р[э]ю, молод[э)й, худ[э]й, г[э]й, так[э]й, глух[э]й (та[к'ё]й, глу[х'ё]й) и т. п. 8. Характеристика фонем е, о, ять, о закр.
Фонемы (е) и (о) в русском литературном языке и в большинстве говоров с пятифонемной системой гласных под ударением представлены звуками среднего подъема [е] и [о]: л[е]с, в[е]ра, ; к [о] т, кор[о]ва.
Фонемы <е> и <о) литературного языка и говоров с пятифонемной системой гласных возникли из четырех фонем предшествующей системы, включавшей семь фонем: (е) из (е) и («ять»), (о) из <о> (называемой по одной из реализаций «о открытым») и (w) (называемой по одной из реализаций «о закрытым»). В этих говорах с пятифонемной системой гласных, как и в литературном языке, фонемы (е) и (ять), (о> и (w) совпали, перестали различаться. В некоторых же русских говорах различение (е) и <ять), (о) и (w) сохраняется. Эта семифонемная система сложилась в свою очередь на основе девятифонемной системы древнерусского языка после падения редуцированных гласных ер и ерь, когда <ъ> совпала с <о> «открытым», а <ь> - с <е>.
В говорах, различающих <е> и <ъ>, <о> и (о)>, фонемы <ъ> и <со> могут реализоваться дифтонгами [ие] и [уо], у которых изменение тембра происходит за счет понижения подъема гласного: л[ие]с, л[ие]го, е[ие]ра, св[ие]г, с[ие]«о, хл[ие]б; к[уо]т, кор[уо\ва, дв\уо]р, мн[уо]го, сел [уо]. В некоторых же говорах типичными представителями е,о закр. являются гласные верхеднего ПОдЪема, при их образовании язык занимает в ротовой п^гти более высокое положение, чем при образовании [е, о], о и ге_ о] называют «[е| закрытым» и «|о| закрьгхьщ», т. к. пи их образовании рот более закрыт, чем при образовании [е, о].
В говорах, различающих <е> и <ъ>, <о> и <со>, фонемы^ <е> и 7о> могут реализоваться звуками [е, о), или [е, о], или [ей, оу]: в\е\рх. от[ё]ц; г[о\д, з [6] лого, или в[§]рх, от[$)ц; г [о]6\ з\Ь\лото, или в[еи]рх, ог[еи]ц; г[оу]д. з[оу]лото. Звуки "ГеГфТ *
гласные средне-нижнего подъема. При их образовании ^яЗьпГзанимает в ротовой полости более низкое положение, а рот открыт шире, чем при образовании [е, о]. Поэтому звуки [§, 9] называют «[е] открытым» и «[о] открытым». Кроме того, [9] характеризуется ""Меньшей огубленностью, т. е. меньшим напряжением и вытянутостью губ, чем у [о]. У дифтонгов [ей], [оу] и$менение тембра происходит за счет повышения подъема гласного. *П
Различие между гласными звуками, представляющим'ифонемы <ять> и <е>, в некоторых говорах сопровождается различием согласных, предшествующих этим гласным: перед <ять> произносится мягкий согласный, а перед <е> -твердый или полумягкий: [в'ие]ра, [в' ё]ра, но [вэи]рл:, [вэ]р*, [вэ]рх или [в'еи]рл:, [в"е]рлг, [в"е]/мг.
В говорах, различающих <е> и <ять>, в одних морфемах, корневых и аффиксальных, выступает фонема <е>, а в других морфемах - фонема <ъ>. На месте этих фонем произносятся разные звуки: ог[еи]ц или от[%]ц, от[ё}ц, но г[ие]ло или г[ё]ло; с[еи]ря или с[е]рп, с[е]рп, но с[не]рый или с[ё]рый. А в говорах с одной фонемой (е) на месте (е) и (ъ> в тех же морфемах произносится один и тот же гласный звук. Точно так же в говорах, различающих <о> и <ш>, в одних морфемах выступает (о>, а в других <<о>: л [оу] б, или л [о] б, л [о] б, но л [уо] дка или л [о] дка; ведр [оу] м или ведр[()]м, ведр [6] м, но ведр[уо] или ведр [о]; слеп[оу]й или слеп[ф]й, слеп[о]й старик, но у слеп[уо]й или слеп[о]й старухи. А в говорах с одной фонемой <о> на месте (о) и (со) в тех же морфемах произносится один и тот же гласный звук. е <- ь (обнаруживается при черед-и с нулём звука: пень-пня)
е <- [э] чередование е\ё (село-сёла)
е <- ять (чередований не набл.)
1. суф. инф. на –еть (кр. умереть, тереть, запереть) и отгл. сущ.
2. суф. прош. вр. гл. (горЕл) и отгл. сущ и прил. (горЕлый, горЕлка)
3. формы сравн. ст. прил. и нар. и прев. ст. прил. (Ее, Ейш)
4. ок. дат. и пр.п. ед.ч. сущ, мест. (на дворе, тебе)
5. ок. тв.п. ед.ч. мест. (кем, чем, тем, всем)
6. наречия, обр. от форм тв.п. мест. кто, что (зачем, затем)
7. мн.ч. мест.
8. частица НЕ в неопр. мест. и нар.(несколько, некоторый) о <- ъ (при беглом гласном – сон-сна)
о <- w:
1. В корне слова:
а) односл. сущ. м.р. с подвиж. ударением (кот-кота, НО дом-дома)
б) двусл. сущ. ж.р. 1 скл. с удар. на основу (воля, розга)
в) в полноглас. соч. орО-олО (ворона, корова)
г) двусл. сущ. ср.р. с уд. на основу (море, горе) 2. В окончаниях:
1) существ.:
а) ср.р. ед.ч. и., в.п. (селО, окнО)
б) м.р. мн.ч. р.п. (столОв, лесОв)
в) ж.р. ед.ч. т.п. (водОй, травОй) 2)Прил. порядк. числ., мест.
а) кр.прил. ср.р. (белО, теплО)
б) ср.р. ед.ч. и., в.п. (добрОе, самОе)
в) м., ср.р. ед.ч. р., д., п.п. (плохОго, плохОму, о плохОм)
г) ж.р. ед.ч. косв. + т.п. (роднОй)
д) притяж. формы с суф. ов. 3) глагол: Прош.вр. ед.ч. ср.р. (привелО, произошлО) О закр. встреч-ся в све. говорах, среди южных – ряз. и Воронеж. 9. Безударный вокализм после твердых согласных.
Значительное разнообразие систем безударного вокализма в русских говорах связано с различением разного количества гласных и качеством этих гласных в различных позициях.
Основными условиями, влияющими на количество и качество безударных гласных, являются то, с чем соседствуют эти гласные, и их положение по отношению к ударению.
Основными типами безударного вокализма после тв. согл. являются оканье и аканье. Оканье - наиболее характерная черта северного наречия, аканье - южного наречия.
Оканье в широком смысле - различение в безударных слогах хотя бы части гласных фонем неверхнего подъема. Оканье в узком смысле - различение в безударных слогах после твердых согласных [о] и [а], произношение безударного звука [о] на месте <о> (и ) и звука [а] на месте <а>: в[о]ды - в[о]да, сн[о]п (сн[уо]п) - сн[о]па и тр[а]вы - тр[а]ва.
На месте фонем <о, w > - [о], <а>- [а].
Соблюдение правописания при произношении, т.е. окающий соблюдает этимологич. корень.
В некоторых словах в первом предударном слоге под влиянием акающего литературного произношения установилось правописание буквы а на месте этимологического о: рассказ, работа, расти (ср. россказни, хлебороб, рост), баран, забота, стакан и др. В окающих говорах эти слова произносятся с предударным [о]: россказ, робота, р[о]стИ, б[о]ран, ст[о]кан и др.
В некоторых окающих говорах отмечается в отдельных словах произношение предударного [о] на месте этимологического о: з[о]бор, д[о]лёкий, рук[о]ва, ск[о]зать, д[о]вать и др. Вытеснение в этих словах предударного [а] звуком [о] объясняют значительным преобладанием в потоке речи слов с предударным [о] по сравнению с [а], а также стремлением говорящих отстоять нормы диалекта от воздействия акающего литературного произношения, в результате чего увеличиваются различия между этими типами вокализма.
Полное: [молоко]. Неполное: [мълоко] Аканье в широком смысле - это неразличение гласных фонем неверхнего подъема в безударных слогах. Аканье в узком смысле - неразличение <о> и (а) в безударном положении после твердых согласных при совпадении их в части позиций в звуке [а].
Первый пример – 1347 г.
Есть два типа аканья: диссимилятивное (более древнее) и недиссимилятивное, или сильное. Диссимилятивное аканье распространено в западной части южного наречия и в Чухломском акающем острове Костромской области. Остальные акающие говоры и литературный язык характеризуются недиссимилятивным аканьем.
При недиссимилятивном, или сильном, аканье (о) и (а) совпадают независимо от фонетич. условий.
Диссимилят. аканье – такой тип безуд. вокализма, который зависит от характера гласного, стоящего под ударением : а \ и,ы,у; не а – а. Принцип диссимиляции заключается в том, что перед ударным гласным нижнего подъема не может быть гласный того же подъема: перед ударенным [а] произносится гласный среднего подъема [ъ], а перед гласным верхнего подъема произносится гласный нижнего подъема [а]: с[а]вы, с[а]ву, тр[а]вы, тр[а]ву - с[ъ]ва, тр[ъ]ва. В русских говорах известны и переходные системы от оканья к аканью. В таких говорах <о) и <а) перед одними ударенными гласными различаются, реализуясь соответственно в звуках [о] и [а], а перед другими ударенными гласными совпадают в звуке [а].
1. Оканье с ассимилятивным аканьем - различение [о] и [а) перед всеми ударенными гласными, кроме [а], перед которым произносится [а] и на месте (а), и на месте (о): с[о]вы- тр[а)вы, с[о]ву- тр\а}ву, с [о] вой - тр [а] вой, с[о]ве- тр\а]ве, но с[а]ва, тр[а]ва.
2. Аканье с ассимилятивным оканьем - неразличение, совпадение <о> и (а) в звуке [а] перед всеми ударенными гласными, кроме [о], перед которым произносится [о] на месте <о) и [а] на месте (а>: с[а\вы, тр[а]вы; с[а)ву, тр[а]ву; с [а] ве, тр\а]вё, с[а]ва, тр[а]ва, но с[о]вой - тр[а]вой.
3. Полновское оканье - неразличение, совпадение <о) и (а) в звуке [а] перед ударенными гласными верхнего подъема и различение [о] и [а] перед остальными ударенными гласными: с [а] вы, тр[а)вы; с [а] ву, тр[а]ву, но с[о]вой - тр [а] вой, с[о]вё - тр{а]вё, с[о]ва - тр[а]ва.
4. Гдовское оканье - неразличение (о) и <а) перед ударенными гласными верхнего и нижнего подъема и различение их перед гласными верхне-среднего и среднего подъема: с[а]вы, травы, с[а]ву, тр[а]ву; с[а]ва, тр\а\ва; но с [о] вой - тр[а]вой, с [о] вё - тр[а]вё. 10. Безударный вокализм после мягких согласных.
Значительное разнообразие систем безударного вокализма в русских говорах связано с различением разного количества гласных и качеством этих гласных в различных позициях.
Основными условиями, влияющими на количество и качество безударных гласных, являются то, с чем соседствуют эти гласные, и их положение по отношению к ударению.
Основными типами безударного вокализма после тв. согл. являются еканье, ёканье – в окающих говорах, яканье, иканье – в акающих.
В 1-м предударном слоге после мягких согласных не бывает фонема , а фонема <ять> не имеет особой реализации, совпадая с (е) или <и>. Фонема <у> в этой позиции во всех говорах выступает в звуке [у], а <и) -в звуке [и]: л'уд'и- л'уд'ей, кл'уч' - кл'уч'и; л'ист - л'исты. Поэтому диалектные различия в 1-м предударном слоге обусловлены реализацией гласных фонем <о, е, а).
В окающих говорах в соответствии с <о - е - а) в 1-м предударном слоге после мягких согласных перед твердыми выступают три основных типа вокализма. 1-й тип - различение трех гласных [о -е – а]: [н'ос] - [н'ос]у, к[р'ес]т- к[р'ес]ты, [п'ат] ый- [п'ат]ак. 2-й тип - различение двух гласных [е - а]: [н'ес]у, к[р'ес]ты, в [л'ес]у - [п'ат]ак. 3-й тип - неразличение всех гласных фонем неверхнего подъема, совпадение их в звуке [е]: [н'ес]у, к[р'ес] ты, в [л'ес]у, [п'ет]ак; такой тип вокализма называется еканьем. Еканье встречается и в акающих говорах.
Произношение безударного (о] после мягких согласных называется ёканьем: [с'о]стра, [в'о]сна, б[р'о]вно, [н'о]су, [б'о]ру. При ёканье в говорах наблюдается разный охват лексики произношением ['о] на месте предударного этимологического е. В среднерусских окающих говорах ёканье может быть наиболее последовательным, когда ['о] произносится в любом слове на месте предударного этимологического (е) после мягкого согласного перед исконным твердым (кроме [е] в словах заимствованных и в приставках). В этих говорах ['о] может выступать в некоторых словах и на месте ять: ц[в'ет] -ц[в'от]ут, [л'ес] -в [л'ос]у и др.; но никогда произношение ['о] не распространяется на все слова с этимологическим ятьем.
Во многих севернорусских ёкающих говорах наблюдается отступление от ёканья в личных формах глаголов типа [н'ес]у, [н'ес]ут, [п'ек]у, [п'ек]ут (при ['о] в других словах), возникшее в результате выравнивания основы по другим формам, где не было перехода [е] в ['о] перед мягким согласным: [н'ес']ёшь, [н'ес']ёт, [н'ес']ём, [н'ес']ёте.
На месте ять, как и под ударением, в 1-м предударном слоге перед твердым согласным в окающих говорах может, наряду с (е) произноситься, [и]: [р'и]ка, [д'и]ла, с[т'и]на. 3вук [и] изредка отмечается в этой позиции наряду с [е] и на месте фонемы <о) (этимологического е): [с'и]ло, с[в'и]кровь, [н'и]су.
В соответствии с различением гласных неверхнего подъема перед твердыми согласными типов [о - е - а] и [е - а] в позиции перед мягкими согласными либо сохраняется частичное различение [е - а]: н'ес'и, кр'ес'т'ит', р'ек'и - п'ат'и, либо эти гласные совпадают в звуке [е]: н'ес'и, кр'ес'т'ит', р'ек'и, п'ет'и. Такое же совпадение этих гласных в звуке [е] перед мягкими согласными наблюдается и при их совпадении перед твердыми согласными.
В акающих говорах принцип неразличения гласных фонем неверхнего подъема в предударном слоге распространяется и на положение после мягкого согласного: (о - е - а) в этой позиции совпадают в одном звуке. Качество этого звука определяет тип предударного вокализма - еканье, иканье и яканье.
Еканье, как указывалось, - это тип безударного вокализма, при котором гласные фонемы неверхнего подъема в 1-м предударном слоге после мягких согласных совпадают в звуке [е]: [н'ес]у, [р'ек]а, [п'ет)ак:. Встречается две разновидности еканья, в зависимости от того, какой звук произносится при этом перед мягким согласным - [е] или [и]: [н'ес']и, в [р'ек']е, [п'ет']орка или [н'ис']и, в [р'ик']е, [п'ит']орка.
Иканье - тип безударного вокализма, при котором все гласные фонемы, кроме (у), совпадают в 1-м предударном слоге после мягких согласных в звуке [и]: [п'ил]а- [п'ил']ить, [н'ис]у- [н'ис']и, [р'ик]а- в [р'ик']е, [п'ит]ак- [п'ит']орка.
Еканье и иканье встречаются главным образом в среднерусских говорах. В XIX в. еканье было основной произносительной нормой литературного языка. С конца XIX в. в литературный язык стало проникать иканье, которое в настоящее время является основной нормой литературного языка, почти вытеснив из него еканье.
Яканье тип безударного вокализма, при котором все гласные фонемы неверхнего подъема совпадают в первом предударном слоге после мягких согласных всегда или в части позиций в звуке [а]. Выделяются три основных типа яканья: сильное, умеренное и диссимилятивное.
При сильном яканье в первом предударном слоге на месте гласных фонем неверхнего подъема произносится всегда [а]: н['а]су, н['а]сла, н['а]сы; вл['а]су, л{'а]са, л['а]сйна; п['а\тку, п['а]-так, п['а]тй.
Умеренное яканье характеризуется зависимостью предударного гласного от качества следующего согласного: перед твердым согласным произносится [а], перед мягким согласным — [и] или [е]: [н'асДО, [н'ас]ла, в [п'ас\у, [л'ас]а, [л'ас)6к, [п'ат]ку, [п'ат]-ка, [п'ат]ок — [н'ис']и, [л'ис']иня, [n'mr'ju или [н'ес']й, [л'ес']йно, [п'ет']и.
Диссимилятивное яканье характеризуется зависимостью предударного гласного от качества ударного гласного. При этом наблюдается диссимиляция, расподобление ударного и предударного гласных по подъему: перед гласным верхнего подъема Iй L [ы], [у] произносится гласный нижнего подъема [а], перед гласным нижнего подъема [а] произносится гласный верхнего подъема [и]: н['а)су, н['а]сй, в л['а]су, л['а]сных, л['а]сйна, п['а]тку, пЩты, п['а]тй — н[и]сла, л[и]са, п{и\так.
Ассимилятивн о-д иссимилятивное яканье характеризуется принципом ассимилятивное™ при ударном [а] и принципом диссимилятивное™ в той или иной разновидности при других ударных гласных:
ореховский тип: с[и]ле'ний — с['а]лйться, с['а]лу, в с['а]л£, с['а]лсо, с[а]льцсд, с['а]лом, с['а]лёдка, с['а]ла;
новосёлковский тип: с[л]лёний, сЩпёдка — с['а]лйться, с[а]лу, в с['а]лЪ, с['а]ло5, с[а]льцс6, с['а]лом, с['а]ла;
култуковский тип: вс[и]л£, сЩлёний — с['а]лйться, с['а]лу, с['а]лы, с[а]льцсо, с['а]лбм, с['а]лё<Эга, с['а]ла;
кидусовский тип: в c[v\]nb, с[и]лёшй, сЩлёдка — с['а]лйть-ся, с['а]лу, с['а]лсд, с['а]льцсо, с[_а]пом, с['а]ла;
вельский тип: в c[v\]ni, сЩпёний, с[м]лёдка, с[и]лоЗ, с[л]льцы, с[и]лом — с[а]пйться, с['а]лу, с['а]ла.
В основе этих типов разные типы диссимилятивного яканья: в основе новосёлковского типа — щигровскии, култуковского — мосальский, кидусовского — суджанскии, вельского — донской. В основе ореховского типа лежит тип диссимилятивного яканья, не отмеченный в современных говорах.
|
|
|