Главная страница
Навигация по странице:

  • 6.4. Межкультурное взаимодействие

  • 6.5. Социологические и психологические методы исследования специфики межкультурного взаимодействия

  • Методический материал. Социология. Методический материал. 1 Введение в результате изучения данного материала вы узнаете


    Скачать 391.48 Kb.
    Название1 Введение в результате изучения данного материала вы узнаете
    АнкорМетодический материал. Социология
    Дата28.12.2021
    Размер391.48 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМетодический материал.docx
    ТипДокументы
    #320497
    страница16 из 16
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16

    6.3. Культурные традиции и их функции


    При всех происходящих изменениях, утере некоторых культурных особенностей и унификации, все народы стараются сохранить свои культурные традиции.

    Традициями выступают определенные ценности, общественные нормы и правила поведения, идеи, обряды, ритуалы и иные действия, соблюдаемые и исполняемыми в течение длительного времени представителями общества в целом или определенной социальной группы (класса, этноса, социального сообщества). Традиции определяют уклад семьи и общества, отношения между членами семьи, распределение семейных ролей, влияют на разделение труда, предписывают мужчинам и женщинам те или иные занятия, профессии, образ жизни, т.е. регламентируют повседневную жизнь, бытовую сферу. Например, разделение труда в семье на «традиционно мужские» и «традиционное женские».

    Конкретным выражением традиции являются обычаи. Это более частные, привязанные к определенным ситуациям «фрагменты» традиции, например, способ приготовления и приема пищи, осуществление различных обрядов (крещение, помолвка, инициация, поминки), обычай гостеприимства, праздники. Они в основном регулируют бытовую, неформальную сферу жизнедеятельности человека. Если человек нарушает обычай, то следует наказание в виде осуждения, порицания, но не более того.

    Традиции сложились еще в древности, это наборы правил, не требующих осмысления. Это догмы и каноны, в правильности которых член социальной группы не должен сомневаться. Именно традиции управляли общественной и личной жизнью человека в традиционном обществе, разрешали различные поведенческие ситуации, давали направление действий. В основе традиций – необходимость упорядочения человеческого поведения, обеспечение надежности и контролируемости действий. Благодаря традициям обществу не нужно каждый раз заново искать решение какой-либо возникшей задачи, а можно воспользоваться уже готовыми рекомендациями. Традиции составляли важную часть социализации новых членов общества, через них они входили в культуру сообщества, обретали историческую память и ориентировались в социальной карте группы. Следовательно, функции традиций – передача исторической памяти, трансляция культурных образцов, воспроизводство определенных общественных отношений, интегративная, социализирующая, регулирующая, контролирующая.
    6.4. Межкультурное взаимодействие

    Социальное взаимодействие — это процесс обмена социальными действиями между двумя акторами (участниками взаимодействия) и более.

    В наиболее общем определении, «межкультурное взаимодействие» как вид социального взаимодействия — это общение людей, представляющих разные культуры. Российский исследователь Г. А. Аванесова отмечает: «Взаимодействие культур — особый вид непосредственных отношений и связей, которые складываются между, по меньшей мере, двумя культурами, а также тех влияний, взаимных изменений, которые появляются в ходе этих отношений. Решающее значение в процессах взаимодействия культур приобретает изменение состояний, качеств, областей деятельности, ценностей той и другой культуры, порождение новых форм культурной активности, духовных ориентиров и признаков образа жизни людей под влиянием импульсов, идущих извне»3.

    Межкультурное взаимодействие осуществляется через слова, движение тела, глаз, рук, мимику, передающие в ходе общения определенные сигналы. Многие сигналы, поступающие в процессе общения, человек не чувствует, не осознает, а осознает только конечный итог общения, например, отсутствие симпатии к представителю иной национальности, лишь после того, когда общение с ним уже произошло.

    Межкультурное взаимодействие осуществляется на разных уровнях (рис. 1):

    1. Межличностное взаимодействие.

    2. Межкультурное взаимодействие в малых группах (семьи, группы друзей, команды, учебные и научные группы).

    3. Межкультурное взаимодействие в больших группах (общество, организации).

    Социальное взаимодействие, в том числе, межкультурное взаимодействие, возможно в любой сфере жизни общества. Поэтому можно дать следующую типологию социального взаимодействия по сферам:

    • экономическое (индивиды выступают как собственники и наемные работники);

    • профессиональное (представители одной или разных профессий вступают во взаимодействие в одной профессиональной среде);

    • политическое (индивиды противоборствуют или сотрудничают в качестве представителей политических партий, общественных движений, групп интересовили в качестве субъектов государственной власти);

    • демографическое (включая контакты между представителями различных полов, возрастов, этничностей и рас);

    • семейно-родственное;

    • территориально-поселенческое (столкновение, сотрудничество, конкуренция между мигрантами и коренным населением, местными и пришлыми группами);

    • религиозное (контакты между представителями разных религий, а также верующими и атеистами).

    Понятия «межкультурное взаимодействие» и «межкультурная коммуникация» в науке различаются, однако в практике эти понятия употребляются как синонимы. В практической жизни межкультурная коммуникация начинается с осознания реально существующих различий в культуре представителей различных социальных групп. Часто они препятствуют взаимопониманию и нормальному взаимодействию между участниками коммуникации. Следовательно, целью межкультурной коммуникации становится преодоление поведенческих различий во всех ситуациях общения и переход к сотрудничеству.

    Задачи межкультурной коммуникации:

    • формирование культурной восприимчивости, способности к верной интерпретации различных проявлений коммуникативного поведения в разнообразных культурах;

    • развитие практических навыков и умений общения с носителями других культур.

    Важно понять и принять ту реальную ситуацию, что у каждого представителя другой этнической или религиозной группы, или даже личности существуют свои особенности восприятия действительности и модели поведения, которые обусловлены множеством исторических и социальных факторов. В культуре своей группы (возрастной, профессиональной, этнической) все элементы (стиль способ общения, жесты, мимика и др.) кажутся правильными, единственно возможными, и соответственно поведение партнера по коммуникации предсказуемо и понятно. Мы интерпретируем получаемые сигналы, исходя из нашего жизненного опыта, обучения и воспитания. При общении с представителями другой культуры это может статью непреодолимой преградой, поскольку оценка событий в организации, распределение заданий, отношение к способу и срокам исполнения задания могут быть разными. Чужое поведение, основанное на ином опыте и культуре, может быть истолковано нами неверно. Даже жесты и мимика могут иметь различное семантическое значение, что может вызвать различные реакции на получаемые стимулы. В этом случае у нас возникает тревога, неуверенность из-за неспособности предугадать дальнейший ход процесса коммуникации и его результаты; мы испытываем стресс, и процесс взаимодействия претерпевает трудности или прекращается.

    Ситуации, когда процесс коммуникации затрудняется, обозначают понятием «коммуникативные барьеры».

    Можно выделить два вида межкультурных барьеров:

    • Языковые барьеры (в языковых конструкциях, стилях устной и письменной коммуникации).

    • Невербальные барьеры (используемые символы могут иметь различное значение для участников взаимодействия).

    Барьеры стереотипов и предрассудков. Особенности национального и этнического сознания представителей разных культур часто выступают барьерами межкультурных взаимодействий. Особый интерес в этом контексте представляют следующие аспекты сознания: 1) наблюдаемая тенденция к этноцентризму – склонность негативно оценивать представителей другой культуры сквозь призму стандартов собственной; 2) стереотипизация этнического сознания, проявляющаяся в формировании упрощенных образов представителей своей и других культур; 3) предрассудки как результат селективных (избранных) включений в процесс межкультурных контактов, в том числе чувственного восприятия, негативного прошлого опыта и т.п.

    Этничность – явление иррациональное, поэтому именно стереотипы и предрассудки могут стать серьезным препятствием в межкультурной коммуникации.

    Стереотипы являются привычными знаниями и привычными убеждениями относительно каких-либо социальных явлений или черт характера другого индивида. Они выполняют одновременно и положительные, и отрицательные функции в межкультурном взаимодействии. Среди положительных функций можно назвать:

    1. Объясняют человеческие поступки путем предоставления готовой и простой информации;

    2. Дают возможность прогнозировать поведение партнеров по взаимодействию;

    3. Формируют собственное поведение в ситуации взаимодействия;

    4. Защищают традиции и обычаи своей культуры;

    5. Предоставляют обществу эталоны, модели, стандарты поведения.

    Отрицательные функции стереотипов:

    1. Создают препятствия во взаимодействии;

    2. Могут способствовать неверному толкованию поведения партнера по взаимодействию;

    3. Могут создать ошибочное представление о другом народе.

    Если стереотипы могут затруднить взаимодействие и сотрудничество, то предрассудки могут привести к конфликту. Предрассудок – это установка на предвзятое и враждебное отношение, поскольку базируется на негативной оценке группы или индивида. Как правило, предрассудки возникают в отношении групп или индивидов, информации о которых недостаточно или они резко отличаются от своей собственной.

    Способом преодоления коммуникативного барьера является коммуникативная компетентность.

    Основными и обязательными признаками межкультурной компетентности являются:

    1. открытость к познанию чужой культуры и восприятию психологических, социальных и других межкультурных различий;

    2. психологический настрой на кооперацию с представителями другой культуры;

    3. умение разграничивать коллективное и индивидуальное в коммуникативном поведении представителей других культур;

    4. способность преодолевать социальные, этнические и культурные стереотипы;

    5. владение набором коммуникативных средств и правильный их выбор в зависимости от ситуации общения;

    6. соблюдение этикетных норм в процессе коммуникации.\

    6.5. Социологические и психологические методы исследования специфики межкультурного взаимодействия

    Есть разные подходы к изучению специфики межкультурного взаимодействия. В социологии и психологии наибольшее развитие получил функциональный подход, сложившийся в 80-е годы ХХ века, и внутри этого подхода теория коммуникативного приспособления. Согласно этой теории люди приспосабливаются к ситуации взаимодействия, исходя из ее содержания и направленности. Они меняют модели своего коммуникативного поведения, соотнося с  моделями партнеров по общению. Рациональное поведение партнеров проявляется в том, чтобы понять друг друга. Например, при взаимодействии с иностранцем мы стараемся говорить медленнее, проще, четче, облегчая процесс общения для собеседника. Функциональный подход позволяет выявить различия в функциональных особенностях тех или иных поведенческих проявлений представителей различных культур.

    В процессе эмпирического изучения межкультурного взаимодействия социологи применяют качественные и количественные методы исследования. Среди качественных методов можно выделить следующие: наблюдение (включенное и невключенное), интервью, дискурсивный анализ, нарративный анализ, сенс– мейкинг.

    Включенное наблюдение – это ядро или фундамент качественных методов. Предполагает ситуацию, когда наблюдатель становится членом группы, которую наблюдает.

    Обычный участник ситуации и включенный наблюдатель отличаются:

    • целью наблюдения: обычный участник принимает непосредственное участие в деятельности группы, цель определяется причиной пребывания в данной группе, а наблюдатель скрывает свою исследовательскую цель, имитируя форму участия;

    • вниманием: у обычного участника избирательное наблюдение только тех фактов, которые качаются непосредственно его, а наблюдатель-исследователь проявляет обостренное внимание ко всем деталям;

    • углом зрения: обычный участник наблюдает широкий круг явлений, но фиксирует только то, что касается его конкретной цели; наблюдатель наблюдает и фиксирует широкий круг явлений, относящийся ко всей деятельности группы;

    • фиксацией результатов: обычный участник не записывает их, наблюдатель производит детальную фиксацию наблюдаемых событий и своих мыслей и ощущений по данному поводу.

    Исследовательское интервью «направлено на то, чтобы понять мир с точки зрения собеседника, раскрыть смысл его переживания, увидеть мир, в котором он живет, прежде чем давать этому научное объяснение»4.

    Разновидности интервью:

    • свободное – интервьюер беседует с информантом в свободном режиме, руководствуясь заранее поставленными задачами и стремясь получить необходимую информацию;

    • полустандартизованное – вопросы заранее сформулированы, однако интервьюер может менять их порядок, исходя из ситуации;

    • стандартизованное – вопросы задаются в строгой последовательности, не нарушая их логической структуры.

    Дискурсивный анализ – междисциплинарный подход, изучает и анализирует смыслозавершенные речевые высказывания. Поскольку межкультурное взаимодействие, прежде всего, осуществляется с помощью языка, для анализа берутся разговорная речь и письменные тексты. Учитывается, что дискурсы на одну и ту же тему (например, извинения за опоздание, выражение соболезнования и др.) в разных культурах сильно отличаются. Поэтому при изучении выявляется социальный контекст, который стоит за устной и письменной речью партнеров по взаимодействию, а также связь с конкретными общественно-политическими обстоятельствами и культурно-историческими условиями.

    В центре нарративного анализа – истории, рассказанные людьми (иначе, изложенная история). Каждый человек видит мир по-своему, он по-своему интерпретирует факты, связывает их в историю, вкладывает свой смысл в рассказ. Через нарративы люди формируют идентичность, понимают других людей и презентуют себя. Нарративный анализ осуществляется с помощью свободного интервью.

    Сенс-мейкинг определяется как создание смысла. Это процесс, посредством которого люди объясняют и придают смысл своему коллективному опыту, внешним действиям, и таким образом они создают социальную реальность. Применение сенс-мейкинга в практическом аспекте применимо для выстраивания отношений внутри малой группы, команды, имеющей поликультурный характер.

    Перечисленные качественные методы – сравнительно новые. Применяются для исследования специфики межкультурного взаимодействия в современных условиях изменения форм и состава социальных групп, командной работы, каналов коммуникации.

    При исследовании межкультурного взаимодействия применяются также традиционные количественные методы: анализ документов, социометрический анализ, анкетирование.

    Анкетный опрос предполагает наличие предварительно разработанной анкеты. Данный метод позволяет опрашивать большое количество респондентов в короткие сроки и с небольшим числом анкетеров.

    Главное при опросе (особенно при анкетировании) умение составлять вопросы.

    Поскольку при анкетировании исследователи обращаются к большому массиву людей, вопросы должны быть сформулированы четко, кратко и понятно. Л.Я. Аверьянов в работе «Социология: искусство задавать вопросы» пишет: «Мы не можем учесть все личностные особенности респондентов (опрашиваемых) и условия, возникающие во время опроса, соответственно не имеем возможности менять и форму вопроса. Соответственно это ставит довольно сложную задачу унификации социологического вопроса. Он должен быть построен таким образом, чтобы быть понятным всем без исключения опрашиваемым независимо от возраста, пола, образования, профессии, места жительства и т.д. Должен быть понятным всеми респондентами независимо от их личностных характеристик и особенностей проведения опроса.

    Такая унификация – довольно сложное дело. В ряде случаев она достигается значительным упрощением вопроса, предельно точным его понятийным содержанием или же довольно большой общностью изучаемого явления. Каждый раз выбор того или иного подхода к унификации вопроса диктуется целями и задачами исследования»5.

    Вопросы анкеты при исследовании межкультурного взаимодействия направляются на выявление ценностных установок и стереотипов, потребностей и ожиданий индивидов в общественных местах, в трудовом и учебном коллективе.

    Анализ документов – это совокупность методов, применяемых для получения из документальных источников той информации которая необходима для решения исследовательских задач. В социологии анализ документов принято называть вторичным анализом данных, так как исследователь имеет дело с событиями, уже описанными и интерпретированными кем-то до него.

    Под документом в социологии принято понимать специально созданный предмет для хранения и передачи информации: в тексте, на фото или видео, в рисунке или таблице, т.е. это источник, который содержит информацию о социальных событиях. С помощью анализа документов можно получать сведения о том, что уже произошло, наблюдение их уже невозможно.

    Психологи интересуются состоянием тревожности, неопределенности членов группы, механизмами формирования стереотипов и их ролью в процессе коммуникации. Социальные психологи изучают взаимодействие с коллегами, принятие решений, поведение в конфликтных ситуациях, отношение к лидеру и многие другие вопросы.

    Одним из методов, применяемых психологами, является социометрический анализ. Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в группе для последующего их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать социальное поведение людей в условиях деятельности трудового коллектива, а также судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

    Цели социометрического исследования:

    1. измерение-анализ состояния и степени сплоченности-разобщенности в исследуемой группе;

    2. выявление соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, т.н. «социометрических позиций», т. е., где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

    3. поиск и обнаружение внутригрупповых структур, сплоченных образований, во главе с неформальным лидером.

    Социометрию используют для измерения авторитета формальных и неформальных лидеров, для изменения внутренних связей и перегруппировки людей в командах, для того чтобы снизить напряженность вследствие проявления неприязни некоторых членов группы по отношению друг к другу. Проведение социометрической процедуры не требует больших затрат времени и сил. Она необходима в случае возникновения напряженных отношений в команде, для возможного совершенствования отношений. Исследователи не считают ее радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых могут лежать за пределами простых симпатий и антипатий членов группы. Тем не менее, эта процедура оказывает определенную помощь руководителю для знакомства с внутригрупповой структурой и внутригрупповыми отношениями. Надежность процедуры зависит, прежде всего, от правильного отбора критериев социометрии, что возможно предусмотреть при разработке программы исследования

    В целом, провести границу между социологическими и психологическими исследованиями очень трудно. Сегодня в основном проводятся междисциплинарные исследования, которые позволяют рассмотреть изучаемый феномен в комплексе и взаимосвязи с помощью различных методов.

    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


    написать администратору сайта