Главная страница

1. Сравнительное правоведение метод, наука, учебная дисциплина Определение сравнительного правоведения Возникновение сравнительного правоведения Предмет сравнительного правоведения Значение сравнительного правоведения Сравнительное правоведение как наука и


Скачать 1.95 Mb.
Название1. Сравнительное правоведение метод, наука, учебная дисциплина Определение сравнительного правоведения Возникновение сравнительного правоведения Предмет сравнительного правоведения Значение сравнительного правоведения Сравнительное правоведение как наука и
Дата16.06.2019
Размер1.95 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSravnitelnoe_pravovedenie.pdf
ТипУчебник
#81929
страница31 из 46
1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   46
Идея единого правового пространства предполагает также создание правовой основы европейской региональной системы экологической безопасности. В числе конкретных первоочередных мер по созданию такой системы можно назвать разработку и принятие системы общеев- ропейских стандартов по окружающей среде, введение элементов меж- национального контроля за состоянием ее основных элемен-1ов и санк- ций за систематическое нарушение ее стандартов.
Концепция европейского правового пространства оказывает решаю- щее воздействие на внутренние процессы, создает дополнитель-

150 ные стимулы для дальнейшей демократизации. Эта обратная связь про- является в работе по приведению национального законодательства в со- ответствие с международными обязательствами, в том числе и с венски- ми договоренностями. В связи с этим сравнительное правоведение при- звано стать своего рода сцепляющим механизмом, который регистриро- вал бы и то, что уже сделано, и то, что еще предстот отразить во внут- реннем законодательстве.
Литература
1. Аннерс Э. История европейского права. М., 1994.
2. Европейская интеграция: правовые проблемы. М., 1992. Кн. I.
3. Европейский Союз: федералистские концепции европейского стро итель- ства. М., 1996.
4. Клемин А. В. Суверенные права государств и их реализация в рамках Ев ропейского Союза // Московский журнал международного права. 1995. № 2.
5. Корнеев СЕ. Взаимодействие права Европейских сообществ и нацио нального законодательства // Журнал международного частного права. 1994. № 3.
6. Костенко М.Л., Лавренова Н.В. К вопросу о наднациональности и осо бенностях права ЕС // Европейская интеграция: правовые проблемы. М., 1992.
Кн. I.
7. Лесаж М. Права человека, правовое государство и европейское пра вовое пространство // Права человека в истории человечества и в современ ном мире.
М., 1989.
8. Решетов Ю. Копенгагенское соглашение // Междунар. жизнь. 1990. № 9.
9. Рисдал Р. Проблемы защиты прав человека в объединенной Евро пе // Го- сударство и право. 1993. № 4.
10.Саидов А.Х. Концепция «европейского правового пространства»: про блемы и перспективы // Московский журнал международного права. 1992. № 3.
11.Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 1998.
12.Тихонов А.А. Совет Европы и права человека: нормы, институты, прак тика // Сов. государство и право. 1990. № 6.
13.Топорнин Б.Н. Европейское право. М., 1998.
14.Фабрициус Ф. Права человека и европейская политика (Политико- пра- вовое положение трудящихся в Европейском Сообществе) / Пер. с англ. М.,
1995.
15.Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека: Практика Со вета
Европы. М., 1992.
16.JaqulJ. The Role of Law in European Integration // Gessner V., Hofland A.,
Varga C. European Legal Cultures. Sydney, 1996.
17.Gordley J. Comparative Legal Research: Its Function in the Development of
Harmonized Law // Amer. J. Comparat. Law. 1995. Vol. 4.
18.Raworth P. The Legislative Process in the European Community. Deventer,
1993.
299
Мусульманское право базируется на непререкаемых постулатах, придающих системе незыблемость. Мусульманские юристы осуждают все то, что в какой-то мере случайно или неопределенно. По своей структуре правовые нормы, сформулированные этими юристами, всегда основаны на внешних факторах. Мотивы и намерения индивида никогда не принимаются во внимание.
Все психологические элементы сознательно исключаются из рас- смотрения.
Закон в понятии позднеримского и романо-германского права в му- сульманском правопонимании не существует. Теоретически только Бог имеет законодательную власть. В действительности, единственным ис- точником мусульманского права являются труды ученых-юристов. Му- сульманское право представляет собой замечательный пример права юристов. Оно было создано и развивалось частными специалистами.
Правовая наука, а не государство играет роль законодателя: учебники имеют силу закона. При рассмотрении дела судья никогда прямо не об- ращается к Корану или сунне – преданиям о Пророке. Вместо этого он ссылается на автора, авторитет которого общепризнан.
Мусульманское право как совокупность определенных норм сфор- мировалось за первые два века существования ислама. Последующие века практически не принесли ничего нового. Этот застой приписывает- ся так называемому закрытию врат человеческих усилий – иджтихаду.
Однако шиитские школы никогда не признавали этого «закрытия». По- этому право шиитов всегда было гораздо более гибким, чем право, испо- ведуемое суннитскими школами.
В целом вплоть до XIX в. эволюция мусульманского правосознания находила свое отражение преимущественно в религиозно-юридических комментариях и сборниках фетв, которые по-новому истолковывали традиционные положения и принципы шариата, никогда не отвергая их прямо и не изменяя их привычного звучания. Этому способствовали сравнительно медленные темпы общественного развития, господство религиозной формы общественного сознания.
В таких условиях мусульманское право более или менее отвечало своему социальному назначению.

298 вторая волна исламского нашествия. Завоеватели, ведомые султанами
Османской империи, разбили Византийскую империю, взяли Констан- тинополь (1453 г.) и установили господство ислама в Юго-Восточной
Европе. Ислам получил признание и в Азии.
После Второй мировой войны некоторые арабские государства (а не- редко не только арабские) стали официально называться исламскими.
Конституция Ирана 1979 г. также восприняла термин «ислам-' екая рес- публика». В Республике Индия более 10% населения, т.е. приблизитель- но 100 млн. человек, исповедуют ислам. Некитайское население Малай- зии и Индонезии – преимущественно мусульмане. В Африке миссионе- ры и торговцы завоевали для ислама долину реки Нил и территорию со- временного Судана. Оттуда он распространился по торговым путям Са- хары на запад. В результате население не только Северной Нигерии, но и большинства государств, входивших ранее во Французскую Западную
Африку, преимущественно мусульмане. Ислам широко распространен также на Восточном побережье Африки: Сомали почти полностью насе- лено мусульманами, а в Танзании и Кении имеются значительные му- сульманские меньшинства. Таким образом, в настоящее время мусуль- манское право в том или ином объеме действует во многих странах – от
Марокко на северо-западе Африки до Фиджи в Океании. По разным под- счетам, в мире проживает от 800 млн. до миллиарда человек, испове- дующих ислам, т.е. 1/6 населения земного шара. Однако пространствен- ное действие мусульманского права не идентично географическим гра- ницам стран с мусульманским населением. Существуют нации и этниче- ские группы, исповедующие ислам в качестве религии, но не воспри- нявшие мусульманское право.
Основу мусульманской юридической науки составляет казуистиче- ский метод. За ним закрепилось название «ильм аль фуру» или «маса ил» (разбирательство дел).
У истоков всех мусульманских правовых школ, суннитских и шиит- ских, учения которых признаются, стояли две школы – школа Me-
! дины и иракская школа. Эти старейшие школы использовали обычное право, укоренившееся на контролируемых ими территориях, и приспособили его к потребностям исламской веры.
В силу исторических причин сегодня насчитываются четыре сун- нитские – ханифитская, маликитекая, шафиитская, ханбалитская – шко- лы мусульманского права и три шиитские – джафаритская, ис- маилитская, зейдитская. Каждая школа имеет свою юридическую мето- дику и концепцию, и каждая претендует на то. чтобы считаться само- стоятельной системой мусульманского права.
151
Не только научный, академический интерес, но и практиче- ские потребности требуют знания иностранного права. Движе- ние людей, товаров и капиталов все более выходит за границы отдельных стран Важность международных отношений во всех областях жизни возрастает с каждым годом. Задача подготовки юридической основы для этих отношений не может быть вы- полнена, если оставаться в рамках национальной ограниченно- сти и в плену предрассудков о своем всемогуществе Необходи- мость международного сотрудничества, забота о сосуществова- нии требуют, чтобы мы обратили пристальное внимание на за- рубежные правовые системы
Рене Давид, французский компаративист
Один из основных аспектов сравнительного правоведения – это комплексное изучение правовой карты современного мира.
В.А. Туманов, действительный член Международной академии сравнительного права
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ
СОВРЕМЕННОСТИ

152 297 только те, которые обычно относятся к правовой сфере. Так, мусульман- ское право в широком смысле определяет молитвы, которые мусульма- нин должен читать, посты, которые он должен соблюдать, милостыни, которые он должен подавать, и паломничества, которые он должен со- вершать. Причем к соблюдению этих правил нельзя принуждать. В этом смысле мусульманское право рассматривается как единая исламская система социально-нормативного регулирования, которая включает как юридические нормы, так и неправовые регуляторы, в первую очередь религиозные и нравственные, а также обычаи.
Шариат – своего рода квинтэссенция ислама. Он состоит из двух частей: теологии, или принципов веры (акида), и права (фикх). Фикх, или мусульманское право, делится на две части: первая указывает му- сульманину, какой должна быть линия его поведения по отношению к себе подобным (муамалат); вторая предписывает обязательства по отно- шению к Аллаху (ибадат). Впрочем, по мнению некоторых авторитетных исследователей, ибадат (теология) занимает в шариате даже подчинен- ное положение по отношению к муамалату (праву). Эти две части ша- риата составляют предмет юридической науки в том виде, в каком она была определена и изучена различными мусульманскими правовыми школами (мазхабами). Изучение государства не является частью му- сульманской юридической науки.
Основная функция фикха состоит в сохранении неразрывных связей между законодательством мусульманского государства и его первичны- ми источниками. Различие между мусульманской юридической наукой и светской юридической наукой заключается в том, что мусульманская правовая система берет начало в Коране и считает право плодом боже- ственных установлений, а не продуктом человеческого разума и соци- альных условий.
Хотя ислам – самая молодая из трех мировых религий (его возраст приближается к четырнадцати векам), он получил очень широкое рас- пространение. Ислам является не только определенной идеологией, ре- лигиозно-этическим учением, но и особой культурой, цивилизацией.
Нормы его нацелены как на решение религиозно-культовых вопросов, так и на регулирование повседневного поведения мусульман, на форми- рование образа их жизни в целом.
Спустя столетие после смерти Пророка Мухаммеда (632 г.) в Араб- ском халифате к власти пришла династия Омейядов, проводившая аг- рессивную, завоевательную политику, в результате которой ислам пере- сек Северное побережье Африки и проник в Испанию. На востоке он перешел границы Персии и достиг Инда. В XV в. последовала

296
Мы устроили тебя на прямом пути повеле- ния. Следуй же по нему..
Коран, сура 45, аяты 17–1Ь
Мусульманское право – заметная часть миро- вой правовой культуры, одна us самостоя- тельных правовых систем современпости.
Леонид Сюкияйнен, российский юрист
Тема 16. Мусульманская правовая семья
1. Понятие и распространение мусульманского права. 2. Основные мазхабы и источники мусульманского права. 3. Ведущие отрасли мусульманского права. Современное му- сульманское право.
1. Понятие и распространение мусульманского права
Мусульманское право как система норм, выражающих в религиозной форме в основном волю религиозной знати и в той или иной степени санкционируемых и поддерживаемых теократическим исламским госу- дарством, в своей основе сложилось в эпоху раннего средневековья в
VII–X вв. в Арабском халифате и основано на религии – исламе.
Ислам исходит из того, что существующее право пришло от Ал - лаха, который в определенный момент истории открыл его человеку че- рез своего Пророка Мухаммеда. Право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководствоваться этим правом, а не создавать свое под влиянием постоянно изменяющихся социальных условий жизни. Правда, согласно теории мусульманского права, божест- венное откровение нуждается в разъяснении и толковании, на что и уш- ли века кропотливой работы мусульманских юрис-тов-факихов. Однако их усилия были направлены не на создание нового права, а лишь на то, чтобы приспособить данное Аллахом право к практическому использо- ванию.
Поскольку, согласно исламу, мусульманское право отражает волю
Аллаха, оно охватывает все сферы общественной жизни, а не
153
Семья романо-германских правовых систем воз- никла в Европе. Она сложилась в результате уси- лий европейских университетов, которые вырабо- тали и развили начиная с XII века на базе кодифи- кации императора Юстиниана общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира.
Рене Давид, французский компаративист
Раздел первый
РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ

154
ГК 1804 года не только стал ядром француз- ского гражданского права, но и послужил классическим образцом для кодификации ча- стного права всей романской правовой семьи.
К. Цвайгерт, X. Кётц, немецкие ком- паративисты
Тема 8. Общая характеристика романо-германской пра- вовой семьи
/. Понятие, формирование и распространение романо-германской правовой семьи. 2.
Структура права романо-германской правовой семьи. 3. Источники романо-германского права. 4. Французская и германская правовые группы.
1. Понятие, формирование и распространение романо-германской правовой семьи
К романо-германской правовой семье относятся правовые системы, возникшие в континентальной Европе на основе римских, канонических и местных правовых традиций.
Понятие романо-германской правовой семьи. Романо-германская правовая семья – это правовые системы, созданные с использованием римского правового наследия и объединенные общностью структуры, источников права и сходством понятийно-юридического аппарата.
Романо-германская правовая семья имеет весьма длинную юридиче- скую историю. Она сложилась на основе изучения римского права в итальянских, французских и германских университетах, создавших в
XII-XVI вв. на базе Свода законов Юстиниана общую для многих евро- пейских стран юридическую науку. Произошел процесс, получивший название «рецепция римского права»
1
. Вначале эта рецепция носила док- тринальные формы: римское право непосредственно не применялось, изучались его понятийный фонд, весьма раз-
1
Рецепция (от лат. receptio – принятие) – это восстановление действия (отбор, заим- ствование, переработка и усвоение) того нормативного, идейно-теоретического содержа- ния римского права, которое оказалось пригодным для регулирования новых отношений более высокой ступени общественно-правового развития.
295
Оценка легитимности и высокой устойчивости норм ре- лигиозного права оказалась невозможной без уяснения факторов, относящихся к духовной культуре и социаль- ной психологии, которые по силе своего влияния не только не уступали, но зачастую превосходили юриди- ческие институты европейского происхождения.
Мурат Супатаев, российский юрист
Главное, что нам хотелось показать при описании этих систем, – это то, что западный образ мышления не явля- ется ни господствующим, ни бесспорным в современ- ном мире.
Рене Давид, французский компаративист
Раздел четвертый
РЕЛИГИОЗНЫЕ И ТРАДИЦИОННЫЕ ПРАВОВЫЕ
СЕМЬИ

294 11. Цвайгерт К., Кётц X. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М., 1998. Т. 1.
12. Commonwealth Law Bull. 1985. No 2.
13. Costles A. Australian Legal History. Sydney, 1981.
14. Gifford D., Gifford K, Our Legal System. Sydney, 1981.
15. Gmveson R. De l'influence de la common law sur les systemes de droit civil existant dans le Commonwealth britanique // Rev. Intern, droit compare. 1953. No 4.
16. Hogg P. Constitutional Law of Canada. Toronto, 1985.
17. Kamanda A.M. Law of Commonwealth //The Commonwealth in the 1980 s. L, 1985.
18. Kirby M. T.F.H. Strehlaw and Aboriginal Customary laws // Adelaide Law Rewiew.
1980. Vol. 2.
19. Me Whinney E. The Constitutional Patriation Project //Amer. J. Comparat. Law. 1984.
Vol. 2.
20. O'Keef F. Introduction to New Zealand Law. 1976.
21. Stephen's Commentaries of the Laws of England. L., 1950.
155 витая структура, внутренняя логика, юридическая техника. Действи- тельно, римское право – непреходящая ценность правовой культуры че- ловечества.
Термин «романо-германская» выбран для того, чтобы отдать долж- ное совместным усилиям, прилагавшимся одновременно университета- ми латинских и германских стран. Название «континентальное право», а тем более «гражданское право» (Civil Law), используемое в англоязыч- ной литературе, вызывает большую критику.
Формированиеромано-гсрманской правовой семьи. В. Давид подчер кивает, что романо-германская правовая семья в своем историческом развитии не была продуктом деятельности государственной власти (в этом ее от- личие от формирования английского общего права), а была исключи- тельно продуктом культуры, независимым от политики. Если это в ка- кой-то мере верно по отношению к первой, доктрина-льной стадии ре- цепции, то о следующей стадии этого сказать нельзя.
Формирование романо-германской правовой семьи было подчинено общей закономерной связи права с экономикой и политикой и не может быть понято вне учета сложного процесса развития товарно-денежных отношений в недрах средневекового общества, прежде всего отношении собственности, обмена, первоначального накопления, перехода от вне- экономического к экономическому принуждению и т.п.
Когда в средневековой Европе господствовало натуральное хозяйст- во, а производство для рынка, торговля не имели широкого распростра- нения, не было нужды и в римском праве. Но как только промышлен- ность и торговля – сперва в Италии, а позже и в других странах – разви- ли дальше частную собственность, тотчас же было восстановлено и вновь получило силу авторитета тщательно разработанное римское ча- стное право.
1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   46


написать администратору сайта