Методический материал. Социология. Методический материал. 1 Введение в результате изучения данного материала вы узнаете
Скачать 391.48 Kb.
|
6.1. Историческое наследие и культураИсторическое наследие – это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом и имеющие значение в настоящем. Историческое наследие – непременное условие для дальнейшего развития народа и его культуры. Можно сказать, что сохранение исторического наследия – часть развития культуры, поскольку культура не может начаться «с нуля», не может взяться «ниоткуда», она должна иметь точку опоры, базу, опираясь на которую можно дальше развивать и приумножать культурное богатство. В современном мире существует множество различных культур, и они очень разнообразны. По определению английского исследователя Э.Б. Тайлора «Культура … слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества»1. В культуру входят материальные элементы: орудия труда, здания и сооружения, одежда и утварь, предметы религиозного культа и многое другое. Духовная культура включает все формы социального поведения людей: учебную и трудовую деятельность, брачные ритуалы и семейную жизнь, конфликты и сотрудничество, религиозные церемонии и проведение свободного времени, литературу, искусство, науку, технологии. Иначе говоря, культура относится ко всему образу жизни членов общества, она вбирает в себя все, что мы думаем, как поступаем и чем владеем. Поэтому в самом широком смысле культура понимается как совокупность материальных и духовных ценностей и как творческая деятельность по их созданию и развитию. Специфика социологического определения культуры заключается в том, что культура понимается как система передаваемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, верований, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность. Иначе говоря, культура представляет социальную карту, зная и пользуясь которой человек может жить в обществе и быть полноправным членом группы. Человеческие культуры разнообразны. Принято различать мировую культуру, региональную культуру, культуру какого-либо конкретного общества и конкретного этноса. На земном шаре сосуществуют тысячи различных культур. Но при всех отличиях, при всей разности культур есть у них общие черты, или культурные универсалии. Основные виды человеческой деятельности по своему содержанию общие для всего человечества, в определенной степени они заданы биологической организацией и общепланетарной средой существования. Люди повсюду трудятся, обеспечивают себя пищей, организуют среду своего обитания, отдыхают, веселятся и т.д. Таких культурных универсалий насчитывают более 60: спорт, праздники, украшение тела, религиозные ритуалы, брачно-семейные отношения, запрет инцеста и другие. Однако формы, которые принимают у разных групп эти универсалии, различны. Для разных этносов характерны специфические формы трудовой деятельности, отдыха, нательных украшений, спортивных игр, гостеприимства. Как утверждал германский исследователь О. Шпенглер, каждая культура уникальна и неповторима, поэтому так трудно проникнуть во внутренний мир людей иной культуры, понять природу их символов, чувств, верований. В культуре каждого народа и общества приняты свои правила, которые кажутся странными представителям других культурных образований. В культуре заключены готовые методы решения проблем, образцы, помогающие предсказывать поведение других и свое собственное. Поэтому нельзя сравнивать разные культуры на основе одних и тех же критериев. Всякую культуру нужно изучать, исходя из ее собственных смысловых значений и ценностей. Таково ключевое правило социологии. Подобный подход в науке называют культурным релятивизмом (лат. relativus ― относительный). Иначе: ценности и нормы любой культуры относительны, они могут быть поняты только в собственном контексте. Противоположный подход называют этноцентризмом. Этноцентризм (непременная характеристика любого этноса, универсальное свойство сознания его членов) объявляет культуру конкретной группы эталоном, с которым соизмеряются другие культуры: они будут хороши или плохи, развиты или неразвиты, но всегда по отношению к эталону ― своей культуре. Социолог должен стремиться в максимальной степени избегать такого подхода. Этноцентрзм ― явление, необходимое для сохранения этноса, препятствующее процессам аккультурации. Этноцентризм питает патриотизм, любовь к своему народу, уважение его ценностей. Действительно, надо беззаветно любить свой народ, чтобы ради него пойти на подвиг, совершить героические поступки. Однако этноцентризм может перерасти в шовинизм ― проявления превосходства, пренебрежения к другим культурам, неприятия и унижения их (миссионерская деятельность с целью обратить «варваров» в свою веру, попытки навязать тот или иной «образ жизни», насильственное насаждение элементов западной демократии в странах с традиционным исламом и т.д.) 6.2. Усиление культурного разнообразия в современном обществе Современный мир в культурном отношении с одной стороны сближается, с другой – становится разнообразнее и сложнее. Как указывается во Всеобщей декларации о культурном разнообразии, принятой 31-й Генеральной конференцией ЮНЕСКО 2 ноября 2001 года, формы и типы культур меняются во времени и пространстве2. Это культурное разнообразие проявляется в неповторимости и многообразии особенностей, присущих группам и сообществам, составляющим человечество. Культурное разнообразие также необходимо для общества, как и биологическое разнообразие для живой природы. Оно расширяет возможности выбора для каждого человека, является одним из источников развития, обогащения индивидуальной и групповой жизнедеятельности, обеспечивает полноценную интеллектуальную, эмоциональную, нравственную и духовную жизнь. В эпоху глобализации, под воздействием происходящих технико-технологических процессов в мире культура изменяется, происходит интеграция культур, сближение, формирование их общих черт, но с другой стороны, мы наблюдаем дробление культуры на сегменты. Информатизация и расширение применения цифровых технологий приводят к расширению информационных связей между регионами, странами, народами, связывают их в единое информационное поле. Контакты и взаимовлияние разных социокультурных систем усиливаются, что приводит к изменениям материальной культуры, норм, обычаев и верований, то есть к аккультурации. Техника, технологии опережают развитие такой области духовной культуры, как ценностно-нормативная система, которая не успевает эти перемены усвоить. Уильям Огборн назвал это несоответствие культурным лагом или культурным запаздыванием, под которым понимается тот факт, что некоторые элементы культуры изменяются быстрее других, в результате чего может быть подорвана вся система культуры. Углубляющаяся глобализация требует изменения ценностных ориентиров. Страны и культуры, не вступившие своевременно на путь информатизации, обречены не только на экономическое, технологическое и политическое, но и в целом на культурное отставание. Эти явления усиливают разнообразие существующих культур на земном шаре. Основные направления сохранения культурного разнообразия в современном мире сформулированы ЮНЕСКО. Рассмотрим некоторые из них. Развитие форм сотрудничества между народами, наиболее благоприятствующих сохранению и поощрению культурного разнообразия. Расширение знаний в области культурного плюрализма и обмен наиболее эффективной практикой интеграции социальных групп, имеющих разную культурную принадлежность, в единое социально-культурное пространство городов и поселений. Более глубокое понимание и уточнение содержания культурных прав как неотъемлемой части прав человека. Сохранение языкового наследия человечества и содействие самовыражению, творчеству и распространению идей на максимально возможном числе языков Поощрение языкового разнообразия – при сохранении уважения к родному языку – на всех уровнях образования везде, где это возможно, а также изучения нескольких языков с самого раннего возраста Содействие с помощью образования осознанию позитивной роли культурного разнообразия и совершенствование в этих целях разработки учебных программ и подготовки преподавателей. Уважение и защита традиционных знаний, в частности накопленных коренными народами; признание роли традиционных знаний, особенно в вопросах охраны окружающей среды и управления природными ресурсами, и поощрение синергии между современной наукой и знаниями местного населения. Оказание помощи в обеспечении мобильности творческих работников, деятелей искусства, исследователей, ученых, а также в разработке программ и налаживании международного сотрудничества в научных исследованиях наряду с усилиями по сохранению и наращиванию творческого потенциала развивающихся стран и стран переходного периода. Содействие распространению «грамотности в области цифровых технологий» и совершенствованию навыков использования новых информационных и коммуникационных технологий, которые следует рассматривать одновременно как учебные дисциплины и как педагогические средства, способные повышать эффективность услуг в области образования. |